Развивающие игры и игрушки для детей (1 месяц). Первые игрушки: какие игрушки нужны новорожденному? Развивающие игрушки от 1 месяца

В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит. Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным - он же еще ничего не понимает. Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом - широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.

Главная и единственная потребность младенца - это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей "незамеченности". Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему - с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками.

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.

Кукла как человек

Первое, что воспринимает и на что реагирует младенец, появившийся на свет, - это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем" человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, также вызывают живое внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы.

Для младенцев, которые еше не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см). с отчетливыми чертами липа. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла-голыш . Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя.
  • Тряпичные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу - они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой игрушкой.
  • Колобок - шарик с изображением . Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок наблюдал за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.) . Важно, чтобы у "зверя" было выразительное "лицо" с крупными глазами. Особенно интересно, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет внимание малыша, удивит и обрадует его.

Как можно видеть, уже в первые три месяца ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие - они сосредоточиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы "впитывает" образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения "ребенок наблюдает, понимает, узнает" и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания - такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца - предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки - словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни - научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками . Такую карусель закрепляют на кронштейне над или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • "Турничок" с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
    Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.
  • Погремушки . Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки - самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог "греметь" ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.


Учимся хватать

Около трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны, ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой - складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия.

Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений.

Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно "звенеть", что принесет ему огромное удовольствие.

Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребенка. Он сразу поймет, что, двигая рукой, он вызывает перемещение и грохот всей карусели, и будет с удовольствием пользоваться этим открытием.

Все эти простые занятия очень полезны, поскольку учат управлять своими движениями, владеть своим телом.

Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Универсальным средством такой подготовки является самая традиционная младенческая игрушка - погремушка.

Уже в 2 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка - он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны очень легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки - лучше всего в форме булавы или гантели. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать и приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого ему взрослого: ребенка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. В первом полугодии близкий взрослый остается для младенца центральной фигурой, которая открывает ему дорогу в широкий мир.

Елена Смирнова,
д-р психологических наук,
руководитель учебно-методического
Центра игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" № 08 2007 год

Первый год жизни малыша — самый важный, самый необычный и потрясающий период для самого малыша и его родителей. Уже с 3 недели жизни у малыша начинают формироваться условные рефлексы, которые помогают ему в адаптации к окружающему его миру. Новорожденный готов к обучению. Задача родителей — помогать малышу развиваться с первых дней жизни.

Итак, в ярко выражена потребность малыша в психологическом комфорте. Малышу очень необходим контакт с мамой, пусть он чувствует что мама близко, рядом с ним, это придает ему уверенности и благоприятно сказывается на дальнейшем развитии новорожденного. Вам необходимо окружить малыша любовью, заботой, все делать нежно с улыбкой, разговаривая с ним спокойным голосом. Чтобы малыш почувствовал ваше тепло и уют, можно выложить его к себе на живот, это действует успокаивающе на кроху. Когда малыш просыпается приветствуйте его милой улыбкой, если он плачет — нежно прижмите его к себе, ласково разговаривайте с ним или пойте, но ни в коем случае не оставайтесь равнодушной к плачу малыша.

В первый месяц детишки просыпаются в основном для кормления, но если малыш бодрствует, воспользуйтесь моментом и ласково поговорите с ним — это пойдет на пользу его развитию. Когда переодеваете, пеленаете или кормите малыша скажите ему ласковые слова, как сильно вы его любите, какой он замечательный ребенок на свете, при этом пусть малыш видит ваше лицо.

С первых дней жизни малыша очень важно общение и с папой, чем раньше папа наладит контакт с малышом, тем гармоничнее будут отношения в дальнейшем в этой семье.

Маленьких детей принято пеленать, но в этот период жизни важно дать им удовлетворить потребность в движении, так как с двигательной активностью неразрывно связано не только физическое развитие, но и развитие головного мозга, психики и интеллекта. Поэтому не пеленайте туго кроху.

Когда малыш бодрствует в промежутках между кормлениями обеспечьте хорошее освещение, чтобы он мог изучать этот мир. Зрение у новорожденного гораздо ниже чем у взрослых людей. Малыш не видит предметы, расположенные ближе 15 см. от его глаз, а так же предметы расположенные на расстоянии дальше 1 метра. Оптимальное расстояние 25-30 см., однако даже на этом расстоянии пока предметы для него остаются не четкими.

Малыша поначалу привлекают предметы контрастного черно-белого цвета, например черные полосы, квадраты или круги на белом фоне.

Одновременно со зрением у крохи развивается слух. Появляется так называемое звуковое сосредоточение: если малыш плачет, заговорите с ним, он начнет прислушиваться к вашему голосу и замолчит. Материнский голос ребенок сможет выделить среди множества голосов. Чтобы привлечь внимание крохи сначала установите контакт «глаза в глаза», а потом начните разговаривать.

Постоянно разговаривайте с малышом когда он бодрствует, таким образом у него раньше возникнет потребность в общении. Важно, чтобы вы относились к нему как к полноценной личности и во время разговора смотрели ему в глаза. Когда говорите крохе улыбаясь нежные слова можете поглаживать его по щечке или тельцу. Наилучшее время для этого — когда ребенок сыт, но еще не спит. Если ребенок хочет спать, не заставляете его. Предлагайте общение, но не навязывайте его.

Игры и игрушки для малышей 1 месяца жизни

  • Игра «глаза в глаза». Держите ребенка в вертикальном положении и перемещайте его то дальше от себя, то ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее все находиться, — тогда вы увидите, что его взгляд становится сосредоточенным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.
  • Мамино лицо – самый любимый объект для изучения малыша. Располагайтесь на расстоянии 20-30 см от его глаз и активно гримасничайте: улыбайтесь, хмурьтесь, удивляйтесь.
  • Учите кроху рассматривать предметы. Подвесьте на расстоянии 50 см от его лица игрушку вертушку. Ваш малыш будет подолгу следить за ней. Детей завораживают движущиеся предметы.
  • Показывайте малышу яркие предметы и игрушки. Он с удовольствием будет их рассматривать. Учтите, что на одни игрушки малыш будет смотреть долго, а другие не будут вызывать у него никакого интереса, поэтому меняйте их время от времени.
  • Учите ребенка управлять глазами. Постепенно приблизьте игрушку к лицу ребенка, на расстоянии 20-25 см от лица остановите ее на короткое время, а затем также постепенно удаляйте. Когда вы останавливаете руку с игрушкой, ребенок учится задерживать взгляд на неподвижном предмете. Перемещайте игрушку не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Малыш сам, устав, отведет от нее взгляд.
  • Устраивайте экскурсии по квартире, держа ребенка на руках. Рассказывайте ему обо всем, что видите, и показывайте. Если вы заметили, что малыш зафиксировал свой взгляд, не отвлекайте его внимание чем-то другим, пока он сам не захочет отвлечься.
  • Мобиль. Составляющие их яркие игрушки способствуют привлечению внимания ребенка. Мобиль развивает зрение и слух.
  • Для развития цветового зрения повесьте перед ребенком на расстоянии 30 см разноцветную гирлянду, элементы которой должны быть довольно большими, а цвета расположены с учетом особенностей зрения новорожденного. В центе должны располагаться элементы красного цвета, после красного оранжевый или желтый и только затем зеленый, а по краям синий.
  • Нарисуйте улыбающуюся рожицу черным фломастером на листе белой бумаги, картинка должна быть больше 10 см в диаметре. Пусть забавная рожица развлечет малыша пока вы будете заняты делами. Можно так же использовать черно-белые фотографии.
  • Почаще надевайте полосатую кофту или кофту в крупный горох.
  • Можно изготовить и надевать яркие бусы из разноцветных пуговиц, бусин, лоскутов, тесемочек. Бусы будут не только развлекать кроху, но и учить его. Особенно, если вы используете не только разные цвета, но и разные фактуры тканей. Дело в том, что зрение у крохи развивается в тесной связи с осязанием, поэтому гладкий синий, шуршащий красный и шершавый желтый подарят ему массу новых впечатлений.
  • Классическая музыка и детские песенки. Дети быстро успокаиваются слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся темпом. Пойте крохе колыбельные песни. Держа кроху на руках, танцуйте с ним под знакомые ему мелодии. Постоянно ласково разговаривайте с малышом. Младенцы с удовольствием слушают музыку Моцарта, Чайковского, Вивальди, Шуберта, Верди, Шопена, Прокофьева, Грига и Штрауса. Длительность «музыкальной паузы» — пока ребенок получает от этого удовольствие.
  • Погремушки. Держа погремушку на расстоянии не менее 10 см от уха ребенка, поиграйте со звуком, но так, чтобы не испугать малыша. Когда мама трясет погремушку, перемещая ее на разные расстояния, у малыша пробуждается ориентировочная реакция. У ребенка возникает интерес к неизвестному, а затем возникает желание это неизвестное найти. Прислушиваясь к звуку погремушки, малыш начинает следить глазами за ней, поворачивая голову к источнику звука, т.о. возникает взаимодействие органов слуха и зрения.
  • Игрушки-манжетки. При движениях малыша ручками они напоминают ему о себе мелодичным звуком.
  • Крупные яркие игрушки с большими глазами. Человечки, животные, машинки и т.д. Хорошо, если к тому же глаза будут двигаться.
  • Неваляшки.
  • Различные куклы больше 40 см. с большими выразительными глазами.

Занятия с игрушками для ребенка 8-14 дней

1. Откуда светит свет?

Нужно: неяркий карманный фонарик или ночник (сделать их неяркими можно, затенив свет прозрачной тканью или накрыв лампу абажуром).

Ребенка носят на руках вокруг источника света, затем к лежащему на спине ребенку подносят с различных сторон фонарик или лампу и побуждают его тем самым поворачивать голову и следить глазами за светом.

2. Следи за игрушкой!

Нужно: яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и проч.) величиной 6-8 см., однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые или ярко-розовые).

Лежащему на спине ребенку показывают игрушку, держа ее на расстоянии 40-60 см. (расстояние подбирается для каждого ребенка индивидуально опытным путем). Затем игрушку, слегка встряхнув, медленно перемещают вправо-влево на 20-30 см., побуждая его следить глазами за предметом.

Примечание: скоро вы поймете, что ваше лицо для ребенка гораздо интереснее любой игрушки. Поэтому если вы хотите познакомить его именно с игрушкой, держите ее на вытянутой руке. Но потом обязательно дайте ему вдоволь насмотреться на ваше лицо! Через несколько месяцев вы поразитесь тому, как ребенок умеет «считывать» с лица малейшие оттенки вашего настроения.

3. Откуда слышен звук?

Нужно: металлофон (выбирается одна клавиша), бубен, колокольчик, погремушки с разными звуками, металлические и деревянные ложки, детская дудочка, султанчики из шуршащей бумаги и проч.

Слева или справа на расстоянии 25-50 см от лежащего на спине ребенка ударяют 2-3 раза в бубен (звенят колокольчиком, трясут погремушкой, хлопают в ладоши и т.д.), игрушку ребенок пока не видит. Разумеется, звук должен быть негромкий и приятный. Расстояние и громкость звука подбираются для каждого ребенка индивидуально. Когда, после 3-4 повторений, ребенок начнет искать глазами источник звука, ему показывают звучащий предмет.

Примечание: не забывайте, что самым полезным звуком для ребенка (в любом возрасте) является человеческая речь. Если вы не делаете ничего и просто разговариваете с ребенком, вы уже делаете очень много для его развития.

Занятия с ребенком 14-20 дней

1. Посмотри на меня

Ребенок лежит на спине, взрослый наклоняется над ним, смотрит ему в глаза, разговаривает с ним. Когда ребенок заинтересуется вашим лицом, постарайтесь несколько секунд не двигаться, «удерживая» его взгляд. Обычно ребенок в этом возрасте фиксирует предмет взглядом в течение 5-10 секунд.

Вариант игры: вы держите ребенка на руках и медленно отдаляете, а затем приближаете к своему лицу, пока он не поймает ваш взгляд. С наибольшей вероятностью вы окажетесь в этот момент в «позе Мадонны» — ребенок будет находиться примерно на уровне вашей груди.

2. Посмотри на колокольчик!

Точно также вы можете продолжить игру со звучащим колокольчиком, или другими звучащими игрушками, игра включает в себя 3 этапа.

1 этап — вы звените колокольчиком, пока ребенок не начинает искать глазами источник звука.

2 этап — вы показываете колокольчик, плавно двигая его над ребенком, пока малыш не начнет следить за ним глазами.

3 этап — вы держите колокольчик неподвижно в течение нескольких секунд, и ребенок фиксирует его взглядом.

3. Посмотри на игрушку!

Занятие проводится аналогично занятию «Следи за игрушкой», но, подвигав игрушкой, вы задерживаете ее на несколько секунд, позволяя ребенку зафиксировать на ней взгляд и рассмотреть ее.

Занятия с ребенком 20-30 дней

Нужно: яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и проч.) величиной 6-8 см., однотонные по цвету (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые, ярко-розовые). Лучше всего подойдет кружок из картона, на котором нарисовано улыбающееся человеческое лицо (в стиле «точка, точка, запятая»).

Вы снова держите игрушку на расстоянии 40-60 см над ребенком, лежащим на спине, но перемещаете ее уже по всем направлениям: дальше-ближе, вверх-вниз, вправо-влево, а также в различном темпе (быстро-медленно). Следите за ребенком — он должен фиксировать игрушку взглядом. Если он отвлекся, займитесь чем-нибудь другим и повторите игру через некоторое время, подбирая темп и расстояние по реакции ребенка. Точно также проводятся занятия со звучащей игрушкой.

2. Картинная галерея

Ваш ребенок вполне может тренироваться в сосредоточении взгляда и без вашей помощи. Для этого устройте ему первую в жизни художественную выставку. Лучшее положение для новорожденного ребенка, на короткое время оставленного без присмотра, — на боку. Лежа на спине, он может захлебнуться при срыгивании, а на животе ему может быть трудно дышать из-за слишком мягкого матраса. Поэтому, когда ребенок лежит на боку, основой его картинной галереи становятся стенки кровати. На них вы можете поместить картины на расстоянии не менее 30-40 см от лица ребенка (ближе ему трудно будет их разглядеть). Почетное место в этой выставке займут самые драгоценные экспонаты: черно-белые фотографии мамы и папы (оттенки цветов пока еще будут пугать ребенка). На другую стенку можно повесить (на выбор):

  • широкие черные и белые полосы шириной примерно 5 см;
  • черные кружки диаметром 3 см на белом фоне (чем меньше малыш, тем шире должны быть полоски и большие кружки);
  • шахматную доску или мишень.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

Всем известно, что дети и игрушки неразделимы, они существуют бок о бок друг с другом с давних времен существования человечества. Малыши много играют и не могут представить свою жизнь без игрушек. Однако игрушки для новорожденных немного отличаются от тех, с которыми забавляется ребятня постарше. Некоторые из них еще не подходят грудничку, который только начинает знакомиться с внешней средой. А какие подходят, давайте разбираться.

Играть или не играть?

Часто мамочки спрашивают, когда давать новорожденному игрушки? Почти до 1 месяца (а именно первые 2-3 недели) игрушки для младенцев - вещи необязательные, и они ему в принципе не нужны. Дело в том, что у крохи, которому еще не исполнился месяц, довольно слабое и неразвитое зрение: он и мамино лицо-то видит с трудом, не то чтобы играть с какой-то игрушкой, а тем более удерживать ее в ручке. Хотя, несомненно, знакомить карапуза с игрушками можно, но только под строгим контролем взрослого. В этот период игрушка для новорожденного - это любой объект, который поможет малышу научиться следить за ним, определять направление движения. Играть с крохой в первые недели жизни рекомендуется не больше 2-3 минут, чтобы не переутомлять его.

Игрушки для малышей

Первый месяц

Погремушки

Основная и первая забава почти всех детей первого месяца – это погремушка. Главной особенностью погремушки является то, что она издает разные звуки - шуршащие, гремящие, звенящие, тарахтящие и т. д. Этот звук интересует и завораживает малыша, заставляя поворачивать головку по направлению к нему, искать, откуда раздается звон или шуршание. Как вы понимаете, это очень полезно для развития слуха в частности и мозга в целом.

На кроватку или в коляску обычно вешаются так называемые бусы из погремушек - одни из самых популярных в нашей стране игрушек для младенцев.

Есть погремушки, развивающие тактильные ощущения малыша: из ткани, с прорезиненными поверхностями, с шуршащими или даже вибрирующими деталями и т. д. Некоторые погремушки надеваются на ручку или ножку крохи, что дает ему возможность поиграть со своими конечностями. Погремушки-браслеты очень легкие, с ними могут играть груднички, которые еще не умеют держать предметы в руках.

Погремушки-браслетики - настоящая находка для младенцев, ведь они уже хотят играть, но пока не могут держать предметы в ручках.

А вот простые пластмассовые погремушки не всегда хороши, так как могут травмировать детеныша. Он в свой первый месяц, еще плохо владеющий ручками и ножками, может стукнуть себя ею по голове или лицу. Поэтому играть с такой погремушкой нужно только под присмотром родителей.

Подвески

В 1 месяц малышу в кроватку можно закрепить игрушку-подвеску. Ее особенность в том, что она крепится при помощи кронштейна или специальной дуги. Кстати, мобили, которые стали жутко популярными в последние несколько лет, – из этой серии. Мобиль - это так называемая карусель, на которой висят разнообразные игрушки, небольшие по размерам и, как правило, очень разношерстные. Подвесные игрушки на карусели стимулируют малыша фокусировать зрение, координировать движения (ведь он будет стараться схватить игрушку или хотя бы ударить по ней). Музыка развлекает его и развивает слух, а разноцветные объекты на карусели знакомят его с цветами, с геометрическими фигурами и многим другим.


Мобиль, пожалуй, лучшая забава для малыша, который все время лежит: игрушки висят прямо перед ним, он будет рассматривать их и пытаться достать ручкой.

Мобили очень разнообразны, почти все крутятся и играют приятные мелодии, которые нравятся ребенку. Некоторые модели механические (заводятся ключиком), некоторые электрические (имеют в комплекте батарейку).

Если говорить о том, какие игрушки лучшие именно для грудного возраста, то мобиль в этом списке будет на 1 месте. Этот детский «гаджет» прослужит до 3-4 месяцев, после чего его можно будет заменить игровым ковриком с дугами.

Мобиль-проектор-ночник для кроватки - волшебный вариант для маленького человечка. Он будет долго разглядывать его, давая мамочке время для отдыха или выполнения каких-нибудь дел.

2-3 месяц

2 месячного карапуза в этот период начинают интересовать лица. Конечно, ведь он с рождения видит лица мамы и папы, и теперь он готов воспринимать «заменители» лица, взаимодействовать с ними. Речь здесь идет о куклах, а также об игрушках, воспроизводящих или имитирующих человеческое лицо или мимику. Грудничок 2 или 3 месяцев от роду охотно играет с улыбающимися зверьками или куклами, улыбается им в ответ, гулит и разговаривает с ними на своем «младенческом» языке.

Как правило, детки двух месяцев еще не умеют ползать и сидеть, они имеют возможность только рассматривать предметы. Поэтому желательно, чтобы объекты для игр были покрупнее, а их «черты лица» повыразительнее.

Неваляшка

У куклы неваляшки, как правило, большие, хорошо прорисованные глаза и веселая мимика лица, привлекающая ребенка. Если куклу качнуть, она издаст приятный переливающийся звон.

Кукла тряпичная

Прекрасный вариант - тряпичные куколки. Чаще всего они выполнены из гибких материалов, благодаря чему их можно сажать, приближая или удаляя от ребенка, и придавать им другие позы. Такой куклой можно «разговаривать», танцевать или просто попрыгать ей, что обязательно понравится крохе 2 или 3 месяцев.

Животные, птицы и пр.

Очень распространены игрушки, изображающие животных (кошечки, собачки, львята, жирафы и пр.) и птиц (петушки, попугаи и т. д.). Здесь важно, чтобы выражение на «лице» зверушки было позитивное, радостное. Лучше приобретать игрушку с большими глазами и улыбающимся ртом. Тогда кроха станет улыбаться ему в ответ. И совсем хорошо, если у зверька будет какой-нибудь световой или звуковой эффект. Такой «бонус» непременно обрадует и удивит ребенка.

В продаже имеются и так называемые «неведомые зверушки», а именно персонажи сказок или вовсе непонятного происхождения существа. Например, колобок, чебурашка, лунтик, смешарики и т. д. Такие игрушки для новорожденных подойдут для карапуза только в том случае, если они будут выглядеть добродушно и не агрессивно.

4-5 месяц

Малыши 4-месячного возраста и чуть старше уже во всю исследуют окружающий их мир. Они тянут ручонки, если хотят получить погремушку, и чем она ярче и привлекательнее, тем дольше она будет его развлекать. 4 и 5 месячного кроху легко занять: ему интересно буквально все!

В этот период малыши тренируют «двойной захват», то есть они пытаются брать игрушку сразу двумя ручками, поэтому стоит приобрести для него или что-то наподобие деревянной ложки, или предмет с длинной ручкой, чтобы его было удобно держать. Почти всем детям 4 или 5 месяцев нравятся предметы, которые можно перекладывать из одной руки в другую - кольца, шарики, кубики, куколки и т. д.

Мягкие игрушки

Детей этого возраста интересуют мишки, зайчики и обезьянки, которых можно дергать и хватать за длинные части тела - лапы, носы, уши и хвосты. Желательно, чтобы такие мягкие игрушки были без ворса, так как ребеночек будет тянуть их в рот.

Справедливости ради надо сказать, что многие педиатры не советуют покупать их малышам до года, потому что в ворсинках материалов скапливается пыль и бактерии. Поэтому, если животное было приобретено или подарено крохе, то хорошо периодически выставлять его на солнышко, которое убивает бактерии, и стирать в машинке.

И еще один совет: кроватки младенцев - это не корзины для сбора игрушек, не нужно их «украшать» мягкими, а тем более большими игрушками. Детки этого возраста уже активно переворачиваются и могут нечаянно уткнуться в зверя носом.

Стоит обратить внимание и на мягкие кубики с разнообразными тактильными элементами, развивающие мелкую моторику.


Мягкие кубики безопасны и долговечны, они легки, словно пушинка, и абсолютно бесшумны, их можно стирать в машинке. С их помощью можно изучать цвета и числа.

Кукла би-ба-бо

Это перчаточная куколка, которая надевается на руку человека и «оживает»: начинает двигаться, брать разные предметы и говорить. Несомненно, малыш, которому идет только 5-й месяц, еще не может сам надеть такую «перчатку» и управлять ей, но он будет с восторгом смотреть, как это делает взрослый. С куклой би-ба-бо можно играть в «ку-ку», она будет обучать ребенка, как здороваться, желать ему спокойной ночи и доброго утра (это даже можно сделать ритуалом).


Игра с перчаточной куклой понравится малышу, ведь она говорит и поет голосом мамы!

Книжки

Сейчас уже можно начинать читать новорожденным стихи или небольшие рассказы, показывать картинки. Малыши будут с удовольствием слушать вас и смотреть рисунки. Книжку с укрепленными страницами можно дать пощупать ребенку. Он обязательно попытается переворачивать странички.

В этот же период дети с удовольствием играют и с погремушками, теми, которые у них уже есть, и с куколками, и с животными, а также с радостью лежат в игровых ковриках. Эти забавы им еще не успевают надоесть и вполне по возрасту.

Полгода

Дети 6 месяцев уже прекрасно справляются с предметами: самостоятельно берут их, перекладывают и совершают с ними разные действия. Теперь их интересуют только предметы, а эмоциональное общение, которое еще вчера доставляло им радость, отодвигается на второй план. Можно даже проверить: если взять полугодовалого ребенка на руки и попытаться пообщаться с ним, улыбнуться ему, скорее всего, он никак не отреагирует, а займется активным изучением мелких и крупных предметов, которые обнаружит на взрослом - сережек, бус, цепочки, волос или воротника. Зная такую особенность малышей этого возраста, можно заранее приобрести слингобусы, чтобы ребеночку не было скучно сидеть на ручках. Особенно это касается «ручных» детей.

Развивающие

Развивающие игрушки - это то, к чему сейчас стоит особо присмотреться. Малыш, проживающий свой 6-й месяц, готов к более комплексным и сложным играм, способствующим дальнейшему оттачиванию движений. Это могут быть:

  • матрешки;
  • пирамидки;
  • колечки для бросания;
  • сенсорные мячи;
  • заводные игрушки (при игре с ними необходимо присутствие взрослого);
  • кубики ярких цветов и т. д.

Музыкальный мат

Это очень полезный «гаджет» для полугодовалого крохи. Коврик издает звуки разных музыкальных инструментов - пианино, скрипки, барабана, трубы, в нем запрограммировано несколько произведений известных композиторов-классиков, что позволит ребенку познакомиться с классической музыкой. Малыша необходимо положить на животик на коврик, а ему останется только хлопать по клавишам ручкой.


Этот интерактивный коврик со звуками не только порадует кроху, но и станет площадкой для его творческого развития.

В этот период малышу также нужны игрушки для ванны (в том числе и книга для ванны), пластиковое зеркальце, предметы обихода или быта, с которыми тоже можно играть (баночки, крышечки, стаканчики, ложечки и т. д.)

7-8 месяцев

В жизни 7-месячного крохи происходит все больше изменений. Он уже умеет переворачиваться со спинки на живот и обратно, некоторые дети сидят и даже ползают. Движения маленького человечка еще более точные и целеустремленные.

Любимыми играми для 7 или 8-месячного чада по-прежнему являются кубики. Только теперь он не просто их рассматривает и тянет в рот, карапуз старается что-нибудь соорудить из них.

Пирамидка тоже все еще в арсенале любимых игрушек малыша, тем более он сейчас просто обожает что-то перекладывать или ставить друг на друга.

Стаканчики (а также пирамидка из стаканчиков) с этого момента будут долго «любимчиками» детишек из-за их многофункциональности: в них можно что-то класть, наливать, из них можно строить пирамидки и играть «в кухню».


Пирамидка из стаканчиков - игрушка долгоиграющая, она должна быть у каждого малыша. Стаканчики многофункциональны: они вставляются друг в друга, в них можно что-то насыпать или наливать.

Музыкальные электронные игрушки. Их разнообразие может слегка напугать родителей, но для начала ориентиром пусть станет размер гаджета. Он должен умещаться в ручке малыша. Для начала лучше приобретать самый простой «музыкальный центр», содержащий 1-2 кнопочки, которые будут издавать 1 приятный (не громкий и не резкий!) звук или мелодию.

В этот период уже можно купить ходунки, прыгунки, подвесные качели и подобное. Шестой месяц для этого самый подходящий.

9-10 месяцев

10-месячного ребенка просто не узнать. Он устойчиво стоит на ножках, держась за опору, неуверенно переступая вдоль барьера. А может уже начал ходить. Ему доступно для исследования все больше объектов. Теперь ребенку требуются игрушки для развития мелкой и крупной моторики, а также те, которые помогут освоить речь, ходьбу и бег.

«Игротека» малыша пополняется все более «навороченными» игрушками, хотя он по-прежнему может играть с кубиками, пирамидками, зверюшками, мячиками и матрешками. Сейчас он уже достаточно большой, чтобы попробовать поиграть с конструктором или собирать мозаику. Только за такой игрой обязательно должен следить взрослый, так как малыш может проглотить мелкие части или подавиться ими, ведь он по-прежнему все пробует на вкус.

В 9-10 месяцев у крохи появляется любимая игрушка. Теперь маме, от которой ребенок был так долго зависим, придется делить любовь малыша с этим предметом, но это очень важный этап в его жизни. Ведь эта любовь - первая попытка проявить свою самостоятельность.

1 год

Малыш, которому исполнился год, может играть с чем угодно. Это и игрушки, которые ему покупали до года, и бытовые предметы, и игры, которые специально предназначены для детишек 1-го года и старше.

Сортер

Развивающая забава, цель которой помочь отсортировать предметы по какому-либо признаку (по размеру или форме). Ярким примером сортера является игрушка с различными отверстиями, для которых необходимо подобрать соответствующие фигуры. Эти фигурки или точно вставляются в отверстия, или проваливаются внутрь них. Польза такой забавы несомненна. Она развивает мелкую моторику и мышление малышей, которым исполнился год, а также подойдет детям постарше.


Сортер способствует развитию у крохи внимания и усидчивости. Благодаря той игрушке малыш учится анализировать, сравнивать, наблюдать.

Пазлы

Игра-головоломка, состоящая из большого количества кусочков, которые нужно собрать в единую картинку. Занимательно и подходит детишкам 1-го года.

Хорошим подарком крошке на год станет чудомобиль (каталка), игровой тоннель, домик-палатка, велосипед с ручкой для мамы или папы.

Геометрический конструктор

Подойдет для малыша, которому уже исполнился год, а также детям 2-х лет. Элементы такого конструктора - это геометрические фигуры (кубики, цилиндры, пирамидки). Играя с таким конструктором, карапуз оттачивает координацию движений, выстраивая башенки, ставя кубик на кубик, и знакомится с основными законами природы, геометрии.


Тренирует пальчики, развивает логическое мышление, знакомит с геометрическими фигурами, учит классифицировать предметы по какому-либо признаку (треугольник, квадрат и т. д.).

Нюансы выбора

Прежде чем покупать ребенку игрушку, необходимо учесть следующие нюансы:

  • Какие игрушки (из каких материалов) наиболее безопасные? Прежде всего те, которые можно легко дезинфицировать. С этой точки зрения резиновые и пластмассовые варианты предпочтительнее (это, конечно, если не рассматривать качество резины и пластмассы).
  • Необходимо обращать внимание на цвет. Не стоит покупать очень яркие детские игрушки. Когда они насыщенно-красные или ядовито-зеленые, то вероятность того, что там содержится безопасный краситель, не очень велика. Цвета должны быть умеренными.
  • У игрушки для грудных малышей не должно быть вкуса, она не должна быть горькой.
  • Приобретать нужно только такие игрушки, от которых нельзя ничего откусить. Особенно строго нужно следить за тем, чтобы на игрушке не было деталей, которые малыш до года может оторвать и проглотить - пуговицы, веревочки, кнопочки и т. д. Для сведения: если, например, у плюшевого медведя глазами являются пуговицы, то такой глаз-пуговица должен выдерживать нагрузку в 9 кг. Проверить это можно самому дома: привяжите к глазу груз в 9 кг и потяните мягкого зверя наверх. Пуговица должна выдержать эту нагрузку.
  • Не очень хорошо покупать игрушку «на вырост». Дело в том, что все детки очень разные: один легко складывает пазлы уже в семимесячном возрасте, а другой еле-еле освоил пирамидку в год.

Когда в доме появляется новорожденный, друзья, родственники и знакомые поздравляют новоиспеченных родителей. Часто, используются разнообразные игрушки.

Их покупают для крохи и родители. Так нужны ли подобные подарки малышу? И если да, то какие будут наилучшим выбором?

Детские психологи утверждают, что игрушки для месячного малыша необходимы, но их не должно быть слишком много. По мнению специалистов, достаточно 2-3 (максимум, 4-5) штук.

Зачем нужны игрушки для ребенка 1 месяц:

  • развитие зрительных функций . Ребенок в этом возрасте учится фокусировать взгляд на ярком предмете, следит за его передвижениями, совершает попытки различать цвета и формы;
  • совершенствование слуха . Наряду со зрением, это один из основных доступных крохе способов изучать окружающий мир. Негромкие , будут полезны для правильного формирования слухового восприятия;
  • отвлекающая функция . Мама младенца занята 24 часа в сутки, поэтому интересные игрушки позволяют выкроить небольшое количество свободного времени;
  • успокаивающая . без видимой на то причины - с помощью игрушек их можно успокоить.

Простота модели еще не говорит о ее плохом качестве. Например, во время купания можно опускать в воду обычные разноцветные шарики (так называемые выдувные игрушки). Это также принесет пользу крохе.

Критерии выбора

Основной критерий выбора - соответствие возрасту крохи. На упаковке должна быть нанесена маркировка: «0+» или «разрешено с первых дней или 1 месяца жизни».

Второе, на что следует обратить внимание - качество изделия. Острые углы, плохо соединенные детали, которые можно оторвать или отгрызть, запах, исходящий от игрушки - все это причина не покупать такой аксессуар малышу. Если речь идет о мягких игрушках, то следует понимать, что они предназначены для более взрослых деток.

Большая часть таких моделей рассчитана на возраст 3 года и старше. Для крох выпускают специальные мягкие кубики, зверят и прочее, но они относятся к отдельной категории.

Примеры развивающих игрушек

Необходимо, чтобы игрушка имела натуралистичный вид - то есть, корова или собачка должны быть похожи на реальных животных, а не на существо неизвестного происхождения и вида.

Наиболее популярные варианты игрушек для месячного малыша:

  • погремушки;
  • мобили;
  • подвесные дуги;
  • развивающие коврики. Они прослужат ребенку долго - начиная с одного месяца и до полугода, минимум. Лежа на коврике, месячный малыш будет сначала рассматривать висящие на нем элементы, а чуть позже - тянуться к ним, развивая координацию движений и прочие навыки;
  • мягкие игрушки с шелестящими, звенящими и пищащими элементами. Крайне полезны для развития тактильных навыков - держа их в ручках, кроха будет , слух, логическое мышление и прочие полезные навыки.

Для месячного ребенка большую роль имеет не столько игрушка, сколько мама. Именно она должна трясти погремушкой, водить яркие предметы из стороны в сторону, а также совершать прочие манипуляции, привлекающие внимание крохи. При этом важно улыбаться и говорить с ребенком ласковым и спокойным тоном.

Погремушки для новорожденных

Перед покупкой важно испробовать погремушку, поскольку некоторые из них слишком громкие или способны издавать неприятный звук.

Погремушки могут быть:

  • простыми – со звенящими шариками, бусинками или другими элементами;
  • электронными – при нажатии на кнопки звучит мелодия.

Оба варианта являются приемлемыми.

Музыкальные карусели

Также их называют мобилями. На рынке представлено огромное количество моделей.

Карусели делятся на две большие группы:
  1. механические (крутить карусель нужно вручную, завода хватает на несколько минут, музыкальные функции работают от батареек);
  2. электрические . Подключаются к розетке, могут совмещать функции не только мобиля, но и ночника, проектора и прочего.

Развлекающее и развивающее устройство, вне зависимости от его типа, будет полезно для крохи.

Оно поможет правильному формированию зрения и слуха, а спокойные мелодии, звуки природы или даже классическая музыка, представленная в некоторых видах мобилей, поможет .

Перед тем как попасть к малышу, любое изделие должно проходить обработку. Пластмассовые моют горячей водой с мылом, грызунки кипятят, мягкие варианты стирают.

Подвесные дуги

Такие аксессуары обычно размещают на кроватке или коляске. Они привлекают кроху ярким цветом, интересной формой и издаваемыми звуками.

Дуга на детскую кроватку

Несмотря на то что игрушка относится к разряду недорогих и однотипных, важно предъявлять к ее качеству самые строгие требования - продукция неизвестных брендов отличается плохой пластмассой, что может привести к ее разламыванию при механическом воздействии.

Видео по теме

Доктор Комаровский о развивающих игрушках:

Выбирая игрушки для ребенка одного месяца, важно соблюдать строгое правило: «лучше меньше, но более высокого качества». А если крохе все же подарили большое количество презентов, лучше отложить их в шкаф - пройдет совсем немного времени, и они обязательно пригодятся!

Малыш, которому исполнилось 30 дней от роду, уже активно познает мир, только возможности его пока ограничены. Какими должны быть игрушки для новорожденного, чтобы способствовать его гармоничному развитию? Сотрудники интернет-магазина «Дочки-Сыночки» расскажут о преимуществах нашего ассортимента и порекомендуют несколько вариантов, которые идеально подойдут для младенцев.

Какие игрушки нужны новорожденному в 1 месяц





Младенец, которому едва исполнился месяц, уже не только спит и ест, но изучает мир. Тактильные ощущения и обоняние – от рождения самые сильные чувства маленького человечка. С трех-четырех недель активно начинают развиваться зрение и слух. Видит малыш пока нечетко, но его привлекает свет, приятные звуки, а также яркие цвета – особенно, красный и желтый. Их новорожденный различает первыми. Какими игрушками порадовать ребенка, если ему всего 1 месяц? Рекомендованный список включает:

  • мобили – подвижные подвесные конструкции, которые крепятся на кроватку и под приятную музыку медленно кружатся. Мобили привлекают внимание малыша, активизируют зрительные и слуховые центры;
  • развивающие коврики – оборудованы разнообразными на ощупь элементами, съемными дугами и подвесными игрушками. Развивают зрение и слух, тактильные ощущения и мелкую моторику. Для младенцев следует выбирать модели с широкими мягкими бортиками;
  • игрушки на коляску – арки и подвески, которые развлекут ребенка во время прогулки, даже если ему всего 1 месяц. Хорошо, если можно регулировать угол наклона, как в арке Wee Wise «Бабочки» ;
  • погремушки-браслеты – малыш еще не сможет удержать игрушку в руке, но он активно двигает ручками и ножками, а такие браслеты, как Слон (бренд «Жирафики») , издают негромкие звуки и успокаивают младенца.

Важно!

Выбирая игрушки для новорожденного, в первую очередь подумайте о безопасности. Все купленные изделия должны быть изготовлены из экологичных материалов. Недопустимо наличие острых краев и мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Движения под музыку

Самые популярные игрушки для новорожденных – это мобили на кроватку. Выбор моделей очень разнообразный по функциям и по цене. Педиатры советуют покупать изделия с негромкой и спокойной музыкой, которая не будет пугать малыша.

Таблица 1. Особенности мобилей, предназначенных для самых маленьких
Варианты Ограничения по возрасту Вид Способ приведения в действие Функциональность Материал
Доступная ценовая категория От рождения до 3-6 месяцев. Стационарные – имеют жесткую конструкцию. Механические – работают 3-5 мин. после завода. Без дополнительных функций. Выполнены из безопасного пластика, легко моются.
Игрушки мировых брендов От рождения до 1,5 лет. Съемные – легко разбираются, подвесные фигурки можно дать подросшему малышу. На батарейках – могут работать долгое время в автономном режиме. Дополнены функцией ночника или проектора. Из мягких, приятных на ощупь материалов.

Выводы

Задумываясь, какие игрушки купить ребенку, которому исполнился месяц, не игнорируйте советы специалистов. Профессионалы порекомендуют вам модели, изготовленные с ориентацией на развитие познавательных возможностей новорожденного, обратят внимание на безопасность и практичность вашей покупки.