Что должен делать ребенок в 6 месяцев. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Время чтения: 6 минут

Независимо от пола крохи (мальчик или девочка), для его полноценного развития родителям необходимо знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Он начинает активно переворачиваться, пытается ползать, выражать эмоциональное неудовлетворение. Передвижение на четвереньках помогает малышу проявлять активный образ жизни, исследуя внешний мир. Отдельное внимание следует уделять детскому питанию. Благодаря полезному меню младенцы получают необходимые микроэлементы.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

По весу шестимесячный грудничок должен соответствовать индивидуальным параметрам своего возраста. Отклонение от нормы зависит от интенсивности кормления, наследственности, заболеваний. Как видно из таблицы ниже, мальчики быстрее набирают вес:

Организм малыша готов переваривать не только молочное и жидкое меню. Постепенное приучение к взрослой пище должно сопровождаться правильным питанием из полезных продуктов. Вводят прикорм, начиная с овощного пюре, разбавляя его грудным молоком. Педиатры рекомендуют родителям с осторожностью вводить каши. Крохи остро реагируют на глютен, содержащийся в пшеничной крупе. Важно следить за проявлением аллергической реакции на новые продукты питания.

Развитие ребенка в 6 месяцев

В зависимости от пола, развитие малыша в 6 месяцев имеет отличия. Девочек категорически запрещается садить до полугода. Крохи еще не умеют разговаривать, но пытаются произносить слоги, которые сопровождаются эмоциями. Понять шестимесячных малышей можно по реакциям: они резво смеются и прихотливо рыдают, пытаясь привлечь к себе внимание. Большинство детей рано просыпаются и ведут активный образ жизни. Один из двадцати малышей в полгода активно ползает.

Что должен уметь ребенок

Индивидуальные физиологические особенности влияют на то, что умеет ребенок в 6 месяцев. Большинство карапузов начинают ползать. Они уверенно удерживают предметы руками. Развитие зрительных и слуховых анализаторов способствует активному изучению внешнего мира. Пытаясь получить информацию об интересующих предметах, шестимесячный младенец засовывает их в рот, покусывает или лижет.

Навыки

Наблюдая за новыми достижениями в поведении своего первенца, родители задаются вопросом, что должен делать ребенок в 6 месяцев. Каждый младенец уникален. Нельзя судить о его физиологической отсталости, если он неохотно переворачивается на живот. Прежде чем анализировать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует принимать во внимание его рост, вес, особенности эмоционального состояния.

Педиатры выделяют навыки, которыми владеют 85% малышей. Лежа на животе, они приподнимают грудную клетку, начиная раскачивание всего тела. Большинство активных карапузов берутся осваивать ползание. Они способны самостоятельно садиться и умеют переворачиваться. Развитая моторика рук помогает им уверенно брать игрушки при попытке тщательно исследовать каждый предмет.

Физиологическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 6 месяцев, определяется его физиологией. Отсутствие мышечного гипертонуса ножек и ручек позволяет малышу крепко держаться пальчиками за руки родителей, поднимаясь в положение сидя. Хорошо развитые мышцы спины помогают младенцу вставать, придерживаясь за край кроватк и. По статистике, мальчики начинают ходить позже .

Принимая во внимание тот факт, что девочек нельзя садить до шести месяцев, по достижению полгода они прекрасно умеют упираться и отталкиваться ножками от коленок мамы или папы. Кроха учится ползать по-пластунски, пытаясь приблизиться к понравившемуся предмету. Он резво переворачивается на бок и живот, раскачивает свое тело на четвереньках, преодолевает преграды.

Психоэмоциональное развитие

Чтобы определить психическое развитие, участковый врач обращает отдельное внимание на то, что умеет малыш в 6 месяцев. Кроха усовершенствует лепет, произнося до 40 разных звуков. В его речи наблюдается слияние гласных и согласных, поэтому ребенку удается имитировать услышанные фразы. Он реагирует на крик, гнев или похвалу. Крайне важно соблюдать спокойный тон при общении.

В 6 месяцев новорожденный способен проявлять нежность, ласку или боязнь. Интеллектуальное развитие мышления ребенка построено на формировании причинно-следственной связи. Кроха понимает, какую кнопку в игрушке необходимо нажать, чтобы раздался звук, или как привлечь внимание мамы криком. Особое внимание отведено не только навыкам, но и режиму сна. В распорядке дня шестимесячного карапуза должно присутствовать 2-3 сна.


Как определить проблемы в развитии ребенка

Чтобы определить задержку в развитии психических функций, родителям нужно тщательно следить за его психоэмоциональным поведением. Органическое поражение мозга как результат какого-либо заболевания диагностируется исключительно врачами. Убедиться в нормальном развитии чада вы можете при помощи специальных тестов:

  • На расстоянии 20-30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь концентрировать свое внимание на предмете, периодически переводя взгляд на окружающую обстановку.
  • Если попытаться отнять у ребенка игрушку, он будет сопротивляться, выражать недовольство.
  • Умение младенца менять мимику является результатом передразнивания.
  • Ребенок умеет перекладывать предметы с одной руки в другую.

Как развивать ребенка в 6-7 месяцев

Для усовершенствования двигательных навыков важно правильно подбирать игрушки. Предпочтительно покупать деревянные брусочки и кольца, которые обеспечат необходимую мышечную нагрузку. Среди интересных игрушек психологи выделяют мягкие предметы, издающие звуки, прыгуны, каталки. Забавы с «пропадающими» игрушками отлично подходят для развития навыков общения. Спрятанная пирамидка поддерживает интерес к ней и ее названию. Систематическое чтение стихов помогает развивать интонацию речи малыша.

Упражнения

Игрушки с отверстиями разных форм, куда необходимо проталкивать соответствующие фигурки, отлично развивают мелкую моторику. Возьмите на вооружение такие упражнения:

  • Самостоятельно пошейте мишку, сову или зайку из яркого фетра. Важно декорировать его разными цветами, деревянными пуговицами, липучками, замком. В процессе игры показывайте крохе, как надевать петельку на пуговицу, закрывать замочек, соединять липучки.
  • Чтобы помочь ребенку научиться ползать, определять и понимать свое положение в пространстве, необходимо разложить игрушки на расстоянии 50 см от него. Пытаясь дотянуться до понравившегося предмета, кроха будет передвигаться, постепенно усваивая технику ползания.
  • Над кроваткой малыша развесьте фото мамы, папы, бабушек, дедушек, яркие картинки с цифрами, буквами, фруктами, животными.
  • Чтобы развивать речь ребенка и тренировать память, ежедневно показывайте ему фотографии и картинки, объясняя изображение одним словом.

Игры

Интересным занятием для ребенка станет исследование коробки с сюрпризами:

  • Неглубокую емкость заполните макаронами, деревянными брусками с отверстиями, обернутыми фольгой.
  • Предложите малышу поискать сюрприз, развернуть его, сформировать из брусьев пирамидку.
  • Для развития координации разложите на пути ребенка подушки. Чтобы добраться до цели, малышу потребуется преодолеть препятствия.

Уход за 6 месячным ребенком

Уход за малышом в полгода сопровождается гигиеническими процедурами – купанием, чисткой ушей, обрезанием ногтей, обработкой кожи. Избежать появления опрелостей поможет регулярное подмывание при смене подгузника. В полгода у малыша появляются зубы. Педиатры рекомендуют применять обезболивающие гели и давать 2-3 чайные ложки воды после каждого кормления, чтобы облегчить этот процесс. После купания необходимо проделывать специальный массаж.

Видео

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

К полугоду ребенок уже многое умеет и понимает, он сильно вырос и окреп, в этом месяце ему пора вводить прикормы, постепенно знакомить с новым питанием. Этот возраст является одним из ключевых этапов развития, и важно, знать, чему вы должны научиться за полгода жизни, а что еще предстоит.

Родители уже могут гордиться многочисленными умениями ребенка в 6 месяцев. Мало того, что кроха подрос более чем на 10-13 см, и удвоил свой вес, из беспомощного младенца он превратился в активного карапуза. Итак, посмотрим, что умеет среднестатистический ребенок в 6 месяцев? Прежде всего, малыш хорошо и уверенно держит голову, поднимаясь на руках, когда он лежит на животе. При этом он активно манипулирует руками. Он делает «гребные» движения ножками, прогибая спинку и тренируя мышцы. Кроме этого, кроха может активно переворачиваться со спины на животик и обратно. Следите за тем, чтобы он дела это одинаково в обе стороны. Стоит подчеркнуть, список того, что должна уметь девочка или мальчик в 6 месяцев, существенно не отличается. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что девочки обычно в физическом плане могут немого отставать, зато в эмоциональном - они несколько опережают мальчишек.
Также, в навыки ребенка в 6 месяцев могут входить первые попытки ползания, отталкиваясь от поверхности вперед или назад, особенно если в поле зрения появился интересующий малыша предмет. Некоторые из детей делают попытки ставать на четвереньки, раскачиваясь взад-вперед. И конечно, ключевым навыком полугода станут первые попытки самостоятельного сидения. Чаще всего дети сидят с опорой на ручки или предметы. Но по мере укрепления мышечного корсета, они смогут сидеть самостоятельно, манипулируя ручками.

Чтобы стимулировать развитие все новых и новых навыков, с малышом нужно активно заниматься, проводить сеансы массажа и гимнастики, водные процедуры (плавание в ванне). Полезны будут также игры с активными движениями.

Ребенок встает в 6 месяцев

В редких случаях худощавые и подвижные малыши могут опережать многих своих сверстников, и родители рассказывают о том, что ребенок в 6 месяцев встает на ножки в кроватке. Хотя по нормам данный навык возникает чуть позже, но если кроха выполняет его самостоятельно, без вашей помощи, не стоит его удерживать. Его мышцы в таком случае готовы к подобным нагрузкам. Чаще всего ребенок в 6 месяцев стоит на носочках, особенно при плавании в ванне, и это не патология. Таким образом, он понимает, как правильно удерживать баланс тела и тренирует координацию. При стоянии на полную стопу тело ребенка может отклоняться назад, и так труднее удержать равновесие. Поэтому, ребенок в 6 месяцев встает на цыпочки, перенося вес тела вперед, на опору, за которую он будет крепко держаться. Переживать по поводу стояния на носочках не стоит, сейчас это не имеет ключевого значения, и не является отклонением от нормы, проявлением тонуса мышц и тд.
Но, стазу стоит сказать, что не нужно самим ставить малыша в полгода на ножки, пытаясь водить его или просто удерживать. Если кроха не готов к подобному навыку, стояние будет для его скелета слишком большой нагрузкой, поэтому, не форсируйте события - темпы развития детей индивидуальны, у вас еще есть несколько месяцев в запасе, и малыш сам научится вставать у опоры. Изначально нужно научиться ползать и сидеть, и потом уже вставать, поэтому, обратите внимание на отработку именно данных навыков.

Что понимает ребенок в 6 месяцев

В этом возрасте кроха уже достаточно смышленый, он отлично знает своих родных и близких, отличая их от всех остальных. На чужих людей кроха может реагировать негативно, пугаться их и плакать, проситься на руки к родным, но по мере того, как освоится, может пойти на контакт. Ребенок активно реагирует на эмоции окружающих, копирует их. Если мама расстроена, малыш может быть капризным, плаксивым. Он уже отлично знает свое имя и имена окружающих, ищет их взглядом по просьбе. Ребенок уже знает, как при помощи поведения, плача и эмоций добиться от родителей желаемого - он может кричать и протестовать против помещения в кроватку, спускания с рук, отбирания игрушек.

Речь ребенка в 6 месяцев

Хотя пока полноценной речи у малыша нет, но он вполне хорошо общается при помощи звуков. Кроме гласных звуков в лепете появляются и согласные, из которых складываются первые слоги «да», «ма», «ба», «па». Из них кроха может складывать первые неосознанные «слова», которые очень радуют родителей. Видя их оживление, кроха продолжает лепетать с еще большим воодушевлением. Если они вышли из комнаты, малыш может звуками позвать родителей.
В этом возрасте лепет ребенка имеет четкую эмоциональную окраску - звуки могут быть как радостными, так и недовольными, гневными. Малыш меняет интонации и громкость, таким образом общаясь с остальными. Если ребенок видит реакции на звуки, это помогает ему закрепить первые речевые навыки, он понимает, что при помощи звуков он может общаться с взрослыми.

Полгода – это одна из знаменательных дат в жизни каждого малыша. Именно после этого момента начинается формирование полноценной личности. С каждым днём карапуз получает всё больше новых навыков, всё чаще удивляет родителей проявлением индивидуальных особенностей характера.

В 6 месяцев ребёнок активно развивается в физиологическом и психическом отношении. В связи с этим происходит изменение в распорядке дня и питании. Для деток в этом возрасте характерно совершенствование речи, хоть это и происходит пассивно, незаметно для окружающих. К полугоду кроха прекрасно узнаёт голоса мамы и папы, реагирует на своё имя и названия любимых игрушек.

Особенности физического развития

Для того чтобы определить уровень развития ребёнка 6 месяцев, специалисты используют специальные таблицы. Данные будут разными в зависимости от пола малыша. Мальчик должен иметь вес от 6,4 до 9,8 кг, рост от 63,3 до 71,9 см. Для девочки показатели будут несколько иными. Вес – от 5,7 до 9,3 кг, рост – от 61,2 до 70,3 см.

Ребёнок 6 месяцев уже умеет самостоятельно менять положение, переворачиваясь со спины на живот или на бочок. Кроха активно готовится к тому, чтобы вскоре начать ползать: не поднимаясь от поверхности, немного продвигается вперёд и назад, крутится. Он уже тянется к маме или папе, демонстрируя, что хочет на ручки.

Навыки малыша

Что умеет ребёнок в 6 месяцев? На самом деле карапузы уже могут многое.

  • Малыши в достаточной мере смогли усвоить перевороты со спинки на животик и наоборот.
  • Все дети освобождаются от выраженного мышечного перенапряжения, так называемого физиологического гипертонуса, который проявляется у многих младенцев.
  • Кроха может удерживать пальцами руку взрослых, приподниматься из лежачего положения при наличии поддержки со стороны родителей.
  • Некоторые дети в таком возрасте уже умеют сидеть без посторонней помощи.
  • Грудничок 6 месяцев умеет, лёжа на животе, опираться одной рукой в кровать, а другой хватать игрушку.
  • Карапузы постоянно пытаются ползать на четвереньках либо подтягивают тело, опираясь на локти. Движения чаще всего направлены на приближение к интересующему предмету.
  • Если ребёнка поддерживать под мышки, он отталкивается ножками, совершая «танцующие» движения.
  • Некоторые малыши уже пытаются вставать, придерживаясь за мебель.
  • Кроха захватывает игрушки одной рукой, может перекладывать их в другую. Он удерживает предметы в двух руках. Детишки много раз подряд бросают и поднимают игрушку, внимательно наблюдая за этим процессом.
  • Если любимую игрушку спрятать, малыш принимается за поиски, он уже способен обнаружить предмет, если он чем-либо прикрыт.
  • В шесть месяцев кроха самостоятельно играет на протяжении 10 – 15 минут. Интерес вызывает повторение действий, которые хорошо получаются: разворачивание и сворачивание кусочка ткани, открывание и закрывание коробки и другие.
  • Шестимесячный возраст нередко знаменуется появлением первого зуба. Обычно это центральный резец на нижней челюсти. В это время стоит впервые посетить стоматолога, который сделает вывод о развитии челюстей.

Особенности психоэмоционального развития

Данный аспект очень важен для развития в 6 месяцев ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Что умеет делать малыш?

  • Теперь плач появляется только при наличии физиологического неудобства. Лепет постепенно совершенствуется, пополняясь новыми сочетаниями звуков. Порой это производит впечатление, будто кроха уже разговаривает и произносит целые слова. Однако ребёнок пока лишь старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано. Развитие малыша к началу седьмого месяца позволят ему усваивать до 40 различных звуков.
  • Теперь малышу всё интереснее становится смысл сказанных взрослыми слов. Он может найти взглядом игрушку или предмет, о котором говорит мама.
  • Младенец без труда узнаёт голоса близких людей даже тогда, когда не видит их. Когда он слышит голос мамочки, например, из прихожей, то сигнализирует об этом криком.
  • Большинство детишек уже всячески проявляют свою любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
  • Мышление крохи продолжает развиваться, происходит формирование самых простых причинно-следственных связей. Например, он знает, что при падении предмета на пол раздаётся стук, при нажатии на кнопочку интерактивной игрушки появится музыка, если он начнёт плакать – обязательно придёт мама. Специалисты утверждают, что судить о значимых изменениях в интеллектуальном плане ребёнка можно тогда, когда у него появятся страхи. Это свидетельствует не только о понимании связи явлений, но и об их предвидении.
  • Шестимесячный ребенок проявляет интерес к практическим особенностям различных предметов.

Тест на проверку развития полугодовалого малыша

Для того чтобы провести такую проверку, необходимо реализовать следующие действия.

  • Стоит привлечь внимание карапуза игрушкой и подержать её на расстоянии 30 см. Он должен переводить взгляд на предмет, отделяя его от всей окружающих вещей.
  • Когда малыш находится в лежачем состоянии, потрясите перед ним погремушкой, а потом не спеша отдаляйте её. Малыш с дополнительной поддержкой сумеет подняться и сесть.
  • Предложите крохе сначала яркую игрушку, а затем бутылочку. Реакция на различные предметы должна быть разной. При виде пищи он будет открывать ротик или воспроизводить сосательные движения. Игрушка вызывает оживление.
  • Развитие ребёнка в 6 мес. позволяет ему повторять мимические движения за родителями: улыбаться, сводить брови.
  • Если часто мама и папа называют чадо именно по имени, то в данном возрасте малыш способен активно реагировать на это.
  • Когда ребёнок держит в ручке игрушку, попробуйте потянуть её к себе. Навыки карапуза позволяют ему довольно крепко удерживать предмет и противостоять действиям, которые ему не по душе.

Тревожные симптомы

В 6 месяцев развитие ребёнка происходит довольно интенсивно. Родители должны внимательно следить за его состоянием и обязательно обратиться к врачу при наличии следующих особенностей.

  • Кроха не делает попыток садиться, даже если ему помогают.
  • Когда родители поддерживают малыша под мышками, он не проявляет активности и не «пританцовывает».
  • У малыша в 6 месяцев не появляется реакция на звуки, локализующиеся в местах, которые ему не видны.
  • Кроха не может перекладывать из одной руки в другую предметы.
  • Не просит взять на руки.

Развитие 6-месячного ребенка позволяет ему узнавать близких людей, улыбаться им, лепетать. Если таких умений нет, это служит сигналом для родителей.

Ведение прикорма

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, наступает время для знакомства со «взрослой» пищей. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Рекомендуется вводить прикорм только после консультации со специалистом, который сумеет правильно составить меню, соответствующее индивидуальным потребностям малыша.

Несвоевременное или неправильное применение прикорма может иметь серьёзные негативные последствия для детского здоровья. На протяжении первого года жизни пищеварительная система только формируется, как и иммунитет. Нарушения этого процесса порой проявляются не сразу, а спустя несколько лет. По этой причине необходимо с большой ответственностью подходить к использованию дополнительных продуктов для кормления малыша.

Как играть с полугодовалым малышом?

Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев требует предоставления возможности заниматься «исследованиями», чему способствуют определённые предметы:

  • ёмкости с крышками, которые без труда можно открывать и закрывать;
  • интерактивные игрушки, издающие звуки после нажатия на кнопку;
  • погремушки;
  • развивающий предмет, способный растягиваться или сжиматься.

Важно учить ребёнка находить взглядом знакомую вещь. Для этого стоит задавать простой вопрос: «Где машинка?». Стоя с малышом перед зеркалом, спросите, где он, а где мама или папа, а затем покажите ему, где чьё отражение. Карапуз должен мочь показать где кто находится.

Надо не забывать об индивидуальных особенностях ребенка в 6 месяцев, что развитие одного крохи, может отличаться от способностей другого. Тем не менее, элементарный набор описанных выше навыков у него должен быть. Об их формировании следует тщательно заботиться. Это станет залогом его крепкого здоровья, нормального уровня интеллектуальных и физических способностей.

Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

  • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
  • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
  • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
  • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
  • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
  • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
  • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
  • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
  • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
  • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
  • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
  • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

Психическое и эмоциональное развитие

  • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
  • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
  • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
  • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
  • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
  • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

  • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
  • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
  • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
  • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
  • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
  • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

Что должно насторожить

  • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
  • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
  • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
  • Не просит взять его на ручки.
  • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

Начало прикорма

Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

Приготовление овощного пюре

  • Обдать овощи кипятком.
  • Сварить (в воде или на пару).
  • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

Отучаем от соски

Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

  • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
  • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
  • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

  • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
  • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
  • Катание теннисного шарика ладошками.
  • Массаж пальчиков.
  • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
  • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)