Как понять что ребенок нетрадиционной ориентации. Нас не найдут. Нас не изменят. В чужой роли: природное и социальное

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Одна из тех вещей, с которой родителям очень сложно смириться

Для большинства мам и пап это известие становится настоящей жизненной трагедией. Особенно остро реагируют отцы юношей-геев, и если матери еще пытаются проявить понимание, то отцы порой принимают самые отчаянные меры – вплоть до изгнания подростка из дома и полного прекращения общения с ним. Что же именно так пугает родителей?

Во-первых, многие думают, что придется распрощаться с надеждами, что сын или дочь когда-либо создаст счастливую семью и подарит им внуков. Если ребенок в семье один – это означает прекращение рода.

Во-вторых, для многих людей нетрадиционные сексуальные предпочтения ассоциируются с развратом, беспорядочными связями, СПИДом и наркотиками.

В-третьих, родителей волнует вопрос: а что скажут родственники, друзья, соседи? Не секрет, что отношение нашего общества к гомосексуалистам и лесбиянками не отличается толерантностью. В лучшем случае представители сексуальных меньшинств сталкиваются с насмешками и ехидными комментариями за спиной, в худшем – с физической агрессией.

Наконец, нетрадиционная ориентация может стать серьезным препятствием для того, чтобы устроится на «приличную» работу и стать успешным человеком в будущем.

После того, как тайное становится явным, родителям очень тяжело по-прежнему относится к своему ребенку с пониманием и любовью. Они задают себе множество вопросов, на которые не в состоянии ответить:

"За что мне такое наказание? Кто в этом виноват?"

Однополый секс существовал во все времена. Связи с представителями своего пола не всегда являются прихотью, распущенностью или стремлением получить новые ощущения. По мнению ученых, около 4% мужчин и примерно 2% женщин рождаются гомосексуальными. Они не выбирают свою ориентацию и не могут контролировать свои сексуальные предпочтения. Возможно, это одно из ограничений природы, связанных с необходимостью контроля над численностью человеческой популяции.

Это лечится?

В отличие от алкоголизма и наркомании, нетрадиционная сексуальная ориентация не является болезнью. Это, скорее, особенность поведения, свойство характера.

Возможность психологической коррекции зависит от того, является ли гомосексуализм истинным или ложным. Истинный гомосексуализм формируется в процессе внутриутробного развития. Некоторые ученые считают, что участок мозга плода, контролирующий половое поведение, может неправильно развиться в результате гормонального дисбаланса в организме будущей матери. Другие полагают, что существует некий «голубой» ген. В любом случае, единственное, что остается родителям – это принять своего отпрыска таким, какой он есть.

Ложный гомосексуализм формируется в процессе жизни. Он может быть вызван разочарованием в отношениях с представителями противоположного пола, желанием попробовать что-то новое, влиянием среды или банальным любопытством.

Может, само пройдет?

Действительно, нетрадиционные увлечения часто проходят сами собой, независимо от врачебных или педагогических усилий.

Для некоторых подростков однополые романы становятся переходной ступенью к «обычным» отношениям. Например, некоторые девушки в подростковом возрасте практикуют сексуальные игры со своими подружками. Согласно статистике, «врожденных» лесбиянок в 2-3 раза меньше, чем голубых, поэтому у родителей девушек есть больше шансов, что дочь со временем встанет на «путь истинный».

Стоит ли запрещать нетрадиционные отношения?

Многие родители сосредотачивают все усилия на том, чтобы разлучить своего ребенка с объектом его привязанности. Именно на него (объект) часто возлагается вся вина за растление их чада. Родители наедятся, что, прекратив эту связь, сын или дочь вернется к «нормальной» жизни. К тому же, они не верят в то, что настоящая любовь может быть однополой.

Сексологи советуют не препятствовать отношениям – не запрещать «другу» сына приходить домой (лучше, если они будут встречаться в антисанитарных условиях?), не угрожать ему и не проводить работу с его родителями. То же самое касается и «подружек» дочерей. Запретами и интригами Вы можете восстановить своего отпрыска против Вас, искоренить его доверие, отравить его жизнь, довести до нервного срыва. Кстати, согласно статистике, более 30% самоубийств совершается подростками нетрадиционной сексуальной ориентации.

Как принять это?

«Истинная родительская мудрость в этой драматической жизненной ситуации – проявить терпимость и понимание к сыну или дочери, принять их такими, какими они себя видят, и поддержать их в этот самый трудный и драматический момент их жизни. От родительской помощи больше, чем от чего бы то ни было другого, зависит находящееся под ударом юношеское самоуважение, с которым, в свою очередь, связаны все остальные психологические свойства личности», – советует И.С. Кон в книге «Лунный свет на заре».

Не забывайте о положительных качествах своего сына или дочери – нетрадиционная сексуальная ориентация не перечеркивает их. Не ставит она крест и на будущем – заручившись Вашей поддержкой, отпрыск вполне сможет добиться успехов в жизни – закончить ВУЗ, сделать карьеру, быть счастливым в его понимании этого слова. Существует немало областей, где «голубые» и лесбиянки зарекомендовали себя лучше, чем «натуралы». Можно привести множество примеров ученых, писателей, композиторов, актеров нетрадиционной ориентации, которым общество благодарно за их открытия, достижения и творения.

Зачем он мне это сказал?

По статистике, около 70% родителей нетрадиционно ориентированных подростков пребывают в счастливом неведении относительно сексуальных предпочтений своих отпрысков.

Детям, вынужденным скрывать от родителей свою личную жизнь, приходится нелегко. Они находятся в постоянном психологическом напряжении, соблюдая конспирацию, придумывая «отмазки» и пряча улики.

Признаться родителям в самом сокровенном – это смелый поступок, на который способен не каждый. Кому-то спокойнее, что «предки» ни о чем не подозревают; кому-то невыносимо от того, что самым близким людям приходится врать.

Советы для детей

«Стоит ли вообще сообщать родителям о своей сексуальной ориентации?» – наверное, каждый решает этот вопрос для себя сам. Если Вы все же решитесь «поговорить об этом» – психологи советуют постепенно подготовить родителей во избежание сердечных приступов и неадекватных реакций.

Например, автор книги «1001 вопрос про это» В. Шахиджанян дает следующие советы: «К этому нужно родителей готовить: сначала завести общий разговор, потом два-три раза заострить их внимание на телепередачах на «голубую» тему, после этого дать как бы случайно почитать две-три книжки Игоря Кона, Жана Жене, Ж.М.Карре – «Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо», Сирила Коллара – «Дикие ночи» (мировой бестселлер), роман Джеймса Болдуина «Комната Джованни», рассказ о великом танцоре Серже Лифаре (продолжить список легко, солидные издательства сейчас и в нашей стране начали выпускать подобную литературу), а потом показать вам фильм «Очки в золотой оправе», который несколько раз шел по телевидению и есть на кассетах».

Девушкам с нетрадиционной сексуальной ориентацией можно порекомендовать прочитать книгу «Жизнь в розовом цвете», в которой даются подробные инструкции, как лучше открыться родителям и близким.

И все же, даже после предварительной подготовки, не стоит надеяться на то, что родители легко и спокойно воспримут Ваше признание. Но время лечит, помогает переосмысливать ценности, учит понимать и прощать близких людей, принимать их такими, какие они есть.

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Причем это касается не только выбора будущей профессии и жизненных целей, но и осознания своей сексуальной ориентации.

Мы с подругой давно не виделись и, наконец-то, встретились в кафе. Поговорили о том о сем, а потом перешли на детей. Ее дочь и мой сын - ровесники, обоим по 15 лет. Я стала рассказывать про подружку сына, с которой мой парень уже целый год встречается. Слушая меня, подруга на глазах мрачнела.

Наконец, рассказала мне под большим секретом, как однажды, придя с работы раньше обычного, она застала свою дочь в постели с одноклассницей. Обе были без одежды и лежали, обнявшись. Ошарашенная мать устроила скандал.

Дочь молчала, как партизан, а после этой истории с матерью перестала разговаривать вовсе. Подруга всплакнула: «За что мне это? Вырастила лесбиянку!». Потом стала сетовать, что жизнь кончена и у нее никогда не будет внуков. Я успокаивала, как могла: «Да брось ты, все это возрастное. Наиграется твоя девчонка и будет, как все».

Эге, гей!

Долгое время ученые спорили по поводу гомосексуализма, решая, что это: норма или аномалия. Например, З. Фрейд считал тягу к своему полу неврозом. А в СССР этот «грех» и вовсе приравнивался к преступлению. Однако с 1974 года мировая медицинская общественность признала гомосексуальность естественным явлением. А с 1999 года и в России ее перестали считать болезнью. Сейчас в некоторых странах официально разрешены однополые браки, а отношение к гомосексуализму стало более лояльным. Но легко быть толерантным, если дело касается кого-то другого, а не твоего собственного ребенка.

По мнению психологов и сексологов, абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития, при этом в партнеры они могут выбирать как мальчиков, так и девочек. Сверстники своего пола обычно более доступны, они легче идут на контакты. Поэтому, увидев двух девушек, слившихся в страстном поцелуе, не стоит делать поспешных выводов: скорее всего, подружки просто тренируются в умении целоваться или просто подражают известным персонам шоу-бизнеса.

По статистике, в Америке каждая 12‑я женщина имела гомосексуальный опыт. Однако лесбиянками большинство из них не стали. В России подобной статистики нет, но вряд ли она принципиально отличается от американской.

Среди юношей-подростков тоже могут происходить гомосексуальные контакты. Это явление носит название временного, или транзиторного (переходного) гомосексуализма. Особенно сильно оно проявляется в закрытых учебных заведениях, вроде военных училищ. Но чаще подростки не заходят так далеко, а ограничиваются лишь эротическими фантазиями, которые могут быть окрашены и в «голубые» тона.

И если в мыслях подросток представляет себе близость с человеком своего пола, это еще не значит, что он гей. У большинства молодых людей со временем природа возьмет свое, и они выберут себе в партнеры людей противоположного пола.

В отличие от транзиторного, при истинном гомосексуализме полностью отсутствует эротическое влечение к лицам другого пола. Истинных гомосексуалистов среди подростков, переживавших платоническую (или не совсем невинную) влюбленность в человека своего пола - единицы (всего 2% среди женщин и 4% - среди мужчин).

Нас не найдут. Нас не изменят

Среди специалистов долгое время не было единодушия в определении причин, приводящих человека к выбору нетрадиционной сексуальной ориентации. Одни исследователи считают определяющим фактор генетический (итальянские ученые высказали предположение, что «ген гомосексуализма» может передаваться по материнской линии). Другие «винят» биологию (например, гормональный сбой в период внутриутробного развития). Третьи называют эндокринные причины (избыточную или недостаточную выработку половых гормонов). Многие основным фактором считают влияние среды, в которой развивается ребенок.

Немалую роль отводят и воспитанию. Бытовала теория, что гомосексуалисты чаще появляются в неблагополучных или неполных семьях. Также считалось, что развитие у юношей «голубых» наклонностей связано с воспитанием в семьях с чрезмерно ласковой и опекающей матерью и безразличным отцом или, наоборот, с авторитарной матерью и отцом-тряпкой.

Но впоследствии оказалось, что гомосексуалисты одинаково часто рождаются как в благополучных, так и в неблагополучных семьях. И темпераменты, и характеры родителей, и даже их отношение к детям в этом плане тоже большой роли не играют. Как и особенности личности самих детей, такие как недостаточная мужественность мальчиков и недостаточная женственность девочек. Девчонки-сорвиголовы, вырастая, не реже, чем «хорошие девочки», заводят мужей и детей. А из слабохарактерных и изнеженных маменькиных сынков впоследствии чаще получаются подкаблучники или, наоборот, домашние тираны, а вовсе не геи.

Другое дело, если родители сознательно пытаются вырастить из девочки подобие мальчишки и наоборот. Так, увы, бывает, когда рождается ребенок не того пола, который «заказывали». Тогда мама, так и не дождавшаяся дочки, начинает наряжать сына в платья и банты, а папа, мечтавший о наследнике, не позволяет дочке играть в куклы и носить юбки, а покупает ей только мальчиковую одежду и учит разбираться в технике.

По-видимому, более значимым для формирования гомосексуальной ориентации является факт совращения ребенка в детском возрасте человеком его пола. Но говорить об одной какой-то ведущей причине гомосексуальности специалисты не берутся. По мнению Американской академии педиатрии, сексуальная ориентация определяется не каким-либо единственным фактором, а непостижимой комбинацией генетических, гормональных и средовых влияний. При этом она, как правило, устанавливается в раннем детстве, а вовсе не в подростковый период. Однако осознание своей «инаковости» приходит позже. По данным наблюдений, юноши осознают себя геями в 14-16 лет, а девушки - в 18 лет.

Ситуация help. Ситуация SOS

Для самого гомосексуалиста факт осознания своей нетрадиционной ориентации редко переживается как трагедия. Проблема возникает, когда об этом узнают окружающие. Подростки часто сталкиваются с оскорблениями и насилием. У них появляются мысли о самоубийстве. Нередки злоупотребления наркотиками. Исследования показывают, что только родительская поддержка помогает избежать этих опасных последствий.

Мамы и папы на это неожиданное известие могут реагировать по-разному. Одни устраивают скандалы и применяют наказания (в том числе физические), чтобы выбить из ребенка «дурь». Другие уговаривают лечиться, воспринимая гомосексуализм как болезнь.

Третьи игнорируют опасную тему, надеясь, что проблема исчезнет сама собой со временем. А некоторые даже отказываются от своих детей, выгоняют их из дома.

Все эти меры жестоки и бессмысленны. «Вылечиться» от гомосексуализма невозможно. Раньше предлагались такие методы лечения, как кастрация, электрошок, гормонотерапия, аверсивная терапия (с вызыванием тошноты, рвоты при показе «голубых» и «розовых» картинок)…

Были даже попытки хирургических вмешательств - разрушались области головного мозга в месте предполагаемых сексуальных центров.

Сегодня используется репаративная психотерапия, которая заключается в осознании «больным» своего истинного пола, но и этот метод редко приносит положительный эффект, зато впоследствии приводит к серьезным проблемам с психикой.

Поэтому, если уж так вышло, что ребенок выбрал для себя нетрадиционную ориентацию, лучше всего принять это как данность. Конечно, смириться с тем, что твой ребенок - не такой, как все, трудно. Но это лучше, чем потерять его вовсе.

Краткое содержание: Воспитание детей. Предотвращение гомосексуальности. Руководство для родителей. Часть 1. Гендерное воспитание дошкольников. Гомосексуализм. Переодевание в женскую одежду. Воспитание сына. Роль отца в воспитании.

Гендерный конфликт

Примечание: гендер - психологический или социальный пол, в отличие от биологического пола. Гендер отражает представления человека о себе и связан с внешними проявлениями (полоролевым поведением - например, манерой одеваться, ходить, говорить).

В основе гомосексуальности лежит гендерный конфликт . У мальчика мы обычно обнаруживаем гендерную травму, восходящую к детству. Он начинает считать, что отличается от других детей.

Гендерная уязвимость обычно существует в форме невысказанного, потаенного страха, о котором родители и близкие мальчика могут только смутно подозревать. Такой страх сопровождает мальчика, сколько тот себя помнит. И эта инаковость порождает чувство неполноценности и изолирует его от других мужчин.

Большинство мужчин-геев вспоминали, что в детстве были физически не развиты, пассивны, одиноки (если не считать подруг), неагрессивны, равнодушны к силовым играм, сторонились других ребят, которые казались им угрожающими и притягательными. Многим из них были присущи черты, которые можно назвать одаренностью: они были смышлеными, не по годам развитыми, коммуникабельными и дружелюбными, артистичными.

Но такие мужчины с детства отличались сверхчувствительностью и мягкостью и просто не были уверены, что мужественность - часть того, "кто они есть". Некоторые авторы метко называют это состояние "гендерной пустотой". Гендерная пустота - результат комбинации врожденного темперамента и социального влияния, которое не отвечает специфическим потребностям такого ребенка. Эти мальчики, находящиеся в группе риска из-за своего темперамента, нуждаются в особом признании со стороны родителей и сверстников, для того чтобы у них сформировалась прочная мужская идентичность. Однако не получают его.

Из-за особенностей темперамента и семейного окружения позже подобный мальчик уклоняется от необходимости идентифицировать себя с отцом и мужественностью, которую тот олицетворяет. Таким образом, вместо того чтобы инкорпорировать чувство собственной мужественности, предгомосексуальный мальчик делает прямо противоположное - отвергает свою пробуждающуюся мужественность и занимает оборонительную позицию по отношению к ней. Однако позднее он будет влюбляться в то, чего ему недостает, будет искать это в других.

Определенные симптомы предгомосексуальности легко распознать, обычно эти признаки проявляются в жизни ребенка достаточно рано. Клиницистам рекомендуют учитывать следующие пять признаков при определении того, страдает ли ребенок этим нарушением:

1. Устойчивое желание принадлежать к другому полу или настойчивые утверждения, что он или она к нему принадлежит.

2. У мальчиков - склонность к переодеванию или имитации женских нарядов. У девочек - настойчивость в ношении только типично мужественной одежды.

3. Явное предпочтение кросс-половых ролей в ролевых играх или настойчивое представление себя в другом поле.

4. Интенсивное желание участвовать в играх и занятиях, свойственных противоположному полу.

5. Ярко выраженное предпочтение занятий, характерных для другого пола.

Формирование большинства признаков кросс-гендерного поведения происходит в дошкольном возрасте, между двумя и четырьмя годами. Переодевание, как показывают исследования доктора Ричарда Грина, являются одним из первых признаков.

Конечно, у большинства детей, переживающих гендерный конфликт, симптомы раннего гомосексуального развития могут быть менее заметными - нежелание играть с другими мальчиками, боязнь грубых и подвижных игр, застенчивость при переодевании в присутствии других мужчин (но не в присутствии женщин), дискомфорт при общении с отцом и недостаток привязанности к нему и, возможно, повышенная привязанность к матери.

Матери производят мальчиков, а отцы - мужчин

В младенчестве как мальчики, так и девочки эмоционально связаны с матерью. На языке психодинамической терапии мать - это первый объект любви. Она удовлетворяет все первостепенные потребности своих детей. Девочки продолжают развитие своей женской идентичности через взаимоотношения с матерью. Но перед мальчиками стоит дополнительная задача развития - перестать отождествлять себя с матерью и переориентироваться на отождествление с отцом.

В процессе обучения речи ("он" и "она", "ее" и "его") ребенок открывает для себя, что мир разделен на две естественные противоположности: мальчиков и девочек, мужчин и женщин. С этого момента маленький мальчик не только начинает замечать отличия, но и должен решить, каково его место в гендерно-полярном мире. Задача девочки легче, она изначально соединена с матерью, то есть ей не надо решать дополнительную задачу отделения от самого близкого человека на свете - от матери, - чтобы идентифицировать себя с отцом. У мальчиков все иначе: они должны отделиться от матери и культивировать отличия от своего первичного объекта любви, для того чтобы стать гетеросексуальным мужчиной.

По мнению психоаналитика Роберта Столлера, первый закон того, как быть мужчиной, состоит в том, чтобы не быть женщиной.

Однако свою функцию должен выполнять и отец мальчика. От него требуется отражать и поддерживать мужественность сына. Он может играть с сыном в контактные игры - игры, которые коренным образом отличаются от тех, в которые он играл бы с дочерью. Он может помочь сыну научиться бросать и ловить мяч. Может показать ему, как заколотить дыру в изгороди или брать сына с собой в душ, где мальчик без труда заметит, что у его папы такое же мужское тело, как и у него.

В результате сын лучше усвоит, что значит быть мужчиной. Он примет свое тело как выражение собственной мужественности. "Так устроены мальчики и мужчины, - будет рассуждать он. - И так устроен я. Я мальчик, значит, у меня есть пенис". Психологи называют этот процесс "инкорпорацией маскулинности" или "маскулинной интроекцией", и это существенная часть формирования гетеросексуальности.

Пенис - неотъемлемый символ мужественности, основное отличие мужчины от женщины. Это бесспорное анатомическое различие должно подчеркиваться в ходе терапии мальчиков. Как отметил Ричард Грин, женственный мальчик (которого он резко именует "девчонкой") воспринимает свой пенис как чуждый, таинственный объект. Если ему не удается "освоить" свой собственный пенис, став взрослым, он будет находить притягательными пенисы других мужчин.

У мальчика, который бессознательно принимает решение отстраниться от собственного мужского тела, может развиться гомосексуальная ориентация. Иногда его поведение будет подчеркнуто женственным, но чаще всего (как происходит с большинством предгомосексуальных мальчиков) - так называемым гендерно-неконформным. Это означает, что он будет в чем-то отличаться от других, у него не будет близких приятелей одного с ним пола на той стадии развития, когда остальные мальчики разрывают дружеские связи с девочками (6-11 лет), для того чтобы утвердиться в своей мужской идентичности. У такого мальчика обычно складываются прохладные или отчужденные отношения с отцом.

По самым разным причинам некоторые матери склонны продлевать зависимость своих сыновей. Материнская близость с сыном - это первая связь, она может легко перерасти в то, что психиатр Роберт Столлер называет "блаженный симбиоз". Мать может стремиться удержать сына в этих отношениях, становящихся нездоровой взаимной созависимостью, особенно если у нее отсутствуют полноценные близкие отношения с отцом мальчика. В подобных случаях она может обращать слишком много энергии на мальчика, используя его для восполнения своей потребности в любви и общении таким способом, который не сулит ему ничего хорошего.

Значимый, выдающийся (т.е. сильный и благосклонный) отец разрушает этот материнско-сыновний "блаженный симбиоз", который он инстинктивно воспринимает как нечто нездоровое. Если отец хочет, чтобы его сын вырос гетеросексуалом, он должен разрушить тесную связь матери и сына, которая приемлема в младенчестве, но позднее уже не в интересах мальчика. Таким образом, отец должен стать примером для подражания, показывая сыну, что возможно сохранить любящие отношения с женщиной, его мамой, и одновременно сохранить независимость. В этом смысле отец должен быть здоровым буфером между матерью и сыном.

Иногда мама может препятствовать отцовско-сыновней связи, удерживая мужа вдали от мальчика ("На улице слишком холодно для него", "Это может ему повредить", "Сегодня он будет помогать мне"), чтобы удовлетворить собственную потребность в мужском присутствии. Сын - это "безопасный мужчина", с которым она может позволить себе тесные эмоциональные отношения, не опасаясь тех конфликтов, которые могли бы возникнуть в отношениях с мужем. Она может слишком быстро бросаться на помощь сыну, защищая его от отца. Когда отец наказывает или игнорирует сына, она может прижимать к себе и утешать мальчика. Ее чрезмерное сочувствие лишает мальчика стимула предпринять столь важное отделение от матери.

Кроме того, преувеличенное материнское сочувствие благоприятствует развитию жалости к себе, которая часто свойственна как предгомосексуальным мальчикам, так и взрослым гомо-сексуалам. Избыточное материнское сострадание может воодушевить мальчика оставаться в изоляции от сверстников своего пола, если он обижен их насмешками или они его гонят.

Я обнаружил, что существует хороший тест на наличие душевной близости между отцом и сыном: к кому бежит мальчик, когда он счастлив, гордится чем-то, ищет ободрения или хочет поиграть? Если всегда к маме, то в отцовско-сыновних отношениях налицо проблема.

Мамы мальчиков с гендерными нарушениями могут проявлять гиперопеку, иногда на площадках для игр они даже вмешиваются в нормальную возню, активность и соперничество, столь распространенные среди маленьких мальчиков. В глазах других мальчиков сыновья таких опекающих мамаш становятся "маменькиными сыночками", а мальчишки склонны особенно притеснять таких.

"Сынок, пойдем отсюда, - говорит такая мама, - незачем водиться с такими грубиянами. Ты лучше, чем они". Действительно, многие взрослые гомосексуальные пациенты сообщали мне о самых благих намерениях утешить их именно таким образом.

Многие из нас, работающие со взрослыми гомосексуалами, обнаружили, что в юности эти мужчины не любили грубую возню с другими мальчиками и чаще всего избегали их компании. Они предпочитали компанию маленьких девочек, которые были мягче и общительнее, так же, как и они сами. Но позже, в среднем подростковом возрасте, эти гендерно не определившиеся мальчики внезапно меняют объект внимания: к тому времени в их глазах другие мальчики становятся гораздо более важными - и даже притягательными и таинственными, - чем девочки, которые вызывают безразличие.

С их гетеросексуальными одноклассниками происходит прямо противоположный процесс: утверждаясь в своей мужской половой идентичности, нормально развивающиеся мальчики презрительно отвергают компанию маленьких девочек. Примерно с 6 до 11 лет дети, особенно мальчики, закрывают свои ряды для лиц противоположного пола. "Ненавижу девчонок, - говорят мальчики, - они глупые. В нашей компании они не нужны". "Мальчишки такие отвратительные", - утверждают девочки. Такие дети на время становятся очень ригидными и стереотипными в своей половой роли. Мысль о том, чтобы девочка присоединилась к мальчишеской скаутской группе, кажется оскорбительной. Мальчишеский девиз гласит: "Вход девчонкам воспрещен". Это не сексизм, а часть здорового и нормального процесса половой идентификации. Просто здоровые мальчики и девочки утверждают свою половую идентичность, и для того чтобы это сделать, им необходимо окружить себя близкими друзьями одного с ними пола. Таким образом они прочно устанавливают свое вновь приобретенное чувство "мальчиковости" или "девочковости". Это важное предварительное условие последующего контакта с противоположным полом в подростковом возрасте.

В течение этого значимого периода развития противоположный пол становится загадочным, что закладывает основание для будущего эротического и романтического влечения к нему. (Нас романтически притягивает тот, кто "не похож на меня".) Поэтому период подчеркнутого ассоциирования со своим полом - необходимая фаза в процессе углубления и прояснения нашей нормальной половой идентичности.

Как говорит Ричард Уайлер, изоляция от своего пола - это корень гомосексуальности.

Затем, к подростковому возрасту, картина меняется. Нормально развивающийся мальчик начинает интересоваться девочками. Теперь они уже не столь безразличны - внезапно они оказываются значительно более интересными, непонятными и даже романтически загадочными.