Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни Ощущения и самочувствие женщины на девятом месяце беременности

Екатерина Комар

Врач-неонатолог,

НИИ акушерства и педиатрии,

г. Ростов-на-Дону

Неделя тридцать третья

К началу тридцать третьей недели плод уже до-статочно подрос (его масса составила 1800 г), ему становится все теснее в полости матки. По этой причине его движения становятся более ску-пыми из-за резко ограниченного пространства, но более интенсивными и резкими в силу возрос-ших возможностей плода. Его мышечная система укрепляется (он постоянно тренировался на про-тяжении всех предшествующих недель), растет и его масса, что в совокупности делает его толчки более сильными. В начале девятого месяца свое-го развития в большинстве случаев плод уже рас-положен головкой вниз (это положение является наиболее физиологичным - обеспечивающим оптимальное протекание родов). Однако иногда положение, когда плод располагается в полости матки головкой вверх, сохраняется на протяже-нии еще ряда недель. Но это не значит, что у него не будет возможности перевернуться. Иногда в результате активных движе-ний, с помощью специальных гимнас-тических упражнений, выполняемых ма-терью, плоду удается принять опти-мальное для родов положение. Если же нет - то и это не страшно: опытные акушеры в процессе родов оказывают специальные акушерские пособия (руч-ные приемы, применяемые акушерами для обеспечения как можно более щадя-щего для плода и матери течения родов), позволяющие избежать возможных ос-ложнений.

Постепенно увеличивается толщина подкожного жирового слоя, благодаря чему кожа плода становится все более гладкой. Цвет ее меняется на все бо-лее светлый, приближается к розовому. Уменьшается количество пушковых во-лосков (лануго), покрывавших до этого практически все тело плода. Волосы на его голове становятся все более густыми и темными. Но часто бывает так, что ре-бенок рождается практически без волос на голове. В этом случае они у него отрас-тают несколько позже. Количество первородной защитной смазки, покрывающей тело плода, ста-новится больше - так проявляется под-готовка к процессу родов, в ходе кото-рых она и понадобится.

Продолжается совершенствование, со-зревание внутренних органов плода. Сердце увеличива-ет свою массу, благодаря чему усилива-ются его «насосная» функция. У кровенос-ных сосудов увеличивается толщина стенок, благодаря чему повы-шается их тонус. У легких за-канчивается формирование альвеол (морфологических и функциональных единиц легочной ткани - крохотных воздушных пузырьков, в которых и про-исходит газообмен между кровью и вды-хаемым воздухом). Совершенствуется функция почек, благодаря чему они способны уже лучше филь-тровать кровь, отделяя от нее продукты, являющиеся отходами обмена веществ. Разумеется, грандиозное развитие пре-терпевает головной мозг плода. Он уже полностью сформирован. Теперь основ-ная задача его развития - формиро-вание нервных центров, отвечающих за управление теми или иными важ-нейшими процессами в организме. Так, например, формируется дыхательный центр, центр терморегуляции, центр регуляции кровообращения (сердечно-сосудистый центр). Кроме того, растет количество нервных связей, обеспечи-вающих взаимодействие между нервны-ми клетками. К концу тридцать третьей недели масса плода возрастает до 1900 г, а дли-на его тела от макушки до ягодиц -43- 44 см.

Неделя тридцать четвертая

На этой неделе в плаценте матери начи-нают интенсивно синтезироваться гор-моны, стимулирующие выработку мо-лока в молочных железах. Этот фактор является серьезным шагом в подготовке груди к лактации. Плод часто и с удовольствием сосет свой палец, благодаря чему хорошо разви-ваются мышцы, принимающие участие в акте сосания. Особенно это относится к мышцам, расположенным в толще щек. Именно поэтому щечки новорожденного ребенка имеют приятную симпатичную округлость. Тренируя свой желудочно-кишечный тракт, плод постоянно заглатывает око-лоплодные воды. Также благодаря этому ин-тенсивно работают почки плода, возвра-щая в околоплодные воды около 500 мл кристально-прозрачной мочи.

Волосы на голове плода становятся значительно гуще и темнеют, приобре-тая красящий пигмент, но это не озна-чает, что такими они и останутся на всю жизнь. Нередко случается, так, что родив-шись брюнетом, к году ребенок оказыва-ется светло-русым или наоборот. Продолжается функциональное раз-витие печени и поджелудочной железы. Печень вырабатывает желчь, которая, ско-пившись в желчном пузыре, постепенно поступает в просвет тонкого кишечни-ка - в последующем она будет прини-мать активное участие в процессе пи-щеварения. Поджелудочная железа ин-тенсивно синтезирует инсулин {гормон, регулирующий уровень сахара в крови) и начинает синтезировать пищевари-тельные ферменты (липазу, расщепляю-щую жиры), трипсин, химотрипсин, карбоксипептидазу расщепляющие белки), амилазу, лактазу, мальтазу (расщепля-ющие углеводы).

Движения плода становятся все более упорядоченными: он не просто хаотично двигается, но сильно толкается ручками и ножками, выпрямляет туловище. Плод хорошо слышит разнообразные звуки, у него теперь есть предпочтения: некоторые звуки ему явно нравятся, он реа-гирует на них кратковременным замиранием, при этом его сердцебиение становится спокой-нее. Если же звук, который слышит плод, ему неприятен, он реагирует усилением двигатель-ной активности и учащением сердцебиений.

Плод активно растет, укрепляется его костная система. Кости плода становятся плотнее, в связи с чем он потребляет кальций из крови матери, Если в этом сроке мать не получает достаточного количества кальция с пищей или в виде препара-тов кальция, то ее организм может страдать от де-фицита этого элемента. К концу тридцать четвертой недели своего раз-вития плод весит около 2100 г, длина его тела от макушки до ягодиц составляет около 44 см.

Неделя тридцать пятая

Все внутренние органы плода продолжают совер-шенствоваться, их функциональные возможности становятся более зрелыми - продолжается подго-товка всего организма плода к внеутробному су-ществованию. Продолжает откладываться подкожный жир, наиболее заметно это в области плеч и верхней части спины. Лицо плода становится все более округлым и упитанным. Глаза его большую часть времени остаются закрытыми, периодически он их открывает, моргает, зажмуривается. Края ногтей уже достигают кончиков пальцев рук и ног - к моменту рождения ноготки будут уже достаточно длинными. Все меньше и меньше становится пушковых волос на теле.

В кишечнике плода уже скопилось некоторое количество мекония (первородного кала, состоя-щего из клеток эпителия кожи плода и желчи, выделяющейся в просвет кишечника). В норме меконий должен оставаться в кишечнике до мо-мента рождения ребенка и отходить только через 6-8 часов после рождения. Однако если на последних неделях беременности плод ис-пытывает выраженное кислородное голодание, то меконий может отходить внутриутробно, что является неблагоприятным фактором, так как свидетельствует о неблагополучии со сторо-ны плода и риске возникновения определенных осложнений со стороны дыхательной системы плода, если околоплодные воды, содержащие ме-коний, попадут в его легкие. Это может произой-ти в процессе родов. Обнаружить меконий в око-лоплодных водах акушер-гинеколог может в тот момент, когда воды отходят. В норме околоплод-ные воды прозрачные и имеют очень светлый желтоватый оттенок. В том случае, когда в око-лоплодные воды попадает меконий, они непро-зрачны и окрашены в зеленовато-коричневый цвет. Зачастую при этом в них определяются более или менее крупные включения перво-родного кала. На протяжении последних недель беременности заподозрить присутствие в околоплодных водах мекония можно на основании ультразвукового исследования.

Интенсивно развиваются на этой неделе над-почечники плода (железа внутренней секре-ции - парный орган, расположенный на верхуш-ках обеих почек и

вырабатывающий несколь-ко важнейших гормонов, как регулирующих водно-солевой и минеральный обмен в организ-ме, так и отвечающих за реакцию организма на стресс, формирование вторичных половых при-знаков). К исходу тридцать пятой недели развития пло-да его масса достигает 2200 г (этот показатель и в норме может сильно варьировать, находясь в зависимости от многих факторов, в том числе и от наследственности). Длина тела плода увели-чилась до 46 см.

Неделя тридцать шестая

Тридцать шестая неделя развития плода завершает девятый лунный месяц беременности. По окончанию этой недели плод вступает в важнейший период непосредственной подготовки к процессу родов и адаптации (привыканию) к внеутробному существованию. Плод уже накопил определенное количество подкожного жира, что делает его очертания более округлыми. Лицо плода также округлилось, стали более выпуклыми, пухлыми щеч-ки. Постепенно исчезли складки и морщинки, придававшие прежде лицу плода старческий вид. Совершенствуются центры нервной регуляции дыхания, кровообращения, терморегуляции. К концу тридцать шестой недели дыхательный и сердечно-сосудистый центры уже до-статочно зрелы для того, чтобы в случае наступления пре-ждевременных родов обеспечить работу соответствующих органов.

Легкие плода к этому возрасту уже обзавелись необходи-мым количеством сурфактанта - вещества, обеспечивающего неспадение альвеол. Этот фактор обусловливает упругость аль-веол, ткань легких остается воздушной даже во время выдоха, что делает возможным постоянный газообмен между веноз-ной кровью, омывающей альвеолы, и воздухом, содержащим-ся в них. Если роды наступают на этом сроке, то легкие плода в боль-шинстве случаев вполне способны обеспечивать организм кис-лородом. На этом сроке плод занимает свое окончательное положе-ние в полости матки. Он настолько подрос, что изменить по-зицию ему, скорее всего, не удастся, хотя крайне редко быва-ют такие случаи.

Как правило, плод располагается в полости матки головкой вниз. Его позиция - с прижатыми к телу ручками и ножками и согнутой головой с прижатым к груди подбородком - обеспе-чивает наиболее компактное размещение в очень ограничен-ном пространстве.

Кости черепа у плода достаточно мягкие, между ними име-ются узкие щели и роднички, заполненные упругой и эластич-ной соединительной тканью. Эта особенность строения чере-па плода обеспечивает возможность менять конфигурацию в процессе родов: проходя по узким родовым путям матери. головка плода может изменить форму с округлой на вытяну-тую, что предохраняет и головной мозг плода, и родовые пути матери от травмирования.

Все органы продолжают совершенствоваться. Каждый из них уже достаточно зрел для того, чтобы в случае наступления родов обеспечить жизнеспособность плода, однако оставшие-ся недели необходимы для того, чтобы подготовить малыша к стрессу, который неминуемо ожидает его как в процессе родов, так и на протяжении первых недель жизни. К концу тридцать шестой недели развития плод имеет массу от 2400 до 2600 г. Длина его тела увеличивается не такими быстрыми темпами, как масса, и составляет 45- 46 см.

Таким образом, на протяжении девятого месяца своего развития плод набирает до 800 г веса. Очень важным является то, что к этому сроку все органы плода уже практически завер-шили свое развитие. Теперь будут совершенствоваться важней-шие нервные центры, оттачиваться согласованные действия эндокринной системы. Плод вступает в фазу своего развития, которая завершается с наступлением родов.

В этой статье:

Одним из самых любопытных периодов в жизни ребенка первого года жизни считается 9-й месяц. В этом возрасте многие дети начинают ходить и произносить первые осмысленные слова. Если ваш малыш пока не ходит и молчит, то это не повод бить тревогу, об отставании в развитии это не говорит, просто малыш копит силы.

Физическое и психическое развитие

Физическое развитие 9-месячного ребенка уже довольно прогрессивное — многие уже стоят самостоятельно, а кто-то только пытается встать, держась за бортик кровати или возле другой опоры. Ползает маленький егоза уже довольно быстро, некоторые могут уверенно топать вдоль дивана. Сейчас нужно сделать очередной осмотр жилища на предмет опасности для юного исследователя. Если в ваших розетках до сих пор нет заглушек, то уже пора их поставить. Бытовые прибора пора убирать подальше, видимые провода сократить до минимума. Все шкафы, тумбы и комоды пора проверить на предмет открывания-закрывания, либо заблокировать дверцы либо поставить специальную защиту от прищемления пальцев.

В возрасте 9 месяцев ребенок уже понимает взрослую речь и даже запреты, он знает слова, связанные с едой, прогулкой и сном. Уже в этом возрасте кроха может есть ложкой, конечно, еще не совсем уверенно, но главное, чтобы проявлял интерес. Пора учить малыша пить из поильника с мягким носиком и двумя ручками. Можно давать кусочки твердой пищи — печенье, кусочек хлеба, вареные овощи, даже если у малыша еще нет зубов, жевательные рефлексы нужно развивать.

Нужно активно развивать мелкую моторику, особенно важен захват предметов большим и указательным пальцем. В возрасте 9 месяцев дети могут повторять порядка 8 звукосочетаний и говорить осмысленно «мама», «папа», «на», «дай». Уделите особое внимание маленьким ладошкам, массируйте их, делайте «сороку-ворону», учите играть в ладушки. Эти упражнения способствуют развитию речевых навыков.

Девятимесячному ребенку нравится рассматривать себя в зеркале, а также ему нравится брать игрушку из рук взрослого и тянуть ее в рот. В этом возрасте появляется умение подражать действиям взрослого — покажите, что игрушку можно трясти, бить (для этого лучше иметь мягкий молоток во избежание неприятных инцидентов). Учите ребенка махать «привет» и «пока».
Для развития моторики можно просить ребенка пересыпать мелкие предметы, но лишь под вашим наблюдением, чтобы он ничего не проглотил. Научите его открывать и закрывать коробку, прячьте туда игрушку и просите открыть и достать. В этот период ребенок уже умеет радоваться удачным действиям и проявляет интерес к другим детям. По мимике крохи можно понять его эмоции — радость, огорчение, обиду, удивление и так далее.

Речевое развитие

На десятом месяце жизни ребенок уже знает свое имя и отзывается на него. На вопросы «где мама», «где папа» и так далее кроха сморит в сторону названного или показывает на него пальчиком. Просите ребенка подать вам что-то, например, из нескольких игрушек попросите выбрать пирамидку. В этом возрасте дети уже понимают слова «садись», «ложись», «дай», «на» и другие. Знает названия многих предметов и внимательно прислушивается к речи взрослых.

В 9 месяцев ваше чадо может повторять слоги и звуки, некоторые вещи выражает определенными звуками и много лепечет по-своему. При чтении книг показывайте ребенку картинки и называйте их: это кошка, она говорит «мяу-мяу», это собака, она говорит «ав-ав» и так далее. Не коверкайте слова при произношении, произносите их четко.

Режим дня

Режим 9-месячного ребенка почти не отличается от 8-месячного. К этому периоду у малыша уже выработалось одно и то же время для сна, утром он просыпается в одно и то же время, а вечером ложится. Питание пока 5-разовое, сон ребенка должен составлять 9-11 часов ночью и 3 раза в день по 1,5-2 часа. Многие дети переходят на 2-разовый дневной сон.

Утро вашего чада должно начинаться с привычных процедур — умывания, было бы неплохо приучить ребенка ходить по-большому в одно и то же время, так вам легче будет приучить его к горшку. Некоторые детки уже приучены к горшку в этом возрасте, если вы еще не начинали, то можете постепенно приступать. Неплохо было бы начать закаливать ребенка и принимать с ним воздушные ванны.

Гулять нужно 2-3 раза в день по 2-2,5 часа минимум, одевая по погоде. Не нужно сильно кутать ребенка, это ему лишь во вред. Одевать детей нужно так же, как себя, в холодное время года добавив один слой.

Традиция купания перед сном должна быть неизменной, в холодное время года можно купать через день, но подмывать после туалета в течение дня желательно. Разнообразьте купание игрушками, периодически их меняя. Если ваше чадо ночью много крутится, обязательно проверяйте, чтобы простынь прилегала к матрасу плотно во избежание заматывания в нее маленького непоседы.

Питание 9-месячного ребенка

К 9 месяцам ребенок уже многое кушает, пора разнообразить его рацион. Рецепты для 9-месячного малыша можно найти в книгах по воспитанию или в интернете. С этого возраста можно вводить в рацион рыбу, но делать это нужно лишь после консультации с педиатром. Для первого раза возьмите белую нежирную рыбу тресковых пород, хотя карп и судак тоже подойдут отлично. Предпочтение стоит отдать не замороженной, а свежепойманной рыбе.

Чем кормить 9-месячного ребенка: грудное молоко или смесь, овощные и фруктовые пюре, каши на воде и фруктовые соки. Многие детки в этом возрасте уже употребляют творожок или кефир.

Развивающие игры

В этом возрасте игры с ребенком должны быть направлены на развитие моторики и мышления, то есть более осмысленными. Игрушки для 9-месячного ребенка могут быть любыми — логические (пирамидка), мячи, машинки и так далее. Главное, чтобы они не несли опасности здоровью крохи. Музыкальные игрушки вызывают особый интерес.

Можно дать ребенку в руки мелок и показать, что он оставляет след на бумаге. Можно купить пальчиковые краски и рисовать вместе с ним, например, на старых обоях. Не забывайте про массаж и гимнастику. Приговаривайте прибаутки во время занятий, ритмично считайте, меняйте интонацию.

В виде гимнастики подойдут упражнения возле опоры — просите малыша сесть-встать пару раз, водите его за руки вперед-назад, поползайте, детям очень нравится вовлекать взрослых в игру.

Существуют даже специальные мультики для 9-месячного ребенка, нацеленные именно на этот возраст. Но не увлекайтесь ими, если малыш не проявляет интереса — комментируйте все, что происходит на экране, если все равно интереса не возникло — не нужно настаивать, в конце концов, успеет еще посмотреть.

В этом возрасте дети пытаются залезть повыше, поэтому будьте начеку, чтобы маленький летчик не совершил опасную посадку с дивана или стула.

Не забывайте хвалить ребенка за его маленькие достижения, для него это очень важно. Многие дети получают таким образом мотивацию от родителей, побуждение к действиям. Но не переусердствуйте хвалите только в нужные моменты, не надо сыпать похвалы за любое действие, чтобы не выработать психологическую зависимость. У ребенка должен быть здоровый интерес ко всему, а не ожидание похвалы.

На прогулке рассказывайте ребенку обо всем, гуляйте одним маршрутом и через несколько дней он будет узнавать дорогу сам. Например, он будет знать, что за углом детская площадка или большое дерево.

Не гонитесь за умениями других детей, каждый ребенок уникален по-своему и научится определенным действиям тогда, когда придет время.

Интересное видео о развитии малыша в 9 месяцев

Вот и наступила середина второго полугодия, все более активным становится развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни характерен кардинальными переменами в поведении, умениях и восприятии окружающего мира. Лежание в кроватке и сидение на одном месте постепенно отходит на задний план, уступая место подвижности, постоянному стремлению ползать, играть и осваивать новые территории. Развитие новорожденного ребенка наконец-то достигает той фазы, когда маме не обязательно постоянно держать его на руках, чтобы общаться и контролировать малыша. Достаточно просто наблюдать за младенцем и поддерживать зрительный контакт.

Что касается физиологии, то девятый месяц жизни ребенка является временем, когда совершенствуется костная и мышечная системы организма, а с психологической и физической стороны развитие малыша направлено на то, что в скором времени он уже должен пойти. Далее поговорим о том, к каким именно изменениям следует быть готовыми молодым родителям и что девятимесячный ребенок должен уметь.

Физические показатели развития.

Если ранее малыш активно набирал массу, то на девятом месяце жизни ребенка увеличение веса происходит медленнее. Это объясняется тем, что младенец постоянно двигается, все меньше лежит или сидит на одном месте, что стимулирует расход энергии. Детки за этот месяц набирают от трехсот до пятисот с половиной грамм, а в росте увеличиваются на пару сантиметров. По итогам, нормальный вес девятимесячного младенца, который предполагает календарь развития, составляет от восьми с половиной до девяти с половиной килограмм, допуская отклонение на один килограмм. Рост малышей колеблется от шестидесяти девяти с половиной до семидесяти двух с половиной сантиметров, отклонение может достигать трех сантиметров.

Навыки и развитие: что должен уметь в 9 месяцев?

В этом возрасте большинство малышей уже овладели следующими способностями:

Развитие новорожденного ребенка на этом этапе предполагает способность самостоятельно принимать , и без особых усилий сидеть на протяжении десяти минут. Кроме этого, когда младенец сидит, он может брать предметы, находящиеся в его досягаемости, даже если необходимо слегка потянуться к ним;

Если у ребенка есть, о что опереться, то он может сам стать на ноги, и даже сделать несколько шагов, но в этот момент ему необходимо держаться за что-либо, например за детский стульчик, слегка продвигая его перед собой. Ходунки использует на протяжении десяти минут, и совершенно не устает, при этом может прыгать и приседать;

Большинство малышей уже активно ползают по-пластунски, но стать на коленки и ручки им пока тяжело. Но ребенок на 9 месяце очень старается поползти, иногда ему нужна помощь родителей: специальные упражнения и задания, которые стимулируют развитие навыка. Если же пока младенцу не удается освоить навык, не переживайте – пройдет немного времени и он поползет также, как и его сверстники;

В этом возрасте младенцам уже интересно не столько взять предмет, сколько поднять мелкие крупицы, крошку, используя при этом не всю руку, а несколько пальцев, как бы ущипнув. Это характеризует развитие мелкой моторики, которое также сопровождается желанием дотронуться до всех окружающих предметов. 9-ти месячный ребенок уже без труда может разорвать бумагу на мелкие кусочки;

Когда младенец берет в руку ту или иную вещь, он с большим трудом отдает ее. Это объясняется тем, что разжимать пальцы все еще нелегко, а вот желание взять в руки кусочек еды, кружку или какой-либо другой предмет, крайне велико. Наиболее вероятная реакция, которую проявит ребенок в 9 месяцев, если у него попытаться отобрать предмет – это попытка оттолкнуть или отвернуться;

Не удивляйтесь, что младенец может стать капризным и нервным, его температура может достигать тридцати семи градусов, а слюноотделение значительно повыситься. Это все следствия , или же продолжения этого процесса. Развитие новорожденного ребенка является индивидуальным, поэтому если резцы не появились на девятом месяце – это не повод для паники. Вполне вероятно, что они начнут резаться немного погодя, причем не по одному, а сразу два или три зубика;

Психологические нюансы развития девятимесячного младенца.

Развитие ребенка в девять месяцев является всесторонним, поэтому включает в себя не только физические особенности или новые навыки, но и психологический аспект. Что же нового в этой области происходит на девятом месяце?

В 9 месяцев ребенок умеет говорить по слогам, и только начинает формулировать из них первые слова, чаще всего это обращения к маме, папе, бабе и деде. Процесс развития речи происходит в ускоренном темпе, параллельно малыш начинает воспринимать такое понятие, как интонация, и самостоятельно пытается управлять ею, произнося звуки и первые слова;

Когда ребенка называют по имени, он реагирует, оживляясь, поворачивая голову в сторону источника обращения и улыбаясь;

На девятом месяце развитие новорожденного ребенка касается и его эмоциональных проявлений: теперь он более четко реагирует на внешние факторы. Например, если смешить малыша, то он смеется, если его ругают, он обижается, а когда у него забирают что-либо, может проявлять злость;

Если ранее младенец указывал только на определенные, знакомые ему предметы, то сейчас он также с помощью пальца может показать, куда он хочет попасть, какую дверь открыть. Помимо этого он сам кладет предметы в свой карман и достает их.

Ребенок на 9 месяце знакомится с кивками головы, заменяя ими ответы на вопросы в формате да или нет. Кроме этого, просьба взять что-либо или подойти, уже понятна ребенку в таком возрасте;

Что касается игрушек, то 9-ти месячный ребенок еще не умеет правильно использовать их: ему интересно побить их друг об друга, бросить и смотреть на процесс падения, а также вложить один предмет внутрь другого;

Процесс одевания становится интересным для малыша, и он проявляет активное желание в нем поучаствовать. Календарь развития ребенка на 9 месяце указывает на то, что младенец старается сам просунуть руку в рукав, ноги в брюки, одеть или снять шляпку. Для еды малыш использует пальцы, и может сам держать в двух руках кружку с питьем.

Как оценить развитие новорожденного ребенка.

Есть ряд определенных навыков, которые указывают на нормальный процесс развития малыша, к которым относят следующие:

Когда ребенок говорит, он периодически повторяет одинаковые сочетания букв и звуков;
Малыш, который лежит на животе, тянется за игрушками, стараясь подползти к ним и ухватить;
Девятый месяц жизни ребенка предполагает способность ухватить предметы, которые расположены по бокам от него или слегка позади, находясь в сидячем положении;
Ребенок сидит, при этом, не опираясь на что-либо, пробует встать на ноги и проползти для того, чтобы достать какую-то игрушку;
Малыш может удерживать кружку с помощью двух рук, брать мелкие предметы и крупицы, используя два пальчика;
Развита реакция на собственное имя, восприятие родных, близких людей, способность отличить их от незнакомцев;
Развитие ребенка в 9 месяцев предполагает стремление к подражанию взрослым, что можно использовать с целью стимуляции его развития. Показывайте ему различные действия, которые он будет повторять, обучаясь все новым умениям;
Реакция на то, когда у малыша отнимают предмет, который он удерживает в руках, должна быть следующей: он стремиться удержать его у себя, тянуть в свою сторону, не отдавать и не отпускать.

Если какие-либо из перечисленных способностей все еще не проявились у малыша, хотя ему уже исполнилось девять месяцев, желательно обратиться к педиатру.

Развитие ребенка в девять месяцев: питание, рацион.

Календарь развития малыша предполагает продолжение кормления по тому же принципу, что и на восьмом месяце жизни, но с некоторым расширением рациона. Что касается грудного молока или смеси, то они остаются в ежедневном рационе малыша в количестве четвертой части от всего питания на протяжении дня. Для малышей, которые начали употреблять прикорм в полгодика, полагаются следующие продукты:

Пюре: овощное – до ста восьмидесяти грамм, а фруктовое – до восьмидесяти;
Различные виды каш – не более ста восьмидесяти грамм;
Половина желтка не чаще, чем дважды за неделю;
Пятьдесят грамм мяса;
Пять грамм сухариков и столько же пшеничного хлеба;
Сливочного и растительного масла по пять грамм;
До восьмидесяти грамм соков из овощей или фруктов.

Кроме этого, девятый месяц жизни ребенка предполагает употребление в пищу творога и кефира, желательно во время вечернего питания. Еще одним из новых продуктов для малыша станет нежирная рыба, в количестве пятидесяти грамм в неделю, и шарики из мяса, которые готовятся на паровой бане.

Ребенок на 9 месяце отлично кушает пюре, состоящее из двух и более компонентов, приправленное зеленью. Если у него нет аллергий и отрицательных реакций на продукты, то можно включать в рацион овсянку и пшеничную крупу, кашки, которые включают в себя различные злаки. указывает на то, что манка не желательна для пищеварения малышей, которым еще не исполнился годик. Эта крупа сложно переваривается в организме и тяжело усваивается.

Отдых на девятом месяце жизни малыша.

Календарь развития ребенка в 9 месяцев предполагает два дневных сна длительностью по два часа, и один ночной, десятичасовой отдых. Часто малыш предпочитает вечерний и ночной сон, поэтому проснуться может немного позже.

Если младенец привык к грудному вскармливанию, то вполне вероятно, что он захочет покушать в любое время. Руководит этими инстинктами не голод, а скорее чувство привязанности и потребности в маме.

9-ти месячный ребенок не всегда спит по часам – иногда у него есть свой график, поэтому не стоит переживать, если малыш просыпается рано или поздно ложиться. Развитие к 9-ти месяцам достигает того этапа, когда младенец сам не может контролировать фазы активности. Он заинтересован в постоянном движении, общении и изучении окружающего мира.

Стимуляция развития младенца.

Для того чтобы психика малыша развивалась правильно, ему необходим постоянный тактильный контакт с родителями, поэтому не смотря на увеличение массы ребенка, желательно чаще брать его на руки. Развитие ребенка по месяцам включает в себя широкий спектр направлений, поэтому необходимо уделять внимание всем аспектам. Что касается способности говорить, здесь отличным помощником станут книги, картинки, стишки и четверостишья. Показывая малышу тот или иной рисунок, попросите его указать на знакомые ему элементы картинки.

Очень важна стимуляция ползанья, так как ребенок в 9 месяцев уже должен активно осваивать эту способность. Для этого можно использовать ряд упражнений, например:

Скрутите одеяло в форму валика и положите его младенцу под грудь, при этом поднимая малыша за уголки одеяла, чтобы он мог продвинуться к какому-либо предмету, лежащему впереди;

Развитие к 9-ти месяцам уже достигает того этапа, когда малыш сам хочет ползать, но он все еще нуждается в опоре для ног. Чтобы он научился перекрестно ползать, можно приставлять опору под ноги поочередно;

Если развитие ребенка в девять месяцев уже позволяет ему ползать практически самостоятельно, отличной игрушкой для него станет детский дом с тоннелями, который в принципе родители могут смастерить самостоятельно;

В этом возрасте детки очень любят смотреть за тем, как что-либо делают взрослые, например, строят башни из колец или кубиков. Сам малыш еще не может выполнить такую задачу, но уже стремиться освоить процесс выстраивания пирамиды, когда ставит одну фигурку на другую. Построив сооружение, предложите ребенку его разрушить – этот процесс вызывает восторг у младенцев. Учите малыша убирать за собой игрушки, допустим, поиграв с пирамидкой, пусть он аккуратно выложит кубики в коробку;

Развитие новорожденного ребенка предполагает постоянное знакомство с новыми предметами. 9 месяц – самое время изучить, что же собой представляет туалетная бумага. Младенец постарается ее порвать, скомкать, тем самым разминая пальцы и ;

Пупсы и куклы – игрушки не только для девочек, малышу-мальчику будет очень интересно играть с маленьким человеком, кроме того, пупс поможет малышу познакомиться с названиями частей тела и лица. Укажите младенцу, где у куклы нос, рот, рука, нога, а потом попросите его повторить названия;

Очень хорошо влияют на развитие ребенка в 9 месяцев игры с водой: переливания ее из одной посуды в другую, купание, хлопки по поверхности воды и так далее.

Положите несколько маленьких игрушек в посудину и засыпьте крупой – пусть младенец поищет их;

Дети очень любят веселые песенки и музыку, поэтому периодически можно включать ему разные мелодии, чтобы младенец мог похлопать, подвигаться в ритм;

Для развития тактильных ощущений можно сделать специальную коробку, в которую сложить самые разные вещи, отличающиеся по своей текстуре. Например, некоторые ткани, бумагу, крышку от бутыли, мочалку и другие не опасные предметы;

Не забывайте про спортивные занятия: игры с мячом, колечками, и другими гимнастическими снарядами.

Девятимесячный малыш нуждается в постоянном общении и внимании. При этом у него всегда должна быть возможность самостоятельно определить, чем он хочет заняться, с какими игрушками поиграть и так далее. Это важный момент, который определяет развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни является началом в формировании человеческих качеств у малыша, таких как самостоятельность и умение самому принять решение.

В возрасте 9-ти месяцев ребенок уже начинает очень активно исследовать весь дом. Передвигаться ему с каждым днем становится все легче и комфортнее, а значит и родителям за крохой нужен глаз да глаз ежесекундно! Поэтому мамам и папам рекомендуется тщательно подготовиться к такому поведению детей и внимательнейшим образом проверить все окружающие предметы на потенциальную опасность. А также следует спрятать все бьющиеся и легкодоступные дорогие вещи, чтобы ребенок их случайно не испортил и не повредился сам.

Еще можно позаботиться о том, чтобы в каждой комнате для крохи были какие-то забавы под рукой. Если вы оказались в кухне или в зале, не следует бежать в детскую за игрушками. Подготовьте заранее какие-нибудь корзинки с интересными предметами, чтобы кроху можно было занять чем-то в любой момент, а не бегать в поисках игрушек по квартире.

Позволяйте крохе самому начинать новую игру. Для этого можете в некоторых местах (на полу или на нижних полках) по дому расставить корзинки с предметами. К примеру, это могут быть бигуди, деревянные ложки и тарелки, старые кассеты, брелок от ключей и т.д. Такие новые игрушки вызовут интерес у малыша и займут его на некоторое время.

Играем и развиваемся!

Все, что звенит, стучит и шумит. Детки в любом возрасте любят различные шумные игрушки, будь то колокольчики, барабанчики, пищалки и т.д. У родителей, конечно, не всегда есть силы выдержать такие звуковые атаки, но если есть желание порадовать кроху - можете совместно поиграть с ним в такой вот оркестр!

Развиваем тактильные ощущения. Сложите в коробочку ткани и предметы разной текстуры, как например, кусочек меха, шелка, картона, клеенки, линолеума, пластика и т.д. Пускай ребенок во время игры учится различать разные предметы на ощупь.

Как правильно? Возьмите несколько игрушек, которые легко переворачиваются и поставьте их перед крохой вверх ногами. Смотрите, сможет ли малыш самостоятельно поставить игрушки в правильное положение. Если он пока еще не очень понимает что к чему, можете ему помочь. И в скором времени он сам будет определять, где у вещей верх, а где - низ.

Липучки и наклейки. Поиграйте с малышом липучками и наклейками. Есть такие цветные кусочки для ценников, их не больно отрывать, если они приклеятся к телу. Цепляйте такие цветные штучки на малыша, а он пусть цепляет на вас. Затем все снимайте в обратном порядке! Кроха также может их расклеить по дому или на свои игрушки!

Головные уборы. Посадите ребенка перед зеркалом и дайте какой-нибудь головной убор. Лучше всего, если это будет какая-нибудь шляпа или панама причудливой формы. Покажите крохе как ее одевать и снимать. Затем проследите сами, как он ведет себя в этом процессе перед зеркалом.

Развиваем координацию!

Игры с мячиком. Сядьте на пол и катайте друг другу небольшой мячик. Если у крохи плохо получается, покажите, как правильно его толкать. Можете также попросить малыша, чтобы он его вам принес. Для этой цели лучше использовать маленький и мягкий мячик, который удобно брать в ручки.

Собираем пирамидку. Покажите ребенку, как надевать специальные кольца на стержень и делать пирамидку. Детям очень нравится собирать предметы, потом их рассыпать и снова собирать.

Перевернутые предметы. Переверните кастрюлю или миску средних размеров вверх дном и поставьте перед крохой. Пускай попытается поставить ее в нужное положение. Можно также дать несколько других предметов, чтобы малыш их сложил в емкость.

Изучаем предметы. Положите перед ребенком три разных предмета и произнесите их названия, указывая на соответствующий предмет, например: мячик, собачка, ложка. Далее назовите один предмет и попросите кроху дать его вам, например: «Дай мне ложку». Если кроха успешно справится с заданием, изобразите бурный восторг и похвалите его!

Развиваемся во время повседневных дел.

Поймай меня, если сможешь. В этом возрасте родителям приходится играть с крохой в новую игру - «Поймай меня, если сможешь!». Если вам нужно переодеть малыша, а он постоянно от вас норовит убежать, старайтесь превратить весь процесс в веселую забаву и ни в коем случае не злитесь, и не ругайте ребенка! Несколько раз поймайте его за ножки и потяните к себе со словами: «Вот я тебя и поймала». После такой игры ребенок вскоре устанет и вам уже будет легче его переодеть.

Мягкие щеточки. Чтобы немного отвлечь внимание крохи, вы можете дать ему поиграть своей щеточкой, пуховкой или спонжиком для косметики (важно чтобы они были чистыми). Покажите крохе, как можно таким предметом касаться к животику, ручкам и ножкам. Как правило, такие вещи очень приятны на ощупь, и крохе будут в радость их прикосновения.

Коза рогатая или паучок. Поводите крохе по животику, ручкам и ножкам ребенка своими пальчиками, изображая веселого паучка или козу рогатую. Можно проговаривать: «Идет коза рогатая, за малыми ребятами, забодаю, забодаю, забодаю!». Малыш во время таких забав будет заливаться веселым смехом!

Имитируем взрослых. Когда ребенок с вами находится на кухне, можете дать ему небольшую кастрюльку, ложечку, немного водички и какой-нибудь крупы. Пусть он повторяет ваши действия и тоже «готовит кушать». Если ему надоест «готовить кушать», он может использовать предметы в качестве барабана. Не ругайте за это кроху, а также за рассыпанные и разбросанные кухонные принадлежности.

Самостоятельно моемся! Дайте ребеночку небольшую веселую мочалочку, и пусть он сам попытается себя помыть. Также пусть попробует самостоятельно вытираться полотенечком. У него еще очень неумело получается, но с маминой помощью со временем будет получаться все лучше и лучше!

Попрыгунчик! На прогулке детки очень любят прыгать через ямки, когда взрослые с обеих сторон держат их за ручки. Договоритесь с крохой, что он будет прыгать после условного знака, например, после «Оп!». Это поможет избежать непредсказуемых прыжков малыша, а также способствует запоминанию и пониманию определенных условностей. К тому же крохе нравится, когда он понимает значение слов и выражений!

Читаем. Старайтесь уделять время на чтение книг. Это очень важный элемент в развитии малыша. После активных игр прилягте вместе на диванчик и откройте яркую веселую книжечку. Читайте текст, а также рассказывайте о картинках, говорите названия предметов, животных, растений. Спокойно проведенное вместе время благотворно скажется как на крохе, так и на маме.

Потанцуйте перед сном. Поставьте спокойную музыку перед сном и немного потанцуйте с малышом. Можете медленно покружить его. Нежные и теплые объятия и прикосновения будут успокаивающим благоприятным фактором перед сном для вашего малыша.

Развитие ребенка от 8 до 9 месяцев

Физическое развитие

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки. Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.

Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку. Кроме того, ребенок сам начинает подражать действиям взрослых – пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол. Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом – переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Какие еще умения и навыки появляются в этом возрасте? На вопрос «Где?» малыш отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Карапуз знает свое имя и оборачивается на зов. С предметами ребенок обращается сообразно их свойствам: шар – катает, резиновую игрушку – сжимает и разжимает, емкости (коробки, корзинки, формочки) – вынимает один предмет из другого. Сейчас малыш уже хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: центры активности, шкатулки с сюрпризами, игрушки с веревочками, за которые можно тянуть, музыкальные игрушки с кнопками, погремушки, маракасы, молоточки с пищалками, прозрачные пластиковые бутылки с крупами, камешками, разноцветными бусинками, мягкие игрушки с наполнителями, мягкие игрушки с деталями на липучке, мячи, пирамидки, игрушки с прорезями, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами.