Красивые камни в огранке маркиз. Обработка и огранка драгоценных камней. Виды и этапы огранки. Ступенчатая огранка "Октагон"

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.

Драгоценности люди любили всегда, а вот обрабатывать самые твердые из них научились только в недалеком прошлом. В этой статье мы рассмотрим все основные методы огранки, применявшиеся с времен далекого прошлого, до наших дней.

Вы будете смеяться, но даже самые громадные и царей древности не идут ни в какое сравнение с любым образчиком из современного ювелирного магазина. Дело в том, что драгоценные камни в древности либо носили чаще всего в необработанном виде, или слегка подшлифовывали и полировали их природные грани. Разумеется, о блеске и сиянии таких драгоценностей говорить не приходилось.

Огранка камня типа «Кабошон»

Огранка кабошон и бусина

Драгоценные камни (особенно твердые, такие как рубины, изумруды и алмазы) сохраняли очертания, близкие к формам найденных природных кристаллов. Начиная со времен Древнего Рима и до расцвета Средневековья, единственной формой полноценной огранки драгоценных камней был и оставался кабошон («кабош» — шляпка гвоздя), то есть уплощенная полусфера без граней. Впрочем, огранке кабошон подходили только мягкие камни – полудрагоценные или даже поделочные. В наше время кабошон – типичный выбор для недорогих брошей.

Выбор ювелиров древности был не велик — бусины или кабошоны.

Распространена (с теми же ограничениями) была и «полная версия» кабошона – бусина (да, это тоже вид огранки). Бусы и браслеты из небольших обработанных камешков удобнее и практичнее в быту, к тому же в отверстие бусины можно добавить краски и усилить природный цвет и насыщенность. Излюбленный прием гранильщиков – что во времена древности, что в наши с вами.

Фасетная огранка — бриллиантовая и ступенчатая

Настоящая революция в деле огранки драгоценных камней произошла в XVII в. с появлением инструментов и технологий, позволяющих применять т.н. фасетную шлифовку и огранку, при которой на камень наносят множество мелких плоских граней. С одной стороны, это позволяет подчеркнуть цвет, усилить блеск камня, а с другой – скрыть мелкие дефекты. Конечно камень после шлифовки изрядно теряет в весе (иногда до 50%), однако взамен он приобретает необычную игру света на гранях и изрядно вырастает в цене.

Части ограненного камня на примере бриллианта

Фасетная огранка применяется в основном для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум формам - бриллиантовой и ступенчатой . Наряду с собственно огранкой применяется и гладкая шлифовка, которая может быть, как плоской, так и округлой или сводчатой (выпуклой). При использовании смешанной шлифовки (огранке) совмещены сразу оба приема: верхняя часть гладкая, нижняя - фасетированная или наоборот.

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой . Само название «бриллиант » справедливо только ограненного таким образом алмаза, в названиях всех других камней и самоцветов, обработанных методом бриллиантовой огранки, должно указываться их минералогическое обозначение (например, бриллиант).

Огранка «восьмеркой» имеет, кроме площадки, по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

Огранка «роза» -фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают до 7 ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и т.п.). Используется «роза» редко, так как дает мало преломлений света и соответственно слабое сияние.

Огранка типа «роза»

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») - простой вид фасетной огранки, используемый для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

Огранка клиньями (клиньевая)-разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

Изумрудная огранка -ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда.

Таблитчатая огранка - простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, в особенности перстней-печаток.

Кабошон - основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижней-плоская или слабовыпуклая. У темных камней в нижней части вытачивают полость, чтобы высветлить цветовой тон. Так полируют все звездчатые камни, опалы, камни с переливчатостью (эффектом «кошачьего глаза»), лунный камень, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.

На Востоке используется также огранка могольского типа - две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.

Формы огранки камней

При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша или капля грушевидная, челночок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая бочковидная).

Примеры фантазийной огранки драгоценных камней

Известны также много фантазийных форм (сердце, герб и т.п.).

Методы огранки совершенствуются по сей день, и, хотя классические формы всегда остаются в цене, время от времени появляются новые, подчеркивающие те или иные достоинства камней. К примеру сравнительно недавние виды огранки для кварца и топаза - «Снежинка», «Рассвет», «Яркая звезда», а также «Пульсар», придающих бархатистое или даже пульсирующее сияние камням.

Чтобы придать драгоценному камню правильную форму и раскрыть его истинный цвет, блеск и игру, ювелиры прибегают к помощи такого технически сложного процесса, как огранка. Руководствуясь знаниями о виде, размере, твердости и чистоте минерала, мастера наносят на его поверхность геометрически правильные грани и создают тем самым из грубых и неотшлифованных камней великолепные образцы, которые займут центральное место в ювелирном украшении.

Серебряные круглые серьги «Митра Ювелир» E-1038-IML с фианитом/ Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1038-IML с фианитом/ Серебряный кулон «Митра Ювелир» P-1038-IML с фианитом

Круглая огранка

«Круглая» огранка – одна из самых популярных, ее стали использовать одной из первых. Существует несколько разновидностей этого вида, самая популярная – «бриллиантовая», количество граней в которой доходит до 57. «Круглая» огранка хорошо пропускает свет и красиво его преломляет, максимально передавая всю красоту и уникальность камня.

Золотой кулон SOKOLOV 731526 с фианитом

Овал

«Овал», появившийся в конце 1950-х – начале 1960-х годов, представляет собой разновидность «круглой» огранки, он имеет вытянутую форму и клиновидные грани, которые преломляют свет и отражают все сияние и блеск минерала. Удлиненный силуэт является дополнительным преимуществом – «овал» создает иллюзию более крупного драгоценного камня. К тому же, например, кольцо с камнем такой формы позволяет визуально сделать пальцы более длинными и изящными.

Серебряные серьги Liza Geld 2453H/0-040051VL с фианитом

Багет

Эта разновидность огранки имеет прямоугольный контур, она появилась в 1920-1930-х годах, в период распространения стилей ар-деко и модерн. «Багет» сразу стал очень популярным благодаря простым линиям и стильной геометричной форме, которая сильно отличалась от традиционных. При изготовлении «багетов» требуется меньшее количество срезов, чем в других огранках, однако этот тип подойдет лишь для камней исключительной чистоты, иначе будут видны даже мельчайшие изъяны.

Золотые классические серьги SOKOLOV 6024039 с бриллиантом, топазом

Изумруд

Изумрудная огранка имеет форму прямоугольника со срезанными углами. При такой обработке драгоценных камней акцент делается не столько на блеске, сколько на прозрачности и оттенке минерала, которые в этом случае проявляются особенно ярко. Изначально этот вид был разработан специально для обработки изумрудов, но позже стал использоваться и для работы с другими драгоценными камнями, имеющих крупную форму и высокую чистоту.

Серебряные длинные серьги «Национальное Достояние» SEZ5719-B-nd с кварцем, цирконом

Кабошон

«Кабошон» представляет собой технику огранки, а также и сам камень с плоским основанием и полуокружностью правильной формы без каких-либо граней. Название впервые появилось во Франции и происходит слова «caboche», что переводится как «голова». Традиционный «кабошон» имеет овальную форму, но может быть круглым или грушевидным. И хотя большинство ювелиров предпочитают многогранные способы обработки минералов, некоторые драгоценные камни смотрятся выигрышно именно в таком виде. Сегодня этот вид чаще всего используется для полупрозрачных и непрозрачных минералов, имеющих изъяны или невысокие показатели преломления света.

Серебряные серьги «Митра Ювелир» E-1121-SA с сапфиром, фианитом / Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1121-SA с сапфиром, фианитом

Груша

Этот вид огранки произошел от классической круглой. Он имеет каплевидную форму, плоскую поверхность и клиновидные фасеты по краям, которые красиво отражают свет и дают великолепное сияние. При грушевидной обработке драгоценных камней важно стремиться к идеальной симметрии: заостренная вершина должна совпадать с центром закругленной стороны – только при этом условии концентрация блеска будет максимальной. Такая форма огранки особенно выигрышно смотрится в таком украшении, как кулон или длинные классические серьги.

Золотое кольцо SOKOLOV 713585 с раухтопазом, фианитом

Квадрат

Ее название произошло от латинского слова «exquadra», что так и переводится – «квадратная форма». Драгоценные камни в виде квадрата выглядят необычно за счет сторон одинаковой длины и «ступенчатой» огранки, при которой все фасеты – грани – наносятся поэтапно и строго параллельно краям, образуя подобие пирамиды со срезанной вершиной. «Квадрат», как и другие геометричные и угловатые фигуры, чаще всего используется для изготовления вставок в кольца, браслеты, а также серьги.

Золотые классические серьги «Национальное Достояние» 40966A-nd с фианитом

Принцесса

Огранка «Принцесса» занимает второе по популярности место среди остальных видов после круга. В отличие от «квадрата», она имеет большее количество граней, которые отражают свет от поверхности минерала. Преимущества этого вида огранки особенно хорошо видны на прозрачных драгоценных камнях. К тому же, «принцесса» позволяет максимально сохранить первоначальный вес минерала.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S122-4394AM с аметистом, фианитом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» ЛК122-4394АМ с аметистом, фианитом

Маркиз

По легенде столь необычный тип огранки появился во Франции во времена правления Людовика XV. Желая сделать своей возлюбленной подарок, король выбрал поистине роскошный и необычный способ. Удлиненный силуэт камня, по задумке, должен был напоминать великолепную улыбку его фаворитки, маркизы де Помпадур. Для этого типа главное – стремление к совершенной симметрии. Две конечные точки должны совпадать друг с другом, деля камень на две идеальные половины. Камни с огранкой «маркиз» чаще устанавливаются вертикально и, как правило, встречаются в кольцах, серьгах и ожерельях.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S120-1363TL с топазом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» K120-1363TL с топазом

Триллион

Огранка с оригинальным названием «триллион» является самым молодым способом обработки минералов, возникшим в 1980-е годы в Амстердаме, и имеет интересную форму треугольника с ровными или закругленными краями. При такой обработке тоже очень важна симметрия и пропорции – для правильного рассеивания света. Только так удается наилучшим образом подчеркнуть блеск и цвет драгоценных камней в ювелирных изделиях .

Серебряные классические серьги «Национальное Достояние» MT1247-E1335A51BRR_001WG-nd с цирконом / Серебряное кольцо «Национальное Достояние» MT1247-R1335A0BRR_001_WG-nd с цирконом

Сердце

Сердцевидная огранка напоминает «грушу», но в отличие от нее имеет вырез в верхней части. Романтичная форма и изумительное сияние достигаются не только за счет искусной симметричной обработки, но и во многом благодаря интуиции ювелирного мастера при выборе камня. Две половинки сердца должны быть закругленными и совершенно одинаковыми, а вырез – четким и пропорциональным относительно всего камня. Сердце считается очень популярным выбором для сережек, подвесок и колец.

Топаз – полудрагоценный камень, известным свойством которого является высокая твердость. Минерал входит во вторую группу натуральных камней, используемых в ювелирном деле, и является силикатом алюминия, содержащим фтор.

Название камня происходит, вероятнее всего, от санскритского слова «тапас», означающего «огонь, жар». Или же от арамейского слова «тапуз» - апельсин.

Древнеримский писатель-эрудит Плиний-старший утверждал, что название «топаз» произошло от древнегреческих слов «топазное» или «топазион», от названия острова, расположенного в Красном море. Там обнаружили прозрачный камень золотисто-желтого цвета, который и назвали топазом. В русском языке разновидность камня называлась «тумпаз» вплоть до XIX века. На Урале рудокопы называли камень «тяжеловес», из-за его высокой плотности и большого удельного веса, так как он гораздо тяжелее многих других драгоценных минералов.

Камень настолько красив, что иногда его путают с алмазом. За свои физические характеристики и эстетические свойства топаз получил название «сибирский алмаз». Минерал бывает как прозрачным, так и непрозрачным, с характерным стеклянным блеском, с призматической формой кристаллов.

К тому же, несмотря на высокую твердость, камень достаточно хрупкий и легко ломается. Это объясняется совершенной спайностью по всем трем измерениям.

В природе нередко встречаются разные виды натуральных топазов, камни могут быть очень крупными и весить до нескольких центнеров. Месторождений минерала довольно много. Самые известные находятся в Австралии, Афганистане, Бразилии, Германии, Мьянме, Пакистане, США, Таджикистане, Украине на Мадагаскаре и в Шри-Ланке. В России топазы добывают на Урале и в Забайкалье.

Искусственные камни выращиваются из водных растворов сложного состава при температуре порядка 500 градусов Цельсия. Однако такие экземпляры не представляют особой коммерческой ценности.

Посмотрите на фото, какие виды топазов встречаются в природе:

Вертикальные углубления в виде бороздок, проходящих вдоль призматических граней минерала – его уникальная и ценная особенность.

Химические характеристики топаза

Технические характеристики топаза

Химический состав

Al2(F,OH)2

Смешивание

возможны примеси Fe2+, Fe3+, V, Ti, Cr

Сингония

ромбическая

Окрас при дневном освещении

золотисто-желтый, желтый, бледно-голубой, розовый, фиолетово-красный, желтовато-коричневый

Окрас при искусственном освещении

плеохроизм проявляется слабо

стеклянное, на плоскостях спайности - перламутровое

Показатель твердости

Цвет черты

Уровень прозрачности

прозрачный

Величина преломления

Показатель плотности

3,49-3,57 г/см2

Прочность

Спайность

совершенная

раковистый

Характеристика химического состава топаза следующая:

  • Оксид алюминия – 48-60 %.
  • Фтор – 13-20 %.
  • Двуокись кремния – 28-40 %.
  • Вода – до 2,5 %.

Отмечаются включения железа, хрома, титана.

Физическая характеристика камня: при нагревании топаз мутнеет, но не плавится; разлагается фосфорной солью и образует кристаллы кремнезёма; поддается воздействию серной кислоты, в других кислотах не растворяется, при длительном нагреве образует небольшое количество фторводорода. После соединения с карбонатом кальция растворяется в азотной кислоте.

Каких цветов бывают топазы: разновидности камней и их фото

Этот прозрачный самоцвет в природе имеет большое количество оттенков. Он бывает голубым, нежно-желтым, бледно-розовым, а может соединять и несколько расцветок одновременно. Минералы, которые сочетают одновременно несколько цветов, называют полихромными. Эта уникальная черта обусловлена не только физическими характеристиками, но и особенностями кристаллической решетки. Необыкновенный полихромный эффект и всевозможные разновидности цветов топазов получаются в результате преломления света определенным образом. Самоцвет боится прямых лучей солнца и может бледнеть под действием яркого света, поэтому камни, добытые близко к поверхности земли, часто бывают бесцветными. Также минерал чувствителен к высокой температуре окружающей среды и может изменять цвет в жаркий период. Неравномерному выцветанию в короткие сроки наиболее подвержены редкие красные, розовые и фиолетовые кристаллы, в то время как зеленые и голубые оттенки более стойкие и могут сохраняться годами. Уникальная особенность природных самоцветов в том, что они могут восстанавливать свою окраску, находясь в условиях полной темноты.

Поддается камень и направленной обработке, итогом которой становятся более насыщенные яркие цвета.

Посмотрите на фото с изображением голубых топазов:

Камни, прошедшие обработку, имеют глубокие синие цвета, а дополнительная огранка позволяет любоваться необыкновенным сиянием самоцветов в ювелирных украшениях.

Благодаря относительно небольшой цене и многообразию природных оттенков самоцветы пользуются популярностью у ювелиров. Перед применением в ювелирном деле образцы облагораживают: подвергают облучению и термической обработке, в результате чего они становятся более яркими. Однако рыночная стоимость обработанных самоцветов падает. Любопытной природной особенностью кристалла является его свойство изменять цвет. Причем это происходит не из-за присутствия каких-либо примесей в структуре камня, а в результате образования дефектов в кристаллической решетке.

Коммерческая стоимость изменяется исходя из того, какого природного цвета топаз. Так, самыми ценными считаются ярко-розовые и редкие фиолетовые экземпляры. Высоко ценятся желтые, небесно голубые и золотисто-коричневые минералы. Крупные коллекционные образцы продают без дополнительной обработки с аукционов.

Существуют официальные коммерческие названия разновидностей топаза, которые определяются по цвету:

Champagne – желтый, янтарный и коричневый топаз.

Silver – разновидность прозрачных минералов.

Rutilated topaz – содержит включения рутила.

London blue topaz – темно-синий минерал.

Sherry – хересовый или винный камень.

Imperial – особенный ценный топаз, имеющий натуральный цвет камня розового, красного и насыщенного бардового оттенков.

«Чайный» - так российские ювелиры называют бледно-желтую разновидность самоцвета.

Swiss blue – имеет насыщенный голубой оттенок.

Sky blue – прозрачный небесно-голубой кристалл.

«Саксонские хризолиты» – эксклюзивные натуральные кристаллы, которые можно встретить в коллекциях ценителей и знатоков. Обладают желто-зеленой и ярко-зеленой окраской.

Взгляните на фото, как многообразны цвета топазов: бледно-желтые, коричневые, винные, нежно-голубые, зеленые, нежно-розовые и фиолетовые, с оттенком различной насыщенности:

Сколько стоит топаз: цена камня за один карат

Чтобы определить, сколько стоит топаз, нужно рассмотреть камень по таким критериям:

  • Чистота.
  • Цвет.
  • Качество огранки.

При этом важно учитывать не каждое качество по отдельности, а все критерии в совокупности. Ювелирные образцы представлены разнообразными оттенками. Наиболее распространенные в магазинах – голубые, их очень любят носить женщины, но они не составляют особой ценности для профессионалов. В ювелирных украшениях применяют как ограненные, так и отполированные образцы. Причем самоцвет отлично поддается различным способам огранки.

Самую важную роль при определении оценочной стоимости играет происхождение кристалла и то, каких цветов топазы. Самыми дорогими бывают природные минералы красных оттенков, так как они реже остальных встречаются в природе. Именно высокая стоимость и уникальность данного цвета провоцирует изготовление многочисленных подделок.

Важно уметь отличать поддельные самоцветы.

Есть такие проверенные приемы:

  1. Натуральный камень электризуется, если потереть его о шерстяную ткань.
  2. Подделки быстро нагреваются в ладонях.
  3. Настоящий минерал может оставить царапину на стекле или хрустале.
  4. Натуральные кристаллы часто имеют дефекты, тогда как подделки с идеальной структурой.
  5. Слишком насыщенный цветверный признак подделки.
  6. Натуральные камни имеют нежные, часто бледные оттенки.

Топазы синего цвета - самая недорогая разновидность. Самоцветы этого оттенка бывают трех видов.

  1. Самый недорогой SkyBlue, или «небесно-голубой», от $1 до $2 за карат.
  2. Более насыщенный Swisstopaz, или «Швейцарский топаз», цена камня от $4 до $10 за один карат.
  3. И, наконец, самый дорогой и самый насыщенный из синих топазов «LondonBlue», или «Синий Лондон», от $8 до $20 за карат.

Следующими после синих в ценовой категории идут золотисто-желтые топазы. Интересно знать, сколько стоит карат необлагороженного топаза редких натуральных цветов. Камни высшего качества могут стоить до $700-$800 за карат.

Топаз, называемый «Империал», стоит дороже золотисто-желтого. Главный отличительный признак «Империала» - это розовато-красный оттенок, который никогда не встречается в золотисто-желтом топазе. «Империал» высшего качества оценивается от $700 до $1600 за карат.

Взгляните на фото, как прекрасен драгоценный «Империал- топаз»:

Камень красно-оранжевого цвета в каплевидной огранке сверкает красным внутренним огнем. Такие сбалансированные контрасты в игре цветов – свидетельство наивысшего профессионализма огранщика.

Самый дорогой из топазов - розовый. Даже просто увидеть природный натуральный розовый самоцвет - большая удача. Его добывают в Бразилии и называют «Императорский топаз». Цена на камни высшего качества начинается от $900 за карат (если камень весит не более 3 карат) и доходит до $3000 за карат при весе камня от 10 до 20 карат. Необыкновенная красота такого камня наилучшим образом проявляется при искусственном освещении.

Драгоценный камень топаз в ювелирных изделиях (с фото)

Этот популярный декоративный камень широко используют в изготовлении ювелирных изделий, несмотря на трудности при его обработке и огранке.

Топаз - в основном женский драгоценный камень. В мужские ювелирные изделия его не устанавливают. Украшения с топазами - тот редкий случай, когда камни можно подобрать под цвет глаз. Обладательницам голубых глаз идеально подойдут синие минералы любых оттенков от «Скайблу» до «Лондона». К серым или светло-зеленым глазам можно подобрать бесцветные и слабоокрашенные желтые топазы, а кареглазым подойдет янтарно-красный «Империал». И если под свет глаз подбирают сережки с самоцветами, то тон минерала в кольце должен соответствовать цвету наряда. Гуру моды советуют играть на контрасте цветов, подбирая яркие украшения.

Размер камня в украшении – дело вкуса, но нужно не перестараться.

В кольцах и кулонах уникальный самоцвет сочетается с желтыми металлами, хорошо реагирует на соседство с другими кристаллами.

Уход за изделиями с самоцветами несложный, важно соблюдать несколько простых правил:

  1. Стараться не загрязнять камень косметикой или другими средствами.
  2. Беречь от воздействия бытовой химии.
  3. Снимать украшения во время приготовления пищи.
  4. Не носить в спортзал, так как пот плохо влияет на самоцвет.
  5. При хранении заворачивать в мягкую ткань.

Периодически можно проводить чистку украшений таким способом: опустить изделие на 15 минут в раствор, состоящий из 75 мл теплой воды и 25 мл жидкости для мытья посуды. Затем вытереть насухо мягкой тканью.

Магические, лечебные и астрологические свойства топаза

Этот минерал известен своими сильными магическими свойствами. Считают, что топаз может оградить от сглаза, порчи, защитить от колдовства и других отрицательных воздействий. Минерал призывают на помощь когда нужно сконцентрироваться и принять взвешенное жизненное решение. Предполагают, что он дает возможность внушать свои мысли окружающим. Общее значение топазов: это камни, приносящие истинную любовь, доверие успех.

  • Голубые кристаллы – символы лидерства, экстрасэнсорных способностей, спокойствия.
  • Золотистые самоцветы символизируют счастье, освобождая от ненужных страстей, обостряют вкусовые ощущения, помогают победить страх, отчаяние, сомнения и злость.
  • Желтые топазы обладают магическими свойствами, дают возможность проникновения в сущность таинства жизни. Экстрасенсы и психотерапевты используют этот камень для разоблачения секретов и влияния на психику людей.
  • Розовые минералы олицетворяют надежду, истинную любовь и безусловное счастье.

Для достижения просветления и воссоединения с Высшим разумом современные йоги используют своих духовных практиках свойства топаза: золотистый камень имеет особое значение и является знаком просветления и наивысшего счастья.

В средние века этот минерал считался символом мира, добра и здравого смысла. Очень сильной была вера в магические свойства топаза у моряков: камень голубой окраски всегда был на судне, должен был укротить разбушевавшуюся стихию и сохранить во время бури. А средневековые крестоносцы считали хорошим знаком привезти из военного похода голубой кристалл своей даме сердца. К тому же этот минерал наделяли свойством изменять свой цвет под влиянием ядовитого вещества в напитке, именно поэтому его часто использовали для инкрустации кубков царей.

Топаз обладает еще и лечебными свойствами\, он отвечает за состояние иммунной системы и дает организму силы справиться с депрессией, к тому же это хорошее вспомогательное средство для избавления от таких болезней:

  1. Женского бесплодия.
  2. Ангин.
  3. Нервных расстройств.
  4. Болезней костей.
  5. Эндокринных заболеваний.
  6. Патологий печени и желчного пузыря.
  7. Нарушений в кроветворной системе.

Многие народные врачеватели при помощи самоцвета лечат нарушения сна, избавляют от кошмарных сновидений. Рекомендуют носить изделия с этим кристаллом для защиты от острых респираторных заболеваний и укрепления иммунитета.

«Ювелирный Индустриальный Совет Америки» и «Британская Национальная Ассоциация Ювелиров» признают топаз камнем рождения для тех, кто появился на свет в ноябре.

Тем, кто носит ювелирные украшения с камнем топазом важно учитывать знак зодиака и особенности характера. Каждый натуральный минерал способен принести как пользу, так и причинить вред своему владельцу. Минерал естественного происхождения подходит практически любому человеку, но оказывает различное воздействие на каждого.

Существует только один знак зодиака, по которому нет никаких противоречий касаемо соответствия топаза и его астрологических свойств. Люди-Скорпионы – действительно те, кому больше других подходит камень топаз, ведь они чаще других подвержены крайностям и нуждаются в восстановлении психоэмоционального равновесия. Требуют эти люди и дополнительной поддержки для принятия верных решений. Уникальный минерал даст им энергию, необходимую для управления неоднозначными эмоциями и добавит здравомыслия и взвешенности, в особенности молодым Скорпионам.

Астрологи утверждают, что благотворное влияние топаза на человека зависит от цвета камня. Учитывая лечебные свойства топаза важно понимать, кому подходит камень определенного цвета. Так, Скорпионам, Девам и Львам больше всего подходят желтые самоцветы, Стрельцам - синие, Близнецам – бесцветные и золотистые минералы. Ракам астрологи рекомендуют синие и зеленые кристаллы, Овнам – редкие красные и яркие фиолетовые, Девам и Козерогам – фиолетовые и медовые оттенки.

Топаз – самоцвет, благоприятный практически для всех знаков зодиака, он является универсальным камнем-талисманом, а ювелирные украшения с ним всегда эффектны и привлекательны. И хотя минерал не несет глобальных противоречий, однако нужно знать, кому не очень подходит топаз по знаку зодиака. Этот камень не рекомендуется носить семейным Рыбам, Весам и Тельцам, ведь, по мнению астрологов, он может разрушить уютный домашний очаг, которым они так дорожат.

Еще одним важным свойством минерала является то, что он помогает человеку быть более внимательным к жизни, замечать различные знаки судьбы и использовать их себе во благо. При выборе ювелирных изделий с топазами, нужно учитывать свойства камня. И такие знаки зодиака, как Лев, Водолей и Овен смогут создать семью и привлечь любовь, если будут носить украшения с голубыми кристаллами. Девам кольцо с коричневым камнем даст возможность принимать решения, не зависящие от эмоционального состояния, Рыбам синий кристалл подарит здоровье на многие годы, а Стрельцам поможет не размениваться по мелочам при достижении единственной цели.

Ювелирное украшение с топазом - это хороший подарок на годовщину свадьбы. Некоторые астрологи считают, что особую гармонию в семейной паре создаст ювелирное украшение с самоцветом, подаренное кому-либо из супругов на 4-ю, 19-ю или 23-ю годовщину свадьбы. Такой талисман непременно принесет достаток и удачу. Своим владельцам кристалл дарит объективность, честность, удачу и расположение окружающих. К тому же женщинам он подарит красоту, а мужчинам – мудрость.



От чего зависит цена топаза? Почему один топаз стоит дороже другого, если оба облагорожены?

Геммология считает топаз полудрагоценным камнем, однако не снижающийся на протяжении нескольких веков кряду мировой спрос позволяет понять: топаз – камень драгоценный! Во всяком случае, еще не так давно лучшие из бесцветных топазов подменяли собой бриллианты и украшали королевские короны.

Интересной природной особенностью топаза является изменчивость его цвета. В отличие от большинства кристаллов, топазы меняют окраску не из-за наличия примесей в массиве камня, а из-за дефектов в строении кристаллической решетки.

Современные экспериментаторы научились менять цвет кристаллических алюмосиликатов (топаз – обобщающее название некоторых разновидностей соединения) путем нагревания и (или) жесткого рентгеновского облучения камня. Замечено, что при нагревании топазы обесцвечиваются, а под воздействием радиоактивного излучения их окраска сгущается.

Простая, но в то же время красивая форма огранки способна преобразить любой камень. Голубые топазы, что на фото демонстрирует это правило, как никогда хорошо.

Цвет топаза - самый важный критерий цены

Цена на все прозрачные камни ювелирного качества определяется четырьмя параметрами. Это цвет, чистота, совершенство огранки и масса. При оценке важно отметить не какое-либо отдельно взятое качество самоцвета, а охватить совокупность всех достоинств изделия.

Для топаза наиважнейшую роль при определении стоимости играет цвет, точнее, и цвет, и происхождение кристалла. Самым высоким спросом у ценителей пользуются топазы желтого, розового, красновато-оранжевого цвета.

В природе топазы красных оттенков встречаются крайне редко, и потому на мировом рынке такие камни оцениваются дорого и очень дорого. Неудовлетворенный спрос на редкие кристаллы заставляет торговцев искать пути создания имитаций и изготовления разного рода подделок. Так что научиться отличать естественный цвет природного топаза от цвета, который ему придали с помощью облагораживания – стоит!

Розовый топаз естественного происхождения продается в пять-десять раз дороже, нежели кристалл тоже природный, но облагороженный для обретения красивого розового оттенка.

Императорский топаз

Императорские топазы добывают в Бразилии. Не так давно отличного качества топазы с преобладанием розовых тонов были найдены в Пакистане. Когда мы можем назвать топаз империалом? Когда его природный цвет можно определить как желтый, розовый, лососевый, или смешанный: цвет лотоса, красно-желтый, красновато-оранжевый, пурпурно-розовый.

Самым дорогим среди императорских считается розовый топаз, либо камень с явным преобладанием красных тонов. Такой самоцвет оценивается в диапазоне от 500-т до 3500-т долларов за карат. Желтый империал-топаз дешевле: его стоимость колеблется в пределах от 70-ти до 500-т долларов за карат.




Розовый императорский топаз. Фантастическая красота дорогого камня наиболее сильно проявляется при искусственном освещении. Красновато-оранжевый империал топаз. Особенности каплевидной огранки дали камню возможность полыхать ярким внутренним пламенем. Достижение гармоничных цветовых контрастов в игре света на гранях империал-топаза – свидетельство высокого мастерства огранщика. Каждое украшение такого класса – уникально! Желтый империал топаз. Насыщенный природный цвет, нежно-розовые всполохи преломленных лучей, безупречная форма и геометрически выверенная симметричность граней делают прекрасный камень неповторимым ювелирным изделием.

Природные империал топазы нечасто «выбираются» за пятикаратную планку массы, и уж совсем редко достигают весового порога в 10 карат.

Иногда на рынке драгоценных камней встречаются топазы розового цвета, которые продаются как стопроцентно натуральные. Чаще всего продавец лукавит. Скорее всего, продаваемые топазы хоть и добыты в природе, но оцвечены искусственно. Лилово-розовый цвет кристалла – как правило, результат термообработки.


Но даже искусственно обработанный розовый камень стоит дороже топаза голубых оттенков. Ответ на вопрос: «Почему?» ищите в статье про империал топазы.

Соломенный цвет шампанского

Ниже империалов в иерархическом списке цен располагаются топазы с преобладаем желтых тонов в цвете. Такой камень может походить на шампанское или золотистый чайный настой. Некоторым топазам присущ коричневатый цвет с легкими оттенками красноты или желтизны. Подобные камни расцениваются в диапазоне от 25-ти до 70-ти долларов за карат.

Немалую роль в оценке играет насыщенность цвета и общая привлекательность камня.




Светло-желтый топаз. Красивая природная желтизна, приглушенная серо-зеленоватыми тонами, делает камень довольно дорогим. Натуральный топаз с легким оттенком неяркой желтизны. Изюминка его привлекательности состоит в способности давать блики густого цвета. Любоваться игрой света в таком камне можно бесконечно! Топаз цвета розового шампанского. Изысканность и благородство – главные качества и природного самоцвета редкой окраски, и пьянящего напитка.

Искусственные цвета природных топазов

Как ни странно, но искусственно розовый топаз в цене ненамного, но все же дороже, чем голубые топазы. А ведь по долговечности окраски топазы холодных оттенков намного превосходят самоцветы теплых тонов! По всей видимости, эстетическая выразительность камня в совокупности с технологическими энергозатратами перевешивает недолговечность искусственной красоты розового цвета.

Однако ценовое превосходство рукотворно розового топаза наблюдается лишь в определенной весовой категории камня. Топаз массой до 10-ти карат есть смысл сделать розовым: его цена резко поднимется! Более массивные камни от такой «перекраски» только пострадают в ценовом отношении.

Неравномерно текущее обесцвечивание быстро превратит крупный розовый топаз в невыразительную стекляшку. Поэтому камни размером в 10 карат и выше обычно «красят» в более стойкий голубой цвет. Цена такого изделия повышается весьма значительно.

В розничной торговле Таиланда за десятикаратный розовый топаз с покупателя берут от 10-ти до 15-ти долларов за каждый карат веса. В той же лавке самый дорогой (и самый синий) среди голубых топазов – London Blue Topaz – стоит от 5-ти до 10-ти долларов за карат.

Чуть дешевле Лондонского топаза камни, носящие название Swiss blue и Sky blue – «Швейцарский голубой» (цветом погуще) и «Небесно-голубой» (цветом пожиже) топазы. Разница в цене определяется не эстетической выразительностью и ювелирной ценностью, а суммой затрат на облагораживание.

Бесцветные топазы чаще всего попадают на прилавок после цветовой коррекции. Природный камень может обладать невыразительным бурым (серым, грязно-молочным) оттенком. Из такого сырья при всем желании украшения не создать. Зато у бесцветных камней есть свои верные почитатели!

Среди белых (то есть неоцвеченных) топазов особо отличают кристаллы с характерным объемным рисунком внутри. Когда хаотичное, когда упорядоченное расположение рутиловых игл в массиве камня порой создает впечатляющие эффекты. Такие камни гранят кабошонами, чтобы игра света в гранях не мешала обозрению природных красот топазов.

Стоимость бесцветных и рутиловых топазов относительно невелика, но сильно зависит и от размера камня, и от качества огранки, и от «пейзажности» рисунка включений.


Белый, точнее бесцветный топаз. В мире его ценят мало, зато на территории бывшего СССР ювелирная ценность белого топаза признается неоспоримой!

Самые броские – наиболее дешевы!

С точки зрения непосвященного в геммологию человека самым красивым является топаз радужной окраски – так называемый «Мистик-топаз». Не менее интересен «Азотик-топаз», названный по имени фирмы, изобретшей технологию магнетронного напыления.

Магнетрон – это генератор сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Мощный луч такого излучения буквально «вколачивает» молекулы металла в поверхность алюмосиликатного кристалла. Результатом воздействия становится разложение светового потока на границах сред и образование красивейшей переливчатой картины.

Умопомрачительно красивые азотик и мистик топазы оцениваются не дороже пяти долларов за карат – во многом еще и потому, что магнетронная обработка дает не особенно стойкий результат. Достаточно забыть кольцо с прекрасным мистик-топазом на ярко освещенном подоконнике, и эффектность камня снизится.




Розовый топаз. Цвет не натуральный. Заметны синие тона в красных отблесках. Отличить искусственный розовый топаз от натурального несложно именно из-за синеватых тонов оцвеченности камня. Азотик топазы. Броские, красивые, недорогие! Мистик топаз. Он первым обращает на себя взгляд покупателя. Зеленые тона, крайне редкие для природных топазов, горячо любимы всеми ценителями самоцветов. Разноцветица бликов – как девичий макияж для дискотеки...

Прозрачность и блеск как факторы стоимости топазов

Чистота кристалла и блеск полированной поверхности камня во многом формируют привлекательность украшения. Поверхностный глянец – результат использования качественных шлифовальных и полировочных материалов. Да и чистота кристалла у топазов обычно рукотворна.
Многие из добываемых топазов полупрозрачны на просвет. Они словно налиты молоком – когда густым, когда жидким, словно туманная дымка. Современные технологии позволяют «повернуть» атомы в кристаллической решетке так, чтобы топаз обрел полную прозрачность. Однако случайное нагревание прозрачного как хрусталь топаза может вернуть ему природную замутненность...




Sky blue топаз. Перфектная огранка. Классические пропорции, идеальное качество полировки. В норме такой пятикаратный камень может стоить 200 долларов. На изготовление украшения ушло намного больше времени, чем на грубую обточку топаза овалоподобной формы тайским самоучкой. Стандартная качественная огранка топаза. При хорошем исполнении и значительном (около 10 карат) размере, такие топазы заполняют среднюю ценовую нишу ювелирного рынка. Посредственное качество (скорее всего таиландской ручной) огранки. Сомнительные пропорции. Цена за карат такого топаза ниже средней, особенно, если камень невелик. Цвет – будь он хоть London Blue, хоть Swiss blue – не спасает.

Огранка, пропорции, масса

Ручная сборка во всем промышленном мире – признак высокой классности изделия. Ручная огранка драгоценного камня, напротив, снижает его качество. В слаборазвитых странах (так уж сложилось, что основная добыча топазов ведется именно там) гранение самоцветов осуществляется «на глазок». Много ли среди случайных ремесленников прирожденных мастеров с твердой рукой и наметанным взглядом? Один на тысячу! Вот и удачных топазов ручного гранения – один на тысячу.

Умение верно интерпретировать природную форму камня и подобрать для изделия пропорции, позволяющие максимально сберечь вес и сделать украшение выразительным, называется талантом. Таланты редки! Немного и топазов фантазийного гранения, достойных выставочной витрины.