Распорядок дня ребенка дошкольника и малыша. Режим дня дошкольника. Примерный режим дня. Каким должен быть режим дня дошкольника


Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Зачем нужен распорядок?:

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

Правила "НЕ" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Признаки правильного распорядка:

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Принципы режима:

1. Строгое соблюдение;
2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка;
3. Обязательный учет возраста крохи, его индивидуальных потребностей и особенностей;
4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Приемы пищи:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Особенности развивающих мероприятий:

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;
2. Увлеченность просмотром телевизора;
3. Увлеченность компьютерными играми;
4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,- обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от

строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5--12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится" будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второйтретий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Правильная организация режима дня - важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды. Организм детей раннего возраста находится в более близкой связи с природой, чем организм взрослого человека.

Расписание имеет большое значение,как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает - они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

Важное место в режиме дня занимает сон. К концу 1-го года жизни общая продолжительность сна сокращается до 15 ч, но продолжительность ночного остается неизменной до 3 лет при увеличении времени бодрствования днем.

С середины 2-го года жизни дети, как правило, спят днем всего 1 раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени по 5-6 ч.

После 2 лет малыш спит днем около 2 ч, а бодрствует 2 раза по 6 ч.

Режим дня дошкольника -- не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности. Ребенок дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет будет удивлять вас своим активным ростом, а также необходимостью перестраиваться на новый режим.

Дневной сон больше не является потребность для ребенка в 4-6 лет. Иногда дневной сон остается для него привычкой, иногда ребенок и вовсе отказывается от сна. Не стоит принуждать ребенка спать потому что, кто-то решил, что «так положено». Современные дети получают огромный объем информации, множество возможностей вступить в общение, и как ни странно при такой насыщенной жизни им уже требуется меньше времени на сон.

Пробуждение в 7 утра в любой день и при любой погоде (не меняйте его режим, это очень важно!).

Между пробуждением и завтраком нужно выждать полчаса, гарантируем вам - аппетит будет отличным. Завтрак лучше всего - достаточно калорийный с включением зерновых культур.

Обед ориентировочно в 13 часов. Ни в коем случае не давать ребенку перед обедом никаких сладостей и фруктов.



После обеда лучше провести время мирно: или дневной сон или тихие игры, прислушаться к желанию ребенка.

Лучшее меню для полдника - кефир, овощи, фрукту, столько сколько съест ребенок.

Ужин довольно питательный не позже чем за два часа до сна.

У детей дошкольного возраста есть довольно большая проблема с аппетитом. Это связано с тем, что вегетативные пристрастия еще не сложились, попробуйте не потакать капризам ребенка, но иметь ввиду его вкусы. При составлении меню обязательно учитывайте, какие процессы происходят в организме ребенка после разной еды:

Жиры убивают аппетит, но не прибавляют вес;

Сахар утолит потребность в новой энергии, но и сгорит без следа;

Мясо и рыба будут способствовать росту ребенка, но к ним нужно прилагать минеральные соли, которые есть в овощах;

Очень хорошо насыщают ребенка каши и картофель.

Водные процедуры

После трех лет пора научить ребенка самостоятельно умываться. Создать ребенку комфортные условия для умывания. Маленьким детям (возрасте 4-5 лет) можно объяснить, что с грязным лицом и зубами не пускаю в гости в зоопарк или в кино.

Если ребенок старше, то доказать пользу таким образом будет сложно, но напомним, что приучать ребенка в возрасте 6 лет к гигиене уже поздновато, это так и или иначе создаст сложности. После трех лет мыть ребенка можно не каждый день, двух раз в неделю будет достаточно. Если уже приучили ребенка к вечернему обливанию или душу, если нет, то поспешите это сделать.

Закаливание

Нужно продолжать те процедуры, которые понравились малышу из предыдущих опытов (обливание, обтирание), либо включать новые, например: пробежки с родителями во дворе (при любой погоде). Можно безбоязненно вывозить ребенка в теплые месяцы к морю, или разрешать малышу бродить босиком по деревенской росе и сидеть вечерами у костра. Это будет лучшим отдыхом для ребенка.

Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная -- в 14.00-16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня. К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет -- ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии.

максимальная продолжительность непрерывного бодрствования -- 5,5-6 часов;

сон -- 12,5-12 часов (из них 2-2,5 часа приходится на дневной сон);

четыре приема пищи с интервалом в 3,5-4 часа.

Основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы

Элементы режима 3-4 года 5-7 лет

Утренняя гимнастика,

водные процедуры, туалет 7.30-8.30 7.30-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-9.00 8.30-9.00

Игры, посильный труд в быту 9.00-9.30 9.00-9.30

Подготовка к прогулке, прогулка 9.30-11.30 9.30-11.30

Возвращение с прогулки, игры, занятия

с родителями 11.30-12.00 11.30-12.30

Режим дня дошкольника – это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

Актуальность

Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

Распорядок дня дошкольника

Ориентировочный распорядок дня для ребенка-дошкольника в возрасте 3-7 лет следующий:

  • 7.00 -7.30 - подъем, умывание, зарядка
  • 8.00 - 8.30 – завтрак
  • 9.00 - 10.00 - игры, развивающие занятия
  • 10.00 - второй завтрак
  • 10.20 - 12.00 – прогулка
  • 12.30 - 13.00 обед
  • 13.00 - 15.00 – дневной сон
  • 15.30 - полдник
  • 16.00 - 18.00 – занятия, игры, прогулка
  • 18.30 - 19.00 – ужин
  • 19.00 - 20.30 – свободное время, игры
  • 21.00 - отход ко сну

Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано). Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют. Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

Питание

Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» - второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда. Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед - 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание , большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Сон

В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5-12 часов – для ребенка 5-7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности. Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть - полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

Прогулки, активные игры

Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения. Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними. Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

Занятия

С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.

Ссылки

  • Режим дня детей старше трех лет
  • Режим дня детей от 1 до 3 лет , социальная сеть для родителей "Страна Мам"

Режим дня ребенка подстраивается под жизненные обстоятельства, а также под ритм, привычки и планы семьи: как самого малыша, так и его родителей.

Помните: распорядок дня — способ распределить время по видам деятельности в течение суток. Его задача не нагрузить ребенка по максимуму, а сбалансировать его распорядок дня так, чтобы организм и нервная система малыша не были перегружены, чтобы любой вид деятельности приносил пользу, а не истощал ребёнка. Периоды работы и учебы должны сочетаться с отдыхом, сном и едой.

Плюсы и минусы соблюдения режима дня

Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

Отрицательные отзывы:

  • Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
  • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
  • Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

Положительные отзывы:

  • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
  • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
  • Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
  • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
  • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
  • Режим часто способствует формированию самодисциплины.


Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться.

Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.

Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

Составляя распорядка дня помните:

  • важна гибкость режима дня;
  • разумность его составления;
  • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.

Приучаем ребенка к режиму дня

Если так сложилось, что ваш ребенок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.

Делать это нужно постепенно:

  • Играйте с ребенком, приучая к режиму. Вам очень помогут игры и соревнования. Используйте цветные плакаты, смешные и оригинальные часы, будильники, яркое расписание и т.д.;
  • Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей – не повод изменить режим);
  • Обращайте внимание на то, как ребенок себя чувствует (при болезни внесите необходимые корректировки в распорядок дня);
  • Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет или телевизор;
  • Покажите пример – обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребенок увидит, что распорядок дня необязателен.
  • Интуитивный режим. Если вы внимательно приглядитесь к своему малышу, то заметите, что часто он встает и идет спать примерно в одно время, играет, гуляет. Родители, отрицающие принятый распорядок дня часто выстраивают свой, не осознавая этого.

Что дает режим дня ребенку

  • Каждый педиатр говорит родителям, что режим дня дошкольника — это база для здоровья ребенка, а не просто временный момент в жизни — режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
  • Также распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит, и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
  • Режим организует ребенка и помогает в достижении поставленных целей. Если он хочет научиться играть на гитаре или в шахматы, в его расписании появится время для занятий, соответственно малыш идет к цели.
  • Режим дня ребенка важен и взрослому. Причем, сначала он немного нужнее родителям, потому что это способствует лучшему контролю своего времени. Затем режим нужен уже ребенку.
  • Ребенку, который живет по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть или гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности и спокойствия, которые так для него важны. По утрам у ребенка есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем – все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.

Со временем режим незначительно изменяется. Уменьшается количество сна, ребенок престает спать днем или спит меньше. Но помните, что ребенку все еще необходим более продолжительный сон, нежели взрослому.

Сон ребенка

  • крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
  • малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдет сон от 11 часов;
  • дошкольник обязательно должен спать днем один раз до 6 лет.

Особенность сна ребенка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание. Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом. Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.

Ложимся спать и встаем вовремя

  • Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребенка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть еще немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
  • Постепенно переключить ребенка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
  • Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
  • Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встает. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
  • Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.

Мы уже писали о том, . Эта статья может быть вам полезна.

Основные правила составления режима

  • Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребенка.
  • Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их.
  • Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так, чтобы обязательно выспаться.

Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну, еде, времени для обучения, прогулок и игр — оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребенка Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника: ребенок утомляется, чувствует себя вялым или, напротив, слишком возбужден.

Возможный распорядок дня ребенка 1-3 лет. Мама и ребенок

Примерное время Занятия совместно с мамой
7:00 Поднимаемся, умываемся, одеваемся
8:00 Готовим и едим завтрак
9:00 Играем, делаем задания, узнаём что-то новое
10:00 Можно перекусить
10:30 - 12:00 Время отправится на прогулку
12:30 Обедаем
13:00 - 15:00 Послеобеденный сон
15:30 Легкий перекус
16:00 Время развивающих игр, творчества и рукоделия
16:30 - 18:00 Прогулка
18:30 Ужин в кругу семьи
19:00
20:00 – начинайте готовиться ко сну, умывание/ванна Начинайте готовится ко сну: оденьте пижаму, почитайте сказку
20:30 Пора спать

Возможный распорядок дня дошкольника 4-6 лет. Ребенок САМ!

Примерное время Ребёнок сам
7:30 Подъём, умывание, одевание
8:30 Завтрак
9:00 Время подвижных игр и развивающих заданий
10:00 - 13:00 Время прогулки
13:00 Обед
13:00 - 15:00 Послеобеденный сон
15:30 Легкий перекус
16:00 Время развивающих игр, творчества, рукоделия и хобби
18:30 Ужин в кругу семьи
19:30 Спокойные игры и совместное общение
20:00 Готовимся ко сну, читаем на ночь
21:00