Права родителей больного ребенка — наш опыт в больнице и выкладки из закона. Больные дети. Как принять больного ребёнка

01.02.2015 Олег Лажечников 30

Как и обещал, выкладываю наш скромный опыт по борьбе с системой по отстаиванию своих прав. Много тут писать не буду, так как немного и недолго пришлось что-то делать, тем не менее, возможно эта информация окажется кому-то полезной в будущем. Мы сами первый раз столкнулись со всем, и пришлось изучать все с нуля.

Наш сын лежал в Морозовской больнице в Москве в и (суммарно две госпитализации), поэтому, что и как происходит в других местах, знать не могу. В регионах, боюсь, совсем плохо дело и с условиями, и с правами. Не факт, что описанное нами тут, сработает где-то еще. Сами понимаете, права правами, но когда твой ребенок лежит беспомощный в больнице, как-то не до адвокатов и судов, и будешь бояться испортить отношения с медперсоналом лишними скандалами. По идее подобными вещами, если они приняли серьезный оборот, лучше заниматься после выздоровления, а не в тот момент, когда ты все свои моральные и физические силы отдаешь на выздоровление. Так же стоит учесть, что медики не враги, они точно так же заложники системы, и они подчиняются тем, кто сверху, и условия в больницах зависят совершенно не от них. А также некоторые из них просто банально не знают, что у родителей вообще есть какие-то права. Хотя люди разные бывают, и медики тоже.

Через глав врача

Прежде всего хотел попросить всех быть вежливыми, насколько это возможно, грубость она ни к чему. Самый действенный способ все решать не с младшим медперсоналом, от которого ничего не зависит, а с главным врачом, его заместителем, или заведующим отделением.

В нашем случае, проще всего было именно с заместителем главврача. Первый раз мы пришли туда с заявлением составленным юристом, где было четко все написано со всеми ссылками на законы. И то ли это повлияло, то ли заместитель хорошо знает все права родителей и без этого, но вопросы стали так или иначе решаться. И с историей болезни и анализами дали ознакомиться, и сделали копии всего, что нам нужно, и предложили привести своего врача, и сына в реанимации разрешили посещать. Хотя врачи на месте с пеной у рта доказывали, что история болезни — это военная тайна, и мне дураку без медицинского образования ее смотреть не нужно, а в реанимации так мы вообще себя последним гавном (извините за выражение) почувствовали.

Ссылку на старую редакцию закона я привел не просто так. Дело в том, что была очень хорошая статья на Rusmedserv (правильный медицинский форум), которую потом перепостили все, кто только мог. В этой статье были рассмотрены основные права родителей и прокомментированы очень понятным языком. И плохо только то, что отсылка идет на статьи старого закона, которые изменились, или которых вообще уже нет. Тем не менее, почитать эту статью стоит. Так же еще вот на тему прав родителей.

Хочу обратить внимание, что закон не идеален и в нем есть спорные моменты, противоречащие действующему законодательству с точки зрения логики, или просто не совсем ясные. Дело в том, что некоторые пункты в законе регулируются не самим законом, а отданы на усмотрение администрациям больниц. То есть существуют еще внутренние распоряжения и указы, которые мы с вами не можем вот так сходу узнать.

Я пробежался по закону и выписал номера статей, которые могут пригодиться.

Право родителей быть вместе с ребенком в реанимации

Чтобы не говорил юрист, с которым мы общались, права на пребывания в реанимации у родителей в России, к сожалению, нет. То есть в конституции, в самом законе об охране здоровья граждан, обозначено совместное пребывание родителя с ребенком, но реанимация, насколько я понял, приравнивается к операционной, а находиться там посторонним нельзя. То есть это тот самый пункт в законе, который регулирует сама больница, и она решает, кто может быть в реанимации, а кто нет. И если где-то кого-то пускают, то это всего лишь инициатива лечащего врача, который просто по-человечески входит в положение родителей, зная при этом, что если вдруг что, то у него будут проблемы с начальством.

И как нам сказал заместитель главного врача, мол, я могу подписать вам сейчас заявление, но в реанимацию мы вас все равно не пустим, можете судиться с нами сколько хотите, мы всегда найдем, что ответить вашим юристам. К слову, посещать несколько раз в день нам таки разрешили, но длительность посещений небольшая. Потом я почитал разные истории мам, и понял, что у нас везде так, и чтобы это изменить, нужно менять законы. Как я понял, если начинать судиться при текущем законе, то скорее всего это будет проигрыш, потому что реанимации — зона с особыми санитарными условиями, и очень легко придраться к тому, что у тебя и одежда нестерильная, и справку о состоянии здоровья ты не принес.

Поддержи в соцсетях!

Комментарии приветствуются! (уже 30 )

    Татьяна

    aloha-family

    Андрей Лунячек

    Ирина

    Яна

    Krym

    Узнать, что у ребенка неврологическая патология, огромный стресс для родителей. Но рождение такого малыша не должно быть трагедией, потому что вера в него и упорный труд дают надежды.

    Наш эксперт – директор НПЦ детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, главный дет­ский невролог г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Батышева.

    За последнее десятилетие количество детей с особыми возможностями здоровья, или, как сегодня принято говорить, «особенных» детей, существенно возросло. Поэтому вопросу оказания медицинской помощи таким малышам уделяется большое внимание. Но, как убеждены сами врачи, успех лечения неврологических болезней у детей зависит не только от врачей, но и от родителей.

    Рука об руку с доктором

    Нет плохих детей, все они прекрасные, у каждого свой талант, своя судьба. Если говорить о детях с детским церебральным параличом, как самой часто встречающейся неврологической патологией, то этот диагноз отнюдь не препятствует получению образования и профессии, созданию в будущем своей семьи… Уже доказано, что риск рождения нездорового ребенка у родителей с ничуть не выше, чем в здоровой популяции.

    Сегодня есть широкие возможности для лечения и реабилитации детей с серьезными двигательными и интеллектуальными нарушениями. Однако очень важно, чтобы с первого дня лечения врач и родители были «в одной упряжке». И если прикладываются усилия со всех сторон, то они просто обречены на успех. Например, в НПЦ детской психоневрологии была создана Национальная ассоциация по детскому церебральному параличу и сопряженным заболеваниям. И в этой ассоциации основную роль играют как раз родители, ведь лучше, чем мамы и папы, ребенка не знает никто, ни один врач.

    Четыре стадии

    Психологи говорят, что каждый родитель, узнав о серьезном заболевании ребенка, проходит 4 стадии отношения к диагнозу. Первая – это страх, гнев и поиски виноватого. Вторая стадия – отрицание, когда человек пытается убедить себя в том, что пугающий диагноз – ошибка. На этом этапе люди часто идут к шарлатанам, колдунам, обещающим исцеление…

    Третья стадия наступает, когда проблема становится настолько очевидной, что ее уже нельзя не признавать, родители впадают в тяжелую депрессию. И наконец, последняя стадия – принятие ситуации и собственного ребенка таким, какой он есть.

    Разумеется, лучше, чтобы все эти стадии родитель осилил как можно быстрее, ведь чем раньше приступить к лечению, тем лучших результатов можно добиться. И нет сомнений, что успех реабилитационных мероприятий во многом зависит от того, насколько родители верят в своего ребенка.

    Но, к сожалению, не всегда мамы и папы добираются до продуктивной стадии своих переживаний. Порой они «застревают» на этапе гнева. Или депрессии. И живут, всех ненавидя и обвиняя в своем несчастье. Но ведь настоящая любовь не в том, чтобы жалеть себя, а в том, чтобы сделать все, что можно, для здоровья своего малыша.

    Нужны отцы!

    Вряд ли следует осуждать родителей. И здорового-то ребенка растить не просто, а больного – в тысячу раз сложнее. Поэтому многие мамы приходят к врачам буквально на грани нервного срыва. Общество у нас нетерпимое: родителей частенько «клюют» за то, что у них «не такие» дети, а самих малышей стараются выживать из детских коллективов.

    Вдобавок нередко матери «особых детей» воспитывают их в одиночку, потому что папы не выдерживают трудностей и уходят из семьи. Причем, как правило, большинство разводов происходит как раз в первый год жизни малыша. Именно поэтому такой семье особенно важно продержаться этот год. Дальше будет проще.

    Ответственность за сохранение семьи большей частью лежит на женщине. Поэтому, как бы тяжело ни было маме узнать, что с ее ребенком что-то не так, она все же не должна забывать, что и папа переживает не меньше. А женщина в такой ситуации обычно либо не обращает на своего мужчину никакого внимания, сосредоточившись полностью на больном ребенке, либо, что того хуже, начинает обвинять мужа в произошедшем несчастье. Выдержать такое по силам лишь самым стойким отцам!

    Поэтому, как бы ни было трудно, женщинам необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы их мужчина остался рядом с ними. Ведь если семья сохранится, всем будет от этого только лучше, потому что сообща справиться с любой бедой легче.

    Да и дети, брошенные отцами, вынуждены всю жизнь жить с комплексом нелюбви, который чреват тяжелейшими последствиями.

    Они и мы

    Люди вообще часто допускают ошибки в воспитании. Не исключение и родители «особенных детей». У них самых частых ошибок – две. Первая: стремление окружать своих отпрысков гипер­опекой – из жалости к ним. От этого вырастают махровые эгоисты и потребители. Другая крайность – запирать детей в четырех стенах. Это уже делается не столько из жалости к детям, сколько из-за стыда за них. Изоляцию дети переживают особенно тяжело, вплоть до суицидов.

    К сожалению, пока наше общество не отличается терпимостью к людям с ограниченными возможностями (особенно ментальным инвалидам), да и до создания безбарьерной среды тоже еще далеко. Но все же родителям «особенных» деток необходимо стараться относиться к ним как к обычным детям. Понимать, что они так же хотят любить, дружить, общаться. Эти дети очень сильные, мужественные. Они каждый день борются за свою жизнь, за каждое новое движение, новое слово.

    Самим фактом своего существования рядом с нами они многому учат взрослых. Например, умению ценить то, что мы имеем и чаще всего воспринимаем как данность: возможность ходить, работать руками, говорить. А еще эти дети могут нас научить радоваться даже самой малости: хорошей погоде, доброй улыбке, а в особенности каждому маленькому достижению, которому они смогли овладеть с нашей помощью.

    Добрый день! Ситуация следующая: одна из мам привела сына в сад (всегда приводит к 7 утра первым) с сильным кашлем. Как позже выяснилось, у ребенка еще и температура 38,5. Хотелось бы сразу отметить, что медперсонала в саду нет! Воспитатель позвонила маме и сообщила, что малыш плохо себя чувствует, у него температура 38,5 и сильный кашель и попросила забрать ребенка домой. На что воспитатель получил ответ мамы: «мне некогда, у меня бизнес!» В результате, больной ребенок сидел в саду со всеми остальными до 19 часов.

    В итоге, моя дочь и некоторые другие дети, стали сильно кашлять и появился насморк. Я списала появление соплей на режущийся зуб, а кашель, на сопли, которые она не может высморкать и они застревают в горле и она начинает ими давится. Просидели мы дома неделю никуда не выходя, и в пятницу вдруг дочка сообщает, что у нее болит живот. Вызываю скорую, нас увозят в инфекционное отделение в состоянии средней тяжести. Обследование показало, что имеется вирусная инфекция и в результате осложнения с кишечником. Пролежали какое-то время в больнице и выписались долечиваться дома.

    У меня несколько вопросов по данной ситуации.

    1) Скажите пож-та, как повлиять на заведующую, при помощи каких законов, чтобы при приводе родителями откровенно больных детей, их сразу разворачивали домой лечится?

    2) Как бороться с такими родителями-любителями приводить больных детей?

    3) Обязан ли сад иметь в штате мед.работника?

    4) Имеет ли право воспитатель не пустить в группу больного ребенка? Если да, то на каких основаниях он оценит самочувствие малыша?

    5) Имеет ли право воспитатель, самостоятельно вызвать скорую помощь для такого ребенка, без присутствия мамы? Или если мама, как в моей истории, просто отказалась приезжать, т.к. ей некогда.

    Заранее спасибо! Галина, Химки.

    Ответы:

    1) Скажите пож-та, как повлиять на заведующую, при помощи каких законов, чтобы при приводе родителями откровенно больных детей, их сразу разворачивали домой лечится?

    Ответ: в этом случае нарушены обязательные требования по ежедневному приему воспитанников в детский сад, установленные п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, согласно которому «Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями (медработниками), которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей…

    Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей».

    То есть, Вы можете направить сообщение о нарушении указанного п. 11.2 в Роспотребнадзор, который обязан принять меры.

    2) Как бороться с такими родителями-любителями приводить больных детей?

    Ответ: используя вышеуказанные обязанности работников ДОУ не принимать заболевших детей или с подозрением на болезнь. Если же родитель весьма существенно нарушает права своего ребенка и других детей детского сада на здоровье, то можно обратиться в прокуратуру, детскому омбудсмену, отдел опеки с требованием принятия мер к родителю, нарушающему права ребенка.

    3) Обязан ли детский сад иметь в штате мед.работника?

    Ответ: по данному поводу есть масса неоднозначных документов Минобразования, Минздрава России, которые исполняются с учетом региональных и муниципальных особенностей.

    Поэтому наиболее точный ответ на Ваш вопрос может дать только районное (городское) подразделение Роспотребнадзора, поскольку требования СанПиН 2.4.1.3049-13 включают множество обязательных ежедневных и прочих мероприятий, которые должны проводиться в ДОО квалифицированным медработником (см. пп.12.9, 12.10, 14.21, раздел XVIII, п. 20.2. и пр.).

    4) Имеет ли право воспитатель не пустить в группу больного ребенка? Если да, то на каких основаниях он оценит самочувствие малыша?

    Ответ: поскольку в вышеуказанном п. 11.2 указывается на отказ в приеме больного (с подозрением) ребенка воспитателями (медработниками), согласно вышеуказанному п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 воспитатель имеет право не пустить в группу больного ребенка.

    Конкретного перечня оснований оценки самочувствия малыша не регламентировано в силу множества болезней и индивидуальных особенностей их перенесения ребеночком. Поэтому здесь нужен компетентный работник, если таковой отсутствует, то нужно его найти (например, позвонив в территориальную детскую больницу, поликлинику, ближайшему медику и пр.).

    В этом случае мной не указываются явные признаки заболевания (температура более 37, рвота, понос, сыпь и пр.), при наличии которых воспитатель обязан изолировать ребенка и вызвать родителя и медика (скорую) (см. п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13).

    5) Имеет ли право воспитатель, самостоятельно вызвать скорую помощь для такого ребенка, без присутствия мамы? Или если мама, как в моей истории, просто отказалась приезжать, т.к. ей некогда.

    Ответ: см. п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13. из которого следует, что в случае выявления заболевания ребенка воспитатели его изолируют, оказывают первую помощь, вызывают родителя, медработника или скорую и ожидают прихода родителя или медработника (скорой). Кто первый придет, тот уже компетентен в решении вопроса о госпитализации ребенка или отводе его домой.

    Практический совет: в случае невозможности приезда родителя к заболевшему ребенку для избежания в дальнейшем претензий целесообразно отразить в письменном виде (например, актом оповещения и пр.): время оповещения родителя (другого родителя), способ информирования и сотрудников детского сада, которые оповещали.

    Владимир Коржов, юрист.

    Узнать, что у ребенка неврологическая патология, огромный стресс для родителей. Но рождение такого малыша не должно быть трагедией, потому что вера в него и упорный труд дают надежды.
    За последнее десятилетие количество детей с особыми возможностями здоровья, или, как сегодня принято говорить, «особенных» детей, существенно возросло. Поэтому вопросу оказания медицинской помощи таким малышам уделяется большое внимание. Но, как убеждены сами врачи, успех лечения неврологических болезней у детей зависит не только от врачей, но и от родителей.

    Рука об руку с доктором

    Нет плохих детей, все они прекрасные, у каждого свой талант, своя судьба. Если говорить о детях с детским церебральным параличом, как самой часто встречающейся неврологической патологией, то этот диагноз отнюдь не препятствует получению образования и профессии, созданию в будущем своей семьи. Уже доказано, что риск рождения нездорового ребенка у родителей с ДЦП ничуть не выше, чем в здоровой популяции.

    Сегодня есть широкие возможности для лечения и реабилитации детей с серьезными двигательными и интеллектуальными нарушениями. Однако очень важно, чтобы с первого дня лечения врач и родители были «в одной упряжке». И если прикладываются усилия со всех сторон, то они просто обречены на успех.

    Четыре стадии

    Психологи говорят, что каждый родитель, узнав о серьезном заболевании ребенка, проходит 4 стадии отношения к диагнозу. Первая – это страх, гнев и поиски виноватого. Вторая стадия – отрицание, когда человек пытается убедить себя в том, что пугающий диагноз – ошибка. На этом этапе люди часто идут к шарлатанам, колдунам, обещающим исцеление…

    Третья стадия наступает, когда проблема становится настолько очевидной, что ее уже нельзя не признавать, родители впадают в тяжелую депрессию. И наконец, последняя стадия – принятие ситуации и собственного ребенка таким, какой он есть.

    Разумеется, лучше, чтобы все эти стадии родитель осилил как можно быстрее, ведь чем раньше приступить к лечению, тем лучших результатов можно добиться. И нет сомнений, что успех реабилитационных мероприятий во многом зависит от того, насколько родители верят в своего ребенка.

    Но, к сожалению, не всегда мамы и папы добираются до продуктивной стадии своих переживаний. Порой они «застревают» на этапе гнева. Или депрессии. И живут, всех ненавидя и обвиняя в своем несчастье. Но ведь настоящая любовь не в том, чтобы жалеть себя, а в том, чтобы сделать все, что можно, для здоровья своего малыша.

    Нужны отцы!

    Вряд ли следует осуждать родителей. И здорового-то ребенка растить не просто, а больного – в тысячу раз сложнее. Поэтому многие мамы приходят к врачам буквально на грани нервного срыва. Общество у нас нетерпимое: родителей частенько «клюют» за то, что у них «не такие» дети, а самих малышей стараются выживать из детских коллективов.

    Вдобавок нередко матери «особых детей» воспитывают их в одиночку, потому что папы не выдерживают трудностей и уходят из семьи. Причем, как правило, большинство разводов происходит как раз в первый год жизни малыша. Именно поэтому такой семье особенно важно продержаться этот год. Дальше будет проще.

    Ответственность за сохранение семьи большей частью лежит на женщине. Поэтому, как бы тяжело ни было маме узнать, что с ее ребенком что-то не так, она все же не должна забывать, что и папа переживает не меньше. А женщина в такой ситуации обычно либо не обращает на своего мужчину никакого внимания, сосредоточившись полностью на больном ребенке, либо, что того хуже, начинает обвинять мужа в произошедшем несчастье. Выдержать такое по силам лишь самым стойким отцам!

    Поэтому, как бы ни было трудно, женщинам необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы их мужчина остался рядом с ними. Ведь если семья сохранится, всем будет от этого только лучше, потому что сообща справиться с любой бедой легче.

    Да и дети, брошенные отцами, вынуждены всю жизнь жить с комплексом нелюбви, который чреват тяжелейшими последствиями.

    Они и мы

    Люди вообще часто допускают ошибки в воспитании. Не исключение и родители «особенных детей». У них самых частых ошибок – две. Первая: стремление окружать своих отпрысков гиперопекой – из жалости к ним. От этого вырастают махровые эгоисты и потребители. Другая крайность – запирать детей в четырех стенах. Это уже делается не столько из жалости к детям, сколько из-за стыда за них. Изоляцию дети переживают особенно тяжело, вплоть до суицидов.

    К сожалению, пока наше общество не отличается терпимостью к людям с ограниченными возможностями (особенно ментальным инвалидам), да и до создания безбарьерной среды тоже еще далеко. Но все же родителям «особенных» деток необходимо стараться относиться к ним как к обычным детям. Понимать, что они так же хотят любить, дружить, общаться. Эти дети очень сильные, мужественные. Они каждый день борются за свою жизнь, за каждое новое движение, новое слово.

    Самим фактом своего существования рядом с нами они многому учат взрослых. Например, умению ценить то, что мы имеем и чаще всего воспринимаем как данность: возможность ходить, работать руками, говорить. А еще эти дети могут нас научить радоваться даже самой малости: хорошей погоде, доброй улыбке, а в особенности каждому маленькому достижению, которому они смогли овладеть с нашей помощью.