Классный час день семьи сценарий начальная школа. Классный час "день семьи". Песня о семье

Классный час: «Семья. Семейные традиции»

7В класс. Классный руководитель: Столбунец И.А.

Цель проведения

- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

- Изучение семей классного коллектива;

- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к классному часу

Составление учащимися генеалогических деревьев;

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

Ход классного часа

Классный руководитель

Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями,когда писали сочинения о семье.

Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своей семье.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей

. Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа– светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи .

 «...» М. Горький. Мать ».)  «...-разбойники», А.С. Пушкин. Братья -разбойники».)  «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы».)  «Три...», А.П. Чехов. («Три сестры ».)  «... Ваня», А.П. Чехов. Дядя Ваня».)  «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов. Дед Мазай и зайцы».)  «Капитанская...», А.С. Пушкин. («Капитанская дочка ».)  «... полка», В.П. Катаев. Сын полка».)  «... капитана Гранта», Ж. Верн.

Дети капитана Гранта».)  «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский. (Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Подведение итогов

1. Награждается самый активный учащийся.

2. Лучший участник в номинации «семейный альбом».

3. Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».

4. Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Ведущий: Добрый день, дорогие дети и Ваши родные! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о самых дорогих и близких каждому человеку людях – о родителях. Неслучайно именно сегодня - 15 мая отмечается самый добрый, самый тёплый праздник – День семьи, день радости и счастья.

Мальчик: Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

Ведущий: В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом.

Здравствуй, семья! Красивое слово. Но задумайтесь, что такое семья? Слово это понятно всем, как слово « хлеб» и « вода».

Семья- это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастия и печали, привычки и традиции.

Я расскажу вам одну легенду: в давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: « Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово –

« понимание». По- настоящему счастлив тот человек, у которого в семье есть взаимопонимание и любовь, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть.

Ученик: Дом – это много понятий разных,

Дом – это будни,

Дом – это праздник.

Дом – это творчество, это мечты,

Дом – это Я, дом – это ТЫ!

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуты ненастья

Ожидают его в доме том,

Радость, надежда и счастье!

(Звучит песня о доме)

Песня о доме: Мимо текла, текла река,

Плыли куда –то облака.

Шёл человек, была дорога нелегка,

А человек мечтал о том,

Что он построит где – то дом,

И поселится счастье с ним в доме одном.

И когда он уставал,

То непременно напевал

Песню любимую свою,

Ту, что я пою.

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом –

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, грустным,

Добрым, злым,

Еле живым…

Дом – это там, где надеются и ждут,

Где забываешь о плохом –

Это твой дом.

Ведущий: Для счастливой семьи очень важно иметь свой дом. В ХY веке существовала такая книга – « Домострой», в которой говорилось, что хороший дом должен быть поставлен « у холма с лесом и лугом, и чтобы здоровые ветры его продували, чтобы дом был открыт на солнечный восход: летом - прохладно, а зимой - освещается солнцем».

В доме всегда должно быть солнце, чтобы всем было тепло и уютно. И если кому – то плохо, его согреет доброта, любовь и забота ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье.

(звучит песня « Детство»)

Детство, детство, детство – это свет и радость,

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство – это краски радуг,

Детство, детство, детство – это Я и ТЫ.

ПРИПЕВ: Все люди на большой планете

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети

И в мирном мире жить!

Ярко – ярко пусть пылают лишь рассветы,

Ночью звёздной пусть спокойно спят поля…

Детство, детство добротой не зря согрето,

Детство, детство – завтрашний твой день, Земля!

ПРИПЕВ

Детство, детство, детство – это летний вечер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство, детство, детство – это значит дети,

Дети, дети, дети – это значит МЫ!

ПРИПЕВ

Ведущий: Семейный очаг в древности был символом святости семьи: его огонь возжигался от огня святилища. Хранение его было священным служением женщины, погасший огонь был знаком величайшей беды.

Ученик: Когда – то давно, в первобытное время,

В пещере жило первобытное племя.

Под сводом трещал первобытный костёр.

Пещерные мамы вели разговор:

О детской одежде, о детском питании,

Но в первую очередь о воспитании.

А после готовки микстуры и пищи

Они занимались уютом в жилище.

Домой, приходя с первобытной работы,

Пещерные папы не знали заботы:

Их ждали улыбки, тепло и уют

И много счастливых семейных минут.

Но мама с порога кричала на папу:

« А ну, вытирай свои грязные лапы!

Тут за день намаешься, за день устанешь,

Когда, наконец, человеком ты станешь?»

Ученик: И век пролетел незаметно за веком,

И папа со временем стал человеком.

Произошло это ранней весной,

Когда он с букетом вернулся домой.

Ведущий: Есть ещё одна нить, связывающая все поколения – это мать, мама. Что может быть дороже имени матери?

Зажжём таинственные свечи,

Затеплим ласковые речи.

Мы столько женщине должны,

Сотрём хоть часть морщин

С её лица. Забот немалых

Вон сколько давит на неё.

Ученик: Мама! Закрой глаза и прислушайся, и ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

Ведущий: Уважаемые мамы! Ваши дети написали о вас прекрасные мини – сочинения. Сейчас мы зачитаем несколько отрывков из них. (Зачитываю лучшие строки из некоторых сочинений и вручаю мамам )

Ласковая мама

Со мною живёт.

Сказку расскажет,

Песенку споёт.

Мама – самый любимый человек в нашей семье. Она очень худенькая, и поэтому её надо нам с папой оберегать. Мама помогает мне в трудную минуту своими советами, ухаживает за мною. Мамуля ко мне добра, если я провинюсь, то всё равно она меня прощает. (Букаева Дана)

В ноябре есть новый праздник

Нашим мамам посвящён.

Вся семья и кот проказник

В нашу мамочку влюблён.

Утром завтрак приготовит,

На работу побежит,

А когда домой приходит,

Снова всех нас ублажит.

Вкусно блинчики готовит

С братом точно знаем мы.

Даже папа уплетает

Нашей мамочки блины.

Как же мама успевает?

Не могу никак понять.

Даже сказку почитает

На ночь, чтоб могла я спать. (Долганина Анастасия)

Мамочке милой желаем с любовью

Радости, счастья, успехов, здоровья.

Если обидели, мама, прости.

И пусть не будет забот на пути. (Абрамов Сергей)

А ещё они составляли свои родословные, мне хотелось - бы, чтобы это стало вашей семейной традицией, так как в каждой семье есть свой благодатный материал, для того, чтобы наши дети не росли «Иванами, не помнящими родства». Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – всё это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.

Песня « Пусть всегда будет солнце!»

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

ПРИПЕВ: « Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!»

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устаёт повторять:

ПРИПЕВ

Тише, солдат,

Слышишь, солдат!

Люди пугаются взрывов,

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

ПРИПЕВ:

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце навек! Счастье навек –

Так повелел человек.

ПРИПЕВ:

Ученик: Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Ведущий: Дорогие женщины! Позвольте Вам пожелать:

Пусть Ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов!

Пусть Ваши дети будут послушны, а мужья внимательны!

Пусть Ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье!

(русский народный танец « У калинушки»)

Ведущий : В народе говорят, что муж в семье голова, а жена – шея. Куда шея повернётся, туда и голова. Наверно, есть здесь доля истины. Но в доме всегда найдётся работа, которая по плечу только мужчинам. Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Надёжность отца, его чуткость по отношению к матери – всё это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами, а девочек побуждает сравнивать своих друзей с отцом.

Ученик: Отцовские руки , отцовские руки!

Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя,

Знакомо тяжёлое им и большое.

Рабочие руки, в мозолях бугристые,

Рабочие и ослепительно чистые,

Всё делают так хорошо и умело,

Как в поговорке: « В них спорится дело»

Ученик: Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи варить.

И для дома, всё, что нужно

Могут быстро смастерить

Ученик: Всемсейчас довольна я:

Мирная у нас семья.

Были выборы вчера до самозабвенья.

Мы считали до утра

Дома бюллетени.

Спикер – бабушка у нас,

Мама – Президентом!

По снабжению сейчас

Папа наш агентом.

Будет он снабжать немножко

И капустой, и картошкой,

Помидорами в салат,

В общем, чем базар богат.

Песня « Про папу»

Сколько песен мы с вами вместе

Спели маме своей родной,

А про папу до этой песни

Песни не было не одной.

ПРИПЕВ: Папа может, папа может

Всё что угодно!

Плавать брассом, спорить басом,

Дрова рубить…

Папа может, папа может

Быть кем угодно!

Только мамой, только мамой не может быть.

Папа дома - и дом и исправный,

Газ горит и не гаснет свет.

Папа в доме, конечно, главный,

Если мамы случайно нет. ПРИПЕВ:

Ведущий: Многодетная семья! Когда – то в этом не было ничего удивительного. Сегодня же очень редкая семья отвечает названию: семь –Я. Но в нашем классе ест такие семьи: семья Шатохиной Веры Ивановны и Василия Ивановича,

Пересыпкиной Ольги Джумагалиевны и Николая Владимировича,

Соловьёвой Елены Геннадьевны и Виктора Ивановича.

Умение помогать друг другу, дружить, выручать в трудную минуту, работать сообща и отдыхать вместе, помогать малышам, ухаживать за ними – эти качества будут сопровождать каждого, выросшего в такой семье.

Слова благодарности и признательности нужно сказать женщинам этих семей. Мать волнуется и печалится, чтобы её ребёнок был сыт, здоров, счастлив. А эти женщины: Вера Ивановна, Ольга Джумагалиевна, Елена Геннадьевна волнуются в несколько раз больше, чем другие женщины нашего класса.

Песня « Из чего наш мир состоит»

1. Из чего наш мир состоит?

Из дубка, что в поле стоит.

Из высоких гор с сединой.

И ещё, и ещё из тебя со мной. ПРИПЕВ: Из мальчиков и девочек,

Из книжек и затей,

А главное, а главное

Из взрослых и детей.

2.Из чего наш мир состоит?

Из сугробов и пирамид.

Из садов, цветущих весной.

И ещё, И ещё из тебя со мной.

3. Из чего наш мир состоит?

Из катка, который открыт.

Из мечты до Марса длиной.

И ещё, и ещё из тебя со мной.

Ведущий: Если бы сейчас открыть « Семейную академию» по изучению опыта воспитания в семье, то я просто уверена в том, что каждой семье нашлось бы, что сказать, чем похвалиться. Я уверена и в том, что учёные степени достались бы совету старейшин в вашем доме.

Ученик: Сегодня у нас воскресенье как раз

Бабусю будить я не буду сейчас.

На завтрак, пожалуй, нажарю картошки,

С повидлом пирог испеку и лепёшки.

Всё это нетрудно мне сделать одной,

Ведь должен у бабушки быть выходной.

Еда на столе и в двух вазах букеты.

Иди же, бабуся! Бабуся, ну где ты?

На кухне я! С пола сейчас уберу:

Соль, масло, картофельную кожуру…

Потом соскрести я должна поскорей

Присохшее тесто со стен и дверей…

Повидло с окна, с потолка ещё смою

И завтракать, внученька, сяду с тобою.

Сценка « Бабушки и внуки »

1 –я: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я : Да что ты, я ещё уроки не сделала…

1 – я: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2 –я: да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1 – я: да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2 – я: Правда? Это ты их балуешь?

1 – я: Я их не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня сами переписывают.

2 – я: О, действительно, строго.

1 – я: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2 – я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм – гм…,» У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том. И днём, и ночью пёс учёный …»

1 – я: Какой пёс? Какой пёс?

2 – я: Ну, не знаю, какая у него порода.

1 –я: Да не пёс, а кот учёный! Поняла? Кот!

2 – я: А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; и днём, и ночью кот учёный с авоськой ходит в гастроном.

1–я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2 –я: Ой, у меня ещё столько уроков, я всё перепутала..

1 – я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может в нашу честь, какую – нибудь единицу назовут?

2 – я: Её уже назвали.

1 –я: Как?

2 –я: кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки…

Ученик : Человек уже много проживший и повидавший всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живёт человек, тем больше знает, умеет. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас мудрые люди.

Ученик: Такая у деда растёт борода,

Что я на неё удивляюсь всегда.

«С ним, – мама сказала, -

Не будешь в беде:

У дедушки много ума в бороде».

И, правда, попросят родные совет,

Погладит он бороду – скажет в ответ.

Завидую дедушке я иногда,

Скорей бы росла у меня борода.

Ученик: Я гулять пошёл во двор.

Перелез через забор

И оставил на заборе

Полштанины – вот так горе!

Как теперь пойду домой

Я оборванный такой?

Мама будет поучать,

Чтоб не лазил я опять.

Папа скажет: « Неумеха!

На штанах теперь прореха».

Бабушка запричитает,

Но штаны мне залатает.

Ну, а дед, мой верный друг,

Обойдёт меня вокруг,

Выведет меня во двор,

Перепрыгнет сам забор,

Станет он меня учить –

С дедом весело нам жить!

Шуточная песня « Как задумал старый дед»

Как задумал старый дед

Другой раз жениться.

Сидел думал, думал, думал:

Другой раз жениться.

Другой раз жениться-

Дело не годится.

Сидел думал, думал, думал:

Дело не годится.

Если стару в жёны взять,

Работать не будет.

Сидел думал, думал, думал:

Работать не будет.

Молодую в жёны взять,

Она не полюбит.

Сидел думал, думал, думал:

Она не полюбит.

А коли полюбит,

То не поцелует.

Сидел думал, думал, думал:

То не поцелует.

Как задумал старый дед

Другой раз жениться.

Другой раз жениться -

Дело не годится.

Ведущий: Дотошные американцы подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъёму груза весом 18 тонн на высоту 227 километров.

Можно и устать! Поэтому уделяйте больше внимания здоровью и самочувствию ваших бабушек и дедушек. Не забывайте им говорить такие простые слова как « спасибо», « пожалуйста». Они способны согреть душу пожилых людей. Будьте внимательными и заботливыми.

Песня « Дружба»

1. Давайте все подружимся, давайте запоём,

Побегаем по лужицам

Под солнечным дождём.

Поможем самым маленьким,

Поможем старикам,

И пусть цветочек аленький придёт из сказки к нам.

ПРИПЕВ: Дружба – это здорово,

Дружба – это весело,

С дружбой интереснее

И большим, и маленьким

Жить в своей стране.

2. Давайте все научимся

Других не обижать,

И всё у нас получится,

Конечно же, на 5.

Давайте беспокоиться

О каждом и о всех,

И всё у нас получится,

И звонче станет смех. ПРИПЕВ:

Ведущий: А ещё ваша семья – это класс, где вы учитесь. Мы с вами прожили два года. Срок невелик, но за это время произошло много радостного и печального, грустного и весёлого и, кажется, только вчера ВЫ были первоклассники, а сегодня уже взрослые люди, преодолевающие 1 ступеньку в своей жизни.

Ученик: А ещё моя семья –

Класс! Ведь это ясно же!

А учительница наша –

Наша « мама классная»!

Ученик: Мы замечаем не всегда,

Как много нам забот

И терпеливого труда

Учитель отдаёт.

Ученик: С едва заметной сединой

На тёмно – русой прядке,

Стоит она перед тобой,

Сложив стопой тетрадки.

И любишь ты, как он, как я,

Её - и скажем прямо:

Она - вторая мать твоя,

А кто дороже мамы?

Песня « Тропинка»

Вьётся белая тонкая нитка

По ковру зелёных полей.

Эта тропка от школьной калитки.

Каждый день я шагаю по ней. ПРИПЕВ: Тропинка школьная моя

Лети от школьного порога,

Пройди все земли и моря,

И стань счастливою дорогой.

Тропинка, тропинка, тропинка школьная моя – 2раза

В школе радости первых открытий

Край родной я здесь узнаю.

Вот идёт наш любимый учитель

Тот, кто отдал нам юность свою. ПРИПЕВ:

Ведущий: Дорогие родители и дети! Я от души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту! Будьте любимы! Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни.

Ученик: Любимые наши,

Бабушки, дедушки,

Мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтоб не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

Ведущий: Говорят, чем старше мы становимся, тем нужнее праздники. А ещё кто – то сказал, что взрослые это очень уставшие дети. Это так или нет? Пока никто не опровергнул. Но вырастить ребёнка непросто, чтобы не загубить маленькую неокрепшую душу алчностью, эгоизмом, завистью, а для этого и нужна внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и вырастает « родничок небесной чистоты»

(песня « Савушкина»)

Почему – то, отчего – то

Мне все время не везёт

Почему – то, отчего – то

То и дело попадаю в переплёт.

ПРИПЕВ: Ходит невезение за мною

будто тень.

Портит настроение

Целый день.

Ходит невезение за мною тут и там

Ходит, бродит прямо по пятам.

Если взялся я за что – то,

Это что – то не выходит как назло.

Даже сбился я со счёта

Сколько раз мне отчего – то не везло. ПРИПЕВ:

Неудачи так и скачут.

Неприятности охотятся за мной.

Кто же скажет: «Ну, когда же

Невезение уйдёт на выходной». ПРИПЕВ:

Ведущий: Сегодня мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, бабушки и дедушки. Берегите свои семьи, берегите своих близких, и пусть никогда не погаснет ВАШ домашний очаг! До свидания, до новых встреч с ВАМИ!

Песня « Вальс расставания»

1. Вот и настал миг прощания,

Нам расставаться пора.

Неумолимое время

Так быстротечно всегда.

Мы потрудились немало,

Чтобы прошла веселей

Эта волшебная встреча

Старых и новых друзей. ПРИПЕВ: Мы не забудем этот час,

Рады, что снова видим мы вас,

Рады тому, что мы поём вам в этот вечер!

Но лишь закончится концерт,

В зале зажжётся яркий свет,

Мы с нетерпеньем будем ждать,

Ждать новой встречи!

2. Музыка нежно и просто

Нас с собою ведёт.

Жить на земле очень скучно,

Если душа не поёт.

Стихнут рояль и гитара,

Скрипки устанут играть,

Но в нашем сердце их струны

Будут всё так же звучать! ПРИПЕВ:

Классный час на тему: «День семьи»

Подготовила и провела учитель МБОУ СОШ №20 г. Химки О.В. Шмидль

Цель проведения:

Формирование понимания учащимися роли семьи в обществе, осознание себя продолжателями традиций предков.

Воспитание уважительного отношения к нравственным ценностям своей семьи.

Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
- Развивать интерес и потребность быть причастным к истории своей семьи.

Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

Изучение семей классного коллектива;

Ход классного часа

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Учитель

Здравствуйте, дорогие ребята и родители, добрый день!

Хочу задать вам вопрос «С чего начинается человечество?»

Этот отнюдь не риторический вопрос столь же стар, как мир,названный Антуаном де Сент-Экзюпери «Планетой людей». Может быть, этот мир начинается с создания орудий, которыми пользовались наши предки. Или с зажженного в пещере огня, который казался даром богов. А может человечество начинается с наскальных изображений, с помощью которых древние люди делились горестями и радостями своей жизни. За каждым из этих ответов проступает своя историческая и психологическая правда.

Но вот передо мной послание, написанное на берестяной грамоте сравнительно недавно – всего – на всего в 15 веке:»Пусть разгорится сердце твое, и тело твое, и душа твоя до меня, и до тела моего, и до виду моего» (берестяная грамота 15 века – древнейшее русское любовное письмо, дошедшее до наших дней).Это письмо, как и многие похожие на него документы в истории нашей культуры, подсказывает ответ на вопрос о начале начал человеческой истории. И этот ответ я формулирую лаконично и кратко: с любви.

С любви начинается человечество. И с любви зарождается родство человеческое, а не только человеческий род. И в любви происходит переплетение сердец, названное семьей. Не случайно на Руси когда – то бытовало выражение « супружество как дружество». Задумывались ли вы когда – нибудь о том, что подлинные родительские отношения в семье и есть источник бессмертия любви друг к друг, воплощаемой в детях?

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека.

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями. Когда писали сочинения о семье.

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Ученик

В семейном кругу мы с вами растем
В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Ученица

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Учитель

А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

(Ответы детей)

Учитель

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

Выступление родителей

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».

Ученица

Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше о семейном согласии.

Вопрос к учащимся и родителям

Л.Н. Толстой сказал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?

(Ответы детей и родителей)

Ученик


Мама на папу глядит,
Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель

Мы с вами провели конкурс «Визитная карточка семьи» и сегодня подводим итоги (Родители вместе с детьми защищают свои проекты)

Награждение участников и победителей.

Ученик

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

ЗВУЧИТ ГИМН СЕМЬИ

И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:

Живите в ладу и гармонии.

Любовью Петра и Февронии.

Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.

Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.

Классный час на тему «День семьи»

Цели:

    Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

    Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Оформление:

шары, выставка семейных паспортов “Моя семья”

ХОД ПРАЗДНИКА

Ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике. Вы, конечно, знаете, что 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

И наш с вами разговор я хочу начать со сказки.

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья »!

    Что такое семья?

    Как вы понимаете?

(Ответы детей)

«Семья»- сколько в нём загадок, оно делится на два слова «семь» и «я» оно говорит «семья» - это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдётся семеро. «Семь-не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что и «семья» тоже едина и неделима. А чья семья в нашем классе состоит из 7 человек?

- Как вы думаете, в какой семье жить легче, в маленькой или в большой?

«Семья» происходит от слова «семя».
Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки- сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми, они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

Ведущий: Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

Где любовь и совет,

Дом с детьми - базар,

Бабушка, любящая внука,

Лишь потеряв свой дом,

Молодому растению нужна влага,

Брат без брата - что сокол без крыла,

Верблюдица некрасива,

Дитя хоть и криво,

(После работы идёт проверка, полученные пословицы записываются на доске.)

оценишь его по достоинству. (армянская)

там и горя нет. (русская)

а мила верблюжонку (монгольская)

дом без детей – могила. (казахская)

готова штаны променять на сахар.

(китайская)

младенцу нужна ласка. (алтайская)

сестра без брата - как хворостина голая. (чеченская)

да отцу-матери мило.

(украинская)

Ведущий: Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая группа может построить дом своей мечты. Пусть ваша команда превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Остальные надо подписать.

Но сначала я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи “как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?”. Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово “понимание” . Значит семья – это понимание. Это слово уже написано на одном из кирпичей. Придумайте, какие ещё кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. (дети записывают слова на кирпичиках дома)

Ведущий: Пока дети строят свой дом, я предлагаю родителям записать правила семейного общежития, благодаря, которым можно сохранить семью.

(Проверка результата, домики и советы родителей вывешиваются на доску)

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

Ведущий: И я думаю, что вы счастливые дети, потому, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Это семейное счастье, благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.

А что отличает одну семью от другой? (ответы детей)

Это имя и фамилия. Каждое имя имеет свою историю. Раньше людей называли по каким-то внешним признакам, по положению в семье или по роду занятий:
- по внешности человека:
Мал, Бел, Косой, Рябой, Некраса.
- по характеру:
Добрыня, Горд, Умник, Несмеяна.

Что вы узнали о своих именах? (рассказы детей)

Ведущий:

С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – дочки, сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от нее зависит вся семья!

Сейчас мы поговорим о маме, ведь кто слышит первый крик своего ребенка? Мама! Кто первым берет его на руки? Мама! Перед вами лежат вырезанные из бумаги ладошки. Это ладошки мамы. Какой образ у вас возникает при упоминании слова «мама»? продолжите фразу: «Моя мама….». эти слова запишите на пальчиках ладошки.

(дети записывают слова на пальчиках, а затем приклеивают на кончик каждого пальчика маленький цветок в подарок маме. На доске выстраивается дерево из ладошек)

Ведущий: Пора подвести итог нашего классного часа. В заключении я предлагаю каждой группе написать пятистишие на тему «Семья».(Работа в группах. Учащиеся записывают пятистишия на облачках, зачитывают и прикрепляют на доску)

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!