Развивающая книжка для самых маленьких. «Умная» книжка для ваших детишек. Делаем своими руками. Какими бывают развивающие книжки

Для того чтобы сшить развивающую текстильную книжку для ребенка, необходимо запастись яркой однотонной хлопчатобумажной тканью, тонким синтепоном, фетром разных цветов, бусинами, пуговицами, кнопками, лентами, шнурами и другими интересными мелочами, которые, наверняка, есть у каждой рукодельницы.

Игрушки своими руками может делать практически каждый. Для этого, нужно желание, пошаговые мастер-классы с фото, ну и желательно, выкройки)

Также для работы понадобятся: прозрачная пластиковая крышка от йогурта или майонеза, прозрачный быстросохнущий клей, магнит в виде тонкой пластинки, шуршащая пленка, колокольчик, небольшой карабин, мыло или мел для нанесения линий на ткани, ножницы закройные, бытовая швейная машинка, утюг.

Изготовление развивающей книжки включает в себя 3 этапа

1 этап. Заготовка страниц

Прежде всего, необходимо выкроить страницы будущей книжки из ткани и синтепона. Наиболее удобным для малышей является размер книжки примерно 20*20 см. Так что выкраивать странички следует размером 22*22 см.

Тканевую страницу нужно наложить на синтепон и по периметру проложить скрепляющую машинную строчку в 3 мм от срезов.

После того, как необходимое количество страниц будет заготовлено, можно приступать ко 2 этапу работы над книжкой.

2 этап. Оформление обложек и страниц книги

В развивающей книжке интересными должны быть не только странички, но и обложки. Можно, к примеру, изобразить на обложке крупный яркий цветок, сердцевина которого будет выполнена из прозрачной пластиковой крышки. Под нее можно поместить разноцветные бусинки. Лепестки цветка можно сделать из жесткого фетра разных цветов. Фон обложки гармонично дополнят цветные пуговицы. Гремящая от любого движения, переливающаяся всеми цветами радуги, — такая обложка не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Тематика страниц может быть какой угодно. Работая над развивающей книжкой, важно придерживаться простого правила, — благодаря художественному оформлению книги ребенок должен приобретать и развивать новые навыки и умения, расширять кругозор, тренировать память.

Здесь на помощь придут самые разнообразные технические приемы. Прикреплять элементы к страничкам можно при помощи кнопок, пуговиц, магнитов. Внутрь персонажей, нашитых на страницу, можно вложить кусочек шуршащей пленки.

Можно намеренно «прятать» некоторые элементы, чтобы ребенок их искал. Так, к примеру, можно поместить пчелу внутрь цветка, божью коровку — под листок, конфетку — в фетровый конвертик. Другие элементы, напротив, должны быть крупными, яркими, сразу же бросаться в глаза и призывать к действию, например, бабочка «летит» на тонком шнурке, на раковинке у улитки – яркая пуговка, которую нужно передвигать по спирали под настроченной сверху тонкой сеткой.

Маленькие дети очень любят разные звуковые эффекты. Поэтому можно поместить пластиковую пищалку или колокольчик под элемент на странице, например, под шляпку домика-грибка. Вызвать дополнительный интерес у маленького читателя может и окошко в домике, за шторками которого виднеется чье-то личико, и дверца, которую можно распахнуть, расстегнув карабин. А за дверцей тоже может быть кто-то, кто живет в этом лесном домике.

Переключить внимание ребенка с мира природы можно на знакомые ему игрушки, выполненные из фетра кубики, пирамидки, мячики. Их можно прикреплять на страницу при помощи липкой ленты.

Задняя обложка текстильной книжки также может преподнести ребенку сюрприз, — достаточно сделать на ней простенький кармашек и положить в него конфетку или даже карточки с загадками про героев книжки.

Когда все придуманные страницы будут оформлены, можно переходить к последнему этапу работы над книжкой.

3 этап. Монтаж книжки

Обложки и страницы необходимо последовательно и попарно сшить между собой. Для этого их складывают лицом внутрь и прошивают по срезам, оставив где-нибудь небольшую дырочку для выворачивания. На этом же этапе предусматривают и вшивают петельки и завязки из лент. При помощи петелек страницы можно будет собрать вместе на ленту, а завязки будут служить своеобразной застежкой для книги. Прошитые странички выворачивают, проутюживают, зашивают отверстие. Затем останется только собрать текстильную книжку в цельное изделие.

По материалам http://masterclasso.ru/ — КОЛЛЕКЦИЯ БЕСПЛАТНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ СО ВСЕГО МИРА

По сравнению с прошлыми годами, на сегодняшний день полки магазинов изобилуют детскими книгами разной тематики и оформления.

Красочные и интересные, развивающие и обучающие, но, к сожалению, они не всегда нравятся детям.

Не один из продаваемых печатных экземпляров не может сравниться с книгой, сделанной добрыми руками любящей мамы.

Справедливости ради, нужно отметить, что не каждой семье по карману часто покупать книги своему малышу, а купленные быстро надоедают и становятся непривлекательны. Но есть возможность хоть каждую неделю дарить маленькому исследователю новую необычную книжку.

Познавая окружающий мир, ребенок учится самым обычным для взрослого человека вещам. Например, вставлять шнурок в ботинок и завязывать его на узелок или бантик.

Казалось бы, такое простое занятие, но оно часто ставит малыша в тупик. Идя в садик, он будет часто чувствовать на себе недовольство воспитателя, так как будет задерживать весь коллектив перед прогулкой, если не сможет быстро и ловко справиться со своими шнурками.

Поэтому маме нужно постараться и научить этому сложному занятию малыша заранее, превратив это мероприятие в увлекательную игру. Этому вполне может помочь книжка, в которой находится имитация симпатичного ботинка.

В данном случае, представлена самодельная книжка, состоящая всего из двух необычных страниц. По одной из них можно научить ребенка первым словам, а по другой — завязывать шнурки.

Необязательно приобретать дорогостоящие материалы для изготовления книжки, можно вполне обойтись тем, что найдется в доме, подкупив только мелочи, которые обойдутся в копейки по сравнению с новой книжной продукцией.

Для изготовления понадобятся кусочки ткани разных размеров и расцветок, два куска картона, шнурок, нитки, иголка (и, желательно, швейная машинка), двухсторонний скотч и цыганская игла.

Для имитации ботинка можно использовать верх настоящего детского кроссовка или кеда, который стал маловат.

Первым делом готовится основа книжки – это два одинаковых куска картона — их размер вы можете выбрать на свой вкус.

В данном случае, на левой части сделан город, состоящий из домов разной высоты с окнами, которые можно считать.

Облака, птицы, листья, деревья — ребенок должен знать все эти названия.

Включите фантазию и придумайте что-то свое, главное, чтобы все работало на развитие малыша.

На правой стороне расположите шнуровку и забавных зверьков.

Края каждой из частей аппликации обработайте на швейной машинке или обшейте вручную — ткань не должна распускаться.

Затем все детали закрепите на полотнах ткани с помощью двухстороннего скотча — так они не будут сдвигаться при пришивании.

Когда все детали будут пришиты, лицевая сторона работы скрепляется с тканью без аппликации с трех сторон.

С не прошитой стороны закладывается картон, ткань на нем натягивается и зашивается. То же самое проделывается и со второй стороной книжки.

Последним этапом идет соединение двух частей между собой. Для этого нужно взять цыганскую иглу и толстую пряжу, прошить свободно через край сложенные вместе части с одной стороны.

При желании тканевую картинку можно сделать и на лицевой стороне книги, там можно поместить аппликацию, позволяющую выучить цифры или буквы.

Эту книжку малыш обязательно полюбит, если сделать ее из ткани, приятной на ощупь, и расположить в ней яркие и интересные картинки.

То, что понадобится для изготовления мягкой книжки, можно всегда найти дома среди старых вещей.

Очень важно подобрать ткань по цвету, чтобы она привлекала к себе внимание ребенка.

Нужно подготовить:

  • кусочки разноцветной хлопчатобумажной ткани;
  • фетр;
  • синтепон;
  • пуговицу;
  • цыганскую иглу;
  • двухсторонний скотч.

Определитесь с количеством и размером подушечек, которые будут составлять книжку. Выбранное количество умножьте на два — именно столько вам понадобится одинаковых по размеру полотен ткани.

Желательно, чтобы она была одного качества, т.к. в другом случае странички будут смотреться неаккуратно.

Синтепон должен быть выкроен по размеру на 5-8 мм меньше, чем полотно ткани.

В такой книжке можно поместить даже всю азбуку, расположив на каждой подушечке по 3-4 буквы и предметы, которые на нее начинаются.

Закрепите аппликацию на ткани с помощью двухстороннего скотча.

Затем пришейте ее на машинке или вручную.

Каждое полотно подушечки с аппликацией сшивается с тканью без рисунка по трем сторонам.

В готовый мешочек вкладывается синтепон, и подушечка прострачивается на машинке по всему периметру.

Когда все части мягкой книжки будут готовы, их сшивают по типу книжки-раскладушки с помощью большой иглы и толстой пряжи.

Последним пришивается тканевый ремешок с петлей для застежки, пуговицу помещают на верхнюю подушку.

Этот вариант книжки поможет малышу выучить цифры — сначала до пяти, затем к ней можно будет добавить странички с числами и до десяти.

Что очень важно в данной поделке – это сделать цифры съемными, чтобы маленький математик мог сам найти ту страницу, которая соответствует нужному числу.

Книгу можно сделать раскладной, чтобы перед глазами были все цифры и картинки сразу, а можно скрепить их только с одной стороны и перелистывать.

Для данного изделия понадобится:

  • пять частей картона, размер которого выберите сами;
  • ткань спокойного цвета для фона — она не должна отвлекать внимание малыша от картинок и ярких цифр;
  • плотную ткань для цифр и аппликации (хорошо использовать фетр, но если его нет, можно и обычную ткань, сложив ее несколько раз);
  • кусочки липучки, которые пришиваются или приклеиваются к страницам и цифрам (т.е. эти детали будут съемными);
  • для счетных элементов можно использовать пуговицы, небольшие бусины или другие интересные для ребенка предметы;
  • тонкие тесемки, ленты или толстая пряжа;
  • цыганская игла;
  • двухсторонний скотч.

По размеру подготовленного картона выкраиваются десять кусков ткани.
Далее готовится аппликация для каждой цифры – это может быть несколько геометрических фигур, дерево с яблоками, несколько конфет и т.д. Выбор картинки будет зависеть от вашей фантазии.

Для ее изготовления лучше использовать фетр, так как он не распускается на нитки и смотрится объемно на ровной поверхности.

Ткань с готовыми аппликациями, пришитыми пуговицами и кусочком липучки сшивается с полотном без рисунка с трех сторон. В нее вкладывается картон. Затем ткань на картоне нужно хорошо натянуть и прошить на машинке или же вручную насквозь.

Теперь пришла очередь пошива цифр. Для того, чтобы они были аккуратными и красивыми, шаблон лучше распечатать. По этому лекалу и выкраиваются цифры из фетра (каждая должна состоять из двух деталей), которые сшиваются между собой вручную обметочным швом. К каждой из них пришивается липучка.

Странички могут быть скреплены лентами, как в книге, изображенной на фото, а могут быть прошиты толстой пряжей с помощью «цыганской» иглы через край так, чтобы книжка могла свободно закрываться.

Эта книжка научит малыша правильно выбирать фигурки по названию и вставлять их в нужную форму. Она может занять юного вундеркинда на долгое время и поможет развиться логическому мышлению, вызывая интерес у малыша.

Для изготовления книжки понадобится ткань, синтепон и тесьма, длина которой должна быть равна высоте книги, умноженной на два.

Без швейной машинки при изготовлении этой книжки не обойтись, так как потребуется большое количество строчек.

Размер книжки выберите сами, но не нужно делать ее слишком крупной — ребенку должно быть удобно держать фигурки в ручках и переворачивать мягкие тканевые странички.

Ткань нужно выбрать хлопчатобумажную, так как она легко шьется и не деформируется. Желательно, чтобы она была ярких красивых оттенков, однотонной или с мелким геометрическим рисунком.

Выкраиваются четыре тканевых и два синтепоновых прямоугольника — они и будут страницами книги.
К двум из них по всему периметру приметывается синтепон, затем обозначается строчкой середина прямоугольников.

На каждой его половине будет находиться отверстие определенной формы, в которую и будут входить, как пробки, закрепленные на тесьме фигурки.

Далее выкраиваются сами фигурки — это может быть сердечко, квадрат, круг, треугольник, ромб и т.д.
Фигурки прошиваются с изнанки и выворачиваются. В них вкладывается синтепон, затем они простегиваются, к ним пришивается тесьма, с помощью которой они крепятся к книге.

Затем каждая фигурка накладывается в середину своей странички и обводится ручкой. Далее с изнаночной стороны к ткани приметывается синтепон, и она прострачивается. Строчки идут на расстоянии 1 см друг от друга по очерченной форме.

После прострочки очерченная фигурка аккуратно вырезается и подшивается.
Следующим этапом идет сшивание деталей.

Прямоугольники с вырезанными фигурками пришиваются к цельному куску ткани с изнаночной стороны, выворачиваются и прошиваются по средней строчке, которая идет вокруг вырезанной формы.

Затем готовые прямоугольники скрепляются друг с другом по средней части и туда же пришиваются фигурки на тесьме.

Книжка «Времена года»

Этот вариант книжки станет полезной вещью в расширении кругозора малыша. По ней он сможет узнать, что бывает в разные времена года — когда желтеют листья, выпадает снег, цветут деревья и созревают плоды.

В книге четыре страницы, оформленные особым образом. Красочные ткани и картинки помогут сделать ее интересной и привлекательной.

Для изготовления нужно подобрать ткань , соответствующую по цвету каждому времени года:

  • весна — розовый, белый, нежно-зеленый;
  • лето — красный, сочно-зеленый, ярко-желтый;
  • осень — желтые, оранжевые, темно-зеленые;
  • зима — белый, голубой, темно-синий.

Подобрав ткань, из нее выкраивают восемь квадратов нужного размера. На лицевую сторону пускают ткань с подходящим цветовым оформлением. Желательно, чтобы она была плотная, так как на нее нашивают аппликацию.

Рисунки для нее можно подобрать в интернете, воспользоваться представленными на фото или придумать самостоятельно. Затем рисунок переносится на ткань, аккуратно вырезается и наживляется с помощью двухстороннего скотча.

Если есть возможность пришить аппликацию с помощью швейной машинки, то это будет идеальным вариантом. Можно сделать это и вручную, но работа займет больше времени.

Полотно с аппликацией сшивают с тыльной частью.

Ажурное обвязывание крючком внесло дополнительную декоративность в общий образ необычной книжки.
Последним этапом работы будет сшивание тканевых листов. Книга получится в виде коврика, который можно сложить вчетверо.

Делая вещи для малышей своими руками, вы вкладываете в них часть своей любви и тепла.

Никакая купленная вещь, как бы дорого она не стоила, не заменит ту, которая изготовлена любящей мамой. Возможно, она станет любимой игрушкой вашего ребенка, и он сохранит ее на всю жизнь.

Обратите внимание на приемы обучения чтению ребенка в нашей статье

Волшебная полка у участниц проекта «Выходные с любимой книгой» наполняется не только спасенными книгами, которые детки прочитали, обыграли и зарисовали в дневник, но и книгами своими руками. Участницы делятся своими идеями по созданию книг со своими детками разного возраста. 6 мастер-классов на любой вкус от книжки-раскладушки, до печатной книги в несколько экземпляров подготовили увлеченные мамы. Уверена, вам приглянется несколько идей и захочется повторить со своими детками.

Книжка – раскладушка «Памятка»

Наша книжка – раскладушка называется «Памятка».

Процесс изготовления:

Длинную полоску бумаги сложили гармошкой. Приклеили обложку. На обложке из готовых наклеек букв выложили название книги «Памятка». Ребенок наклеил животных. В книге 2 разворота с одной стороны и один разворот с другой стороны. Размер готовой книжки получился 105х150 мм. Использованные материалы: бумага, картон, наклейки.

Идей для создания книги было очень много, но ребенок пока не очень любит придумывать сказки, поэтому решили сделать памятку – напоминалку. В ней описали действия ребенка в течение дня, по времени суток. В книги три разворота: утро, день, вечер.

Утро начинается с уборки постели, умывания, чистки зубов, завтрака, поцелуя членов семьи.

Днем мы гуляем, после улицы моем ручки, обедаем, занимаемся. Вечером моем ручки, ужинаем, убираем игрушки, читаем книжки (хотя книги мы читаем в любое время, когда желание появляется), чистим зубки, купаемся и сладко спим.

Иллюстрации подбирали в соответствии с текстом, максимально простые, так как мама рисовала сама. Хоть книжка получилась простая, но сыну она очень понравилась. Мы очень воодушевились и собираем материал для азбуки!

Старчевские Светлана и Андрей 3 года, г. Красноярск

Книжечка с открывающимися окошками для самых маленьких

Процесс изготовления:

  1. Берем лист А4;
  2. Сгибаем его пополам с обеих сторон;
  3. Разрезаем посередине. Согнутая половинка — это и есть страничка;
  4. Делаем таким образом необходимое количество страниц;
  5. Складываем все странички вместе сгибом наружу, а последнюю ставим наоборот — это будет обложка;
  6. Скрепляем степлером.

У нас это были открывающееся окошки, куда Даша наклеивала подходящего зверька (готовые наклейки) и читала, как он говорит. Она же сама и обложку украшала (вырезки из журналов). Позже мы ещё добавим в книгу картинок, подберем каждому зверьку стишок и все раскрасим.

Василенко Евгения и дочка Даша, 4 года, г. Киев

Сказка «Про чудо»

Процесс создания книги занял несколько дней. Сперва мы с Соней придумали и записали сказку про девочку Асю.

Жила-была девочка. Звали ее Ася, и было ей четыре года. На Новый Год Дед Мороз принес Асе много подарков: новую куклу, плюшевую собачку, красивое платье с колготами и волшебную палочку.

Решила Ася испробовать волшебную палочку. Сначала она захотела мешок конфет, взмахнула волшебной палочкой, но ничего не получилось. Тогда Ася произнесла заклинание: «Крекс, фекс, пекс! Хочу много красивых бантиков и заколок!», но опять ничего не вышло. «И вовсе она не волшебная,» — расстроилась Ася и убрала палочку в коробку со старыми игрушками.

На улице, тем временем, испортилась погода. Посреди зимы все начало таять, появились лужи и слякоть. Возвращаясь домой с работы, мама Аси промочила ноги и заболела. У нее поднялась температура, и заболело горло. Мама лежала в постели, и ей было так плохо, что она даже не могла поиграть с Асей.

Тогда Ася решила испечь малиновый пирог, чтобы вылечить маму. Она взяла поваренную книгу, нашла рецепт, но вот незадача: Ася не умела читать и не знала, сколько нужно класть муки, масла, сахара и яиц! Ася уже была готова заплакать, как вдруг вспомнила про волшебную палочку. Она побежала в свою комнату и отыскала палочку среди старых игрушек.

Потом она взяла палочку и сказала: «Палочка, пожалуйста, помоги мне испечь пирог для мамы. Я очень хочу, чтобы мама выздоровела!» И тут палочка вся засветилась, заискрилась, и всё вокруг – поваренная книга, миска, ложка, венчик, скалка – ожило! Вместе они помогли Асе замесить и раскатать тесто, выложить начинку и поставить пирог в духовку.

Когда пирог испекся, Ася отнесла маме самый вкусный кусочек с чашкой горячего чая. Мама съела пирог, и ей сразу стало лучше, потому что испечен он был с любовью!

Потом я напечатала текст на компьютере, а муж распечатал на работе. Сказка напечатана на листах А4 в альбомной ориентации, поэтому готовая книга получилась размером А5. Тираж небольшой — всего две штуки. Один экземпляр иллюстрировал дедушка, а второй — Софья лично. Обложки выполнены из бумаги для скрапбукинга. Сшиты книги при помощи скрепок.

Ольга Силина с дочерью Софьей Нефедовой 4,5г., г. Москва

Книга про приключения Муравья и Кузнечика

Мастерили мы книгу, чтобы пополнить нашу волшебную книжную полку.

Михаилу 6 лет и он самостоятельно сочинял свои приключения. После опыта с Хрустиком я решила совсем не вмешиваться в процесс создания авторской книги и только записывала его мысли, иногда лишь помогала с активным использованием словаря, то есть в подборе синонимов и прилагательных. Получилось у него необычно и я терпеливо записала.

Приключения Муравья и Кузнечика

Зима в лесу. Кузнечик и Муравей спят в своих домиках.

С наступлением весны они просыпаются и идут навстречу друг другу, так как они очень соскучились после зимы. При встрече они очень радуются и идут играть в веселые игры в лесу, на полянке.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

А когда наступило лето, к Муравью на день рождения приехал старый друг Ученый Жук и рассказал им, что знает птицу Лилу, которая летает высоко, выше облаков, и ей известно, что далеко за лесом находится высокая гора, на которой живет волшебный Дракон.

Два друга решили отправиться в поход, чтобы познакомиться с Драконом. Как стало известно, он дышит волшебным огнем и тот огонь исполняет целых 18 желаний! Друзья приготовили для него подарки: золотое кольцо с когтем волка, корзинку лесных ягод и сказочный цветок в виде колокольчика, пыльца которого поднимает настроение и рассказывает сама сказки.

Кузнечик и Муравей долго шли по лесу, переночевали в пещере, дошли до водопада, спустились на лодке, сделанной из палочек, искупались в озере, вышли на поляну и заметили необычный цветок с фиолетовыми листиками. Они таких нигде никогда не видели. Приподняв лепестки, друзья заметили там волшебную палочку и камень-валун с отверстием. Они «втыкнули» ее туда, палочку стало засыпать и она превратилась в рычаг.

Кузнечик предложил нажать на палочку, и сразу после этого действия перед ними выросла гора, на вершине которой показался замок Дракона.

Муравей и Кузнечик стали подниматься к замку, зашли в него и обнаружили очень грустного Дракона, сидящего в кресле.

Дракон удивился приходу необычных и нежданных гостей. Он никогда раньше не встречался с такими существами. Они разговорились и Дракон рассказал, что очень одинок, с ним никто не дружит. Все думают, что он злой и плохой. А на самом деле он любит делать добрые дела и помогать.

Говоря о добрых делах, Муравей и Кузнечик вспомнили про подарки и вручили их дракону. Ему они очень понравились. Дракон пригласил своих новых знакомых попить чай с тортом, приготовленным из молочных облаков, и украсил его подаренными ягодами. Им вместе было очень весело и интересно, но пора было прощаться и отправляться в обратный путь. Друзья договорились, что встретятся снова и будут теперь вместе играть и приходить друг к другу в гости.

Затем мы отдали старшей сестре (13 лет) нашу рукопись для иллюстрирования. Таким образом она получила задание, а папе отнесли на корректировку стилистических ошибок. (Но я просила его сильно не судить и не менять «стиль» Миши, дабы сохранить его язык). После всех мероприятий я получила все подготовленное для верстки. Напечатала, внесла иллюстрации (дочка их набросала из интернета) и распечатала на принтере.

Далее мы с Михаилом собирали книгу, склеивали, выбирали обложку и детали скрепления. Получилась у нас книга половинка формата А4, (я печатала двумя столбиками). Сначала хотели твердую обложку, а потом Миша увидел фетр и захотел еще и мягкую. В итоге двойная обложка, снаружи фетр, внутри плотный картон. Сами страницы склеены, обложка и книга соединены декоративным шнуром.

Нам очень понравился процесс, который мы растянули не спеша аж на три дня, творили по вечерам. Теперь наша книга занимает достойное место на волшебной полке и Миша очень трепетно к ней относится, да и с гордостью.

Светлана Радионова и сын Михаил 7 лет, г. Санкт-Петербург.

Сшитая книга со стихами

Книгу мы мастерили не впервой. Техники обычно используем разные. В этот раз решили книгу шить. Но обо всем по порядку.

Первым делом Яромир написал рассказ. Получилось вот что:

Одна Лиса покушалась на Ежа.
Он в траве своей лежа,
Свернулся, как клубок.
А Лиса увидела грибок,
Шла к нему и на Ежа наступила.
Громко завыла.
Лапу прищемила.
Ёжик быстренько — к реке,
и на тот берег, что вдалеке…
А Лиса догнать не смогла.
Села и заплакала…
И в перелесок опустилась мгла…

Заодно повторили, что такое рифма и как ее сочинять.

Потом сын с некоторой моей помощью набрал текст на компьютере и распечатал его.

Затем подобрали картинки. Просмотрели работы Яромира, выбрали подходящие: лису, ежика, грибки, перелесок с буреломом, нашлась даже картинка, как еж плывёт. Их мы отсканировали, уменьшили до нужного размера и распечатали на цветном принтере.

Когда контент был подобран, приступили к производству самой книги. Книжную тетрадь сделали из обычных листов А4, сложив их пополам – получился формат А5.

Добавили картонную обложку – вырезали чуть больше по размеру самих листов. Затем все это прошили нитками. Таким образом, книга была почти готова. Осталось оформить обложку. Выбрали для обложки зеленый флис. Вырезали кусок ткани под обложку с припуском 1,5 см. Обрезали уголки, загнули их и на двусторонний скотч приклеили к картонной обложке. Затем пришили к лицевой части обложки бумажный шильдик с названием книги и именем автора. И приклеили к обратной стороне обложки, специально оставленные для этих целей свободные листы книжного блока. Обложка получилась прочной и в то же время мягкой и приятной на ощупь.

Книга готова. Осталось ее наполнить. Яромир вырезал из распечаток картинки и строчки из стихотворения. Скомпоновал их на страницах книги и приклеил клеем-карандашом.

Процесс получился довольно трудоемким, учитывая, что все ребенок делал либо сам, либо активно помогал. Зато результат порадовал ребенка. Яромир был горд своим творением. Долго разглядывал ее сам. А потом с удовольствием побежал показывать книгу папе.

Анастасия Калинкова и Яромир 4 года, г.Санкт-Петербург.

Книга про ёжика

Мы решили сделать книгу про ёжика, который собирал яблоки. Поскольку ребята у нас маленькие, то использовала картон, его проклеили бумагой. Ножницами сделала дырки и сплела косичку из ниток для скрепления страниц книги.

Потом наклеили картинки, которые разрисовали ребята, и мама написала текст. Самое сложное было писать карандашом по картону, приходилось сильно нажимать на карандаш. Книга еще не доделана, вечером мальчики помогут дорисовать и доклеить картинки.

Изготовление книги заняло часа 4, но я предварительно обдумала, какие материалы будем использовать и где взять картинки. Часть картинок мы использовали, которые ребенок делал в садике. Нашла подходящие картинки для раскрашивания из имеющихся. Я обычно распечатываю по 9 страниц на листе, получается удобный формат. Текст придумали уже под картинки.

Процесс изготовления книги понравился, ну а детям нравится читать такую книгу. И почему мы раньше не делали такие книги? Обязательно повторим.

Оксана Демидова, Федя 4 г. и Аня 1,3г., г. Санкт-Петербург.

А теперь варианты для самых маленьких! Создать книжку со сказкой «Теремок» под силу даже малышам. Вот как это делали участницы «Сказочного Калейдоскопа» в одном из творческих заданий.

Книжка-сказка «Теремок»

Мы решили сделать книжку по сказке «Теремок», т.к. она одна из самых любимых. Сам теремок представляет собой домик из кирпичиков (ценников), крыши (треугольник из цветной бумаги) и забора (из спичек).

Страницы оформили по-разному — карандашными рисунками (лес, где заблудилась Маша), аппликацией (домик медведя), вырезками из журналов, интернета (Маша и Медведь, пенёк) и даже из коробки от овсяной каши (чтобы показать, какую кашу Маша готовила для Медведя). На некоторых страницах написали слова, т.к. дочка уже очень интересуется буквами, ищем букву А в словах.

Больше всего дочке нравятся портреты деда и бабы в начале книжки, смеется, закрывает-открывает страницу помногу раз.

Анна Попова и дочь Евфросиния 1 г., 7 мес., г. Санкт-Петербург.

А вы делаете с детьми книжки своими руками? Расскажите в комментариях!

Книжку можно сшить полностью из фетра или в сочетании с другими тканями. Один из главных плюсов фетровой книги — не нужно обрабатывать края. И один важный момент: чем качественнее будут используемые материалы, тем презентабельнее будет внешний вид готовой книги. Поэтому не используйте для шитья старые пеленки, ношенные вещи и тому подобные материалы.

Вот основной список используемых материалов:

  • Фетр. О том, какой бывает фетр я уже писала в публикации об . Скажу лишь, что чаще всего для развивающих книжек используют жесткий корейский фетр. Он хорошо держит форму, края не осыпаются, и изделие долго сохранят свой первоначальный вид.
  • Хлопок. Зачастую его используют как основу страничек книжки. Среди опытных мастериц пользуется популярностью хлопок производства Америки. Также используется хлопок из Китая, Кореи, Таиланда, Польши, России. Главное, при выборе, обращать внимание на качество ткани, его плотность. Хорошо подходит хлопок для пэчворка. К примеру, такой готовый набор отрезов хлопка можно купить на сайте Алиэкспресс.

  • Флизелин, дублерин. Используется для уплотнения страничек развивающих книг. В основном применяют воротничковый дублерин, его еще называют бандо. Он отличается повышенной плотностью, а значит странички будут хорошо держать форму. Важно: не используйте для уплотнения страничек картон! Иначе, книгу невозможно будет постирать.
  • Клеевая паутинка. Используется для фиксации различных деталей на странице.
  • Синтепон. Его прокладывают между страничками развивающей книги, для придания объема.
  • Велкроткань. Не заменимая вещь при создании развивающей книги из ткани. Она представляет собой мягкую часть контактной ленты (липучки), и может занимать, как целую страницу, так и ее часть. К примеру, таким образом можно создать пазл из фетра. Бывает велкроткань двух видов: на клеевой основе и без клеевого слоя.

У Ирины Сорокиной есть отличное видео по работе с велкротканью. Обязательно его посмотрите, если всерьез задумываетесь о шитье развивающей книжки!

  • Липучка (контактная лента). Без нее не обходится ни одна развивающая книга. С помощью липучки прикрепляют съемные элементы на странички книги. Обычно на съемный элемент пришивается жесткая часть липучки, а на саму страничку мягкая.
  • Вощеная нить, шляпная резинка, различные шнурочки, ленты. О лентах хотелось бы сказать отдельно. В развивающих книгах допустимо использование только репсовых лент, но не атласных. Связано это с тем, что атласные ленты быстро испортятся из-за липучек, которых обычно бывает в изобилии в тканевых (фетровых) книгах.
  • Бусины, пуговки, пришивные стразы, бисер и прочие декоративные элементы.
Год назад я получила заказ - сшить развивающую книжку. Подумала какое-то время (я ведь книжки никогда не шила!), но согласилась - интересно было попробовать. А заказчица Оля сделала мне ещё одно предложение, от которого я не смогла отказаться:) Предложила опубликовать в журнале «Скрап-Инфо» рассказ о том, как создавалась книжка - с подробностями, советами и иллюстрациями.

Статья была опубликована в 6-м, декабрьском номере журнала за прошлый год. Этот номер был посвящён синтезу скрапбукинга и других рукоделий и получился очень интересным! На страницах журнала встретила множество знакомых лиц и имён:) По условиям редакции до поры до времени я не имела право публиковать рассказ в своём блоге. Но теперь вроде уже можно:)

Как я шила развивающую книжку: от идеи до воплощения

Сшить мягкую развивающую книжку я мечтала давно. Любовалась на творения других мастериц, собирала идеи, изучала мастер-классы. Но как-то всё не складывалось - то не было времени, то пугала сложность и кропотливость работы. И вот однажды я получила заказ от Оли на шитьё крокодила и хрюшки на бутылку. Кроме того Оля спросила, не возьмусь ли я сшить для её дочки ещё и развивающую книжку. Я немного посомневалась, а потом согласилась - когда же, если не сейчас?

Надо сразу сказать, что работа эта оказалась для меня довольно сложной и длительной, но зато интересной и увлекательной.

Этап 1-й. Задачи и идеи

С учётом Олиных пожеланий, решила, что книжка будет включать в себя различные игровые элементы для развития мелкой моторики, будут использованы материалы разных фактур для разнообразия тактильных ощущений, кроме того, по мере взросления малышка с помощью книжки сможет выучить основные цвета и счёт от одного до десяти.

Таким образом, получилось, что книжка должна состоять из десяти разворотов. Каждый из них должен быть одного из цветов радуги плюс «чёрный», «белый» и «радужный» развороты. Кроме того, каждый разворот будет посвящён какой-нибудь одной цифре - от одного до десяти. Это значит, что там должна быть изображена сама цифра и содержаться задания, связанные со счётом, а также с тренировкой пальчиков.

И ещё у книги должна быть обложка. На передней обложке я решила сделать личико девочки, немножко похожей на свою маленькую хозяйку, и написать её имя, а на заднюю пришить кармашек, куда можно будет складывать съёмные детали, чтобы не потерялись.

В своём любимом «идейном» альбомчике стала набрасывать эскизы страничек.

Тут вот выяснилось, что собирать чужие идеи это одновременно и полезно, и вредно. Первым делом на ум стали приходить идеи, всем известные и повсеместно используемые - божья коровка с подвижными крылышками и ножками, улитка с бусинкой внутри, детское личико и т.п. Но уж больно некоторые из них хорошо вписывались в концепцию книги, поэтому я, немного помучилась угрызениями совести, но всё-таки решила их использовать, утешая себя тем, что, во-первых, я всё равно немного изменю эти идеи под свою задумку, во-вторых, сама книга будет более сложной и многофункциональной, а, в-третьих, мои личные идеи в ней тоже будут. Например, идея с влючением-выключением света в ночных домах. Честное слово, я её нигде не подсмотрела! :)

Дольше всего я провозилась с оранжевым разворотом с цифрой 4. Никак мне не удавалось увязать цвет, число и сюжет. Но, в конце концов, четыре рыжие белки, играющие в прятки на осеннем дереве, были вымучены:)

Кстати сказать, сначала я вообще пыталась числовой ряд связать с цветовой последовательностью: 1 - красный, 2 - оранжевый и т.д. про охотников и фазанов и раз-два-три-четыре-пять, но это оказалось задачей уж вовсе для меня невыполнимой, поэтому решила оставить эту мысль.

Этап 2-й. «Беловые» эскизы и продумывание деталей

В самом начале мы с Олей обсудили размеры книжечки и способы соединения страничек между собой. После черновых эскизов я приступила к эскизам в натуральную величину, попутно обдумывая и записывая, какие ткани какой фактуры и какая фурнитура будут использоваться, что в книге должно быть подвижным, а что пришитым намертво, чтобы маленькие ручки ничего не смогли оторвать, какие детали делать съёмными, какие задания должны содержать странички и т.п.


Этап 3-й. Подбор материалов из личных запасов

Самый лёгкий и интересный этап. Обожаю копаться в тряпочках, ленточках и пуговках! Вывалила все свои запасы тканей, лент, бусин, фурнитуры. Перебирала, подбирала, прикладывала и ловила кайф, одновременно записывая, что нужно ещё докупить, чтобы осуществить задуманное. Несмотря на то, что запасы у меня немалые, список всего необходимого получился внушительным.

Этап 4-й. Покупка материалов

С этим внушительным списком я отправилась по магазинам. Одним заходом, естественно, не обошлась. Одно дело придумать, а совсем другое - приобрести именно то, что тебе нужно. Поэтому от нескольких задумок пришлось отказаться, что-то поменять, но было и несколько озарений - например, когда мне встретились радужные пуговки, сразу возникла идея разноцветной гусеницы из кружков, застёгивающихся на эти самые пуговицы, для чёрной-ночной картинки как нельзя лучше подошёл бархат («бархатная ночь», однако) и т.п.

Этап 5-й. Выкройки и трафареты

Нарисовав в натуральную величину сюжеты книжки, перевела на кальку и вырезала все необходимые детали, которые нужно было выкроить для аппликаций и съёмных деталей. Для цифр и букв на обложке подобрала шрифт, увеличила до нужных размеров, распечатала на обычной бумаге и вырезала - получились трафареты.


Этап 6-й. Раскрой

Начала я со страничек книги: вырезала квадраты с учётом припусков на швы из основных тканей, а также квадраты того же размера из тонкого и объёмного флизелина.

Кроила все квадратики одним махом - так для меня быстрее и удобнее. При раскрое пользовалась специальной линейкой и ковриком для печворка и дисковым ножом. Не понимаю, как я раньше без них обходилась?

По заготовленным выкройкам-трафаретам выкроила все необходимые детали для аппликаций и объёмных деталей. Тут приём «одним махом» не прошёл - выкраивала партию для каждого сюжета отдельно, не то запуталась бы - слишком много мелких деталей. На ткань контуры переводила при помощи специального фломастера - линии от него исчезают сами по себе в течение нескольких часов или сразу же после того, как ткань слегка намочить. При работе с мелкими деталями, аппликацией этот инструмент просто незаменим!

Кстати сказать, первоначально контуры я переводила на тонкий флизелин, затем вырезала и приклеивала на нужную ткань и снова вырезала, уже окончательно подготовив деталь к пришиванию. Вырезала все детали ножницами - кропотливое, долгое и муторное занятие, надо вам сказать, с учётом двойной работы.

Этап 7-й. Шитьё

Каждый квадрат-страницу проклеила сначала тонким флизелином, затем объёмным. Я всё боялась, что странички получатся слишком тонкими и не будут держать форму, поэтому некоторые страницы решила ещё уплотнить тонким проглаженным синтепоном, в результате - переборщила, странички получились слишком толстыми, что отразилось на толщине самой книги, да и с установкой люверсов пришлось повозиться. Мелкие детальки, как я уже говорила, также все были проклеены тонким флизелином.

Затем началось самое интересное - собственно шитьё. Сначала я слой за слоем пришивала, предварительно приколов булавками к основе крупные и приметав мелкие детали, служащие фоном (трава, дерево, снег из кружев и т.п.), а также основные детали (улитки, божья коровка, белочки, слон, цифры), попутно вшивая объёмные и подвижные детали (куст, травинки из лент, крылья, ножки и рожки), некоторые из которых предварительно нужно было отдельно сшить, оформить и наполнить бусинками (крылья божьей коровки, волны-кармашек, ухо слона и т.п.).


Обычно я пришиваю аппликации по контуру густой зигзагообразной строчкой - так мне кажется аккуратнее и надёжнее. Некоторые мелкие детали из фетра пристрочила обычной строчкой.
В процессе шитья, естественно, приходилось постоянно проглаживать детали и детальки, швы и шовчики, чтобы конечная картинка выглядела аккуратной.

Затем я приступила к шитью съёмных деталей.

Этап 8-й. Ручная работа

Очень много при шитье книжки оказалось ручной работы. Пришивание многочисленных пуговок, кнопок, установка люверсов, вышивка ротиков-глазок и даже вязание крючком «яблочек».

Первоначально я планировала яблочки сшить из фетра, но уж очень они получались мелкие, меня взяла лень и тут же посетила счастливая мысль обвязать хлопчатобумажными нитками деревянные бусины. Объём и новые тактильные ощущения от прикосновения к вязаной поверхности! Одно НО, но очень важное! Яблочки очень маленькие и все манипуляции с ними ребёнок должен проводить под неусыпным наблюдением мамы-папы. Все остальные детали я старалась пришивать крепко-накрепко, особенно пуговицы.

Этап 9-й. Сборка

Уф! Наконец-то все странички готовы! Теперь нужно приступать к сшиванию страничек в листы и соединению листов между собой. Работа уже не творческая, а скорее техническая. Разложив квадраты по порядку, лицевыми сторонами внутрь, я проложила строчку по периметру, оставив отверстие, через которое потом вывернула странички.

Чтобы получить ровные уголки, с изнаночной стороны обрезала углы наискосок близко к строчке.

Вывернув, отпарила страницы, отверстие зашивать потайным швом не стала, а прострочила поверху только по одной стороне квадрата, той, где была «дырка».

Затем поставила люверсы, как уже говорила, «с грехом пополам» из-за толщины некоторых страниц, и соединила все листы шнурком.

При первоначальном обсуждении книги мы с Олей говорили, что можно их соединить кольцами. Но, во-первых, книга получилась слишком толстой, таких больших колец всё равно в продаже не было, а, во-вторых, даже если бы и нашёлся такой диаметр, они все разъёмные и я бы боялась, что малышка может прищемить пальцы.

На будущее для себя отметила - для уплотнения одного листа книжки достаточно использовать тонкий флизелин для каждой странички плюс между ними - один слой объемного флизелина или тонкого синтепона. Вместо же люверсов можно в каждый лист вшить петельки и потом все листы также соединить шнурком. Соединение при помощи шнурка мне нравится тем, что листы книги можно в любой момент разъединить, поменять местами, играть с отдельными сюжетами, разложить по порядку странички с цифрами или цветные странички по цветам.

Но вот решусь ли я ещё раз сшить подобную книжку? Эээээ… Наверное, да! Но только после некоторого перерыва:)