Нод экспериментирование средняя группа. НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Смешарики. Конспект нод по экспериментированию в средней группе

Ирина Поняева

Конспект НОД по ОО «Познание » (ФЦКМ) . Тема : «Удивительные пузыри » в средней группе

Цель – Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей .

Задачи :

Образовательные : Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование» , подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды : мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри , при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.

Развивающие : Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования ;

Воспитывающие : Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам , умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей : познание (формирование целостной картины мира, познание (формирование элементарных математических представлений, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (рисование)

Материалы и оборудование : Пузырик – воздушный шар , таинственная коробочка, рисунки-схемы «Как получить пузыри » , пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки, пищевые красители.

Словаррь : аромат, пузырьки , прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло : пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.

Примерный ход проведения непосредственно образовательной деятельности :

Дети заходят в группу и встают в круг . Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте :

«Жил – был мыльный пузырь , а звали его Пузырик . Он был очень красивый, но жизнь его была очень короткая, и не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей) Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему подружиться с другими мыльными пузырями . Пузырик прислал нам коробочку с письмом : «В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки . Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились . Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик

Воспитатель : Ребята, поможем Пузырику ? (да) Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться . Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники? (глаза, нос, уши, рот, руки) . Сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.

Воспитатель : Первый наш помощник – глаза.

Что они говорят вам о предмете? Какой он? (прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой) .

Следующий помощник – уши.

О чем они говорят? (предмет не издает звука) .

А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный) .

Возьмите этот предмет в руки.

Что они вам говорят о предмете? Какой он? (гладкий, тяжелый, холодный, твердый) .

Какой помощник нам еще может помочь? (нос) . Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый, пахучий) .

Назовите, аромат чего он вам напоминает?

Воспитатель : Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен? (умываться, стирать, мыть руки) . Скажите, что это за предмет? (мыло) . (появляется воздушный шар - Пузырик )

Пузырик : Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей ? (версии детей) .

Воспитатель : Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками глаза, рот) . Займите свои места вокруг столов.

Посмотрите, что в емкостях? (вода) .

Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая, прозрачная, мокрая, без запаха) .

Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте.

Какое стало мыло? (скользкое) .

Что произошло с водой? (стала мутная, пенится, есть запах) .

Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.

Пузырик : Размылили мыло, а пузырьков нет !

Воспитатель : Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри ? (выдуть через трубочки) . Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.




Какие пузыри у вас получились ? (большие, маленькие, прозрачные) .

Когда много мыльных пузырей , что получается? (пена) . Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные.



А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику , какие мы дружные.

Физминутка : Игра «Пузырь » , первый раз образуют один общий круг (закрепление величины - большой, кто находится в круге (девочки и мальчики) ; второй раз делятся на два круга : один круг образуют девочки, другой – мальчики (сравнение по величине, пересчет девочек и мальчиков, сравнение количества)


В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри .

Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри . (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри ) На что они похожи?

Что произойдет, если до них дотронуться? (лопнет) .

А если подуть? (полетят) . Почему? (внутри воздух) .

Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета , чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии : в мыльную пену добавить краски) .



А сейчас я предлагаю Вам нарисовать нашим гостям подарки, а рисовать мы с вами будем цветными мыльными пузырями .



Пузырик : Ура! Как много пузырьков - друзей у меня ! Только я забуду, как их делать.

Воспитатель : Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри ).

«Пузыри , чтоб получить,

Надо чудо совершить :

Взять простой кусочек мыла

И водичкой намочить.

Все размылить, размешать

И немного подождать!

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать».

Пузырик : Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям!

Инна Лаинская
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды»

Цель : обобщить и расширить знания детей о свойствах воды .

1. Образовательные :

Учить на практике выявлять физические качества воды и льда .

Формировать познавательные интересы детей , желание экспериментировать.

Учить делать выводы , на основе проведенного эксперимента.

Развивать познавательную активность .

2. Развивающие.

Развивать речь, обогащать словарный запас : лаборатория , лаборант , научный эксперимент, изобретение, прозрачность, вкус, твердость, и т. д. Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать логику, память, внимание.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к профессии ученого, желание экспериментировать, самостоятельно познавать мир .

воспитывать усидчивость, терпение, дисциплину на занятии.

4, Мотивационные моменты.

Письмо от ученых.

Замороженные во льду бусинки.

Материалы и оборудование :

Раздаточные - прозрачные одноразовые стаканчики с водой, чайная ложка, салфетка, гуашь, кисти, монеты, сахар - рафинад, формочки для песка, веревочки длиной 10 см.

Демонстрационные - письмо от ученых, чайник с горячей водой, 2 прозрачные стеклянные емкости,горелка спиртовая, бусинки во льду, ноутбук.

Ход занятия.

Ребята, сегодня на сайт нашего детского сада пришло письмо. Давайте почитаем его. Интересно от кого оно? (воспитатель демонстрирует красочное письмо на ноутбуке) .

Дорогие друзья! Пишут вам ученые из "Лаборатории Волшебной воды "! Нам очень важно изучить свойства воды , но не хватает помощников - лаборантов . Пожалуйста, помогите

нам в этом научном эксперименте.

Ребята, вы хотите стать лаборантами и помочь ученым ? Тогда закройте глаза и считайте до трех. На счет "три", у меня появятся волшебные очки , я превращусь в ученого, а вы - в моих помощников - лаборантов . Раз, два, три! (воспитатель одевает очки) . Итак, уважаемые лаборанты , отправляемся в Лабораторию Волшебной Воды !

Станция 1.

Давайте вспомним, для чего нужно человеку вода?

Кто и что еще в природе не может без воды ?

Сейчас мы выясним, какая вода на вкус.

Эксперимент №1.

Дети пробуют воду.

К-акая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая?

Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Как вы думаете, что будет с водой если мы добавим соль?

Воспитатель помогает сделать вывод : вода не имеет вкуса. Она безвкусная. Ей можно придать вкус с помощью наполнителей.

Эксперимент № 2 .

Посмотрите через стакан с водой друг на друга. Вы видите через воду друг друга? Почему, как это объяснить?

Возьмите монетку и бросьте ее в воду. Посмотрите, вы видите монету через воду?

Возьмите кисть и краску. Растворите побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь монету?

Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что нибудь через окрашенную воду?

Воспитатель помогает сформулировать вывод : вода прозрачная, бесцветная. Ей можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности., окрасится.

Даже самые великие ученые должны отдыхать от научных трудов. Предлагаю встать и немного размяться.

Физкульт минутка с элементами пальчиковой гимнастики "Снежок".

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили. (имитируем движения лепим снежок) .

Белый, круглый, очень гладкий. (вращение сжатыми в кулак ладонями)

Но совсем - совсем не сладкий (грозим пальчиком)

Раз - подбросим, (имитируем бросок вверх с прыжком)

Два - поймаем, (имитируем ловлю снежка, с приседанием)

Три - уроним, (имитируем бросок в пол)

И сломаем! (топчем снежок)

Молодцы, ученые. Пора работать. Мы переходим во вторую станцию нашей лаборатории .

Станция 2.

Ребята, отгадайте загадку.

В тепле он был водой. В мороз -

в прозрачный превратился мост.

Правильно, это лед. (воспитатель вносит чашу со льдинками, в которых заморожены бусинки) .

Ребята, вчера вечером я уронила в лужу браслет. он порвался, бусинки рассыпались. Ночью мороз сковал лужу, вода превратилась в лед. Помогите мне их достать изо льда!

Как это можно сделать?

Воспитатель помогает сделать выводы : дома можно растопить лед в тепле, нагреть на огне, опустить в горячую воду. Воспитатель разбивает детей на 3 подгруппы .

1 подгруппа наблюдает таяние льда на батарее.

2 подгруппа наблюдает таяние льда на горелке.

3 подгруппа наблюдает таяние льда в горячей воде.

Дети перемещаются группами от одного объекта наблюдения к другому.

В каких условиях лед растаял быстрее?

Вывод делают дети : лед быстрее растаял в горячей воде.

Спасибо ребята, все мои бусинки можно снова собрать на нитку в браслет! Вы смогли мне их вернуть!

У меня снова будет красивое украшение. А вы хотите, сделать украшения из воды ? Мы с вами вернемся в первую лабораторию .

Станция 1.

Посмотрите, после эксперимента у нас осталась окрашенная краской цветная вода. Сегодня я научу вас делать из нее украшения для нашего участка.

Дети переливают воду в формочки- песочницы, вкладывают нитку, сложенную попалам.

Что нужно сделать, чтоб вода снова превратилась в лед?

Когда мы пойдем на прогулку, мы выставим поднос с формочками на улицу и оставим на ночь, чтоб вода хорошо замерзла. А завтра украсим наш участок красивыми ледяными игрушками!

Наш рабочий день в лаборатории Волшебной Воды подошел к концу . Сейчас вы закроете глаза, посчитаете до трех, и мы снова окажемся в детском саду.

Раз, два, три! Мы дома, посмотри! (воспитатель снимает"волшебные очки ")

Ребята, давайте напишем ученым отчет о нашей работе. расскажите, о каких свойствах воды вы узнали в ходе наших экспериментов. А я буду писать письмо ученым.

Дети подводят итог, самостоятельно формулируют выводы об экспериментах . Воспитатель пишет письмо на ноутбуке.

Какой интересный день мы провели в Лаборатории Волшебной Воды . Большое спасибо всем лаборантам , наша работа закончена!

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности детей в средней группе «Лаборатория маленьких экспериментаторов» Программное содержание: формировать знания детей о свойствах магнита; учить детей проводить элементарные опыты, стимулировать к самостоятельному.

Цели: – углублять представления о живой и неживой природе. Учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять,.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности по формированию знаний о свойствах воды с детьми подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 153. (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно –экспериментальной.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Использование воды в быту» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Использование воды в быту» Цель: расширять представления.

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «В гостях у Федоры» Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «В гостях у Федоры» Задачи: 1. Создать условия для применения детьми знаний о комнатных.

Конспект НОД (Познавательно-исследовательский «Волшебная-водичка») в средней группе.

Цель : развитие представления детей о воде.
Задачи:
Расширять знания детей о свойствах воды в процессе выполнения опытов;
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
Формировать навыки проведения простейших опытов: закреплять умение работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
Развивать социальные навыки: умение работать в микрогруппах;
Развивать умение подводить итоги опытов;
Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитывать бережное, экономическое отношение к чистой воде.
Интеграция: образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование:
Прозрачные стаканчики, стеклянные сосуды разной формы. Вещества для опытов (вода, молоко, сахар, соль, мука, масло). Пластмассовые ложечки, камушки, кубики, шарики). Схемы сенсорных методов обследования (посмотреть, послушать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы, игровые упражнения «Какая бывает вода».

Ход деятельности:

Организационный момент:
- Я рада видеть всех вас. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что рада видеть его. Он повернется к своему соседу справа и поприветствует его.
Мотивационно-ориентировочный:
- Дети, вы любите, когда к вам приходят гости… и с подарками?! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость.
Появляется Мойдодыр (младший воспитатель в костюме):
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок Командир.
Обращается к детям:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки
- А вы, дети, умываетесь по утрам и вечерам?

Чем вы умываетесь?
- Для чего нужна вода? (ответы детей: вода нужна людям постоянно, чтобы мыть, готовить пищу, поливать растения и животных. Ни одно живое существо не может обойтись без воды).
Воспитатель: Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Мойдодыр: - Я принес вам водичку и хочу побольше о ней узнать. Вы мне поможете? (ответы детей)

Поисковый этап:
- Чтобы помочь Мойдодыру, я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты и эксперименты). Правильно, но чтобы провести опыты, что сначала нужно сделать (составить план и выбрать методы исследования). Что нам поможет?
На доске выкладывается схемы (ухо, глаз, нос, я зык, рука).
Практический этап:
- Дети, что мы будем делать сначала? Потом? (проведем опыты по предложенному порядку). Чтобы быстрее провести работу, нужно разделиться на пары.
Дети подходят к столу и начинают работу.
Опыт №1 «Вода – жидкость»
- Возьмите стаканчики с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется, растекается по блюдцу. Почему вода растеклась по блюдечку? Вода жидкая и может течь, поэтому ее называют жидкостью. Какие еще вы можете назвать жидкости?
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
- Ребята, на столах у вас лежат предметы. Какой они формы? А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести следующий эксперимент. Будем наливать воду в разные емкости. Что мы наблюдаем? Вода приняла форму этих емкостей. Что же показал нам этот эксперимент? Вода имеет форму? Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму той емкости, в которую ее наливают.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №3 «Вода не имеет вкуса и запаха»
- а сейчас, я вам предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, если она чистая. Теперь возьмите трубочки и попробуйте воду из стаканчиков. Есть ли у воды вкус? Значит, у чистой воды нет вкуса.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №4 «Вода не имеет цвета, она прозрачная»
- Ребята, на столах у вас есть еще стаканчики с молоком. Давайте сравним эти жидкости по цвету. Молоко белое, вода бесцветная. Опустите камушки в воду и молоко. Что вы наблюдаете? Камушки в воде видны, а в молоке нет. Значит, вода прозрачная.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №5 «Вода растворитель»
- Давайте, проведем еще один опыт. В один стакан положим сахар, другой соль, в третий муку, а в четвертый нальем немного масла. Хочу напомнить вам, что при проведении таких опытов, нужно соблюдать определенные меры безопасности. Нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно.
Растворяя вещества, приходим к следующим выводам: сахар и соль хорошо растворяются в воде, мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, масло не растворяется в воде. Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.
На доске вывешивается символ – памятка о свойстве воды.
Опыт №6 «Вода превращается в пар»
- Сейчас, я покажу вам еще один опыт, а вы поможете сделать вывод. Вы, видите, как из чайника выходит пар. Откуда он взялся в чайнике? Я налила туда только воду. Правильно, вода при нагревании превращается в воду. Некоторое время подержу стекло над паром. Что произошло со стеклом? На стекле образовались капельки воды. Пар опять превратился в воду. Вот так происходит и в природе.
- Ребята, а вы знаете, что такое круговорот воды в природе?
- Сейчас, я вам расскажу. Ложитесь поудобнее, закройте глазки.
Релаксация «Ходят капельки по кругу»
Закрыли глазки. Представим, я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан. Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не залезали, не брызгались. Теперь со мной будьте, я без вас соскучилась.
Сейчас, я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Воспитатель: давайте повторим то, что вы услышали (иллюстрация «Круговорот воды в природе).
Дети: Из тучи летом идет дождь, а зимой снег. Капельки дождя превращаются в ручей, ручей течет в реку, река впадает в море.
Яркое солнышко заставляет капельки воды испаряться, превратив их в легкие воздушные облака. Облака собираются в тучи, и снова идет дождь.
Коллективная работа:
- Я приготовила тучку, а вы сделаете дождик. Пусть этот дождик будет разноцветным! (дети из цветной бумаги вырезают капельки и приклеивают к тучке).
- Какой красивый разноцветный у нас получился дождик. Мойдодыр, тебе понравился наш дождик из капелек? Дети, от куда еще могут капать капельки (из крана, если его не плотно закрыть)?
- А вы плотно закрываете кран после того, как помылись? Всегда ли следите, чтобы из крана зря не текла вода? Почему надо беречь воду? (ответы детей)
Как вы думаете, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана? Вот послушайте:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет.
- А чтобы вы не забывали, я повешаю символ – памятку у нас в моечной: «Помыл руки – плотно закрой кран».
- А теперь давайте расскажем Мойдодыру о каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали, глядя на наши карточки – символы: Вода бесцветная; Вода – безвкусная; Вода не имеет запаха; Вода не имеет формы; Воду надо беречь.
Рефлексивно – оценочный:
- Дети, что нового вы сегодня узнали?
-Вы хотели бы еще проводить опыты и исследования?
- Вы сегодня молодцы и Мойдодыр угощает вас чистой родниковой водой, чтобы вы были здоровыми, любили и берегли воду.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе экспериментирование "Свойства воды"

Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель:
Закреплять представления детей о свойствах воды.
Развивать у детей связную речь, создавать предпосылки к умению делать выводы, развивать пространственное мышление, фантазию, познавательный интерес.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах воды и предметах (тонет-не тонет, растворяется – не растворяется, прозрачное – окрашивается.)
Развивающие:
- Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитывающие:
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. Привнесение результатов работы в группе в домашние условия. Воспитание бережного отношения к воде.
Предварительная работа:
Воспитатель: 1. Определение темы, цели, задач занятия.
2.Определение объема представлений детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент (Мальвина и ребенок- Буратино)
Словесный (беседа о воде)
Наглядный (различнве плакаты о воде, глобус)
Практический (опыты, эксперименты)
Дети: Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кому и чему нужна вода», «Для чего нужна вода», «Кто живёт в воде». Чтение потешек, сказок познавательного характера о воде. Проведение опытов, в которых дети могли узнать, что вода прозрачная и без вкуса, что она льется, что вода не имеет запаха, что вода жидкость и может принимать любую форму сосуда, в котором находится.
После которых ребята пришли к выводу, что вода - прозрачная, льётся, принимает форму любого сосуда, без запаха и вкуса).
Сотрудничество с семьёй:
Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования.
Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедиа для демонстрации презентаций о свойствах воды и проведения физкультминутки.
Для опыта: одноразовые стаканчики с водой, трубочки для сока, одноразовые пластиковые ложки, гуашь разного цвета по количеству детей, жидкое мыло в маленьких одноразовых стаканчиках, бумага белая форматом А5, скатерть - клеёнка, бумажные полотенца, ключ железный и деревянный, банка большая прозрачная с водой.
Зоны действия:
- на ковре (стульчики по периметру ковра расположены так, чтобы детям не мешал световой луч от проектора),
- рабочая зона для опыта (столы с необходимыми материалами и стульчики).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Сказочные персонажи - Сюрпризный момент:
Мальвина – воспитатель.
Буратино – заранее подготовленный ребёнок из группы.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель и дети стоят на ковре в кругу.
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных
Воспитатель: Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко - рыжее пятно.
(кто это, ребята?).
Дети : Солнышко.
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Воспитатель: И мы с вами давайте скажем друг другу слова приветствия.
Воспитатель. Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети : Здравствуйте!
Гости: Здравствуйте!
Воспитатель : Ребята, садимся на стульчики. (Стульчики по периметру ковра).
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ой, к нам ещё гости пришли, надо их встретить.
(Воспитатель выходит в приемную, на себя надевает парик синий, и входит в группу в образе Мальвины, за ручку ведет с собой Буратино).
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья,
Вы узнали нас
Я – красавица Мальвина,
С голубыми волосами.
Утром делаю зарядку,
Живу по распорядку,
Буратино я учу
И вас ребята научу!
Буратино: Я - мальчишка деревянный,
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Воспитатель : Ой, а ключика то и нет!!!?
Опять Буратино совал свой нос, куда не следует и ключик обронил.
Буратино: Да, хотел посмотреть, что в этой большой банке наклонился и уронил свой ключик. Теперь не знаю, как его от туда достать? А может это опасно для меня?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем, Буратине достать ключик.Посмотрите пожалуйста на банку! Как вы думаете, что в этой банке находится?
Дети: Вода!
Воспитатель: А что это такое - вода? Давайте расскажем Буратине!
Включается презентация о свойствах воды:
1 слайд:
Вода – жидкость, которая льется.
2 слайд:
Вода принимает любую форму сосуда, в котором находится.
3 слайд:
Вода прозрачная,через нее все видно.
4 слайд:
Вода без вкуса и запаха.
5 слайд:
Вода может принимать цвет, растворившего в нем вещества.
6 слайд:
Делаем вывод,что вода – жидкость, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, является растворителем.
Воспитатель: Вот,Буратино, ребята тебе подробно рассказали, что такое вода. Теперь можешь спокойно, без страха достать свой ключик из нее.
Буратино: Спасибо, ребята, я теперь тоже буду знать, что такое вода.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, а ключик в воде утонул?
Дети: Нет, не утанул!
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети: Потому что он сделан из дерева.
Воспитатель: Значит ключик какой?
Дети : Ключик деревянный.
Воспитатель: Я сейчас возьму другой ключик, смотрите, что произошло?
Дети : Ключик утонул.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Дети : Потому что он железный!
Воспитатель: Молодцы! Ключик железный, значит, он сделан из чего?
Дети : Из железа.
Воспитатель : Ребята, а если я его помешаю ложечкой, он растворится в воде?
Дети: Нет, не растворится.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Потому что железо в воде не растворяется.
Воспитатель: А давайте узнаем, какие вещества растворяются в воде?
Дети: Давайте, узнаем!
Воспитатель : Мы с вами отправимся в мою сказочную школу, которая находится на цветочной поляне. Гостей с собой возьмем?
Дети: Да! Возьмем!
Воспитатель: А чтобы нам не было скучно идти, я позову своих веселых друзей, и они нас проводят до самой школы!.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков)
Дети вместе с героями выполняют физкультминутку, которая показывается на экране, под веселую песню.
Воспитатель: Вот мы и пришли в мою сказочную школу. Проходите и садитесь за стол. И прежде чем мы с вами начнем экспериментировать, я вам хочу напомнить как себя нужно вести во время экспериментов:
- быть аккуратными;
- слушать что говорят;
- препараты смешиваем аккуратно;
- в рот ни чего не берём;
- руками не размахиваем;
- лишнего не трогаем;
- чётко выполняем этапы эксперимента;
- не кричим.
Мальвина предлагает детям провести ряд экспериментов:
Опыт №1. Эксперимент с водой на растворимость в нём жидкого мыла.
Воспитатель предлагает детям взять прозрачные стаканчики с водой и еще раз убедиться в том, что вода прозрачная. Принимает форму того сосуда, в котором находиться, без цвета и запаха.
При помощи трубочки попробовать надуть пузырь и посмотреть, что получиться.
Вывод: Из воды пузырь не получится.

2.Воспитатель показывает, как приготовить мыльный раствор: при помощи жидкого мыла.
Вывод: мыло растворилось в воде, нет цвета и запаха.
3.Затем при помощи трубочки и выдыхаемого воздуха образует мыльную пену.
Вывод: Получается пена.
4.Игра « Выдуваем мыльные пузыри». Задачи: показать детям один из способов надувание мыльных пузырей из приготовленного ими раствора.
Опыт №2. Изготовление цветного мыльного раствора.
1. Воспитатель добавляет в мыльный раствор немного гуаши и при помощи трубочки делает воздушную пену.
Вывод: Вода растворила гуашь и приняла ее цвет.
2. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению цветной пены (по необходимости при помощи воспитателя).
3. Рисование при помощи цветной мыльной пены.
Воспитатель предлагает ребяткам порисовать при помощи цветной мыльной пены. И объясняет способ рисования: и при помощи трубочки начинаем взбивать пену, баночка накрывается сверху листом бумаги (не очень плотно) в результате получаются интересные цветные оттиски воздушных пузырей.
4. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению рисунков.
Воспитатель: Ребята эти рисунки возьмите с собой, они будут напоминать о нашей встрече. А еще, мы с Буратино, для вас приготовили подарки. Вот такое красивое мыло, которое вы возьмете домой и еще раз попробуете сами сделать мыльные пузыри.
Пока Буратино раздает детям подарочки, воспитатель рассказывает стихотворение:
Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Воспитатель: Ребята вам понравилось у меня в сказочной школе?
Дети: Да
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
Дети : Спросить 2-3 ребенка по желанию.
Воспитатель : А что вы сегодня узнали интересного про воду?
Дети: Ответы детей по желанию.
Воспитатель: А чему вы сегодня научились?
Дети: (предполагаемые ответы детей) делать мыльные пузыри,
И рисовать на бумаге мыльными пузырями.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы. Хорошо вели себя в сказочной школе. Мне очень понравились мыльные пузыри … (конкретные называю имена детей). А рисунки получились замечательные у … (конкретные называю имена детей). Вы хорошо все постарались, а теперь мы с вами отправляемся опять в детский сад с нашими друзьями.
(включается презентация физкультминутка + песня гимн барбариков).
Воспитатель: Вот мы вернулись в нашу группу. И с гостями нам пора прощаться. Скажем гостям до свиданья!
Гости: До свидания!
Полученные рисунки дети оставляют подсохнуть, и мы организуем выставку рисунков из мыльных пузырей.

Егорова Татьяна Александровна
МАДОУ "Детский сад №15 "Мишутка" , г. Прокопьевск, Кемеровская область
Воспитатель
НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Смешарики»

    развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования, развивать наблюдательность и любознательность;

    расширять знания о воздухе;познакомить со свойствами воздуха и спосабами его обнаружения;

    активизировать речь детей и обогощать словарь детей;

    воспитывать аккуратность

    вызвать желание детей помочь Смешарикам.

Материалы: емкости с водой, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка лимона, долька чеснока, лук...), технические средства обучения (ДВД, диск «Смешарики», мультфильм «Коллекция»), мягкие игрушки Ёжик и Крош, клеенчатые фартуки, клеенка на столы, обогреватель.

Предварительная работа:

    игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Поддувалочки», «Движение на ветру», «Игра с воздухом».

    Чтение художественной литературы: «Ветер-ветерок» О.Дриз, «Ветренно, ветренно» И.Такмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Ким, «Дуют ветры в феврале» С.Маршак, «Видел я как ветерок...» Г.Лагздынь, чтение экологической литературы.

    Беседы о воздухе,

    изобразительная деятельность — рисование деревьев в ветренную погоду, рисование способом выдувания, раздувание краски через соломинку.

    Конструирование: изготовление вертушек, бумажных самалетов, ловушек для ветра, воздушных змеев, парашютный дисант.

    Наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра

    работа по ОБЖ.

В:Сегодня к нам в гости дожны прийти Смешарики, но что то они задерживаются. Да вот они.

(грусный Ежик и Крош)

В: Что случилось? Почему вы такие грусные?

Ежик и Крош: Ежик собирал фантики. Он накопил целую коллекцию фантиков. Началась буря, подул сильный ветер и унес все фантики. Да вот посмотрите сами (предлагают диск с мультфильмом)Просмотр начала мультфильма.

В: Не расстраивайся, Ежик, ребята обязательно помогут тебе.

Ежик: А интересно, откуда прилетел ветер и куда унес мои фантики?

В: Ребята, а вы знаете, откуда прилетел ветер? (ответы детей)

В: Ежик и Крош, оставайтесь с нами и мы все вместе узнаем и выясним, откуда прилетел ветер.

В: Ребята, давайте подойдем к столам (столы накрыты клеенкой, на столах на каждого ребенка приготовлено: лист бумаги, трубочка, пустой маленький стаканчик, большой стаканчик с водой. А также несколько баночек с вещетвами (чесноком, апельсином, яблоком, луком; несколько змеек)

В: Ребята, а что находится вокруг нас? (столы, игрушки......воздух)

Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе. Нам в этом помогут схемы, составленные раньше. (показывает)

    Кому нужен воздух?

(дети называют объекты живой природы: человек, животных, растения, насекомые, птицы)

А зачем нам нужен воздух? (чтоб дышать)

    • Воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Как же нам его обнаружить?

Возьмите лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Дети: воздух, ветерок.

Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставив ладонь. Что вы почувствовали?

Дети: струю воздуха.

Выдохните в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: выходят пузырьки (это воздух)

Возьмите маленькие стаканики. В них что нибудь есть?

Дети: ничего нет, они пустые, воздух.

В: давайте проверим. Переверните стаканчики вверх дном и опустите их в большие стаканы с водой. Вода попадает в маленькие стаканчики?

Дети: нет.

В: Почему? Что мешает воде? Что ее не пускает?

(в маленьком стаканчике находится воздух, который не дает воде занять место)

    Запаха и вкуса у воздуха нет.(показ схемы)

В: Вы верно сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас я хочу вас познакомить еще с одним свойством воздуха.

На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, поочередно открывает крышки и передает баночки детям. Что вы почувствовали?Какие запахи?

Дети; пахнет луком, чесноком, апельсином....

В: Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблочным, луковым)

значит, запах продуктов передается по воздуху.

Скажите еще раз: воздух имеет запах?(нет) Как же мы чувствуем запахи? (они передаются воздухом и мы их чувствуем)

В нашу схему добавим еще одно обозначение.

    Воздух находится везде: в группе и у вас дома, на улице.

Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по -разному. Медленно- и тогда появляется тихий ветерок; быстро-появляется сильный ветер и даже ураган. Так что же заставляет воздух двигаться? Давайте проведем опыт.

    Возьмите приготовленных змеек и поднесите к обогревате лю. Что происходит? (змейки начинают вращаться) Что вы чувствуете около обогревателя? (тепло)Около обогревателя нагревается воздух, он становится каким?(теплым) Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх. Поднимающийся теплый воздух застав ляет змейку вертется. Именно так и возникает ветер в природе. В природе движение воздуха создает ветер. А что же заставляет воздух нагреваться в природе? Что же нас греет и светит нам? Правильно, Солнце.