2 приемы создания образа в загадках. Создаем загадки. Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

6. Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки

путём подбора рифмы.


1.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985, с. 15.

Итак, загадки классифицируются:

I По происхождению.

II По форме.

III По типам и приёмам описания.

IY По темам (по содержанию).


Для рассмотрения особенностей загадки как жанра литературы, для выявления

её художественного своеобразия важна система художественных образов, спо-

собы их построения в загадке. Поэтому мы предпочли классификацию загадок по способу создания образа, использованию различных изобразительно-вырази-тельных средств языка, так как моя цель – литературное развитие и развитие речи младшего школьника.

Особенности поэтической формы у загадок связаны с их жанровой природой.

В загадке так строится образ, чтобы не называть прямо предмет загадывания.

Способов запутывания отгадывающего и наведения его на правильный путь существует много.

1.По самой жанровой природе загадке, сопоставляющей один предмет с другим, свойственны разнообразные формы сравнения:

А) Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд.

Скорчится – с кошку,

А растянется – с дорожку.

(верёвка)

это собственно сравнение или положительное сравнение,

Б) На потолке

Висит сито

Не руками свито.

(паутина)

Не дерево, а суковато (олень с рогами) – этот способ построения образа называется отрицательным сравнением, ключик к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всеми его свойствами:

Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд,

От рогатого берут

И живулькам дают.

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мёд,

А вкус не тот.


Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(лошадь) –

здесь так называемое выключение сходных предметов из загадываемого.

Свойства, признаки, качества предмета могут отрицаться:

Есть крылья – не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звёзд не считаю,

Людей избегаю.

2.Ещё один способ построения образа – метафора, загадываемый предмет

замещается другим, например: огурец – горница, месяц – пастух.

А) При замещении предпочтение отдаётся одушевлённым предметам, но и неодушевлённые предметы в загадке говорят и двигаются:

Стоит толстуха –

Деревянное брюхо,

Железный поясок.

Б)В загадках велика роль олицетворения: топор «в лес идёт» и «кланяется»,

лапша «сидит на ложке». Немало загадок в форме олицетворения, использу-ющих собственные имена:

Стоит Антошка(Трошка, Тимошка)

На одной ножке;

Его ищут,

А он нишкнет.

это частная разновидность олицетворения.

В) Таинственная, странная, фантастическая картина создаётся в загадке, когда в описании сталкиваются признаки предметов загадывания и замещения:

Под землёй птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

(картофель)

Белый как снег,

Надутый как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест.

Образ построен с помощью контраста.

Художественное совершенство, поэтичность загадки зависит от того, наско-

лько выразительно, метко, наблюдательно выбран образ. Отбор признаков не случаен, отбираются самые характерные, которые отсутствуют у других пред-метов(иначе возникает возможность нескольких отгадок). Предмет замещения подбирается по тем признакам, свойствам, функциям и связям, которые послужат ключом для отгадывания:

Г) Признак может быть один:

Щука ныряет,


Трава прилегает.

Д) а может быть несколько, соответственно возникают разные образы:

В крутом буераке

Лютые собаки –

здесь отмечается, что пчёлы жалят так, как кусают собаки, а в загадке:

Шёл я мимо Шарашина двора,

Шарашины ребята ошарашили меня –

пчёлы в образе ребят.

Изображение разных качеств предмета загадывания создаёт разные загадки об одном и том же предмете, а подбор разных предметов замещения – разные редакции, варианты загадки. Например, загадка о севе:

Загану загадку,

Закину за грядку,

Моя загадка в рост пойдёт,

Калачом взойдёт –

Встречается в вариантах:

Брошу за грядку, год подожду –

Годовик (годовинку)пожну(на другой возьму).

Сбор урожая уподоблен годовику (однолетку – годовалому, перегодовавшему животному). В других вариантах говорится иначе:

Моя загадка пойдёт -

Сто рубликов найдёт.

Стоит лепёшка

На одной ножке,

Кто мимо не пройдёт,

Всяк поклонится - здесь гриб по внешнему сходству, по форме и размеру уподоблен лепёшке.

Красный сапог в земле горит –

свёкла по цвету и форме уподоблена красному сапогу.

Е) Много загадок, основанных на описании не только свойств предмета, но и способов его изготовления и применения, своеобразной биографии:

Бъют меня палками

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

Ж) Распространён и приём создания загадки указанием на функцию предмета, производимое им действие, по которому и надо угадать, о чём речь:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.



На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут.

З) Традиционность загадок выражается в том, что в них заметно присутствие устойчивой системы уподоблений. Сходные между собой предметы именуются братьями, либо сёстрами:

Два братца пошли в воду купаться.

Четыре братца на свете:

Два меньшие впереди,

Два большие позади,

Спешат, бегут,

Друг друга не догоняют.

Две сестры страдают,

В каморку зазирают,

Войти не смеют.

(притолока и порог двери)

«Сёстра» и «братья» могут носить имена:

Дарья да Марья без устали одна другой в глаза глядят.

(пол и потолок)

Два Петра в избе.


3. Нередко в загадках встречается иносказательность в форме метонимий:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан –

В основу замещения положен признак, который говорит о внутренней связи

сопоставляемых предметов (шуба и кафтан готовились из овечьей шерсти и шкур).


4.Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения

отдельных признаков умалчиваемых предметов:

А) Чёрненька, маленька,

Всему свету миленька.

(черника)

Сверху зелено,

Посередине толсто,

Под конец тонко.

здесь перечисление признаков.

Б) Оно часто перерастает в обширное описание:» Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и тяскло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и грузно, и легко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило»(ка-равай).

В)Если предмет не назван, то используются местоимения:

В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.


5. Иногда признаки предмета передаются в форме придуманных на этот случай слов:«И стучиха, и бренчиха, и четыре шумитихи, и хохол, и махор, и змея с хохлом» - эта загадка о телеге, которая на ходу бренчит, стучит, о колёсах, которые шумят, о лошади, её гриве (хохол), хвосте (махор) и кнуте с хвостянкой на конце (змея с хохлом). Такие слова – замены обусловлены промысловыми и бытовыми запретами, тайной речью:«Пошёл я на тух-тух-ту, взял с собой таф-таф-ту, и нашёл на храп-тах-ту; кабы да не таф-таф-та, меня съела бы храп-тах-та» - пошёл на охоту, взял с собой собаку, нашёл медведицу.


6. Вместо рассказа о предмете в загадки иногда дан диалог: «Криво да мимо, куда побежало? – Зелено – лукаво, тебя стерегчи» (околица и поле), «Эй, куда, борода? – Берегись, наскачу, лбом хвачу!» (козёл).


7.Загадка может быть в форме монолога: «Кто меня сделал – не сказывает, кто меня не знает – принимает, а кто знает - на двор не пускает» (фальшивые деньги), «Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять» (небо, звёзды, месяц).


8. Загадка есть вопрос, её вопросительная сущность обнаруживается в форме прямого вопроса: «Кто бежит без повода?» (река), «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (солнце), «Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать?» (вода), «Что вверх корнем растёт?» (сосулька).


9.В подборе предмета замещения большую роль играют привычные фольклорные образы. В загадках про зиму, мороз традиционен образ Деда Мороза, в них или не называется никакое действующее лицо или говориться «старик», «дед», «дедушка»: «Пришёл внучек по дедушку» (вешний снег на зимний снег), «Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит» (мороз). К числу традиционных фольклорных образов относятся «баба», «барыня», «мать», «старик», «хозяин», «бык», »конь», «баран», «пастух» и др.: «Золот хозяин - на поле, серебрян пастух – с поля» (солнце и месяц), «Матушкину скатерть не собрать, батюшкина коня не поймать» (небо, месяц).


10.Загадки иногда используют традиционные сказочные образы. Про медведя загадывают: «всем пригнётыш», это напоминает медведя из сказки о теремке. Про соху говорят: «Стоит баба-яга, распорота нога,весь мир кормит – сама голодна». Загадка о жареном гусе:»В Печерском, в Горшенском, под Крышинским сидит Курлын Курлынович», конечно связана со сказкой о скупой старухе и ловком солдате.

Как видим, трудно выделить: загадки, основанные на сравнениях используют описание действия, метафора и сказочные образы тесно переплелись между собой. Мы сознательно расширили и усложнили классификацию, чтобы показать богатство приёмов построения образа в загадке.


Другой аспект, по которому загадки, интересующие нас, различаются – их звуковая и ритмическая организация, которая часто приходит, чтобы указать на искомый образ. Иногда поиску отгадки, нахождению искомого образа помогают чисто формальные признаки.


1.Многообразны формы ритмического строя загадок:

А)»Суну, посуну, делаю посуду; высуну – поколочу и всю вызолочу» - ритмический строй загадки соответствует ладной, умелой, быстрой работе – ковке. Ритм русских народных загадок – «свободное и многократное варьирование двух- и трёхсложных стоп. И лаконизм в них достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов».1

Лежит/ кучка/ поросят,/ 2, 2, 3

Кто ни/ тронет /– завизжат./ 2, 2, 3

Под мостом,/ мостом,/ 3, 2

Лежит ги/ря с хвостом,/ 3, 3

Ни взять,/ ни поднять,/ 2, 3

Ни на воз /положить./ 3, 3

Приня/лась о/на за/ дело,/ 2, 2, 2, 2

Завиз/жала/ и за/пела,/ 2, 2, 2, 2

Ела,/ ела/ дуб, дуб,/ 2, 2, 2

Поло/мала/ зуб, зуб./ 2, 2, 2

Б) Ради воспроизведения ритма работы иногда придумываются и своеобразные

звукоподражательные слова: «Потату, потаты! Токату, токаты! А яички ворохом несутся» (молотьба).


2.Нередко загадки включают звуковой образ, звукоподражание:»Летели гуськи, дубовы носки:»Чок, чокоты наговаривали»».


3.Путь к отгадке показывает аллитерация и ассонанс: »Сам Самсон, сам мост мостил, без топора, без клинья, без подклинья» (мороз), «Что слаще мёда, сильнее льва?» (сон).


Как видно по приведённым примерам в группах нашей классификации встречаются загадки с различными типами структур: простые (распро-странённые и нераспространённые) и сложные предложения, повествовательные, вопросительные и восклицательные; в форме монолога, диалога и т. д.

Предложенная нами классификация даёт возможность ознакомиться с различными видами загадок, изучать загадку как жанр, её языковые и художественные средства, а значит использовать русские народные загадки в соответствии с целями литературного образования.

Навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения. 2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников. На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание. Данные контрольного этапа отражены в таблице 2 Уровни...

... – аналитический (или персонажа). Заключение Художественное произведение несет в себе большой развивающий и воспитательный потенциал. Исследователями определены психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил рассмотреть понятие ""полноценное восприятие"". В данном исследовании за...

36. Загадки.

Загадка – замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде.

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.

Способы создания загадок.

В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов реального мира по их отдельным качествам и признакам. Несколько способов создания загадок:

Предметы сопоставляются на основе какого-нибудь внешнего сходства: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (овёс)

Предметы сопоставляются по цвету: «Под лесом, лесом красна понька висит» (рябина)

Предметы (явления) сближаются на основе каких-либо признаков их внутренней структуры.

Предметы (образы) сравниваются по их функции, по той роли, которую они роли выполняют в бытовой жизни народа: «Синенька шубенка весь мир покрыла» (небо).

Предметы сопоставляются по особенностям их движения: «Бурко бежит, а оглобли стоят» (река и её берега).

37. Детский фольклор

область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре Ф.д., его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств.

Как сфера народной культуры Ф.д. относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр Ф.д. по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация Ф.д. на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета. В 20 в. формируется, в т.ч. и в России, научное направление - фольклористика детства, в рамках которой изучается Ф.д.

Классификация материала русского Ф.д. на основе функционально-возрастного критерия делит его на две группы. В первую группу ("поэзия пестования"), обращённую взрослыми к самым маленьким детям, входят колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни - произведения, назначение которых успокоить и усыпить ребёнка. В народе их называют "байками" (от глагола "баять", "баить" - "говорить"; древнее значение его - "заговаривать"). К заклинательной поэзии восходят самые древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен (Дрёмы, Буки, Кота). К таким мотивам относится и накликание смерти на ребёнка как способ уберечь его от болезней. По мере исторического развития колыбельные песни утратили обрядовую, заклинательную функцию; расширился диапазон тем и сюжетов, в т.ч. за счёт других жанров фольклора. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("Ладушки", "Коза рогатая", "Сорока- воровка" и т.д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах. Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребёнка исключительно поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей. В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор. Детские прибаутки также обеспечивают преемственность между двумя группами Ф.д. - поэзией пестования и собственно детским фольклором.

Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный Ф.д. объединяет заклички и приговорки, большинство из которых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. В определённых ситуациях дети выкрикивали хором обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Существовали и индивидуальные приговорки. Заклички и приговорки со временем превратились в игру, но в силу своего происхождения они до сих пор открывают для детей традиционный способ общения с миром природы.

Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть Ф.д. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др. Большинство современных игр и в настоящее время соединяет в себе педагогические и эстетические функции, способствуя приобщению детей к народной культуре. В игровом фольклоре выделяются т.н. игровые прелюдии - жеребьёвые сговорки, считалки. В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для неё часто становились произведения, созданные взрослыми. Жеребьёвые сговорки - рифмованные формулы-вопросы, с которыми обращаются к "маткам" при необходимости по условиям игры разделиться на две партии. Для этого дети широко использовали традиционные образы из сказок, песен, загадок и пр. ("Наливное яблочко или золотое блюдечко?", "Грудь в крестах или голова в кустах?"). Считалки - исполняемые скандированием рифмованные и ритмизованные произведения, с помощью которых дети распределяют функции в игре, определяют очерёдность действий её участников. По происхождению считалки - наиболее архаичные жанры, передающие веру древних в судьбу, выпадающую каждому по жребию или магическому, зашифрованному пересчёту. Со временем по аналогии со старыми возникали новые считалки, увеличивалось количество осмысленных сюжетов, часто складывавшихся из взрослых и детских фольклорных произведений другого назначения; водевильных песенок и переделок детских стихов, созданных профессиональными авторами (например, считалка "Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять", прототипом которой является стихотворение поэта 19 в. В.Ф. Миллера). Как ни один другой жанр Ф.д. считалки давали широчайший простор для импровизации на традиционной основе, для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов; придумывать новые.

Сатирический Ф.д. выполняет особую функцию во взаимоотношениях, складывающихся среди детей. Произведения сатирического Ф.д. способствуют психологической закалке ребёнка, помогая ему найти своё место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом. Такова дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает прозвища, клички, присловья. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство ("Ябеда-корябеда, солёный огурец!"). Ребёнок, умеющий за себя постоять, найдёт и подходящий ответ обидчику, т.н. оговорку: "Обзывайся целый год, всё равно ты - бегемот; обзывайся целый век, всё равно я - человек!". Видом сатирического Ф.д. являются и поддёвки, которые представляют собой искусственный или естественный диалог, в котором человек ловится на слове ("Скажи: Медь - Медь - Твой отец медведь").

Ф.д. как объективное отражение особенностей детской жизни в ту или иную эпоху - явление развивающееся. Система жанров, в основном сформировавшаяся в условиях аграрной страны с устойчивым домашним бытом, стала постепенно изменяться с развитием школьного образования, бытового и хозяйственного уклада в России. Городские грамотные дети, в противовес неграмотным сельским - хранителям бытовых и поэтических традиций, становились трансформаторами Ф.д. Городской гимназический фольклор 19 в., свидетельства о котором скупы, повлиял на расширение тематического состава Ф.д. (особенно загадок-каламбуров, загадок-игр), способствовал развитию и укреплению прозаических жанров (страшные истории, анекдот). С уменьшением в воспитательной практике семьи и детских учреждений доли традиционной поэзии пестования современная детская устная культура всё более обособляется от культуры взрослых; изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, а также на произведения, созданные профессиональными авторами. Если крестьянский фольклор становится достоянием книжной культуры, то современный Ф.д. - жизненное явление, отражающее стихийную оценку детьми общества, в котором они растут. Особого внимания детских педагогов и психологов заслуживают относительно новые образования: "чёрный юмор", "школьный словарь", "афоризмы военной кафедры" и другие произведения, активно бытующие в детской и подростковой среде.

Чёрный юмор" - разножанровый пласт детского и подросткового фольклора, который стихийно осмысляет противоречия современной действительности: обесценение художественного слова в значительной части литературы 50-70-х гг., ослабление и распад естественных человеческих связей в семье, между поколениями, а также потерю нравственных ориентиров и душевное опустошение человека под давлением псевдоценностей. Ироничное противостояние этому средствами пародийного развенчания, жёсткого гротеска или сознательного эпатажа и эстетического шока есть способ психологической личности в условиях социальной безысходности. Школьный словарь - пародийный жанр детской устной прозы, осмысляющий особенности взаимоотношений учителей и учеников, мальчиков и девочек; быта и нравов школы; школьных программ и методов обучения ("Ученик у доски - партизан на допросе"). Афоризмы военной кафедры - фольклорный жанр студенчества, постепенно спустившийся к школьникам старших классов. Представляет собой микрозарисовки из армейской жизни ("От меня до следующего столба - бегом марш!"). Различные жанры современной фольклорной прозы и поэзии при тактичном использовании могут стать материалом для диагностики менталитета, нравственного, эстетического уровня развития ребёнка и прийти на помощь в выборе методов психолого-педагогической работы воспитателя.

Тема «Загадка. Построение загадки в форме монолога и описания»»

Цель:

1.На примере загадки познакомить детей художественным построением текстов (описание, монолог) со средствами создания образа в художественных текстах- сравнением, олицетворением....

2.Литературное развитие и развитие речи младших школьников при изучении художественных особенностей загадки

Ход занятия:

1.Разминка (Игровой тренинг на развитие активного внимания)

Этюд «Слушай хлопки»

Давайте встанем в круг. Идите по кругу слушайте внимательно. Когда я хлопну один раз, то вы должны принять позу «аиста»(стоять на одной ноге, руки в стороны),а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу «лягушки»(присесть.. пятки вместе, носки и коленки в стороны, руки между ногами на полу).Если услышите три хлопка, то встанете и продолжите ходьбу. (2-3 раза)

Молодцы! Все правильно сделали, я вами горжусь.

2.Работа с загадкой.

(На доске или на экране три загадки)

А)Чтение загадок

I Я как песчинка мал, I

А землю покрываю;

Я из воды, а с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах

II Белый Тихон

С неба спихан

Где пробегает-

Ковром устилает

III Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает

Б) Беседа:

Давайте сравним эти загадки. Что в них общего?(Они все про снег)

Чем отличаются?(В каждой по-своему описан снег. В каждой названы разные признаки снега)

Чем отличается первая от других?(признаками)

Какие признаки внешнего вида снега в ней названы?(Мал как песчинка, блестит под солнцем как алмаз)

Какие признаки действия снега названы?(Летит с сверху, с воздуха, ложится на поля)

Какие еще признаки указаны?(Легкий как пух, он из воды)

С чем сравнивается снег в этой загадке?(С песчинкой, с пухом, с алмазом)

Чем еще отличается первая загадка от остальных? (Это как будто снег сам о себе рассказывает)

Верно, первая загадка построена в форме монолога, как будто загаданный предмет сам о себе рассказывает. В форме монолога могут быть построены и произведения других жанров

Чем отличается вторая загадка от других? (Названными признаками)

Какие признаки не названные в других загадках перечисляются в этой загадке?(Белый Тихон- значит он белого цвета, с неба спихан -значит падает с неба, ковром устилает-ложится ровно, пушистый как ковер)

Почему снег назван Тихоном? (Падает тихо)

Чем еще отличается вторая загадка? (В ней предмет назван именем, как человек. В ней нет речи предмета, она как чей-то рассказ о снеге).

Эта загадка построена в форме описания- перечисляются признаки. А образ снега создан с помощью литературного приема –олицетворения, предмет представлен как живое существо, да еще ему дается имя,как человеку.

В форме описания будет ваш рассказ, если вы говорите не о себе, а о ком-нибудь, или о чем-нибудь.

Чем отличается третья загадка от остальных?(В ней указаны другие признаки: что зимой снег греет землю на полях, весной тлеет, то есть тает, летом снега нет, он умирает, осенью оживает, то есть появляется опять.)

Как называются эти признаки? (это признаки действий снега)

Как построена эта загадка, как первая или как вторая?

(Как первая,она построена в форме описания)

3.Итог:

С какими формами загадки вы познакомились? (С формой описания и монолога)

Молодцы! Дома расскажите родителям то, что узнали сегодня о загадке. Возьмите в классном уголке сборник загадок, найдите загадку в форме монолога,то есть когда предмет сам рассказывает о себе, запишите ее, принесите эту запись на следующее занятие.

Загадка – краткое иносказательное изображение предмета, требующее отгадки.

В энциклопедии записано такое понятие «загадка – это замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

А известный фольклорист В. И. Чичеров писал, что «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, посланный в форме замысловатого, краткого, как правило ритмически организованного, описания какого-либо предмета или явления».

Загадки были широко известны на Руси, их знали, стар и млад. Долгими зимними вечерами загадки вместе со сказками и песнями можно было услышать на рабочих посиделках, где собирались подростки и молодежь. И сейчас многие из нас с удовольствием загадывают и отгадывают загадки.

Как же возникла загадка? Зачем понадобилось людям сочинять эти маленькие иносказания? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к глубокой древности.

Отправляясь в лес, первобытный охотник старался скрыть свои намерения. Он называл зверей и птиц другими, подставными названиями. Потом эта привычка вошла в норму. И даже там, где звери не могли слышать, о них из осторожности говорили иносказательно.

Сначала человек скрывал свои планы только от животных. Но позднее люди стали думать, что у лесов, полей и рек есть свои невидимые хозяева –духи. Дух леса называется леший. У поля было свое невидимое божество – полудница. Невидимый дух жил и в доме, его называли домовой. В бане обитал банник. Этих невидимых хозяев тоже следовало остерегаться, не сердить и скрывать от них свои намерения.

Но раз эти духи со всех сторон окружают человека, то и скрывать приходилось многое. И люди начинают иносказательно говорить об орудиях труда, о домашней утвари, о предметах ловли рыбы и охоты.

Особенно много иносказаний сохранялось у охотников. Например, ворона они называли верховой, кошку – запеченка, корову – рыкуша, свинью – низкоглядка.

Тайная речь позволяла людям скрывать свои намерения не только от природы, но и врагов. Поэтому тайная речь использовалась среди воинов.

В древности отгадывание загадок воспринималось как очень важное умение. У многих народов существовали особые обряды посвящения во взрослость. В эти обряды включалось и испытание мудрости: отгадывание загадок, владение иносказательной речью. Если же человек не выдерживал этот экзамен, то даже если ему было 30-40 лет, то его называли детским именем, не считали взрослым и не разрешали иметь собственную семью.

Типы загадок.

Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений, которое предлагается отгадать. И в самом деле! Например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» представлена капуста.

Есть загадки другого типа: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной; нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные ответы. Например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Май» (всего три буквы).

Эти типы загадок можно было назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок – загадки-задачи. Например: «Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два – под березой, один – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?»

Предлагаемые в этих загадках задачи требуют сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное. Сходство четырех типов загадок и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях.

Тематика загадок.

Загадки имели важное назначение. Когда не было учебников, с помощью загадок люди предавали знания об окружающем мире, в том числе и о животных, особенностях поведения, повадках.

Первыми занятиями людей была охота и собирательство. Значит, загадки о диких животных исторически более ранние. Когда человек начал приручать животных, он открывал для себя их строение, особенности поведения, все это запечатлел в загадках: «Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать» (лиса) или «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька».

В загадках о растениях люди подмечали особенности строения овощей, деревьев и цветов: «Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец) или «Как во поле, во кургане стоит девица серьгами» (береза).

Многие явления природы, такие как радуга, гром, тучи человек не мог объяснить. Одни из этих явлений радовали его, другие внушали страх, пугали. Чаще всего человек старался выяснить, на что похоже то или иное явление: « Красное коромысло над рекою повисло».

Человек обращал внимание на взаимосвязь небесных и земных явлений: «На земле слышно, если на небе стукнет» (гром).

Многие загадки посвящены орудиям труда и предметам, которые окружали человека в доме, во дворе: «Новая посудина, а вся в дырках».

В таких загадках самые обычные предметы иногда изображались непохожими, люди учились замечать и ценить их своеобразие и красоту.

Загадки запечатлели многие предметы, уже исчезнувшие из современной жизни. Такие загадки являются для нас историческим источником. Они несут свои сведения не только о самих предметах, но Ио том, как были устроены эти предметы: «Встану – выше лошади, лягу – ниже курицы» (дуга). Или «Баба Яга вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» (соха).

Шло время, а с ним ушли из быта многие предметы. Загадки о них стали непонятными и их перестали загадывать. Но зато появились новые: «за морем птичка поет, сюда весть подает» (радио).

Читая загадку, можно узнать, как простые люди относились к знанию, грамоте, умению читать и писать. Высоко ценили книгу и создавали о ней загадки:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает».

Способы создания загадок.

Загадки создаются разными способами. Первый способ создания загадок – описание свойств, признаков или качеств предмета: «Черненькая, маленькая, всему свету миленькая» (черемуха). Или «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» (ножницы).

Другой способ – сравнение. Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. В сравнении присутствуют два предмета: тот, который определяют и тот, с которым сравнивают. Другими признаками являются наличие слов: как, словно, будто:

«Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Поверткой в лес» (сорока).

В загадках встречается прием отрицательного сравнения. Этот прием легко узнать, так как в нем отрицаются признаки или свойства сравниваемых предметов: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит».

Существует еще один способ создания загадок – замещение одного образа другим. Например, в загадке слово «гриб» заменено собственным «Антошка»: «Стоит Антошка на одной ножке».

Я в мире загадок.

В своей работе я рассмотрела происхождение загадок, их типы, тематику и способы создания. У загадки много разных определений, которые близки между собой. Я считаю, что загадка – это краткое зашифрованное описание предмета в виде небольшого стихотворения или вопросительного предложения, которое необходимо отгадать.

Загадки возникли, как тайная речь, которая позволила людям скрывать свои намерения от природы, врагов.

По своему строению загадки бывают: загадки-описания, загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Разнообразны темы загадок: животные, растения, природные явления, быт людей. Загадки изменяются: старые умирают, но рождаются новые.

Изучив тему «Русские народные загадки», придумала загадки, используя способы создания загадок, и научилась определять тему и тип загадки.

Загадки-описания: «Как солнышко, но маленький,

Веселый, да удаленький.

Пушистенький ребеночек,

Зовут его » (цыпленочек).

«Серый, усатый,

В тельняшке полосатой» (тигренок).

«Его несешь ты в школу

На лямках за спиной.

Ох! Как тяжел же ящик!

Лежит там разум твой!» (портфель).

«К ней ты прикасаешься –

Глазки закрываются.

Только на нее ложишься –

Сразу сказка тебе снится» (подушка).

«Прилетает в гости к нам эта птичка к холодам.

Красной грудкой щеголяет, всех вниманье привлекает». (снегирь).

Загадки-замещения: «Растет у окошка в глиняном горшочке

Зеленый ежик. Не головы, не ножек» (кактус)

«У меня в квартире солнышко живет.

По веленью кнопки солнышко встает» (лампа).

Загадки-отрицания: «Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, а не лошадь» (осел)

Загадки – сравнения: «Крылья словно лепестки,

Усы будто у осы,

И летает словно птица.

Нас с тобою не боится» (бабочка).

Загадки – иносказания: «Дали братьям новый дом.

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился» (рука).

«Железные избушки прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой ведет всех за собой» (поезд).

«Давайте выведем соответствующее правило, проанализировав одну (хорошие методики на основе анализа одного примера, увы, не создаются - см. пример - Прим. И.Л. Викентьева) из самых простых народных загадок, ту, в которой говорится или, вернее, говорилось когда-то, когда ещё в ходу были колодцы:

«Вниз - смеется, кверху - плачет» (ведро).

В основе «герметического», туманного определения - процесс «остранения» предмета , изолируемого от его значения, вырываемого из обычного контекста. Предмет опускается и поднимается - вот всё, что мы о нём узнаем.

Но при этом заработали ассоциации и сравнения, объектом которых является не предмет в целом, а одна из его характеристик, в данном случае звуковая. Ведро поскрипывает... При спуске в колодец звук не такой, как при подъёме.

Ключ к новому определению - в метафоре, подсказавшей глагол «плакать». Поднимаясь вверх, ведро раскачивается, вода расплескивается... Ведро «плачет»... «кверху - плачет». Из этой метафоры, по контрасту, возникает предыдущая: «Вниз - смеётся». Теперь двойная метафора готова к тому, чтобы представлять вещь, одновременно её маскируя, возводя заурядный, будничный предмет домашнего обихода в ранг чего-то таинственного, дающего пищу воображению.

Проделанный анализ даёт нам, таким образом, следующую картину-кадр: «остранение - ассоциация - метафора». Таковы те три обязательных этапа, которые надо пройти, чтобы сформулировать загадку.

Действие этого правила можно продемонстрировать на любом предмете. Возьмем, к примеру, перо (наиболее вероятно, что сегодня это будет не так называемое вечное перо, а шариковая авторучка).

Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то оно оставляет отчётливый след. (Определение дано в общих чертах, весьма приблизительно, за более исчерпывающими формулировками просьба обращаться к романистам - приверженцам «школы взгляда».)

Вторая операция: ассоциация и сравнение. «Светлую поверхность», упомянутую в нашем определении, можно толковать по-разному, ибо образов и значений вырисовывается множество. Мало ли «светлых поверхностей» помимо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как «черный знак», на «белом поле» может чернеть в виде тропинки.

Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: «Это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле».

Четвёртая операция: - необязательная - состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму. Нередко загадке придают форму стиха. В нашем случае это несложно:

Он на белом-белом поле
Оставляет чёрный след.

Необходимо подчеркнуть решающее значение начальной, на первый взгляд лишь подготовительной, операции. На деле остранение - самый существенный момент, оно рождает наименее избитые ассоциации и самые неожиданные метафоры. (Чем замысловатее загадка, тем интереснее её разгадывать.)

Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире - тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. И процесс этот, процесс познания, зачастую происходит именно в форме неожиданного открытия, сюрприза. Отсюда то удовольствие, которое ребенок получает от самого поиска и от ожидающего его сюрприза; в процессе игры он как бы тренируется».

Джанни Родари, Грамматика фантазии, М., «Прогресс», 1990 г., с. 51-53..