Проект на тему мое село в доу. Исследовательский творческий проект в детском саду в подготовительной группе «Мое родное село. Этапы проведения и реализации проекта

Елена Савельева
Проект «Село моё родное»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Потапово - Тумбарлинский детский сад" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Тема проектной работы в подготовительной группе :

«Село моё родное »

«О селе моём любимом будет разговор,

О селе родном и милом , где мы все живём!

Село моё любимое , тебе уж много лет,

Но для меня на свете чудесней края нет!»

Краткая аннотация проекта «Село моё родное » ….3

Введение….4

Основная часть…. 11

Заключение…26

Список использованной литературы…. 27

Приложения…. 28

Краткая аннотация проекта «Село моё родное » .

Глядя на карту села Потапово-Тумбарла, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит историю деревни. Прошлое уходит в небытие.

Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.

При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю .

Введение

Каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края . Родной край – это тропа от родительского дома и яблоня под окном, посаженная отцом в день рождение сына. Это зеленеющие всходами пшеницы бескрайние поля. И, конечно же, родной край – это родные люди . Это те, кто здесь жил до нас, и те, кто живет сейчас рядом с нами. Именно они своими руками, делом создают настоящее, строят будущее. Изучить историю в целом, не зная истории своего края, деревни, города, не возможно. Каждый человек должен научиться ценить то, что создано нашими предками, научиться хранить и передавать из поколения в поколение, должен уметь гордиться нашими предками.

Актуальность - Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом , его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.

Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного Потапово-Тумбарла , его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе . Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили познакомить детей с историей родного села Потапово-Тумбарла и его достопримечательностями. Воспитывать, чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Создать условия для развития у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному селу , его истории.

Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом чувашского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями, обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе .

Постановка проблемы

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным . Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .

Цель проекта :

Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории , желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.

Задачи :

Дать детям представление об улице, на которой они проживают, и находится детский сад.

Дать знания детям о родном селе : истории, достопримечательности;

Познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село .

Методы реализации проекта :

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей) .

2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Потапово-Тумбарла

Познавательные занятия, экскурсии;

Продуктивная деятельность;

Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, библиотекарь.

Тип проекта : групповой, с привлечением родителей.

Сроки проведения проекта : краткосрочный от 1 до 2-х недель

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Обеспечение проектной деятельности :

подбор исторической и методической литературы,

подбор произведений чувашского народного творчества ,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, картины)

М. Д. Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» . Управление ДОУ 2005 №1.

Интернет-ресурсы;

библиотека, школьный музей.

Предполагаемые результаты реализации проекта : дети знают историю родного села , достопримечательности.

разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным селом «Потапово-Тумбарла» ;

оформление методического и практического материала по теме проекта ;

оформление фотоальбома «Моё село » ;

активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми : развлечения, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.

Ожидаемые результаты проекта :

Дошкольники познакомятся с достопримечательностями села

Расширятся знания и представления о родном селе , улице, детском саде, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде

Дети закрепят знания о доме, семье, домашнем адресе.

Повысится уровень патриотизма у дошкольников.

Между детьми, родителями и педагогами укрепится взаимосвязь.

Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки. Благодаря проекту , у детей сформируется чувство гордости за своё село , детский сад.

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель : определить основные направления работы.

Задачи : подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края .

Задачи : Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края .

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет : к родному дому (семье, улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно -прикладному искусству, устному народному творчеству , музыкальному фольклору и т. д. ;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель : обобщение полученного опыта.

Задачи : обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края , упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека) .

Проект реализуется по двум направлениям :

Совместная деятельность с детьми;

Взаимодействие с родителями.

Для знакомства дошколят с селом в группе проводились

наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.

Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.

Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия :

Оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др. ;

Участие родителей в изготовлении плана села Потапово-Тумбарла;

Анкетирование.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом .

Потапово-Тумбарла – историческое :

Исторические данные;

Папка-передвижка «Изучаем край родной » для родителей;

Потапово-Тумбарла – достопримечательное :

Церковь.

Памятник славы «Павшим воинам-односельчанам» .

Экскурсия в школьный музей.

Потапово – спортивное :

Беседы о спорте и спортсмене села Потапово : «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!» , «Мы гордимся нашим спортсменом» . Встреча со спортсменом – Матвеевым Василием Романовичем.

Потапово – современное :

Экскурсия по селу Потапово-Тумбарла.

Рассматривание карт Бавлинского района и села Потапово-Тумбарла.

Экологическая игра-путешествие «Мой край родной » .

Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» .

Презентация «Село родное – наш отчий дом » .

Рассматривание альбома «Потапово теперь и прежде» .

Конструирование «Дома на моей улице» .

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе» .

Потапово – многонациональное :

Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем » .

Чтение стихов «Малая Родина-островок Земли.» , «Небо, солнце и земля - это Родина моя» .

-«Родина-какое слово дорогое!»

-Православные праздники : «Рождество» , «Масленица» , «Пасха» .

Изготовление праздничных открыток.

-Народные игры и гуляния .

Знаменитые люди села Потапово :

Беседа о важности труда всех людей.

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.

Беседа и показ фотографий знаменитых людей нашего села.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» .

III этап итоговый

Оформление альбома «Милее места на свете нет» .

Презентация проекта .

Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта .

Основная часть

История родного села

Село Потапово-Тумбарла расположено под чередою невысоких гор, покрытых березняками, широколиственным лесом. Оно богато чистыми, звонкими родниками , пополняющие р. Тумбарлинку. Горы, защищая от резких ветров, создают здесь свой мягкий микроклимат. Большая запруда в верхнем конце села Турикасе и озеро в середине, обилие деревьев вдоль речек, домов и улицы, покрытые сплошным ковром спорыша – все это придает селу летнюю нарядность и привлекательность.

А поселки Галкино и Воткинский расположены в уреме, вдоль речки, в живописных местах, вдали от шума и суеты хозяйственной жизни. Село и поселки – это единое целое, связанное веками, шагающее в эпохи в одну ногу. Проживают здесь в основном чуваши и удмурты. В последние два десятилетия присоединились представители 11 национальностей. Население колеблется более 800 человек. В селе имеются своя средняя школа, детский сад, СДК, библиотека, Совет местного самоуправления, медпункт, почта, три магазина.

Первая версия - возмущения притеснениями малых иноязычных народов. После подавления восстаний С. Разина и Е. Пугачева, крепостные крестьяне были вынуждены бегством спасаться от преследователей в дремучие леса, либо язычники уходили от распространяющегося христианства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней некоторые языческие обычаи.

Вторая версия- это строительство Екатерининского тракта из Самары до Белебея, пролегавшего всего в 10-12 верстах от села. «Предки наши, выходцы из Можги, были высланы на строительство булыжниковой дороги. Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчевывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяла одна вера - языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.» (со слов Можгиной Е. А. и Потаповой Ф. И.)

Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчёвывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяли одна вера – языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.

Первопроходца, видимо, звали Потап (удм., чьё имя увековечено в названии села. Чуваши добавили слово «Тампарла» , так как. местность богата разноцветной глиной, известью, мелом «Там» - глина, «пар-пур» - известь. Значит «известняково-глиняная» земля.

В работе «История чувашей 18 в.» В. Д. Данилов пишет : «Малоземелье было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Бугульминский, Исецкий, Ставропольские уезды, Оренбургской губернии в 40-70 г. г.». Кроме этого в 1766-1774 г. г. ужесточились налоги, притеснялись крестьянские хозяйства.

По архивным данным 1761г. – 1824 чувашских хозяйств, в 1766-70 г. г. - 1847 хозяйств с Поволжья переселились в Бугульминский уезд. К этому времени село доходило до Сартаса . По воспоминаниям В. А. Афанасьева, он помнил разговор отца и деда, как два потока чувашей (со стороны Самары, Цивильска) обратились к старосте общины просьбой выделить им землю. Чтобы умилостивить и «умаслить» это дело, общине поставили два ведра казённой водки. Часть остались, обосновались, продолжили улицу Турикас, другой поток чувашей «вирьял» ушли севернее, обосновали Васькино-Туйрала.

Они прославили наше село

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Вся страна вступила в смертельную схватку с фашизмом. Около 350 своих сыновей и дочерей послало наше село на фронт , но не все вернулись с поля брани. Их 212. Удмурты и чуваши воевали самоотверженно. Они доказали любовь и преданность к своей Родине, к родному уголку , среди них не было дезертиров и предателей. В 1942 году были призваны на фронт 18-19 летние девушки. Вот их имена : Афанасьева Нина Андриановна, Герасимова Акулина Васильевна, Евсеева Мария Максимовна, Можгина Раиса Архиповна, Козлова Елена Тимофеевна, Козлова Варвара Хрисановна, Козлова Агафья Семеновна, Верблюдова Елена Владимировна, Шапошникова Александра Матвеевна.

В годы войны женщины и подростки, старики и дети совершили героический подвиг. «Все для фронта, все для победы» - вот был лозунг у полуголодных, истощенных людей того времени. После изнурительных сельскохозяйственных работ по вечерам вязали шерстяные теплые вещи для отправки на фронт. В наше село привезли пятьдесят семей эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Литвы. Разместили их по квартирам. Они тоже трудились в колхозе наравне с сельчанами. Научились косить, жать, вязать снопы, помогали колхозу вплоть до лета 1944 год.

Морозные, холодные годы войны были настоящей бедой. Не было дров, а лес охранялся.

Людям приходилось вырубать деревья и кустарники вдоль речек, урема лесом не считалось и за это не преследовали. Молодых девушек 15-17 лет вербовали в г. Горький на торфяные разработки, а мальчишек – на лесозаготовки в Шереметьево для топки Александровского спиртзавода. Этот завод поглотил наши леса, которыми были покрыты горы. Народ никогда не забудет своих защитников. На центральной площади села перед СДК сооружен бюст Героя Советского Союза Евсеева Г. Л.

На пьедестале павшим в боях ВОВ увековечен каждый солдат, сложивший голову в боях за Родину. Вернувшись с войны, Евсеев Г. Л. возглавил обессиленный колхоз «Победа» . Общими усилиями поднимали колхоз на ноги. В эти годы славился своим мастерством овощевод- селекционер Дегтярев Н. М. (Телем) . Он выращивал огромные арбузы, дыни и другие овощи. Телегами возили колхозники огурцы, капусту, морковь, лук, а доход от продажи поступал в кассу колхоза.

На эти средства был также приобретен колхозом конь орловской породы, который славился по всему району, занимал призовые места.

Потапово-Тумбарлинская земля взрастила много талантливых людей, которые оставили огромный след в истории нашего села. И сегодня их труд оценен очень высоко, чьими именами мы можем вполне гордиться.

Уроженец села Потапово-Тумбарла, писатель Афанасьев Алексей Андриянович (1925-1985) . Родился в семье учителя и стал учителем в дальнейшем. С 10-12 лет начал писать стихи, в 14 лет перевёл поэму «Нарспи» классика чувашской литературы К. Иванова на удмуртский язык. В 1949 году Афанасьев стал членом Союза писателей СССР, работал редактором Бавлинской районной газеты. Афанасьев - автор 15 книг, это – стихи, поэмы, роман из трёх книг «Дубы сбросили листья» , где раскрывается история нашего села и сельчан. Алексея Андрияновича мы знаем и как художника, чьи работы хранятся в школьном музее.

Кузьмин Лев Леонидович (1937 г. р.) член Союза писателей Чувашии, журналист, окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, работал в газетах «Кыштымский рабочий» , «Магнитогорский рабочий» . С 1968 года до пенсии работал в СМИ, в основном в редакции газеты «Советская Чувашия» . Из-под его пера вышли романы «Чёрные столбы» , «Отчий дом» , пьесы «Лапка шыв хёрринче» , «Ирхи калак сасси» («Крик птицы на заре» ). Пьесы по сегодняшний день идут на сцене театра в городе Чебоксары.

Большой вклад в историю нашего села внёс историк, краевед Виталий Николаевич Козлов (1949 г. р.) . Им выпущены книги «Полигон» , «О Бавлы, твои просторы» , «На перепутье» , где раскрыта история нашего края.

Прожить на земле, оставив заметный след в душе потомков, даётся не каждому. А вот Матвееву Василию Романовичу (1928 г. р.) в этом повезло. Многократный чемпион мира и Европы, участник Олимпийских игр в Москве 1980 года, путешественник, объездивший почти все страны Европы, до сих пор продолжает вести активный образ жизни. Педагог с 50-летним стажем, отличник Просвещения, участник Великой Отечественной войны. На его счету многочисленное количество золотых и серебряных медалей. В День Победы его грудь украшают боевые награды.

Евгений Федорович Королёв (1947г. р.) – мастер спорта по боксу, судья международной категории .

Леонтьев Александр Васильевич (1963 г. р.) окончил ЕГПИ, в настоящее время работает проректором ИРО, профессор, доктор педагогических наук.

Большой вклад в воспитание и образование в селе внесла династия Афанасьевых. Это Андриян Дмитриевич Афанасьев (учитель немецкого языка, Алексей Андриянович Афанасьев (учитель ИЗО и музыки, родного языка , Геннадий Андриянович Афанасьев (математика, Валерий Андриянович Афанасьев (физика, математика, учитель методист, отличник народного просвещения РСФСР , династия Шевелёвых, Красновых.

Королёва Нина Фёдоровна (1952г. р.) – солистка чувашского академического ансамбля песни и пляски.

Дегтярёв Николай Андреевич (1925г. р.) окончил военно-морскую медицинскую академию в городе Ленинграде. Является доктором медицинских наук, профессор. Военное звание – полковник.

Культура и традиции села и чувашского народа

У чувашей богатый фольклор. В сельских, семейных, календарных праздниках звучат обрядовые, свадебные, ритуальные, величальные, корильные, заклинательные, гостевые, солдатские, хороводные, лирические песни. В народе говорят : «У чувашей сто тысяч вышивок и сто тысяч песен» . Действительно, в этих песнях задействованы все силы природы. Молодёжь в зимние время устраивала Улах – посиделки. Девушки вязали, вышивали, пряли. Парни ковали из медных копеек перстни, серьги, браслеты для своих невест, устраивали игры, пели, плясали под балалайку, шутили, рассказывали сказки. Приезжали в гости на посиделки к родственникам девушки из соседних деревень ни сколько плясать и вязать, сколько себя показать и жениха выбирать. Летними вечерами в Анаткасе и Туригасе молодежь вела свои хороводы, соревнуясь звонкими голосами и мастерством гармониста, балалаечника. Иногда с песнями два хоровода шли друг другу навстречу, смешивались и организовывали большой общий хоровод.

Без обрядов и традиций трудно удержать в памяти прошлое. Со временем многое в обрядах изменилось, лишилось первоначального смысла. К сохранившимся обрядовым праздникам можно отнести СЕНСУЛ-КРЕШЕНККЕ – это с 7 января по 19 января, оно совпадает с РОЖДЕСТВОМ и КРЕЩЕНИЕМ. В течение двух недель люди наряжаются, разукрашиваются и группами ходят по домам, поют, желают доброго здоровья хозяевам, а скотине приплоду. В эти дни парни и девушки в сумерки выходили в хлев и ловили овечью или баранью ножку. Существовало поверье – если поймает в темноте мохнатую ногу, то выйдет замуж (или женится) за богатого, а если за голую ножку, то за бедного. Из-за этого праздник назывался в старину «Сурхури» , то есть сурах ури. Еще гадают, погружая кольцо в воду. При этом поют куплеты,

предсказывающие будущее, судьбу человек. Закрывают на замок колодцы (кто во сне придёт за ключом, тот будет суженный) .

САВАРНИ СУ ЭРНИ (масляная неделя) . Масленица, или проводы зимы. Этот обряд продолжается две недели : от четверга до четверга. Делится на АСЛА (большая) и КЕСЕН (малая) . Молодежь жжёт костры на вершине горы ЧАСОНАЙ – горят костры. В наши дни этот обряд празднуется силами СДК, они организовывают катания на лошадях с колокольцами, пекут блины, подают горячий чай, играет музыка, люди от души веселятся, танцуют и поют, детвора катается на санях, проводятся разные игры. Есть посвященное только САВАРНИ песня.

МАНКУН – по древне чувашскому календарю праздник встречи весеннего нового года. В переводе «Великий день» совпадает с Великой Пасхой, завершается строгий 48-и дневной пост, детвора бегает по дворам, говоря : «Христос Воскреси» . Надо ответить : «Воистину Воскреси» и получая крашеное яйцо и пряники, конфеты уходят в следующий дом. Дети идут на гору, затевают игры, катают яйца. Родные идут друг к другу в гости.

Акатуй – это сабантуй. Есть где разгуляться молодецкой удали и силе : борьба, бег с коромыслом, бой горшков, взбирание на шест. Азартно и весело соревнуются и стар и млад.

Симек (семик) – это соответствует христианской Троице, поминовение усопших (через 50 дней после Пасхи) . В среду вечером молодежь, собираясь на улице, поднимается на гору, водит хороводы, прыгает через костры, идет в лес, ломает березовые ветки для веников и украшения ворот. Рано утром, спускаясь с горы, топят баню, молодежь шалят друг с другом, прячут посуду, снимают двери бань и сами же идут помогать.

В последние годы проводиться конкурс «ЧУВАШ ПИКИ» (Чувашская красавица,этот конкурс стал популярен в нашем селе среди молодежи. Каждый год выбирается девушка, которая лучше всех проходит задания.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Верх - Иньвенская средняя общеразвивающая школа» структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»

Проект "Село моё родное"

воспитатель структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»

Верх - Иньва, 2016

Название «Село моё родное».

Проект по этнокультурной деятельности во взаимосвязи с социумом, родителями структурного подразделения МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» «Детский сад с. Верх-Иньва».

Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному селу, к родной стране.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Основные направления работы:

Разработка проекта «Село моё родное»

Апробация проекта доступная для воспитания и обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).

Осуществить преемственность ДОУ и музея, а также с детской библиотекой.

Участники проекта:

    Педагоги старшей и подготовительной к школе группы. Определение тематики, задач и содержания среднесрочного проекта по возрастной группе.

    Музыкальный руководитель. Организует слушание коми-пермяцких песен, частушек, просмотр слайдшоу по коми-пермяцким песням и танцам, постановка коми-пермяцкой моды и игры на деревянных ложках.

    Дети старшего дошкольного возраста (5-7лет).

    Родители воспитанников ДОУ. Участие в организации выставки, анкетировании. Содействие педагогам в сборе информации, периодическое обновление этнографического мини-музея, создании фотовыставок. Беседы с детьми, посещение краеведческого музея.

    Специалисты музея, библиотеки. Оказание профессиональной помощи педагогическому коллективу, опираясь на исторические факты.

    Заведующая ДОУ.

Проект «Село моё родное».

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Закрепить знания детей о своем селе. Познакомить с историей возникновения села Верх-Иньва. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего села. Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу с ребёнком творчества. Развивать творческое воображение и фантазию детей и родителей.

Пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Развивать интерес к своему селу, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Риски проекта:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;

Для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Неприязненное отношение к коми-пермяцкому языку со стороны родителей.

Способы коррекции компенсации негативных последствий:

этого можно достичь, если осуществить преемственность ДОУ с родителями, воспитывающих детей ДОУ.

Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному селу, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям св оего народа.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Май – октябрь

Целевые группы:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Совместная деятельность родителей и детей.

3.Совместная деятельность с детьми и родителями.

Тип проекта: познавательный, групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Данный проект рассчитан на полгода. Проект включает в себя пять основных блоков.

Первый блок «Село моё родное », где дети знакомятся с основными объектами своего села. Учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах.

Второй блок; «Вижу чудное раздолье», где дети знакомятся с животным и растительным миром, необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.

Третий блок «Культурное наследие», где дети знакомятся с коми-пермяцким народным костюмом, с традициями коми-пермяцкого народа, с языком, одеждой, предметами быта и их назначением. Знакомить и вызвать интерес к фольклору (загадки, пословицы, поговорки, сказки).

Четвертый блок «Ими гордиться село», знакомить с творчеством поэтов, композиторов, писателей, художников, прославивших село.

Пятый блок: «Этих дней не смолкнет слава», где дети знакомятся с ветеранами ВОВ и труда, с людьми тружениками; чувствовать гордость за своих земляков.

Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность,

продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.

Проектная часть:

Разработка проекта

Подборка литературы

I. Подготовительный

Анкетирование родителей «Воспитание патриотизма в семье».

Диагностика детей «Моё родное село».

Обращение к специалистам.

Апрель

Апрель

Результаты анкетирования

Результаты диагностики

I .Основной.

Первый блок «Село моё родное».

Второй блок «Вижу чудное раздолье».

1.Путешествие по родному селу.

Задание на дом-сфотографировать наиболее значимые объекты села (дом культуры, школа искусств, музей, красная горка (Возъясим.)

Рисование на тему «Моё село»

Д/и «Узнай на фото», «Узнай, где я нахожусь», «Сложи картинку», «Раньше и сейчас».

Творческие и развивающие игры: «Когда я вырасту», «Строим село будущего», «Так бывает».

2.История села.

Рассказ библиотекаря об истории возникновения и развития родного села.

Акция «Чистое село».

1.Природа родного края.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Целевые прогулки, экскурсии в парк, на реку «Иньва», на луг.

Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов».

Лепка «Птицы нашего края»

Д/и «С чей ветки эти детки »,

«Найди растения первоцветы»,

«»

«»

Задание на дом- расспросить бабушек и дедушек, как они помогли появиться нашему поселку.

Беседа «Что нам рассказали бабушки, дедушки»

Оформление папки передвижки для родителей «История развития родного села»

Знакомство с гербом нашего края.

Природа родного края.

Экскурсия в музей «Животные наших лесов.

Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов»

Знакомство с красной книгой- «Природа Устьянского края. Знакомство с красной книгой»-беседа с экскурсоводом музея.

Лепка из глины «Птицы нашего края»

Д/и «Найди растения из красной книги»

Д/И «Назови животных и их детенышей»

Вечер загадок.

Достопримечательности Устьянского района

Слайд шоу «Достопримечательности нашего района»

Оформление альбома «Памятные места Устьянского края.»

Экскурсия на Белое озеро.- рисование «Белое озеро в картинках»

Посещение храма в д. Молодоры

Народные традиции Устьянского края

Посещение выставки в краеведческом музее «Русский народный костюм»

Познавательно-развлекательное мероприятие в музее «Умелые руки не знают скуки»

Беседа экскурсовода из музея «Устьянский край – столица северного меда»

Беседа и рисование на тему «Как мы медовый спас отмечали»

Изготовление тряпичной куклы.

Предприятия района

НОД «Профессии наших пап»

Экскурсия на предприятие Устьянского лесопромышленного комплекса.

Рассказ мамы Наташи З. о предприятии домостроительного комбината (с презентацией)

Рисование «Кем работают наши папы»

Люди прославившие свой край

Экскурсия в Богдановскую школу на Родину Розы Шаниной.

Приглашение поэта Олега Борисова для знакомства с его творчеством.

Заучивание стихов Устьянских поэтов к развлечению.

Экскурсия в музей «Во славу флота. Морские традиции Устьяков.»

Апрель-октябрь

Май-октябрь

Фотовыставка из принесенных родителями фотографий

Выставка рисунков

Конкурс д/и среди групп д/с

Оформление альбома «История развития нашего села»

Выставка работ из природного материала.

Словотворчество детей с родителями «Сочини стихи»

Гербарий

Выставка изделий из глины «Птицы нашего края».

Вечер загадок

Выставка рисунков.

Конкурс стихов о природе

Принести фотографии «Наше село до нас»

Третий блок «Культурное наследие».

Четвертый блок «Ими гордится село»

Пятый блок «Этих дней не смолкнет слава»

«Найди дерево по описанию»

1.Чтение сказок, легенд, пословиц, поговорок, потешек коми-пермяцкого народа (Легенда про Иньву).

Инсценировка сказок и легенд.

Разучивание стихов, песен, загадок.

Экскурсия в музей (рукотворный мир коми-пермяцкого народа)

Д/и «Подбери орнамент», «Угадай чья одежда». «Укрась сарафан», «Съедобное-несъедобное».

Творческие и развивающие игры «Укачай братика», Рассматривание журналов «Силькан»

Игры-драматизации по сказке «Марышко» В. Климов).

Участие в районном конкурсе «Акань».

1.Знакомство с творчеством знаменитых людей села.

Встречи с почетными людьми села.

1.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Заучивание стихов.

Чтение художественной литературы.

Утренники: «День защитника Отечества», «День»

«День защитника Отечества»

«День победы»

Апрель-октябрь

Апрель-октябрь

Апрель-октябрь

Игры-конкурсы «Знатоки природы».

Отражение впечатлений в рисунках.

Оформление альбомов.

Музыкальные и спортивные развлечения.

Конструирование из бумаги, плетение, изготовление тряпичной куклы

Праздник «Троица»(Проня Ключ).

Выступление детей перед жителями села.

Оформление альбома «Почетные люди села»

Целевая прогулка к памятнику(возложение цветов)

Трудовой десант «Помоги бабушке».

III .Заключительный

«День Победы»

«День пожилых людей»

Акция «Посади дерево»

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Разведчики»

Коми-пермяцкие посиделки совместно с хором ветеранов «Гажа рыт»

Октябрь

Подарок своими руками.

Итоговая диагностика

Работа с родителями

1.Информационный стенд для родителей

2.Акция «Пять минут поэзии на ночь».

3.Детско-родительский проект «Изба коми-пермяков»

4.Выпуск информационной газеты для родителей «Дом, в котором я живу».

5.Фотовыставка «Интересное рядом»

6.Памятка для родителей «Сельский музей и его ценности»

7.Анкетированиеи родителей «Ваше отношение к коми-языку».

8.Консультации для родителей:

-«Кто прославил наше село»

-«Исторические памятники с. Верх-Иньва»;

-«Люби и знай язык родной».

Предполагаемый результат:

1.Итовым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного села.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Бюджет проекта.

Директор школы

завхоз

Папки 5 штук

800

Заправка катриджей черными

И цветными чернилами

1000

1000

Фотоальбомы

Фотобумага

500

500

Ватман

100

Приобретение аудиокассет,

DVD , CD -дисков, флэшкарты.

900

400

Ткань

Шерстяные нитки

500

250

Лапти сувенирные

500

Ложки деревянные

1000

Сувениры и призы для детей

1000

Альбомы для рисования

500

Лукошко берестяное

450

Приобретение книги «Художники Пармы»

500

Приобретение половиков

500

10900

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» с. Погореловка »

Педагогический проект

« Живёт село родное»

2012 – 2013 уч. год

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект……….………………………………………………………………….4 – 5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..8

Литература, словарь терминов…………………………………………………..9

Приложения…………………………………………………………………..10 –

Актуальность проекта : В июле 2013 года в жизни Корочанского района – знаменательная дата – 85-летие образования родного края. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины.

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

Гипотеза:

П атриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий:

Взаимодействия с социальными партнерами;

Компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи проекта:1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и

традициям;4. Формировать элементарные знания о правах человека.

5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

Срок реализации проекта: долгосрочный; 2012 – 2013 учебный год.

Участники проекта : воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.

Образовательные области программы, содержание которых включено в проект : «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:

Блок№1

«Ручеёк» знакомство с флорой и фауной родного края;

Блок №2

«Русская изба – родные истоки» – знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа;

Блок №3

«Народные умельцы» - знакомство с промыслами Корочанского района, с умельцами села Погореловка;

Блок № 4

« Лира » знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Погореловка;

Блок №5

« Калинка » знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;

Блок № 6

«Героический край» – знакомство с героическим прошлым Корочанского края;

Блок № 7

« Истоки » – знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.

Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе – одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Любить Родину – значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – моё село – мой район – моя страна – моя планета) .

Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель – наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».

Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Корочанским краем.

Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Погореловке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди – это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь – это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река – всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

Сформировать представление о своём селе, как части Корочанского района, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.

Блоки работы по реализации педагогического проекта

Первый блок – информационно-аналитический .

Сбор и анализ сведений о родном селе Погореловка, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, знакомство с русскими православными праздниками, играми, знакомство с промыслами Корочанского района.

Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с современными поэтами родного села, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический .

Направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родной Погореловки.

В рамках данного блока был разработан перспективный план работы «Познаём родное село».

В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

Экскурсии по селу, в музей, на природу

Знакомство с достопримечательностями села

Беседы с детьми, с родителями

Подбор художественной литературы, иллюстрации

Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен

Знакомство с промыслами с.Погореловка и Корочанского района (Г.Гончарова, Н.П.Лукавская, Э.Жданова)

Фольклорные праздники

Народные игры

Театрализованная деятельность

Работа с родителями

Знакомство с почетными гражданами села (В.Н.Дмитриева, Н.И.Кутьина)

Контрольно-оценочный блок .

Направлен на анализ эффективности мероприятий, которые проводились.

Ожидаемые результаты проекта

У детей 1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей 1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов 1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

2.Разработка методического материала по проекту «Комната- музей «Русская изба»;

3.Создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Словарь терминов

Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании.

Информационные ресурсы

Методические:

1.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. –

О.Л.Князева,М.Д.Маханева, С. – П., 2008г.

2. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. – под ред.

В.Г.Паршиной, 2003г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством – Т.А. Бударина. О.В.Маркеева – 2008г.

Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать у детей любовь к родному селу.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.

Развивающая:

развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект в ДОУ « Моё любимое село»

Актуальность реализации проекта

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина…… Но наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему селу. Ведь каждое село в России уникально, необычно по своему. И показать ребёнку красоту родного села – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Данный проект: «Моё любимое село» поможет ребятам узнать историю села, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться!!!

Новизна проекта:

Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, развитие речи, изобразительного искусства.

Проблема:

Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного села, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, умеют опыт совместной деятельности с родителями.

Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Место проведения: МКДОУ «Царевский детский сад»

Сроки проведения : март – апрель 2015 года.

Режим работы : во время и вне занятий.

Участники проекта : Воспитатель, родители, дети.

Возраст детей : средний.

1 этап. Целеполагание.

Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

Воспитательная:

воспитывать у детей любовь к родному селу.

Обучающая:

Сформировать у детей начальные представления об истории родного села, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.

Развивающая:

развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

2 этап. Разработка проекта.

1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

5.Работа с родителями: договориться с родителями о том, чтобы смастерили из подручного материала и принесли на занятие макеты домиков.

3 этап. Реализация проекта.

1. Занятия познавательного цикла

Беседа «Моё село, моя улица»

Беседа « Я и моя семья» Приложение 1

Беседа « Общественные места» (презентация)

Беседа « Достопримечательности села»

2. Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин». Приложение 2

Настольно-печатная игра лото «Профессии», «Кто, где живёт».

Словесные игры «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».

3. Чтение и заучивание Приложение 3

Стихотворение П. Воронько “Лучше нет родного края” (заучивание);

Стихотворение М. Джумаева “Ромашки весь луг засыпали”;

Стихотворение А.Прокофьев “Березка”;

Стихотворение М. Познанская “О Родине”

Стихотворение А.Прокофьев “Солнышко”;

Стихотворение А. Бродский “Солнечные зайчики”.

4. Прослушивание музыкальных произведений

-“Здравствуй, Родина моя!” Муз. Е. Чичкова. Сл. И. Ибряева;

-“Дружат дети всей земли” Муз. Д. Львова-Компанейца. Сл. В. Викторова;

-“Улыбка” Муз. В. Шаинского. Сл. М. Пляцковского;

5. Продуктивная деятельность.

Рисование «Мой дом», «Моя семья». Приложение 4

Аппликации: «Детский сад», «У пруда».

Лепка: «Деревья вокруг», «Домик в деревне»

6.Экскурсии

Экскурсия к памятнику «Погибшим воинам»; Приложение 5

Экскурсия в библиотеку; Приложение 6

Экскурсия в клуб; Приложение 7

7. Итоговый продукт

Выставка макетов домов семей воспитанников; Приложение 8

Сюжетно – ролевая игра «Деревня» Приложение 9


для детей старше-подготовительной группы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области

ПРОЕКТ

На тему:

Творческо - исследовательский проект

по развитию нравственно – патриотического воспитания

« История моего села»

для детей старше-подготовительной группы.

Подготовили:

2016г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта: в течение года.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители воспитанников, другие члены семьи ребёнка, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области:

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал.

К. Симонов

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, села, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.


Актуальность темы: Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

«Малая Родина» – это, прежде всего семья, дом, детский сад, окружающая природа, памятные места, улицы, известные люди, которыми гордятся сельчане. Однако беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи:

Развивать интерес к своему селу, району, его достопримечательностям;

Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;

Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;

Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Предполагаемый результат:

Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;

Освоение детьми доступных знаний об истории родной земли;

Дети могут знать и называть место проживания: село, район; некоторые предприятия родного села и их значимость; достопримечательности; флору и фауну села;

Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду;

Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых;


Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми;

Дети научатся проявлять внимание и уважение к ветеранам , пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь;

Педагоги и родители пополнят знания детей о родном крае;

Роль родителей в реализации проекта:

Беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

Изготовление семейных альбомов;

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта;

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о родном крае»;

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина».

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

    Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина – село Алексеевка!»

Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улице»

Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по селу

Оформление уголка в русских традициях

Изготовление мини – музея «Быт русской деревни»

III. Презентационно – завершающий

Оформление альбома «Моё село – моя малая Родина»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

Сентябрь

«Знаешь ли ты своё село?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию

«Расскажи, где ты живешь»

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села

Дидактическая игра

«Центральная улица села»

Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную

Целевая прогулка

«Дома на нашей улице»

Учить детей передавать чувства и ощущения в коллективной работе

Аппликация

«Моё село-моя малая Родина

Познакомить детей с историей возникновения села, его постройками. Воспитывать интерес к истории села

«История и достопримечательности моего села»

Закрепить знания детей о достопримечательностях села.

«Быт русской деревни»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени

Изготовление мини-музея.

«Придумай названия будущим улицам села»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали

Творческое задание

«Боевая слава нашего народа»

Сформировать представление о героизме, подвиге.

Экскурсия к памятнику солдатам ВОВ

«Памятник погибшим»

Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.
Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать интерес и уважение

Рисование

Экскурсия в библиотеку

Пробуждать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей (педагогу).

Экскурсия в школу

«Что мы видели в музее»

Развивать интерес к родному селу через посещение краеведческого музея в школе, уважение к истории возникновения села

Посещение краеведческого музея

«Детский сад», «Школа», «Почта», «Поликлиника»

Сюжетно-ролевые игры

«Кто работает на почте»

Целевая прогулка на почту

Природа родного села

Просмотр на проекторе

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия в парк

«Поможем птицам зимой»

Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники.

«Родник-Серебряный»

Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Знакомство с русскими православными традициями, играми, обрядами

Закреплять знание русского фольклора

Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле.

Конкурс пословиц и поговорок

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить с историей выращивания хлеба

Познавательно-исследовательская деятельность

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии села от профессий города

Дидактические игры

Знакомство с профессиями односельчан

Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда

Сюжетно-ролевые игры

«Сделаем наше село чище»

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада

«Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с ветеранами

Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ. Формировать представления о празднике День Победы

Встреча с ветеранами

«Родной свой край, люби и знай»

Викторина

«Моё село – моя малая Родина»

Обобщить знания о Родине, стране, крае, селе

Презентация

Обобщение:


Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Работа с педагогами:

Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов);

Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;

Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию»

Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».

Ожидаемые результаты проекта

У детей

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Литература:

Осипов край в XVIII веке. Саратов, 2014

Осипов истории Саратовского края в конце XVI и XVII вв. Саратов, 2013.

Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 1: С древнейших времён до отмены крепостного права. / под ред. . Саратов, 2014.

История Саратовского края. С древнейших времён до 1917 года. Учебн. пособие для школ / под ред. . 2-е изд. испр., доп. Саратов, 2014.

География Саратовской области. Учебник для школ. / под ред. . Саратов, 2015.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

Подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).