Причины кризиса 7 лет. Консультация (подготовительная группа) на тему: Кризис семи лет у ребенка. Что делать? Советы опытных психологов

Всем доброго дня! Сейчас мамы девочек могут немного отдохнуть и « прогулять» сегодняшнюю лекцию. Речь сегодня пойдёт о мальчишках-озорниках и особенностях их психологии и воспитания. Впрочем, оставайтесь все. Мы ведь уже одна большая семья, в которой чужих детей и проблем не бывает. Кстати, о проблемах.

Считается, что сыновья приносят мамам гораздо больше забот и переживаний, чем дочки. Больно уж беспокойный народ. Едва научились ходить, а уже набивают шишки, лезут в лужи и на деревья, гоняют голубей. Этакие маленькие бандиты. Как же с ними справляться?

Ранее мы уже говорили о том, . Сегодня же хочу остановиться на конкретном периоде, когда нужно обратить на многие моменты поведения ребёнка особое внимание. Психология ребёнка 7 лет, мальчика особенно, требует отдельной публикации, решила я, и приглашаю вас сегодня к обсуждению важных моментов этой темы.

«Папенькин» сынок

Помните, как в древней Спарте сурово воспитывали мальчиков? Делали это непременно мужчины. А слабых и хилых мальчишек, говорят, и вовсе сбрасывали со скалы. Ужасные были времена. Зато сейчас при живых отцах растёт полно изнеженных маменькиных сынков.

Так вот, милые мамы, правило №1 в воспитании сына – не баловать и не растить комнатное растение. Тем более в 6-7 лет, когда мужская природа в мальчике начинает расцветать буйным цветом. Психологи считают, что именно в этом возрасте будущий мужчина уже ясно осознаёт свою половую принадлежность, и это нужно всячески поддерживать, объяснять сыну, что такое хорошо и что такое плохо, где нужно поступить по-мужски, подавать положительный пример.

Сейчас самое время «сдать» ребёнка на воспитание отцу. Пусть чаще проводят время вместе. Мальчику это просто необходимо, он как губка впитывает любое слово и действие папы. Если папы нет, или он, например, работает дальнобойщиком или моряком дальнего плавания, то на роль воспитателя подойдёт и дедушка, и крёстный, и дядя.

Бывает, что и их нет, как же быть тогда? Мамы, ну мы с вами народ мужественный, и вполне можем и сами вырастить полноценного мужчину. Пусть папа даже вас бросил и видится с сынишкой раз в месяц. Вы не должны и не имеете морального права отзываться о нём плохо. Какой бы ни был, но он отец, и для мальчика он сейчас святое.

Уверена, что у большинства из вас всё же полные счастливые семьи, и папа «в наличии» есть. Так вот, дорогие отцы, одного вашего молчаливого присутствия дома мало. Пора действовать! Сын смотрит на вас во все глаза и копирует во всём. Если вы, приходя домой с работы, валитесь на диван и смотрите телевизор, ребёнок думает, что настоящий мужчина именно так и должен делать. А надо бы встать, помочь маме убрать посуду со стола, а то и ужин приготовить.

Уважение к женскому полу мальчики перенимают от пап.

Ещё чуть-чуть и в школе он познакомится с новыми девочками, и вести себя с ними будет точно так же, как и вы обращаетесь с супругой. Даже если в семье происходят ссоры, старайтесь «ругаться цивилизованно». Помните, что ребёнок тоже участвует в ваших конфликтах, пусть и в качестве наблюдателя. Все упрёки и оскорбления, которые он слышит от родителей в адрес друг друга, отпечатываются в его памяти.

Сейчас отец должен больше привлекать сынишку к мужским занятиям. Рыбалка, починка велосипеда, игры в футбол на улице – мужчины в любом возрасте обожают такое времяпрепровождение. Игнорировать сына, ссылаясь на усталость и занятость, чревато. Потом не удивляйтесь, что малыш разбил окно в школе, побил соседского мальчишку или поджёг чей-то почтовый ящик. Так он старается привлечь внимание к своей персоне и заодно вымещает обиду.

О пестиках, тычинках и первой любви

Что же делать в этот период маме? Ну, конечно, не сидеть сложа руки. Мамина нежность и теплота по-прежнему необходимы мальчику. Мама – самый близкий человек, который и пожалеет, и выслушает, и всегда поможет. Оба родителя в воспитании должны гармонично дополнять друг друга. Не забывайте, что скоро малышу , а это для него новый, пока неизведанный мир.

Сейчас нужно не только привить сынишке любовь к порядку, но и основы порядочности.

И опять же, не забывайте о наглядности, то есть о личном примере. Папа, который разбрасывает носки по квартире и хамит соседям – плохой пример. Папа, аккуратно раскладывающий вещи, следящий за своей гигиеной и чистотой обуви, вежливый и справедливый – пример положительный. Действуйте, родители. Несмотря на то, что скоро в жизни вашего мальчика появится первый учитель, главными педагогами останетесь для него вы.

В 7-8 лет, по наблюдениям психологов вашего сына может посетить первая любовь. Да-да, ранняя, школьная и слегка наивная. Поэтому готовьтесь, мамы и папы. Совсем скоро ваше чадо захочет с вами серьёзно поговорить. Половое воспитание в этот период имеет свои особенности и тонкости.

· Старайтесь не оставлять без ответа любые вопросы о девочках и отношениях с ними. Наверняка сын спросит, как познакомились вы. Так расскажите, но добавьте в вашу историю «сказочные», волшебные моменты.

· Само собой, будут и вопросики о том, откуда же и каким образом у вас, влюблённой пары, появился он. Вот тут поаккуратней. Даже про «пестики-тычинки» ребёнку пока говорить рановато. «Ты у нас появился, потому что мы очень любим друг друга», — вот такой ответ вполне подойдёт. Лучше объяснять сынишке всё на доступном, ребячем языке, а не заумными выражениями из медицинских справочников.

· О насилии и жестокости лучше не упоминать. Если по телевизору идёт кино, где женщину оскорбляют или поднимают на неё руку, немедленно переключите. Для формирующейся и нежной детской психики это настоящий удар. Тираны и маньяки тоже, знаете ли, не сами по себе вырастают. Всё идёт из семьи.

Если вы чувствуете, что сын чересчур агрессивен к женскому полу, попросите его нарисовать простой рисунок – вашу семью. Как правило, по рисунку можно определить многие черты будущего характера и отношения к себе и родителям. Маленькая мама и огромный властный папа — признак того, что у матери явно нет авторитета в семье, супруг морально и физически её угнетает. Именно так ваш сын и будет в дальнейшем вести себя с девочками.

Психология мальчика и его воспитание

Психологи советуют родителям в этот период взять себя в руки, набраться терпения и максимум себя отдавать ребёнку. Будьте с ним на равных. Авторитарное воспитание давно забраковали все педагоги, оно плодов не приносит.

Родители-друзья, к которым всегда можно обратиться за советом, вот кем вы сейчас должны стать для своего сына.

А от недопонимания и «недообнимания» вырастают озлобленные на весь свет и в то же время нерешительные и замкнутые мужчины. Вашему сыну это не грозит, ведь теперь вы знаете, как нужно себя вести, чтобы вырастить достойного, любящего, справедливого человека, настоящую личность. Продолжайте в том же духе! Ну а я ненадолго вас покину. Жду ваших комментариев и отзывов, до новых встреч!

Родители семилетки могут заметить резкое изменение поведения малыша. Появляются капризы, упрямство, замкнутость, конфликтность, желание влезть во "взрослые" разговоры, возникающие без причины. Однако через это время - кризис 7 лет - проходят все дети. По мнению психологов, кризисные периоды являются нормальной, неотъемлемой частью развития человека. На рубеже 6-7 лет ребенок приобретает новые умения, получает обширные знания, процесс осознания которых нередко бывает длительным и сложным для всей семьи.

Причины перемен в поведении детей

Современная психология выделяет несколько факторов, которые становятся в основе возникновения кризиса семилетнего возраста:

  • Появление у малыша новых потребностей. В 7 лет он нуждается в самостоятельности, инициативе, активном мышлении. Неготовность ребенка к их реализации или запреты родителей, ограничивающие его действия, и приводят к кризису.
  • Осознание малышом новой социальной позиции - статуса школьника. В 7 лет он понимает, что изменилось его место в мире общественных отношений.
  • Из-за изменения у ребенка самосознания происходит переоценка ценностей. Психология семилетнего малыша такова, что он приобретает новые ценности. Все, что было для него важным раньше: игрушки, мультфильмы, перестает его увлекать. В 7 лет дети с удовольствием интересуются тем, что имеет отношение к процессу обучения, деятельности взрослых.

Как проявляются возрастные особенности?

Из-за возрастного кризиса сложной становится жизнь и самого ребенка, и его родителей. В поведении малыша проявляется капризность, непослушность, манерность. Он может начать паясничать, кривляться, нелепо ходить, говорить, коверкая слова. Для кризиса характерно резкое изменение отношения ребенка к окружающему миру. Могут кардинально поменяться его желания, мечты, стремления.

Семилетка осмысливает собственные переживания. Теперь он понимает, что означает радость, злость, огорчение. В возрасте 7 лет возникает логика чувств: малыш начинает обобщать воспоминания, переживания. Формируется внутреннее отношение ребенка к какому-либо моменту действительности.

Для кризиса характерна утрата детской непосредственности. Наука психология выделяет в поведении семилетки помимо желаний и действий эмоционально-смысловую оценку поступка. Малыш 7 лет уже может осознать, какое значение будет иметь для него желаемое. Психология семилетки пополняется такими понятиями, как самооценка и самолюбие. В этом возрасте для ребенка становятся очень важными уважение, проявленное к нему взрослыми, признание его независимости и самостоятельности.

В период кризиса у ребенка меняется отношение к взрослым. Для него взрослый теперь не только близкий человек или приятель. Малыш начинает понимать, как вести себя с незнакомыми, не доверяет им. У родителей могут возникнуть проблемы с воспитанием семилеток. Дети могут стать неуправляемыми, намеренно идти на конфликт, надолго замкнуться в себе.

Однако не все проявления возрастного кризиса отрицательны. Семилетний ребенок - вполне организованная и самостоятельная личность . Готовясь к поступлению в школу, он начинает интересоваться учебным процессом. Некоторые дети 7 лет с удовольствием помогают взрослым в повседневных делах.

Все симптомы могут быть ярко выражены у одних детей и почти не проявляться у других. Родители должны знать, что в кризисный период 7 лет у малыша под воздействием ряда неудач или успехов может сформироваться устойчивый комплекс, как положительный, так и отрицательный. Чувства неполноценности, оскорбленного самолюбия или собственной значимости, исключительность, приобретенные ребенком в период кризиса, могут значительно повлиять на развитие его личности.

Если вы заметили в поведении семилетки проявления кризиса, не паникуйте. Помните, что эти симптомы абсолютно нормальны, они являются неотъемлемой частью психологического развития детей. Несложные правила, которые родители должны соблюдать при воспитании дочки или сына, помогут пережить этот период безболезненно.

  1. Внимательно выслушивайте мнение ребенка, соглашайтесь с его точкой зрения. Так вы повысите его самооценку и укрепите в нем самоуважение.
  2. Развивайте в малыше самостоятельность, не подавляйте его активность. Не запрещайте, если не можете объяснить причину запрета. Обязательно помогайте ему в трудных ситуациях, показывайте свою любовь, понимание, чаще хвалите в случае успеха.

    Предоставляйте семилетке возможность высказаться при обсуждении различных тем. Проявляйте заинтересованность его точкой зрения. Поправляйте его, если он не прав в чем-то, но не критикуйте.

    Найдите время ответить на все вопросы, задаваемые ребенком. В возрасте 7 лет дети еще очень любознательны, они желают знать буквально все, постоянно спрашивая "почему". Даже если малыш задает вопрос повторно, терпеливо повторите ему то, что вы уже говорили. У детей, от которых не отмахивались родители, объясняя все, что их интересует, активно развиваются интеллектуальные и социальные навыки, они легче переносят кризисные симптомы.

    Чтобы укрепить у ребенка веру в себя, поощряйте его даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения. Это способствует быстрому развитию самостоятельности.

    Следите, чтобы все окружающие малыша люди предъявляли к нему одни и те же требования. Семилетка должен четко понимать, что можно, а что запрещается.

    Научите малыша выражать свои потребности, показывать внутренние эмоции. Не забывайте, что душевные переживания человека сильно влияют на внешнюю сторону его жизни.

    Возрастной кризис пройдет гораздо легче, если родители будут подавать семилетке пример поведения. Нельзя показывать в присутствии малыша злость, недовольство, сильную обиду, раздражение. Необходимо следить за культурой общения. Вредные привычки также не допустимы. Помните, что поведение ребенка - отражение ваших поступков.

Родители малыша 7 лет, столкнувшиеся с изменением в его поведении, должны понять следующее:

    кризис - неизбежный, но естественный период в развитии каждого ребенка;

    это время протекает спокойно у одних детей и достаточно бурно у других;

    основное в кризисном периоде - не трудности в воспитании, а перемены, происходящие в детском самосознании;

    наступление кризиса говорит о социальной готовности малыша к более серьезной деятельности и обучению в школе.

Как вести себя родителям? Как помочь ребёнку адаптироваться в школе?

Родители, как правило, особенного внимания подобному явлению не придают, да и, вообще, мало кто верит в существование каких-либо кризисов развития. Все давным-давно запомнили, что страшен только подростковый возраст, мамы с ужасом ожидают этого ужасного полового созревания, порой даже не предполагая, что почва будущих истерик готовится сейчас, в 7—9 лет, и если успешно пройти это испытание природой, то и будущие гормональные изменения не станут такими уж страшными и опасными.

Так что же происходит с ребёнком в этом возрасте? И связан ли этот кризис только с тем, что ребёнок переходит в новый социальный статус ученика? Переход в новый статус очень важен, но ещё важнее те изменения, которым подвергается головной мозг ребёнка в процессе созревания в этом возрасте. В возрастном интервале с 6—7 до 9—10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий головного мозга, в результате чего ребёнок уже может регулировать своё поведение и переходит от предметной деятельности к умственным действиям (анализ, обобщение, рассуждение, умозаключение и пр.).

К 7 годам ребёнок сильно меняется. Лицо теряет «кукольные» черты, происходит смена зубов, начинается быстрый рост, изменение рациона питания, вкуса, повышается выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалую роль в этом играет центральная нервная система и железы внутренней секреции, новые взаимосвязи в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. По мнению многих учёных, именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Естественно, что основным испытанием для первоклассника являются не эндокринные изменения, но не учитывать их нельзя.

Очень редко кризис 7 лет выражается в прямой агрессии, исходящей от ребёнка, это, наверное, самый тихий возрастной кризис, порой, если родители ведут себя правильно и продумывают свои требования, его можно и вовсе избежать. Необходимо вовремя объяснить ребёнку, если он сам не осознал всей серьёзности ситуации, что именно изменилось в его жизни, помочь малышу сделать правильную переоценку собственных ценностей. Игры, прогулки, мультфильмы — второстепенны, в первую очередь — учёба.

Но всё это легко в теории, на практике одних убеждений мало. Необходимо постоянно напоминать малышу, что он становится взрослым, а значит ответственным, и территория его ответственности лежит в получении знаний. И тут уже придётся самим родителям проявить терпение. В данный период становления ребёнок больше внимания уделяет своим переживаниям, становится крайне эмоциональным, резким в высказываниях и, если взрослые, вместо того, чтобы спокойно и доступно объяснять новые школьные требования, ставить перед ним конкретные задачи, будут обвинять и заставлять, то результат получится даже не нулевым. Стоит ли тратить лишние силы, собственные и своего ребёнка, на то, чтобы на выходе получить минус?

Несколько лет назад Олег, один из моих учеников, став первоклассником, никак не мог понять, почему его заставляют ходить в школу. Первого сентября он честно отстоял на линейке, сфотографировался, подарил учительнице букет, он с удовольствием сходил в школу ещё и второго и третьего, но к концу недели ему это занятие порядком надоело. Правды ради стоит заметить, что детского сада он не посещал, воспитывался в основном бабушкой и об обязанностях взрослеющего молодого человека представления не имел. К такому испытанию, как школа, он был, естественно, не готов. Недели через две он уже категорически отказывался идти в школу, а через месяц заболел, и весьма серьезно. Это не было симуляцией, просто его нервная система дала сбой. И виноваты в этом прежде всего родители. Мало того, что ребёнка никто не подготовил к изменениям в общем течении его жизни, родители, решив, что Олег уже вырос и обязан учиться, пошли «наилегчайшим путём» — не вдаваясь в подробности его переживаний, они просто заставили его ходить в школу и делать домашние задания. Сейчас он учится в десятом классе, кочует с тройки на тройку и имеет бронхиальную астму. И я уверена, что если бы можно было что-нибудь изменить, мама с удовольствием вернулась бы в те времена и вела себя несколько иначе по отношению к сыну. Но тогда она и слышать ничего не хотела — ведь Олег был «должен и обязан», а в условия её задачи входило «заставить и наказать», когда мальчик не слушается.

Ещё одним из проявлений кризиса семилетнего возраста может стать эмоциональная закрытость, придумывание невероятных историй, откровенный обман. Естественно, что не заметить этого вы не сможете, но, прежде чем ругать и призывать к честности, разберитесь, что спровоцировало вашего сына или дочь на подобное поведение.

Один мой ученик, приходя из школы, рассказывал маме о том, как тяжело ему даётся совмещение учёбы с работой. Где и когда он услышал эту фразу, мы не знаем, но выражался он именно так. Причём, как позже выяснилось, работа ему была поручена очень серьёзная — он вытачивал на станке очень важные детали для самолётных двигателей, а в перерыве успевал трудиться над прописями и решать задачки по математике. Поначалу всё это выглядело простой детской фантазией, но к середине учебного года «работа на авиационном заводе» его настолько измотала, что он стал жаловаться на постоянную головную боль, часто плакал и чувствовал себя весьма неважно. Его обман не был просто фантазией — это была потребность достучаться до родителей, попробовать объяснить им, насколько ему не просто даётся учёба, что он нуждается в помощи и сострадании.

Далеко не каждый ребёнок, а особенно мальчик, которому с младых ногтей внушают, что «мужчины никогда не плачут, они сильные, смелые и терпеливые», готов откровенничать со своими близкими. Задача родителей разглядеть проблемы собственных детей и оказать помощь. Иногда достаточным может быть элементарное сочувствие: «Я понимаю, что тебе трудно. Я вижу, что ты стараешься, и не всё получается так, как бы тебе хотелось. Но ведь ты не один, мы любим тебя и всегда готовы помочь».

В период 6—7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Если для дошкольника любая критика его способностей или внешности — «они мною недовольны» и не более того, то для первоклассника любое слово или действие, направленное на негативную оценку его возможностей, убийственно. Нелестные отзывы в этом возрасте могут кардинально повлиять на формирование его личностных качеств в будущем.

Меня всегда удивляет это исключительное право взрослых, «бичевать» собственных детей. Конечно, нам хочется, чтобы наши дети избежали ошибок, чтобы не тратили попусту время, хорошо учились, занимались спортом... Нам хочется всего того, чем мы сами не занимались в детстве, а если и занимались, то недостаточно усердно.

Нам жаль собственных упущенных возможностей, и мы переносим наши желания на детей. Мы, взрослые, хотим лучшего для ребёнка. А чтобы он услышал и понял — кричим. Только, включая «справедливый гнев» и критику, мы, к сожалению, вместо того чтобы призвать собственного ребёнка к новому пониманию школы, выполнению домашних заданий, убиваем в нём на корню любое желание учиться. Мы сами формируем закомплексованного в будущем человека, не верящего в собственные способности и возможности.

Одна моя знакомая, очень симпатичная в детстве девчонка, став девушкой, никак не могла понять того, что молодые люди ухаживают за ней вовсе не потому, что у неё можно списать курсовую работу и не из сострадания к её неказистой внешности. В начальной школе мама очень любила сравнивать её с одноклассницами, и каждый раз, рассматривая фотографии, она с грустью в голосе отмечала: «Как жаль, что у тебя не такие мелкие черты, как у Светы» или: «Вот бы тебе такой нос, как у Тани», заканчивая разговор одной и той же фразой: «Зато у тебя ножки, как у балерины». Годам к двадцати Зинаида осознала, что привлекательна не только стройностью ног, мужчины испытывают к ней чувства, далёкие от сострадания, и ринулась в «настоящую жизнь». Сейчас она уже третий раз замужем и, кажется, счастлива. Но, возможно, жизнь её сложилась бы несколько иначе, если бы мама, вместо того чтобы заниматься оценочной деятельностью, просто радовалась тому, какая красивая и умная у неё дочка.

Первый год учёбы в школе является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки. Но это не говорит о том, что надо «закрывать глаза» на недостаточно ответственное отношение вашего сына или дочери к выполнению обязанностей ученика. Бесконтрольность и безоценочность — это не одно и то же. Нужна золотая середина — нельзя ругать, но и нельзя позволить расслабиться. Оптимальным могло бы стать включение собственной оценки ребёнком. Но я за всю свою достаточно продолжительную педагогическую практику встречала всего двух учеников начальной школы, которые могли «выставлять отметку» собственным стараниям.

Обсуждайте ошибки с ребёнком, но не ругайте и не воспитывайте, сравнивая с другими детьми, пусть в этот момент чужие дети и кажутся вам образцовыми. Ни в коем случае не оценивайте знания и умения, но обязательно обсуждайте его поступки и устремления.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — пусть эта пословица станет девизом вашей жизни, поддерживайте активность ребёнка в преодолении трудностей, замечайте малейшие достижения собственного сына или дочери, большие и маленькие победы празднуйте от всей души.

Переход в школьный возраст — это не только изменение деятельности, это ещё и полное изменение распорядка дня, уклада жизни, и не учесть этот очень важный момент в жизни маленького человека нельзя. Ещё совсем недавно он ходил в детский сад, завтракал, обедал в определённое время суток, спал днём, гулял на площадке — жил по точному расписанию, составленному воспитателями детского сада. Но, став учеником, он несколько потерялся — казалось бы свободного времени стало намного больше, в школе он занят не более четырёх часов, выполнение домашнего задания — ещё 3 часа, спать днём не обязательно, гулять не всегда получается, а занять себя чем-то необходимо. И тогда лучшим другом школьника становится компьютер или телевизор.

В начальной школе, когда нагрузки ещё не очень велики, игры на компьютере и мультфильмы нас мало тревожат: «Пусть ребёнок отдохнёт, какая-никакая, а разгрузка». Именно, что никакая и не разгрузка. Давайте не будем обманывать самих себя — первый класс даётся трудно не только детям, но и родителям, поэтому «доверяя свою дочь или сына компьютеру», мы предоставляем, прежде всего, возможность немного отдохнуть самим себе.

Составляйте распорядок дня на неделю. Но только это должен быть не устный план, с разговорами о том, что «хорошо бы сходить в воскресенье в кино, а в среду закончить читать книгу про волшебника». Если по каким-либо причинам распланировать всю неделю вы не можете, пусть это будет расписание на следующий день. Участие ребёнка в обсуждении и составлении этого плана является обязательным.

Можно в комнате у ребёнка повесить большую металлическую доску (подобные доски продаются в канцелярских отделах), по воскресеньям на неё специальным маркером можно наносить «стратегический недельный план». По мере выполнения — пункты стираются, в субботу родители с ребёнком обязательно подводят итоги и обсуждают собственные ошибки.

Чем больше будет эта доска, тем лучше — распорядку необходимы подробности. Самым главным в подобной работе мне видится время на выполнение домашних заданий и школьное расписание. Когда ваш сын или дочь будет знать, что каждый день в восемь утра он должен идти в школу, даже если не хочется или на улице мороз, с 16 до 18 — прописи и примеры по математике, заданные учителем на дом, вопрос «зачем?» отпадёт сам по себе. Помните сказку Экзюпери про Маленького принца? Фонарщик, зажигающий каждый вечер фонари, делал это вовсе не потому, что ему так хотелось — «такой уговор». И уговор этот кажется нам неоспоримым, хоть мы, так же как Маленький принц, знаем, что «на планете, кроме фонарщика, никого нет».

План, составленный на неделю, особенно удобен тем детям, которые помимо школы посещают кружки и спортивные секции. На первый взгляд, кажется, что в подобном совмещении ничего трудного нет. Но постепенно какой-нибудь из видов деятельности «начинает хромать». Дорожите собственным временем, не теряйте его попусту, и этого не произойдёт. Мы взрослые, и нам легко это понять, но для ребёнка, наши разговоры о том, как трудно догонять и восстанавливать упущенное, не информативны. Убедительными могут стать примеры. Войдите в круг интересов собственного сына или дочери, выберите особенно важный для ребёнка персонаж и рассказывайте истории из его жизни, лучше правдивые, пусть и несколько утрированные вами. Обращайте его внимание на художественные образы, на высказывания героев его любимых фильмов. Один из моих учеников, посмотрев очередную серию «Звёздных войн» и услышав фразу: «Жизнь ничто, время — всё!», настолько уверовал в «космическую истину», что проблемы организации выполнения домашних заданий отпали сами собой.

Чётко прописывайте время занятий вне школы, не позволяйте «высиживать» положенные часы, объясняйте (и будьте последовательны в этом), что «не стоит сидеть за письменным столом и делать вид, что ты что-то делаешь».

Приблизительный распорядок дня школьника начальных классов

7.00 — Подъём.

7.00-7.30— Уборка постели, умывание.

7.30-8.00 — Завтрак.

8.30-13.00 — Занятия в школе.

13.30-15.00 — Обед, отдых.

15.00-16.00 — Прогулка или домашние игры (не на компьютере).

16.00-18.00 — Выполнение домашних заданий.

18.00-18.30 — Ужин.

18.30-20.00 — Свободное время.

20.00-20.15 — Подготовка ко сну.

20.15-21.00 — Чтение книг с папой или мамой. (Самостоятельно ребёнок может читать только при условии хорошего освещения.)

Распорядок дня поможет вам легче пройти процесс физиологической адаптации к школе.

Психологи выделяют 3 основных этапа этой адаптации.

1. Этап «физиологической бури» — первые 3—4 недели обучения. Он, как всякая буря, заканчивается значительными энергетическими затратами всех систем организма. Некоторым детям этот этап даётся настолько тяжело, что они могут заболеть, у большинства наблюдается потеря веса.

2. Этап начального или неустойчивого приспособления. В этот период организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3. Этап относительно устойчивого приспособления — напряжение спадает, организм почти приспособился к новому образу жизни.

Обращайте внимание на общее состояние ребёнка в это время. Возможно, что его капризность, нарушение саморегуляции поведения, жалобы на головные боли, отсутствие аппетита объясняются вовсе не тем, что он «лодырь и учиться не хочет». Надо постараться пережить этот период без особых потерь для здоровья, и тут ваша задача не заставлять, а помогать справляться с очень трудной задачей адаптации вашего сына или дочери в новой социальной среде.

Кризис семи лет - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделают достаточного внимания состоянию ребенка.

Часто мы уделяем слишком много внимания тому, как малыш научился считать, рисовать, вести себя, и со всеми этими заботами забываем заглянуть во внутренний мир ребенка. А что же происходит с ним в это время? Чтобы понять этот кризис изнутри, давайте посмотрим на него снаружи.

Внешние проявлении кризиса семи лет

Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса. Как известно, в любом явлении есть свои положительные и отрицательные стороны. Проявления кризиса семи лет в психологии также принято разделять на позитивные, негативные и нейтральные:

Негативные признаки кризиса семи лет

  • В речи ребенка начинают появляться паузы, как правило, в ответ на указания взрослого;
  • В вашем с малышом общении возникает все больше и больше споров - такова реакция ребенка на ваши поручения и напоминания;
  • Увы, снова - отказ от выполнения привычных требований, а ведь такого труда стоило приучить маленького вредину к их исполнению...
  • Ребенок начинает хитрить по любому поводу, причем даже когда это совсем не оправдано;
  • Как и во время кризиса трех лет, снова появляется упрямство! Но теперь у малыша на это новые причины - если раньше упрямство вызывала ситуация, то сейчас его настроение в данный момент;
  • Малыш начинает предъявлять к окружающим повышенные требования (например, постоянно и занудно напоминая об обещанном);
  • Ребенок становится очень раним и обидчив - любая критика воспринимается в штыки!

Позитивные признаки кризиса семи лет

  • Семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения - конструирование, рисование целые дни напролет, шитье игрушек или одежды для кукол и вязание шапочек для младшего братика. Причем, за выполнением того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе талант будет в тот же миг зарыт в землю - интерес без похвалы тут же теряется;
  • У малыша просыпается интерес к школе, и появляется беспокойство по поводу оценок, того, что сказала учительница, хорошо ли он справляется со своими новыми обязанностями и т.д.

Нейтральные признаки кризиса семи лет

  • Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется (пожалуй, кривляние и гримасничанье - одна из самых ярких и заметных черт этого возраста). Однако, кривляние семилетнего ребенка уже не выглядит таким умилительным как раньше, оно имеет привкус искусственности и порой даже раздражает взрослых;
  • Много внимания начинает уделяться внешнему виду - в отличие от детского сада вопрос «что сегодня одеть» и «сделать хвостик или косичку» становится принципиально важным. А некоторые современные дети даже отказываются выйти во двор, не намазав губы детским блеском.

Внутренние причины кризиса семи лет

Итак, если вы уже посмотрели на это описание и более или менее узнали в нем своего ребенка, давайте попробуем разобраться во внутренних причинах этих изменений.

  • Самым важным и заметным изменением в поведении ребенка этого возраста становится утрата детской непосредственности - в самом деле, его подражания взрослому, искусственные кривляния и серьезный интерес к своему виду, оценкам окружающих и тд - все это чуждо беззаботно играющим дни напролет малышам-дошколятам. И это объясняется невероятным явлением - у ребенка появляется внутренний мир, значительно отличающийся от внешнего. Теперь ваш маленький человечек не виден вам как на ладони. Именно в этот период дети любят заводить всякого рода тайнички, дневники, секреты. Теперь малыш снаружи уже не совсем такой, как внутри - вот он, механизм утраты детской непосредственности! И вот почему поведение ребенка становится не таким понятным, а причины его поступков - не такими очевидными и прозрачными.
  • Второе важное явление, тесно связанное с первым: ребенку открывается целый необъятный мирсобственных эмоций и переживаний. Малыш делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности - он начинает осознавать, что значит «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т.д. В связи с этим у многих детей в этот период появляется увлечение чтением;
  • Ребенок стоит на пороге большого и трудного пути - школьного обучения. В связи с этим - новые роли, новая ответственность - все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские плечи. Для семилетнего человечка большую роль начинают играть оценки - не только цифры в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать его неуспешность как личности;
  • По той же причине ребенок в период, соответствующий кризису семи лет, становится крайне уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим малышом.

Именно вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения малыша в новый пока незнакомый ему большой мир, преодолев вмести трудный кризис семи лет. И от вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя - как успешного, полноценного и уверенного человека. Если сложно решить ситуацию самостоятельно, необходимо пройти консультацию психолога и .

Помните, что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваше чадо станет на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень важно, чтобы малыш мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и поддержку.

Во время взросления сталкиваются с различными, порой недетскими проблемами, которые влияют как на психику, так и на характер. Каждый человек проходит определенные жизненные этапы, которые формируют его как личность, часть социума.

При этом важнейшую роль в процессе формирования каждого человека играют его родители и другие близкие люди. Сегодня вы узнаете, как проявляется кризис 7 лет у , согласно возрастной психологии, что следует делать родителям, и как не стать для малыша злейшим врагом. Поговорим о причинах и симптомах кризиса.

Что такое кризис 7 лет

Прежде чем объяснить, как вести себя с ребенком 7 лет, стоит разобраться, что собой представляет этот кризис, и как он проявляется у детей.

Все слышали о подростковом кризисе, а также кризисе среднего возраста. Однако не многие родители знают о том, что у детей, которые переходят из садика в школу, также наблюдается своеобразный кризис, который называется «кризисом 7 лет».
Этот переходной период характерен не только сменой обстановки, но и резким увеличением нагрузки на нервную систему . Если в садике у малыша было время на сон, и развлечения, то в школе большую часть времени дети должны сидеть в одной позе и учиться.

Кризис 7 лет - это проблемы, связанные с . Кризис, чаще всего, проявляется в виде копирования поведения взрослых, а также подражания старшим. В этот период чадо начинает оценивать свое положение в социуме, поэтому он старается выделиться, чтобы занять место лидера.

Описать кризис можно как начальный момент становления личности . Малыш не только формирует своеобразные системы, которые помогают ему определять, что хорошо, а что - плохо, но и оценивает свою внешность и внутренний мир.

Первым переломным моментом психологического состояния ребенка является - изменение психики, связанное с тем, что малыш многому научился, хочет быть самостоятельным и вступает в конфликты с родителями.

Почему так происходит, что с ребенком

Причина заключается не только в том, что малыш пошел в школу, но и в том, что родители, перед отправкой его «к знаниям», внушают ему, что он повзрослел. На этой почве ребенок выстраивает следующую систему: «Если я взрослый, значит, могу решать, что надевать, что делать, как себя вести».

Следуя этой логике, чадо начинает всячески отстаивать свою точку зрения во всем, а если у него это не получается, то оно обижается. При этом школьник 7-8 лет уже отчетливо понимает, чем вызваны негативные эмоции, и на что именно он зол. Из-за этого он может придумать своеобразный «план мести», который поможет, как ему кажется, доказать свою правоту и добиться удовлетворения потребностей.
Также стоит отметить, что ваше чадо в это время испытывает серьезные перепады настроения, которые также проявляются у подростков. В детском возрасте перепады настроения не являются следствием воздействия , а лишь результатом выполнения своеобразной роли, которую на себя взял ребенок.

Объяснить все тонкости кризиса 7 лет достаточно сложно, так как психология детей не логична для взрослого человека, что вызывает недоумение и непонимание того, чего требует малыш. Ребенок начинает кривляться, ведет себя наиграно, и, достаточно часто, его поведение не уместно в той или иной ситуации.

Как проявляется кризис 7 лет

Первое, что появляется во время кризиса, - потеря спонтанности. Малыш продумывает свои действия. К примеру, если он разобьет вазу, то, после осознания факта, подумает о том, как «выйти из воды» сухим, осознает, что далее последует наказание. До кризиса ваш ребенок попросту проигнорирует данный факт, продолжив заниматься своими делами.
Далее следует перечень симптомов, которые помогут выявить кризис :

  1. Непослушание во всем.
  2. Отказ от игрушек, которые нравились малышу до этого.
  3. Игнорирование просьб.
  4. Бурная негативная реакция на критику.
  5. Подражание взрослым или любимым героям из фильмов/мультфильмов.
  6. Формирование воображения.

Ребенок становится зависимым от социума. Если в дошкольном возрасте ему достаточно игрушек и вашего внимания, то после отправки в школу, малыш требует внимания других детей и учителей, старается добиться их расположения и отдает предпочтение тем, кто его понимает и поддерживает.

Разобравшись с тем, что собой представляет кризис 7 лет у ребенка, нужно обсудить, что делать в этот период. Для начала стоит задуматься над тем, как вы относились к ребенку дошкольного возраста, что ему говорили и насколько сильно опекали. Далее вам нужно разобраться с тем, какие действия малыш выполняет в школе без вашей опеки. Смысл заключается в том, что ребенок не просто так требует дополнительного пространства. Если вы его отправили в школу, где он проводит половину дня, значит, вы считаете его достаточно взрослым и самостоятельным. В учебном заведении школьник предоставлен самому себе, а когда приходит домой, то ощущает, что вы на него давите, «отнимая» свободу.

Знаете ли вы? Дети, которые постоянно проводят время за компьютером, в 5 раз быстрее учатся читать и писать, а также лучше понимают математику.

Конечно, пускать все на самотек нельзя, так как ребенок попросту перестанет вас воспринимать, вы перестанете быть авторитетом для него, а также предметом копирования. Копировать и подражать малыш начнет тем, кто ему нравится, в результате чего будет перенимать лексикон и черты характера.

Кризис 7 лет испытывает нервы мамы и папы на прочность, поэтому возникает вопрос, как вести себя родителям в этот момент жизни.
Ваша главная задача - стать объектом подражания , чтобы ребенок перенимал именно у вас все положительное. Добиться этого достаточно сложно, однако возможно. Вам нужно «ослабить гайки», опекать его меньше, и, учитывая особенности кризиса, не ругать за кривлянья и глупое поведение. Далее следует попытаться понять малыша, проникнуться его интересами и поддержать в том деле, в котором у него имеются трудности.

Параллельно с этим следует дать понять, что вы не собираетесь с ним нянчиться. К примеру, если вы собираетесь выйти погулять, а ваш ребенок игнорирует просьбу собираться побыстрее, тогда просто оставьте его дома. Дайте ему понять и прочувствовать последствия, а не ваш крик или физические наказания.

Важно! Физические и моральные наказания в этот период могут сформировать заниженную самооценку, из-за чего малыш будет чувствовать свою неполноценность и затаит на вас обиду.

Как показывает практика, справиться с ребенком 7 лет намного легче, если относиться к нему, как к равному себе . То есть, вы должны учитывать его просьбы и пожелания, чтобы он, в свою очередь, слушался вас. Если вы просите его принести вам какую-то вещь, то вы, для поддержания отношений, должны выполнить соизмеримую просьбу ребенка. Подобные отношения улучшают взаимопонимание, а также дают малышу понять, что он будет услышан своими родителями, а не только сверстниками.

Чего делать нельзя

Кризис семи лет, согласно его характеристике, имеет как положительные, так и отрицательные «симптомы», однако к особенностям стоит отнести то, что в этот период формируются черты характера, манеры, а также понимание того, что является добром, а что - злом. По этой причине неправильное отношение может сильно повлиять на характер, из-за чего ваш малыш в будущем станет замкнутым, или, наоборот, начнет издеваться над окружающими и попадет в плохую компанию.

Первое, что нужно исключить, - перенос внимания. Если в детском возрасте малыша можно отвлечь игрушкой или чем-то вкусным, то в школьном возрасте такие манипуляции использовать нельзя. Если вы не решите проблему, то она никуда не уйдет, а постоянное отвлечение внимания приведет к тому, что в определенный момент ваш малыш устроит истерику, так как его просьбы игнорируются.

Знаете ли вы? меньше ревнуют своих родителей к младшим братьям и сестрам, так как у них с рождения заложен материнский инстинкт. Интересно то, что ревность бывает сильнее, если дети имеют один пол.

Нельзя обсуждать проблемы, связанные со школой, при ребенке. Ему не нужно знать, какие трудности могут возникнуть в будущем, так как неокрепшая нервная система не справится с подобным. В итоге малыш будет бояться идти в школу, либо перестанет нормально учиться.

Не наказывайте ребенка за то, что он сделал. Ваш малыш должен услышать не крики и ругань, а слова о том, почему это делать нельзя. Поверьте, подобный подход даст больше пользы, нежели удары ремнем по мягкому месту. Вы не только исключите дальнейшие проблемы с ребенком, но и дадите ему понять, почему тот или иной поступок недопустим.
Нельзя лезть в личные дела ребенка, насмехаться над ним или рассказывать о его увлечениях кому-либо. У вас, как и у ребенка, есть что-то личное, что вы не выносите напоказ. У школьника также есть интересы и увлечения, которыми он не всегда хочет делиться. По этой причине старайтесь не лезть «куда не надо», если ваше чадо об этом не просит или не рассказывает само. Подобные действия сильно подорвут доверие, из-за чего семилетка может перестать с вами общаться, а свои мысли будет излагать тем, кто его понимает.

Когда заканчивается

Ответить на данный вопрос достаточно сложно, так как каждый ребенок индивидуален, а значит, у каждого этот этап жизни занимает отдельное фиксированное количество времени.
По сути, этот кризис является адаптацией к внешней среде и взрослением нервной системы, поэтому он продолжается до тех пор, пока ребенок не привыкнет к обстановке, и не поймет, что и как нужно делать. В среднем, кризис длится около 1–1,5 года, после чего симптомы медленно исчезают. Школьник привыкает к учебе, распорядку дня, отношению родителей и друзей. Он осознает, что ему можно делать, а что - нельзя. Понимает, что за каждый поступок он сам несет ответственность.

Так как переход из одного класса в другой кардинально не меняет обстановку, нервная система ребенка не страдает, а значит, о резких сменах настроения, тотальном непослушании можно забыть, при условии, что во время кризиса вы наладили отношения с чадом.

Теперь вы знаете, что собой представляет кризис семи лет, как он проявляется, и что делать родителям. Не забывайте о том, что на некоторых жизненных этапах взросление происходит не постепенно, а скачкообразно, из-за влияния внешней среды. По этой причине вам нужно адекватно оценить поведение ребенка, его потребности и просьбы, чтобы не отстать от него на важном жизненном этапе.