ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежегодно в группах нашего детского сада проводится мониторинг уровня развития детей, готовности детей к обучению в школе, одна из основных задач которого, получение более полной информации об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка и группы в целом. На основании этих данных мы разрабатываем рекомендации для воспитателей и родителей по оптимизации процесса воспитания и развития детей.
Подбор рекомендаций обоснован анализом результатов « Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Стребелевой, в ходе которой выявлено, что наиболее «слабыми местами», т.е. теми качественными характеристиками психического развития, которые у большего количества воспитанников не соответствуют возрастной норме, являются - низкий уровень развития слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и речи, а также низкий уровень сформированности мелкомоторных навыков.
Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель,
взяв за руку своего малыша,
вместе подняться по этим
волшебным ступенькам вверх.
Не забудьте прихватить с собой игру
(ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!
Успехов в пути!!!
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??? Можно:
●Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
●Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
●Использовать в совместной деятельности элементы игры.
●Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
●Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
●Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
●Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
●Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
●Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
●Создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
●Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
●Предлагать детям:
––повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
––неоконченные фразы, которые нужно закончить;
––вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
●Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать
игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
●«Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)
●Игры - головоломки.
●Загадки.
●«Найди отличия».
●«Найди два одинаковых предмета».
●«Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
●«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
●«Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
●«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
●Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
●Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно
●В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:
––составлять группу из отдельных предметов;
––выделять предметы по назначению, по характерным признакам;
––классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;
––понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
––сравнивать предметы;
––соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
––делать самостоятельные выводы;
––отвечать на вопросы, делать умозаключения;
––устанавливать причинно-следственные связи.
●Чаще использовать задания на:
––сравнение пары предметов или явлений - нахождение сходства и различия между ними;
––нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
––складывание целого из частей (разрезные картинки);
––последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
––осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
––задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
●Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
●Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
●Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
●Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
●Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
●Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
●Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
Можно использовать
игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
●«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
●«Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
●«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
●«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
●«Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).
●«Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.
●Загадки.
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???
Можно:
●Развивать у ребенка умения:
––произвольно вызывать необходимые воспоминания;
––вспоминать последовательность событий;
––использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
––использовать образ как средство развития произвольной памяти;
––повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
●Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
––анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
––осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
––классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
––устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
●Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства - сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
Можно использовать
игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
●«Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
●«Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
●«Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.).
●«Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
●«Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
●«Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
●«Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
●«Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
●«Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
●«Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
●«Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
●«Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!
1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
––катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
––разминать пальцами пластилин;
––запускать пальцами мелкие волчки;
––сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался);
––делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмешь;
––двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
––показывать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;
––барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
––махать в воздухе только пальцами;
––кистями рук делать «фонарики»;
––хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
––собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);
––нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
––наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
––завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
––застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная.
2. Формировать графический навык, для этого можно:
––рисовать по точкам;
––рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);
––штриховать разными способами;
––обводить контуры фигур.
Учитель-дефектолог группы № 1 Л.П.Гнатченко
Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.
♦ Любите своего ребенка таким, какой он есть!
♦ Не наказывайте своего ребенка! Когда нам плохо, мы не начинаем вести себя лучше, но начинаем врать, чтобы скрыть собственную неудачу.
♦ Доверяйте своему ребенку! Нам не хочется обманывать того, кто нам доверяет, и мы стремимся быть еще лучше, делать добрые дела, совершать хорошие поступки.
♦ Уважайте своего ребенка. Помните, что мы уважаем тех, кто проявляет к нам уважение.
♦ Не смотрите на малыша сверху вниз, присядьте на корточки, когда говорите с ним, - так вам будет легче понять друг друга.
♦ Как можно чаще обнимайте своего ребенка (не меньше десяти раз в день), ласкайте его, гладьте по голове. Но делайте это тогда, когда он готов принять вашу ласку.
♦ Когда ваш маленький ребенок предлагает вам помощь, или хочет сделать что-то сам, давайте ему такую возможность, даже если вы уверены, что он пока не может справиться с такой сложной задачей, хвалите его за каждую малость, которую он смог сделать.
♦ Хвалите малыша, когда у него что-то хорошо получается, замечайте даже мелочи, в которых он успешен, ведь «доброе слово и кошке приятно», а ради похвалы ребенок будет готов стараться сделать еще больше, еще лучше.
♦ Чаще хвалите своего ребенка за каждую малость, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик », «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.
♦ Не ругайте своего ребенка за то, что он сделал что-то не так. Найдите в его действиях позитивное намерение, похвалите за то, что он сделал хорошо, а потом скажите, что можно было бы улучшить, - и покажите, как именно (ОСВК).
♦ Разделите для себя в первую очередь отношение к своему ребенку и к его поступкам.
♦ Если научить ребенка говорить родителям о том, что его мучает, и рассказать о том, что вы переживали нечто подобное в его возрасте (а обычно так и бывает), то часть детских страхов отпадет сама собой.
♦ Приучайте ребенка к порядку с полутора до шести лет. Потом это сделать намного труднее.
♦ Если ребенок попросил у вас помощи, поддержите его, помогите ему увидеть, что он может сделать сам, а в чем ему действительно нужна ваша помощь, и помогите в этом.
♦ Рассказывайте ребенку о своих успехах и неудачах и своих чувствах по этому поводу. Пусть он знает, что родители тоже могут ошибаться и огорчаться этим. Спрашивайте, что происходит у вашего ребенка и что он при этом чувствует.
♦ Будьте всегда на стороне своего ребенка, если возник конфликт с посторонними людьми и вам пришлось вмешаться. Если вы считаете, что он неправ, скажите ему об этом потом, наедине, используя ОСВК.
♦ Если вы в чем-то не согласны со своим ребенком или он вас чем-то огорчил, скажите ему об этом наедине, используя принципы ОСВК.
♦ Приучите ребенка обращать внимание на процесс. Важно знать, как процесс рисования приводит к красивому рисунку, а процесс решения задачи по математике к знаниям и пятеркам по этому предмету. Пусть он отмечает, что ему приятно делать, а что не нравится, тогда он будет чувствовать связь между процессом и результатом.
♦ Верьте в своего ребенка. Знайте, ваша вера в его силы помогает ему быть успешным.
♦ Не сравнивайте своих детей. Пусть они будут разными. Если им не придется вас делить между собой, они всегда будут любить и поддерживать друг друга.
♦ Помните, когда у вас появляется младший ребенок, старший все еще остается ребенком, которому нужна ласка, забота, внимание, возможность почувствовать себя маленьким.
♦ Спрашивайте у младшего ребенка, что он может сделать, чтобы самостоятельно урегулировать конфликт со старшим, что он может сделать, чтобы старшему было приятно и интересно с ним общаться.
♦ Создайте условия для того, чтобы младший ребенок мог приносить реальную пользу и мог сам выбрать область, в которой он может быть полезен, начиная с раннего детства.
♦ Уважайте территорию каждого из своих детей. Они в равной степени имеют право на неприкосновенность к своим вещам, независимо от возраста.
♦ Когда просите ребенка перестать делать что-то, говорите ему, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Вы удивитесь тому, какой у вас понятливый и послушный ребенок.
♦ Если вам не удается что-то запретить, узаконьте это, но в определенных рамках. Рисовать на стене можно, но только на одной.
♦ Когда мы наказываем детей тем, что запрещаем играть в компьютерную игру, и заставляем вместо этого читать, то чтение становится наказанием, а компьютер сладким запретным плодом.
♦ Научите своих детей принимать самостоятельные решения, делать выбор, брать на себя ответственность.
♦ Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в комнату и т.д.
♦ Помогите своему ребенку усвоить, что он может влиять на свою жизнь. Если его что-то не устраивает, он может это изменить.
♦ Предоставляйте своим детям возможность самостоятельного принятия решения, доверяйте им и поддерживайте в их выборе.
♦ Если ваш ребенок на вас обиделся, попросите у него прощения и скажите о том, как сильно вы его любите. Родитель, способный извиниться перед ребенком, вызывает у него уважение, и отношения становятся более близкими и искренними.
♦ Если ребенок стал вам грубить, поощряйте каждый раз вежливый разговор его с вами, обсудите с ним, что ему нравится и что не нравится в вашем с ним общении.
♦ Будьте деликатны и бережны со своими детьми. Помните, что родительские предписания - самые мощные установки, которые получает человек и которые могут помогать ему в жизни или, наоборот тормозить его успешность и создавать серьезные проблемы.
♦ Говорите ребенку о том, что вы его любите!
Инна Силенок, психолог
В наши дни рекомендации для родителей дошкольников поступают из самых различных источников, однако только некоторые советы могут помочь. Большинство родителей серьезно воспринимают мнения, рекомендации друзей и родственников, совершенно не факт что при этом они не авторитетны в таких вопросах. Основная сложность заключается даже не в том, что человек берет некорректную, слабо действенную информацию. Даже если родители получили необходимые эффективные сведения, они не используют их в жизни на регулярной основе.
Специалисты в вопросах психологии решили исследовать более подробно существующие проблемы родителей, детей, дабы в результате презентовать исключительно эффективные и полезные рекомендации, что были не раз протестированы семьями. Главная задача каждого родителя – скрупулезно применять освоенные познания в своей жизни, которые поданы в этом материале.
Перечень существующих проблем
Изначально, дабы рекомендации для родителей малышей дошкольного возраста начали работать, стоит решить для себя, какие сложности возникли конкретно у вас. Все потому, что бессмысленно бороться с такими проблемами, которых нет. Все мы разные, а потому у каждого свои трудности в жизни, и все же существует определенный базис, некое сходство, что объединяет различные проблемы, а также содействует их максимально быстрому разрешению.
Дабы это понять, отгородите себя от лишнего шума, лишних дел, по крайней мере на пару часов. Приведите свои мысли в спокойное состояние, сосредоточьтесь только на таких сложностях, которые сейчас существуют в вашей жизни. В обязательном порядке выпишите все проблемы на листик, дабы о ней помнить. В течении одного месяца таким образом выписывайте все проблемы, которые только придут на ум, а также которые ранее забывали выписать. Естественно, обыкновенный перечень проблем, не способен глобально помочь вам с ними попрощаться, и все же, такой метод многократно упрощает эту задачу,а также поможет разрешить любые вопросы проще и скорее. Важно запомнить, проблемы – это нормально, это одна из частей нашей жизни, по этой причине приучите себя их не только фиксировать, а их мгновенно разрешать, сразу же после возникновения.
Слова благодарности
Естественно, рекомендации для родителей весьма полезны, и все же, то, что хочет слышать любой из них от своего чада – это благодарственные слова. В реальности это не обыкновенные речи, поскольку у них таится сильнейший энергетический заряд, они помогают человеку выполнить намного больше, в итоге получив невероятный положительный энергетический заряд. Запомните, благодарность родителям необходимо для начала воспитать в малыше. Сделать это могут сами родители. И это не должно проявляться в форме обыкновенных угроз, либо в максимально строгом воспитании малыша, с той единственной целью, дабы он в любой ситуации говорил благодарственные речи.
С этой целью родители своим примером должны демонстрировать как это работает, дабы ребенок понимал, его папа и мама в каждой ситуации говорят людям спасибо за помощь, поддержку и прочее. Малыша можно воспитать в разы быстрее, если ему постоянно демонстрировать все наставления и поучения в жизни, наводить максимально конкретные примеры. Только так с полной уверенностью допустимо получить то, что ваш малыш при любых обстоятельствах станет благодарить и родителей, и всех окружающих за проявленное внимание, любовь, заботу и помощь.
Воспитание чада
В целом, родительские рекомендации базируются конкретно на воспитании чада, и все же в действительности тут нет ничего архисложного. Большинство родителей имеют такой стереотип – дабы воспитать малыша счастливым, мудрым и сильным, необходимо очень много внимания и времени ему уделять, в реальности дела обстоят иначе. От того, чем больше внимания уделяется чаду, более медленно он развивается. Многим ученым удалось доказать тот факт, что малыш учиться более скоро тогда, если он допустил определенную ошибку, после чего самостоятельно ее нашел и исправил. И все же, родители, как правило, изначально отчитают его за допущенный промах, при этом даже не рассказав в чем же суть проблемы, после чего самостоятельно данный промах поправляют. Ваше чадо, даже не осознав, что произошло, станет допускать аналогичную оплошность многократно, пока родители наконец то не поймут и не предоставят ребенку возможность получить свои познания, опыт от допущенных ошибок.
Не возникает сомнений, что родители, являются весьма опытными и разумными людьми, однако для чего это постоянно демонстрировать своему чаду, поскольку все мы начинали свой жизненный путь с таких моментов. Вот почему не стоит тратить время на лишние вопросы, оптимальнее всего взять и предоставить свой шанс малышу на саморазвитие. Естественно, стоит уделять внимание ребенку, и все же не излишне, таким образом вы сами скоро увидите, насколько ваш малыш ускорится в развитии.
Правильный образ жизни
Кроме того, рекомендации для родителей дошкольников, касаются и правильного образа жизни. Любой желает, дабы его малыши были умными, счастливыми, крепкими и здоровыми, и все же при этом родители продолжают вести нездоровый и неправильный стиль жизни, обучая свое чаду здоровью. Малыш не воспринимает ваши слова, он берет во внимание ваши поступки, копируя вашу модель поведения, поскольку он тоже желает быть взрослым. И если малыш видит — родители ругаются, курят, пьют, он осознает для себя следующее – дабы скорее повзрослеть, необходимо вести себя аналогичным образом. Такой вывод сделали разные психологи, ученые, при этом родители по прежнему сталкиваются с одинаковой ошибкой. Прямо сейчас начинайте самостоятельно вести правильную, здоровую жизнь, вот тогда-то ваши детки осознают, что необходимо расти здоровыми, быть активными, заниматься спортом, дабы быть полноценными, счастливыми, такими же взрослыми, как и папа с мамой. Совместно с ребенком запишитесь в любую спортивную секцию, это принесет пользу и вам, и вашему малышу. Поскольку у здоровых и сильных родителей, детки тоже будут самыми успешными, счастливыми и сильными.
Развивайте силу воли и характера малыша
Вряд ли рекомендации родителям когда либо закончатся, поскольку каждый имеет свое мнение на эту тему, и все же существуют определенные базовые истины, они объединяют большинство спорных вопросов, возникающих у родителей. Как правило, это касается характера ребенка, поскольку именно он определяет все дальнейшее воспитание и развитие индивидуума. Вы должны понимать единственный момент, независимо от того какой характер имеет ваше чадо, вы должны его уважать, не пытаясь при этом как-нибудь его поменять, потому что это нереально, вы только потратите время впустую. Допустимо направлять, улучшать, развивать характер, именно это многие воспринимают как смена характера.