Марина Пашина
Интерактивная дидактическая игра «Четвертый лишний»
Пояснительная записка к электронному пособию
«Четвёртый лишний »
Данное электронное пособие выполнено в программе Power Point
Интерактивная дидактическая игра ««Четвёртый лишний » разработана для детей старшего возраста.
Актуальность.
Специалисты отмечают, что игра в определённой мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм . Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, позволяет малышу играть увлечнно ,испытывать радость познания, открывать новое. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребнка. У дошкольника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний » для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.
Воспитатель показывает детям слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Дети должны назвать лишнюю лишний лишний предмет .
Выполнив все задания правильно, ребёнок увидит надпись «Молодцы, ребята!»
Данное пособие состоит из 19 слайдов.
Благодаря данной презентации дети легко смогут научиться классифицировать и обобщать предметы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Цель игры.
Закрепить умение находить , почему он лишний
1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.
Конспект интерактивной дидактической
игры «Четвертый лишний »
Программное содержание : Закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять , почему он лишний , расширять представления об особенностях окружающих нас предметов, систематизировать знания детей о предметах ближайшего окружения. Воспитывать внимательность. Развивать : умение классифицировать предметы по общим признакам, словесно-логическое мышление
Материал и оборудование : проектор, ноутбук, презентация картинок «Четвертый лишний »
Описание игры : воспитатель показывает детям слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Дети должны назвать лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения. На каждом слайде изображение четырех предметов, один из них лишний . Кликом мышки ребёнку необходимо выбрать лишний предмет .
1слайд- название игры и цель
2 слайд-ребенок видит перед собой картинки с изображением : яблока, груши, абрикоса, огурца. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : огурец, потому, что это овощ. Яблоко, груша, абрикос-фрукты. Ребенок кликает мышкой -исчезает лишняя картинка .
3 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением птиц : индюка, утки, петуха, лебедя. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : лебедь, потому, что это дикая птица, а индюк, утка, петух- домашние. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
4 слайд-ребенок видит картинки с изображением животных : лиса, волк, медведь, кошка. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : кошка, потому, что это домашнее животное, а лиса, медведь и волк- дикие, они живут в лесу. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
5 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением цветов : незабудки, одуванчики, васильки, ирис. Педагог задает вопрос, какой цветок лишний и почему .
Ответ ребенка : ирис, потому, что это садовый цветок, а незабудки, одуванчики, васильки- полевые. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
6 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением насекомых и птицы. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : птичка, потому, что жуки- это насекомые. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
7 слайд-ребенок видит перед собой картинки с изображением теплой одежды и сарафана. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : сарафан, потому,что это- летняя одежда, куртка с меховым воротником, шуба, пальто-это зимняя одежда. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
8 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением деревьев. Педагог задает вопрос, какое дерево лишнее и почему .
Ответ ребенка : яблоня, потому, что это фруктовое дерево. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
9 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением обуви и шапки. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : шапка, потому, что это головной убор, а сандалии, сапоги, ботинки- это обувь. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
10 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением орехов и малины. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : малина, потому, что это ягода, а желудь, грецкий орех и фундук-это орехи. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
11 слайд- ребенок видит перед собой изображение мебели и бытового прибора. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : утюг, потому, что это бытовой прибор, а диван, шкаф, стул-это мебель. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
12 слайд- ребенок видит перед собой 4 вида грибов. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : мухомор, это ядовитый гриб, а остальные грибы съедобные. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
13 слайд- ребенок видит перед собой 4 вида транспорта. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : самолет, потому, что это воздушный транспорт, а автобус, поезд, велосипед- наземный транспорт. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
14 слайд-ребенок видит перед собой изображение деревьев. Педагог задает вопрос, какое дерево лишнее и почему .
Ответ ребенка : береза, потому, что это лиственное дерево, а елка, туя, сосна- хвойные деревья. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
15 слайд- ребенок видит перед собой изображение посуды и игрушки. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : юла, потому, что это игрушка, а тарелка, кастрюля и чашка- посуда. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
16 слайд- ребенок видит перед собой изображение фруктов. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : виноград –это не тропический фрукт, а лимон, ананас, апельсин-это тропические фрукты. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
17 слайд- ребенок видит перед собой изображение животных. Педагог задает вопрос, какое животное лишнее и почему .
Ответ ребенка : белка –она живет в лесу, а тигр, слон, жираф –это экзотические животные. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
18 слайд- ребенок видит перед собой изображение инструментов и фонендоскоп. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : фонендоскоп –им пользуется врач в больнице для прослушивания пациента, определяет здоров человек или нет, а остальные предметы- это инструменты, они нужны,чтобы строить и ремонтировать. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
19 слайд,- выполнив все задания правильно, ребёнок увидит надпись «Молодцы, ребята!» с хлопающими в ладоши смайликами.
Развивающие наглядные материалы "Найди лишнее" предназначены для детей от 3 до 7 лет. Они позволяют развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен ответить на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку. Научившись справляться с такими простыми заданиями, ребенок сможет перейти к решению более сложных логических задач. Поскольку и у родителей возникают трудности с правильным решением данных задач, пишу объяснения к рисункам.
Очень важный момент: ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.
Картинки "Найди лишний предмет" с пояснениями
Многие родители возмущаются, что решение этих задачек не однозначно, немного пофантазировав, можно выделить лишним практически любой предмет и объединить остальные. Пусть ребенок думает, фантазирует, пусть предлагает несколько решений и находит среди этих решений наиболее значимое. Следите, чтобы ребенок применял к предметам обобщающие слова: животное, насекомое, мебель, одежда, посуда и так далее.
Лишний шарик. Бабочка, пчела и гусеница - это насекомые, а шарик - игрушка. Они живые, а шарик не живой. С другой стороны - лишней может быть гусеница - она не может летать, а остальные могут, но это менее обобщающий, значит и менее значимый признак, а поэтому такое решение не верно.
Лишний - медведь. Диван и кресла - это мебель, а медведь - игрушка.
Лишняя - утка. Она - домашняя птица, а остальные - водные обитатели. Тут нужно обратить внимание ребенка, что картинка с подвохом, поскольку дельфина назвать рыбой нельзя, а следовательно нельзя объединить картинки по этому признаку. Дельфин - млекопитающее.
Лишний - кактус. Он - растение, остальные игрушки.
Лишний одуванчик. Это цветок, остальные деревья.
Лишний гриб. Остальные объединим понятием цветы.
Лишний лук. Это овощ. Остальные - фрукты.
Лишняя - собака. Это млекопитающее. Остальные птицы.
Лишний цыпленок. Он птица, остальные - млекопитающие.
Лишний - банан. Это фрукт. Остальные - ягоды.
Лишние - ботинки. Это обувь. Остальное - одежда.
Лишний кузнечик. Это насекомое. Остальные птицы.
Лишняя кровать. Книга, тетрадь и альбом - это школьные принадлежности. Кровать - мебель.
Лишний вертолет. Это воздушный транспорт, остальное - наземный.
Лишний медведь. Это лесное животное. Остальные - животные африканские.
Лишняя кепка. Это предмет одежды. Остальное - спортивные принадлежности.
Лишняя шапка. Сумочка, рюкзак и пакет служат для переноса вещей, а шапка для ношения на голове.
Лишняя мышь. Остальные животные - домашние, прирученные человеком для получения пользы. А мышь - вредитель.
Лишний стол. Остальное - посуда.
Лишняя лягушка. Это животное. Остальное - техника.
Лишняя вишня. Это ягода. Остальное - овощи. Немного не однозначно присутствие огурца, но в кулинарном отношении огурцы традиционно относят к овощным культурам.
Лишний - котенок. Остальные - дикие животные, кот - домашнее.
Лишняя бабочка. Это насекомое. Остальные - птицы.
Лишние игрушки. Остальное транспорт.
Лишняя малина. Это ягоды. Остальное - цветы.
Лишней можно назвать кукурузу. В ней нет косточек, в остальном есть. Еще один вариант - исключить виноград по цвету.
Лишняя - курица. На остальных картинках изображены гуси.
Лишняя - лошадь. На остальных картинках изображены коровы.
И еще немного картинок без пояснений. Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.
Анна Апуник
Дидактическая игра «Четвертый лишний »
Цель : развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Развитие мышления и внимания дошкольников.
Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Дидактический материал : набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний .
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет , который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку . Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
Публикации по теме:
В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие «Веселый огород» где дети сами делали и учили взрослых делать дидактическую игру «Четвертый.
Хочу представить дидактическую игру "Четвёртый лишний". Наверное это одна из самых любимых мною дидактических игр. Играя в неё у ребёнка.
Игра в виде презентации предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет). Цель: учить классифицировать предметы. Задачи:.
Идёт тема "Мой дом и то, что в нем. Мебель". А дидактических игр, развивающих словесно-логическое мышление мало по этой теме. Поэтому я.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую игру я сделала для своих пятилеток. Собственно, ничем я вас, уважаемые коллеги,.
Дидактическая игра по ознакомлению детей с насекомыми для старшего дошкольного возраста «Кто лишний» Видео Уважаемые коллеги, Предоставляю вашему вниманию занимательную дидактическую игру. Цель игры: позволить детям в игровой форме быстрее познакомиться.
ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
ВАРИАНТ 1.
Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.
Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.
Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые
не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ3.
ВАРИАНТ 2.
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10
баллов
— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8
—9 баллов
— ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6
—7 баллов
— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4
—5 баллов
— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2
—3 балла
— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1
балл
— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10
баллов
— очень высокий
8
—9 баллов
— высокий
4
—7 баллов
— средний
2
—3 балла
— низкий
0 - 1 балл -
очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"
ВАРИАНТ 3.
Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 --- |
---- 5 |
|
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 --- |
---- 4 |
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 --- |
--- 2,5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 --- |
--- 1 |
2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения |
||
0 --- |
--- 0 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.