Как заинтересовать ребенка учебой дошкольника. Шесть способов вернуть внимание ребенка на групповом занятии. Нужно ли заставлять ребенка учиться

Доклад на тему:

" Как заинтересовать

дошкольника занятиями".

Подготовила воспитатель

Дошкольной группы

Орлова С. В.

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок."

(В. А. Сухомлинский)

Принципы обучения дошкольников.

Для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты стоит соблюдать основные принципы обучения:

1. Принцип обучения в игровой деятельности.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

2. Принцип заинтересованности.

Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

3. Принцип наглядности.

В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

4. Принцип последовательности.

Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

5. Принцип доступности и индивидуальности.

Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно.

Как же правильно организовать занятия?

Занятия для детей дошкольного возраста должны проходить динамично и интересно, иначе они попросту обречены на провал. Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке, все игрушки для них - живые. Также известно, что ребенок гораздо охотнее занимается если преподнести нужные знания в игровой ситуации. В конце концов, если дети через игру учатся, то можно себе облегчить жизнь, научив его тому, что считаем он обязан знать и уметь, привив ему необходимые навыки.

Большое внимание требует организация занятия. Здесь важно заинтересовать малышей, привлечь их внимание. Для этого отлично подойдет яркая и новая игрушка или громкий шум, который привлечет внимание детей. Далее можно начать рассказ от лица новой игрушки или рассказать о том, что привело, например, гномика в детский сад к ребятам.

Затем могут проходить различные задания для детей, которые также могут быть в игровой форме и сопровождаться яркими картинками или звуками. Не следует долго времени уделять одному и тому же заданию, иначе есть вероятность потерять интерес ребенка к нему. Все задания должны быстро сменяться другими, а само занятие быть динамичным.

В середине занятия необходимо провести физкультминутку, чтобы дать отдохнуть малышам. Затем можно с новыми силами продолжать занятие.

В последней части занятия с дошкольниками можно дать задание на продуктивную деятельность детей. Это может рисование или дизайн, лепка или аппликация, которое будет связано с темой занятия и будет хорошим итогом к нему.

Как заинтересовать ребенка?

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностямиразвития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Поэтому надо помочь ребенку развить и реализовать свои возможности, не жалея затраченного времени. Тогда ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у нас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы наши усилия были эффективными, нужно:

1. Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенок весело учится, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого прогресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень маленькое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Как понять, какие занятия могут заинтересовать ребенка?

Прежде всего, нам поможет наблюдение за детьми. Смотрим, во что дети играют с удовольствием и интересом. Очень важно, чтобы задание, которое мы даем ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: "Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?" Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.

Разрешаем ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий интерес к занятию. Мы демонстрируем ему, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия и тому подобное, но потом мы отпускаем его руку и даем ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.

Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и, чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если ребенок еще не может словами объяснить свое желание.

Таким образом, надо быть внимательным к интересам и предпочтениям ребенка и стараться быть гибким, и тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными.

А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.


Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней

Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

Заставлять и мотивировать

Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

  1. Помогите найти своему ребенку хобби - думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки - труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
  2. Не ставьте для него планок в учебе - Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке - 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
  3. Верьте в своего него - Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день - и через время у него будут совсем другие результаты.

Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

Выбирать Вам.

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

Если мотивировать, то как?

Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.

Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, - это очень прикольная штука)

Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

  1. Письмо - предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
  2. Книга - сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
  3. Стихи - выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
  4. Презентация - научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
  5. Интервью - помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
  6. Рассказ - попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
  7. Физ. минутка - между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
  8. Видеомотивация на учебу - посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

  • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
  • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
  • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
  • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!

Мотивация к учебе у студентов

Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

  1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
    Преподаватель и студент должны быть друзьями.
  2. Университет - важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
  3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
  4. Студенту важно уяснить, что дисциплина - самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня - гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
  5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!

В заключение

Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

Любой ребенок с момента рождения испытывает потребность развиваться, обучаться и овладевать новыми навыками. И задача родителей поощрять это стремление и не тормозить. Современный темп жизни, развитие информационных технологий, а также требования к детям настолько изменились, что малыш уже с пеленок изучает иностранные языки, учится читать и писать. Одним словом, ребенок получает такой огромный груз информации, что к моменту, когда он должен идти в школу, теряется интерес к учебе как таковой. И как быть? Как помочь малышу сохранить заинтересованность к получению знаний, более того – сделать так, чтобы учеба была в радость до последнего школьного звонка? Давайте об этом поговорим.

Готовь сани летом

Чтобы было проще адаптироваться к учебе, новым знаниям родители часто водят ребенка на подготовительные курсы или же занимаются с ним самостоятельно: учат считать, читать, писать, стараясь вложить максимальное количество информации в него. Это стремление вполне можно понять, ведь никто не хочет, чтобы его ребенок отставал в учебе. А теперь ответьте сами себе на вопрос: «А ребенок ваш тоже проявляет такую же инициативу? Или он занимается, только потому, что мама и папа сказали слово «так надо»?» Чтобы это желание не пропало – используйте в процессе обучения элементы игры, ведь ваша задача – заинтересовать малыша, мотивировать. Ваше родительское наставление в стиле «хорошая учеба – залог успешного будущего» для первоклассника просто набор слов. Такая мотивация более актуальна для старшеклассников, в возрасте 6-7 лет она пока еще не имеет значения.

Самое главное в предшкольный год – это поддерживать интерес к школе у ребенка, подготовить его к новой жизни, новым обязанностям, к ответственности и уважению к школе и учителям, донести до ребенка, что самое ценное в школьные годы – это полученные знания.

Предупреждаем разочарования

Идя в школу, ребенок может даже и не знать, что его там ожидает. Ну вот не посчитали нужным родители объяснить заранее, что да как. И очень зря. Уделите и этому моменту внимание, дорогие мамы и папы. Расскажите, как надо вести себя на уроке, как вести себя в коллективе, что необходимо слушать учителя. Будет замечательно, если вы познакомите малыша заранее со школой, отведете его туда, пусть он познакомится со своей учительницей. Не стоит показывать ребенку свои переживания – ему и своих вполне достаточно. Если он видит, что мама переживает, то вполне может придумать себе, что школа – на самом деле не такое безопасное место и там может быть страшно. И вот пока он будет бороться со страхами, на учебу у него точно не останется времени, а вы будете думать, что ваш ребенок не может усвоить материал.

Все дети разные: кто-то хватает информацию на лету, кому-то надо немного времени, чтобы ее усвоить, а некоторым нужно несколько раз объяснять, чтобы был понятен материал. Разумеется, что у учителя нет возможности ориентироваться на всех учеников, она будет ориентироваться на большинство, объясняя материал. И вот в этом кроется еще один момент для разочарования: ребенок может расстроиться из-за того, что не понял чего-то на уроке, а переспросить постеснялся. Я сама была такой же в начальной школе, а потому мне было трудно выполнять домашнее задание. Поэтому, нам, родителям, стоит уделять внимание к первоклассникам, проверять домашние задания, интересоваться, как прошел день, что нового он узнал на уроках. Ни в коем случае не выполняйте задания вместо ребенка, не подсказывайте ему – пусть старается сам, и только в случае, если вы видите, что ребенок действительно не понимает, помогите разобраться.

Виды мотиваций к учебе

О первом варианте я уже выше говорила: это учеба с целью получения знаний и в дальнейшем возможность получения хорошего образования, престижной работы и так далее. Увы, для ребенка младшей школы этот вариант не пройдет. Мотивация на перспективу для него пока что не понятна, а значит и не интересна.

Второй вариант – жажда знаний или познавательная мотивация. Однако и этот вид тоже не всегда срабатывает. Ребенку на помощь приходит интернет, всевозможные телевизионные передачи с познавательным уклоном, художественная литература, детские энциклопедии. И учителю уже сложно удивить учеников чем-то новым, чем скажем, когда мы были в возрасте наших детей. Ребенок приходит в школу, зная, пусть и приблизительно, о динозаврах, устройстве Солнечной системы, строении человека. Вот тут уже задача родителей и педагога помочь ребенку закрепить то, что они уже прочли или посмотрели по телевизору, систематизировать приобретенные знания, а также усвоить много нового, может и не столь интересного, но необходимого в дальнейшем, материала.

Третий вариант – похвала и поддержка родных людей. Изначально ребенок проявляет рвение к учебе из желания радовать маму и папу своими успехами. Не скупитесь на похвалу в таком случае, дайте понять своему малышу, что вы гордитесь его успехами! Таким образом, у него появится стимул учиться далее, узнавать что-то новое и приносить хорошие оценки. Если ребенок получил плохую отметку – не спешите ругать его за это. Для начала нужно понять, почему так вышло, может быть, он не понял материал, не успел выполнить задание. Например, у меня в начальной школе был ужасный почерк – из-за этого мне часто снижали общую оценку за выполненную работу в тетради. Учитесь доносить свои замечания до ребенка тактично, поверьте, что комплимент в стиле «пишешь, как курица лапой» не прибавит ребенку желания писать еще лучше и старательнее. Но и захваливать просто так тоже не стоит – иначе похвала потеряет свою ценность для него.

Подведем итог

Итак, давайте резюмируем все, написанное выше. Чтобы заинтересовать ребенка учебой – у него должен быть мотив. Со старшеклассниками все более-менее понятно: они уже понимают, что школа – это старт для будущего, чем успешнее он будет, тем удачнее все сложится для него во взрослой жизни. Они уже более самостоятельны и ответственны в своих поступках. А как быть с малышами, которые только начинают учебу и толком еще даже не понимают, зачем нужно ходить в школу?
Для них важен мотив: будь то похвала или жажда новых знаний – неважно, главное, чтобы он был у малыша. Однако, на одной мотивации далеко не уедешь. Ребенку необходимо знать, что он не один, что вы рядом и всегда поможете. Поэтому, с того самого момента, как ваш ребенок пошел в школу проявляйте интерес к его учебе: контролируйте первое время достаточно тщательно выполнение домашних заданий, подготовку школьной формы и рюкзака на следующий день. Но, как я уже говорила выше, не оказывайте ему «медвежью услугу» и не учитесь за ребенка.

Он должен понимать, что выполнение домашних заданий – это его обязанность. Так же как, скажем, ваша, заботиться о нем. Донесите до ребенка, что для вас очень важно, какие знания он приобрел, выучив тот или иной урок. Не забывайте, что после школьных занятий малышу обязательно нужно отдохнуть, минимум 2 часа. Если у вас есть возможность – прогуляйтесь по парку, просто по улице. Пусть он переключится и немного отвлечется. Часто дети после школы идут на кружки, в спортивные секции дополнительно заниматься. Это очень здорово, но не забывайте, что после ребенку все равно нужен отдых. Плохое настроение, головная боль и любая другая – не самые лучшие помощники в выполнении домашнего задания, заставлять в таких случаях, чтобы ребенок немедленно сел за уроки неправильно. Чтобы ему было легче распределять время – составьте вместе режим дня, таким образом, вы научите ребенка дисциплине и порядку.

Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, а наоборот, стремился к знаниям, будьте рядом с ним. Внимание, а также понимание – вот та самая, необходимая ребенку помощь, которая ему необходима. Он должен знать, что не смотря на неудачи, плохие отметки дом – это то место, где ему помогут, где его выслушают и поддержат.
Успехов вам и хороших оценок!

Часто родители, пытаясь научить ребёнка полезным, по их мнению, вещам, обнаруживают, что кроха абсолютно не имеет желания усваивать предлагаемую ему информацию. Вместо этого он предпочитает часами смотреть в монитор, либо носиться по двору с друзьями. Позже проблема переносится на учёбу в школе, на дополнительное образование в виде творческих кружков и спортивных секций, и.т.д. Ребёнок просто теряет интерес к продуктивной деятельности, предпочитая впустую «убивать время». Почему это происходит, и как этого избежать?

Для начала, обратите внимание на себя. Подумайте, насколько активный и интересный образ жизни вы ведёте. Если всё своё свободное время вы проводите у экрана телевизора, либо с электронным гаджетом в руках, ограничивая своё общение с окружающими общими фразами в духе «Нужно сходить в магазин», «На улице холодно» и «Где пульт?», не удивляйтесь соответственному поведению ребёнка. Когда вы упрекаете его в лени и малой активности, он воспринимает это лишь как необоснованную придирку, видя, что вы сами не выполняете собственные установки.

Подумайте, точно ли вы знаете, что интересно детям, и не пытаетесь ли вы подменить их интересы своими. Предположим, вы очень любите шахматы, долгое время профессионально занимались ими и хотите заразить своим увлечением своего сына. А тот с тоской и недоумением смотрит на доску и фигуры, плохо слушает ваши объяснения и при малейшей возможности пытается улизнуть во двор, где его друзья гоняют футбольный мяч. Не является ли такое поведение ребёнка намёком на то, что его потенциальное увлечение лежит в совсем другой сфере?

Вспомните, насколько часто ребёнок подходит к вам с вопросами, и какие ответы от вас получает? Если вы часто отмахиваетесь или отделываетесь фразами в стиле «Вырастешь – поймёшь», «Тебе рано это знать», вряд ли это способствует развитию детской любознательности и заинтересованности в чём-либо.

Если вы не имеете ни малейшего представления, чем заинтересовать ребёнка, главный совет – разговаривайте с ним. Спросите, как прошёл день в школе, узнайте о том, что интересно детям, с которыми он общается. Если вам удастся завести оживлённую беседу, могут проявиться важные детали. К примеру, если ваша дочь долго и оживлённо рассказывает о том, как её одноклассница здорово танцует – это явный повод поинтересоваться, не желает ли девочка сама научиться танцевать.

Иногда разговор по душам может выявить и не очень приятные детали – например, у ребёнка пропал интерес к учёбе или к посещению спортивной секции из-за конфликта со сверстниками или учителями. В первом случае нужно вместе подумать над тем, как восстановить отношения в коллективе, во втором – вам, вероятно, придётся, выделить время на то, чтобы лично пообщаться с педагогами и выяснить, в чём проблема.

Если проблем с общением нет, но отсутствие интереса к учёбе, тем не менее, налицо – возможно, у ребёнка неверная мотивация. Когда он говорит вам, что он получил хорошую оценку, нужно хвалить его не за факт наличия цифры «5» в дневнике, а за способ её получения. Отмечайте усилия, которые были приложены: «Ты молодец, потому что не поленился выучить большое стихотворение», «Видишь, у тебя очень хорошо получается рисовать». Если вы помогаете в выполнении домашнего задания, не делайте всё за ребёнка, а предоставьте ему возможность продолжить начатое вами. Пусть он попутно рассуждает вслух, объясняя, почему выполнять задание стоит именно так. В случае ошибок - приводите новые примеры с подробным разбором, в случае правильного решения – хвалите. Так у детей укрепляется вера в собственные возможности и исчезает страх сделать что-то неправильно.

Иногда бывает так, что ребёнок имеет очевидные успехи в какой-либо школьной дисциплине, но не интересуется ей из-за скучного формата уроков и слишком стандартных, легко дающихся заданий. Пробудить тягу к предмету может просмотр познавательных передач, решение более интересных, «олимпиадных» заданий, чтение занимательных детских энциклопедий. Если ребёнку хорошо даётся иностранный язык – предложите ему посмотреть любимый мультфильм, озвученный на этом языке.

Когда речь идёт не о хобби, а о более обыденных вещах, таких как уборка по дому, попытайтесь вызвать у отпрыска «спортивный интерес». Сыграть можно как на командном «чувстве локтя», так и на принципе здоровой конкуренции. «Сегодня мы вместе чистим картошку, чтобы потом вместе сварить суп. Кто первым почистит свою часть картошки, тот выбирает, куда мы пойдём на выходных».

Так как заинтересовать ребёнка мягким, полуигровым способом в некоторых случаях всё же не удаётся, иногда следует включать определённую строгость. Тут важен фактор дисциплины – её отсутствие сильно демотивирует даже взрослых людей. Стоит ли говорить о детях? Прививать дисциплину стоит с раннего возраста, мягко, но настойчиво. Важную роль играет вовлечение малыша в коллектив – пресловутый детский сад приучает его к определённому режиму дня и выполнению заданий. Дома заведите свой распорядок. Разумеется, не «казарменный», но с чётко оговоренными рамками поведения. Нарушение этих рамок поощрять не стоит. Ещё один неплохой ход – завести домашнее животное, частично поручив заботу о нём ребёнку. Это одновременно поможет тому развить чувство ответственности за свои поступки и добавит положительных эмоций в семейные отношения, ведь любимый домашний питомец – отличный повод для совместных игр и дружеского общения.

Вы можете или написать свой.

Стремление получать знания закладываются в раннем детстве, когда малыш только учится познавать мир, задает тысячу вопросов, на которые родителям отвечать лень или некогда. Не желая тратить время на разъяснения, взрослые часто выполняют работу за первоклассника: так им кажется быстрее и легче. И только в подростковом возрасте, когда на носу экзамены и поступление в вузы, а у ребенка отсутствует желание и даже просто умение учиться, они спохватываются, совершая массу ошибок. А начать нужно с главного - с разговора и выяснения причин, по которым ребенок забросил учебу.

Содержание:

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению.

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом». Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно.

Мотивация средних и старших школьников

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем.

Видео: Психолог о том, как замотивировать школьников на обучение

Другие причины

Причинами, по которым дети плохо учатся, могут также быть следующие:

  1. Проблемы во взаимоотношениях с учителем, когда ученик игнорирует предмет или вовсе пропускает уроки.
  2. Непонимание цели и ценности изучения предмета. Например, многие школьники не могут понять, для чего им читать и пытаться интерпретировать литературные произведения или запоминать сложные геометрические формулы, если потом, как они считают, им это не понадобится.
  3. Непродуктивность учебной деятельности. Ребенок готовится к занятию, но учитель из урока в урок не опрашивает его или, как ему кажется, занижает отметки. В этом случае интерес к учебе быстро угасает.
  4. Нередко причина снижения успеваемости кроется во взаимоотношениях с одноклассниками. Это может быть боязнь показаться «ботаником» или же конфликт, из-за которого ребенок боится идти в школу.
  5. Иногда виновниками неуспеваемости становятся неврологические проблемы: рассеянность, гиперактивность .

Хорошо, если родители находят общий язык со свои чадом, им удается выяснить у него лично причину, по которой он стал учиться хуже. Но чаще дети, особенно подростки, с трудом идут на контакт, а иногда и сами не могут разобраться в себе и происходящем. В этом случае следует посетить психолога, школьного или семейного.

От того, как будут действовать родители, во многом зависит отношение их детей к обучению. Психологи советуют собственным примером поощрять к получению новых знаний, активному образу жизни. Если замечено, что школьник потерял интерес к учебе, возможно, пришло время самим отправиться на дополнительные курсы, чтобы показать, что учиться нужно и важно в любом возрасте.

Не все одобряют пассивное просиживание выходных у телевизора, лучше взять ребенка и отправиться в поход или провести день на лыжах, коньках, попробовать себя в конном спорте. Иногда элементарная лень становится причиной плохой успеваемости, активная жизненная позиция не позволит погрузиться в обывательщину в столь юном возрасте.

Выполнение домашних работ, дополнительные занятия

При выполнении домашнего задания начинают с наиболее трудного. Для кого-то это математика, кому-то хуже дается литература или русский язык. Желательно, чтобы дети выполняли все самостоятельно, родители могут проверить, указать на ошибки, объяснить их и вместе исправить. Творческие задания (рисунки, аппликации, плетение, вязание и прочее) интересно выполнять совместно. Не стоит родителям брать эту работу полностью на себя. Такие творческие моменты очень объединяют, в это время можно провести дружескую беседу, как бы невзначай выведать пару секретиков об отношениях в классе и с учителями.

Если обучение дается тяжело, обязательно нужно помочь. У большинства родителей не хватает знаний для выполнения домашних работ по всем дисциплинам. В этом случае лучше обратиться к репетитору. Часто именно непонимание материала становится причиной снижения успеваемости. Но выполнять задание за ребенка тоже не стоит (этим грешат в особенности родители первоклашек), ведь так самостоятельность выработать будет крайне сложно.

На заметку: Педагоги не советуют сразу же после школы сажать детей за выполнение домашнего задания. Нужно дать время на обед и отдых, только потом приступать к урокам. Время наибольшей работоспособности мозга школьника, как считают психологи, - с 15 до 18 часов.

Нельзя полностью загружать ребенка, отнимая у него личное время. Некоторым мамам помог прием, подсказанный педагогом: оставить один выходной, которым ребенок распорядится на свое усмотрение. Он может провести время с родителями (не настаивать), друзьями, поиграть в компьютерные игры или пролежать целый день у телевизора (при условии, что все заданные уроки выполнены в другие дни). Кто-то находит такой подход неправильным, но он действует, и некоторые ребята усердно занимаются всю неделю ради того, чтобы сутки побездельничать на законных основаниях.

Поощрения и наказания

Важно правильно выстроить взаимоотношения с ребенком, основанные на взаимоуважении и понимании. Нельзя ругать и наказывать за ошибки, ведь не ошибается тот, кто ничего не умеет. Ошибки в любом новом деле – естественный процесс, свойственный и для взрослых, не говоря уже о детях, которые только начинают узнавать новое. Постоянные упреки надолго отобьют желание учиться.

Оценивать следует прежние и новые достижения детей, а не отметки за них. Например, ребенок за предыдущую работу получил «тройку», выполнив ее с десятью ошибками. Новая аналогичная контрольная с той же отметкой, но с меньшим количеством ошибок будет безусловным достижением, которое следует отметить, поощрить словами, тогда самооценка школьника не пострадает.

За учебу и хорошие отметки нельзя дарить подарки или обещать денежное вознаграждение. Поначалу это бывает неплохим стимулом, дети стараются, но со временем требования будут только расти, вполне возможно, что через время будет выставлен ультиматум: отличная учеба за дорогой смартфон или компьютер. Можно поощрять неделю учебы без троек походом в зоопарк или другими увлекательным времяпрепровождением.

Психологические аспекты

Многого требовать от детей нельзя. Современная программа обучения достаточно сложна, для ее освоения нужны немалые усилия и развитая сила воли, умение концентрировать внимание и отличная память . Если помимо учебы ребенок ходит на дополнительные занятия, кружки и секции, возможно переутомление и снижение познавательной активности. Как следствие, теряется интерес к обучению.

Перед сложной контрольной работой или другим испытанием детей следует поддержать. В случае неудачи нельзя акцентировать внимание на этом и тем более ругать. Неудача сама по себе действует угнетающе, особенно если ребенок действительно готовился и старался.

Родителям обязательно нужно познакомиться с классным руководителем ребенка, учителями-предметниками и школьной программой. Если есть какие-то особенности развития, поведения, мировосприятия у школьника, следует обсудить это с каждым из преподавателей.

Основной проблемой обучения, с которой борется большинство современных школ, - абстрактность и оторванность знаний от жизни, непонимание детьми, для чего эти знания нужны и в какой области могут пригодиться. Если учителям не удается справиться с актуализацией знаний по своему предмету, этим придется заняться родителям. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего саморазвития, обучения и получения профессии. Можно сделать акцент на том, что с образованным и развитым во многих областях человеком общаться намного интереснее.

Значение профориентационной работы

В начальной школе думать о профориентации рано, но уже теперь родителям рекомендуют следить за способностями ребенка, определять его склонности и интересы. Обучение в среднем звене – время для обозначения круга интересов, акцентирования внимания на связанных с ними предметах. Детям же старших классов следует определиться с будущей профессией и усиленно заниматься именно в выбранной области, не забрасывая, однако, остальные дисциплины, чтобы хорошо сдать экзамены, что является обязательным условием для поступления в вуз.

Ребенка следует принять таким, каков он есть, и учитывать его пожелания. Если у него есть стремление и способности заниматься рисованием или петь, не стоит заставлять его ходить на развивающие занятия повышенной сложности по математике.

Видео: Методы мотивации ребенка на получение знаний