Трудности воспитания приемных детей. Проблемы воспитания приемного ребенка. Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

Жизнь периодически предлагает каждому из нас пройти испытания. Родители детей любого возраста - не исключение. Решив усыновить или взять под опеку ребенка, вы должны быть готовы к его продолжительной адаптации в семье. Привыкнув к жизни по законам детского дома или приюта, ребенок не быстро свыкается с новыми правилами. Чем старше возраст, тем более затруднительно проходит этот процесс.

С одной стороны молодые родители выбирают, казалось бы, легкий путь – освобождают себя от бессонных ночей, гор памперсов и истерик возле касс супермаркета. Но не забывайте, что маленькие дети – это маленькие проблемы, а большие дети – большие. Взрослый ребенок – это уже сложившие жизненные убеждения, мировоззрение, система ценностей. Часто все вышеперечисленные факторы формируются в сложных психологических и материальных условиях, которые сопровождаются жестокостью и заставляют ребенка отвечать миру своим плохим поведением. Но не волнуйтесь. Воспитание в приемной семье не всегда сопровождается большими трудностями, а если они и случаются, профессиональные психологи всегда придут на помощь. Главное, внимательно и вовремя прислушиваться к их советам.

Не стоит волноваться зря

Для начала давайте разберемся, что такое действительно серьезные проблемы. Иногда так называемое «плохое поведение» является признаком того, что воспитание приемного ребенка дает позитивные плоды. Все дело в том, что первым адаптационным периодом у нового члена семьи является некое стеснение и зажатость. Дети ведут себя тихо и неестественно, чтобы заслужить любовь родителей. Этот период еще называют «медовым месяцем». Но нетипичное для дитя поведение рано или поздно заканчивается: ребенок начинает быть собой. И это хорошо, что малыш больше не играет, а открывает себя. Теперь главное - направить его энергию в нужное русло. В стрессовых ситуациях ребенок начинает вести себя так, как привык – это значит, что он доверяет вам настолько, чтобы открыть свои неприглядные стороны, подсознательно понимая – теперь он ваш, вы от него не откажетесь. На этом этапе вам не стоит волноваться и пить валерьянку – воспитание приемного ребенка идет своим путем.

Новые социальные роли для вас и ребенка

Весь первый год адаптационного периода вы и ваш новый член семьи будете привыкать к новой роли – родителя и дитя. То, что другие семьи выстраивают годами, вам придется построить по ускоренной программе. Конечно, и вы, и ребенок не застрахованы от неудач.

  1. Первая ошибка , которую совершают родители – требование благодарности. Так, мама 10-ти летнего приемного мальчика пришла к психологу за помощью. Она рассказала, что постоянно срывается на ребенке и причина этого – его неблагодарность. Женщину с детства учили благодарить родителей за ужин, за подарки и помощь. Молчание мальчика вместо слов благодарности приемная мама расценивала как его нелюбовь и неумение ценить ее заботу. Редко какой малыш не чувствует внутренней благодарности к приемным родителям. Все дело в том, что детей никто не учил, как правильно выражать свою благодарность. Время и ваше правильное воспитание приемного ребенка научит его этому прекрасному умению.
  2. «Каково мое место в новой семьеЧасто ребенок начинает вести себя плохо, так как не может понять какова его роль в новой семье. Зачем он приемным родителям, что будет с ним дальше? Если у вас есть родные дети, то тревога также может возникнуть из-за чувства своей неполноценности, после постоянного сравнения себя с другими. Воспитание в приемной семье должно проходить таким образом, чтобы этих тревог у ребенка не возникало. А если же проблемы и возникали, то родители смогли бы докопаться до их сути и быстро решить их, устранив причину тревоги. Приемным семьям обычно помогают социальные работники и психологи. Рассказывайте им обо всем, что вас беспокоит, и прислушивайтесь к их советам.
  3. Прошлый опыт. Часто ребенок переживает тяжесть прошлого в новой семье. Ему это жизненно необходимо и родители должны быть готовыми к подобным «сюрпризам». Так родители семилетней девочки мысленно поставили ей диагноз психически больной, когда нашли у нее куклы, которым она отрывала руки. До этого же они считали ее ангелом и рассказывали друзьям о том, как им повезло. Никаких других странностей у ребенка не замечали. Найдя изуродованные куклы, отношение родителей к девочке резко изменилось. Но не стоит пугаться, если и вы столкнулись с похожей проблемой. Опытный психолог объяснит вам, что при помощи таких действий или, к примеру, рисунков, ребенок высказывает тяжесть, накопленную в себе. Возможно, эти нарисованные события ему пришлось пережить в прошлом. Подобное поведение – ключ для последующей работы с ребенком и освобождению его от груза прошлого для счастливого будущего.
  4. Почему меня не усыновили? Еще одной проблемой для родителей может стать недоверие со стороны ребенка в случае его опекунства. Ведь полное усыновление делает малыша полноценным членом семьи. А опека лишает многих прав и возможностей. Ваш ребенок достаточно умен. Вам стоит лишь правильно объяснить ему, почему вы решили взять попечительство или опеку, при этом дав понять, что все равно считаете его родным и полноправным членом семьи.

Воспитание детей в приемной семье требует особой ответственности и знаний родителей. Семья, которая успешно разрешила свои конфликты, станет крепче. Будьте подготовлены к появлению в вашей семье новой жизни и тогда вы сможете воспитать полноценную и счастливую личность, которая будьте уверены, не останется вам неблагодарной за это.

Усыновление и суррогатное материнство

Согласно законодательству Российской Федерации, любая коммерческая посредническая деятельность в области усыновления на территории России запрещена. Группа компаний «Свитчайлд» поддерживает политику российского государства в данном вопросе и не оказывает услуги в области усыновления. Тем не менее, мы считаем, что даже при полном отсутствии своего генетического материала у семейной пары суррогатное материнство в целом ряде случаев является достойной альтернативной усыновлению либо опекунству. Если же хотя бы кто-то из семейной пары обладает генетическим материалом, позволяющим надеяться на рождение генетически близкого ребенка, то в этой ситуации суррогатное материнство, по нашему глубокому убеждению, является однозначно лучшим решением для создания полноценной семьи.

Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук? К сожалению, многие дети бывают лишены этого, оказываясь в домах ребенка и детских домах после того, как от них отказались родители или родители были лишены родительских прав.

Также немало взрослых людей, которые хотят, но не могут иметь своего ребенка. А также тех, кто просто не равнодушен к проблеме брошенных детей и хотел бы, что бы добра на Земле стало чуть-чуть больше. Именно эти люди стремятся стать приемными родителями.

Чем младше ребенок, которого забирают из детских учреждений, тем легче ему адаптироваться в новой семье. Легче и для приемных родителей.

Однако именно дети постарше, которые понимают, что у них нет мамы и папы, нет своего дома, пронзительно хотят иметь свою семью. Конечно, взрослые должны обладать определенной смелостью и запастись терпением, чтобы сердечко такого ребенка «оттаяло» в домашнем тепле.

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить, ребенок пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него. Особое значение для ребенка имеет подтверждение, что это действительно его новые родители.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы могут обнаруживаться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра — а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», — обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!»

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, — типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка — это серьезное испытание для всей семьи.

Методы воспитания детей в приёмной семье.

СОВЕТЫ ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ

Журнал «Приёмная семья» № 2 от 2009 г.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЕ РАЗ ТЕРПЕНИЕ!

Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.

Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских «плохая наследственность», поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление «генетики». Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.

У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен формировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у ребенка нередко формируется через агрессию. B новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, ребенок, как правило, идет привычным путем и в результате провоцирует родителей на наказание. Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

Как справиться с плохим поведением детей:

· Стоит подробно изучить историю ребенка. То, в какой семье и как он воспитывался, как вел себя раньше, может помочь понять его поведение сейчас.

· Обратите внимание, насколько благоприятна атмосфера в вашем доме для успешной реабилитации ребенка. Чувствует ли он себя в безопасности, под надежной защитой? Также очень важна предсказуемость, уверенность в том, что будет дальше. Если ребенок обретает это, он может сам разобраться в причинах своего поведения.

Мы склонны думать, что плохое поведение ребенка нацелено против нас, и совершенно напрасно. Мы принимаем это как личное оскорбление, сердимся в ответ и становимся участниками эмоциональной борьбы, в которой страдают все. На самом деле ребенок может проявлять плохое поведение просто потому, что в его прежней жизни только оно находило нужный отклик. Когда он вел себя хорошо, был послушен, его не замечали, и он научился выстраивать свою цепочку «действие - реакция». Вполне возможно, ребенок повторяет этy же цепочку сейчас.

Он запускает известный механизм и хочет проверить, что последует в этой ситуации. Стоит воспринимать выходки ребенка спокойно, наблюдая и оценивая их причины.

Проанализируйте, чем вызвано плохое поведение ребенка, возможно, причины те же, что раздражают и всех нас, или же ребенок просто хочет проверить вашу реакцию. Наблюдайте, и вы найдете «ключ» к этой загадке. Возможно, он в событиях этого дня, возможно - недельной давности, но ситуация всегда разрешима.

Помните: не всегда причину плохого поведения можно наблюдать во внешних проявлениях. Например, ребенок может находиться в возбужденном состоянии, услышав по радио песню, которая пробудила какое-то воспоминание. B таких случаях узнать истинную причину можно, только спросив самого ребенка, после того как все успокоится.

Обсудите с ребенком его поведение, выскажите, в чем вы видите причины, попробуйте вместе найти решение. («Я заметил(а), что как только я говорю тебе, что пора ложиться спать, ты становишься сам не свой. Давай-ка договоримся, что мы будем с этим делать».) Так вы показываете свое желание помочь, заставляете само

го ребенка задумываться о причинах и последствиях

своего поведения. И, поговорив напрямую, вы можете решить проблему.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

· B своем поведении демонстрируйте пример для подражания . Дети всегда будут следовать ему.

· Старайтесь уделять время каждому ребенку . Старшим личное общение «один на один» нужно не меньше, чем младшим. Поэтому важно находить время для всех детей. Подумайте, достаточно ли у вас сил и времени для каждого, и сделайте верный выбор. Ведь важно не количество детей, которых вы сможете воспитать, а качество воспитания.

· Говорить с ребенком и устанавливать правила для него нужно в соответствии с его возрастом и уровнем развития.

· Реагируйте не на плохое поведение, а на чувства ребенка, которыми оно вызвано. Например, если ребенок плачет, значит, он нуждается в удовлетворении своих потребностей/эмоций. После того как он успокоится, можно поговорить с ним о том, как нехорошо было закатывать истерику в магазине при всех.

· Старайтесь разобраться в своих чувствах. Если вы расстроены из-за проблем на работе, не переносите эти проблемы на отношения с ребенком . B конце концов, возможно, его плохое поведение сейчас просто отражает вашу напряженность?

· Хвалите ребенка чаще - за то, например, что он выполняет какую-то pa6ory очень хорошо. Похвала повышает уверенность в себе и показывает ребенку, что вам не все равно.

· Давайте ребенку возможность учиться на своих ошибках. Если это не угрожает его жизни, позвольте ему сделать то, что задумано, и потом быть готовым отвечать за последствия.

· Будьте реалистами: не возлагайте слишком больших ожиданий, не ждите от ребенка больше, чем он может дать вам. Но дайте ему шанс измениться.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается доверие к окружающему миру. Поэтому помимо любви к детям родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм. В свое время выдвинул оптимистическую гипотезу, которая ориентирует на веру в лучшее в человеке, даже с риском ошибиться. Эта гипотеза в той или иной форме обнаруживается в различных педагогических и психологических теориях, начиная с народной педагогики. Психологи говорят об эффекте ореола или отражения, когда человек зачастую ведет себя в соответствии с нашими ожиданиями. Очень образно выразил эту мысль М. Горький, сказав, что если человека долго называть свиньей, то он, в конце концов, захрюкает. А противоположное проявление этого эффекта остроумно сформулировал саркастичный француз Ф. Ларошфуко, сказав, что, как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам таким глупым.

В нашей реальной, обыденной жизни приходится постоянно сталкиваться с явлением, когда от одних людей ожидаешь только хорошего и они, как правило, оправдывают ожидания; других опасаешься, и они платят соответственным отношением.

Опираясь на эту теорию в воспитании своих детей и запасаясь терпением, родитель-воспитатель, в конце концов, увидит плоды своего труда, правда, может пройти более или менее длительное время, что зависит от степени педагогической запущенности ребенка.

И как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, ему все же необходимы и определенные педагогические знания, ибо он выбирает работу с детьми как профессию, следовательно, должен иметь профессиональные умения и навыки.

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности применения поощрения, наказания, упражнения (приучения), положительного примера и методов формирования сознания (прежнее название - методы убеждения). У каждого из этих методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях.

МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ

B официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемыми были так называемые методы убеждения, когда воспитатель воздействовал словом. Но когда много говорится, как надо себя вести, то очень часто дети предпочитают этого не слышать. Причем, по утверждению психологов, есть три формы поведенческой реакции ребенка, отторгающего наставления. Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если смотрит вниз, то не только не воспринимает сказанное, но яростно спорит, отвергает, находит собственные аргументы; если смотрит прямо в глаза и даже кивает, вроде бы соглашаясь, то просто обманывает, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя именно в последнем случае легче дойти до сознания детей.

Возникает резонный вопрос: так что, совсем не говорить с ребенком? Говорить, но точно представляя себе меру воздействия. Наиболее простая схема такова: в дошкольном и младшем школьном возрасте - рассказ , предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения; в подростковом - беседа , т. е. вопросно-ответная форма; в раннем юношестве - диспут, дискуссия . Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с раскрытым ртом и горящими глазами; с подростком - пока он спрашивает; с юношей или девушкой - пока они спорят. Только так можно избежать распространенной ошибки, которую совершают многие воспитатели, когда пытаются объяснить давно известное и слова превращаются в отскакивающий от стенки горох.

Л ИЧНЫЙ ПРИМЕР

Раньше, чем многие другие методы воспитания, начинает воздействовать на детей пример. Общеизвестно, как часто дети копируют своих близких: так, у спокойных, уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром Сенека говаривал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером». Воздействие примера основывается на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию.

Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. И поэтому в общеизвестной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, но и в определенной степени практикуются в создании модели своей собственной будущей семейной жизни. Следовательно, понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что-то исправить, а также постараться ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что-то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка веру в свои силы.

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Есть группа методов, которые, по общему признанию, встyпают в наибольшее соприкосновение с личностью. Это методы поощрения и наказания. Механизм их воздействия таков: поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым действия и поступки, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за собой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные посиyпки.

Необходимо помнить, что личность поощряется не за качества характера, а за действия и поступки, т. е. постоянно проводится мысль, что ребёнок так или иначе хорош, но сегодня он сделал добро и заслужил похвалу. И если сегодня похвалили за какой-то поступок, то завтра за него не хвалят, а принимают как должное. Теперь, чтобы заслужить поощрение, ребенок должен совершить большее, чем уже сделал. Так стимулируется его нравственное становление.

Вообще с наказаниями надо быть очень осторожными, ведь известно, что горе переживается острее и помнится дольше, чем радость. Очень больно воспринимают дети несправедливость, поэтому нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были уверены, что провинился именно этот ребенок, а не другой, не соседский, не кошка или собака, в конце концов, но «не пойман - не вор». Чересчур уверовав в свою проницательность, можно совершить непоправимую ошибку, наказав невиновного. И еще желательно хотя бы поначалу наказывать ребенка, не привлекая к этому всеобщего внимания, наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное внимание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание любым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и до каких границ эта любовь простирается.

О ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЯХ

Особого разговора требует вопрос о физических наказаниях. Правда, как бы мы ни ратовали за их полное исчезновение, как бы ни предостерегали родителей, надо посмотреть правде в глаза и признать, что ремень довольно часто служит самым убедительным аргументом в некоторых семьях. Но подобными действиями взрослые могут доказать только то, что они сильнее детей, а это общеизвестно. Следовательно, применяя физические наказания, родители тем самым расписываются в своем бессилии, показывают свою слабость и полное отсутствие способности по-настоящему влиять на ребенка. A если учесть, что 14-15-летний подросток уже вполне способен постоять за себя и дать сдачи, следовательно, к этому возрасту родители могут потерпеть полное поражение. Чтобы предотвратить такой исход, следует четко представлять себе механизм взаимодействия физических наказании и психики ребенка.

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В педагогической теории и практике известны ошибки, вызванные нарушениями требований к применению методов воспитания. Кроме них выделяют еще общие ошибки семейного воспитания, обусловленные стилем взаимоотношений родителей и детей. Одной из наиболее распространенных являются так называемые «родительские ножницы» или расхождение в требованиях взрослых. Когда мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка позволяет все, а дедушка - ничего, то у ребенка происходит полная потеря

ориентации. В результате создается установка: когда все

нельзя, тогда все можно. А ребенок точно должен знать, что нельзя и почему, или где можно, а где нельзя.

Например, после жалоб воспитательницы детского сада одна мама, считавшая, что для мальчика б лет вполне естественны желания лазить по деревьям и заборам, шлепать по лужам, разъясняла малышу, почему эти увлекательные занятия в детском саду под запретом. Мол, не все мальчики и девочки умеют лазить по деревьям и могут упасть, поэтому лучше выбирать другое место, не у всех приспособлена обувь к воде, можно промочить ноги и заболеть. Все это говорилось серьезным тоном, уважительно, и маленький мужчина согласился с мамиными доводами.

Встречается у родителей и такой ошибочный взгляд на воспитание, как концентрация основного внимания на исправлении недостатков, вместо того чтобы формировать желаемые качества и умения. Конечно, для приемных родителей избавление отвредных привычек – проблема очень актуальная, но при этом нельзя забывать и о закладывании каких-то основ на пустующем месте.

Способ избежать ошибки заключен в известной формуле: воспитывай своего ребенка (а именно таким он становится для приемных родителей), как чужого, а чужого, как своего. Механизм воплощения таков: следует представить на месте провинившегося соседского ребенка, который не вызывает откровенной неприязни, и заново оценить допущенный проступок. Во многих случаях родители более лояльно оценивают промахи детей, за которых не несут моральной ответственности. Так можно избежать многих конфликтов, которые, кстати, детьми воспринимаются намного болезненнее и помнятся дольше.

По материалам сборника

«Проблемы социального сиротства»/
Под
ред. Л. И. Смагиной. Минск, 1999.

Трудности в отношениях между родителями и детьми - тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье? Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Усыновление ребенка в младенчестве

Когда происходит усыновление ребенка в младенчестве, родителям намного проще адаптироваться к своей роли - им проходится пройти все этапы нормального родительства с бессонными ночами, первыми зубами, шагами, словами. Соответственно, те трудности, которые возникают в процессе роста и взросления могут восприниматься членами семьи, как естественные, “свои”.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны - мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны - они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей - что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых - если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон - явление естественное.
  • В-третьих - неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

1. Ожидание, что ребенок будет ценить то, что его забрали из детского дома и за все благодарить. Многие родители при малейшей ссоре напоминают о своем “героическом поступке”, погружая тем самым ребенка в чувство вины. Следом за этим обычно идет реакция агрессии, так как долго находится в чувстве вины невозможно. Агрессия может выливаться на приемных родителей, братьев или сестер, домашних животных или на самого себя. Вспомните о том, что благодарности надо учить. Кто мог сделать это в детском доме? В семьях с родными детьми это не всегда получается успешно. Поэтому запаситесь терпением и учите. И возьмите себе за принцип - никогда не напоминать ребенку, что Вы его взяли и он должен быть за это благодарен. Ведь это Вы решили, что Вам нужен приемный ребенок. Не стоит навязывать ребенку чувство вины чтобы сделать его послушным и удобным.

2. У ребенка нет четкого понимания своей роли и своего места в семье. Чем безопаснее мы себя чувствуем, тем позитивнее относимся к миру и людям. Основа безопасности - “собственное место”, комната или кровать, стол, где можно делать уроки, полки в шкафу. Если этого у ребенка нет, то у него может возникнуть ощущение, что он тут временно. А зачем стараться и что-то строить, если ты все равно уйдешь отсюда? Если в семье есть другие дети, родные, то приемный ребенок начинает сравнивать себя с их положением и чувствует себя ущербным. Ему может казаться, что их любят больше, они имеют привелегии. А подобные мысли не способствуют послушанию и согласию в семье. Задача родителей - сразу дать приемному ребенку ту безопасность, на которую он вправе расчитывать. Равные обязанности и права по сравнению с другими членами семьи. Освобождение от нагрузки тоже не способствует чувству безопасности. Это сигнал, что “меня не приняли всерьез”.

3. Страх, когда у ребенка начинает всплывать травматичные переживания из прошлого. Если Вы решаете усыновить ребенка из детского дома, то должны предполагать, что ему/ей пришлось пройти через травмирующие, болезненные события. Просто так никто в детском доме не оказывается. У ребенка, попавшего в Ваш дом пока нет иного опыта, кроме прошлого. Проигрывание с игрушками (агрессия и жестокость), нанесение себе повреждений, истерики, необоснованные страхи перед какими-то событиями или процедурами - это все сигналы о том, что там внутри травма и это очень больно. Самостоятельно с этим справиться, усилием воли изменить подобное поведение ребенок не сможет. Необходима помощь психолога или психотерапевта, который поможет ребенку отреагировать боль, а Вам почувствовать себя более уверенно.

Если Вы готовитесь к тому, чтобы взять опеку над ребенком или усыновить его, начните с самого начала посещать “школу приемных родителей”. Занятия ребёнка с психологами и социальными работниками, понимание ответственности и психологии детей, которые находились до усыновления в детском доме помогут Вам еще раз взвесить все “за и против” этого решения, подготовится к своему родительству и дадут возможность, впоследствии, не пугаться трудностей, а наслаждаться тем, что у Вас есть ребенок, а строить с ним отношения - это интересно.

«Особенности воспитания приемных детей»

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивное отношение к окружающим, нравственные ориентиры, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они развиваются в условиях родительской любви , когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир.

Причины сиротства

1. Родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребёнка, причем чаще это наблюдается в младенческом возраст отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные.

2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка

3. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Все приемные дети в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого. Поэтому они часто страдают различными хроническими нарушениями здоровья, невротическими расстройствами. Им требуется длительное лечение тела и души.

Воспитание приёмных детей – это большое, трудное, но благое дело, душевный подвиг и душевный труд. Как приемным детям, так и родителям приходится пройти очень сложный и длинный путь, пока между ними не наладятся по-настоящему близкие, доверительные отношения. Чтобы лучше понять поведение ребенка необходимо знать стадии его адаптации к новым семейным условиям.


Стадии адаптации ребенка в семье.

  1. "Знакомство" или "Медовый месяц ". Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит , что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей . Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно . Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются.
Позиция родителя : спокойное и уверенное подтверждение, что вы действительно его новые родители.

  1. Вторую стадию можно определить как "Возврат в прошлое ", или "Регрессия ". Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы могут обнаруживаться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами , не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может менять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным: часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый начинает проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка, либо становится необыкновенно активным, беспокойным, суетливым.
Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. "Мы желаем ему добра - а он… Мы его так любим, а он нас не ценит", - обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: "Неужели всегда так будет?!"

Позиция родителя : не паниковать, искренне проговаривать свои чувства и свои требования через «Я-сообщение». Дайте ребенку понять, что вы хотите понять его и помочь ему. Самостоятельно или консультируясь с психологом, получайте знания об особенностях возраста, умения устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения.


  1. Третья стадия - "Привыкание", или "Медленное восстановление ". Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни . Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.
Ребенок сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.

Позиция родителя : На этой стадии можно поговорить с ребенком о его действительных родителях, ответить на все детские вопросы о его прошлой жизни (если он их задает). Ответить искренне, без критики прошлого и без сравнений с настоящим. Можно признать свои ошибки, промахи, рассказать о своих ожиданиях . Важно, чтобы ребенок знал, что вы делаете все возможное для его благополучия (во всяком случае, очень стараетесь это делать).
Говоря о воспитании приемных детей, следует подчеркнуть, что зачастую замещающим родителям приходится иметь дело с «перевоспитанием». Поэтому приёмным родителям очень важно быть гибкими , способными при необходимости изменить стратегию семейного воспитания, подобрав методы и приёмы, подходящие именно их ребёнку.
Приемным родителям НЕЛЬЗЯ:

1. Эмоционально отвергать ребенка . Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.

2. Требовать чрезмерно высокой моральной ответственности , не соответствующей возрасту и реальным возможностям ребенка. Требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие других, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его особенностям.

3. Осуществлять воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви . Нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». С ребенком не разговаривают , не обсуждают его поступки, а подчеркнуто игнорируют. У ребенка подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда или идет на мировую из-зa страха перед агрессией, или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Послушаниe достигается ценой обесценивания «Я». Ребенок чувствует себя несчастливым и одиноким.

4. Осуществлять воспитательный контроль посредством вызова чувства вины : ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший любовь», «доставляющий столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребенка оказаться виноватым в неблагополучии родители, отношениями зависимости.
Воспитательные умения замещающих родителей


  1. Формирование новых навыков
Усвоение новых навыков может опираться только на уже сформированные. У таких детей может быть сформировано подчинение и послушание, но в условиях психологического насилия (непринятие личности ребенка, обедненные индивидуализированные отношения). Что, в , формирует негативизм пассивное сопротивление и имитацию деятельности.

Позиция родителя : систематическое стимулирование новых навыков, предвосхищающая похвала (не за результат, а за стремление сделать; похвала не за хороший поступок, а за то, что не сделал дурного).


  1. Расширение круга общения приемного ребенка
Ребенок будет стремиться найти себе друзей из числа "трудных и неблагополучных детей» - это объясняется тем, что когда среда меняется, человек, чтобы создать комфортную среду, тяготеет к себе подобным, тем, кто живет по законам и правилам, которые он усвоил прежде.

Позиция родителя: постепенно обучать детей навыкам взаимодействия с различными людьми в процессе игровой и учебной деятельности. Формировать позитивное восприятие окружающих.


  1. Сохранение позиции значимого взрослого
Неизбежно идет искажение основных социальных ролей "ребенок", "взрослый". Взрослый становился для ребенка источником опасности или опеки. Процесс восстановления этих ролей в любом возрасте очень трудный, но особенно тяжело он протекает для подростков. Через доверие к значимому взрослому восстанавливается и доверие к миру.

Позиция родителя:


  • обеспечить безопасность (защищать ребенка от возможных несправедливых нападок окружающих. Ребенку запрещается только то, что опасно для его жизни и здоровья. Запрет дается с альтернативой. Н-р: «это Нельзя, а вот это Можно…)

  • заострять ситуации успешности ребенка, вселять уверенность в себе

  • отделять поступок от личности ребенка (оценивать конкретный поступок, а не личность в общем)

  • на семейном совете устанавливать общие ясные и однозначные правила для всех членов семьи, определять поощрения и наказания за их соблюдение или игнорирование.

  1. Стимулирование активной позиции ребенка
В прошлом эти дети, в основном , ощущали себя как объекты воспитания и дисциплинарного воздействия. Переход к активной, ответственной жизненной позиции должен проходить при активном личностном участии самого ребенка.

Позиция родителя: предоставить ребенку самостоятельность, право ошибаться и приобретать собственный жизненный опыт.


  1. Создание пространства Любви
Все приемные дети испытывают потребность в постоянном, эмоционально теплом, понимающем общении с взрослым, который любит и принимает его. Проявлять любовь и заботу можно по-разному

Позиция родителя:


  • Понимание и принятие ребенка таким, какой он есть

  • Общение на одном уровне, глаза в глаза (но не позиция следователя)

  • Тактильный контакт. Прежде, чем обнять, погладить ребенка по голове, спине предупредите его об этом или словами, или сначала легким прикосновением. Такие дети могут испытывать тревогу, страх перед прикосновением, но потребность в тактильных ласках у них остается.

  • Забота о внешнем виде ребенка. Дизайн его территории; создание уюта в детской комнате, в доме. Это косвенная забота о самом ребенке .
В таком пространстве и проблемы будут быстро решаться! Ведь благополучная семья не та, где совсем не ссорятся, а та, где быстро мирятся! Мира и благополучия Вашим семьям!

Педагог-психолог МОУ Центра «ЛИРА» Сытенькая Н.А.