Какую роль играет память в жизни человека? (ЕГЭ по русскому). Сочинение роль памяти в жизни человека Роль памяти в жизни человека психология

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека. (6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, я был не для кого, не было ещё чувства долга, не было обязанностей, ну сопли подобрать, ну спать лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) Появилась школа, уроки, появились часы, время. (16)Я жил среди муравьёв, травы, ягод, гусей. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть паровозом, автомобилем, конём. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду. (22)Что я там видел? (23)Подолгу простаивал в тире. (24)Волшебным зрелищем была кузня. (25)Любил в детстве часами лежать на тёплых бревнах плота, смотреть в воду, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки. (26)Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (27)Под бревнами журчит вода, куда плывет – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (28)В детских странах не было небоскребов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него снежные, метельные, морозные. (29)Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30)Куда исчезает еда нашего детства? (31)И почему она обязательно исчезает? (32)Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой… (33)Столько было разного счастливого, весёлого… (34)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (35)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (36)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (37)Именно жизни. (38)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий, только жизнь, чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом. (39)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…
Д. А. Гранин.

Сочинение

В своем тексте Даниил Александрович Гранин, русский советский писатель, затрагивает проблему роли памяти в жизни человека.
Раскрывая проблему, автор рассуждает о том, что воспоминания нуждаются в уходе, что их полезно встряхивать, освежевать, осмысливать, особенно ранние. Именно так поступали великие писатели Лев Толстой, Максим Горький, Михаил Зощенко. Также Гранин рассказывает про то, как Владимир Набоков создал свое творчество благодаря сохранившимсядетским воспоминаниям.
Авторская позиция ясна: благодаря памяти мы формируем в себе лучшие качества. Память дает человеку силы для преодоления сложных ситуаций возникающих в жизни.
Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания о прошлом делают человека лучше, они дают опыт и знания для полноценной достойной жизни.
Для доказательства своих слов приведу литературный пример из рассказа В.Г.Распутина «Уроки Французского». Автор, будущи уже взрослым, вспоминает о своей учительнице французского, которая сыграла огромную роль в его судьбе. Узнав о том, что её ученик голодает, Лидия Михайловна решается помочь ему. Она играет с ним на деньги. Даже после того как её уволили из-за этого случая, она всячески старается не оставлять его без поддержки. Автор убеждает нас в том, что воспоминания об уроках доброты открвыли мальчику новую жизнь, в котором люди поддерживают и помогают друг другу.
Эта же проблема раскрывается и в повести В.Быкова «Сотников». Вспомним сцену где Сотников вспоминает эпизод из детства, когда взял оружие отца и нечайно выстрелил. Он боялся отца, но мать уговорила его сознаться в содеянном. После этого он убедил себя в том, что надо быть непреклонным, честным перед собой и окружающими. Автор убеждает нас в том, что с виду незначительные воспоминания могут изменить человека, также как они изменили Сотникова и привели к пути героизма.
В заключение мне хотелось бы сказать, что память открывает в людях новые качества, возможности, дает поддержку в любых жизненных обстоятельствах.

>Сочинения по темам

Роль памяти в жизни человека

Память - это один из важнейших и, пожалуй, наиболее сложных процессов, которые протекают в мозгу человека. Прежде всего, она необходима нам для того, чтобы осознавать, кто мы есть и какое место занимаем в этой жизни.

Иногда случается так, что люди по каким-либо причинам теряют память. Тогда они забывают своих близких и то, что они делали прежде. После подобных случаев они нередко начинают вести совсем другую жизнь, чем до инцидента.

Память необходима нам и для того, чтобы мы могли совершенствовать свои знания и умения, набираясь опыта. Так, ребенок, совершая первые шаги, запоминает, как нужно правильно ставить ноги, чтобы не упасть. Ученик в школе, задействуя ресурсы своей памяти, осваивает новые предметы. Взрослые подобным образом развиваются профессионально.

Благодаря памяти, мы имеем возможность учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Например, знание важных исторических событий дает нам понимание того, к каким тяжелым последствиям могут привести необдуманные человеческие действия.

Всегда ли наши воспоминания являются отражением действительных фактов? Конечно нет, ведь человеку свойственно помнить далеко не все. Наш мозг делает акцент на важных именно для нас событиях. Кроме того, мы чаще помним о хорошем, и стремимся забыть о плохом.

Забывание является своеобразным защитным механизмом. Если бы мы помнили все, мы бы, наверно, просто сошли с ума. Поэтому то, сначала, обработанная нашим мозгом информация, поступает в кратковременное хранилище, и лишь малая часть ее затем переходит в долговременную память.

Но и эти воспоминания со временем стираются и тускнеют. Поэтому, если мы хотим сохранить их, то стоит регулярно освежать свою память. Например, перелистывать альбомы со старыми фотографиями, перечитывать любимые с детства книги или просто обсуждать события дней минувших со своими знакомыми.

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память. Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Характеристика основных процессов памяти

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание , характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и, если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное ноле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

Вопрос 12.

Классификация видов памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Типы памяти.

Классификация видов памяти

1. По времени сохранения материала :

· – сенсорная память - сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения – 0,3–1,0 с. Ее формы: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут. Эта способность «видеть» картину или предмет, который находился перед глазами, но уже не экспонируется, называется «эйдетизм ». Эйдетические способности лучше развиты у детей, чем у взрослых;

· – кратковременная память - сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

· – долговременная память - продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Отличается от кратковременной и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

· – оперативная память - промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят :

· – двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Основа для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

· – эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

· – образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов обусловлено особенностями профессиональной деятельности: вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

· – словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

· – механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности :

· – непроизвольной , когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

· – произвольной , когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

o – материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

o – информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

o – все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

o – незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация – это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам :

· – непосредственная натуральная память - прямое механическое запечатление событий и явлений, наиболее простой вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека;

· – внешне опосредованная память , характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания.

· – внутренне опосредствованная память - высшая форма памяти – логическая память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для перехода сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. Центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Глава 1 Роль памяти в нашей жизни. Насколько это важно - хорошо все помнить?

Вся наша жизнь - это память, за исключением одного единственного момента,
который проходит сейчас и проходит так быстро, что это едва ли можно осознать.
Теннеси Уильяме

Сначала понимание!

Практически любой аспект нашей жизни связан с необходимостью что-то запоминать. Это происходит оттого, что в нашем мире все оценивается с точки зрения времени. Если бы мы не обладали памятью, то вся жизнь была бы бесконечным настоящим, свернутым до размеров од-ного-единственного мгновения, которое проходит в настоящий момент и исчезает в небытии. Без памяти у человека не было бы ни индивидуальности, ни опыта, ни возможности накапливать знания в процессе обучения. Память придает целостность нашим мыслям и поступкам, мы используем ее постоянно: размышляя, сравнивая, оценивая, выбирая, принимая решения или рисуя что-то в воображении. Все эти действия основаны на способности мозга накапливать ценную информацию и при необходимости обращаться к ней. Большинство из нас не осознает, какую огромную роль играет в нашей жизни память. Как и в случае со здоровьем, ее никто не замечает до тех пор, пока она не начнет давать сбои. И только тогда, когда человек обнаруживает, что его память не может удержать в себе все необходимое, он начинает интересоваться тем, как она работает и как можно улучшить ее работу. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Впрочем, совсем необязательно дожидаться тревожных симптомов - предотвратить ослабление памяти гораздо легче, особенно если необходимые для этого знания человек получает еще в школе или на работе. Те немногие, которые начинают самостоятельно заниматься улучшением памяти (например для продвижения по работе или просто для самосовершенствования) откроют для себя - как и вы, прочитав эту книгу - что ни в коем случае нельзя полагаться на чудеса пассивной памяти. Память будет работать хорошо, только если ее постоянно совершенствовать. Нужно приучить себя записывать воспоминания, развивая при этом чувственное восприятие, образное мышление и способности к наблюдению. Хотите, чтобы ваш мозг стал «феррари», а не «фордом»? Тогда внимательно прочтите эту книгу и начните регулярно заниматься упражнениями для развития памяти. Исследования показывают, что в повседневной жизни средний человек использует не более 10% возможностей мозга! Разве это не стимул для того, чтобы начать заниматься по программе, которая уже помогла улучшить память тысячам американцев всех возрастов и профессий?

Тренировки памяти предотвращают и уменьшают забывчивость в любом возрасте. Это то же самое, что вкладывать деньги в надежнейший из банков.

Что такое «вполне хорошая память»?

Вы слышали когда-нибудь выражение «вполне хорошие» родители, дети или родственники? Так обычно говорят те, кто хочет, чтобы что-то было совершенным, но не может этого достичь. Точно так же и с памятью - мечта обрести совершенную память (которой не существует в природе!) может стать для таких любителей всего исключительного источником огорчений. Даже у феноменальной памяти наблюдаются некоторые недостатки: как правило, люди с такой памятью могут в совершенстве запоминать только один специфический вид информации, например цифры. К счастью, большинство людей довольствуются тем, что запоминают то, что, им необходимо запоминать. Впрочем, это очень субъективное определение, и любой посторонний человек может его легко оспорить. В то время как вам кажется, что вы помните все необходимое, он может вполне справедливо указать, что вы забываете некоторые важные вещи (в то время как вы попросту не посчитали в какой-то момент, что их нужно запомнить!). Особенно четко это проявляется на рабочем месте, где ваше выборочное внимание может пропускать некоторые необходимые для работы вещи и, следовательно, не откладывать их в памяти. Итак, первым шагом на пути развития памяти должно стать определение объективных критериев ее работы, а также развитие способности запоминать всю важную информацию.

Идеальная память - вещь недостижимая, поэтому не стоит и мечтать о ней. Давайте сосредоточимся на более реалистичной цели: сделать свою память лучше, чем она есть сейчас. Вы не поверите, как далеко можно уйти по этому пути. Сначала узнайте, что могут делать люди с превосходной памятью, а потом проверьте на себе - если вы примените их техники запоминания, то будете способны на то же! Вот как все просто. Сражайтесь с забывчивостью постоянно и используйте для этого все виды оружия - от простых зрительных «подсказок» до специфической организации информации и мнемонических систем.

Понять, что нужно делать, - еще далеко не все. Улучшить память может только постоянная тренировка.

Как бы вы оценили свою память?

Самооценка редко бывает точной, так как слишком субъективна и зависит от эмоций. Если вы не доверяете своей памяти, то будете видеть в ней одни только недостатки. Чем старше становится человек, тем серьезнее он относится к недостаткам памяти, которые раньше не замечал. Классический пример: вы идете в комнату, а войдя, совершенно не можете вспомнить, зачем вы сюда пошли. Вы идете назад - так, на диване оставлена книга. Вы читали, и вам понадобилась записная книжка! Это случается абсолютно со всеми. Но только в 20 лет вы сразу же позабудете об этом, справедливо заметив: отвлекся, с кем не бывает. В 40 вы начинаете мрачно думать: «Вот он, средний возраст...» В 60 лет такой же невинный эпизод заставит вас размышлять о болезни Альцгейме-ра. Наши суждения напрямую зависят от того, насколько мы озабочены именно этой проблемой. Вполне возможно, что в то время как вы жалуетесь на неожиданные провалы в памяти и вините во всем возраст, ваш сын воскликнет: «Папа, но ведь у тебя всегда была плохая память на имена, ты не мог запомнить, как зовут даже самых близких моих друзей!»

Чтобы получить более объективную оценку, нужно последовательно задавать себе вопросы: только так можно максимально точно определить, какие виды информации вы запоминаете хорошо, а с какими у вас проблемы. Попытайтесь выяснить для себя все сильные и слабые стороны вашей памяти, стараясь при этом рассуждать логически. Например, я всегда считала, что хорошо запоминаю людей, события, литературу, языки, но очень плохо помню цифры, и всегда имела проблемы с историей. Путем простого анализа я заключаю, что у меня нет склонности к математике, поэтому я не могу запомнить исторические даты. Интересно, а есть ли такие цифры, которые я считаю очень важными и поэтому хорошо запоминаю?

Конечно же, это цены! Мне нравится ходить по магазинам, я горжусь своей способностью купить качественный товар за меньшие деньги. Смотрите-ка, все вовсе не так уж плохо, как я привыкла считать! И если я прекрасно помню одни цифры, то наверное смогу победить и другие? Так трезвая оценка может укрепить веру в собственные силы и воодушевить на дальнейшую работу над памятью.

Когда люди жалуются на память, то как правило, они упоминают одни и те же вещи. Посмотрите на этот список. Вам тоже случалось цитировать его? Тогда попробуйте поспрашивать своих друзей или коллег по работе - увидите, они расскажут вам о себе практически то же самое. Почти все люди испытывают похожие проблемы с памятью, а это значит, что нужно винить не здоровье, а собственную леность, и начинать исправлять положение.

Я не могу запомнить:
- подробности;
- имена и лица;
- время встречи;
- куда кладу вещи;
- слова;
- то, что читаю;
- что я делал или говорил перед тем, как меня прервали;
- что мне рассказывают другие люди;
- места, где я побывал;
- инструкции и указания.

Проанализируйте свою память и внесите в этот список необходимые исправления или дополнения. Скорее всего, все ответы вы найдете в последующих главах этой книги. Однако для начала нужно уделить максимально большое внимание вопросам - именно они заложат основу вашего нового отношения к собственной памяти.

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы- как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога,) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучения курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.