Проект цветная неделя в старшей группе. Творческий арт-проект в средней группе «Разноцветная неделя» проект (средняя группа) на тему. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

«Цветная неделя»

Тип проекта: Познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Актуальность: Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами - это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Участники проекта: дети старшей группы № 9 и их родители, воспитатель гр.№9 Карауш А.Ю.

Планируемые результаты:

Цель: Систематизация знаний детей о природе и ее взаимосвязях.

Задачи:

Акцентировать внимание детей на то, что окружающий мир многоцветен и разнообразен;

Развивать эстетический вкус, творческое мышление;

Сформировать интерес к изобразительному искусству.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный :

Оповещение родителей воспитанников о предстоящем мероприятии с целью поддержание детской инициативы;

Подбор методической литературы, дидактических игр, игровых заданий, муз.произведений.

Основной – проведения комплекса мероприятий.

Заключительный – Коллективное украшение веранды.

Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а помещения детского сада украшается соответствующего цвета шарами. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.

План реализации проекта:

Дата/название

Проектная деятельность

«Этот волшебный синий цвет»

Д/И «Где встречается этот цвет», «Назови всё синие»;

Беседа «Этот волшебный синий цвет», «Кому нужна вода»;

Опыт «Тонет не тонет»;

П/И игры с водой: «Попади в ведро», «Воздушный шар»;

Коллективное рисование «Океан»

ЧХЛ С.Могилевская «Синяя сказка»

«Красный цвет»

Д/И «Что бывает красным?»;

С.Р.И. «Поездка на красном автобусе»

П/И «Светофор», «Передай шар другому»;

ЧХЛ С.Могилевская «Красная сказка»

Заучивание потешки «Божья коровка»;

Коллективное конструирование «Красный замок».

«Этот теплый желтый цвет»

Беседа «Зачем светит солнце?»

Опыт с водой «Цветная вода»;

Пластиллинография «Желтые картинки»;

ЧХЛ С.Могилевская «Желтая сказка»;

С.Р.И. «Праздничный стол»;

П/И «Карусель», «Попади в корзину».

Понедельник

«Сочный оранжевый»

- Д\и «Оранжевые фрукты и овощи»;

Наблюдение: «Цветочки Ноготочки»;

- Подвижная игра: «Ниточка иголочка»

Продуктивная деятельность: Коллективная аппликация «Оранжевое солнце»;

- Прослушивание песни: «Оранжевое небо»;

- Д/и «Что бывает оранжевым?»;

«Зеленый-свежий цвет».

Наблюдение: «Гусиница»;

Продуктивная деятельность: Рисование « Кто спрятался в траве?»;

- Беседа: «Эти волшебные краски».

- Д/И «Что бывает зеленым?»;

- Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять».

- Подвижная игра «Ловишки» с ленточками

Анастасия Шумилина
Планирование «Разноцветная неделя»

Введение.

Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь» , отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то , что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.

Идея проекта :

Создание идеальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получают возможность раскрытия и развития творческого личного потенциала, совершенствование сознания и эмоционального насыщения в процессе детско-взрослого взаимодействия.

Актуальность темы :

Анализ требований ФГОС показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Поэтому возникла потребность внести коррективы в тематику планирования . Все вышеизложенное послужило толчком к созданию проекта «Разноцветная неделя » .

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :

Воспитатель : организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей

Дети : участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители : подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Проект включает в себя 3 этапа : подготовительный, основной, заключительный.

Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета, а помещения детского сада украшается соответствующего цвета шарами. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.

Организация образовательного процесса в «Разноцветную неделю » протекала, как путешествие по «стране Красок» .

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : творческий;

По числу участников проекта : групповой (15 – 21 человек, все желающие) ;

По времени проведения : краткосрочный (1 неделя ) ;

По характеру контактов : ребенок семья в рамках ДОУ;

По профилю знаний : многопредметный;

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель проекта :

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Закрепить знание дней недели и их последовательность.

Задачи проекта :

Закрепить знание цветового спектра у детей.

Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.

Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами

Учить детей различать теплые и холодные цвета

Упражнять в умении рассказывать о цвете

Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям

Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы

1. Основная часть. Теоретические аспекты развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами, инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру, художественные материалы, формы поверхности, изучают "на глаз" и тактильно (ощупывая руками, осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.

Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует :

Интеллектуальному развитию ребенка;

Коррекции психических процессов и личности дошкольников;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Развивает мелкую моторику рук

Свобода выбора изо материалов и техник.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность . Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые разнообразные материалы , интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора, и еще многие другие факторы.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений, многообразии, окружающего мира - непременное условие развития творческих способностей детей.

Каждый педагог знает : способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью) .

По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой опыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это результат практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.

1.1. Теоретическая значимость. Введение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.

Цвет – это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети.

Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово «цветоведение» кажущееся поначалу сложно произносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.

Цветовосприятие – одно из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, на наш взгляд, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.

В работе с детьми мы используем такие методы, как;

1. Игровые методы.

Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны , и доминирующей является сказочно-игровая форма.

2. Наглядный метод.

Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях мы широко используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И. И. Левитан, Д. Сурин, М. Врубель, К. Юон, В. Суриков, И. И. Шишкин и т. д.

3. Словесные методы.

Обязательным методом в работе над цвето-восприятием являются :

– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т. д. ; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т. д.)

4. Практические методы.

Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык :

а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом) .

б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.

В ходе игр – занятий по цвето-восприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т. д.

Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.

Большое внимание уделяем работе с родителями, проводим : групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.

2.1. Образовательная деятельность НОД «Художественное творчество» дидактическая игра «Давай познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый) ».

Понедельник – «Путешествие в Красное королевство» .

I. Игровая деятельность :

Дидактические игры : «Давайте познакомимся – Я Красный» , «Цветные предметы» , "Найди и назови все красное";

Подвижные игры : «Красная ленточка»

Упражнения на дыхание : «Красный шарик»

Цель

Рук.

:

III. Беседы.

«Что бывает красным?» ,

«Что будет, если не станет красного цвета?»

V. Коммуникация.

Творческое рассказывание : "Красная сказка";

Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно» .

Просмотр мультфильма «Красная шапочка» ;

Отгадывание «красных» загадок;

VI. Художественное творчество :

Рисование : «Красный карандаш» .

Вторник - «Путешествие в Желтое королевство» .

I. Игровая деятельность :

Дидактические игры : «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый» , "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга» ;

Подвижные игры : «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.

Оборудование : корзина желтого цвета и мячи желтого цвета.

Упражнения на дыхание : «Бабочка и цветы» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Оборудование : бабочки, цветы желтого цвета (по количеству детей) .

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Солнечные зайчики» - развивать умение включаться в игровые действия.

Оборудование : маленькие зеркальца.

II. Познавательная деятельность :

мира : «Кому нужен желтый цвет?» .

ФЭМП : дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик, «Внутри, снаружи» с использованием желтых предметов;

Опыты с водой «Цветная вода» – познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, непрозрачная, можно окрасить в желтый цвет, делать растворы разной концентрации , чтобы увидеть разные оттенки одного цвета).

Оборудование : прозрачные стаканчики, вода, гуашь желтого цвета, тканевые салфетки.

IV. Коммуникация.

Рассказывание-игра "Желтая сказка".

Заучивание стихотворения «Солнечный зайчик»

Цель : учить понимать стихотворное произведение, развивать и активизировать словарь детей.

Оборудование : игрушка-солнышко.

Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета» .

Отгадывание «желтых» загадок;

V. Художественное творчество :

Рисование : экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый;

Лепка из пластилина «Такси»

Конструктивная игра «Желтый городок»

Цель : закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине , формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей.

Оборудование : кирпичики, кубики, пластины желтого цвета разной величины .

Среда - «Путешествие в Зеленое королевство» .

I. Игровая деятельность :

Дидактические игры : «Давайте познакомимся – Я Зеленый» , "Найди и назови все зеленое"

Подвижные игры : «Разноцветные мячики » .

Цель игры : упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками.

Оборудование : зеленые мячи.

Упражнения на дыхание : «Зеленый шарик»

Цель : развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).

II. Познавательная деятельность :

Формирование целостной картины мира : «В мире зеленого цвета»

Цель : учить детей называть основные цвета спектра. Продолжать знакомить с геометрической формой - круг; пространственными отношениями : выше, ниже.

ФЭМП : «Посчитай зеленые игрушки» , «Маленькие и большие елочки»

III. Беседы.

«Любимое комнатное растение» .

Цель : формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.

VII. Коммуникация.

Творческое рассказывание : Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации.

Заучивание стихотворения : М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок» .

Просмотр мультфильма : «Кисточка Пети – зеленый цвет»

Просмотр презентаций : «Зелёная планета » .

Чтение стихотворений : «Зелёные стихи» С. Чёрного.

Отгадывание «зеленых» загадок;

IX. Художественное творчество

Рисование : «Мой веселый звонкий мяч» (мяч зеленого цвета)

Цель : учить детей правильно пользоваться кисточкой, уточнить и закрепить зеленый цвет, формировать интерес к рисованию.

Оборудование : игрушечные мячи зеленого цвета, разного размера .

X. Музыка.

Прослушивание фонограммы «Звуки природы» .

Четверг – «Путешествие в Голубое королевство» .

I. Игровая деятельность :

Дидактические игры : "Найди и назови все голубое", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий» , «Каждый предмет на свое место» , «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать» .

Подвижные игры : «За голубой» , «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки» .

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны» . (Голубые, синие небо и ручьи, в синих лужах плещутся стайкой воробьи) .

II. Познавательная деятельность :

Формирование целостной картины мира : «Волшебница Вода» .

Цель : формирование познавательной активности.

ФЭМП : Игра «Привет с планеты Счетоводов » , «В какой руке сколько?» .

III. Беседы :

«Природа цвета и цвет природы» , «Где можно встретить воду» .

IV. Решение проблемной ситуации.

«Что обозначено на глобусе голубым цветом

VII. Коммуникация.

Заучивание стихотворения Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом»

Чтение рассказа «Письмо от Незнайки» , «Сказка про цвета» .

Просмотр мультфильма

Просмотр презентаций : «Голубая планета »

Чтение стихотворений : А. Маркова «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?»

Отгадывание «синих» загадок;

:

Рисование «Раскрась голубым цветом» , «Кораблик» .

Цели : Учить узнавать и называть голубой цвет.

X. Музыка.

Прослушивание фонограммы «Шум моря» .

Пятница – «Путешествие в разноцветное королевство » .

Дидактические игры : «Соберем букеты для Гномиков» , «Сложи узор» .

Цель : закреплять умение группировать предметы по цвету.

Оборудование : Гномики (желтый, красный, зеленый, синий, цветы (желтые, красные, зеленые, синие) .

Подвижные игры : «Разноцветная карусель »

Цель : развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук : «Радуга- дуга»

II. Познавательная деятельность :

Формирование целостной картины мира :

ФЭМП : «Цветные домики» .

«Разноцветная уборка »

Цель : развивать умение группировать предмету по цвету.

Оборудование : корзины (желтого, красного, зеленого, синего цветов, разноцветные игрушки ).

VII. Коммуникация.

Заучивание стихотворения «Цветной дождик»

Цель : познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы.

Чтение рассказа «Разноцветная сказка » С. Я. Маршак;

Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик-семицветик» , «Запутанные истории» .

Чтение стихотворения «Разноцветный подарок » Петр Синявский.

Отгадывание «разноцветных » загадок;

IX. Художественное творчество :

Рисование «Праздничный салют»

Цель : учить детей рисовать пальчиками, развивать мелкую моторику рук. Закреплять основные цвета.

Оборудование : заготовка на каждого ребенка (лист бумаги, в нижней части которого приклеены разноцветные дома ).

X. Музыка.

Танец с платочками.

Цель : развивать чувство ритма, усвоение различных танцевальных движений, закреплять название основных цветов (желтый, красный, зеленый, синий) .

Оборудование : разноцветные платочки (по количеству детей) .

Суббота – синий цвет, Воскресенье – фиолетовый цвет. Родители закрепляли дома с детьми. После выходных сделали фиолетовую бабочку и синие цветочки.

Итог : коллективная работа «Цветная картина» .

Заключение

Ожидаемый результат :

Для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.

Для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми.

Раскрытие и развитие творческих способностей, во многом определяющих будущее детей, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, достижения его эмоционального благополучия необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.

Достигнутый результат

Оформление материала в родительском уголке.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е. А «Тематические дни и недели в детском саду » , «Итоговые дни по лексическим темам» , 2006 год.

2. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.

3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.

4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» , 1996, №6, статья Дроновой О. «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте».

6. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

8. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «НЕПОСЕДЫ»

Танцевали мы и пели,

Так устали, просто чудо!

Разноцветную неделю

Мы устроим вам повсюду.

Что же это за неделя?

Вы не знаете? Расскажем!

Это дело - не безделье.

Все цвета мы вам покажем.

С 5 по 12 февраля в средней группе нашего детского сада, с целью усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, прошла «Разноцветная неделя».

Актуальность проекта:

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: цвета радуги.

Предмет проекта: качества цвета.

Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта:

    закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;

    научить построению цветовых сочетаний по образцу;

    научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;

    находить предметы заданного цвета в окружающем мире;

    учить детей различать теплые и холодные цвета;

    упражнять в умении рассказывать о цвете;

    упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;

    закреплять знания о цвете в памяти;

    обучать действиям с цветом по словесной инструкции;

    создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;

    привлечь детей к созданию коллективной композиции;

    развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;

    развивать речь и словарный запас детей;

    тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;

    воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности : творческий, познавательный.

По числу участников проекта : групповой

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Участники: воспитатели, дети средней группы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.

Предполагаемый результат проекта: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни. Предполагаемый продукт проекта: создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак), коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Список литературы:

1 . Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика, №7(72) сентябрь 2011г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , СПб

2. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 48с.

3. Оберемок С.М. Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005

4. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Авт.- сост.: Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 184 с.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

6. Тимофеева А.А. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад – Теория и практика - 2012, №9

7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 – 120 с.

8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 – 112с.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

Список мероприятий основного этапа

Дидактические игры:

«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», «Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное».

Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»

Рассматривание иллюстраций : «Что какого цвета», «Гжельская роспись», «Радуга»

Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»

Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».

Подвижные игры : «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»

Рисование: «Разноцветный петушок»; «Гжельская роспись. Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»

Аппликации : из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»

Эксперементирование : смешивание цветов «Цветная вода»

Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»), «Синяя вода», «Раз, два – радуга».

Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

Заключительный этап

Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)

Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»

Составление портфолио проекта.

Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

Понедельник - день красного, оранжевого, желтого цвета.

Вторник – день зеленого цвета.

Среда – день голубого и синего цвета.

Четверг – день фиолетового цвета.

Пятница – разноцветный день.

План работы

Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета

У нас секретов нет,

Самый лучший красный цвет.

Цвет оранжевый без сомненья,

Нам поднимет настроенье.

Желтый самый главный цвет,

Потому что это солнышка свет.

1-ая половина дня:

1)утренняя зарядка со спортивным инвентарем красного, оранжевого и желтого цвета (с использованием музыки из к/ф «Красная Шапочка»); 2)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 4) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге; 5) комбинированное занятие по развитию речи и аппликации «Разноцветная радуга»: работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание «Цвета», аппликация «Чудо-птица»

2-ая половина дня:

1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки»; 4) подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»; 5) пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 6) прослушивание «Оранжевой песенки».

Вторник – день зеленого цвета

Цвет зелёный у листочка,

Подо мхом зелёным кочка,

И зелёные иголки

Целый год растут на ёлке.

В. Косовицкий

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем зеленого цвета; 2) беседа «Любимое комнатное растение»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); 6) упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги); 7) подвижная игра на прогулке «Светофор»; 8) отгадывание «зеленых» загадок.

2-ая половина дня:

1) НОД на тему: «Зеленая сказка» (цель: развивать восприятие цвета), чтение "Зеленой" сказки с элементами театрализации; 2) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3)дидактическая играскубиками Никитина «Сложи узор»; 4) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый); 5) дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»; 6) подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». 7) разучивание потешки «Огуречик, огуречик…» и прослушивание «Колыбельной мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)

Среда – день синего и голубого цвета

А небесную лазурь,

Море после хмурых бурь

Голубой подарит цвет.

Бесподобен с ним рассвет.

И искриться в Новый год

Голубея снег и лёд

Е. Горева.

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3) дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; 4) упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи); 5) занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение;выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».

2-ая половина дня:

1) беседа: « Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3) рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге; 4) дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;

«Найди свой домик»; 5) подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»; 6) отгадывание «голубых» и «синих загадок»; 7) прослушивание песни «Синяя вода»

Четверг – день фиолетового цвета.

А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.

В. Черняева

1-ая половина дня:

1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; 4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»; 6) прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

2-ая половина дня:

1) беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3) игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; 5) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); 6) подвижная игра «Краски».

Пятница – разноцветный день (заключительный этап)

Я подарок разноцветный

Подарить решила маме.

Я старалась, рисовала

Четырьмя карандашами.

Но сначала я на красный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за красным сразу

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оранжевый сломала...

Все равно портрет красивый,

Потому что это - мама!

Петр Синявский.

1-ая половина дня:

1) утренняя гимнастика с разноцветным спортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»; 4) аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; 5) упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте); 6) подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; 7) настольно-печатная игра «Цвет и форма».

2-ая половина дня:

1) чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка; 2) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 3) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!); 4) подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»; 5) чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга», творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»

Отчёт по проектной деятельности:

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник - красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)

Информационное обеспечение проекта???

Ключевые понятия

Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком, цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Спектр - совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду.

Радуга - это атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана).

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Воображение – этопсихический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.

Эксперимент (также о́пыт ) в научном методе - это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Методическое обеспечение проекта

1. Конспект комбинированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и конструированию из бумаги в средней группе

Тема: «Разноцветная радуга»

Цель: закрепить знания детей о радуге и ее цветовом спектре.

Задачи: учить конструировать птицу из цветной бумаги; обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать связную речь, воображение, память, мышление; воспитывать любознательность, научить детей получать положительные эмоции от совместной деятельности.

Ход занятия

Стихотворение А. Шлыгина (читает воспитатель)

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зеленый у листвы,

Это так прекрасно!

Д/и «Чудесный мешочек» с карандашами .

1. Беседа с детьми

А сейчас мы с вами превратимся в разноцветные карандаши и каждый из вас расскажет о себе (какого он цвета и что можно раскрасить этим цветом) .

Воспитатель читает:

Красный

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры – красные ребятки,

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные яблочки на земле лежат.

После стихотворения ребенок – «красный карандашик» - рассказывает о себе.

Оранжевый

Оранжевой лисице всю ночь морковка снится,

На лисий хвост похожа – оранжевая тоже.

«Оранжевый карандашик» расскажет о себе.

Желтый

Желтое солнце на землю глядит.

Желтый подсолнух за солнцем следит,

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

«Желтый карандашик» расскажет о себе.

Зеленый

У нас растут: зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном – зеленый луг

И деревце зеленое.

Под зеленой крышей зеленый дом,

А в нем живет веселый гном,

В зеленых брючках ходит новых,

Что сшиты из листов кленовых.

«Зеленый карандашик» расскажет о себе.

Голубой

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

«Голубой карандашик» расскажет о себе (одеваю шапочку) .

Синий

В синем море островок

(Путь до острова далек)

А на нем растет цветок-

Синий-синий василек.

«Синий карандашик» расскажет о себе.

Фиолетовый

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,

Я возьму ее и маме в день рождения принесу.

С фиолетовой сиренью вместе будет жить она.

На столе в красивой вазе у раскрытого окна.

«Фиолетовый карандашик» расскажет о себе.

2. Загадка

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост (радуга) .

А почему разноцветный чудо-мост?

А посмотрите на наши «цветные карандашики» и скажите, на что они похожи?

Какие цвета есть в радуге?

А кто из вас видел настоящую радугу? А какое настроение было у вас при виде радуги?

В радуге - семь дужек,

Семь цветных подружек!

А всегда ли цвета радуги следуют в определенном порядке? (перечисление детьми цветов радуги по порядку)

3. Физкультминутка «Радуга»

Ай, да радуга-дуга!

Через речку на луга,

(наклониться вперед, встать «мостиком», упираясь руками и ногами в пол, выгнуть спину дугой) .

Разноцветная полоска

Мостиком на берега!

(распрямиться, высоко поднять руки и помахать ими)

Это озорной художник,

Летний, теплый мелкий дождик!

(встать «мостиком», упираясь руками и ногами в пол, выгнуть спину дугой)

Мокрой кистью колдовал,

Радость нам нарисовал!

(распрямиться, высоко поднять руки и помахать ими) .

А теперь мы с вами превратимся в волшебников и сочиним разноцветную сказку.

Я начинаю, а вы продолжаете.

Сказка

Мне приснилось, что я попала в разноцветную страну.

Я увидела (разноцветные дома) Мне очень понравился… (разноцветный дождь) А после дождя я увидела (разноцветную дугу - ра-ду-гу).

Радуга хочет с вами поиграть.

Игра на внимание «Цвета»

Радуга в небе неделю висела,

С неба на землю неделю смотрела:

Что же на память она нам оставила?

КРАСНЫЕ маки,

ЖЕЛТЫЙ песок,

ЗЕЛЕНЫЙ зажегся

На ветке листок.

Жук ФИОЛЕТОВЫЙ

Греет бока

ОРАНЖЕВЫМ солнцем согреты леса.

А у скворца ГОЛУБЫЕ глаза.

Скажите, а кто такой скворец?

Скворец птица какая? (перелетная)

Скоро наступит весна. Из теплых стран прилетят к нам птицы. Каких перелетных птиц мы еще знаем?

Давайте мы с вами сделаем красивых птичек, вестников весны.

4. Творческая деятельность детей, помощь воспитателя по запросу.

5. Итог занятия.

6. Выставка детских работ.

2. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в средней группе

Тема: «Рисование гжельского узора. Красивый чайник»

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы.

Задачи:
Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме.
Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).
Совместить гжельский узор с морозным узором на стекле зимой. Присутствие холодных красок.
Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, открытки, рисунок морозного окна.Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэты чайника.
Ход занятия.
Орг. момент
.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

Ребята, посмотрите на предметы и узоры, которые изображены на иллюстрации, какого они цвета? На что похожи эти узоры? Как вы думаете, почему предметы разрисованы голубой и синей краской?

Я вам сейчас расскажу очень интересную сказку, из которой вы узнаете, почему художники-мастера стали украшать предметы именно этими красками.

Сказка про гжельские изделия .
Слушаем сказку (рассказывает воспитатель).
Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.
- Ребята понравилась вам сказка?

Знакомство с красками и элементами гжельской росписи.
- А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? (сине-голубыми красками).
- Ребята такая роспись – по белой глине сине-голубыми красками называется – Гжель (гжельская роспись).
Ребята, а на что похожи элементы гжельской росписи? (на морозный рисунок на окне). Вспомните, какое я вам читала стихотворение. Подходит оно для гжельской росписи? Почему?

Сходство гжели и зимы.
- Давайте сравним с рисунком морозного окна гжельскую роспись. (Вывешиваю рисунок морозного окна).
- Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (цветы бутоны, листья, тоненькие стебельки)
- Есть похожие элементы? (да)
- Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи: полосы широкие и узкие, полсу и точки, полосу и мазки.
- Посмотрим на изделия гжельских мастеров и попробуем найти эти элементы.
- Сейчас я покажу вам еще раз, какие элементы гжельской росписи вы нарисуете на своих полосках?
Выполнение элементов росписи на листках для упражнений.
А теперь попробуем прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на листочках, которые лежат у вас на столах. У кого получилось, поднимите руки, и я вам выдам заготовки чайников, на которых вы нарисуете красивый узор. Каким цветом вы будете его выполнять? (синим и голубым).
Ребята, а как нам получить голубой цвет?
Самостоятельное рисование.
Приступайте к работе. Если кто-то забудет как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть как рисуется узор.

Выставка работ.

Анализируем работы. Посмотрите на работы и скажите, какой рисунок выполнен легко, нежно необычно.

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

3. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Зелёная сказка»

Цель:

Развивать восприятие цвета, формировать умение подбирать оттенки зелёного цвета методом смешения двух цветов жёлтого и голубого.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков;

Учить выражать свои мысли и чувства посредством речи.

Развивающие:

Обогащать зрительно-слуховые впечатления;

Развивать умение сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение, умение логически мыслить

Учить соотносить цветовую гамму с характером музыки;

Пополнять и активизировать словарный запас детей;

Развивать речь, стимулируя составлять полные развёрнутые ответы на опросы и придумывание сказки по картинкам.

Воспитательные:

Формировать интерес к изобразительному искусству;

Оборудование и материалы:

Матовая ширма, прикрывающая красочный лес;

Корзинка с насекомыми и животными зелёного цвета;

Подборка картинок для составления сказки;

Гуашь двух цветов;

Палитра;

Кисти, стаканы с водой, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, вы любите летом гулять по лесу? Я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, а с собой мы возьмем корзинку, в которую мы будем складывать интересные находки (звучит музыка, дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом).

Шагай! - поманила нас к лесу дорожка

И мы зашагали, топая ножками.

Ведь, летом в лесу интересно как в сказке:

Кусты и деревья, лесные букашки,

Высокие ели, лесные зверюшки,

Душистая травка мягче подушки.

Дети подходят к ширме, за которой спрятан лес.

Воспитатель:

Ребята, мы подошли к лесу, а леса нет!

Кто-то ночью утащил лес

Был он вечером, а утром исчез

Не осталось ни пенька, ни куста

Только белая вокруг пустота

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

Дети! Что случилось, куда исчез лес? (Ответы детей) Правильно, это туман. На что похож туман?(0тветы детей) Что такое туман? (0тветы детей).

Когда землю накрывает туман, становится белым-бело, скажите, интересно было бы жить, если все было бы белого цвета? (Ответы детей). Конечно, было бы очень скучно. (Звучит музыка, воспитатель открывает ширму).

Вот выглянуло солнце, рассеялся туман, и все вокруг окрасилось в радужные цвета.

Бродят в траве золотые букашки

Вся голубая как бирюза

Села качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет стрекоза.

Ребята, как понять: «все» окрасилось в радужные цвета? (Ответы детей). Кто мне назовет цвета радуги? (Ответы детей). Сейчас мы поиграем в игру: «Назови цвет радуги?» (дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, задавая вопрос: Какой цвет, между красным и желтым? и т.д.)

Сегодня мы поговорим о цвете, который находится между желтым и голубым (0тветы детей). Садитесь, на лесной зеленой полянке, закройте глазки и послушайте зеленое стихотворение. (Звучит музыка, воспитатель читает стихи).

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью

Дарует он покой души и зренью

И травы зелены и тьма в лесах

Зеленый цвет колеблется в глазах.

А теперь откройте глазки и посмотрите, что случилось с нашей корзиной, она не пустая. Хотите посмотреть, что в ней лежит? (Воспитатель достает предметы, дети их называют). Что мы можем сказать об этих предметах? Что у них общее? (0тветы детей).

А каким вам кажется зеленый цвет? Конечно, ребята, зеленый цвет – цвет гармонии, равновесия он соединяет теплые и холодные цвета. Недаром многие художники любили рисовать картины природы. Как называется картина природы? (Пейзаж ) Какие пейзажи, каких художников вы знаете? (Ответы детей ). Хотите мы отправимся в мастерскую художника? Он очень любит рисовать иллюстрации к сказкам. А как называется такой художник? (Ответы детей ). Правильно, его можно назвать художник-иллюстратор.

Проходите, мы с вами в мастерской художника, только самого художника здесь нет, он видно ушел по делам, давайте посмотрим на его мольберт, кого он нарисовал? (на мольберте картинка с изображением контура лягушки.) Он рисует иллюстрацию, к сказке, а как вы думаете к какой? В каких сказках встречаются лягушки. (Ответы детей, дети перечисляют знакомые сказки).

Давайте представим, что мы с вами веселые лягушата. (Физкультминутка «Лягушата»).

Две лягушки-хохотушки

прыгали, скакали

Лапкой – хлоп! Другою – хлоп!

Щёчки надували.

Увидали комара, закричали:

«Ква! Ква! Ква!».

Улетел комар, как ветер.

Хорошо пожить на свете!

Дети прыгают на месте.

Хлопают себя сбоку право, затем – левой рукой.

Надувают щёки и трут их ладошками.

Вытягивают руку со сложенными щепоткой пальцами и водят ею слева направо и обратно, следя за пальцами глазами.

Кричат вместе с воспитателем.

Выбрасывают резко руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.

Гладят себя рукой от подбородка к груди.

Хотите мы с вами придумаем свою сказку про лягушку, и нарисуем её? Тогда начинаем:

Нарисовал художник лягушку его, отвлекли и он ее не раскрасил. Поскакала лягушка куда? (в болото ) там ее встретили кто? (лягушки и стали над ней смеяться). Почему? (Она не раскрашена ). Обиделась лягушка, заплакала. Кто ее пожалел? (Стрекоза ). Что она ей посоветовала? (Пойти к краскам ). Поскакала лягушка к краскам, а дома оказались только две краски жёлтая и синяя. Расстроился лягушонок. Что ему сказали краски? (Мы тебе поможем: смешаемся и получится зелёный цвет ). Он поскакал в болото и теперь над ним никто не смеялся.

А теперь я предлагаю и вам сделать друзей для лягушки. Художник лягушку нарисовал, а мы сделаем друзей для нее из цветной бумаги.

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель средней группы.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой (15-21 человек, все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.
Участники - дети и родители средней группы.

Цель проекта:

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.

Задачи проекта:

Закреплять знания цветового спектра у детей.
Научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
Различение и называние комнатных растений по внешнему виду; выделение отличительных признаков.
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.

Актуальность проблемы:

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике

Обеспечение проектной деятельности:

Художественная литература.
Бумага для рисования.
Краски, гуашь, кисточки.

Предполагаемый результат проекта:

Дети правильно различают и называют цвета.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта.


Основной этап

Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)», дидактическая игра «Гусеница», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок».

О.с. «Какой твой цвет любимый».

Чтение художественной литературы «Запутанные истории», «Цветик-семицветик».
Образовательная деятельность по ОО «Труд» - дидактическая игра «Из чего сделаны красные предметы».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Экология» - беседа «Любимое комнатное растение», д.и «Угостим фруктами и овошами».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - д.и «Блоки Дьенеша», «Сложи узор».
Образовательная деятельность по ОО «Безопасность» - п.и. «Светофор».
Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по теме: «Что у нас какого цвета?».
Дидактическая игра «Найди цвета, которыми нарисован Петушок», «Гусеница».

Заключительный этап

Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - рисование радуги.
создание рисунка «Разноцветная палитра».
Составление портфолио проекта.

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа: Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Составлен план основного этапа проектирования.

Промежуточный отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали: (список выполненых мероприятий).

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

Оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Реализация проекта «Разноцветная неделя»

I. Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник - красный цвет.
Вторник – оранжевый и желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – голубой и синий цвет.
Пятница – фиолетовый цвет.

II. Прожитие темы недели

Понедельник

Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Красный».
Образовательная деятельность по ОО «Труд» - дидактическая игра «Цветные предметы».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - дидактическая игра «Блоки Дьенеша» - игры с обручами.
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - рисование «Красный карандаш».

Вторник

Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый».
Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик.
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - экспериментирование с красками: желтый + красный = оранжевый.

Среда

Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Зеленый».
Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - дидактическая игра «Разноцветные мячики».
Образовательная деятельность по ОО «Безопасность» - подвижная игра «Светофор».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Экология» - беседа «Любимое комнатное растение».
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - лепка «Любимое комнатное растение».

Четверг

Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий».
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - дидактическая игра «Гусеница», «Найди цвета, которыми нарисован Петушок».
Образовательная деятельность по ОО «Чтение художественной литературы» - «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».
Образовательная деятельность по ОО «Коммуникация» - составление рассказа по картине «Что есть синего цвета».

Пятница

Образовательная деятельность по ОО «Социализация» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый».
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - рисование красками «Радуга».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Экология» - дидактическая игра «Угостим фруктами и овощами».
Образовательная деятельность по ОО «Чтение художественной литературы» - В. Катаев «Цветик-семицветик» - просмотр мультфильма.
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - «Цветные домики».

III. Виртуальное прожитие темы

Образовательная деятельность по ОО «Коммуникация» - беседа «Какой цвет любимый».
Создание работы «Разноцветная палитра» (с родителями дома, для оформления выставки на лестничном марше).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Проекты для младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Проведение «Разноцветной недели» в старшей группе ДОУ

Летний период является тем временем, когда наибольшее значение в активной жизни детей уделяется подвижным играм и развлечениям на свежем воздухе и в группе, тем самым укрепляется и закаляется здоровье детей, улучшается их общее самочувствие, психическое и физическое здоровье, а так же бодрое настроение.

Начало лета в детском саду ознаменовалось проведением интересной "Разноцветной недели". Мероприятия, проводимые в этот период были направлены на развитие в детях положительных качеств, высокий эмоциональный подъем, развитие дружеских чувств, доброго отношения друг к другу и развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Закреплялись умственные способности детей при разучивании стихов, инсценировке сказок, развивались эстетические чувства при оформлении творческих работ в изобразительной и конструктивной деятельности, дидактических и подвижных игр, в оформлении рисунков на асфальте.

Начало "Разноцветной недели", следуя цветам радуги, отметилось "Путешествием в Красное королевство". И сразу же дети окунулись в яркие оттенки красного цвета, заходя в детский сад в одежде, где присутствует красные цвета. Дидактическая игра "Найди и назови все красное" закрепила внимание детей на нахождение в группе всех предметов красного цвета.

В этот день мы с детьми вспомнили сказку Ш.Перро "Красная шапочка". Дети с большим удовольствием инсценировали эту сказку с помощью "Кукольного театра на лопатках". Без участия не остался ни один ребенок, каждый мог проявить свои театральные способности, все имели возможность оказаться и в роли бабушки, и в роли волка и Красной шапочки, а так же отважных дровосеков. Хорошее настроение осталось на весь день!

Следующим были "Путешествие в Оранжевое королевство" и "Путешествие в Желтое королевство". Буйство оранжевого и желтого цветов присутствовало во всем в эти дни: в нарядах детей и в любимых игрушках из дома, в рисунках на асфальте "Солнышко лучистое", в творческих работах детей: лепка из пластилина "Цыплята", в чтении сказки "У солнышка в гостях" и просмотре иллюстраций, в надувании шариков желтого и оранжевого цвета. Но самым интересным для детей оказались опыты с водой: "Цветная вода", где дети имели возможность познакомиться со свойствами воды изменять цвет. Они с любопытством наблюдали за тем, как прозрачная вода сначала становилась жёлтого цвета при добавлении небольшого количества желтой гуашевой краски, а затем превращалась в яркий оранжевый цвет, когда добавили в желтую воду немного красной краски. Ребята все по очереди перемешивали в стакане воду, чтобы получить красивый цвет. Многие впервые для себя открыли получение оранжевого цвета из желтого и красного. Но практический опыт закрепил в памяти детей этот цветовой эксперимент.

"Путешествие в Зеленое королевство" напомнило ребятам уже знакомую фразу: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!". Именно по первым буквам слов дети вспоминали следующий цвет дня и в этот раз это - зеленый.

Это цвет всего зеленого на земле: травы, деревьев, цветов. Именно поэтому мы и начали наш день с повторения названий всех комнатных растений в нашей группе, поухаживали за ними - попоили их водой, убрали сухие листочки. Разучили с детьми пальчиковую гимнастику "Дерево" и повторили игровое упражнение "Мы в дремучий лес заходим". Информационная шкатулка "Как все живое растет" познакомила детей с характерными этапами развития живых организмов (люди, животные, растения), что для их роста и развития нужно одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Следующие "Путешествие в Голубое королевство" и "Путешествие в Синее королевство" были наполнены воздушной и морской тематикой. Дидактические игры "Я - цвет неба" и "Найди и назови все синее в одежде друга и в своей, а так же в группе" вызвали неподдельный интерес у детей, ведь сине-голубые оттенки всегда приятны для детского восприятия. В изобразительной деятельности дети красками нарисовали плывущий по волнам "Кораблик", где проявили воображение и свои творческие способности. Прочли сказку А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", рассмотрели красочные иллюстрации к этой сказке. Дети смогли назвать морскую тематику в этой сказке, какие бывают оттенки синего цвета, сравнили цвет моря в разных сценах сказки, а затем они с удовольствием нарисовали полюбившихся персонажей сказки А. С. Пушкина.

"Путешествие в Фиолетовое королевство" запомнилось детям пластилинографией "Гроздь винограда" и рисованием "Свеклы и баклажана".

Завершало "Разноцветную неделю" "Путешествие в Радужное королевство". В этот день вместе с детьми вспомнили все цвета радуги и, конечно же, постарались изобразить яркую и красивую "Радугу" из пластилина на картоне (пластилинография). Дети проявили выдумку и фантазию, закрепили свое умение крепить пластилин мазками к плоской поверхности. Просмотр мультфильма "Цветик - Семицветик" напомнил ребятам о прочитанной одноименной сказке В.Катаева. Сказка оставила в сердцах детей добрые чувства и желание совершать хорошие поступки, поддерживать дружеские отношения между собой.

Все мероприятия, проведенные в "Разноцветную неделю" запомнились детям своей яркостью и самобытностью, вызвали положительные эмоции и желание к творческому проявлению своей фантазии. Дети получили заряд хорошего настроения и эмоциональный подъем, тем самым вовлекая родителей в свои желания.