Татарские свадебные обычаи. Татарская свадьба: традиции и правила. Традиционные татарские наряды молодоженов

Народ Татарстана, расселенный по всей территории России – нация с богатейшей культурой и историческим наследием. Языковые различия, национальные обряды, создававшиеся на протяжении многих веков, накладывают определенный отпечаток на уклад жизни каждого татарина. Уникальность нации ярко проявляется в свадебных традициях, возрождающихся на сегодняшний день. Татарская свадьба – важнейшее событие в жизни будущей мусульманской семьи. Богатые национальные обычаи древнего народа делают такой праздник по-настоящему самобытным и интересным.

Подготовка к празднованию

Подготовка к татарскому торжеству начинается задолго до официальной даты проведения свадьбы. Предварительно перед бракосочетанием с благословения муллы проходит сватовство и сговор между родителями будущих новобрачных. Молодые в переговорах участия не принимают. Процесс сватовства разделен на три этапа:

  • смотрины невесты,
  • рассказ о женихе,
  • переговоры между сторонами.

Представителями новобрачного выступают сват (яучы) плюс один старший родственник. Если первые два этапа сватовства прошли успешно, то на последнем этапе к ним присоединяются родители жениха. Во время заключительных свадебных переговоров сторонами обсуждаются материальные и прочие моменты быта новой татарской семьи: будущее местожительства молодоженов, обязанности сторон по покупке предметов обстановки для жилья молодых, доход жениха, объем и состав калыма за невесту и другие вопросы.

По традиции выкуп должен быть выплачен до или в день свадьбы в полном объеме. В состав калыма могут входить золотые украшения, комплекты зимней и летней одежды, постельное белье, посуда, определенная сумма денег. Свадебное приданое невесты во время сговора не обсуждается. Если стороны приходят к согласию, то о положительном исходе переговоров сообщают молодоженам, назначается дата помолвки. Затем начинается обсуждение татарского свадебного торжества, которое включает:

  • Свадебный обряд Никах – мусульманский брак, который проводится в мечети или в доме невесты. Состоит из молитв, чтения Корана, духовных напутствий и наставлений. Брачные священные обеты дают либо сами молодожены, либо их представители.
  • Регистрацию брака в ЗАГСе, которая юридически скрепляет семейный союз. Подача заявления происходит в день помолвки, после которой невеста считается сосватанной девушкой (ярәшкән кыз).
  • Татарская свадьба (Туй) – праздник, который длится много дней сначала в доме невесты, потом в доме жениха. В современном варианте свадебное торжество могут проводить несколько дней в банкетном зале ресторана.

Если жених и невеста хорошо знакомы, родители с обеих сторон и участники согласны на свадьбу, то сговор и помолвку проводят в течение одного дня. В доме новобрачной накрывается праздничный стол. Родители будущих супругов обсуждают условия заключения брачного союза, обмениваются подарками. После завершения сделки и проведения помолвки начинают готовиться к татарскому свадебному торжеству.

Подготовка татарского праздничного мероприятия в среднем занимает от 3 до 5 недель. Жених собирает и частями выплачивает калым, покупает подарки для невесты, ее родителей и близких родственников на свадьбу. Новобрачная завершает подготовку приданого, которое начала готовить еще в подростковом возрасте. Родители, близкие родственники с обеих сторон заняты организацией свадебного торжества.

Украшение места проведения торжества

Татарская свадьба празднуется много дней. Украшение места проведения торжества зависит от вкуса, желания, религиозных предпочтений жениха, невесты и их родителей. Популярны как стандартные свадебные украшения, например, воздушные шары, гирлянды и сложные композиции из цветов, так и национальный декор: расшитые скатерти, посуда с татарскими узорами, небольшие подушечки с орнаментом. Особо религиозные пары украшают свадебные помещения элементами с духовными наставлениями, напутствиями в семейной жизни из Корана.

Музыкальное сопровождение

Музыкальное сопровождение татарского свадебного торжества выбирается в соответствии с форматом мероприятия, вкусов, предпочтений молодоженов и родственников. Популярны музыкальные композиции современных исполнителей на татарском и русском языках. Широко используются как мелодичные и зажигательные народные песни, так и вечные музыкальные свадебные символы, например, Марш Мендельсона.

Традиционные татарские наряды молодоженов

Традиционные татарские наряды молодоженов отличаются от привычных европейских нарядов. Невеста – символ скромности и добродетели свадьбы. Белый наряд новобрачной должен максимально прикрывать все тело, включая руки, шею и декольте, смотрите фотографию ниже. Длинное свадебное платье (как вариант – туника с брюками) обязательно дополняется головным убором, например, платком, который полностью закрывает волосы. Невесте допустимо оставлять открытыми кисти рук и лицо, все остальные части тела должны быть скрыты от взгляда посторонних просторной одеждой из плотной ткани.

К наряду татарского жениха предъявляется меньше требований, чем к платью невесты. Новобрачный на свадьбе может быть в классическом костюме черного, темно-синего или любого другого цвета, дополненным белой рубашкой и галстуком. Советы по выбору наряда жениха для татарского торжества практически не отличаются от рекомендаций для европейской свадьбы. Единственная особенность – обязательный головной убор для новобрачного: тюбетейка.

Сценарий проведения татарской свадьбы

Успешное проведение татарского торжества зависит от продуманного сценария, который обязательно должен включать в себя свадебные обычаи и традиции. Чтобы праздник прошел весело, интересно, понравился гостям, заранее договоритесь с тамадой обо всех тонкостях и нюансах, которые вы хотите учесть на торжестве. Для вашего удобства предлагаем готовый сценарий с репликами главных действующих лиц, учитывающий основные свадебные ритуалы.

Сватовство

Сваты прибывают в дом невесты. Родители встречают гостей, провожают в дом, чтобы начать переговоры. По древней свадебной татарской традиции все разговоры на первых этапах ведутся иносказательно, чтобы злые духи не испортили сговор. Присутствуют: сват, дядя жениха, отец и мать невесты.

Отец невесты:

– Здравствуйте, гости дорогие! С чем пожаловали?

Сват жениха:

– Здравствуйте! Благодарим за гостеприимство! У нас к вам благое дело! Слышали мы, что вы владеете сокровищем – неограненным драгоценным камнем особой чистоты, удивительной неземной красоты. Это правда?

Отец невесты:

– Люди разное говорят. А вам какое дело до этого?

Сват жениха:

– Мы хотели бы взглянуть на сокровище. Если слухи правдивы и нам оно придется по душе, то хотим предложить вашей драгоценности достойную оправу. Она не только во много раз приумножит ценность сокровища, но и надолго сохранит его от любых опасностей и бед.

Отец невесты:

– К нам многие обращаются с подобными предложениями. Почему вы считаете, что ваша оправа будет самой лучшей?

Сват в подробностях начинает расхваливать жениха, дядя дополняет его рассказ о достоинствах будущего супруга: любящий, заботливый, хорошо зарабатывает, чтит и уважает старших, вредных привычек не имеет, религиозный и т.д. После рассказа сватам показывают невесту, потом переходят к обсуждению свадебного калыма. Размер первоначального татарского выкупа представители жениха заранее узнают у родителей новобрачного.

Сват жениха:

– Люди правду говорят! Ваше сокровище действительно обладает уникальной красотой, достойно только самого лучшего. Хотим предложить хорошую цену, которая возместит вашу утрату.

Отец невесты:

– Но мы ничего не продаем! Наше сокровище нам очень дорого. Мы его ценим, бережно храним, лелеем. Сколько вы готовы предложить, если мы решим продать?

Идет активный, продолжительный свадебный торг за невесту. Сват, дядя жениха старается сбить цену, родители новобрачной увеличить стоимость татарского калыма. Когда предварительный сговор завершен, стороны договариваются о следующей встрече и прощаются. На последнем этапе татарского сватовства присутствуют родители с обеих сторон, которые обсуждают более детально материальные вопросы, касающиеся совместной жизни, быта молодой семьи, включая организационные моменты свадьбы.

Выкуп невесты

По татарской традиции в день свадьбы родители невесты забирают будущего супруга из его дома и отвозят в специальное помещение к будущей жене, которое называется дом жениха (кияу эйе). Раньше для этого специально строили временное помещение рядом с домом родителей новобрачной, сейчас снимают номер в гостинице или отдельную квартиру. Кроме выкупа невесты женихом, который проходит на этом этапе татарского свадебного обряда, это помещение предназначается для проведения первой брачной ночи молодоженов.

Свадебная процессия прибывает к кияу эйе. Родственники, друзья невесты не пропускают жениха, пока он полностью не выплатит калым или не заплатит дополнительную сумму денег. Ведет выкуп либо свадебный тамада, либо родственник новобрачной. Татарская свадьба начинается со встречи жениха и его родственников словами ведущего:

– Здравствуйте, гости дорогие! Представьтесь, пожалуйста. С чем пожаловали?

Жених называет свое имя, отвечает, что приехал забирать невесту.

Свадебный ведущий достает лист бумаги, символизирующий брачный договор, начинает сверять данные:

– Да, все верно. У меня записано: Руслан (имя жениха) обязуется выплатить заранее установленную плату в размере 50 000 руб. за Динару (имя невесты). Ты приготовил калым?

Жених вместе со свидетелем начинает выплату свадебного калыма. Ведущий сверяется со списком, сопровождая действия шуточными замечаниями, похвалами даров новобрачного. Основная денежная сумма, крупные подарки татарского калыма могут быть переданы родителям невесты до свадьбы, а во время обряда организована выплата в виде небольших и символических даров с учетом древних традиций. Например, жених может привезти с собой декоративные бочонки, наполненные медом и маслом, подарить ювелирные украшения и т.д.

После завершения выплаты татарского калыма ведущий продолжает проводить шуточные свадебные конкурсы. Интересные идеи приведены в статье « ». Успешно пройдя все трудности, испытания на пути к новобрачной, жених забирает свою суженую из кияу эйе. Затем молодожены вместе с родственниками и гостями свадьбы отправляются на церемонию Никах.

Никах

Татарский свадебный обряд проводится либо в мечети, либо в доме невесты. На церемонии присутствуют мулла, молодожены, близкие родственники новобрачных. Обряд длится около часа, проводится в тишине при закрытых дверях. Мулла занимает место во главе стола, молодожены располагаются на мужской половине или напротив него. Свадебный ритуал начинается с молитвы, во время которой невеста и жених стоят. Затем в соответствии с предписаниями ислама новобрачные дают брачный обет.

Завершается свадебная церемония венчания провозглашением молодоженов законными мужем и женой перед лицом Аллаха, духовными напутствиями, молитвами из Корана. В конце священного ритуала родственники дарят подарки мулле, поздравляют молодоженов с законным мусульманским бракосочетанием. После татарского обряда Никах свадебная процессия отправляется для регистрации брака в отдел ЗАГСа.

Туй

После завершения официальной брачной церемонии начинается длительное празднование татарского свадебного торжества. Мероприятие делится на несколько этапов:

  • праздничное застолье в доме родителей невесты;
  • переезд жены к мужу;
  • свадебный пир в родительском доме жениха.

По татарской традиции родители новобрачной обязательно накрывают праздничный стол в своем доме для встречи молодоженов после ЗАГСа. Жениха и невесту усаживают во главе свадебного стола, молодая жена садится с правой стороны от супруга. Со стороны новобрачной располагаются родители мужа, а рядом с зятем – родители молодой. С левой стороны стола – родственники невесты, с правой – родные жениха. Начинается татарское свадебное гуляние с традиционными угощениями, национальными танцами, конкурсами, развлечениями.

Праздничное застолье в доме родителей невесты завершается брачной ночью молодоженов в кияу эйе. На следующий день по татарской свадебной традиции молодым топят баню, угощают блинами и оладьями. Новобрачные принимают поздравления от многочисленных родственников со стороны невесты и жениха, соседей, друзей, знакомых. После нескольких дней празднования проводится обряд переезда молодой жены в дом мужа. Затем свадебное застолье длится еще несколько дней.

Переезд жены в дом мужа

Татарская свадьба включает особый ритуал – переездом жены в дом мужа. Обряд оказывает значительное влияние на будущие отношения между родителями новобрачного и невестки. Даже на современных свадьбах принято соблюдать традиционные обычаи во время встречи будущих родственников. Ритуал помогает невесте проявить свои лучшие качества жены и хозяйки. Для родителей жениха это хорошая возможность продемонстрировать добросердечие к невестке, лично выразить пожелания благополучной семейной жизни молодоженам.

В день переезда жены в дом мужа, жених забирает невесту из родительского дома. Молодых по татарской свадебной традиции провожают родные новобрачной, а встречают родители будущего мужа. В его доме обряд начинается с прибытия процессии. Под ноги невесты мужская часть гостей кладет шкуру или подушку в знак особого почета к гостье, теплого приветствия. Мать жениха и старшая сестра угощают невестку хлебом и медом, чтобы отношения между ними были добросердечными. Родственники предлагают новобрачной окунуть руки в муку, чтобы был достаток в новой семье, дарят разнообразную живность.

Войдя в дом, молодая жена совершает татарский свадебный обряд освещения жилища (өй киендерү): вешает новые полотенца, настенные матерчатые украшения, красивые занавески, стелет половики. Ритуал помогает невестке освоиться в доме мужа и продемонстрировать свое приданое родственникам супруга. Свадебный обряд – сопровождение новобрачной по воду (су юлы күрсәтү) – возможность невестке проявить свою хозяйственность, аккуратность: чем меньше она прольет воды, тем большее к ней уважение. Переезд жены к мужу завершается обменом подарками и свадебным пиром в новом доме.

Свадебное застолье и национальные угощения

Татарская свадьба предполагает широкое застолье с большим количеством разнообразных национальных угощений. По традиции в начале торжества подают холодные и горячие закуски, затем идет шурпа – густой суп из баранины и лапши домашнего приготовления, остальные традиционные свадебные блюда. Во время застолья подаются компоты, фруктовые соки, газированная и негазированная вода. Спиртные напитки на праздновании Никах запрещены.

Специально для татарского торжества готовят двух больших гусей, которые символизируют новую супружескую пару. По традиции разделывать это свадебное блюдо доверяется только старшему мужчине, который назначается родителями новобрачного. Главная задача ритуала – не повредить кости птицы, разрезая тушку на части. Вынос гусей сопровождается вручением многочисленных подарков, денег молодым супругам.

Особое значение придается ритуальной подаче, разделке еще нескольких татарских свадебных блюд:

  • гульбадия – закрытый свадебный пирог с многослойной начинкой (мясо, рис, творог, изюм), который изготавливается на заказ перед самым торжеством;
  • чак-чак – традиционная татарская сладость, состоящая из обжаренного теста с медом, готовится со стороны невесты.

Свадебную гульбадию могут разделывать как мужчины, так и женщины. Ответственного назначают родители жениха. Непосредственно перед ритуалом, пирог накрывается большим платком, на который гости должны положить деньги, выкупая угощение. Режут гульбадию осторожно, одним движением, на четыре части, чтобы не повредить середину свадебного пирога, сохранив его многослойность. Одну четвертую пирога по обычаю забирают родители жениха, чтобы затем раздать родственникам, которые не смогли приехать на свадьбу, остальные части распределяются среди гостей.

Ни одна татарская свадьба не обходится без чак-чака – угощения невесты (кыз күмәч). Это блюдо подается в конце мероприятия вместе с другими сладостями и чаем. Человек, который будет разрезать свадебный чак-чак, назначается родителями невесты. По традиции эта роль достается жене старшего брата или тете новобрачной (кыз жинги). Перед разделкой проходит торг между родственниками, гостями свадьбы. Как и в случае с гульбадией, чак-чак разрезают на четыре части: одну забирают родители жениха, остальное распределяется между присутствующими.

Видео: традиции и обычаи на татарской свадьбе

Татарское свадебное торжество, проведенное в соответствии со всеми традициями и обычаями – это большой праздник, с которого начинается долгая, счастливая жизнь молодой супружеской пары. Священные обеты, которые дают новобрачные перед муллой и близкими родственниками, придают религиозному мероприятию особую торжественность, скрепляют семейный союз на долгие годы. Теплые слова, искренние пожелания родных, радость, счастье за новобрачных надолго останутся в памяти молодоженов и гостей свадьбы.

Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения "брачного договора" невесту называли ярашылган кыз - сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.

Ритуал бракосочетания и первый свадебный пир происходил в доме невесты. Гости, близкие родственники жениха и невесты собирались к полудню. Жених в это время находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг проводила день в так называемом доме новобрачных (кияу эйе - досл. дом жениха), которым служил либо летний домик, либо дом ближайших родственников. Девушки гадали, пытаясь выяснить судьбу невесты в замужестве. Этот вопрос занимал больше всего, ведь иногда невеста в первый раз встречалась с суженым лишь в брачную ночь.

В свадебном собрании (туй) мулла совершал ритуал бракосочетания, открывавшийся соответствующей случаю молитвой. После прочтения муллой брачной молитвы брак считался заключенным.

В это время невеста провожала подруг и сестер, после чего совершался обряд урын котлау - освящение постели новобрачных. Гости со стороны невесты приходили в кияу эйе, каждый из них должен был потрогать перину руками или присесть на край постели. Некоторые в шутку даже ложились. Гости оставляли по нескольку монет в специально приготовленном для этого блюдце. После ухода гостей невеста оставалась в доме с одной из пожилых женщин или старушкой, которая учила ее, как принять жениха.

К вечеру жених, нарядно одетый, в сопровождении дружек (кияу жегетлэре) отправлялся к месту бракосочетания. Жениха и его сопровождение встречали рядом ритуалов, многие из которых носили характер розыгрышей. Сторона невесты экзаменовала жениха на скромность, остроту мышления и другие качества. После обрядового угощения жениха гости провожали его к невесте. Чтобы попасть к ней в дом, он выплачивал выкуп (кияу акчасы).

татарская свадьба, никах

На следующее утро новобрачных приглашали в баню (туй мунчасы). После молодых в баню приглашали родителей жениха. Посещение бани сразу после новобрачных считалось очень почетным. Немногим позже приходили товарищи жениха справиться о здоровье молодых (хэл белергэ). Гостей приглашали в дом и угощали обедом. После полудня совершается обряд - арка сею (досл. ласкание по спине). В избу, где пировали женщины, приглашали невесту. Ее усаживали на колени лицом в угол. Девушка выражала покорность судьбе лирической песней. Некоторые из песен невест были настолько трогательными, что вызывали слезы присутствующих. Мать жениха (кодагый), ее сестры (кодагыйлар), старшая сестра жениха (олы кодагый) поочередно подходили к невесте и поглаживали ее по спине, говорили ласковые слова или наставляли, как вести себя с мужем. После этого кодагыйлар (сватьи) дарили невесте подарки или деньги.

мечеть, никах

К вечеру гости разъезжались по домам. При этом члены породнившихся семей (кодалар) обменивались подарками. Родственницы невесты дарили гостям платки и другие мелкие предметы, в ответ на это последние отдаривались деньгами.

После этого (первого) этапа свадьбы жених оставался с невестой, но по истечении недели возвращался в свой дом. Молодая жена продолжала жить со своими родными. Муж навещал ее каждую ночь. Это называлось кияулэп йэрергэ (жениховать). Так проходило время от полугода до 2-х лет. За это время молодой муж иногда отстраивал новый дом для своей семьи, но порой указанное время необходимо было для выплаты полного размера калыма, так как не всякий жених мог сделать это до свадьбы. Случалось, к моменту переезда молодой в дом к мужу у нее уже были дети.

татарская свадьба

Второй свадебный пир (калын, калын туй) начинался переездом молодой. В назначенный час жених отправлял за невестой повозку с лошадьми, украшенную колокольцами и лентами. В повозку красиво укладывали приданое, сюда же усаживались молодая жена и подростки, младшие братья или дети родственников. В другие повозки, также украшенные лентами, рассаживались родители молодой, затем сваты и сватьи, и кортеж отправлялся в путь. В доме кияу (здесь - мужа) его родители и родственники встречали гостей. Старшая сестра (олы кодагый) и мать молодого держали в руках свежеиспеченный каравай хлеба и чашку меда. Кто-то из мужчин подводил к повозке теленка - символ благосостояния. На землю клали подушку. Невестка спускалась с повозки, опираясь на теленка, и вставала на подушку. Затем она отламывала руками кусочек от каравая и, обмакнув его в мед, съедала. Иногда девушку кормила медом с ложечки мать мужа. Данная традиция служила выражением добросердечия к невестке и пожелания благополучной жизни молодой семьи.

Затем молодая совершала ритуал освящения жилища, окропив углы и фундамент своего нового дома. Предполагалось, что она после этого лучше уживется с новыми родителями и быстрее освоится в доме. Затем молодую жену отправляли с коромыслом по воду (су юлы) на ближайший родник или реку. При этом следили, много ли прольется воды из ведер: чем меньше - тем больше уважения к невестке. Если воды проливалось много, говорили, что невестка неаккуратна, нерадива.

На свадебном пиру молодые прислуживали гостям: кияу (муж, зять) - мужчинам, а килен (невестка) - женщинам.

ТАТАРСКАЯ СВАДЬБА - ТУЙ

Современная татарская свадьба, конечно, изменилась по сравнению с той, которую можно было увидеть лет эдак сто назад. Жаль, что традиции забываются, ведь именно свадьба наиболее полно выражает эстетику и миропонимание этноса. И потому по-настоящему приятным открытием явилась для меня информация о том, что в далекой татарской деревне Кызыл-Ялан, что в Чистопольском районе, свадьба еще справляется по старинным обычаям. Захотелось увидеть ее собственными глазами.

Время свадеб у татар - ноябрь. Это напрямую связано с окончанием сельскохозяйственных работ. Погода в последний осенний месяц в Среднем Поволжье, конечно, не радует, ну да что делать!

Самое популярное пожелание молодоженам переводится примерно так: "Живите красиво и скачите на коне счастья!" В этих словах - любовь к лошади, которая у татар в крови. А вообще татарская свадьба во многих деталях схожа с русской. Но далеко не во всех. Все-таки татары - мусульманский народ (за исключением незначительного числа крещеных татар), и это, несомненно, отражается на странном, а иногда и таинственном колорите татарской свадьбы.

"Странность" проявляет себя сразу. Если у славян жених сам приезжает за невестой, то у татар сначала родственники невесты едут домой к жениху - "забирать" его. И лишь потом, как бы уговорив парня, они отвозят его к будущей жене. Но не к ней домой, а совсем в другое помещение, называемое кияу-киляэте. В нем прячут невесту, а потом здесь же пройдет первая брачная ночь. Раньше, говорят, кияу-киляэте располагалось в специальных сарайчиках, построенных невдалеке от дома, сегодня молодые "арендуют" дом у соседей на пару дней.

Если у вас возник вопрос о калыме (платится ли?), отвечу: нет. Точнее, жених тратит некоторые деньги, чтобы проникнуть в кияу-киляэте к невесте и преодолеть разнообразные препятствия, которые подруги невесты чинят претенденту. В нашем случае жених с друзьями совершили "кавалерийский наскок", в результате чего невеста была захвачена почти без выкупа. В противовес жениховому калыму невеста должна быть обеспечена приданым (постель, одежда, домашнее убранство и пр.), называемым бирне. Вообще в мусульманско-татарской свадьбе все устроено так, что невесту неискушенному наблюдателю искренне жаль. На всем протяжении действа она не улыбается, не ест, не пьет, не разговаривает. Играет, так сказать, роль манекена. И еще: молодым на людях не принято целоваться, да и вообще выказывать друг другу какие-либо чувства!

Когда жених наконец добирается до невесты, они направляются в ее родной дом, где за накрытым столом их ждут все деревенские старейшины. Бабай-лар (дедушки) сидят справа, эби-лер (бабушки) - слева. Молодые скромно присаживаются у самого краешка стола. Начинается Никах. Это самое главное таинство татарской свадьбы. По своему смыслу это что-то вроде православного венчания. Обряд ведет мулла. Он мерно читает книгу. Естественно, слова на арабском и татарском языках мне непонятны, но смысл говоримого муллой до меня доходит. Никах - это наставление молодым, духовное и практическое. И есть глубокий смысл в том, что Никах читается не в мечети (а в Кызыл-Ялане красивая небесно-голубая мечеть), а в доме. Клятва Аллаху отходит на второй план. Свидетелями бракосочетания становятся все деревенские старики, то есть уважаемые люди.

Никах читается около часа. Все время молодые сидят, потупив взор, и лишь потом участвуют в краткой молитве. После чего молча выходят. Теперь они полноправные муж и жена.

Когда молодожены вернулись в дом невесты, пожилые уже удалились, и свадебный стол освободился. Для молодежи. Вообще столы накрыты в двух домах. В невестином доме собирается молодежь, а в доме одного из родственников пируют представители среднего возраста. Своеобразные "клубы по интересам". О питье. Пьют водку (аракы). И здесь снова замечаю отличие от славян. Если последние начинают "обмыв" почти сразу, еще только рассвет забрезжит, то татары все же ждут момента, когда необходимые обряды закончатся. После того можно уже и "оторваться по полной". Это называется кызыл-туй, или вечерняя свадьба. Собственно, выражается она в неуемном веселье с теперь уже обильным возлиянием. На два дня кряду.

Ровно через неделю пир повторится, только теперь уже в доме у жениха.

И последнее. Для меня абсолютным открытием стало то, что татары этнически неоднородны. Они делятся на несколько групп. В частности, в Чистопольском районе живут мишары. Эта группа так называемых западных татар. Себя мишары (в переводе "лесные люди") с абсолютной уверенностью считают самыми истинными татарами, потому что их язык наиболее приближен к древнетатарскому. Возможно, у других татарских народностей свадьбы совсем иные...

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНЫХ ТАТАР И БАШКИР

Традиционно у татар и башкир существовало несколько вариантов заключения брака. Первым и весьма распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки - кыз урлау. Такая форма заключения брака известна у многих народов мира на самых разных ступенях их развития.

Следует более подробно описать такую форму заключения брака, как умыкание невесты. Кыз урлау, то есть насильно увозили девушку без ее согласия на брак. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха.

Отмечали, что односельчане девушки или её возлюбленный могли устроить погоню за похитителем. В случае поимки, его могли жестоко избить или даже убить. Дабы остаться целым и невредимым похититель мог обесчестить свою избранницу прямо по дороге в свой дом. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и суббота, благоприятным - четверг.

традиции татарского народа

Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся. Тетка парня давала что-нибудь девушке, обычно деньги или какой-то подарок для матери жениха, поскольку считалось, что входить в чужой дом с пустыми руками нельзя. Когда парень со своей избранницей заходили в дом, его родители уходили к соседям или родственникам, оставляя молодых одних.

Украденную девушку родители жениха просили читать молитвы, а затем спрашивали ее согласия на брак. На следующее утро обязательно приглашали муллу, после чего молодые официально считались мужем и женой. Обряд никах в этом случае проводили позднее.

После совместной ночи молодым обязательно топили баню. Этим делом обычно занималась женщина - старшая сестра жениха или жена его брата, иногда его мать. В тот же день родители парня отправлялись к родителям девушки, взяв четверть с водкой или самогоном, конфеты, сладости. Они приходили и сообщали родителям невесты, что дочь находится у них. Если отец с матерью девушки были не против, то подарки принимались.

Кроме того, бывали случаи, когда, обнаружив пропажу дочери, родители сами шли искать ее. Обычно предполагали место нахождения дочери. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень не нравился им.

Никах - это религиозный мусульманский обряд заключения брака , на котором обязательно присутствует мулла. Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом, а так же узаконивает родственные отношения брачующихся пред лицом общества.

Проведение никах, на наш взгляд связано с распространением ислама. Это в некоторой степени подтверждает выводы Н.А Кислякова, который считает, что раньше обходились без никах или же устраивали его после всех циклов свадебного обряда. Как уже было сказано выше, на следующий день, а иногда через одну-две недели родители жениха шли к родителям невесты договариваться о дне проведения никах, самой свадьбы, обговаривали размеры мэхэр - всё то, что родители жениха отдают за невесту.

Следующую форму заключения брака можно назвать <брак уходом, бегством девушки со своим возлюбленным>. Без согласия родителей девушка уходила жить к своему любимому. Такой брак осуждали, т.к. считали, что таким образом девушка показывает неуважение к своим родителям. В этом случае свадьба не устраивалась, но никах обязательно проводился.

татарские обычаи, свадьба, никах

Наиболее распространённой формой брака является брак по сватовству - кинэш иту, ярэшеп алу.

В литературе этот брак ещё называют <брак покупкой> или <купли-продажи>. В этом случае парень засылал сватов в дом невесты.

Сватами - яуче могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой.

В с.Сараши нами было записано, что сватами могли быть родители жениха ил бойкие красноречивые женщины. Число сватов обычно было чётным. Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой вид принимали как мужчины, так и женщины. Подобный обычай был зафиксирован и у других тюркских народов, например, казахов. В очень редких случаях атрибутом сватов называли деревянную палку. Некоторые исследователи считают, что это древнейший фаллический символ.

Сватать можно было в любой день кроме вторника. Если сватам на встречу попадался человек с пустыми вёдрами или вредный сосед, или же чёрная кошка перебежала дорогу, то сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку, сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел и пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. Штанину спускали непосредственно перед входом в дом. Заходили обязательно с правой ноги, под матицу не садились во избежание неудачного исхода дела.

Сваты нередко начинали разговор на посторонние темы, а уже затем переходили к главной цели своего визита. Девушка при сватовстве не присутствовала, в противном случае закрывала лицо платком. Обычно сваты приносили с собой сладости, выпечку, их в свою очередь угощали чаем.

В с.Аклуши было записано, что сватовство состояло из трёх этапов. В первый раз сваты <смотрели> невесту, во второй раз рассказывали о женихе, восхваляли его достоинство. Лишь на заключительном этапе сватовства вместе со сватами приходили родители парня. При удачном окончании данного визита стороны обговаривали сроки проведения свадьбы, уточняли размеры мэхэр, приданного. Девушка оставалась в родительском доме до тех пор, пока не выплатят весь мэхэр.

мечеть Кул-Шариф, Казанский кремль

Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространённых фраз была следующая:

“Бездэ кемеш, сезда - алтын, аларны бергэ кушыйк.” (перевод: У нас есть серебро, у вас - золото, давайте соединим их в одно целое.)

Такого рода иносказания были характерны и для русского свадебного обряда. Согласия девушки не спрашивали, всё решали её родители.

Если жених не нравился, либо был беден, или же снискал себе неблагоприятную репутацию, то ему, как правило, отказывали.

В таком случае говорили:

<Кызны бирмибез, чыгып китен- ишек тептэ балта белэн сэнэк эзер> (перевод: Не отдадим дочь, уходите, топор и вилы готовы у двери.)

туй, татарская свадьба, сватовство

Если родители девушки были согласны, то они назначали день проведения никах, обговаривали сроки свадебного пира и устанавливали мэхэр.

В состав мэхэр входили следующие предметы: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, домашняя утварь, посуда, постельное бельё, мёд, масло, определённая сумма денег - тарту акча - для родителей невесты.

В свою очередь и девушку не отпускали с пустыми руками, ей готовили приданое, которое татары и башкиры называли бирнэ.

Приданое состояло из лошади со всеми необходимыми принадлежностями (сбруя, телега, кошёвка, сани и др.), тёлки или овцы, как правило, яловых, для благосостояния будущей молодой семьи. Обязательной, главной частью приданного был сундук, в котором девушка хранила свои вещи, украшения, памятные ей предметы. При переезде в дом мужа молодая жена обязательно выставляла сундук для всеобщего обозрения. Вообще, выходить замуж без сундука считалось большим позором для семьи девушки.

Кроме того, в приданое входили: две подушки, пара перин, ябу тун (своеобразный матрац, сшитый из 5-6 овечьих шкур), одеяла, половики, занавески. Отмечали, что богатые готовили приданое с раннего возраста, а бедные и без него шли замуж.

туй, свадебный пир

Итак, через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу во второй половине дня в доме невесты проводили никах туй (иногда никах заменяли синонимом кэбен). Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю.

Можно провести параллель с русской свадебной традиции, согласно которой свадьбы в пост не играли. В более ранней традиции жениху и невесте до никах запрещали жить вместе. Но постепенно, со временем этот запрет смягчался и брачующиеся стали всё чаще нарушать данный запрет и вступали в супружеские отношения.

В этом случае мать жениха заставляла невесту опускать руки в муку, желая тем самым богатой и счастливой жизни в браке.

На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон. Во время этого обряда мужчины и женщины сидели отдельно в разных комнатах. Если такой возможности не было, то комнату делили на две части при помощи занавески.

Все гости на никах туй были с покрытой головой: женщины в платках, мужчины в тюбетейках. Брачующиеся сидели на мужской половине. Но некоторые информаторы говорили, что раньше жених с невестой на никах туй не присутствовали.

Мулла, который был одним из главных действующих лиц на этом обряде, садился напротив молодых, иногда рядом с женихом и читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Кроме того, мулла во всеуслышание объявлял размеры мэхэр.

Естественно, что и на этом этапе свадебного обряда существовали свои запреты, обереги. Так, во время никах нужно было вести себя тихо, запрещалось шуметь, входить и выходить из дома, двери закрывали, окна завешивали шторами.

После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык - коврик для совершения намаза, а также давали деньги.

Далее стороны начинали обмениваться подарками. Родители жениха одаривали всех присутствующих родственников невесты, а родители невесты, соответственно - всех родственников жениха. Женщинам и девушкам обычно вручали платок, отрез на платье, ленты; мужчинам дарили носовые платки, рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, читек - сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку. На никах туй и до окончания свадебного обряда невеста была с закрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие части тела старшим родственникам мужа.

Подобного рода запреты и избегание между невесткой и родственниками мужа известны многим народам Средней Азии, в частности, киргизам, казахам, узбекам, таджикам.

Если во время никах туй молодую взял за руку другой мужчина или посмотрел ей в лицо, то брак немедленно расторгался. Невеста показывала лицо на свадьбе, за что ей давали подарки, этот обычай известен и другим группам татар, в частности, мишарям, пермским татарам, а также русским, удмуртам. Кроме того, так поступали казахи и каракалпаки.

Что касается угощений, то сначала подавали чай, затем шурпу- суп из домашней лапши, картошку с мясом, и снова чай со сладостями, различной выпечкой.

Спиртное не употребляли, позже стали пить брагу, но только после ухода муллы.

В с.Сараши был записан следующий обычай. На никах туй после объявления жениха невесты мужем и женой, после угощения в доме устраивали чаршау: в комнате девушки кыз булмэ кровать завешивали пологом, который назывался чаршау. Ткала, шила, вышивала его сама невеста. Если не было отдельной комнаты, то кровать ставили в центре дома. Постель готовила женщина счастливая в браке. Часто эту функцию выполняла кыз жинги - жена старшего брата или дяди невесты.

Она стелила от 3 до 7 перин. По их количеству жених определял, сколько ночей он мог оставаться в доме невесты.

После каждой ночи убирали по одной перине. Итак, в чаршау заходил жених и ждал невесту. У входа в чаршау стояли двое друзей жениха - кияу егетлэре. В это время несколько парней подводили невесту к чаршау и подкидывали её в объятия жениха. Обычай подкидывания в чаршау, но только жениха, устраивали во время самого свадебного пира - зур туй (большая свадьба).

Но вышеописанный обычай, на наш взгляд, более архаичен, потому что раньше весь свадебный пир ограничивался никах туй.

На следующее утро после никах туй молодым обязательно топили баню. Обрядовая баня - распространённый эпизод в свадебном обряде у многих народов. В основе его лежат магические воззрения людей, связанных с верой в очистительную силу воды, а у башкир вода имеет ещё и чадодарующую функцию. Но нужно отметить, что у татар и башкир баня не выполняла ту ритуальную функцию, которая была характерна для русского свадебного обряда. Баню обычно топила кыз жинги или мать невесты. Жених в знак благодарности оставлял деньги либо подарок тому, кто готовил баню.

Если жена оказалась нечестной, то муж оставлял на банном окошке проколотые монеты или же делал дырочку в занавеске банного окна. Нередко муж прокалывал одеяло, изрезал его на куски, оставлял проколотые монеты под периной, прокалывал чаршау.

В некоторых случаях, если жена оказалась не девственной, муж отвозил ее обратно родителям и говорил: <Не моя>.

После бани пекли оладьи - коймак. Жена после никах могла уйти в дом мужа, но в более ранней традиции она оставалась в родном доме. Во - втором случае муж навещал свою жену по ночам, скрываясь от её родителей. Такой обычай назывался кияулэп йору - буквально: <ходить мужем>. Известен он пермским татарам, а так же татарам-мишерям, чепецким татарам и народам Средней Азии.

Необходимо отметить, что после обряда никах устанавливались строгие правила обращения родственников жениха и невесты друг к другу. Их родители называли друг друга кода и кодагый, т.е. сват и сватья.

Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее жинги. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие - йозни. Кайнэти - так обращался жених к отцу невесты, кайнэни - к её матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: эни и эти.

Такими образом был распространён обычай вместо имён новобрачных, а так же родственников мужа и жены употреблять соответствующие термины родства.

После никах туй через 2-3 месяца играли большую свадьбу - зур туй или просто туй. Если жених был из небогатой семьи, то свадьбу могли отложить на год. Свадьбу справляли менее пышно, если за это время успевал родиться ребёнок. Как и никах <большая свадьба> начиналась в доме невесты, причём если девушка до свадьбы жила с мужем, то накануне туй она приезжала в родной дом. Нужно отметить, что в татарском свадебном обряде основные действия сосредоточены на территории будущей жены, это, так называемая, уксорилокальность свадебного обряда. У русских же обряды свадебного дня можно охарактеризовать, как вирилокальные, т.е. сосредоточенные на территории будущего мужа. Жених с поезжанами приезжал за невестой на лошадях, которые, как и в русской традиции, непременно украшались лентами, колокольчиками, а также красивым домотканым полотенцем - тастымал.

Первыми в свадебном поезде ехали родители жениха. Объясняли это тем, что в случае возникновения какой-либо неблагоприятной ситуации, например, наведения порчи на жениха, смогли принять весь <удар> на себя. Следующими в свадебном поезде ехали жених с дружкой - кияу егет, а замыкали поезд друзья и родственники.

Однако в с. Елпачиха было записано, что первым в свадебном поезде ехал жених, а за ним уже все остальные. По дороге к дому невесты поезжан могли остановить, перекрыв дорогу бревном или же натянув веревку с двух сторон и требуя подарка, чаще выпивки. Жених, как правило, выполнял их условия, и потому в дорогу выезжал с запасом водки или самогона. Перед домом невесты жениха встречали её родители, родственники, подруги. Жених одаривал их подарками, конфетами, гостинцами - кияу кумэче, рассыпал по двору монеты, которые затем собирали дети и старики.

Родственники невесты перед входом в дом клали ковер, по которому жених и шел до двери. Но никаких действий на пороге, с дверью он не проделывал, по крайней мере, никто из информаторов не сообщал об этом. В доме сразу после появления жениха устраивали чаршау, вход в который <охранялся> двумя женщинами- родственницами невесты. Им новобрачный дарил довольно крупные и дорогие вещи: платье, шелковую шаль, иногда ткань на платье.

В чём же состоял этот обычай? Друзья жениха брали его за руки, а иногда и за ноги и, что есть силы, кидали в чаршау, где находилась невеста. Часто бывало так, что из-за большой силы подбрасывания жених, перемахнув чаршау, через окно оказывался на улице. В этом был своеобразный игровой момент, это забавляло и веселило гостей.

Такой обычай назывался чаршауга керету (буквально заводить в чаршау) или тушэккэ сикерту (бросать на перину). Так же было записано, что чаршау на свадьбе устраивали в том случае, если невеста была честной. В противном случае он мог изрезать все перины. Кроме того, отмечали, что в чаршау вместе с невестой сидели её подруги (до восьми человек) и пели песни.

У всех девушек, включая невесту, лица были закрыты платком, и задача жениха заключалась в обнаружении своей избранницы. На нём был широкий пояс - пута, концы которого жених тщательно прятал. После того, как он находил невесту она, в свою очередь, развязывала ему пояс. Чтобы это сложнее было сделать, пояс специально завязывали на несколько узлов. Таким действием молодую проверяли на ловкость: чем быстрее она справлялась с <заданием>, тем проворнее считалась.

Думается, не лишним будет сказать о внешнем виде жениха и невесты. Одежда новобрачных ничем не отличалась от праздничной. Прическа невесты тоже не изменялась, замужние женщины также заплетали две косы.

Непосредственно свадебный пир начинался после выхода молодых из чаршау. Некоторые информаторы отмечали, что новобрачные на протяжении свадьбы в доме невесты находились в чаршау. Такая традиция является, вероятно, более архаичной, древней. Все гости располагались на полу, который застилали кошмой (кушмой) - тканый шерстяной палас, верхняя часть его обшивалась ситцем. На свадебном обряде существовали свои правила размещения за трапезой. Молодожены садились тургэ - самое почётное место в доме напротив двери, между окон. Рядом с невестой садились родители жениха. Невестины родители за <стол> не садились, так как ухаживали за гостями. С другой стороны жениха усаживался дружка. Остальные гости садились по кругу, в центре которого располагался ведущий свадьбы - туйны алып баручы. В некоторых населенных пунктах рассказывали, что во время свадебного пира у невесты её могли украсть, спрятать просить за неё выкуп.

Что касается угощений на свадебном столе, то обязательными были следующие блюда: гульбадия (иногда его называли кок бэлеш), чак - чак, гусь, шурпа. Следует охарактеризовать каждое из этих блюд.

Чак - чак - сладкое блюдо из теста . Готовили его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывали в жгутики, затем резали на мелкие кусочки. Старались по возможности мельче нарезать тесто. После этого их обжаривали в довольно большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывали на тарелку и заливали медом, потом украшали. Иногда чак-чак заливали пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкли в ступе, затем протирали сквозь сито и полученной массой заливали чак-чак. Как правило, данное блюдо готовила сторона невесты. Говорят: чак-чак - кыз кумэче (чак-чак - угощение невесты).

Непременным, обязательным блюдом на свадебном столе был гусь. Большинство опрошенных нами информаторов констатировало, что гуся привозили сторона жениха. Иногда гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Очевидно, что птица, в частности, водоплавающая несёт в себе некую символическую семантику. Ритуальный гусь на свадебном обеде - очень древняя, архаическая традиция. В памяти многих народов сохранялось представление о птице, как о предке рода, демиурге (тенгрианство).

При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вручали ему подарки. Родители жениха объявляли человека, которому поручали разрезать гульбадию. Эту функцию могли выполнить как мужчины, так и женщины. Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Гульбадию резали осторожно, не отрываясь, так чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новую гульбадию. Свадьба при этом продолжалась, но настроение при этом испортилось. Новую гульбадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию гульбадии отец жениха накрывал её платком или тастымалом и поверх них клал деньги, тем самым выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги на подносе рядом с гульбадиёй. Эти деньги затем отдавали молодым. Гульбадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые по тем или иным причинам не присутствовали на свадьбе. Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги. Перед разделыванием чак-чак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки, деньги. Как и гульбадию чак-чак разрезали на четыре части. Одну четвёртую часть увозили в дом жениха для тех же целей.

Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Иногда его назначали гости. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа. Говорили, что он длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было достаточно много. Иногда сначала обрезали голову, затем крылышки и лапки. Жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху - левые; либо невесте давали шею, а невесте - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами того, кто его разделывал. К невесте обращались так:

Текст: Перевод:

*Киленкэем, куп очкансы * - Невестушка, ты много летала

канатынны кисеп ырам - теперь обрезаю тебе крылышки

киленкэем, туганнарын килгэндэ - невестушка, когда придут родственники

канатынны сызып тырма. - не стой с опущенными руками.

Обращался к жениху:

*Кияукэем, куп очкансын * - Зятёк, много летал

канатынны кисеп ырам - теперь обрежу тебе крылья

кияукэем, туганнарын килгэндэ - зятёк, когда придут родственники

канатынны кисеп ырам. - не стой с опущенными руками.

*Кияукэем, получканны алгач * - Зятёк, когда получишь получку

анда-монда барма, угэ кайт. - Туда-сюда не ходи, иди сразу домой.

*Кулларын озын булмасын очен * - Чтобы руки не были длинными

ике кулынны кисэм - обрезаю тебе их

икенче жиргэ кузлэрен тошмэсен очен - чтобы глаза твои не смотрели

в другое место

муеныннан кисэм - обрезаю тебе шею

хатыныннан башка чыгып йормэскэ - чтобы без жены не ходил никуда

аякларынны кисэм. - обрезаю тебе ноги.

Каждый день на свадебном гулянье молодым топили баню.

Первый свадебный день имел ряд своих примет .

Приведём некоторые из них:

*дождь или снег на свадьбу - к богатству, благополучию

*в первый день свадьбы нельзя подметать пол и мыть посуду - чтобы избежать бедной жизни

*печь блины, оладьи, хлеб - к достатку в доме

*нельзя переходить дорогу перед свадебным поездом.

На утро после первого свадебного дня пекли оладьи.

Существовал обычай приглашать молодожёнов к родственникам. И тогда все гости отправлялись к ним. Таким образом, молодые посещали до десяти домов, оставляя в знак благодарности тастымал, кусочек гульбадии или хлеба.

Далее, через одну-две недели, иногда этот срок растягивался и на более длительное время в зависимости от возможностей, средств обеих сторон, свадебный пир продолжался у жениха. Этот этап свадебного обряда назывался кода туй - свадьба у сватов. Жених уже без родителей, с дружкой приезжал за невестой. Это был, пожалуй, самый драматичный момент во всём свадебном обряде. Перед выносом сундука из дома невеста плакала, причитала, пела баит.

Молодых провожали родственники невесты. Приезд жены в дом мужа назывался килен тешу. Это был самый долгожданный момент для родственников мужа, поскольку многие из них ещё не видели килен. Главную деталь приданого - сундук - сопровождала кыз жинги. Молодых встречали родственники и родители мужа. Сойдя с повозки, новобрачные сначала вставали на подушку, причем первой ступала жена.

Подушка считалась символом достатка в доме, благополучия, подобно русской свадебной традиции, когда молодую садили на рогожу или войлок. Как считают некоторые исследователи: <…подушка - символ общей постели, благополучия и переход в новую ступень отношений>.

Молодая накрывала подушку платком, который предназначался для свекрови.

В таком случае ему говорили: < Теш кияу, кызым башы-аягы белэн узенэ (< ступай, жених, дочь моя с головой-ногами твоя>). Объясняли тем, что после проведения такого действия парень женится только один раз.

Но вернемся к событиям, происходящим в доме молодого. Его мать подносила ложку мёда и ложку масла - сначала невестке со словами: <Бал кебек татлы бул, май кебек елгыр бул, ачыы-чишены бергэ курен> (будь как мёд сладкой, как масло податливой, ловкой, солёное и пресное вместе пробуйте).

Ещё говорили, обращаясь к невесте: < Ступай, невестушка, тебе даём одну овцу> или < ступай, невестушка, в дом, для тебя целый мир>. После этого молодые входили в дом. За ними шла женщина, счастливая в браке, и несла подушку, которую клали рядом с новобрачными. Затем вносили приданое.

Интересно, что к ручкам сундука привязывали полотенце, кумган - сосуд для совершения омовения и поддержания чистоты невесты, оставшуюся часть чак-чак. Полотенце и чак-чак предназначался тем, кто вносил сундук.

Родственницы молодой начинали украшать приданым дом: вешали занавески на окна, стены украшали тастымалом, обносили пологом супружескую кровать, стелили половики и т.д. Названный обычай демонстрировать приданое известен и русским.

На кода-туй приглашали тех, кто был на свадебном пире у невесты и тех, кому не посчастливилось там побывать. Во время заключительного этапа свадебного обряда молодую посылали на реку, либо к колодцу за водой. В основе этого обычая лежат, очевидно, магические представления предков о живительной силе воды. Приобщение к воде означало приобщение к чужому роду. Теперь же в этом обычае содержится лишь игровой элемент: если молодая быстро вернется с полными ведрами воды, то говорили, что она будет хорошей женой. Кроме того, на кода-туй открывали лицо молодухи, что символизировало её переход в чужой род. Обычно делал это отец мужа. За показ лица новобрачной давали деньги, вручали подарки. На протяжении свадебного пира в доме мужа его родственники приглашали молодых к себе, за что невестка дарила им тастымал. Жена после переезда в дом мужа не могла жить у своих родителей.

СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ СВАДЬБА

Современные татарские свадьбы также перетерпели изменение, свадьбы не проводятся с соблюдением абсолютно всех обычаев, которые проводились раньше, но все же некоторые остались, а некоторые изменились.

В основном, свадьба татар справляется в ноябре, что символизирует окончание сельскохозяйственных работ.

Татарская свадьба во многом похожа на русскую, но татары - мусульманский народ, исключая крещенных татаров. Проведение татарской свадьбы отличается от других своими необычными обрядами.

Первое, что можно заметить на татарской свадьбе - то, что родственники невесты отправляются домой за женихом, а не наоборот, как это происходит у большинства народов на свадьбах. Затем вместе с женихом они идут за невестой, то есть они как бы уговорили его взять ее в жены. Но будущая жена не находится дома, за ней нужно ехать в отдельное помещение, которое называется кияу-киляэте. Здесь девушку прячут, там же проходит первая брачная ночь.

Жених калым не платит за невесту, а платит только тогда, когда ему нужно пройти к невесте, а подружки невесты чинят ему разные препятствия. Девушка за этот выкуп должна приготовить постельное белье, одежду, посуду и другую домашнюю утварь. На татарском это будет "бирне" - приданное.

Татарский свадебный стол - новоиспеченная супруга ни с кем не разговаривает, не пьет, не ест. Молодая пара на татарской свадьбе также не должна показывать народу свои чувства - целоваться, обниматься и так далее.

После того, как жених и невеста встретились, они едут в дом девушки, где накрыт стол. Здесь и начинается татарская свадьба. Там их ждут старейшины - дедушки сидят справа, бабушки слева. Молодая пара садится с самого края стола. Татарская свадебная кухня отличается роскошью и оформлением.

Следующий обряд проводит мулла - татарская свадьба по-мусульмански. Он называется - никах, это что-то вроде православного венчания.

Никах читается на протяжении часа, затем в конце молодые лишь кратко молятся и молча выходят. Сейчас по мусульманским законам они - муж и жена.

Далее уже молодые едут в Загс, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. После возвращения домой их ждет молодежь, где можно расслабиться, теперь началась татарская свадьба у молодежи. Здесь татарский банкет проводится в неофициальной обстановке.

Через неделю татарская свадьба повторяется, только теперь она пройдет в доме жениха

________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://nailtimler.narod.ru/articles_page/tatar_wedding.html

http://tatarins.ru/tatarskie-svadebnye-obychai

http://7445252.ru/caravan.php?page=34

http://www.svadbagolik.ru/article/scenarii-tatarskoi-svadby/

http://tuylar.ru/

Вложение Размер
38.53 КБ
34.89 КБ
37 КБ
29.17 КБ
29.57 КБ
29.7 КБ
37.45 КБ
172.86 КБ
62.84 КБ
42.25 КБ
71.96 КБ
30.69 КБ

Татарская свадьба - торжество очень зрелищное и символичное, оно несет всю самобытность татарского народа, его особенность и неповторимую колоритность.

Конечно, современная свадьба татар отличается от свадьбы, что была много веков назад, но многие невесты и женихи соблюдают до сих пор все традиции и обычаи этого праздника. Особенность этой свадьбы состоит в необычном ее сценарии, поздравлениях и богатстве торжественного стола.

Традиционно все татарские свадьбы гуляют в ноябре, когда уже окончены все полевые работы. Татары женятся в основном по сватовству. Родные жениха делают предложение, родным невесты - обговаривая все условия для заключения брака (калым, его размер, срок свадьбы). Обычно родители невесты не отказывают хорошему парню, который просит отдать ему их дочь. Потом идут помолвка и сговор.

Татарская свадьба обычаи и традиции

В сравнении с русской свадьбой, свадьба татар это праздник очень оригинальный и необычный. Оригинальность татарской свадьбы заключается в том, что родные невесты едут к жениху, забирают его и привозят к невесте, где и должна быть их первая брачная ночь. Надо заметить, что теперь татарская свадьба может быть без выплаты калыма женихом. Конечно, жених немного несет траты - на выкуп невесты, когда проникает в ее дом, но основную долю всех трат несут родные невесты. Так как по традициям татар - невеста обязана выходить замуж с довольно богатым приданным.

Татарская свадьба обычно начинается с никаха, этот обряд похож на православный обряд венчания. На нем присутствует мулла, невеста с женихом и два свидетеля. Никах, начинается с молитвы, затем произносят советы для молодоженов. После этого главного обряда молодые называются мужем и женой. По завершении никаха влюбленные могут жить вместе.

Сценарий татарской свадьбы

Мусульмане имеют свои обычаи проводить свадьбу. Во главе праздничного стола сажают молодых, около невесты сидят родные жениха и его свидетель, а рядом с женихом родные невесты и ее свидетель. По правую сторону стола располагают родственников жениха, а с левой невесты. Всех гостей знакомят между собой, затем выбирают тамаду. Поздравления, тосты, юмор, песни это все в его руках.

На стол традиционно ставят холодные закуски, фрукты овощи. Главное же блюдо стола - чак-чак, который украшают конфетами. Еще к такому торжеству готовят двух гусей. Принято подавать горячие блюда - суп. Подают губадию, плов, мясо с морковью и луком. Из напитков крепких - водка, но на столах должен стоять компот, а в самом конце принято подавать чай.

Ближе к ночи жених с невестой танцуют свой первый танец. Надо заметить, что здесь нельзя увидеть современные танцы - молодые предпочитают исполнять свои, национальные с красивой хореографией.

После праздничного застолья молодожены должны посетить баню. Основа этой традиции - верование в очистительную силу воды.

К их выходу оттуда делают особые блины для зятя. Зять станет кушать блины и должен незаметно положить под тарелку с блинами монетку.

Завершается свадьба переездом жены в дом мужа. Там также устраивают свадебное застолье. Невесту, встречая, соблюдают обычай: в ноги ее стелят шубу, вывернутую или подушку, угощают хлебом, медом, погружают руки в муку.

Если раньше по древней традиции татарскую свадьбу гуляли несколько дней, то сейчас время гуляния сократили до двух дней.

Татарский народ имеет свои уникальные обычаи, которые формировались на протяжении многих столетий, татарская свадьба не исключение. Свое влияние оказывали также широкая география расселения, языковые отличия, обряды. Уникальность можно увидеть на татарских бракосочетаниях обычаях, которые в современности получили второе рождение. Богатство и уникальность традиций позволяет сделать этот праздник, один из главных в жизни молодоженов, по-настоящему интересным.

Обычаи татар требуют неукоснительно и серьезно следовать всем народным многовековым обрядам. Все начинается со сватовства и благословения муллы. Родители будущих молодоженов договариваются между собой, как все пройдет. Свадебный процесс на этом этапе происходит без участия жениха и невесты. Есть три основные этапы в ходе сватовства. Во время первого этапа происходят смотрины. На втором этапе рассказывают о женихе. А уже на третьем, если первые два завершились успешно, происходят непосредственно переговоры, во время которых оговариваются материальные вопросы, быт новой семьи, где станут жить, чья сторона что должна купить, оглашается доход жениха, какова размера будет калым, и что в него может войти.

Согласно традициям татар, огромное значение уделяется выплаты калыма, который должен быть полностью выплаченным. Допускается выплата частями до брака и в день праздника. Но обязательно, чтобы он был выплачен до официальной церемонии. Непосредственно сама включает в себя несколько этапов. Первый этап – это татарская церемония Никах. На нем читают Коран, наставляют молодоженов духовно.

Девушка считается официально сосватанной, когда происходит помолвка, которая совпадает с подачей заявления в ЗАГС. Таким образом, на этом этапе, обычаи переплетаются с современными юридическими нормами. Красивая церемония включает в себя большое количество всевозможных обрядов. Особенно трогательной является переезд девушки к мужу. Но на этом этапе традиции также получили значительное влияние современности, что отразилось в праздновании свадьбы в ресторане или кафе.

Подготовка

В среднем к свадьбе готовятся до месяца. В это время жених активно готовиться, его главным занятием является сбор и выплата калыма, а невеста собирает приданое. Их родители занимаются подготовкой праздника.
Огромное значение отводится подготовке зала, где будет проходить главное гуляние. Его пышно украшают, здесь кроме воздушных шаров и лент может быть также и религиозная атрибутика.

Но какая же свадьба без музыки. На татарской церемонии особое значение имеет национальная музыка, играют восточные песни, а также композиции современных исполнителей, все на вкус молодоженов, родителей и гостей. В одежде есть свои нюансы, так свадебный наряд невесты должен обязательно полностью скрывать все тело. Платье длинное, а головным убором может служить платок. Волосы девушки закрываются также полностью. Открытыми могут быть только кисти рук и лицо. Свадебный наряд парня не настолько строгий, он может одеть не обязательно национальную одежду, или быть обычный костюм. Единственное требование для него – наличие головного убора – тюбетейки.

Как происходит торжество у татар

Чтобы свадьба прошла хорошо, нужно подойти к её организации творчески, продумать сценарий, который обязательно должен включать народные обряды. Поэтому уточните с тамадой все нюансы предстоящего торжества. Едут к невесте домой, где проводят переговоры. Особенностью их является то, что они должны вестись иносказательно, существует мнение, что в противном случае злые духи могут все испортить. За невесту активно торгуются, сторона жениха пытается сбить цену, а родня девушки – наоборот увеличить.

В свадебный день молодых отвозят в отдельное помещение, об этом должны позаботиться именно её родители. В былые времена для этой цели специально строили помещение, но теперь все чаще используют отели, в некоторых случаях снимают квартиру. Здесь молодожены проводят свою первую брачную ночь. Сюда же приезжает затем и все участники мероприятия. Здесь происходит процесс оплаты калыма. Невесту не отдают до того времени, пока жених полностью не рассчитается. Процесс выкупа сопровождает свадебный тамада, а при его отсутствии эту роль может также выполнять кто-либо из родственников молодой. Очень часто основная доля калыма может быть выплачена еще до брака, а во время свадьбы передается только его половина, которая обязательно сверяется со списком.

Никах

Свадебная церемония может проводиться либо в доме родителей невесты, или в мечети. Вся церемония должна проводиться обязательно в тишине, а двери закрывают. Во время процесса молодожены стоят в мужской части мечети или напротив. После того, как в мечети закончили, все присутствующие отправляются в ЗАГС.

Что такое туй?

Когда заканчиваются религиозные и правовые мероприятия, наступает время для веселья. Свадьба у татар длится несколько дней, и делиться на этапы. Сначала празднуют в доме родителей невесты, затем жена переезжает к мужу и продолжается гуляньем у родни молодого.
Как и во многих других народов, молодожены располагаются во главе стола, по традиции жена садиться справа от мужа. На свадьбе подают национальные блюда, поют татарские песни, танцуют, участвуют в конкурсах.

Во время татарской национальной свадьбы можно увидеть огромное количество народных традиций, которые складывались столетиями. Сегодня эти традиции получили новую жизнь, но с влиянием современных реалий. Свадьба отличается огромным количеством конкурсов, песен, танцев, на них гуляет много людей, но учитывая современные реалии, количество гостей значительно снизилось, по сравнению с древними временами.
В церемонии переезда есть огромное количество традиций, соблюдение которых обязательно. Татары очень верят, что не соблюдая их, будущая совместная жизнь может не заладиться. Переехав в новый дом, девушка и родители молодого соблюдают традиции, чтобы укрепить свою семью, обеспечить их благополучие и материальное процветание. В общем, туй — это и есть сам праздник молодых.

Угощение

Торжество отличается огромным разнообразием национальных блюд. Горячие и холодные закуски подают вначале одновременно. Традиционная шурпа с лапшей подается после этого. Шурпа – это национальный татарский суп, который готовят из баранины. Характерной особенностью татарских свадеб является то, что на них отсутствуют алкогольные напитки, что в значительной степени связано с религией. Новую молодую семью символизируют двое гусей, которых специально готовят по случаю праздника. Гусей разделывать огромная честь, которую предоставляют самому старшему мужчине. Его назначают родители молодого. Мужчина должен так разрезать гусей, чтобы не повредить костей. Во время этого ритуала дарят подарки.
Благодаря свадебным традициям и некоторым другим, татары сохраняют и передают новому поколению свою самобытную культуру. Даже в современном мире можно увидеть некоторые элементы того, что было когда-то.

– одно из самых важных событий в жизни молодой мусульманской пары,

самый роскошный праздник любви,счастья и веселья,

торжественная церемония посвящённая заключению брака между двумя людьми.

Татарская свадьба,традиции и обряды

У татарского народа очень древняя культура с сильным национальным духом,

сохранившим свои традиции и своеобразные обряды, они проявляются в возрождающихся сегодня свадебных традициях .


В предсвадебный период, во время сватовства (башкода килю, кыз килешю),

стороны договаривались о количестве и качестве даров (калым),

которыми сторона жениха должна была одарить сторону невесты.

Сюда входили одежда, обувь, головные уборы для невесты, две перины — большая — тюшяк и чуть меньшего размера — ястык.

Кроме того, сторона жениха должна была выплатить обговоренную сумму денег — акча, которая использовалась для приготовления приданого, а также привезти определенное количество продуктов — меда, масла, муки, чая, мяса — для проведения свадьбы.

Следует отметить, что во время переговоров у татар-мусульман речь шла об обязательствах со стороны жениха, в то время как количество приданого невесты особо не оговаривалось.

По достижении обоюдного согласия родители невесты приглашали сватов и родителей жениха на сговор – помолвку — килешю , кызны сузгя салу и т.д.

Несмотря на разнообразие терминов, суть обряда повсеместно была единой: в знак окончательной договоренности стороны обменивались определенными вещами.

Со стороны невесты, как правило, передавали полотенце, скатерть, со стороны жениха обговоренную сумму денег.

Обряд, на который приглашались и родственники невесты, активные участники будущей свадьбы, завершался угощением.

Свадьба (туй, никах) у татар проводилась в доме невесты.

Главными среди приглашенных были родители жениха — кодалар.

Они везли с собой калым (иногда его привозили накануне свадьбы или за несколько дней до нее) и угощение, перечень которого был довольно устойчив.

Это — пара гусей, два-четыре и более пышных хлебов — калач, кюмяч, определенное количество катлама, жяймя — род тонких сдобных лепешек, сладкие пироги и специальное свадебное лакомство — чакчак.

Все это складывали в особый сундук — аш сандыгы, и везли на особой подводе — аш чанасы, аш арбасы.

Вместе с ними приезжали две-три пары ондяюле — особо приглашенные. Это близкие родственники жениха.

Они также везли с собой угощение. Кроме того, одна-две пары гостей ехали без угощения.

Их по своему усмотрению приглашали кодалар. Поэтому их и называли иярчен — присоединившиеся, канат — крылья.

Сторона невесты должна быть представлена ее родными, которые помогали в проведении свадьбы.

Часть из них приносила с собой угощение — аш белян килю, другие приглашали к себе на угощение (часто с ночевкой) приезжих сватов, ухаживали за ними, обслуживали их.

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания (никах) по сложившемуся у татар ритуалу.

Мулла в книгу регистрации брака записывал мяхяр — условия заключения брака.

Туда входили калым, продукты или их стоимость и т.д., которые были уже переданы стороне невесты.

Особо фиксировалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить своей жене.

Затем мулла спрашивал о согласии молодых на этот брак.

Поскольку сами молодые на этой свадьбе не присутствовали, за жениха отвечал его отец.

За невесту же отвечали два свидетеля, которых специально отправляли узнать о ее согласии (невеста находилась за занавеской или в другой половине дома).

Выслушав утвердительный ответ свидетелей, мулла зачитывал выдержки из Корана, посвященные бракосочетанию.

После никах начиналось угощение.

Свадьба на стороне невесты продолжалась два-три дня: приезжих сватов приглашали к себе ее родственники.

Это называлось туй кютярю, туй алу — «поддержка свадьбы».

После того как разъезжались гости, в доме невесты начинали готовиться к встрече жениха:

тщательно готовили специальное помещение для молодых, которое украшали самыми нарядными вещами из приданого.

В нем они находились первые дни. Утром молодоженов отправляли в баню.

Оттуда молодой супруг возвращался в новой одежде, сшитой невестой.

Он, в свою очередь, одаривал ее ценным подарком — кыз куенына салу.

Первый приезд жениха сопровождался выплатой большого количества выкупов: за возможность въехать во двор,

войти в комнату к молодой, стелившим брачную постель, топившим баню, деревенским ребятишкам,

которые специально за подарком приходили в дом.

Поэтому жених вез с собой чемодан с подарками и угощением.

В первый свой приезд молодой оставался там от двух до четырех-шести дней, после чего его отвозили обратно.

В последующем он приезжал по четвергам, вечером, а утром уезжал обратно.

Этот период — кияюлэп йорю — по продолжительности был различным и, как правило, зависел от семейных обстоятельств.

Переезд молодой в дом мужа у всех татар назывался килен тошерю, и проводился, как правило, летом.

Встречать молодоженов собирались не только родственники, но и многие односельчане.

У крыльца молодых ждали родители. Мать стелила под ноги невестке вывернутую шубу или подушку, приговаривая

доброе пожелание молодой при встрече ее в доме мужа:»токле аягын белян, килен»

Входя в дом, молодая вешала полотенце. Этот обычай называли элеп керю-«повесив, входить».

Затем молодых сажали за стол.

Она должна была съесть горбушку хлеба, помазанную маслом и медом, чтоб была мягкой, как масло,

сладкой, как мед, то есть уживчивой, покладистой.

И обязательно выпить пару чашек чая. Руки молодой погружали в муку, чтоб не знала бедности, недостатка.

Повсеместными были обряды ой киендерю — «обряжение дома»: снимали висевшие в доме занавески,

настенные матерчатые украшения и вешали новые из приданого невесты,

а также су юлы кюрсятю — «показ дороги по воду».

Ее вели к роднику, с которого ей предстояло носить воду.

Молодых родственниц, участвующих при этом, невестка одаривала.

Глубокие преобразования, происходившие в жизни народа в послереволюционные годы, материальные трудности, связанные с войнами начала XX в., оказали влияние и на форму свадебных обрядов.

В 1930-1960 гг. наблюдается резкое сокращение традиционных свадебных обрядов, появляются новые.

Так, в этот период во всех татарских деревнях распространенной становится форма заключения брака убёгом — ябышып чыгу.

При этой форме молодые люди сами договаривались о вступлении в брак.

Решив жениться, юноша ставил в известность своих родителей, причем, как правило, согласовывал с ними день, когда приведет невесту в дом.

Родители же девушки лишь догадывались о намерении дочери. Были случаи, когда об этом дне не знали ни те, ни другие родители.

Юноша уводил к себе свою избранницу под покровом ночи, чаще всего из клуба, с посиделок, пригласив с собой своего друга и близкую подругу невесты (в свидетели).

Наутро родители или кто-нибудь из близких родственников юноши шли к родителям девушки с известием о местонахождении их дочери и приглашением на угощение, во время которого проводился религиозный обряд бракосочетания — никах,поробнее нажмите на ссылку:

Через некоторое время, нередко приурочивая к какому-нибудь советскому празднику, в доме жениха проводили свадебный пир.
В отличие от традиционного его проводили по-новому: с одновременным приглашением и угощением за одним столом и мужчин и женщин, много пели, плясали, шутили, и стали называть появившимся в двадцатые годы термином туй (свадьба).

К концу XX в. сформировался такой тип свадебной обрядности,

в котором органически сочетаются сохраняемые (иногда возрождаемые) традиционные обряды и новые.

И разнообразие свадеб получается за счет различного сочетания в них тех или других элементов.

Характерной их чертой является свободный выбор обрядов.

И потому в одной и той же местности форма свадьбы, как правило, зависит только от желания молодых и их родственников, их знания, умения.

Главным становится создание праздничной атмосферы, подчеркивающей важность, значимость этого момента в жизни молодых и их родственников.

Это достигается с помощью «торжественного ритуала регистрации брака», проводимого государственными органами, и устройством свадебных пиров.

Остальные же моменты обрядового оформления брака не имеют большого значения, и потому сроки, порядок их проведения не столь существенны, хотя они и создают своеобразие отдельных свадеб.

Становится обязательным получение согласия родителей на предстоящий брак после того, как молодые люди решают пожениться.
При встрече родители договариваются о сроках проведения свадьбы, количестве гостей как с той, так и с другой стороны, о том, где и как будет проходить свадьба.

Характерно возрождение на новой основе традиции приготовления свадебной одежды. Как отмечалось выше, испокон веков сторона жениха готовила для невесты одежду, в которую входил отрез на платье.

Ответный подарок для жениха — рубашку и другие предметы одежды — готовила и невеста.

Однако не было традиции пошива специального свадебного платья, рубашки белого цвета.

Появление свадебной одежды разового пользования — белое платье удлиненного покроя, фата, белые туфли — для девушки, темный костюм, белая рубашка — для юноши, обручальные кольца — новое явление для татар.

Повсеместное ее распространение, как атрибута молодоженов началось с конца шестидесятых годов, когда в практику государственных учреждений, оформляющих брак, вошел ритуал его торжественной регистрации.

Свидетельством большой популярности этого ритуала служит тот факт, что в сельской местности, где нет специальных Дворцов бракосочетания, как в городах, сами молодожены, их родственники, друзья становятся не только активными участниками, но и создателями праздничной атмосферы во время акта регистрации брака.

Молодожены прибывают на место регистрации брака в сопровождении большого количества гостей. Нередко сюда прибывают и их родители.

Едут обязательно на украшенных яркими лентами, воздушными шарами автомашинах, подводах вне зависимости от дальности пути.

После регистрации брака участники ритуала едут в дом жениха. Молодых встречают его родители, родственники.

Под ноги невестки (молодых) стелют ковер, дорожку, кладут подушку, приговаривая: «Токле аягын белян, килен» и, прежде чем пропустить молодую в дом, в зависимости от местной традиции, ее угощают медом, маслом, хлебом-солью или дают испить сладкого напитка — ширбет, которые находятся на подносе в руках матери (старшей сестры, тети) жениха.

Свадебное застолье(ресторан,кафе,столовая)

Свадебное застолье для гостей является главным. На него приглашают самое большое число гостей.

Сейчас проводят свадьбу в одном месте — в доме родителей жениха, иногда невесты но чаще устраивают в помещении

столовой, кафе, ресторана или специального «зала торжеств».

Характерные особенности ее сложились еще в тридцатые годы: одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, наличие песен, плясок и т.д.

Однако в последние годы идет процесс формирования новых черт. Так, повсеместно на самое почетное место за столом сажают молодоженов с их свидетелями.

Рядом с ними сидят родители невесты или жениха, в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется сам стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов.

Некоторые из них заимствованы из свадебных обычаев народов нашей страны; другие — из практики массовиков-затейников.
Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д.

Характерно быстрое распространение этих моментов благодаря мобильности населения, участию в свадьбах как сельских, так и городских жителей, наличию национально смешанных браков.

Свадебное застолье не мыслится без одаривания молодых. А вот взаимное одаривание двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. Иногда по договоренности сторон, взаимное одаривание родственников вообще не проводят.

Такмаклар,татарские частушки

Если есть хороший организатор и музыкант, на свадьбе много поют,подробнее нажмите на ссылку

Это в основном современные лирические песни как профессиональных, так и самодеятельных композиторов, а также подобающие случаю куплеты-импровизации.


Во время перерывов организуют пляски, танцы, проводят различные игры.

В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращения свадебной обрядности. В ней появилось много единых, интернациональных черт. И этот процесс, очевидно, необратим.(Р.К. Уразманов,»Этнография татарского народа»)

Большая татарская свадьба

Как проходит татарская свадьба смотреть онлайн.

1 серия 2 серия 3 серия 4 серия 5 серия 6 серия

Проведение татарской свадьбы (торжества,обряда бракосочетания)важный момент в жизни.
Молодоженам рекомендуется заранее оговорить все нюансы с профессиональным тамадой ,выбрать банкетный зал,лофт или ресторан ,подготовить сценарий,где будут включены все свадебные обряды и традиции,
веселые сценки и миниатюры.