Развитие малыша с рождения. Развитие ребенка по месяцам. месяцев: подражаем папе и маме

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.

    Основные этапы развития

    Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

    • Начинают работать легкие , а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
    • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
    • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком . У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
    • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.

    • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
    • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
    • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие , вызванное слабостью глазных мышц . Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
    • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
    • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

    Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

    На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

    Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

    К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

    Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.

    Календарь развития по неделям в таблице

    Возраст

    Умения

    1 неделя (7 дней)

    Удерживание головки несколько секунд.

    Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см.

    Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек.

    Непроизвольная улыбка.

    Узнавание запаха грудного молока.

    Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз.

    Оживление при приближении родителей.

    2 недели (14 дней)

    Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы.

    Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см.

    3 недели (21 день)

    Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха.

    Узнавание мамы и папы.

    Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см.

    Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках.

    Захватывание ручками пальцев и волос родителей.

    4 недели (28 дней)

    Активные движения ногами и руками.

    Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м.

    Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным).

    Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд.

    Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время.

    Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого.

    Крепкое удерживание пальцев взрослого.

    Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд.

    Агукание.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Первая неделя

    В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.

    Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.

    Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.

    Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:

    • Мышечный тонус на первой неделе повышен.
    • Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
    • На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
    • К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
    • Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
    • Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
    • Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).

    О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео.

    Вторая неделя

    Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.

    Отмечаются и такие нюансы:

    • Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
    • Терморегуляция пока еще не наладилась.
    • Ладошки и стопы покрыты сухой кожей .
    • Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
    • Кожа многих деток начинает шелушиться.
    • Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
    • Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.

    Третья неделя

    Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.

    Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.

    Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.

    Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:

    • Обоняние крохи становится острее.
    • Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
    • Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
    • Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
    • Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.

    Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.

    Четвертая неделя

    Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.

    Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».

    Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.

    Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

    Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.

    Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

    Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.

    1 месяц

    В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:

    • Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
    • Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
    • Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
    • Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
    • Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
    • Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
    • Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
    • Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.

    Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .

    2 месяца

    • Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
    • Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
    • Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
    • Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
    • Учится поворачиваться с бочка на спинку.

    Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .

    3 месяца

    • Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
    • В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
    • Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
    • Успокаивается под мелодичное пение мамы.
    • Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
    • Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
    • К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
    • К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.

    Игры для развития малыша в 3 месяца .

    Недавно стали мамой малыша?

    4 месяца

    • Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
    • Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
    • К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
    • Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
    • Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
    • Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
    • Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
    • Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
    • Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.

    Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .

    5 месяцев

    • Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
    • Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
    • Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
    • Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
    • Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
    • Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
    • Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
    • Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
    • Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.

    Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .

    6 месяцев

    • Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
    • Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
    • Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
    • Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
    • С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
    • Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
    • Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
    • Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
    • На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.

    Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .

    7 месяцев

    • Ребенок уже может сидеть без опоры.
    • Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
    • По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
    • На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
    • Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
    • Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
    • Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.

    Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .

    8 месяцев

    • Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
    • Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
    • Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
    • Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
    • Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
    • Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.

    Развивающие игры для восьмимесячного малыша .

    9 месяцев

    • Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
    • Учится играть в мячик, катит его обратно.
    • Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
    • Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
    • Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
    • Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
    • Учится ходить, держась за опору.
    • Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
    • Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
    • Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
    • В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.

    Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .

    10 месяцев

    • Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
    • Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
    • Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
    • Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
    • Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
    • При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
    • Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.

    Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .

    11 месяцев

    • Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
    • Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
    • Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
    • С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
    • Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
    • Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
    • Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
    • Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
    • Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
    • Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.

    Развивающие игры в 11 месяцев читайте .

    12 месяцев

    • Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
    • Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
    • Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
    • Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
    • Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
    • Любит : подползать под них, залезать на диван.
    • Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
    • При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
    • Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
    • Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
    • Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.

    Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .

    Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.

    Как только наш малыш родился, неугомонные врачи, немедленно начинают обследование маленького человечка. Замеряют, взвешивают, рассматривают со всех сторон, загоняя наших детишек в рамки, которые прописаны в нормах развития.

    Развитие наших детей обусловлено наследственностью, правильностью и составом питания, ну и нашей с вами окружающей средой. Наследственность отражается обычно на росте наших детей.

    Но, пожалуй, самое важное это правильное и качественное питание наших малышей. От правильного питания зависит полноценное развитие ребенка - вес, и нормальный рост. Под нормальным и качественным питанием я подразумеваю обязанность мамы кормить грудью первый год жизни наших малышей, с постепенным добавлением прикорма.

    Придерживаясь норм приведенных ниже в таблицах, вы сможете четко контролировать процесс развития наших малышей до года, избегая перекармливания, которое в свою очередь ведет к нежелательным результатам. Чтоб оценить развитие ребенка обычно измеряют рост и вес ребенка.

    Но еще не маловажно отслеживать и окружность головки деток. Так как развитие мальчиков и девочек протекает по-разному, они выделены в отдельные колонки. Ниже приведена таблица роста и веса детей, а также таблица нормы окружности головки ребенка.

    Желаю всем нам, чтоб наши детки росли, всесторонне развивались и никогда не болели. Надеюсь, что информация будет вам полезной.

    Нормы физического развития ребенка до года

    Таблица 1 – Нормы веса для детей до года

    Возраст ребенка по месяцам

    Вес ребенка в килограммах

    Допустимые отклонения

    +/- в килограммах

    мальчики

    девочки

    мальчики

    девочки

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Таблица 2 – Рост детей до года

    Возраст ребенка по месяцам

    Рост ребенка в сантиметрах

    Допустимые отклонения

    +/- в сантиметрах

    мальчики

    девочки

    мальчики

    девочки

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Таблица 3 – Окружность головки детей до года

    Возраст ребенка по месяцам

    Окружность головки ребенка в сантиметрах

    Допустимые отклонения

    +/- в сантиметрах

    мальчики

    девочки

    мальчики

    девочки

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Развитие детей раннего возраста

    Все родители мечтают, чтобы их ребёнок рос здоровым, счастливым, а также всесторонне развитым. И начинают прилагать массу усилий по этому самому всестороннему развитию, записывая малыша чуть ли не с пелёнок во всевозможные кружки, секции, школы развития, загружая огромным количеством информации неокрепшее сознание.

    Боясь что-то упустить, они пытаются объять необъятное, не учитывая возраст ребёнка и лишая тем самым малютку нормального детства. Так что же нужно знать молодым родителям о развитии детей раннего возраста, чтобы не допустить подобных ошибок?

    Прежде всего, малыш должен расти в семье, где его любят.

    • Родители должны быть заинтересованы жизнью ребенка, его потребностями и интересами.

    Они должны сделать малыша счастливым! Развитие детей раннего возраста основано на взаимопонимании мамы и малыша, и огромную роль здесь играет грудное вскармливание, которое позволяет наладить тесный контакт матери и ребёнка с рождения.

    • Окружающая обстановка также играет немаловажную роль в развитии.

    Сделайте комнату ребёнка светлой, веселой и интересной! Обязательно развесьте по стенам рисунки, обучающие картинки, наполните комнату различными игрушками для развития тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

    • Развитие детей раннего возраста немыслимо без физической активности – отведите в комнате уголок, где малыш сможет попрыгать и порезвиться.

    это поможет карапузу изучить себя, вырасти сильным, крепким и уверенным в себе. Развитие детей раннего возраста невозможно без игр. Они должны соответствовать возрасту ребёнка, его потребностям на данном этапе развития.

    Не думайте, что ребёнок будет развиваться сам по себе – родители должны принимать активное участие в играх с малышом, быть искренне заинтересованы в процессе игры!

    Маленький человечек очень хорошо чувствует фальшь: если мама не хочет играть, зачем это мне? (подробнее об играх читайте здесь)

    • Общение чрезвычайно важно для развития детей раннего возраста.

    Старайтесь побольше говорить с крохой, называйте все окружающие предметы, описывайте явления, указывайте характеристики. Но не давайте малышу лишних знаний, которые просто лягут «мёртвым грузом» на дне его памяти. Информация должна быть важной для жизни ребёнка «здесь и сейчас».

    Например, увидев на улице собаку, скажите малышу, что это хорошая, красивая собачка, какой у неё хвостик, какие ушки, как она лает «гав-гав», бегает по дорожкам, но не сообщайте ему о том, что это плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых!

    Выбирая методику развития, не стремитесь объять необъятное. Лучше подобрать одну методику или сочетание двух-трех близких методов раннего развития – так вы будете последовательнее в своих действиях.

    Не нужно приобретать несчётное количество пособий и развивающих материалов, потому что от многообразия методов малыш только запутается. Лучше сделать акцент на разнообразие форм и средств обучения и развития: игры, плакаты, карточки, пособия, видео, музыку.

    Проделывайте задания вместе с ребёнком, после чего просите его повторить то же самое. Идите от простого к сложному, а затем – к очень сложному. Но если малыш не справляется, то подождите, не торопите события, так как маленькому человечку нужно время, чтобы обдумать порядок действий.

    В случае полной неудачи не расстраивайтесь и тем более не ругайте кроху, а просто отложите игру или занятие на некоторое время, ведь вы не участвуете в соревнованиях «кто быстрее».

    И не ругайте себя, если вы с малышом не проделали какое-то упражнение, потому что лучше делать по чуть-чуть, чем совсем ничего. Помимо этого, карапузу просто может понравиться какое-то упражнение, и он захочет делать его снова и снова.

    Ничего страшного! Это даже к лучшему, ведь так кроха закрепит материал или навык и проявит себя. Не заставляйте малыша делать задания, если он не хочет или плохо себя чувствует, так как это принесёт только вред.

    Не зацикливайтесь только на одной стороне развития детей раннего возраста, будь то эстетическое, физическое, речевое или какое-то другое – ведь лучше показать ребёнку многообразие этого мира, чем вести в одном направлении.

    Не нужно заниматься с малышом круглосуточно, оставляйте время для отдыха, чтобы ребёнок мог усвоить новые знания и закрепить навыки.

    Поощряйте его инициативу, радуйтесь самым незначительным достижениям, хвалите кроху, дайте свободу творчеству – это принесёт ощутимые плоды в развитии вашего малыша!

    Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

    Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

    Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
    1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
    2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
    3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
    4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
    5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
    6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
    7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
    8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
    9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
    10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
    11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
    12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

    Видео: Ваш новорождённый - Школа доктора Комаровского

    За первый год жизни родители вместе с крохой проходят сложный путь. За 365 дней новорожденный превращается в маленького человечка, который проявляет эмоции, овладевает новыми навыками с молниеносной скоростью и начинает разговаривать. Развитие ребенка по месяцам до 1 года происходит поэтапно. С каждым новым днем грудничок получает новые навыки и радует родителей новыми достижениями.

    Доказано, что каждый ребенок индивидуален, поэтому приведенные в календаре навыки малыш может освоить раньше или чуть позже. Наиболее важными критериями развития являются:

    • увеличение веса (от 350 до 1 килограмма в месяц);
    • рост, окружность грудной клетки, головы;
    • прорезывание зубов;
    • статические и двигательные функции.

    Врачи стремятся вывести нормы для каждого критерия физического развития, но у них это не выходит. Ребенок развивается нормально, если его вес вдвое увеличился к 6 месяцам, а к году стал больше втрое. Увеличение роста также происходит ускоренными темпами по 3 сантиметра за 30 дней. К годовалому возрасту кроха становится выше на 25-30 сантиметров.

    По физическим показателям (вес, рост, объемы) девочки обычно отстают от мальчиков.

    Не менее важными критериями развития, являются окружности головы, грудной клетки. К году грудь должна быть по замерам больше, чем голова. Зубы у каждого грудничка прорезываются по своему графику, к 12 месяцам их должно быть 6-10.

    Педиатры чаще всего обращают внимание только на физические показатели развития ребенка, а неврологи задают вопросы о психоэмоциональных. Родителям стоит обращать внимание:

    • проявление эмоций;
    • развитие речи;
    • переход от рефлекторного хватания предметов к осознанным играм с ними;
    • понимание слов и интонации взрослых.

    Остановится подробно стоит на речевом развитии. Новорожденный реагирует на неудобства криком, а позже начинает проявлять и положительные эмоции улыбкой. Первую улыбку родители могут увидеть во время сна ребенка, к 3 месяцам она появляется, когда он бодр. По мере роста грудничок начинает произносить первые звуки, слоги, слова. Считается нормой, если к году будет насчитываться порядка 10 устойчивых, но простых слов.

    Для того, чтобы развитие крохи соответствовало возрасту, с ним можно начинать заниматься с самого раннего возраста. Для соблюдения темпов физического развития, педиатры советуют следовать рекомендациям по питанию, делать легкий массаж и гимнастику. Неврологи советуют с шестимесячного возраста играть с малюткой, читать ему, проводить развивающие занятия.

    Первый месяц жизни

    Период с рождения малыша до 1 месяца является адаптационным. У новорожденного продолжают развиваться его органы, значительно прибавляется вес. Большую часть дня он спит, просыпаясь только для кормления, при физических неудобствах. Плач появляется при раздражителях:

    • переполненном подгузнике;
    • боли;
    • голоде;
    • холоде или жаре.

    Во время осмотра педиатры и неврологи проверяют наличие рефлексов у грудничка. На первом месяце жизни должны присутствовать рефлексы: ходьбы, сосания, плаванья, поиска, хватания. Со временем часть этих рефлексов замещается моторными навыками.

    Для первых недель жизни наиболее важно наладить питание новорожденного. Он должен прибавить не менее 600 грамм. Для этого используется грудное или искусственное вскармливание. Не рекомендуется прикладывать кроху к груди или давать ему смесь по часам. Идеальный режим – давать ему питаться по требованию. У новорожденных до месяца чувство голода может возникать каждые 1-3 часа, такой промежуток сохраняется ночью.

    Среди навыков у малютки можно заметить попытки удерживать головку из положения на животе, задержку взгляда на неподвижных ярких предметах и реакцию на громкие звуки. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается к вашей речи, пытается издавать гласные. По этой причине мама рекомендуется петь колыбельные, проговаривать свои действия во время ежедневных процедур, обращаться к младенцу. Над кроваткой подвесьте яркие игрушки, чтобы он мог тренировать взгляд.

    Наиболее важно в период от рождения до месяца жизни установить между мамой и малышом тесный контакт. Для этого часто прикладывайте малютку к груди, не отстраняйтесь от ухода за ним.

    К концу первого месяца жизни важно приучить ребенка к режиму дня. Он не должен быть жестким, вгоняющим младенца в рамки. Нужно лишь соблюдать режим тишины ночью, использовать только приглушенный свет. Просыпаясь малыш должен понимать, что сейчас время ночного отдыха, не лучшее для длительного бодрствования. Если вы не будете ночами сидеть за компьютером или смотреть телевизор, то малютка быстро уснет.

    Второй месяц

    На втором месяце можно заметить, что ребенок стал более бодрым. Он оживленно реагирует на появление матери: начинает дергать ручками, ножками. Младенец начинает внимательно рассматривать лицо мамы, учится считывать ее эмоции. Его могут напугать проявления:

    • злости;
    • раздражительности;
    • агрессии;
    • грусти.

    У мамы может случится депрессия из-за нестабильного гормонального фона. Для того чтобы победить послеродовой недуг, помните, что маленькому человеку очень важно, чтобы рядом с ним была спокойная, веселая мама. Если вы будете расстраиваться без причины, плакать и злиться, то кроха будет вести себя раздраженно. Эмоциональная связь с матерями дает детям возможность даже на расстоянии угадывать настроения друг друга. Вы можете заметить, что ребенок неспокоен, если сами не можете прийти в состояние душевного равновесия.

    Для этого возраста характерны: увеличение веса минимум на 700 грамм, прибавка роста около 3 сантиметров. Условные рефлексы новорожденного начинают затихать, а периоды бодрствования становится больше. Малыш может захотеть общаться ночью, а днем проводит без сна от 15 до 40 минут каждые 2-3 часа. Он начинает исследовать свои руки, поэтому строгое пеленание применять не следует. Кроха начинает пытаться дотянутся до предметов, с интересом изучает окружающий мир.

    Рекомендуется окружать малыша яркими предметами, чтобы он их рассматривал. Периодически вкладывайте в ладошку погремушку. Ею же водит из одной стороны в другую, чтобы помогать развитию навыка слежения глазами.

    Третий месяц

    Важной вехой развития ребенка является третий месяц. Чаще выкладывайте малыша на животик, чтобы он тренировал мышцы предплечий, груди, шеи. Он уже уверенно держит головку, начинает поднимать верхнюю часть корпуса для лучшего обзора. Положение лежа на животе является предпочтительным для младенца, так как оно помогает избавиться от лишних газов в кишечнике. Не позволяйте крохе долгое время лежать на боку, чтобы не допустить искривления позвоночника.

    Если рождение грудничка пришлось на зиму или осень, то ближе к трем месяцам ему нужно начать давать раствор витамина D. Дозировку указывает педиатр, исходя из физического состояния ребенка. Летом, при регулярных длительных прогулках, необходимости в приеме витамина нет. Обратите внимание, что препарат может вызывать аллергию или стать причиной побочных действий. Передозировка его опасна. Давайте витамины и любые лекарственные средства детям до года только по рекомендации врача.

    Промежутки между сном и бодрствованием могут составлять до полутора часов. В это время малыш:

    • активно лепечет, произнося нараспев разные звуки;
    • любопытно изучает окружающую его обстановку;
    • вытаскивает изо рта соску, делает попытки вернуть ее обратно;
    • поворачивает голову в положении лежа на животе;
    • начинает перекатываться на бок;
    • проявляет эмоции (смеется, улыбается);
    • кричит, когда ему необходимо внимание;
    • тянет в рот игрушки, делает попытки ударить по погремушке или дотянутся до нее.

    Познание тела у ребенка продолжается: он изучает не только руки, ощупывает личико и ноги. Важно во время гигиенических процедур подстригать ногти малышу, чтобы он не оцарапал себя. Чтобы развитие крохи было гармоничным, проводите с ним как можно больше времени. Дарите свою любовь и занимайтесь.

    На третьем месяце жизни рекомендовано делать ежедневно легкий массаж, базовую гимнастику. Продолжайте занятия с погремушками. Усложните задачу малышу, прячьте игрушку за бортом кроватки, а затем показывайте ее, привлекая внимание звуком. На третьем месяце жизни кроха должен поворачивать голову к погремушке, легко находить ее взглядом.

    Четвертый месяц

    В этом возрасте грудничок продолжает развивать зрение, слух и реакцию. Из положения лежа на животе он уже вытягивает ручки, а ножками пытается оттолкнуться от опоры. Младенец умеет отличать мать от других людей. Он начинает капризничать, если она исчезла из его поля зрения, среди всех взрослых отдает предпочтение именно ей. Для женщины этот возраст ребенка очень сложный, она начинает чувствовать сильную усталость, так как младенец просится на руки, часто бодрствует по ночам.

    Педиатры рекомендуют на четвертом месяце жизни познакомить младенца с музыкой. Выбирайте классические произведения, они успокаивающе действуют на нервную систему. Звуки – важная часть этого возраста. Кроха пытается самостоятельно извлечь их из окружающих предметов. Для этого он трясет погремушкой, бьет ей об окружающие поверхности.

    Он продолжает следить за движущимися объектами, с интересом знакомится со своим отражением в зеркале. Руки его двигаются более осознанно. Они хватают игрушки, тянут их в рот. Из положения лежа на спине кроха начинает пытаться сесть. Но не стоит присаживать его, до того как он сделает это самостоятельно.

    Пятый месяц

    Для этого возраста характерен скачок развития. Он начинает переворачиваться с живота на спину и пытается вернуться обратно. Чаще всего это получается. Родителям стоит предельно внимательными, так как кроха может упасть с кровати или пеленального стола. Малыши начинают ползать, лучше всего если они будут делать это в кроватке или манеже. Теплой весной или летом можно постелить одеяло на пол, чтобы дать младенцу больший простор.

    Главный признак нормального развития – умение распознавать своих и чужих. При появлении в поле зрения незнакомца, кроха начинает вести себя настороженно, он не пойдет к нему на руки. Если взять младенца на руки, то недовольство он может показать криком. Успокоиться чадо только на руках у родителей.

    К пятому месяцу жизни малыш:

    • уверенно осматривает мир из положения лежа на животе;
    • играет во время бодрствования и еды;
    • учится находить взглядом людей или крупные объекты;
    • охотно взаимодействует с предметами, хватает их, подтягивает к себе;
    • может сидеть с опорой несколько минут;
    • грудь или бутылочку во время еды держит руками.

    Эмоционально груднички очень неустойчивы – у них может кардинально меняться настроение за считанные секунды. Плач становится ответом на недостаток внимания. Лепет становится активным, появляются согласные. Некоторые слоги заменяют простые слова.

    Шестой месяц

    Для возраста характерно развитие быстрыми темпами. Многие мамы утверждают, что груднички в течение шестого месяца каждый день показывают новые умения. Это действительно так, мышцы ребенка уже окрепли. Он может руководить движениями своего тела и все больше интересуется миром:

    • с удовольствием играет в «ку-ку»;
    • начинает пить из детской кружки с носиком;
    • осваивает прикорм (этот момент можно отложить, если пищевого интереса не возникло);
    • формирует причинно-следственные связи (ударил рукой по игрушке, она начала звенеть);
    • по-пластунски может преодолеть до 30 сантиметров;
    • встает у опоры;
    • поворачивается, с интересом наблюдая за окружающей обстановкой;
    • начинает разглядывать картинки.

    В лексиконе младенца появляются короткие слова, чаще всего это обращения к родителям. Он начинает откликаться на свое имя, особенно, если вы часто его повторяете. Старайтесь чаще разговаривать и играть с ребенком, чтобы он активно развивался. Изучайте совместно крупные и яркие картинки в книгах, такие занятия должны длиться недолго всего 2-3 минуты.

    Седьмой месяц

    На этом этапе развития малыш закрепляет навыки, полученные в предыдущий месяц:

    • сидит более уверенно;
    • начинает ползать;
    • бьет игрушками о пол или другие предметы;
    • находит взглядом крупные объекты;
    • любит купаться, так как у него появляется возможность бить ладошками по воде.

    Следите за тем, чтобы в доступе у крохи не было мелких предметов. Он обязательно решит попробовать их на вкус. В плане питания развитие идет усиленными темпами. Малютка снимает пищу с ложки и хорошо пьет из кружки, если вы поддерживаете его.

    Чтобы стимулировать дальнейший рост грудника, давайте ему пищу с кальцием и белком. Если нет пищевых ограничений по здоровью, в рацион можно добавить молочные каши, творог, мясо. Эти продукты необходимы для прорезывания зубов, работы сердца, нормального роста костей и мышц.

    Восьмой месяц

    На восьмом месяце жизни грудничка не стоит оставлять одного, особенно на пеленальном столе или родительской кровати. Он уже самостоятельно встает у опоры, садится и перемещается. Это время идеально подходит для знакомства с новыми игрушками:

    • пирамидкой;
    • баночек с крышками;
    • счетами;
    • кубиками.

    Эмоциональная связь с мамой по-прежнему остается сильной. Малыш расстраивается, если она покидает его даже на короткое время. Он скованно себя ведет в незнакомом месте, а дома уже отлично ориентируется в пространстве.

    Во время бодрствования рекомендуется включать младенцу ритмичную музыку (в это время он начинает изображать подобие танца). Кроха может исполнять мелкие просьбы, учится махать уходящим родственникам. В лексиконе у него могут появиться новые слова: «мама», «пока», «папа».

    Девятый месяц

    В этом возрасте можно вместе с малышом совершенствовать мелкую моторику. Он уже с легкостью рвет и мнет бумагу. Неврологи утверждают, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому стоит помочь крохе. Сейчас в продаже есть специальный пластилин с небольшими шариками внутри. Он массирует пальцы и ладошки малыша, стимулируя нервные окончания.

    Главным навыком девятого месяца жизни является – хождение вдоль опоры. Не стоит переживать, если в процессе ребенок упал на попу. Он встанет без вашей помощи и пойдет дальше. Такие ошибки позволяют развить у малыша вестибулярный аппарат, координацию и равновесие.

    Грудничок начинает манипулировать родителями при помощи крика. Он начинает возмущаться, когда ему не дают самостоятельно есть ложкой или одеваться. При этом он любит, если ему дают поручения, особенно при посторонних или других родственниках.

    Десятый месяц

    В этом возрасте малыши умеют:

    • танцевать, топать, стоять без опоры и перемещаться у нее;
    • удерживать в руке по несколько предметов одновременно;
    • выполнять разнообразные действия с предметами;
    • показывать части лиц на картинках, игрушках или окружающих взрослых;
    • складывать мелкие предметы в ящики или ведерки;
    • копировать движения и мимику взрослых.

    Поощряйте игры и самостоятельные действия ребенка. Они с их помощью познают мир, начинают ощущать себя личностями.

    На десятом месяце жизни ребенку будет интересно пообщаться с другими детьми. При этом его можно начать воспитывать. Он уже поймет слово «нельзя» и простые просьбы («пойдем», «присядь», «постой»). Учитывайте, что малыш может не слушать ваши слова.

    Одиннадцатый и двенадцатый месяцы

    К этому периоду отлично подходит определение «взрослый ребенок». К этому периоду малыш овладел практически всеми базовыми навыками. Многие груднички этого возраста начинают вставать и ходить без опоры. Они отлично владеют своим телом и начинают активно участвовать во всех процессах: одевания, купания, питания. Они проявляют свои вкусовые пристрастия, отказываются от пищи, которая не понравилась по вкусу или консистенции.

    Родители начинают понимать своих детей, ведь они произносят уже осознанные слова. Незнакомцам они могут показаться бессмысленным набором звуков. Всего к годовалому возрасту в лексиконе должно насчитываться около десятка слов.

    Ребенок в возрасте около года повторяет звуки, которые он услышал от взрослых или телевизора. Старайтесь не использовать матерные слова, чтобы в лексиконе ребенка не появилась брань.

    Эмоциональная связь появляется не только в отношении родителей. Кроха начинает испытывать привязанность к игрушкам. Вы можете заметить, что некоторые игрушки он берет чаще. К 11 месяцам обязательно приобретите грудничку куклу, несколько резиновых игрушек в виде животных, мягкие игрушки для сна. Он начнет ухаживать за своими питомцами: укладывать их спать, кормить и одевать.

    Мягкие игрушки нельзя приобретать, если малыш склонен к аллергии. Если проблем со здоровьем нет, то лучше всего купить варианты с коротким ворсом и регулярно стирать их вместе с наполнителем.

    Знакомство с окружающими предметами завершается тем, что младенец понимает, как правильно пользоваться ими. Он знает, что телефон нужно прикладывать к уху, молотком можно забить гвоздь, а веником нужно водить по полу. В возрасте около года дети могут проявлять себя как хозяева. Они перекладывают вещи с одного места на другое.

    Не стоит переживать, если в год ваш малыш не делает попытки ходит без опоры, а в 5 месяцев не сидит. Все приведенные этапы развития крохи проходят постепенно от одного к другому. После полугода они изменяются практически каждый день, радуя родителей первыми попытками ходьбы или звонким смехом. Развитие ребенка по месяцам до года чаще всего проходит по индивидуальному графику, который опережает среднестатистический или отстает от него. Родителям важно не поддаваться панике в обоих случаях. Регулярно посещайте педиатра, грамотный врач во время них определит, насколько нормально протекает процесс обучения навыкам.