Если ребенок бьется в истерике. Как бороться с детской истерикой: советы психолога. Полезное видео о том, как отучить ребенка от истерик

Каждый родитель неизбежно сталкивается с потерей самообладания у малыша. Впадая в крайнее возбуждение, кроха пытается отстоять свою позицию, чем ставит взрослых в трудную ситуацию. Истерики у ребенка 2 года – нормальное явление, на которое нужно научиться правильно реагировать. Многие родители, сталкиваясь с потерей самообладания, теряются и совершают ошибки. Это лишь усугубляет отклонения в поведении ребенка, он начинает манипулировать близкими. Продолжаться воздействие при помощи истерик может несколько лет.

Многие взрослые считают, что малыш кричит и плачет по любому поводу. Это далеко не так, в большинстве случаев к крайнему возбуждению приводят:


К трехлетнему возрасту малыша большинство родителей знают, какая ситуация может относиться к проявлениям характера. Не стоит изменять свою жизнь, чтобы избежать проявления эмоций, нужно научиться договариваться с ребенком и запрещать ему. Это важный этап социализации, который пропускать нельзя.

Основные отличия от капризов

Истерика – неконтролируемое проявление эмоций по любому поводу. Ребенок 2 годика во время приступа начинает проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим. Он рвет на себе волосы, выворачивает конечности, царапает лицо, старается удариться головой об пол или стену. Нередким симптомом такого состояния является «истерический мост». Он представляет собой разновидность судороги, тело при которой выворачивается в дугу.

Большинство психологов не разграничивают понятия «истерика» и «каприз», так как зачастую они взаимосвязаны. Малыш начинает капризничать, а потом просто не может остановиться из-за незрелости своей нервной системы.

Нередко настоящей истерике предшествуют капризы. Они начинаются преднамеренно. Типичные ситуации: на улице дождь или жара, а малыш требует идти на прогулку, ребенок требует конфету, которой нет дома. Симптомы капризов такие же, как у приступа истерики: крик, плач, топанье ногой, швыряние игрушек, попытка ударить родителей или себя.

Приступ истерики: стадии

Осложняется истерика тем, что, в отличие от капризов, ребенок не выдвигает никаких требований. Малютка переживает приступ следующим образом:

  1. Все начинается с крика, по которому невозможно понять, чего требует ребенок. На этой стадии невозможно выяснить, что послужило причиной возбуждения.
  2. Основные симптомы эмоционального «взрыва» проявляются на стадии двигательного возбуждения. Малютка не чувствует боли и может демонстрировать немалую силу. Иногда действия его сопровождаются одиночными выкриками, с помощью которых можно понять, что требуется от родителей. Это наблюдается только в тех случаях, когда причиной плача стал каприз.
  3. Завершается истерика рыданиями. Если на первой и второй стадиях карапуз не получил утешения, то всхлипывать он будет долго.

Психологи утверждают, что чаще эмоции проявляют дети, которые не полностью овладели речью. Они чувствуют беспомощность от того, что не могут отстоять свою позицию, и пользуются единственным доступным методом. В 2 года выражать свои чувства при помощи истерик – нормально, к 3 годам это должно пройти.

Нередки ночные истерики у ребенка 2 лет. В этом случае они возникают неосознанно, на фоне переживаний прожитого дня и истеричного возбуждения. Они проходят сквозь сон, и нужно успокаивать малыша уже на первой стадии – после крика. Если вы своевременно подойдете к крохе, то припадок дальше не разовьется.

Причиной ночных истерик часто бывает перевозбуждение в вечернее время. Уберите все раздражающие факторы, которые могут им способствовать: не приглашайте на это время гостей, не включайте громко телевизор, не устраивайте обильных застолий в кругу семьи. Соблюдение распорядка дня и ежедневные вечерние ритуалы будут мягко готовить малютку ко сну.

Типичные ошибки родителей

Родители чувствуют себя беспомощными, если случилась истерика у ребенка 2 года — что делать, они не знают и действуют интуитивно. Это может привести к тому, что эмоции будут проявляться чаще. Один раз получив поощрение при неосознанной истерике, малютка понимает, что этим способом можно пользоваться для воздействия на взрослых. Он добивается всего криком и ждет поблажек.

Большинство взрослых предсказуемо реагируют на «взрыв» эмоций и совершают следующие ошибки:

  1. Задабривание крохи. Чтобы истерика быстро прекратилась, ему начинают предлагать игрушки, конфеты и лакомства. Это приводит не к сокращению числа капризов, а лишь к росту потребностей малыша. Он начинает болезненно воспринимать любой запрет.
  2. Угрозы и физическая расправа – неподходящий метод. Крик взрослых и их жесткий голос способны лишь вызвать новую волну плача и страх. Зачастую родители не справляются со своими эмоциями и ведут себя так же, как и кроха. Это приводит к тому, что нервная система ребенка расшатывается сильнее.

Дети, воспитанные в атмосфере контроля и жестокости, часто выражают путем истерических припадков свое отношение к воспитательному процессу родителей. Для формирования гармоничной личности нужно уметь дозированно использовать наказания.

Доктор Комаровский не раз рассказывал, как реагировать на истерики ребенка. Он считает, что перед тем как успокоить малыша, взрослые должны сами прийти в состояние душевного равновесия. Это очень сложно, если припадок случился в общественном месте. Попытайтесь обнять и успокоить ребенка, но при этом не идите у него на поводу. Не теряйте самообладания и помните, что вы взрослый. После того, как плач прекратился, обсудите сложившуюся ситуацию спокойными и понятными словами.

С малых лет малыша нужно учить воспринимать слово «нет». В этот этап воспитания нужно вовлечь всех близких родственников. Часто мамы и папы запрещают крохе есть сладости, но бабушки кормят ребенка ими, не обращая внимание на установленное ограничение. Такие ситуации нудно пресекать, иначе ребенок на всю жизнь запомнит, что любой родительский запрет можно опротестовать у бабушки или любого другого родственника.

Запреты и наказания не должны повлиять на ваши отношения с малюткой. Многие родители считают, что ограничения негативно влияют на доверие, но это не так. Ставьте только обоснованные запреты, объясняйте их крохе.

С годовалого возраста детей нужно воспитывать. Чадо в этот период начинает познавать мир и себя. Он учится получать от родителей желаемое любыми способами. Справиться с частыми истериками помогут советы психолога:


Найдите время для совместных занятий со своими детьми. Немаловажной частью процесса воспитания является общение. Существуют несколько психологических приемов, позволяющих справиться с истериками. Применяйте перечисленные советы психологов, чтобы бороться с истериками методично. Помогут они не сразу, но к 3 годам ваше чадо начнет вести себя намного лучше.

Гибкость и изменение границ

Борьбу с эмоциональными срывами нужно начинать до их наступления. Разберем типичную ситуацию: малютка не терпит ограничений движения, а вам предстоит путешествие. Перед полетом в самолете смоделируйте сценарии этого мероприятия. Объясните, что в салоне самолета нужно сидеть пристегнутым, как любому взрослому. Несколько раз до даты путешествия проведите подготовительные беседы.

Если истерического приступа не удалось избежать, вспомните правила, как бороться с ним. Спокойным голосом напомните чаду о договоренностях, переключите его внимание на то, какую ответственную роль вы ему поручили. В описанной ситуации вы будете использовать категорический запрет, проявлять гибкость тут неуместно. Если чадо упрямится, то переложите свою ответственность за него на стюардессу, которая запрещает бегать по салону.

Умение договариваться и проявлять гибкость – важный элемент воспитания. Типичная ситуация: малютка требует мультики. Позвольте ему сдвинуть границы: разрешите просмотр 2-3 серий. Если после двух мультфильмов он отказывается прекращать просмотр, договоритесь, что вы снова разрешите ему понаблюдать за любимым героем, но позже (после сна или прогулки).

Использование этих психологических приемов учит вас договариваться с детьми. Ограничения, которые нужны для безопасности малыша, отменять нельзя, в этом случае объясняйте осознанность вашего поступка. Если ребенок не хочет пристегивать ремень в коляске, расскажите ему, что падать на асфальт или землю очень больно, потом придется лечиться и ставить уколы. Возможно, не с первого раза, но кроха поймет, что стоит сидеть спокойно, пристегнутым. Если он упрямится, то расскажите ему выдуманную историю из своего опыта. Объясните на своем примере, что последствия непослушания могут быть плачевными.

Причины, по котором "капризка" посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить - что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те - не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: "Что за мать?! У ребенка истерика!" (Ну конечно, а то я без нее не заметила...) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: "Понарожают, а воспитывать не умеют!".

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка - ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием "с глаз долой - из сердца вон" очень эффективен для предупреждения истерики-требования "Хочу то, чего нельзя". Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.


Детские истерики и переключение внимания

Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

Сколько лет дочери?

Два с половиной.

Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна - не будет и слезных требований.

Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием "Переключение внимания" . Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если "М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя".

"Переключение внимания" особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас "антикризисных игрушек", к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач "хочу этот совок, а он не отдает" практически неизбежен. Но стоило сказать "Смотрите, что у меня есть!" и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, - "Условное соглашение". Формула такая: "Да, конечно, только потом" или "Да, но..."

"Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст" Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем "Нет, он первый взял". Когда ребенок слышит "нет", у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит "да", есть шанс договориться.

"Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть".

"Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?"

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

"Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него".

"Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра".

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием "Перетаскивание". Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо "Оставь кубики, пошли есть суп" можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием "Предупреждение".

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность - это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: "Если сейчас не придете - кормить не буду!".

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: "Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?". С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием "Альтернативный вопрос". Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют "выбор без выбора".

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: "Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?". Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. "Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?" - ключевое слово здесь "соберешь".

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: "Я не хочу сегодня гулять!", "Я не буду ничего собирать!". Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: "Я так решила, мы сейчас выходим на улицу". Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: "Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога", "Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две".

Прием "Подмена понятий". Классический пример из известного кинофильма: "Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!".

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит "Нет!" и "Не буду!", отстаивая свое право на собственное мнение. Через "нет" он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. ("Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама".)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить "нет", даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать "нет".

Представьте детский сад и целую группу "неток"-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их "нет"...

Нет! Я не буду надевать ботинки!

Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и - оп! - запрыгивает на ножку!

Нет, я не буду кушать!

Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят... Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку... Можно назвать обед рыбалкой - подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман - это когда взрослый говорит: "Съешь суп, я тебе конфетку дам", а потом: "Ой, а конфетки нет, убежала".

Нет! Я не буду спать!

Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет... Но он "не спал" в садике. Он так "ждал маму".

Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

Нет! Я не буду раздеваться!

Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

Нет! Я не пойду гулять!

Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть - глаз открыть не может. На мольбы: "Давай еще пять минуточек полежим" - ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

Давай играть в медведей. Я - мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: "Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть", но глаза открылись без всякого усилия.

Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

Обсуждение

Честно признаюсь дочке 2 года, обнаглевшая истерика учащенно начала воспаляться до атомных состояний, пришлось воспользоваться самым древним методом на планете, которым пользуются многие существа: крепко резиновым тапочком по заднице, на следующий день и последующие как шёлковая. Главное не давать слабинку. Потрясающий эффект за один раз. Наверное проблема носит индивидуальный характер для каждой семьи. У нас дедушка воспитывал взглядом, то есть на стене был «воспитательный» кнут, и когда ребёнок капризничал он переводил взгляд на кнут а потом на ребёнка, если ребёнок уже испробовал его на вкус, то он уже знал что визуального замечания достаточно, дедушка никогда ни кричал и не ругался. Все дети слушались его взгляда. Поэтому всех внуков к нему на корректировку поведения отправляли, а их больше 2 десятков было. Бабушка -мать героиня, а дедушка отец героин:). Во первых нужно минимизировать взаимодействие с гаджетами, это влияет на его психику, даже маме меньше дружить со смартфонами и планшетами, кроме рабочего порядка. Во вторых папа должен принимать активное участия во всем от подгузников до кормления, от прогулок до отправления на снотворный отдых. Ребёнка нужно воспитывать с момента зачатия:)), поэтому исключаем истерику когда он хочет спать, или перевозбуждён, всегда можно сбросить его капризы, перевернуть вверх ногами, или посадить на шею, или сделать ку ку на прятки, массу возможностей на фантазию. Старайтесь чтобы ребёнок тоже имел какие то увлечения в адрес помощи родителям скажем полечил маму или папу, помог перетаскать постиранное бельё или собирать игрушки. Ребёнка нужно разыгрывать, как это делают с музыкальным инструментом, а потом приигрывать и тренировать. Он этим занимается расширяя свои возможности и навыки. Именно от нашего опыта он будет впитывать основы поведения и мышления. На ютубе есть полезные развивающие каналы: ладушки оладушки, baby einstein, мультики тини лав и мультики советского происхождения (правда для меня это выборочно) остальное вредный шлак, по крайней мере я лучшего не нашёл. Удачи и терпения (мудрости) вам в воспитании детей! Именно мы создаём будущее не только страны но и человечества в целом!

27.01.2019 17:15:45, Добрый Папа

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

Причины

Признаки

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Стадии

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Стадия Характеристика
Стадия крика Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать
Стадия двигательного возбуждения Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли
Стадия рыданий Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Типы нервной системы

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

Тактика родителей

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

Как себя вести, если ребенок закатывает истерики? Какие меры предпринять, если отказ сходить в зоопарк или купить сладости или понравившуюся игрушку спровоцировали очередной скандал? В таких случаях родителям необходимо стать настоящими психологами-экспертами, в противном случае ребенок может превратиться в тирана и манипулятора.

Как это ни странно, детишки закатывают истерики совершенно сознательно (если не учитывать младенческий возраст). Первый опыт капризов доказывает ребенку, что слезы и крики - великолепный способ заставить поступать окружающих так, как он того хочет; обратить на себя внимание; выразить негодование. В глазах ребенка истерика оказывает на родителей потрясающее действие - они мгновенно выполняют все желания своего чада, бегут на помощь, оставляя при этом свои какие-то дела. А если детская истерика настигает папу и маму в публичном месте, их смущению нет предела, по этой причине они выполняют все просьбы юного шантажиста. Как же себя вести родителям, когда их чадо устраивает очередной «концерт»? В этом помогут несколько ниже представленных правил.

Как себя вести, если ребенок закатывает истерики

Не реагируйте

Как зачастую мама с папой реагируют на истерику малыша? Они торопятся выполнить любое требование ребенка, чтобы, в основном, остановить плач. По этой причине у крохи возникает стойкая логическая цепочка: если начать плакать - можно заполучить желаемое. Поэтому не следует торопиться отдавать все, что он требует лишь для того, чтобы ликвидировать крик. Уверенно и твердо продемонстрируйте, что вы не собираетесь поощрять шантаж, и не станете выполнять его требование, даже если кроха будет продолжать. Если вы находитесь в гостях - отведите его в соседнюю комнату, если в магазине - решительно заберите его от прилавка с красочными игрушками.

Наказывайте ребенка

По той простой причине, что истерика является лучшим помощником малыша заполучить желаемое, он уверен в том, что это хорошо. Помогите ему понять, что слезы и крики - это плохо. Не следует повышать голос на своего ребенка во время истерики, и уж тем более - поднимать руку на него. Однако после того как плач и крики завершатся, стоит сделать дитю строгий выговор. Продемонстрируйте ему, каким плохим мальчиком или девочкой он выглядит в процессе закатывания истерики, укажите ему на то, что это плохо и неправильно, пусть он поразмыслит над своим поведением и извинится. Если же это не помогает, объявите ему, что следствием каждой истерики станет какое-либо наказание, к примеру - запрет на просмотр мультиков в течение целого дня. Также можно прибегнуть, наоборот, к поощрениям. «Нет» истерикам - «да» походам в парк развлечений, цирк, зоопарк, кинотеатр.

Учитывайте темперамент ребенка

Некоторые детки боятся клоунов. Или не любят походы по магазинам. Или спокойно не в состоянии длительное время стоять в очереди. В общем, бывают ситуации, когда малыш не просто капризничает, потому что хочет получить какую-то выгоду от родителей. Иногда источником истерики является окружающая атмосфера, какие-либо факторы, которые угнетают, пугают или раздражают ребенка. Обязательно интересуйтесь у крохи причину его плача. Здесь важно проявить терпение и обнаружить истинную причину. Также, когда ребенок отказывается идти в школу, садик или оставаться с няней нужно осторожно отнестись к слезам малыша. Возможно, это не обычные капризы, а напряженная обстановка и атмосфера в коллективе.

Проявите терпение, понимание и твердость, когда речь заходит о детских истериках. Не торопитесь обрушиваться на малыша в праведном гневе.

Ваш ребенок истерит по любому поводу - этому есть объяснения с точки зрения психологии.

Существуют методы корректировки, которые помогут родителям найти общий язык со своим чадом.

Истерика: понятие и как проявляется

Истерика у ребенка - это поведение, выходящее за рамки адекватного и спокойного .

Малыш может начать громко плакать, падает на пол, бьет ногами, кричит. В это время успокоить его проблематично.

У него могут случаться судороги , в это время ребенок не слышит обращенные к нему слова, а при попытках успокоить, начинает кричать еще сильнее.

Истерика проявляется в ответ на невозможность получить желаемое. Ребенок хочет вещь или совершить некое действие, но родители или обстоятельства препятствуют этому. В итоге случается припадок, когда контролировать поведение малыша практически невозможно.

Ребенок во время истерик становится «временно недоступен», то есть до него невозможно достучаться, заставить мыслить логически, обратить внимание на неправильность поступка.

После наступает спад, когда малыш ищет утешения своему горю.

Причины в различном возрасте

Уже в один год ребенок начинает активно передвигаться по квартире. Его цель - узнать как можно больше, пощупать, попробовать. Он еще не понимает опасности , но ее видят родители, которые и пытаются запретить нежелательные действия.

При невозможности получить то, чего он хочет, ребенок начинает испытывать чувство фрустрации , то есть его потребности не удовлетворены. Это выплескивается в гнев, плач, движение руками, битье ногами об пол.

Ближе к двум годам у детей начинают появляться потребности и желания.

Они активно осваивают мир , хотят все потрогать, пощупать. Он уже устойчиво ходит, может сам залезать на стулья, дотягиваться до полок.

Ребенок понимает, что в магазине, куда они ходят, много интересных вещей, и ему тоже хочется ими обладать. Но родители понимают опасность окружающего мира и стараются привить ребенку некие правильные черты характера.

Почему малыш закатывает истерики? Причинами истерик в 2-летнем возрасте являются:

  • непонимание - ребенок пытается что-то сказать, но не может выразить это словами. В итоге родители не знают, что он хочет, и малыш начинает капризничать;
  • стремление привлечь к себе внимание - в случае, когда мать или отец уделяют ему мало времени, не хотят выполнить его просьбу;
  • усталость, чувство голода;
  • во время болезни - иммунитет ослаблен, малыш чувствует недомогание, нуждается в повышенной заботе;
  • подражание поведению сверстникам или взрослым людям;
  • гиперопека;
  • когда отвлекают от интересного занятия;
  • конфликты в семье;
  • изменения в привычном образе жизни - уход кого-то из членов семьи, переезд, начало посещения детского сада, даже ремонт;
  • неудовлетворенная потребность в любви - маленький человечек больше всех нуждается в теплоте и ощущении, что его любят.

    Он не может выразить это словами, но , пренебрежение, раздражение со стороны близких чувствует хорошо.

    Это расстраивает его, психика не справляется с тем, что малыш ;

  • гиперактивность.

В три года ребенок проходит кризисный период . В это время истерики случаются у многих детей.

Но особенно явно они проявляются при холерическом или меланхолическом темпераменте, а также ошибках в воспитании .

Когда ребенок отправляется в детский сад, он встречается с новой для него средой. В это время истерики могут случиться на основе и нежелания посещать социальное учреждение.

О причинах детских истерик в этом видео:

Заблуждения и мифы о детском плаче

Плач для ребенка - естественная реакция на внутренние и внешние раздражители . Он таким образом выражает, что в его мире что-то не так.

Родителей плач раздражает, иногда они думают, что малыш ноет и переживает по пустякам, но на самом деле даже простые ситуации имеют для него значение.

Основные мифы детского плача:

  1. Само пройдет. Некоторые родители думают, что пусть он поплачет, сам успокоится и все забудется. На самом деле, любые негативные состояния отражаются на психике растущего человека.
  2. «Мужчины не плачут» - внушают мальчикам с детства. В итоге свои переживания они вынуждены загонять внутрь. негатив накапливается, это приводит к расстройствам нервной системы и соматическим заболеваниям в дальнейшем.
  3. Дети плачут по пустякам. Для ребенка все имеет значение. Он пока не умеет разграничить значимое и незначимое. Сломалась машинка - это для него важное и обидное событие.

Плач - естественная реакция психики на раздражитель, поэтому не стоит ругать ребенка за подобное эмоциональное проявление.

Как понять причину истерики у ребенка и помочь ему успокоиться? Основные виды истерик:

Почему он ноет по любому поводу?

Нытье малыша по любому поводу может означать недостаток внимания .

Если мать больше озабочена своими проблемами, а ребенок ее раздражает, он старается любыми методами стать заметным.

Нытье случается в семьях, где царит нездоровая атмосфера - ссоры, проблемы бытового плана. Ребенок также может перенимать поведение значимых взрослых - если кто-то из них привык жаловаться, то дошкольник неосознанно начинает это копировать.

У некоторых детей наблюдается гиперэмоциональность , то есть повышенная чувствительность. В этом случае слезы возникают легко и по малейшему поводу. Следует учесть это свойство психики, возможно, посетить специалиста.

Однако сильным поводом для беспокойства это быть не должно - это просто особенное свойство нервной системы, меланхолический темперамент.

Что делать, если малыш постоянно психует и орет?

Как отучить ребенка устраивать истерики и ныть по любому поводу? В первую очередь важно определить причину. Тогда истерики будет проще предотвратить.

С каждый разом предотвратить истерики становится все сложнее. Родители теряются при бурных проявлениях, начинают сами кричать или пытаться задабривать малыша.

В тяжелых случаях истерики могут повторятся до 10-15 раз за день, что выматывает родителей и особенно самого ребенка.

В запущенных случаях лучше все-таки посетить консультацию детского психолога .

Изучив особенности семьи, методов воспитания, состояние нервной системы малыша, сопутствующие стрессы, он даст рекомендации как наиболее безопасно справиться с бурными эмоциональным и неконтролируемым поведением ребенка.

Что делать, если ребенок постоянно ноет? Советы психолога:

Отучаем истерить в 10 месяцев-1 год

Родителям необходимо научиться сохранять спокойствие . Ребенок перенимает эмоциональное состояние близких людей, и особенно матери. Если мама сама нервничает, раздражается на малыша, то его психика становится неустойчивой.

Чтобы предотвратить начинающуюся истерику, следует успокоиться самой. С ребенком надо говорить медленно, тихо. Крик только усилит испуг и плач.

Ребенка в это возрасте легко можно отвлечь - дать игрушку, включить музыку, обратить внимание на животное.

В 2-3-4 года

В это время истерики бывают наиболее часто.

Они могут носить спонтанный характер, случаться ночью, когда малыш внезапно просыпается и начинает кричать.

Обычно к четырем годам приступы проходят, но при неправильном подходе проявляются и в более позднем возрасте.

Способы действий родителей:

  • соблюдать режим. При неправильном режиме в биологических часах происходит сбой, организму сложно настроиться на бодрствование и отдых, в итоге ребенок увеличивается утомляемость, раздражительность;
  • учите ребенка выражать свои желания словами. Не надо давить и заставлять, помогите ему подобрать нужные слова;
  • если ребенок легко возбудим , снизить к минимуму вероятность появления раздражающих факторов;
  • объяснять причины запретов .

Во время приступа родителям нужно не реагировать на крик.

Один из способов - продолжать заниматься своими делами, слегка отвернуться, но так, чтобы иметь возможность контролировать происходящее. Займитесь сами чем-то интересным, что вызовет детское любопытство.

В 5-6 лет

Ребенок в этом возрасте уже достаточно сознательный. Он может понимать последствия некоторых поступков, отличает неправильные действия.

Чтобы предотвратить истерики, необходимо:


В этом возрасте идет подготовка к школе , от ребенка начинают требовать все больше, учат его нормам поведения. У малыша появляются страхи, . Стресс накапливается и выплескивается наружу истерическими припадками.

Опекать, чрезмерно лелеять, выполнять любые прихоти малыша не стоит. Это приведет к обратному эффекту.

Если ребенок во время истерик задерживает дыхание, не стоит сильно пугаться. Одни из методов - слегка дунуть в лицо, и малыш рефлекторно сделает вздох.

Истерики чаще всего случаются в присутствие определенных членов семьи, как правило, это бабушка или мама. Отцы более спокойны и последовательны, поэтому эмоциональные вспышки бывают рядом с ним реже.

Один из способов избавиться от детских истерик - отправить ребенка в сад . Там дети ведут себя по-другому.

При отсутствии постоянных зрителей, которые реагируют на его припадки, ребенок не станет впадать в истерики. Там есть другие дети, которых он постеснятся, и воспитатели, которыми невозможно манипулировать.

В 7-8 лет и старше

Период, когда ребенок вступает в значимый этап - начинает посещать школу.

Для него это новая обстановка, необходимость соблюдать правила, учить уроки, общаться с большим количеством детей, подчиняться требованиям родителей и учителей.

В этом возрасте истерики могут возникнуть впервые или продолжаться те, которые сопровождали развитие малыша на протяжении последних лет, так как родители ничего не предпринимали.

Что делать в этом возрасте :

  • объясняйте запреты. После 7 лет ребенок уже знает, что допустимо, а что нет;
  • обратите его внимание на недопустимость такого поведения;
  • обратите внимание на то, что его сверстники так себя не ведут;
  • родителям следует между собой договориться о методах воспитания, чтобы не было противоречий, когда один разрешает, а другой запрещает;
  • не отступать и не изменять принятого решения. Если ребенок своим поведением добивается своего, то приступы будут повторяться снова.

После истерик нужно установить тактильный контакт - обнять, взять за руку. После чего можно поговорить, успокоить. Истерики больше свойственны капризным и легковозбудимым детям, поэтому надо обратить внимание на то, чтобы окружить ребенка спокойно обстановкой.

Если во время истерик случаются судороги, страдает сознание, то лучше обратиться за консультацией к врачу неврологу или посетить психолога.

Чего нельзя делать?

Есть действия, которые могут навредить ребенку и усугубить истерики.


Родителям полезно научиться предчувствовать наступление истерики. Предотвратить ее до начала проще, чем успокаивать кричащего малыша.

Если ребенок используя истерики все-таки научится добиваться своего, это может иметь отдаленные последствия. Из капризного дошкольника он превращается в неуправляемого подростка. Поэтому при первых припадках срочно начните искать причины и способы их устранения.

Какие ошибки совершают родители, вызывая истерики у детей? Узнайте из видео: