Что должен уметь грудничок в девять месяцев. Физическое и эмоциональное развитие девятимесячного ребенка

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Как же быстро летит время! Не успеешь оглянуться, а такой маленький и самый родной человечек в мире уже становится самостоятельным.

Малыш ползает по всему дому, изучает новые предметы, встает на ножки, делает первые несмелые шаги, играет с игрушками и наслаждается каждым новым днем. Наблюдая за развитием 9-месячного ребенка, родители восхищаются его упорством, радуются новым достижениям и сопереживают его маленьким неудачам.

Выше, быстрее, сильнее: физическое развитие малыша в 9 месяцев

Наблюдая за своим маленьким непоседой, мама осознает, что ее кроха изменился. Теперь - это полноценный маленький человек, а от неповоротливого мягкого комочка не осталось и следа. Малыш вырос, окреп, стал подвижным. Он все реже проводит время на маминых руках и хочет изучить все, что его окружает: открывает шкафы и тумбочки, более внимательно рассматривает окружающие его предметы. Движения малыша становятся более уверенными и плавными. Теперь сладкими моментами уединения можно насладиться только в момент кормления или перед сном.

Рост и вес

Родители с восторгом наблюдают, как быстро малыш растет. Он практически вдвое больше своих первоначальных показателей. Для девочек показатели нормы колеблются в пределах 63 – 73 см, а у мальчиков этот показатель на несколько единиц выше 65,5 – 75,5 см. Каждый месяц малыш прибавляет в росте от 1 -3 см.

В среднем в течение месяца малыш набирает от 300 – 500 гр. В этом возрасте показатели веса и роста у детей начинают замедляться.

Двигательная активность

Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность . Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.

Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент - это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.

В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.

Интеллектуально-эмоциональное развитие

Благодаря активному эмоциональному и физическому развитию 9-месячный ребенок способен бодрствовать в течение длительного времени и весь его день – это калейдоскоп событий и открытий. Общение с малышом в этот период превращается в увлекательную игру. Ребенок буквально схватывает все налету. Если еще несколько недель назад он был не способен запомнить и воспроизвести какую-либо цепочку событий, то сейчас он долгое время помнит любимую игру. Он способен играть не только в ладушки, ему под силу даже прятки. Малыш наблюдает за действиями взрослого и радостно их повторяет.


Социальные навыки

Теперь в вашем общении есть место настоящему диалогу. Малыш непросто реагирует на ваши речи улыбкой и бурной жестикуляцией, он понимает, что вы хотите от него и даже способен выполнить многие ваши просьбы. Ребенок с радостью отдает предмет, находящийся у него в руке, в ответ на вашу словесную просьбу и соответствующую жестикуляцию. Непоседа активно копирует многие жесты и действия окружающих. Его социальные навыки совершенствуются с каждым днем. Ребенку становятся интересны другие дети. Он выделяет любимую игрушку, и способен играть с ней какое-то время. Все чаще на лице малыша проявляются эмоции - интерес, радость, удовольствие, обида.

Речь

На десятом месяце маленький человечек начинает активно лепетать. Что он говорит мало кому понятно. И, тем не менее, он постоянно что-то бормочет, сопровождает каждое свое действие звуковыми трелями и слогами. «Ма-ма-ма», «за-за-за», «па-па-па», воспринимаются окружающими, как первые полноценные речи любимого чада.



Интеллектуальные навыки

Дети в этом возрасте проявляют невиданную сообразительность. Они способны самостоятельно держать чашку и пить из нее. Малыш все чаще берет предметы не всей ладошкой, а пальцами. В этот период родителям необходимо совершенствовать это умение играя с малышом, развивая мелкую моторику. Особой популярностью у девятимесячных малышей пользуется лепка теста и рисование пальчиковыми красками.

Специалисты утверждают, что начиная с 9 месяцев необходимо приобщать кроху к процессу «раздевания». Дети могут самостоятельно снимать носочки, варежки, шапочку. Многие малыши пытаются без помощи взрослых умывать личико и ручки. Вежливость, опрятность, эстетическое восприятие окружающего мира - все эти и многие другие навыки необходимо не только прививать, но и активно поощрять. Как можно больше общайтесь с ребенком, играйте, пойте песни, читайте стихотворения и сказки.

Хвалите своего малыша, ведь каждое новое умение в этом возрасте – это результат его титанических усилий. Помните, ваше внимание, любовь, забота, терпение и поощрение - главные составляющие эмоциональной стабильности маленькой крохи в будущем.

Девять месяцев - именно столько времени малыш провел у мамы в животике, и еще столько же прожил как маленький человечек. Теперь он приобретает все большую самостоятельность. И, хотя кроха по-прежнему зависит от своих родителей, он уже не настолько беспомощен, как раньше.

Настало время обратить особое внимание на развитие его личности. Он умеет ладить с окружающими, уважать себя и других. Давайте проследим, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физические параметры

Малыш уже неплохо окреп физически. Вес за месяц увеличится еще на 0,5 кг, да и рост добавит к своим показателям пару сантиметров. Поэтому параметры выглядят следующим образом:

  1. Вес ребенка в 9 месяцев составит около 9000-9200 гр.
  2. Рост - приблизительно 74 см (± 2 см).

Кроха к достижению этого возраста осваивает навыки вставания из положения сидя. Он учится управлять своим телом, координируя движения ног во время ползаний, подтягиваясь, где надо, с помощью ручек.

Нередко 9 месячный ребенок уже имеет 2 или 4 зуба. По крайней мере, к этому времени они должны пробиться. Так что, если малыш постоянно капризничает, плохо ест, загляните ему в ротик. Возможно, вас ожидает сюрприз.

Сон

На ночной сон в этом возрасте отводится по 10-12 часов, а также остается два дневных по два часа. Очень хорошо, если ребенок засыпает в одно и то же время, особенно это касается дневного отдыха. Насколько возможно, приучайте кроху к самостоятельному засыпанию, без качаний или кормлений. Так ему будет легче уснуть, если он пробуждается в течение ночи.

Детский сон может прерываться из-за боязни малыша потерять маму . Обычно, когда он начинает ночью плакать, то просто переживает, что потерял ее. Скорее всего, кроха успокоится, как только мама подойдет к нему. Иногда ребенок плохо засыпает из-за перевозбуждения, перенасыщенности дневных событий. Если вы установили, что это и есть причина плохого сна, следует ограничить эмоциональную активность в течение дня.

Основные навыки

  1. Кроха без посторонней помощи встает у опоры. Держась за стену, неуверенно ходит, а в ходунках даже бегает, то радостно подпрыгивая, то приседая.
  2. Самостоятельно садится. Правда, выглядит это довольно смешно, словно он падает на попу. Сидя, умеет дотягиваться до лежащего недалеко предмета, игрушки, чтобы потом с интересом заняться ею.
  3. Мелкая моторика рук становится все более совершенной. Теперь кроха умеет брать маленькие детали пальчиками. Наглядно подобные умения можно увидеть, когда карапуз, сидя под обеденным столом, подбирает крошки на полу.
  4. У малыша довольно крепкий захват руки. Если он взял что-то в свои ручонки, придется постараться, чтобы отнять. Карапуз еще сильнее сожмет кулачки и даже оттолкнет вас.
  5. Малыш неплохо ползает. Правда, не все дети одинаково справляются с этим заданием. Кому-то легко ползать в любом направлении, а кто-то двигается только вперед или назад. Одни сразу встают на четвереньки, другие долгое время ползают по-пластунски.
  6. Ребенок вполне может участвовать в повседневных делах. Например, одевая его на улицу, попросите сжать пальчики в кулачок и просунуть в рукав. Пусть после прогулки он сам снимает носки, предварительно развязанную шапку. Во время водных процедур кроха может помыть ручки и личико.

Тут присели, там встаем. Да, я целеустремлен!

Питание

В возрасте 9-ти месяцев питание смешанное. С одной стороны, мама и дальше кормит грудью (или смесью), с другой - активно вводятся новые продукты в качестве прикорма. Режим питания включает обычно 5 кормлений, а интервал между ними увеличивается до 3,5-4 часов.

Если на 8-м месяце малыш еще не познакомился с рыбными блюдами, пора это сделать. Однако из-за высокоаллергенности продукта вводить его следует с осторожностью, маленькой порцией. Предпочтительней белая рыба: минтай, хек, треска.

Понемножку можно переходить на мелкоизмельченную пищу, чтобы развивать жевательные мышцы. Банан или персик позволительно дать в виде небольших кусочков, конечно, под присмотром взрослого.

Могут начаться первые капризы, связанные с переборчивостью в еде. Некоторые блюда кроха решительно отвергает, отворачиваясь от еды и сцепляя рот. События иногда развиваются таким образом, что внезапно он отказывается от любого прикорма и ничего не хочет, кроме грудного молока. Паниковать не стоит. Попробуйте почаще есть всей семьей в его присутствии, демонстрируя всем своим видом, как это вкусно. Обычно подобная хитрость срабатывает, и реакция не заставляет себя долго ждать.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка достаточно большой пассивный набор слов, и теперь он все чаще упражняется в произношении не только слогов, но и отдельных слов: «папа», «мама», «дай», «ну-ну». При этом речь эмоционально окрашена.
  2. Активно просит жестами и «мычанием» вещь, которую хочет взять в руки.
  3. Выполняет несложные просьбы подать что-либо, найти и показать нужную игрушку. Утвердительно или отрицательно кивает головой, когда его спрашивают о чем-нибудь.
  4. Оживляется, слыша свое имя. Он понимает, что обращаются к нему.
  5. Любимое действие в отношении игрушек - бросать и наблюдать за траекторией падения, бить одну о другую, прислушиваясь к получающимся звукам, вкладывать один предмет в другой.
  6. Ребенок сейчас - маленький подражайка взрослых. Он повторяет действия и моделирует поведение, которое «подсмотрел» у мамы или папы. Поэтому дети так любят изображать разговор по телефону, кормить кукол, протирать тряпкой или кухонным полотенцем полы.
  7. Интересуется своими ровесниками. Позволяйте ему поиграть с другими детьми на площадке и понаблюдайте за их общением. Выглядит очень забавно.


Дети - маленькие повторюшки

Меры безопасности

Ваш малыш, почувствовав силу, будет стремиться покорять одну высоту за другой. Самое время подумать о безопасности спального места - детской кроватки. Близится час, когда маленький шалунишка попробует самостоятельно выбраться «из заточения», что чревато падениями с высоты. Совет: опустите бортики кроватки или ее дно, если такая возможность предусмотрена.

Проверьте, нет ли в доме неустойчивых стульев, стоят ли заглушки на розетках. А как с безопасностью на кухне? Советуем готовить на дальних комфорках, а ручки сковородок поворачивать к плите.

Помогаем развиваться

  1. Вместе постройте высокую башню из кубиков. Хотя малыш еще не может сделать этого сам, он с удовольствием будет подавать вам «строительные элементы». Научите кроху собирать пирамидку.
  2. А чем не игрушка туалетная бумага! Ведь ее можно разматывать, рвать на мелкие кусочки, комкать. Надолго отвлечет ребенка и простой отрезок скотча, приклеенный к ладошке.
  3. Самое время познакомиться с красками. Существуют специальные варианты под названием «пальчиковые краски». Они безопасны, нетоксичны и хорошо отстирываются. Некоторые занимаются подобным творчеством прямо в ванной, разрисовывая настенную плитку.
  4. В ванной также малыши любят наливать и переливать воду из одной емкости в другую.
  5. Как идея, можно в коробочку собрать кусочки ткани, разной по фактуре, регулярно пополняя ассортимент новыми экземплярами. Так карапуз развивает тактильные ощущения.
  6. Игры в «Сорока-ворона», «Ладушки» все так же актуальны. Они развивают координацию, чувство такта.
  7. Пойте малышу песенки, танцуйте вальс, кружа его на руках. То, что приносит удовольствие вам, понравится и ему.
  8. На кухне поиграйте с крупами, предложив крохе отыскать в миске с манкой спрятанную игрушку.

Не скупитесь на общение со своим ребенком, играйте с ним, помагая гармонично развиваться. Ставьте цели и достигайте их. Для родителей большое счастье видеть, как растет, а значит, взрослеет их малыш.

Малышу исполнилось 9 месяцев, а это значит, что он станет проявлять все больше самостоятельности, инициативы и будет сам принимать решения в своих играх. Задача родителей в это время — обеспечить независимость младенца и его безопасность.


Физиологические параметры в 9 месяцев

  1. В норме рост будет 71-73 см. Ничего страшного, если малыш не попадает в этот диапазон, это — средний показатель. Но если рост ребенка значительно меньше, то стоит обратиться с этим вопросом к педиатру.
  2. Вес мальчиков в 9 месяцев составит 9,3-9,9 кг, а вес девочек — 8,8-9,8 кг. С прошлого месяца прибавка будет составлять около 500-700 гр.
  3. Окружность головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.
  4. Зубы. Уже начинают появляться верхние крайние резцы.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Понимать слова «нет» и «нельзя».
  2. Улавливать интонации, значения слов и понятий.
  3. Различать объем, вес, цвет, размеры и форму игрушек.
  4. Отзываться, если позвать его по имени.
  5. Запоминать названия разных вещей и смотреть в их сторону, если вы их называете.
  6. Если вы их спрячете, то он с интересом начнет их отыскивать.
  7. Теперь ему больше нравится возиться с игрушками, когда он сидит.
  8. Комплексные движения теперь не проблема для малыша — он с легкостью может собрать маленькие предметы двумя пальчиками (указательным и большим).
  9. Махать ручкой «пока-пока» или давать ее по просьбе.
  10. Если на пути его ползания окажется подушка или другой невысокий предмет, то малыш сможет залезть сверху.
  11. Делает первые попытки стоять самостоятельно, не опираясь на что-либо.
  12. Держась за перила кроватки, может переступать ножками, двигаясь бочком.

Чем хорош манеж?

Если ваш ребенок чрезмерно активен, а у вас много неотложных дел, в самый раз будет приобрести переносной манеж. В нем найдется место для малыша, чтобы ползать, да и вы всегда сможете приглядывать за своим чадом.

Манеж хорош тем, что не нужно покупать многочисленные заглушки на розетки, насадки на острые углы мебели. Тем более что не всегда в наших силах предсказать, где может таиться опасность.

Манеж должен быть легким, если вы хотите его переносить из комнаты в комнату. Кстати, в одном помещении вы сможете ставить его в разные места — так ребенок не заскучает от однообразия.

Прекрасным решением станет манеж, который можно сложить , если в нем нет необходимости.

Но, даже если малыш находится за «заборчиком», все равно нужен пристальный надзор за ним, так как ребенок может научиться передвигать манеж, куда ему заблагорассудится. А это уже может быть чревато негативными последствиями.


Распорядок дня

Сон

Малыш также продолжает спать ночью по 10 часов, дневной сон станет двухразовым — по 1,5-2 часа.Не бойтесь оставлять на ночь открытой форточку — если ребенок по-настоящему замерзнет, то он даст вам об этом знать. Если он крепко спит, значит, все нормально. А свежий воздух способствует лучшему кровообращению и хорошей работе мозга. Таким образом, малыш еще и закалится, и у него сформируется прекрасный иммунитет. Если ребенок раскрывается во время сна, то это может значить, что ему жарко. Но вот он проснулся и заплакал от холода, значит, переверните его спать на живот, тогда ему не так легко будет сбросить с себя одеяльце. До года матрас должен оставаться твердым, а подушку лучше не использовать.

Питание

Питание также остается пятиразовым — в 6:00, 10:00, 14:00, 18:00 и 22:00.

  1. Первое и последние кормления также составляет грудное молоко или молочная смесь по 200 мл.
  2. На второе кормление можно давать каши из различных круп, половинку желтка и фруктовый сок.
  3. В рацион уже входит мясной бульон с сухариком и мясное пюре на обед . Добавьте к этому овощное пюре и сок.
  4. На ужин полезно кормить малыша творогом, кефиром и фруктовым пюре. Так пища не будет очень тяжелой на ночь, и малыш будет хорошо засыпать. Общий объем пищи не должен составлять более литра или 1000 граммов в день.
  5. Последнее кормление в 22:00 не обязательно — если ребенок отказывается кушать, то не стоит проявлять насилия.

Каши не протирайте, просто хорошо их разварите. Это будет полезно для ребенка, так как научит его правильно жевать и проглатывать еду. Тем более что зубов у него стало больше, и с этой задачей он уже легко справится.

Мясные блюда смешивайте с овощными, если ребенок отказывается есть мясо в чистом виде. Консистенция у этого кушанья должна быть также крупитчатой, и она получится такой, если вы пропустите мясо дважды через мясорубку.

Свежий воздух

Не забывайте, как полезно для вашего малыша прогуливаться на свежем воздухе. По длительности такая прогулка может занимать 3-4 часа летом, а зимой — 2-3 часа. Старайтесь выводить свое чадо на улицу как можно чаще — до трех раз в день.

Не забывайте одевать ребенка в соответствии с погодой, и периодически проверяйте температуру его ступней под одеялком.

Купание

С девяти месяцев уже можно купать через день. Продолжительность водной процедуры остается 8-10 минут, а температуру воды можно немного снизить — до 35 С. Во время ополаскивания не забывайте о положительном эффекте закаливания, поливайте малыша водой с температурой 33 С. Не превращайте ванну для ребенка в испытание — купите ему резиновых уточек, наливайте в воду побольше пены для ванны, можно даже дуть в процессе мыльные пузыри. Позвольте ребенку наслаждаться процессом, играться и плескаться. Сделайте все, чтобы купание стало настоящей радостью.

Гимнастика

  1. Гимнастика должна быть ежедневным занятием для малыша. С 9 месяцев включите в нее несколько новых упражнений.
  2. Повороты туловища в положении сидя. Покажите ребенку его игрушку, а затем медленно отводите ее в сторону, так, чтобы ребенок начал скручиваться набок. Делайте это упражнение на каждую сторону по 4 раза.
  3. Берите малыша за руки и ходите с ним по комнате, будет достаточно трех подходов по минуте.
  4. Ребенок сидит в кроватке или манеже, поманите его игрушкой сверху, побуждая его встать, держась за перила. Повторите 3 раза.
  5. Если ваш малыш уже уверенно стоит на своих двоих, то можете попробовать поиграть с ним в мяч. Просто берете мячик в свои руки и подносите малышу с разных сторон так, чтобы он активно двигался и забирал у вас игрушку.


Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением - перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше