Панно из соломки своими руками. Мастер-класс. История и народные традиции соломенных изделий Как сделать корзину из соломы

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании — круглые или овальные.

Рис. 1. Спиральное плетение: а — начало плетения; 6 — соединение жгута бечевкой; в — приспособление для контроля за толщиной жгута; г — окончание плетения; д — челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают «холостые» обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4-7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении — сужается.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а — полотняное, б — диагональное.

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, «зубатки».

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
— брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;
— соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
— плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
— наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
— наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
— загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
— плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
— толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
— законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Для плетения трехконцовки (рис. 3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 — под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой — вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Пятиконцовка (рис. 5) получается несколько шире.
Вариант I: Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (I — а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3 (I — б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (I — б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) — с соломинами 1 и 2 (I — в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Рис. 5. Плетенка-пятиконцовка.

Вариант II: Плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II — а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II — б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II — г, д).

Плетенку-шестиконцовку (рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Плетенку «зубатка» (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т.д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.

Рис. 7. Плетенка «зубатка».

Начинают плести «зубатку» так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является цепочка (рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается «цепочка» из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения «цепочки» нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

Рис. 8. Объемная плетенка «цепочка».

Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них — квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б — к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).

Рис. 9. Плетение квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника — это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника — четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.

Отделочные плетенки. Они бывают двух видов: плоские и витые. Плетут их как минимум из четырех соломин. Используют для отделки сшитых из плоских плетенок изделий, а также различных шкатулок и коробочек. Отделочные плетенки пластичны, хорошо изгибаются, из них можно выкладывать разные формы, а если вставить в плетенку проволоку, то она сохранит заданный изгиб. Витую плетенку можно выполнить в виде расширяющейся или сужающейся спирали. Этого достигают за счет утолщения каркаса в нужном месте или за счет специальной укладки соломки. Такие плетенки получаются легкими, ажурными. Обычно для отделочных плетенок используют тонкую солому верхней части стебля.

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой — ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных — ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 — на 3, а 7 — на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания — встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Рис. 13. Сшивание плоских плетенок встык.

Уступом сшиваются плетенки для всевозможных головных уборов, сумок, абажуров и других изделий, показанных на рис. 14. Рассмотрим этот способ скрепления плетенок на примере изготовления шляпы. Для нее потребуется сплести 15-20 м «зубатки», которую перед сшиванием обязательно нужно увлажнить, тогда она хорошо будет выкладываться по форме и не расщепляться при прокалывании иглой. Сшивают по спирали. Шляпа, как известно, состоит из донышка 2 (рис. 14), тульи 3 и полей 1. Сшивать начинают с донышка. Вокруг конца «зубатки», отогнутого на 5 см, выкладывают по овалу витки ленты плетенки. На закругленных участках слегка растягивают ее по внешней стороне. Каждый виток накладывают на предыдущий на 1/3 ширины ленты и пришивают. Шить следует нитками под цвет соломки, делая стежки не более 2-3 мм и стараясь размещать их на зубчиках. После того как будет сшито 8-10 витков (размер шляпы 56-58), очередной виток отгибают от прошивки вниз, а последующие витки выкладывают по его периметру и выстрачивают тулью высотой 6-7 см. Чтобы вывести из цилиндра тульи плоские поля шляпы, внешний край десятого витка припускают в длину и отгибают вверх. Для полей достаточно сшить 8 витков. Конец «зубатки» подшивают под предыдущий виток. В процессе сшивания необходимо помнить, что если плетенку припускать — форма изделия увеличится, если натягивать — уменьшится.

Рис. 14. Изделия из плоских плетенок, сшитых уступом.

Таким же образом изготавливают изделия полусферической формы — чашу, блюдо, короб, поднос. Укладывают увлажненную плетенку, изгибая ее по спирали. Каждый новый оборот спирали накладывают на предыдущий с уступом 2-6 мм. Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шириной 10 -12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой — не менее 50 м плетенки.

Готовое изделие выравнивают, постукивая молотком по его поверхности или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Соломенная скульптура. Искусство соломенной пластики — один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть ржаной соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости — гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.

На рис. 15 показаны этапы изготовления лошадки — традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги — из первого, туловище и хвост — из второго, задние ноги — из третьего. Гриву и уши делают отдельно.

Рис. 15. Изготовление соломенной лошадки.

Процесс изготовления: 1 — перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 — выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 — делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 — оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 — отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 — делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза — внизу и посередине.

Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.

Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.

Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

Соломенный «паук». Это подвесная декоративная конструкция, одно из интересных изобретений народного соломоплетения. Собранные из нескольких десятков, а то и сотен соломенных трубочек, «пауки» почти невесомы. Беспрестанно вращаясь под потолком, они мерцают фантастическим золотистым узорным блеском. Тело «паука» — пространственная конструкция, несущая декоративные элементы, похожая на паутину. Для него характерны ажурность, геометризм форм, соразмерность частей. В белорусском соломоплетении наиболее традиционны «пауки» пирамидальной и ромбической форм.

Рис. 16. Изготовление «паука».

Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов (рис. 16). Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник. Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару — от центра, третью — к центру, четвертую — от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре. Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий — отвести в противоположную сторону и тоже связать. Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.

Плетение – одно из древнейших ремесел. Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки.

Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Подготовка соломы для плетения

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Работы мастера народных художественных промыслов Кировской области Сметаниной Ларисы Вениаминовны


Работы мастера

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой.

Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом.

Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу.

Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.

Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Плоские плетенки.

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности.

Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения.

По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Процесс выполнения плетенки: трехконцовки,

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения.

Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г)

После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

П летеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а).

Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают.

Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины

Мастер-класс Ольги Путинцевой

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника – это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника – четыре.



Приготовим четыре довольно длинные и равномерные по толщине соломины.
Проденем в каждую для жесткости тонкую медную проволоку.
Скрепим все по центру ниткой в цвет соломы.
Распределяем так, чтобы были одинаковые промежутки между соломинами.


Закрепляем длинную соломину, с помощью которой будем оплетать приготовленную крестовину.
Соломину выбираем как можно длиннее, для того чтобы было меньше соединений.
Оплетаем поочередно каждую соломину в крестовине, стараясь укладывать как можно плотнее каждый последующий виток.


Когда соломина заканчивается, оставляем небольшой хвостик, срезаем по косой и проталкиваем в новую соломину для продолжения плетения.


Заканчиваем оплетать крестовину, когда достигнем нужного диаметра донышка.
Заправляем хвостик на изнанку и закрепляем его к одной из несущих соломин.


Выполняем две детали одинакового диаметра.
Затем высушиваем под прессом.
После сушки обрезаем лишние “хвосты” у крестовин под углом 90, если нужен резкий переход.


Высушенные донышки складываем изнаночной стороной внутрь, скрепляем за несущие конструкции с помощью иголки и нитки.


Плетем декоративный элемент – зубатку четырехконцовку, для того чтобы закрыть края донышка.


Старайтесь повторять последовательность плетения. Это несложно. У вас обязательно получится.




Расплющиваем еще влажную зубатку для того, чтобы она стала тонкой, ровной и более блестящей.


Пришиваем готовую соломенную тесемку по краю донышка одновременно с обеих сторон, стараясь не допускать совпадения стыков.
Донышко готово.

Плетения на сухой соломке не получится, поэтому ее нужно предварительно хорошо вымочить в горячей воде.

Вам потребуется:

  • подготовленная солома
  • ивовый прут или рогоз
  • х/б нитки под цвет соломы
  • клей ПВА

Приступаем к работе. Отберем 20 штук соломин длиной примерно от 10 до 15 см. Отмеряем отрезок нити, которую затем складываем в 4-5 раз. Длина нити в сложенном состоянии должна быть примерно 25 см.

Для стебля цветка берем ивовый прут или рогоз (камыш). Немного клея ПВА нужно будет капнуть на конец прутика. Отобранную соломку приложим к пруту и максимально крепко обмотаем приготовленной нитью. Так, мы получили тычинку цветка.

Теперь возьмемся за лепестки. Вам нужно приготовить 9 соломин, примерно одинаковых по длине и толщине. Начинаем с двух мокрых соломинок, которые мы кладем крест-накрест. А потом загибаем, как видно на фото ниже.

Теперь небольшая хитрость. Представьте, что перед вами человечек с ручками и ножками. Берем его правую руку и заводим назад, а левую нужно загнуть вперед. Теперь руки меняем местами.

Далее еще одну соломину вставляем так, чтобы крест по центру плетения оказался над соломинкой, а «ножки» были сзади. Теперь загибаем перекладину назад и помещаем ее сверху одной из «рук». С левой частью проделываем тоже самое. И повторяем все шаги до тех пор, пока вы не сплетете желаемую длину для вашего цветка.

Далее крайнюю соломину нужно завести за одну из следующих за ней. Тоже повторить с другой стороны, а в серединке их нужно перекрестить. Плетем так и дальше, пока соломка не начнет заканчиваться. Мочим солому, если она начинает подсыхать. Доплетаем до конца и завязываем ниткой. Сплетите 5-6 таких лепестков.

Теперь будем собирать наш цветок. Приготовьте нить в несколько сложений длиной 35 см и ПВА. Берем нашу тычинку на прутике, капаем на нее клея и прикладываем первые 2 лепесточка. Приматываем концы нитью и завязываем на узел. Приклеиваем и приматываем остальные. Лишнюю нить обрезаем. Наш цветок из соломки готов!

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой – ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных – ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 – на 3, а 7 – на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания – встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Плетение из соломки.Мастер Лариса Гуржий.
Четверг, 18 Октября 2012 г. 16:32 + в цитатник

Июн 12, 2016 Галинка

Одним из древнейших ремесел но праву можно назвать плетение. Плетеные изделия во все времена можно приспособить к современной жизни, а многие из них до сих пор пользуются популярностью у са-мых изыска!нтьгх модниц (сумочки, шляпки, браслеты, различные украшения).

Для плетения используются самые разные материалы, один из которых - солома злаковых растений. Изделия из соломки не только исполняют роль бытовых предметов, но и од-новременно являются произведением искусств, чем особенно знамениты изделия белорусских масгеров (соломенные скульптуры, шрушкн, декоративные подвесные «пауки» и т. д.).


Плетеные изделия везде хороши: в сельском доме, в квартире, на ма-ленькой даче или в современном коттедже, в детской, в комнате отдыха и кабинете. Заниматься плетением, используя свою фантазию и получая при этом огромное удовлетворение, могут как взрос-лые, так и дети, и даже совершенно слепые люди. Процесс плетения из соломки можно освоить до-статочно быстро и вскоре уже изготавливать иг-рушки, украшения, сумки, корзины, шляпы, ков-рики, коробки, шкатулки и даже обувь. Исходным материалом является солома, луч-ше всего ржаная - она самая прочная. Может подойти и пшеничная (она несколько грубее, толще и короче), ячменная или овсяная соло-ма (она мягкая, с очень красивыми оттенками желтого и зеленоватого цветов), а также стебли некоторых трав: пырея, мятника лугового, овсяницы, белой полевицы, тимофеевки и других.

Соломка представляет собой трубчатую часть стеблей злаковых растений, она может быть разных оттенков: желтого, красноватого, серебристо-зеленого и других необычных цветов. Для качественных изделий лучше всего выращивать самому на небольшом участке рожь или пшеницу, для изделий подойдет только солома, скошенная вруч-ную серпами. Используют преимущественно солому, заготовленную в период молочно-восковой спелости.

Скошенную зеленую солому необходимо сразу просушить, время от времени переворачивая. Если сушить на солнце, солома через 2-3 дня при-обретет золотистый цвет, при сушке в тени сохранит зеленую окраску, для получения серебристо-белого цвета соломку необходимо огбели тъ перекисью водорода, затем промыть несколько раз горячей водой и высушить. Кроме того, воспользовавшись анилиновыми красителями. Соломке мож-но придать пракппеекп любой цвет. В частности, при кипячении в воде с добавлением луковой шелухи усиливается желтый цвет соломки, с шиш-ами ольхи или дубовой коры она окрашиваемся в коричневый цвет.

У высушенной соломы удаляются листья, колоски, нижняя часть стебля. Каждую соломинку разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Два более тонких верхних коленца считаются лучшими для плетения, остальные части выбрасывать не следует, они вполне подойдут для декоративных деталей. Хранить соломку надо в затемненном помещении.
Перед плетением для придания эластичности и гибкости солому необходимо замочить или пропарить, для чего свежевысушенную солому достаточно подержать 20-30 минут в воде комнатной темпе-ратуры, а солому давней заготовки надо залить кипятком, в некото-рых случаях необходимо прокипятить в течение 10-15 минут, пока она не станет гибкой. Подготовленную таким образом солому дер-жат в полиэтиленовом мешке, для работы небольшое количество можно завернуть в плотную мокрую ткань.

Для изготовления изделий практически не требуется специальный инструмент, понадобятся линейка, ножницы, бечевка, большая што-пальная игла и льняные нитки для сшивания плетенки, мешочная игла, шило. При спиральном плетении удобно вместо иглы с бечевкой пользоваться челноком.
Существует четыре основных вида плетения из соломки: прямое, спиральное, плетение плоских и объемных плетенок. Самые простей-шие виды - спиральное и прямое плетение.

Технология спирального плетения. Несколько тонких соломинок складываются вместе в жгут, обматываются бечевкой и свертываются в плотное колечко. Колечко обматывается несколько раз бечевкой, вокруг него постепенно скручивается оставшаяся часть жгута, при этом после каждого оборота иголку с бечевкой проводят под очередной виток бе-чевки, расположенный на предыдущей спирали.

Скручивание идет все время в одном направлении. Для сохранения постоянной толщины жгу-та (контролировать ее можно с помощью какой-нибудь трубки) необходимо вовремя добавлять пучки соломы. Остаток жгута в конце работы подрезается так, чтобы он плавно подходил к тонкому концу, после чего он обматывается бечевкой. Вместо бечевки можно воспользоваться лента-ми лозы, корня, лыка, бересты, они выглядят более привлекательно.
Таким способом можно получать круги различного диаметра, т. е. вы сможете изготавливать раз-личные подставки под посуду, ков-рики. В зависимости от формы каждый последулоший виток мож-но увеличивать, диаметр изделия при этом будет расширяться или, наоборот, уменьшаться, тогда диаметр изделия будет сужаться. Приме-няя такие приемы, вы сможете плести корзины, чаши, блюда и т. д.

Технология прямого плетения. Для этого вида плетения предвари-тельно увлажненную толстую соломину необходимо разглаживать вдоль стебля тупым концом ножа на доске сначала с изнаночной сто-роны, затем с глянцевой до тех пор, пока соломина не станет прямой лентой. Нужное для определенного изделия количество соломенных
лент укладывается вертикально параллельно друг другу, концы при этом луч-ше приклеить или зажать. Четные соломины приподнимаются (через одну), и под них перпендикулярно нечетным со-ломинам укладывается первая горизонтальная соломина. Далее приподнима-ются нечетные вертикальные соломины, и аналогично укладывается вторая горизонтальная соломина н т. д.

Сушить такую плетенку необходимо под прессом. Используя этот прием, можно сделать диагональное плетение, только горизонтальные соломины при этом перекладывают не через одну, а через две вертикальные, в каждом ряду сдвигая плетение вправо или влево на одну соломину.
Прямое и диагональное плетение обычно используется для плетения салфеток, отдельных фрагментов аппликаций, в качестве фона в панно и в других аналогичных изделиях.

Кроме описанных выше простейших видов плетения, необходи-мо научиться изготавливать плоские плетенки: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки. «зубатки», а также объемные плетенки. Объемность достигается способами переплете-ния и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т. д. Обычно с использованием каркасов плетутся шкатулки, различные коробочки, ларцы.

Плетежки из отдельных соломин плетут «от себя», держа выпле-тенную часть на коленях; толстые же плетежки, выплетаемые из пучков соломы, плетут «к себе», предварительно прикрепив к чему-нибудь ее начало. Плетежки можно подготовить заранее, а потом их использовать в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из со-ломки, а также для изготовления украшений, таких как браслеты, ободки для волос и др.
Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шири-ной 10-12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой -не менее 50 м плетенки.

Помимо умения плести разными способами, необходимо для изго-товления различных изделий научиться сшивать плетенки. Сшивают их вручную стежками «вперед иголку» или <адазад иголку», способа-ми «встык», «уступом», «плоскостью» или с помощью швейной ма-шинки. Всгык обычно сшиваются плетенки при изготовлении панно, ширм, циновок. Уступом сшиваются плетенки дня всевозможных го-ловных уборов, сумок, абажуров и других аналогичных изделий. Го-товое изделие выравнивается постукиванием молотка или проглаживанием через влажную ткань утюгом.

Из соломки собираются объемные ромбы и квадраты. Они изготав-ливаются отдельно, а затем прикрепляются к шкатулкам и ларцам. За счет различного сочетания объемных ромбов, ковриков и круглого плегежка достигается множество вариантов одного вида изделия. Вы можете юготавливать различные подставки для посуды, кор-зинки большие и маленькие, шляпы, плетеные кашпо для цветов, шкатулки. Чем изящнее и интереснее изделия, тем большим спросом они пользуются.

Ржаную соломку как поделочный материал стали использовать на Вятке в XIX веке.

У такой соломки ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено - до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании ржаная соломка становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков - от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями, ее используют во всех видах плетения, а также в инкрустации.

Ржаная соломка в зависимости от условий произрастания растения, времени ее сбора и особенностей хранения приобретает тот или иной цвет. Если растение росло в тени, то его соломка красновато-фиолетового цвета. Соломка, перезимовавшая в стогу, становится коричневой. Мягкие и упругие ржаные стебли, срезанные в период молочно-восковой спелости зерна, имеют приятный зеленоватый цвет. Цветовая гамма соломки, поэтому достаточно велика, в ней насчитывают более 90 оттенков.

Заготовку соломки для промысла кустари производили серпом вручную, перед массовой косовицей хлебов в июле - августе. Сжатый хлеб связывали в снопы и после 1 - 3-дневной просушки снопы аккуратно оббивали для удаления зерна. Хранили связанную в снопы соломку в затененном, неотапливаемом помещении. Далее соломку готовили к работе: со стеблей срезали колоски и листья. У соломки, идущей на изготовление плетешков удаляли узлы, утолщения между коленами, сортировали по длине, толщине и цвету. Рассортированную соломку хранили в снопиках толщиной 10 - 15 см, длиной 50 см в сухом затененном месте.

Соломку, собранную после обмолота зерна, применяли редко, так как она помята и после обработки становится ломкой и хрупкой. Вместе с тем у нее по-своему красивый неповторимо-золотой цвет, который давал дополнительные возможности мастеру. Обычно для получения равномерного золотистого цвета соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до 2 - 3 дней.

При необходимости соломку отбеливали, окрашивали, прессовали, изготавливали плетешки, из которых и «собирали» готовое изделие.

В 1871 году на заседании комиссии, учрежденной при Вятском губернском статистическом комитете по содействию Московской Политехнической выставке, было предложено приобрести образцы корзинок и шляп, сплетенных их соломы, обратившись с этой целью в Унинской волостное правление. И действительно, в Унях изделия из соломы плелись уже не от случая к случаю и не только на собственные нужды, нго и на продажу. А работал мастер профессионально. Это подтвердили строчки в «Памятной книжке Вятской губернии» за 1873 год, через два года после первого письменного упоминания: «Плетением корзин и шляп из соломы занимается один человек в Унинской волости в Глазовском уезде, вырабатывая до 50 шляп по 30 коп. и 30 корзинок по 40 копеек каждая». Имя этого первого искусного кустаря по соломке история не сохранила.

В 1889 году «Вятские губернские ведомости» перепечатали заметку из «Волжского вестника», касающуюся нашего Слободского уезда: «…Здесь кустари в основном занимаются выделкой посуды и мебели. «Новинку», в смысле развития кустарной промышленности, представляет северо-западная Георгиевская волость, отстающая от города в 26 верстах. В этой волости с 1888 г. появился новый промысел - выделка соломенных шляп. Этим ремеслом занимаются, главным образом, крестьянские мальчики, лет двенадцати-тринадцати, тем более что первым распространителем этого искусства оказался крестьянский мальчик села Шестакова Иван Елькин, который выучился ему у волостного писаря Олькова, а последний вынес шляпное ремесло из Орловского уезда, где этот промысел существует уже давно. Таким образом, благодаря «новому» кустарно-шляпное искусство скоро понравилось и другим мальчикам, которых в настоящее время насчитывается до 20 человек. За время занятий Елькина - им сплетено и продано до 200 шляп.

Шляпы плетутся из обыкновенной белой соломы. Они продаются Елькиным от 15 до 30 копеек, смотря по тому, из какой соломы сплетена шляпа: из мелкой - по 30 копеек, из крупной - 15 - 20 копеек. Конечно, в этом случае следует отдать предпочтение шляпе, сплетенной из мелкой соломы, так как такая шляпа имеет более или менее изящный вид. Поэтому не редкость составляет видеть такие шляпы не только на мужике, но и на обывателе нашего города, но особенно охотно покупаются они крестьянами».

И в Слободском кустарно-шляпное искусство было развито достаточно хорошо. Поэтому именно слободские шляпники в 1890 году Иван Лукич Елькин, Василий Иванович Елькин, Терентий Кириллович Козлов и Кузьма Тимофеевич Князев выставили свои изделия на Казанской выставке.

В 1899 году Вятское земство, желая быстрее внедрить соломенный промысел на территории губернии, открыло при кустарном музее и складе соломенную мастерскую. Цикл обучения в вятской земской мастерской длился один месяц, обучали новому ремеслу бесплатно и всех желающих. После таких мер изделия соломенной мастерской внесли в прейскурант Вятского склада и экспонировали на выставках. И хотя в архивах не зафиксировано какого-то одного центра по обработке соломки, это ремесло через мастерскую получило широкое распространение в Вятской губернии.

Изделия из соломки не только качественно совершенствовались, но и расширялся их ассортимент. Мастерская стала предлагать «сумки конусные, ридики, шляпы женские черные, детские пестрые».

В начале XX века соломку уже научились красить в самые ходовые цвета: красный, розовый, фиолетовый, красно-фиолетовый, желтый, оранжевый, серый, зеленый. Но переменчивая мода и массовое распространение аксессуаров фабричного изготовления постепенно вытесняют соломенные изделия с вятского рынка.

История плетеных из ржаной соломки шкатулок начинается только в ХХ веке. Адрес зарождения этого промысла на Вятке - село Камешница Оричевского района. Долгое время здесь работала мастером Валентина Григорьевна Бояринцева, научившаяся этому ремеслу еще в детстве. В 1978 году она рассказывала: «От своих родителей я слышала, что плести шкатулки научил селян вернувшийся с Первой мировой войны солдат. А он выучился у кого-то из фронтовых друзей. С тех пор и стали заниматься этим делом. Разные формы изделий - это плод коллективного творчества. Кто-нибудь придумает форму - все повторяют. Так, выделилась среди нас старая мастерица (по ее образцам работали) Тамара Ивановна Кротова. У нее была большая фантазия. Она делала не только шкатулки, но и разные фигурки».

Так в трудное времяпо окончании Первой мировой войны зародилось новое вятское ремесло. Постепенно к промыслу обратились не только женщины Камешницы, но и соседних деревень Шиховых и Коноваловщины. В 1940 году в Камешнице была организована художественно-промысловая артель «Самолет», ее первым мастером назначили А.А. Москвитинову. Из рук в руки, от поколения к поколению передавалось здесь несложное, но кропотливое мастерство плетения из соломки. В 1959 году газета «Кировская правда» дважды написала о Камешницкой артели, о ее новом изделии - сундучке из соломки. В следующем году камешницкие шкатулки отправились на республиканскую выставку.

В 1960 году после ликвидации промысловой кооперации камешницкие мастерицы вошли в состав надомного цеха Кировской фабрики художественных изделий. Для сравнительно малоизвестной плетеной шкатулки начались новые времена. Главный художник фабрики Б.А. Кузнецов и пришедшая после него Е.А. Окишева решили качественно изменить технологию производства. Полуфабрикат каркаса шкатулок стали делать в деревообрабатывающем цехе в городе Кирове, соломку теперь перестали красить и только отбеливали перекисью водорода с нашатырем, обклеенную бумагу заменили на однотонную, выявив, таким образом, естественную природную красоту материала - теплый золотистый цвет. Шкатулка преобразилась. Изделия стали пользоваться более широким спросом.

Расширение массового фабричного производства разнообразных товаров постепенно вытесняет соломенные изделия с вятского рынка. В конце 1980 - начале 1990-х годов производственное объединение «Умелец» сделало попытку вернуться к плетению изделий из соломки. Мастера объединения изготавливали дамские сумочки, шляпки, но по другой технологии, без окраски, сохраняя золотистый, естественный цвет соломки. На предприятии в эти годы также создавали декоративные панно, конфетницы, сухарницы, подставки под горячее, занавесы, игрушки-сувениры и разнообразные шкатулки.

Развивают в наши дни «соломенный» промысел как предприятия, так и отдельные мастера. В числе первых «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), в числе последних наиболее известна кировская мастерица Лариса Вениаминовна Сметанина. В 2007 году решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области Ларисе Вениаминовне был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Солома издревле использовалась не только для кормления скота, но и для изготовления различных поделок. Дело в том, что это достаточно дешевый, экологически чистый материал. Если вы не знаете, что можно сделать из соломы, данная статья поможет вам разобраться.

Какие изделия можно соорудить из соломы?

Существует масса вещей, которые можно сделать из представленного материала. Очень популярными, например, являются сумки и корзины из соломы. В жарких регионах страны производятся шляпки из данного материала. Дело в том, что они хорошо защищают от солнца и в них не жарко.

Если вы не знаете, что можно сделать из соломы, то обратите внимание на напольные коврики, настольные подставки для посуды, обувь, игрушки, поделки. Следует отметить, что из соломенных блоков можно даже построить дом. При этом он по качеству не будет уступать сооружению из кирпича.

Какие преимущества имеют поделки из соломы?

Что можно сделать вы уже знаете. Теперь следует разобраться с достоинствами данного материала. Среди них можно выделить такие:

Небольшая стоимость (солома - это отходы после переработки зерновых культур, поэтому они имеют невысокую цену);

Натуральность (данный материал является природным);

Прочность (несмотря на то, что элементы считаются хрупкими и быстро ломаются, в мокром состоянии они приобретают эластичность и их трудно порвать);

Красивый внешний вид (изделия из данного материала имеют очень привлекательный оттенок, кроме того, они могут иметь сложную форму, то есть вы сможете украсить любой интерьер);

Сочетание с любым стилевым решением;

Возможность окрашивания поделки.

Из этих небольших элементов можно соорудить все, что угодно. При этом вам нужен только правильно обработанный материал и терпение.

Как выбрать и подготовить материал для работы?

Если вы знаете, что можно сделать из соломы, осталось разобраться с тем, какой материал нужно подобрать и как его следует обработать. Во время сбора стебельков обратите внимание на их цвет, длину и эластичность. Для плетения следует использовать соломку таких злаков, как рожь. Можно применять и пшеничные стебельки, однако они отличаются большей толщиной и грубостью. Для производства небольших элементов используйте овсяный материал.

Перед работой материал следует хорошо высушить. В противном случае он начнет преть и гнить. Хранить солому можно в коробках и в пучках только после проветривания и высушивания. Также ее следует хорошенько вычистить от пыли.

Перед началом работы стебельки надо обработать. То есть следует залить солому теплой водой на полчаса (или несколько часов, если материал прошлогодний), накрыть полиэтиленовой пленкой или простой тканью и придавить каким-либо грузом. Данный процесс длится до тех пор, пока стебельки не станут мягкими и податливыми.

Если вы собираетесь делать какую-то художественную отделку картин, то может понадобиться отбеливание или окрашивание элементов. Сделать это совсем не сложно. Например, для осветления элементов используйте обычный отбеливатель для натуральной ткани. Для окраски можно применить способ прокаливания, а также анилиновые или естественные красители. Благодаря этому изделие получится очень красивым и ярким. Во время процедуры следует добавить в раствор соду для закрепления цвета.

В последнюю очередь производится проглаживание элементов утюгом вдоль волокон.

Что такое «пеллеты» и для чего они используются?

Следует знать, что можно сделать из соломы не только поделки или элементы декора. Данный материал быстро восстанавливается и при возгорании дает достаточно большое количество тепла. Значит, его можно применять для отопления помещений вместо древесины.

Кроме того, пеллеты из соломы применяют в качестве корма для крупного рогатого скота. Однако в качестве отопительного материала они по теплоотдаче и экономности намного превосходят опилки. Дело в том, что в составе гранул содержится достаточно много летучих веществ, которые обеспечивают длительное горение материала. Представленный материал не требует особых условий хранения. Дело в том, что он очень устойчив к влаге, гниению. Единственным недостатком считается высокая зольность пеллетов. Однако отходы являются экологически безопасными.

Особенности плетения из соломы

Для того чтобы работать с материалом, следует обязательно подготовить место. Желательно, чтобы поверхность была сухой и твердой. Для того чтобы она не повредилась, следует обязательно застелить на нее клеенку. Также вам могут понадобиться такие инструменты и материалы:

Ножницы или короткий нож;

Клей ПВА;

Краска, лак и кисточка.

Если вы будете делать плоскую картину, а не объемное изделие, то вам необходимо приготовить для нее основу, в качестве которой подойдет плотный картон. Во время работы максимально соблюдайте технику безопасности. Перед началом действий нужно обязательно продумать то изделие, которое вы хотите соорудить, выбрать способ его изготовления, а также нарисовать эскиз на бумаге.

Какими способами можно плести изделия из соломы?

Существует несколько методов соединения элементов: прямой, спиральный, плоский и объемный. Для применения первого способа требуется Соломинки при этом могут быть сплющенными. Изделия, которые получаются в результате, используются в качестве ковриков, панно или отдельных элементов для более сложных поделок.

При спиральном плетении пучок соломинок туго обматывается бечевкой. Далее их нужно укладывать плотными витками. Если изделие будет большим, то и жгут должен быть толстым.

Последние два способа плетения являются достаточно простыми. Для работы понадобятся отдельные соломинки. При этом их нужно хорошенько сплющить. Для этого просто несколько раз проведите по ним тупым концом ножа. Плетение из соломы - это не только отличный способ украсить свой дом. Благодаря процессу вы можете проявить свою фантазию, расслабиться и получить моральное удовлетворение.

Строительство соломенных домов

Надо сказать, что из представленного материала можно сделать не только какие-либо поделки или предметы для хозяйства. В некоторых странах из него строят дома. При этом жилье имеет достаточно много достоинств: хорошая звуковая и тепловая изоляция, невысокая стоимость возведения стен, экологическая чистота, хорошая вентиляция сооружения. А еще строительство производится достаточно быстро.

Материал для возведения конструкции должен быть абсолютно сухой, чтобы со временем он не начал загнивать. Для работы используются деревянные балки (в качестве каркаса дома, а также для стропильной системы тюки, бетонный раствор (для изготовления фундамента), рубероид (для изоляции соломы от основания). Также надо будет применять другие материалы для последующей отделки сооружения. Крепятся тюки между собой при помощи согнутой арматуры, которая устанавливается в каждом углу.

В первую очередь выстраивается каркас дома. Для этого балки монтируются по углам ранее размеченного участка, а также в тех местах, где будут устанавливаться двери и окна. Теперь можно переходить к укладке тюков. Ровность монтажа нужно постоянно проверять уровнем и нивелиром.

Для того чтобы углы сооружения были ровным, изготовьте специальные скобы из дерева. Перед тем как сделать дом из соломы, постарайтесь подобрать тюки подходящего размера. Насильно «впихивать» их в оставшиеся промежутки нельзя. Поэтому элементы должны иметь разную длину.

Особенности сооружения бычка и лошади из представленного материала

Представленный материал может быть использован для изготовления чучел животных. Например, часто дети интересуются тем, как сделать лошадь из соломы. Для работы вам понадобится три основных пучка материала: из первого делаем голову шею и передние ноги (разделяем его на две части книзу), из второго - хвост и туловище, а из третьего будут сооружены задние ноги. Связываются эти элементы бечевкой. Для гривы понадобится дополнительная солома.

Итак, сначала следует перевязать первый пучок с одного края, потом его обязательно выворачивают. Далее бечевка разделяет голову и шею будущего коня. Здесь надо соблюдать пропорции. . Потом небольшая часть соломы отгибается в сторону под прямым углом к голове (к ней будет крепиться туловище). Из оставшегося материала делают передние ноги. Остальную часть лошади конструируют примерно так же. В последнюю очередь крепиться грива, уши и хвост.

Если вы не знаете, как сделать бычка из соломы, то принцип сооружения является таким же, как и у лошади. Только дополнительно надо будет скручивать рога.

Какие поделки можно соорудить из соломы?

В принципе, работать с данным материалом может даже дошкольник. Сделать самое простое изделие не слишком сложно. Например, перед тем как сделать из соломы поделку для елки, постарайтесь научиться конструировать различные типы геометрических фигур. Например, для сооружения квадрата нужно связывать соломинки под прямым углом. Потом плоскими элементами обматывается подготовленный каркас. Рисунок зависит от вашей фантазии.

Для более сложных фигур нужно будет делать крестовину, которая впоследствии оплетается соломенной лентой. Кроме того, из таких материалов можно соорудить красивые косички разной величины и формы, которые украсят любую вещь или панно.

Особенности изготовления куклы

Такую игрушку сконструировать достаточно просто, поэтому с ней справится даже ребенок. Для работы нужна солома, ножницы, цветные нити (иногда проволока), кисточка и краски (для декорирования). Сначала солому нужно собрать в пучок, согнуть пополам и перевязать ближе к краю. Это будет голова куклы. Обязательно учитывайте пропорции поделки. Далее по бокам отделите по небольшому пучку материала. Их концы следует обрезать и перевязать. Теперь у вас готовы руки.

Чуть ниже следует обмотать веревкой основной пучок (талия), а оставшуюся солому аккуратно расправить (это будет юбка куклы). Далее приступаем к декорированию изделия. Лицо раскрашивают обычными красками, что касается одежды, то ее можно изготовить из небольших лоскутков ткани. Теперь вы знаете, из соломы. Удачи!