Основные типологии любви в психологических теориях. Любовь в психологической теории А.Адлера

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Большинство людей используют три метода для решения перипетий повседневной жизни. Тем не менее, необходимо помнить, что ни один человек не может быть полностью свободен от нерегулярного поведения, откровенно или открыто невротического, или только ограничивается невротиком. По этой причине каждый человек выбирает один из трех методов поведения, когда конфликты слишком трудно решить обычными способами. Однако следует отметить, что большая часть человечества использует все три метода, хотя всегда есть склонность предпочитать и использовать только один из них, когда человек сталкивается с ситуациями, в которых преобладает тревога; который является более частым, чем считается.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Именно эта ситуация компульсивного использования данной техники переводится в конфликт. Следовательно, реальное я неспособно спонтанно использовать самый удобный метод, основанный на его преобладающих способностях. Также может возникнуть внутренний конфликт; которая возникает из-за конфликта со значительными другими, поскольку человек обладает тремя способами с равными силами; для которых они кажутся тройственностью, с которой действие падает в явном тупике. Этот тип трехвалентного конфликта необычен и считается скорее невротическим признаком, чем поведенческим.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

Из-за злоупотребления одним из этих методов у человека принципиально возникают проблемы с одним и тем же человеком. Это приводит к тому, что у них практически есть серия конфликтов, тревог, беспокойств, которые сместит человеческое существование. Из вышесказанного следует, что центральной точкой человека являются его межличностные отношения окружающих людей и его собственная репутация перед значительными другими. Неважно, знаете ли вы их лично или нет; ему достаточно знать его репутацию за беспокойство.

С хронологической точки зрения, личность будет проходить три типа методов настройки; которые будут даваться в следующие периоды: детство, юность и взрослый взрослый, каждый возрастный уровень ориентирован на соответствующий метод. В младенчестве человек более склонен побеждать с любовью, чем с враждебностью или изоляцией; то есть в основном использует рассуждения: если вы меня любите, не делайте мне больно. В детстве он использует свое основное очарование как оружие, чтобы получить то, что он хочет.

Австрийский психолог К. Бюлер (1879–1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856–1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

Для ребенка неестественно быть враждебным или изолированным, просто полагаясь на значительных других, чтобы удовлетворить их потребности. Когда вы достигнете подросткового возраста, человек может проявлять агрессию. Он может быть враждебным к родителям и вообще к авторитетным деятелям. Все еще не будучи мужчиной или мальчиком, подросток может реагировать на людей, когда ищет позицию, которую он хочет занять как взрослый. В частности, в последние годы взрослой жизни можно обнаружить, что методика корректировки заключается в отходе от людей; который на этом этапе более заметен, чем раньше.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.

Общая картина позднего поведения взрослых - это сегрегация и изоляция. Любая из этих тенденций становится психопатологической, когда она использует только одну из них в ущерб другим. Три тенденции рассматриваются Хорни как образ жизни или невротические тенденции, которые; прославляются литературой, драмой, родителями и даже в более общем плане носителями культуры. Эти три тенденции приведут человека к социальной дезадаптации и, следовательно, к неврозу.

Движение к людям, беспомощность. Основываясь на этих посылках, человек прилагает все усилия, чтобы завоевать любовь окружающих, в основном их значительных других. Он снова и снова пытался быть выше. По-видимому, все методы, используемые для того, чтобы быть превосходными, неудовлетворительны и оставили его недовольным. В конечном счете, они в конечном итоге принимают свою собственную беспомощность, чтобы противостоять своим значительным другим. Поэтому, принимая свою беспомощность, они могут прибегнуть к ней в качестве средства получения одобрения значительных других.

Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Тем не менее, в человеке есть сильные агрессивные импульсы, которые подавляются, чтобы сохранить чувство единства; например, и избежать возможности враждебности со стороны других. Поэтому; человек не может действительно любить других. Уже принял свою беспомощность, когда столкнулся с цифрами, более сильными, чем он. Человек будет прилагать большие усилия, чтобы чувствовать себя в безопасности и присоединяется к человеку или группе, более сильной и желающей принять ее. Чувством принадлежности и поддержки, которое человек дает ему, реальным или, по-видимому, чувствует себя сильнее и способен смотреть в лицо жизни.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Если он потерпит неудачу, другие люди будут спасены от группы. Даже если какая-либо особо идентифицируемая группа не принимает и не защищает ее, человек продолжает прилагать все усилия, чтобы получить пользу всех. Эти люди сильно страдают, если их отвергают. Его психика не сопротивляется отсутствию любви и привязанности; поэтому этого типа людей можно попросить почти все; чтобы они чувствовали себя обязанными к нему. Таким образом, они получают друзей, влияют или манипулируют другими людьми. Это иллюстрируется следующей молитвой: «Делайте другим то, что вы ожидаете от других делать для вас».

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Если вы не можете получить привязанность, вы можете использовать стратегию становления ипохондриком или жертвой множественных психосоматических заболеваний, потому что это означает, что общество всегда будет иметь сочувствие инвалида. Когда вы вступаете в брак или поддерживаете отношения с датами, вы сокрушаете любимого человека своей страстной привязанностью. Отношение основано на длительной бескорыстной службе; он склонен выходить на улицу и жениться на чьем-то сильном, чем он сам, потому что этот самый сильный человек может дать ему силы и защиту.

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

Если вы идете объединиться с другим человеком, столь же слабым, как он, отношения имеют тенденцию терпеть неудачу, потому что в этом типе ситуации человек, который использует невротическую склонность к движению к людям, будет потреблять и с его любовью; поэтому эти люди нейтрализуются; если они вступают в брак и, скорее всего, заканчивают развод.

Движение против людей, враждебность. Человек, который использует этот метод, использует следующий тип рассуждений: если у меня есть власть, никто не собирается причинять мне боль, главное желание состоит в том, чтобы быть могущественным и способным замечать оппозицию, потому что существует скрытое недоверие к другим. Некоторый тип невротика переоценивает его агрессивность по отношению к другим.

В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Прежде всего, он принимает и верит, что живет во враждебном мире. Которая, так сознательно и бессознательно, решила бороться с враждебным миром и противостоять враждебности, которая его окружает. Однако форма господства будет зависеть от ваших родных даров и части ваших противоположных тенденций, будет пытаться доминировать над людьми, хорошими или плохими. Он будет сражаться, чтобы затмить других и остаться на вершине. Посмотрите на все, думая о том, что вы можете от него избавиться. Явлением этого образа жизни является перфекционизм; что заставляет людей стремиться к высоким стандартам; и, таким образом, переводится в экономические, социальные, политические награды и т.д. однако перфекционизм обвиняет свою долю в человеке: когда человек думает о недостижимых целях, он становится озабоченным, подавленным и неудовлетворенным жизнью.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Благодаря исследованиям удалось установить, что существует взаимосвязь между совершенством и риском самоубийства. Однако следует отметить, что не все перфекционисты склонны к самоубийству, потому что они обладают высокой самооценкой и способны успешно добиваться достижения и не подвергаются риску. Вместо этого, с другой стороны монеты, саморазрушительный перфекционист; которые сопровождаются другими показателями дисфункции; такие как расстройства настроения, беспокойство и злоупотребление наркотиками или зависимость, будут стремиться к самоуничтожению; который может включать самоубийство.

Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Трудно определить точку перехода здорового совершенства к тому, что страдает от этого психопатологического признака. Вербиграция, здоровые физические упражнения, но не чрезмерные физические упражнения людей, которые выполняют бодибилдинг. Вы даже можете пойти еще дальше, потому что, даже если вы преуспеете, вы чувствуете себя самозванцем. Другим проявлением перфекционизма является взаимосвязь, которая держит конкурентоспособность и агрессивность эндемичными во многих профессиональных областях; которые могут представлять собой недостатки для общества; первое, что приходит на ум, - это мир промышленности и в некоторых других областях; таких как отношение мачо к научным исследованиям.

Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Следует отметить, что не все агрессивные действия, которые он предпринимает, являются откровенными или прямыми. Враждебный человек может попытаться помочь другим самым гуманным методам, однако в предлагаемой помощи подразумевается необъявленная цель быть могущественной и контролировать других людей. Возможно, эти типы людей привлекаются к работе в области социального обеспечения, не осознавая, что их истинное удовлетворение возникает из чувства превосходства и контроля над другими. Обычно эти люди, которые неврологически мотивированы, могут находиться в полном неведении о внутренних мотивах своих действий или, по-видимому, помогать другим, могут открыто бороться за достижение превосходства над людьми, которые слабее самих себя.

Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Агрессивные типы не должны вести себя так, чтобы завоевать любовь других людей. Желание обладать властью делает любовь кажущейся ненужной слабостью. Из клинического опыта Хорни отметил, что у пациентов такого типа возникают особые трудности, когда в ходе психотерапии они начинают приближаться к своим друзьям или другим близким.

Отношения, которые устанавливаются между человеком, ориентированным на людей с человеком, ориентированным на людей, будут отмечены смешением презрения и веселья. Отход от людей, изоляция или уход от людей: решение об отставке или отстранении. Эта стратегия по разрешению конфликта детства очень хорошо представлена ​​лисой Эзопа, которая не могла добраться до винограда, который висел у него на голове. После того, как все попытки достичь их не удались, лиса наконец отказалась от разочарования, сказав себе, что в любом случае виноград, вероятно, будет зеленым.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации . Другие механизмы порождают патологические характеры.

Концепция развития 3. Фрейда – это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают. В этом – одно из главных ее достоинств.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский (1896–1934) в этой концепции считал ценным установление факта подсознательной определяемости ряда психических явлений (например, неврозов) и факта скрытой сексуальности, но критиковал превращение сексуальности в метафизический принцип, который проник в разные ветви психологии.

Психоанализом занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни. С.Д. Смирнов провел анализ движущих сил и условий развития личности в зарубежных концепциях. Были получены следующие данные:

По 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признают биологическое влечение (либидо);

По К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;

По А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;

По К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Она считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения. Детское развитие, по ее мнению, – это процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека). Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации.

Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери.

По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».