Классный час: «Семья. Семейные традиции»
7В класс. Классный руководитель: Столбунец И.А.
Цель проведения
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- Изучение семей классного коллектива;
- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Предварительная подготовка к классному часу
Составление учащимися генеалогических деревьев;
Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;
Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;
Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».
Ход классного часа
Классный руководитель
Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!
«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями,когда писали сочинения о семье.
Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.
Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.
Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.
И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?
Учащиеся рассказывают о своей семье.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.
Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.
У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Проводится конкурс на самую древнюю вещь.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей
. Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
Родители называют блюда, традиционные в их семьях.
Отмечать семейные праздники – то же традиция.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА
1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)
2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?
(Аист.)
4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
5. Вот русская пословица: «Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа– светить». Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.
(Софья, то есть Мудрость.)
7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке.)
10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?
(С восемнадцати лет.)
11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?
(Девичья.)
12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
(«Дюймовочка».)
13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?
(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
15. Родительский инструктаж одним словом – это...
(Наказ.)
16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?
(Улей, борть.)
18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?
(Мать -и-мачеха.)
19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?
(Алфавит.)
20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ"
В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи .
«...» М. Горький. («Мать ».) «...-разбойники», А.С. Пушкин. («Братья -разбойники».) «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский. («Братья Карамазовы».) «Три...», А.П. Чехов. («Три сестры ».) «... Ваня», А.П. Чехов. («Дядя Ваня».) «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. («Дед Мазай и зайцы».) «Капитанская...», А.С. Пушкин. («Капитанская дочка ».) «... полка», В.П. Катаев. («Сын полка».) «... капитана Гранта», Ж. Верн.
(«Дети капитана Гранта».) «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. (Дядя Фёдор, пёс и кот».)
Подведение итогов
1. Награждается самый активный учащийся.
2. Лучший участник в номинации «семейный альбом».
3. Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».
4. Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Ведущий: Добрый день, дорогие дети и Ваши родные! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о самых дорогих и близких каждому человеку людях – о родителях. Неслучайно именно сегодня - 15 мая отмечается самый добрый, самый тёплый праздник – День семьи, день радости и счастья.
Мальчик: Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Ведущий: В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ - родительский дом.
Здравствуй, семья! Красивое слово. Но задумайтесь, что такое семья? Слово это понятно всем, как слово « хлеб» и « вода».
Семья- это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции.
Я расскажу вам одну легенду: в давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: « Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово –
« понимание». По- настоящему счастлив тот человек, у которого в семье есть взаимопонимание и любовь, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть.
Ученик: Дом – это много понятий разных,
Дом – это будни,
Дом – это праздник.
Дом – это творчество, это мечты,
Дом – это Я, дом – это ТЫ!
Пусть у каждого будет свой дом,
Чтобы знал он в минуты ненастья
Ожидают его в доме том,
Радость, надежда и счастье!
(Звучит песня о доме)
Песня о доме: Мимо текла, текла река,
Плыли куда –то облака.
Шёл человек, была дорога нелегка,
А человек мечтал о том,
Что он построит где – то дом,
И поселится счастье с ним в доме одном.
И когда он уставал,
То непременно напевал
Песню любимую свою,
Ту, что я пою.
Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом –
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, грустным,
Добрым, злым,
Еле живым…
Дом – это там, где надеются и ждут,
Где забываешь о плохом –
Это твой дом.
Ведущий: Для счастливой семьи очень важно иметь свой дом. В ХY веке существовала такая книга – « Домострой», в которой говорилось, что хороший дом должен быть поставлен « у холма с лесом и лугом, и чтобы здоровые ветры его продували, чтобы дом был открыт на солнечный восход: летом - прохладно, а зимой - освещается солнцем».
В доме всегда должно быть солнце, чтобы всем было тепло и уютно. И если кому – то плохо, его согреет доброта, любовь и забота ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье.
(звучит песня « Детство»)
Детство, детство, детство – это свет и радость,
Это песни, это дружба и мечты.
Детство, детство, детство – это краски радуг,
Детство, детство, детство – это Я и ТЫ.
ПРИПЕВ: Все люди на большой планете
Должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить!
Должны смеяться дети,
Должны смеяться дети,
Должны смеяться дети
И в мирном мире жить!
Ярко – ярко пусть пылают лишь рассветы,
Ночью звёздной пусть спокойно спят поля…
Детство, детство добротой не зря согрето,
Детство, детство – завтрашний твой день, Земля!
ПРИПЕВ
Детство, детство, детство – это летний вечер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство, детство, детство – это значит дети,
Дети, дети, дети – это значит МЫ!
ПРИПЕВ
Ведущий: Семейный очаг в древности был символом святости семьи: его огонь возжигался от огня святилища. Хранение его было священным служением женщины, погасший огонь был знаком величайшей беды.
Ученик: Когда – то давно, в первобытное время,
В пещере жило первобытное племя.
Под сводом трещал первобытный костёр.
Пещерные мамы вели разговор:
О детской одежде, о детском питании,
Но в первую очередь о воспитании.
А после готовки микстуры и пищи
Они занимались уютом в жилище.
Домой, приходя с первобытной работы,
Пещерные папы не знали заботы:
Их ждали улыбки, тепло и уют
И много счастливых семейных минут.
Но мама с порога кричала на папу:
« А ну, вытирай свои грязные лапы!
Тут за день намаешься, за день устанешь,
Когда, наконец, человеком ты станешь?»
Ученик: И век пролетел незаметно за веком,
И папа со временем стал человеком.
Произошло это ранней весной,
Когда он с букетом вернулся домой.
Ведущий: Есть ещё одна нить, связывающая все поколения – это мать, мама. Что может быть дороже имени матери?
Зажжём таинственные свечи,
Затеплим ласковые речи.
Мы столько женщине должны,
Сотрём хоть часть морщин
С её лица. Забот немалых
Вон сколько давит на неё.
Ученик: Мама! Закрой глаза и прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
Ведущий: Уважаемые мамы! Ваши дети написали о вас прекрасные мини – сочинения. Сейчас мы зачитаем несколько отрывков из них. (Зачитываю лучшие строки из некоторых сочинений и вручаю мамам )
Ласковая мама
Со мною живёт.
Песенку споёт.
Мама – самый любимый человек в нашей семье. Она очень худенькая, и поэтому её надо нам с папой оберегать. Мама помогает мне в трудную минуту своими советами, ухаживает за мною. Мамуля ко мне добра, если я провинюсь, то всё равно она меня прощает. (Букаева Дана)
В ноябре есть новый праздник
Нашим мамам посвящён.
Вся семья и кот проказник
В нашу мамочку влюблён.
Утром завтрак приготовит,
На работу побежит,
А когда домой приходит,
Снова всех нас ублажит.
Вкусно блинчики готовит
С братом точно знаем мы.
Даже папа уплетает
Нашей мамочки блины.
Как же мама успевает?
Не могу никак понять.
Даже сказку почитает
На ночь, чтоб могла я спать. (Долганина Анастасия)
Мамочке милой желаем с любовью
Радости, счастья, успехов, здоровья.
Если обидели, мама, прости.
И пусть не будет забот на пути. (Абрамов Сергей)
А ещё они составляли свои родословные, мне хотелось - бы, чтобы это стало вашей семейной традицией, так как в каждой семье есть свой благодатный материал, для того, чтобы наши дети не росли «Иванами, не помнящими родства». Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.
Песня « Пусть всегда будет солнце!»
Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
ПРИПЕВ: « Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду Я!»
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять:
ПРИПЕВ
Тише, солдат,
Слышишь, солдат!
Люди пугаются взрывов,
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:
ПРИПЕВ:
Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце навек! Счастье навек –
Так повелел человек.
ПРИПЕВ:
Ученик: Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то,
Что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
Ведущий: Дорогие женщины! Позвольте Вам пожелать:
Пусть Ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов!
Пусть Ваши дети будут послушны, а мужья внимательны!
Пусть Ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!
(русский народный танец « У калинушки»)
Ведущий : В народе говорят, что муж в семье голова, а жена – шея. Куда шея повернётся, туда и голова. Наверно, есть здесь доля истины. Но в доме всегда найдётся работа, которая по плечу только мужчинам. Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Надёжность отца, его чуткость по отношению к матери – всё это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами, а девочек побуждает сравнивать своих друзей с отцом.
Ученик: Отцовские руки , отцовские руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки, в мозолях бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые,
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке: « В них спорится дело»
Ученик: Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи варить.
И для дома, всё, что нужно
Могут быстро смастерить
Ученик: Всемсейчас довольна я:
Мирная у нас семья.
Были выборы вчера до самозабвенья.
Мы считали до утра
Дома бюллетени.
Спикер – бабушка у нас,
Мама – Президентом!
По снабжению сейчас
Папа наш агентом.
Будет он снабжать немножко
И капустой, и картошкой,
Помидорами в салат,
В общем, чем базар богат.
Песня « Про папу»
Сколько песен мы с вами вместе
Спели маме своей родной,
А про папу до этой песни
Песни не было не одной.
ПРИПЕВ: Папа может, папа может
Всё что угодно!
Плавать брассом, спорить басом,
Дрова рубить…
Папа может, папа может
Быть кем угодно!
Только мамой, только мамой не может быть.
Папа дома - и дом и исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
Папа в доме, конечно, главный,
Если мамы случайно нет. ПРИПЕВ:
Ведущий: Многодетная семья! Когда – то в этом не было ничего удивительного. Сегодня же очень редкая семья отвечает названию: семь –Я. Но в нашем классе ест такие семьи: семья Шатохиной Веры Ивановны и Василия Ивановича,
Пересыпкиной Ольги Джумагалиевны и Николая Владимировича,
Соловьёвой Елены Геннадьевны и Виктора Ивановича.
Умение помогать друг другу, дружить, выручать в трудную минуту, работать сообща и отдыхать вместе, помогать малышам, ухаживать за ними – эти качества будут сопровождать каждого, выросшего в такой семье.
Слова благодарности и признательности нужно сказать женщинам этих семей. Мать волнуется и печалится, чтобы её ребёнок был сыт, здоров, счастлив. А эти женщины: Вера Ивановна, Ольга Джумагалиевна, Елена Геннадьевна волнуются в несколько раз больше, чем другие женщины нашего класса.
Песня « Из чего наш мир состоит»
1. Из чего наш мир состоит?
Из дубка, что в поле стоит.
Из высоких гор с сединой.
И ещё, и ещё из тебя со мной. ПРИПЕВ: Из мальчиков и девочек,
Из книжек и затей,
А главное, а главное
Из взрослых и детей.
2.Из чего наш мир состоит?
Из сугробов и пирамид.
Из садов, цветущих весной.
И ещё, И ещё из тебя со мной.
3. Из чего наш мир состоит?
Из катка, который открыт.
Из мечты до Марса длиной.
И ещё, и ещё из тебя со мной.
Ведущий: Если бы сейчас открыть « Семейную академию» по изучению опыта воспитания в семье, то я просто уверена в том, что каждой семье нашлось бы, что сказать, чем похвалиться. Я уверена и в том, что учёные степени достались бы совету старейшин в вашем доме.
Ученик: Сегодня у нас воскресенье как раз
Бабусю будить я не буду сейчас.
На завтрак, пожалуй, нажарю картошки,
С повидлом пирог испеку и лепёшки.
Всё это нетрудно мне сделать одной,
Ведь должен у бабушки быть выходной.
Еда на столе и в двух вазах букеты.
Иди же, бабуся! Бабуся, ну где ты?
На кухне я! С пола сейчас уберу:
Соль, масло, картофельную кожуру…
Потом соскрести я должна поскорей
Присохшее тесто со стен и дверей…
Повидло с окна, с потолка ещё смою
И завтракать, внученька, сяду с тобою.
Сценка « Бабушки и внуки »
1 –я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я : Да что ты, я ещё уроки не сделала…
1 – я: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!
2 –я: да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1 – я: да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2 – я: Правда? Это ты их балуешь?
1 – я: Я их не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня сами переписывают.
2 – я: О, действительно, строго.
1 – я: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2 – я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм – гм…,» У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том. И днём, и ночью пёс учёный …»
1 – я: Какой пёс? Какой пёс?
2 – я: Ну, не знаю, какая у него порода.
1 –я: Да не пёс, а кот учёный! Поняла? Кот!
2 – я: А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; и днём, и ночью кот учёный с авоськой ходит в гастроном.
1–я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2 –я: Ой, у меня ещё столько уроков, я всё перепутала..
1 – я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь, какую – нибудь единицу назовут?
2 – я: Её уже назвали.
1 –я: Как?
2 –я: кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки…
Ученик : Человек уже много проживший и повидавший всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живёт человек, тем больше знает, умеет. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас мудрые люди.
Ученик: Такая у деда растёт борода,
Что я на неё удивляюсь всегда.
«С ним, – мама сказала, -
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И, правда, попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.
Ученик: Я гулять пошёл во двор.
Перелез через забор
И оставил на заборе
Полштанины – вот так горе!
Как теперь пойду домой
Я оборванный такой?
Мама будет поучать,
Чтоб не лазил я опять.
Папа скажет: « Неумеха!
На штанах теперь прореха».
Бабушка запричитает,
Но штаны мне залатает.
Ну, а дед, мой верный друг,
Обойдёт меня вокруг,
Выведет меня во двор,
Перепрыгнет сам забор,
Станет он меня учить –
С дедом весело нам жить!
Шуточная песня « Как задумал старый дед»
Как задумал старый дед
Другой раз жениться.
Сидел думал, думал, думал:
Другой раз жениться.
Другой раз жениться-
Дело не годится.
Сидел думал, думал, думал:
Дело не годится.
Если стару в жёны взять,
Работать не будет.
Сидел думал, думал, думал:
Работать не будет.
Молодую в жёны взять,
Она не полюбит.
Сидел думал, думал, думал:
Она не полюбит.
А коли полюбит,
То не поцелует.
Сидел думал, думал, думал:
То не поцелует.
Как задумал старый дед
Другой раз жениться.
Другой раз жениться -
Дело не годится.
Ведущий: Дотошные американцы подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъёму груза весом 18 тонн на высоту 227 километров.
Можно и устать! Поэтому уделяйте больше внимания здоровью и самочувствию ваших бабушек и дедушек. Не забывайте им говорить такие простые слова как « спасибо», « пожалуйста». Они способны согреть душу пожилых людей. Будьте внимательными и заботливыми.
Песня « Дружба»
1. Давайте все подружимся, давайте запоём,
Побегаем по лужицам
Под солнечным дождём.
Поможем самым маленьким,
Поможем старикам,
И пусть цветочек аленький придёт из сказки к нам.
ПРИПЕВ: Дружба – это здорово,
Дружба – это весело,
С дружбой интереснее
И большим, и маленьким
Жить в своей стране.
2. Давайте все научимся
Других не обижать,
И всё у нас получится,
Конечно же, на 5.
Давайте беспокоиться
О каждом и о всех,
И всё у нас получится,
И звонче станет смех. ПРИПЕВ:
Ведущий: А ещё ваша семья – это класс, где вы учитесь. Мы с вами прожили два года. Срок невелик, но за это время произошло много радостного и печального, грустного и весёлого и, кажется, только вчера ВЫ были первоклассники, а сегодня уже взрослые люди, преодолевающие 1 ступеньку в своей жизни.
Ученик: А ещё моя семья –
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша –
Наша « мама классная»!
Ученик: Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдаёт.
Ученик: С едва заметной сединой
На тёмно – русой прядке,
Стоит она перед тобой,
Сложив стопой тетрадки.
И любишь ты, как он, как я,
Её - и скажем прямо:
Она - вторая мать твоя,
А кто дороже мамы?
Песня « Тропинка»
Вьётся белая тонкая нитка
По ковру зелёных полей.
Эта тропка от школьной калитки.
Каждый день я шагаю по ней. ПРИПЕВ: Тропинка школьная моя
Лети от школьного порога,
Пройди все земли и моря,
И стань счастливою дорогой.
Тропинка, тропинка, тропинка школьная моя – 2раза
В школе радости первых открытий
Край родной я здесь узнаю.
Вот идёт наш любимый учитель
Тот, кто отдал нам юность свою. ПРИПЕВ:
Ведущий: Дорогие родители и дети! Я от души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту! Будьте любимы! Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни.
Ученик: Любимые наши,
Бабушки, дедушки,
Мамы и папы!
Желаем мы вам, дорогие, здоровья,
Чтоб не было причины грустить.
И в полном здравии, конечно,
До свадьбы правнуков дожить.
Ведущий: Говорят, чем старше мы становимся, тем нужнее праздники. А ещё кто – то сказал, что взрослые это очень уставшие дети. Это так или нет? Пока никто не опровергнул. Но вырастить ребёнка непросто, чтобы не загубить маленькую неокрепшую душу алчностью, эгоизмом, завистью, а для этого и нужна внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и вырастает « родничок небесной чистоты»
(песня « Савушкина»)
Почему – то, отчего – то
Мне все время не везёт
Почему – то, отчего – то
То и дело попадаю в переплёт.
ПРИПЕВ: Ходит невезение за мною
будто тень.
Портит настроение
Целый день.
Ходит невезение за мною тут и там
Ходит, бродит прямо по пятам.
Если взялся я за что – то,
Это что – то не выходит как назло.
Даже сбился я со счёта
Сколько раз мне отчего – то не везло. ПРИПЕВ:
Неудачи так и скачут.
Неприятности охотятся за мной.
Кто же скажет: «Ну, когда же
Невезение уйдёт на выходной». ПРИПЕВ:
Ведущий: Сегодня мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, бабушки и дедушки. Берегите свои семьи, берегите своих близких, и пусть никогда не погаснет ВАШ домашний очаг! До свидания, до новых встреч с ВАМИ!
Песня « Вальс расставания»
1. Вот и настал миг прощания,
Нам расставаться пора.
Неумолимое время
Так быстротечно всегда.
Мы потрудились немало,
Чтобы прошла веселей
Эта волшебная встреча
Старых и новых друзей. ПРИПЕВ: Мы не забудем этот час,
Рады, что снова видим мы вас,
Рады тому, что мы поём вам в этот вечер!
Но лишь закончится концерт,
В зале зажжётся яркий свет,
Мы с нетерпеньем будем ждать,
Ждать новой встречи!
2. Музыка нежно и просто
Нас с собою ведёт.
Жить на земле очень скучно,
Если душа не поёт.
Стихнут рояль и гитара,
Скрипки устанут играть,
Но в нашем сердце их струны
Будут всё так же звучать! ПРИПЕВ:
Классный час на тему: «День семьи»
Подготовила и провела учитель МБОУ СОШ №20 г. Химки О.В. Шмидль
Цель проведения:
Формирование понимания учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков.
Воспитание уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи.
Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
- Развивать интерес и потребность быть причастным к истории своей семьи.
Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
Изучение семей классного коллектива;
Ход классного часа
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Учитель
Здравствуйте, дорогие ребята и родители, добрый день!
Хочу задать вам вопрос «С чего начинается человечество?»
Этот отнюдь не риторический вопрос столь же стар, как мир,названный Антуаном де Сент-Экзюпери «Планетой людей». Может быть, этот мир начинается с создания орудий, которыми пользовались наши предки. Или с зажженного в пещере огня, который казался даром богов. А может человечество начинается с наскальных изображений, с помощью которых древние люди делились горестями и радостями своей жизни. За каждым из этих ответов проступает своя историческая и психологическая правда.
Но вот передо мной послание, написанное на берестяной грамоте сравнительно недавно – всего – на всего в 15 веке:»Пусть разгорится сердце твое, и тело твое, и душа твоя до меня, и до тела моего, и до виду моего» (берестяная грамота 15 века – древнейшее русское любовное письмо, дошедшее до наших дней).Это письмо, как и многие похожие на него документы в истории нашей культуры, подсказывает ответ на вопрос о начале начал человеческой истории. И этот ответ я формулирую лаконично и кратко: с любви.
С любви начинается человечество. И с любви зарождается родство человеческое, а не только человеческий род. И в любви происходит переплетение сердец, названное семьей. Не случайно на Руси когда – то бытовало выражение « супружество как дружество». Задумывались ли вы когда – нибудь о том, что подлинные родительские отношения в семье и есть источник бессмертия любви друг к друг, воплощаемой в детях?
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека.
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Мы долго готовились к этому празднику. Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями. Когда писали сочинения о семье.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Ученик
В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ученица
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Учитель
А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..
(Ответы детей)
Учитель
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
Выступление родителей
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.
Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».
Ученица
Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше о семейном согласии.
Вопрос к учащимся и родителям
Л.Н. Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
(Ответы детей и родителей)
Ученик
Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
Учитель
Мы с вами провели конкурс «Визитная карточка семьи» и сегодня подводим итоги (Родители вместе с детьми защищают свои проекты)
Награждение участников и победителей.
Ученик
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
ЗВУЧИТ ГИМН СЕМЬИ
И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев:
Живите в ладу и гармонии.
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.
Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
Классный час на тему «День семьи»
Цели:
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление:
шары, выставка семейных паспортов “Моя семья”
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике. Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
И наш с вами разговор я хочу начать со сказки.
Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья »!
Что такое семья?
Как вы понимаете?
(Ответы детей)
«Семья»- сколько в нём загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» оно говорит «семья» - это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдётся семеро. «Семь-не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что и «семья» тоже едина и неделима. А чья семья в нашем классе состоит из 7 человек?
- Как вы думаете, в какой семье жить легче, в маленькой или в большой?
«Семья» происходит от слова «семя».
Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки- сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
Ведущий: Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.
Где любовь и совет,
Дом с детьми - базар,
Бабушка, любящая внука,
Лишь потеряв свой дом,
Молодому растению нужна влага,
Брат без брата - что сокол без крыла,
Верблюдица некрасива,
Дитя хоть и криво,
(После работы идёт проверка, полученные пословицы записываются на доске.)
оценишь его по достоинству. (армянская)
там и горя нет. (русская)
а мила верблюжонку (монгольская)
дом без детей – могила. (казахская)
готова штаны променять на сахар.
(китайская)
младенцу нужна ласка. (алтайская)
сестра без брата - как хворостина голая. (чеченская)
да отцу-матери мило.
(украинская)
Ведущий: Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая группа может построить дом своей мечты. Пусть ваша команда превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Остальные надо подписать.
Но сначала я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание” . Значит семья – это понимание. Это слово уже написано на одном из кирпичей. Придумайте, какие ещё кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. (дети записывают слова на кирпичиках дома)
Ведущий: Пока дети строят свой дом, я предлагаю родителям записать правила семейного общежития, благодаря, которым можно сохранить семью.
(Проверка результата, домики и советы родителей вывешиваются на доску)
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Ведущий: И я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.
А что отличает одну семью от другой? (ответы детей)
Это имя и фамилия. Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий:
- по внешности человека:
Мал, Бел, Косой, Рябой, Некраса.
- по характеру:
Добрыня, Горд, Умник, Несмеяна.
Что вы узнали о своих именах? (рассказы детей)
Ведущий:
С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – дочки, сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от нее зависит вся семья!
Сейчас мы поговорим о маме, ведь кто слышит первый крик своего ребенка? Мама! Кто первым берет его на руки? Мама! Перед вами лежат вырезанные из бумаги ладошки. Это ладошки мамы. Какой образ у вас возникает при упоминании слова «мама»? продолжите фразу: «Моя мама….». эти слова запишите на пальчиках ладошки.
(дети записывают слова на пальчиках, а затем приклеивают на кончик каждого пальчика маленький цветок в подарок маме. На доске выстраивается дерево из ладошек)
Ведущий: Пора подвести итог нашего классного часа. В заключении я предлагаю каждой группе написать пятистишие на тему «Семья».(Работа в группах. Учащиеся записывают пятистишия на облачках, зачитывают и прикрепляют на доску)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!