Маленькие невесты в мусульманских странах. Ранние браки. “Не получит развод - слишком мала!”

Выбор партнера по браку

Величайшее событие в Индии - это бракосочетание. После свадьбы жизнь индуса меняется коренным образом: юность сменяется зрелостью. По традиции выбор супруга зависит не от жениха и невесты, а от интересов родителей. Некоторые родители уславливаются о браке ребенка уже при рождении, но большинство сговариваются позже. В прошлом, брачный возраст был очень мал. В Раджастане даже заключали браки между детьми младше пяти лет. По всей Индии было принято выдавать замуж девочек в возрасте 8 - 12 лет. Мальчиков тоже рано женили. Так, Махатма Ганди и первый президент Республики Индия Раджендра Прасад женились на своих ровесницах в 13 лет. Перепись 1921 года зафиксировала более 600 невест в возрасте от 1 до 12 месяцев. Узнав об этих данных, Ганди убедил юриста Хаар Биласа Шарду подготовить законопроект, препятствующий ранним бракам. Любопытно, что сам юрист был женат в возрасте 9 лет. "Закон Шарды", ограничивающий брачный возраст 14 годами для девочек и 18 для юношей, вступил в силу в 1929 году.


В 1955 году в Индии был принят закон, разрешающий вступать в брак по достижении 18 лет. В 1978 году в закон внесли поправку, допускающий брак мужчин с 21 года, а женщин - с 18 лет. Эти ограничения действуют и в настоящее время. Однако закон соблюдается лишь частично. Если члены высших каст и большинство горожан воздерживаются от ранних браков, стремясь дать детям образование, то деревенская беднота и члены низших каст продолжают заключать детские браки. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно. Согласно обследованию 2007 года, 47% индианок выходят замуж до 18 лет. При этом 13% рожениц составляли девушки 17 и менее лет. Социальная помощь и пропаганда постепенно уменьшают число ранних браков, но медленно - сложившиеся традиции сильны, особенно, в деревне.

Ортодоксальный индуизм не запрещает полигамию: среди высоких каст многоженство было распространено. "Кама-сутра" (III - IV вв.) и последующие руководства по любви - "Ратирахасья" (XIII в.) и "Анангаранга" (XV в.), описывают многоженство и даже гаремы. "Кама-сутра" советует взять вторую жену в следующих случаях: "Другую жену берут, когда [первая жена] глупа, дурного нрава, несчастлива, не рожает детей, рожает одних лишь девочек или когда муж непостоянен. Пусть поэтому она с самого начала стремится избежать этого, выказывая преданность, добрый нрав и ум. Если же она не рожает детей, то пусть сама побуждает его взять другую жену. И будучи замещена [другою], пусть по мере сил старается доставить [новой жене] высшее положение по сравнению с собой. ... Когда же она замещена многими женами, то пусть объединяется с той, которая ей ближе". Состоятельные индусы нередко заводили по две жены вплоть до ХХ века. Эта практика прекратилось после принятия в 1955 году закона о браке, запрещающем многоженство.

По подходу к выбору невесты Индию можно подразделить на два обширных региона - индоарийский север и дравидоязычный юг. На севере ищут брачного союза с семьями, не связанными кровным родством. Брак кровных запрещен. Родители выбирают невесту для сына за пределами деревни и даже соседних деревень из семьи той же касты, не имеющей с ними кровных связей. В результате, жители одной деревни заключают брачные союзы с жителями сотни других деревень. После свадьбы молодая жена попадает в незнакомый дом, где никого не знает. Она одинока, ее родные и знакомые далеко, и она вынуждена подчиняться требованиям новой семьи. В Центральной Индии также преобладала североиндийская система брака, но в смягченном виде: иногда встречаются браки в одной деревне и часто вступают в брак жители соседних деревень. Допускается обмен братьев и сестер - сестра жениха выходит замуж за брата невесты.

В отличие от северян-индоариев, дравидская семья Южной Индии скрепляет браком уже сложившиеся родственные связи. Здесь нет деления родственников по крови и по брачным связям. Но браки на юге заключают внутри ограниченного круга семей, и все их члены являются кровными родственниками. На Юге распространены браки между двоюродными братьями и сестрами и даже между дядями и племянницами. Главное то, что семья, отдавая в другую семью невесту, ожидает ответной невесты, если не сейчас, то в следующем поколении. Цель таких браков создать небольшую, крепко спаянную группу родственников. После свадьбы молодая жена попадает в дом своей бабушки или тетки и ей уютно среди близких. Муж, чаще всего, двоюродный брат, которого она знала с детства. Бывает, конечно, что невеста покидает круг родственников (если среди них нет подходящего жениха), но и тогда ее положение лучше, чем в Северной Индии.

Поиски партнера для брака - непростая задача. Родители ищут жениха или невесту через знакомых или по объявлениям в газетах, где указаны религия, каста, образование, красота невесты (с намеком на размер приданого) и доходы жениха. В деревнях родители договариваюся о браке без участия жениха и невесты, те даже не видят друг друга. В городах, в культурных слоях общества, жених и невеста обмениваются фотографиями и им могут разрешить встретиться в присутствии родственников невесты. Все больше молодых людей с высшим образованием сами решают свою судьбу. Сегодня браки по любви допустимы в высших слоях общества, если жених и невеста принадлежат к одной или близкой по рангу касте и имеют сходный образовательный и профессиональный уровень. Совсем другое отношение родителей в случае брака их ребенка с человеком другой религии (особенно, мусульманином) и, тем более, низкой касты.

В Индии, особенно на севере, семья невесты считается как бы низшей по отношению к семье жениха и должна делать ей подарки на протяжении поколения, а то и двух. Главным подарком является, разумеется, приданое. Его размер оговаривают до свадьбы. В состав приданого входят не только ювелирные украшения. Изначально, в качестве приданого невеста приносила с собой все, что нужно для обустройства быта на новом месте: белье, посуду, предметы домашнего обихода. С конца ХХ века приданое невесты все чаще стали составлять деньги и ценные предметы бытовой техники: мотоциклы, автомобили и т.д. Иногда родители жениха настаивают, чтобы семья невесты оплатила стоимость его высшего образования и даже несколько лет будущих заработков. Нередко отношение к новобрачной в доме родителей мужа определяется размером приданого. Бывают случаи, когда родные невесты не в состоянии выплатить приданое, тогда требование приданого повторяется после свадьбы, и в случае проволочек или отказа, платье молодой жены может по "неосторожности" вспыхнуть, и сама она погибнуть. Подобные убийства редко расследуют. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев, браки в Индии прочные и нередко счастливые, а свадьбы отличаются не только пышностью и красочностью, но имеют сакральное значение.

Индусы верят в то, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар - важнейших жертвоприношений в жизни индуса. Огромное значение имеет здесь целомудрие. Женитьба на девушке, лишенной девственности, исключена, как совершенно бесполезная. Люди, заключающие подобного рода браки и их дети, попадают в категорию изгоев. Дело в том, что, согласано ведическими представлениями, женщина есть поле - кшетра , а мужчина - владелец поля - кшетрин . Первый, засеявший своим семенем поле, становится его владельцем и владельцем всего, что на нем когда-либо взойдет. Посему, если первым сеятелем поля был не ты, то и плоды (дети), рожденные этим полем, тебе не принадлежат, а ты всего лишь вор, засеявший чужое поле.

Помолвка и свадьба

Свадьбы в Индии любят справлять в феврале: в это время в стране весна, уже тепло и сухо, но еще нет изнуряющей жары. Свадьба состоит из досвадебных церемоний, самой свадьбы и послесвадебных ритуалов. Угощения, подаваемые в этот период, состоят исключительно из молочно-вегетарианских блюд. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены. Основные расходы по устроению свадьбы несут родители невесты. Первой церемонией является помолвка - тилак . В этой церемонии участвует мужская половина обеих семей. Отец невесты вместе с родственниками направляется в дом жениха, чтобы поставить на лоб жениха тилак (священный знак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана) в знак того, что его принимают как зятя. Сначала брахман , распевая мантры, проводит пуджу - ритуал поклонения богам. Затем брат невесты ставит тилак на лоб жениха и одаривает его подарками. Этот же ритуал выполняют все мужчины из семьи невесты. Семья жениха со своей стороны передает подарки невесте. Обычно во время помолвки жених надевает невесте на палец обручальное кольцо.

После помолвки наступает время подготовки к свадьбе, которое длится от одного до двух месяцев. Примерно за 15 дней до свадьбы проводится поклонение богу мудрости и благополучия - Ганеше (изображается в виде толстяка с головой слона). Ганешу просят устранить препятствия во время свадьбы. Оставшиеся дни до свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше. Следующим этапом является веселая церемония, предназначенная для женщин - Сангит. Семья невесты приглашает родственниц, которые собравшись вместе, под аккомпанемент деревянного барабанчика - дхолак , поют песни, посвящённые свадьбе и невесте. Во время веселья все женщины танцуют и поют, шутят, дразнят невесту, вспоминают свою юность и желают невесте благополучия в семейной жизни. Сангит оканчивается богатым угощением.

Затем наступает время Менди -- нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. Церемонию проводят в доме невесты в присутствии родственников и подруг. По поверью, чем темнее узоры менди , тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. Руки невесты должны быть расписаны по локоть. На правой ладони символически изображен жених, на левой - невеста. Среди узоров скрыты их имена: считается, что если жених в день свадьбы найдет свое имя на ладони невесты, их брак будет счастливым. Помимо рук невесте расписывают ступни. Церемония сопровождается пением и музыкой. По традиции, после замужества женщина не должна работать в доме, пока узоры не исчезнут. После проведения Менди невеста не выходит из дома до самой свадьбы. В день свадьбы или за день до нее проводят церемонию Халди, во время которой на лицо, руки и ноги невесты и жениха наносят пасту из куркумы, чтобы кожа сияла. В этот же день в домах жениха и невесты проводятобряд поминовения усопших предков.

В день свадьбы невеста одевает свадебное сари красного цвета на севере или зеленого у маратхов. На сари множество украшений - золотых нитей, бисера, страз, подвесок. Общий вес свадебного наряда может достигать 12 кг. Руки невесты украшены браслетами и кольцами. Ярко-красный цвет браслетов говорит о том, что девушка выходит замуж. Обряд бракосочетания совершается вечером в доме невесты, куда прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. Раньше жених приезжал верхом на лошади или на слоне; теперь чаще используется автомобиль. На женихе праздничный наряд. На севере - это камзол шервани, украшенной золотым шитьем, узкие штаны чуридары, красный пояс и яркий тюрбан. На юге на женихе белое дхоти (набедренная повязка) и ангавастрам (накидка из легкой ткани). У ворот жениха встречает мать невесты. Она кланяется ему и ставит на его лоб тилак , защищающий от всякого зла. Жених следует к мандапу - шатру, украшенному нарядными тканями, листьями банана и цветами; в центре шатра горит жертвенный огонь. Там он ожидает невесту для проведения Вар Мала (Джай Мала) - церемонии обмена цветочными гирляндами.

Появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены. Следуют другие ритуалы, проводимые в мандале. Одним из главных ритуалов является Канья Даан . Канья означает "девственница", а даан - "дар". Во время проведения Канья Даан отец невесты кладет правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху. Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому брахман связывает конец сари невесты с поясом жениха в узел, который даже после свадьбы не должен быть развязан. Затем молодые, взявшись за руки, четыре раза должны обойти вокруг огня, горящего в центре мандапы. Обойдя огонь, они вместе делают семь шагов. Как и круги вокруг огня, каждый шаг имеет свой смысл, является клятвой.

Завершающим ритуалом свадебного обряда является Синдурдана, во время которого жених наносит на пробор невесты синдур -- красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, символизирующее его любовь к ней. Затем молодожёны кормят друг друга сладостями, в знак того, что будут заботиться друг о друге. По окончании свадебной церемонии молодоженов благословляют брахман - пурохит , родители и близкие родственники. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение. Празднование сопровождается песнями и танцами и длится всю ночь, а затем гости сопровождают молодых в дом мужа, где новобрачных ждут подарки и благословение. На следующий день устраивают прием родственников жены - принимают от них подарки, сажают за стол и празднование свадьбы продолжается.

Положение женщин

Индийская семья многочисленна - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Положение женщины еще недавно зависело от ее касты. В низших кастах женщины работают по найму вне дома; они независимы, могут разводиться и повторно выходить замуж. В высших кастах женщина не должна трудиться за плату и лишний раз появляться на людях. По мнению брахманов, ей следует быть послушной супругой, исполнительной невесткой и заботливой матерью. Она не может требовать развода, а овдовев, снова вступать в брак. Сейчас положение меняется: многие женщины из высших каст получают образование и идут работать. Соответственно, они позже выходят замуж. Ослаб и запрет на замужество вдов. Это ведет к постепенной эмансипации женщин из высших каст.

Еще в XIX веке в Индии был распространен обряд сати, когда вдовы сжигали себя в погребальном костре мужа. Как правило, сати совершали женщины из высших каст: особенно много самосожжений было в Раджастхане и Бенгалии. Изуверский обряд пытались запретить еще Великие Моголы, но побороть его (и то частично) смогли лишь англичане, начавшие вешать всех, кто содействовал самосожжению вдов. Известен ответ генерала Чарльза Непиэра на жалобу брахмана, недовольного тем, что британцы вмешиваются в традиции индусов. Сэр Чарльз тогда сказал:

"Пусть будет так. Сжигать вдов ваш обычай; готовьте погребальный костер. Но у моей нации тоже есть обычай. Когда мужчины сжигают женщину живьем, мы их вешаем и конфискуем имущество. Поэтому мои плотники построят виселицы, чтобы вешать всех, вовлеченных в гибель вдов. Давайте следовать - вы своим, а мы своим обычаям".

Несмотря на запреты, сначала британского, а затем индийского правительства, сати случаются и поныне. С 1947 года в Индии зафиксировано около 40 самосожжений, большинство приходится на район Шехавати штата Раджастхан. Против сати приняты жесткие меры, ставящие вне закона всех наблюдавших за ритуалом. Закон не делает различий между наблюдателями и подстрекателями - их равно признают виновными. Все же положение вдов в высших кастах остается тяжелым. Согласно древнеиндийским канонам, сразу после кремации умершего мужа вдова (видава) должна отправиться к пруду и смыть краску брака - синдур, со своего пробора, разломать свои браслеты и облачиться в белое траурное сари. Она никогда не должна снова надевать украшения, красивые наряды и придаваться веселью. В высших кастах к вдовам относятся пренебрежительно, особенно, если мужья умерли от болезни. Присутствие вдовы на празднованиях и торжествах нежелательно: считается, что за ней следуют несчастья. К участию в религиозных обрядах вдов не допускают.

Особенно жестко следуют обычаю безбрачия вдов в касте брахманов. Значительно лучше положение вдов в низших кастах, где им позволено повторно выходить замуж, и на Юге Индии, где женщинам вообще свободнее, чем на Севере. Женщины в южной Индии занимают в обществе примерно такое же положение, что и в Юго-Восточной Азии, тогда как северные области Индии сходны в этом плане с исламскими странами Ближнего Востока. Например, на севере страны принято закрывать лицо, а на юге лицо закрывают только мусульманки. Компенсация к индийской женщине приходит с возрастом. Если после свадьбы она выполняет домашнюю работу под критическим надзором свекрови, то после рождения ребенка ее статус повышается. По мере того как дети взрослеют и вступают в брак, она сама превращается в свекровь и главу домохозяйства, занимая место своей предшественницы. Во всех слоях индийского общества мать - символ любви и защиты, объект уважения и добрых чувств.

Где можно пожениться в 12 лет, а где не стоит думать о свадьбе до 22?

«Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне 13 лет» — так описывала свое замужество няня Татьяны в «Евгении Онегине». Действительно, еще в XVIII-XIX веках церковь устанавливала бракоспособный возраст 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Считалось, что в этом возрасте молодые люди уже созревают для супружеской жизни, а поскольку мальчики взрослеют позже, то и жениться им надо позже. Лишь в соответствии с императорским указом 1830 года брачный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 — для жениха. Сейчас в России и мужчины, и женщины могут пожениться в 18 лет, но в разных странах брачный возраст сильно различается.

Шотландия: 16

Практически во всех европейских странах самостоятельно вступить в брак можно с 18 лет. Но есть и исключения — например, Шотландия, которая испокон веков считалась раем для влюбленных. Как и сейчас, там было разрешено вступать в брак с 16 лет без согласия родителей, в то время как еще в XVIII-XIX веках родители в Англии могли запретить своим детям жениться до совершеннолетия, которое тогда начиналось в 21 год. И вот молодые со всего острова бежали в Шотландию. До 1940 года там действовало положение, по которому достаточно было при свидетелях заявить о своем желании стать супругами, и брак считался заключенным. Действителен он был и в Англии.

Неслучайно романтическую славу обрела крохотная деревушка Гретна-Грин — ближайшая к английской границе. Молодые люди приезжали сюда кто как мог: кто по суше, кто по морю, кто явно, кто тайно. Часто их преследовали разъяренные родственники. Например, в 1782 году побег в Гретна-Грин совершил Джон Фейн, граф Вестморландский, вместе с дочкой лондонского банкира. Ее отец организовал погоню, и преследователи застрелили главную лошадь в упряжке, на которой в почтовой карете мчались юные влюбленные. Но это их не остановило. Перерезав поводья, они продолжили путь, оторвавшись от погони, добрались до деревни и поженились.

Была в Гретна-Грине и любопытная традиция: обряд бракосочетания проводил кузнец, который выступал за священника и свидетеля. Кстати, поклясться в верности под удары молота о наковальню можно и сейчас. Только чтобы брак был действительным, все-таки нужен священник. Он может провести обряд в одном из помещений старой кузницы, а потом новобрачные пройдут церемонию с наковальней.

США: 15-21

В США брачный возраст разный и определяется законами каждого штата. В большинстве случаев он составляет 18 лет и для мужчин, и для женщин, а с согласия родителей — 16. Но есть и исключения. Например, в штате Джорджия молодые люди могут пожениться в 15 с согласия родителей, а с 16 — уже без их согласия, если они ожидают ребенка. В штате Нью-Хемпшир с согласия родителей девушки могут выйти замуж в 13 лет, а молодые люди — в 14. В штате Массачусетс самый высокий брачный возраст — до 21 года без ведома старших поставить штамп в паспорте нельзя. Зато не определен низший порог вступления в брак с согласия родителей. Но все-таки на практике разрешают создать семью молодым людям с 17 лет, а девушкам — не раньше 15.

Китай: 20 и 22

В Китае самый высокий порог брачного возраста в мире: 20 лет для женщин и 22 года для мужчин. Но до этого предела он был поднят сравнительно недавно — современный закон о браке вступил в силу 1 января 1981 года. Считается, что к этому возрасту люди могут стать достаточно самостоятельными и в эмоциональном, и в материальном плане и сделать осознанный выбор.

Интересно, что в средневековом Китае была совершенно обратная ситуация. Тогда по закону 20 лет было предельным возрастом, в котором девушка могла выйти замуж. Мужчины могли жениться до 30. Таковы были представления Конфуция о брачном возрасте. Вступать в брак можно было девушкам с 13 лет, а молодым людям — с 15. Соблюдение закона контролировал специальный чиновник: он составлял списки 30-летних мужчин и 20-летних женщин в своем регионе и следил за тем, чтобы по достижении порога брачного возраста они образовали между собой пары и поженились. Если молодые люди все-таки не решались связать себя узами брака, то должны были понимать: теперь придется оставаться холостяком всю жизнь.

Индия: 18 и 21


Сейчас официально вступить в брак индийские девушки могут с 18 лет, а молодые люди — с 21 года. Но так было не всегда. С давних времен в Индии процветала традиция детских браков. Перепись населения 1921 года выявила более 600 девочек в возрасте до одного года, которые уже были замужем. Проблемой детских свадеб обеспокоился Махатма Ганди — духовный лидер и главный идеолог национально-освободительного движения Индии. По его поручению был разработан закон Сарды, препятствующий заключению ранних браков. По иронии судьбы, его подготовил знаменитый юрист Харбилас Сарда, который сам был женат с 9 лет. Кстати, сам Махатма Ганди женился в 13 лет.

Впрочем, многим индусам до сих пор законы не писаны. Перепись 2001 года показала, что 3 млн индианок стали матерями до того, как им исполнилось 15 лет. Детские браки можно заключать во время массовых бракосочетаний, которые регулярно проходят в индийских поселениях.

Одно из объяснений традиции ранних браков гласит: в XI веке в Индию пришли мусульмане-завоеватели. Они считали незамужних индусок военной добычей. Боясь за судьбу дочерей, родители стали выдавать их замуж еще в младенчестве. Потом завоеватели ушли, а традиция осталась. Сейчас этому есть экономическое объяснение. Детские браки активно практикуются у низших социальных слоев. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители сокращают расходы на их содержание, так как с этого момента за молодую жену отвечает семья мужа. Но не просто так: она получает бесплатную рабочую силу для помощи в хозяйстве.

Тунис: 17 и 20


Девушки в Тунисе могут выходить замуж с 17 лет, а молодые люди — с 20. Но современные молодые люди предпочитают создавать семью все позже. Для мужчин здесь нормально жениться после 35, а женщины спокойно выходят замуж в 25 и даже 30 лет. Для мусульманской страны это очень поздно, учитывая, что еще меньше века назад 14-летние невесты здесь никого не удивляли. Просто страна активно развивается: женщины получают образование, могут отдохнуть за границей в том числе и без сопровождения мужчин, часто одеваются на европейский манер.

Но не только курс на равноправие полов стал причиной повышения брачного возраста. Одна из причин — дороговизна самого праздничного ритуала. Свадьбу отмечают семь дней. При этом не только молодожены, но и их самые близкие родственники, друзья и подруги должны появиться на торжестве в богатых нарядах, а мужчина, прежде чем вступить в брак, должен быть в состоянии обеспечить молодую жену. К тому же за измену в Тунисе полагается тюремный срок и для женщин, и для мужчин. Поэтому и к созданию семьи местные жители стараются подходить осознанно.

Эквадор: 12 и 14

В Эквадоре брачный возраст — один из самых низких в мире: 12 лет для девушек и 14 для молодых людей. Традиционно считалось, что именно в этом возрасте молодые люди взрослеют и созревают для того, чтобы стать родителями. Но сейчас законом ранние браки в Эквадоре не поощряются. Минимальный брачный возраст установлен как 12 и 14 лет, но если кому-то из пары меньше 18, то потребуется согласие его родителей или опекунов. На деле все обстоит просто: родители обычно дают согласие, и подростки женятся. Особенно много ранних браков в сельской местности.

Кстати, перепись населения, проведенная Институтом статистики и цензов Эквадора (INEC) в 2001 году, выявила 23 869 женатых подростков в возрасте 12-17 лет. Перепись 2010 года показала, что число браков среди несовершеннолетних сократилось на 43,3 %, до 13 517. Правда, в последнее время власти страны решили поднять брачный возраст. Уже готовится новый Гражданско-процессуальный кодекс Эквадора, который установит единый возраст для вступления в брак: 18 лет. И никаких поблажек — с 12 и 14 лет подростки не смогут жениться даже с согласия родителей. На эти меры правительство решило пойти из-за того, что столь низкий сейчас брачный возраст фактически нарушает права детей — вступив в брак, многие ребята бросают учиться. Особенно девочки, которых традиционно воспитывают в первую очередь как будущих жен и матерей.

Многие наверное знаю, что раньше в большинстве стран женщины в обществе играли самую последнюю роль и о своих правах они даже не осмеливались думать. Основной задачей женщины было ублажать своего мужа, рожать детей и вести хозяйство. Грубо говоря, женщина была рабыней. Также, вы наверное знаете, что в средние века практиковались ранние браки и молодая незамужняя девушка лет 18 уже считалась старой девой.

К счастью, эти суровые времена прошли и теперь женщины имеют такие же права как и мужчины. Однако в некоторых уголках Земли женщина до сих пор остается товаром. К примеру, в мусульманских странах в небольших деревнях ранний брак является нормой и здесь родители выдают своих дочерей замуж чуть ли не с пеленок.

На фото снизу изображены супруги. Девочка в розовом, это Тагани, которая вышла замуж в 6 лет. Тагани вспоминает свои первые дни брака с 25-летним мужем Маджидом: “Каждый раз, когда я видела своего мужа, я пыталась спрятаться, так как мне было противно на него смотреть”. Вторая девочка на фото, Гхада, также является молодой женой и бывшей одноклассницей Тагани.

Для некоторых девочек ранний брак является спасением от полного контроля со стороны семьи. На следующей фотографии показано, как после празднования с родственниками , новоиспеченных йеменских жен Сидабу и Галлиях отправляют к их новым мужьям, предварительно одев на них паранджу.

Многие девочки, которые вступили в ранний в возрасте 14-16 лет даже никогда не посещали школу, однако у них есть еще надежда, что им все же удастся получить образование.

На следующей фотографии Асия. Ей 14 лет и она уже мать двоих детей. У Асии все еще есть кровотечение после родов и она чувствует слабость, но все же моет свою новорожденную дочь, а рядом играется ее 2-х летняя дочурка. У нее также как и у большинства молоденьких мам нет образования и она имеет смутные представления как ей сейчас позаботиться о себе и о своем здоровье.

На этой фотографии Нуджод Али и она выглядит счастливой, так как когда ей было 10 лет она сбежала от своего мужа-мучителя. Она добралась до суда в Сане (Йемен) и, в конечном итоге, ей удалось развестись и вернуться к семье, в школу. Эта молоденькая девочка стала национальной героиней и смелым борцом за права женщин в стране.

Здесь, кандагарская женщина-полицейский Малалай Какар арестовывает мужа, который систематически бил свою 15-ти летнюю жену ножом за то, что она отказывалась ему подчиняться. По словам Какар, с этим "нелюдям" ничего не сделают и скорее всего его отпустят, так как мужчина в этой стране царь и Бог.

На улице уже темно и большинство людей спят, но не эта маленькая девочка Раджини, которую разбудили, чтобы повести на ее свадьбу. В Индии детские брак незаконный, поэтому церемонии проводят в основном по ночам или ранним утром. Сам же брак становится тайной, которая хранится всеми жителями деревни.

Маленькая невеста Раджани и такой же маленький жених практически не смотрят друг на друга, в то время как перед священным огнем им проводят . Здесь, согласно традиции девочки невесты продолжают жить с семьей дома, пока не достигнут половой зрелости. После этого проводят другую церемонию, которая передает девочку в полное владение мужа.

А это небольшая непальская деревня, где ранний брак давно уже является обычной практикой, однако 16-ти летняя Сурита рыдает и кричит в знак протеста против своей свадьбы, но ее желание здесь никто не учитывает.

И опять Индия, на фото Сунил. Когда ей было 11 лет, ее родители решили выдать ее замуж и уже даже подготовились к свадьбе, но смелая девочка пригрозила им, что сообщит про них властям и им пришлось пойти девочке на уступки. Сейчас ей 13 и она учится в школе. Полученное образование даст ей преимущество перед другими девочками и возможно более светлое будущее, чем то, которым ее хотели наградить родители.

Если честно, для меня это просто шокирующая информация. Удивляют родители, которые соглашаются на ранний брак своих детей, отдавая их в руки неизвестно какого взрослого мужика. В нашей стране это называется педофилией и таких людей посадили бы в тюрьму, где они навряд ли прожили бы и неделю, а в мусульманских странах это нормальное явление. Безумный мир.

В Ираке прошли первые с момента вывода американских войск парламентские выборы. Хотя их официальные итоги будут подведены лишь в конце мая, уже сейчас с большой долей вероятности можно сказать, что победителем станет нынешний премьер шиит Нури аль-Малики. Между тем одним из предвыборных обещаний его кабинета было принятие «Закона Джафари о личном статусе», позволяющего жениться на маленьких девочках.

Шокирующие сообщения о нравах исламского мира попадают в прессу с завидной регулярностью. Так, пару лет назад западное общество потрясло известие, что в Египте, где тогда к власти пришли исламисты, намереваются узаконить некрофилию. Дескать, в течение суток после смерти женщины ее муж имеет право вступить с ней в половую связь. Новость эту вскоре опровергли, но, как это обычно бывает, разоблачение привлекло к себе значительно меньше внимания, чем сама «утка».

В основном появление и распространение таких сообщений является следствием исламофобии и отсутствия даже базовых представлений об основах мусульманской культуры. Но бывает, что кажущиеся совершенно дикими инициативы действительно становятся законами в исламских странах.

Таков случай иракского «Закона Джафари о личном статусе». Эта правовая норма легализует изнасилования в браке (муж имеет право заниматься сексом с женой, даже если она этого не хочет), запрещает женщинам покидать дом без разрешения супруга, а в случае развода все дети старше двух лет автоматически переходят под опеку отца. Но самые вопиющие положения «Закона Джафари» касаются изменения брачного возраста.

В настоящее время брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. С разрешения опекунов вступить в брак можно и в 15. Такой порядок в стране существует с 1959 года. Однако, согласно «Закону Джафари», брачный возраст для юношей должен быть снижен до 15 лет, а для девушек, а точнее девочек, - до девяти! Более того, девочки младше девяти лет тоже могут выходить замуж, но только с разрешения отца или деда.

Правительством «Закон Джафари» был одобрен еще в феврале. Теперь его осталось ратифицировать парламенту.

За последнее время законопроект был подвергнут критике как в самом Ираке, так и за его пределами. Например, когда эта правовая норма еще не была вынесена на рассмотрение парламента, с соответствующим заявлением выступила правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Прохождение "Закона Джафари" будет катастрофическим и дискриминационным шагом в отношении женщин и девочек Ирака, - заявил Джо Сторк, заместитель главы отдела HRW по Ближнему Востоку. - Этот закон о личном статусе только укрепит неравенство в Ираке в то время, как правительство заявляет о своей поддержке равных прав для всех».

Самих авторов законопроекта критика нисколько не смущает. «Есть люди, которым не нравится этот закон, но нам на них наплевать, потому что они противники ислама», - заявил пресс-секретарь министра юстиции. А либеральная пресса получила отповедь из уст Али аль-Муссави, советника премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. «Некоторые СМИ выставляют дело так, будто Ирак откатывается в прошлое. Но это неправда. На Западе люди разглагольствуют о гей-браках. Это то, что мы никогда не будем обсуждать, и это противно нашей природе и религии», - заявил он.

Разговоры, что брак с малолетними девочками не противоречит исламу, не лишены смысла. Одна из жен Пророка - Аиша - была просватана за него, когда ей исполнилось всего шесть лет, а вышла замуж тремя годами позже, то есть как раз достигнув прописанного в «Законе Джафари» девятилетнего возраста. Правда, при этом нигде не говорится, что вступление в брак автоматически означало начало половой жизни.

Ссылка на возраст Аиши и сегодня имеет определяющее значение для судеб многих девочек в мусульманских странах. В том числе она напрямую касается малолетних подданных Саудовской Аравии. В законах этой страны в принципе отсутствует понятие «брачный возраст». Принимая решение о допустимости того или иного союза, местные жители ориентируются на суждения богословов, а те в свою очередь полагают, что девочки могут выходить замуж с девяти лет. Неудивительно, что к моменту достижения совершеннолетия примерно 16 процентов саудовских девушек уже состоят в браке.

Иногда неравные браки в Саудовской Аравии приобретают черты трагикомедии. Например, немало шума наделала история, главным действующим лицом которой стал 90-летний мужчина, женившийся на 15-летней девушке. За согласие на этот брак он заплатил родителям невесты 65 тысяч риалов (чуть более 17 тысяч долларов). Впрочем, ячейка общества так и не сложилась: сразу после свадьбы новобрачная заперлась в комнате на несколько дней. В итоге разочарованный супруг подал иск к семье девушки, посчитав себя обманутым.

Еще печальнее обстоят дела в Афганистане. Почти каждую пятую девочку там выдают замуж до того, как ей исполнится 15 лет. В 2009 году в стране принят закон, защищающий права женщин. В том числе эта правовая норма запрещала насильственные и ранние браки. Но соблюдается данное предписание далеко не всеми и не везде. Согласно докладу ООН, судебное преследование случаев насилия в отношении женщин за год возросло лишь на два процента. Очевидно, что на фоне таких проблем, как возможность реванша талибов после вывода американских войск или борьба с колоссальным наркотрафиком, о выданных замуж против их воли девочках мало кто вспоминает.

Между тем многие афганцы считают допустимым поправить финансовое положение за счет калыма, полагающегося за малолетнюю невесту. Таков случай жителя провинции Джаузджан по имени Рамадан. Будучи наркоманом и имея долги, он согласился выдать свою семилетнюю дочь замуж за 35-летнего мужчину, получив за это две тысячи долларов. В новом доме девочке жилось несладко - за год супружеской жизни она несколько раз убегала к родителям, надеясь там укрыться от побоев мужа и свекрови. Однако каждый раз супруг забирал ее обратно. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы мать девочки не обратилась к правозащитникам. В результате Рамадан, его зять и мулла, проведший брачную церемонию, были арестованы.

С особым драматизмом борьба за повышение брачного возраста идет в Йемене. Проблема детских браков в этой стране привлекла внимание всего мира после душераздирающей истории, произошедшей в прошлом году. Тогда восьмилетняя девочка умерла в первую брачную ночь, получив травмы во время секса со своим 40-летним супругом. Возмущение правозащитных организаций было столь велико, что высказаться по этому поводу пришлось даже главе европейской дипломатии Кэтрин Эштон.

Но не стоит думать, что ранние браки - это порок, присущий только мусульманским странам. По данным ЮНИСЕФ, 40 процентов таких свадеб играется в Индии. Правда, там разница в возрасте между женихом и невестой обычно не бывает очень большой. И жить вместе они начинают по достижении 15-16 лет. Но сам союз заключается их родителями, зачастую когда будущие супруги еще совсем дети. Эта практика запрещена законом. Но даже перспектива провести два года в тюрьме и быть оштрафованным на приличную по индийским меркам сумму не слишком пугает организаторов таких свадеб.

Возвращаясь к Ираку: сторонники «закона Джафари» утверждают, что он лишь легализует то, что и так является обыденностью. В 2011 году почти 25 процентов девушек вступили в брак до 18 лет (для сравнения: в 1997-м таковых было лишь 15 процентов). Если же закон примут, утверждают его авторы, это пойдет на пользу самим девушкам, поскольку их отношения с мужьями будут подкреплены правовой базой. А раз так, то и отстаивать свои права им будет проще. Но, как показывает случай йеменской девочки, умершей на супружеском ложе, иногда последствия брака оказываются такими, что бороться за свои права уже некому.

Традиция ранних браков очень давняя и когда-то бытовала не только на Востоке, но и в Европе и в России. И в досубъектных обществах, в которых женщина воспринимается как объект удовольствия, престижа и деторождения, могли как угодно уродовать девочек и девушек (вспомним ужасные болезненные деформации, которым подвергали с детства стопы ног китаянок ещё век назад). И вот что до сих пор практикуется среди некоторых мусульманских общин. - Оригинал взят у vlad_dolohov в Ад – это другие(с)

Согласно житию пророка Мухаммеда, шестилетняя девочка вполне годится в жены: одной из жен пророка, Айше, на момент бракосочетания было 6 лет, а на момент начала супружеской жизни — 9. http://www.aif.ru/society/article/65610

На взгляд европейца это дети. На взгляд мусульманина - вполне зрелые женщины, их пора замуж брать. И берут... Я так понял, на этом снимке готовят невесту к венцу.

А это уже супружеская пара.

И еще две


А тут уже коллективное мероприятие - всем невестам от восьми до одиннадцати.


Часть этих девочек гибнет в первую же брачную ночь. А выживших скоро ожидает еще одно испытание - женское обрезание.

Это тpадиционный pитyал, котоpомy подвеpглись 84 миллиона ныне живyщих женщин более, чем в тpидцати стpанах. Мало того, где бы ни оседали эмигpанты из этих стpан, обpезание пpодолжается. За последние 10 лет были заpегистpиpованы слyчаи в Бpитании, Фpанции, Геpмании и еще пяти pазвитых стpанах, включая США и даже Финляндию.

Женское обpезание - это попытка сохpанить "девственность" и "непоpочность" девyшки, подавить в заpодыше всякyю сексyальнyю активность. Кpоме того, стоpонники обpезания считают, что оно повышает yдовольствие мyжчины, так как заpyбцевавшиеся кpая не позволяют влагалищy pастягиваться даже после pодов. Hеобpезанных девyшек часто считают "pазвpатными", и для них становится почти невозможным выйти замyж.

У некоторых народностей в подобных операциях удаляют не только клитор, но малые нижние губы.

«Фараоново обрезание» — к предыдущему добавляют еще и сшивание больших губ так, чтобы осталось небольшое отверстие. После опеpации ноги жеpтвы кpепко связаны в течение двyх недель.

Только от решения делающего «обрезание» зависит: сможет ли туда входить мужчина или необходимо будет немного рассекать отверстие. К родам такой «вход» распарывают, если нет - то при родах делают кесарево сечение. Затем, после родов, вагинальную область зашивают снова, «чтобы мужчины получали больше удовольствия от сношений».

Этим как бы достигается подобие рая на земле - в мусульманском раю, как известно, все гурии, теряя девственность, тут же ее восстанавливают.

Но вопрос, который меня интересует, шире - вправе ли мы всё это осуждать? Ведь каждый человек и каждый этнос имеет право жить так, как он хочет. Да, это верно, но ТОЛЬКО У СЕБЯ ДОМА, не экспортируя это варварство и дикость(или то, что нам таковым кажется) в Европу, Америку, Россию.

Вам нравится, когда на московских улицах режут баранов?.. А когда из свадебных кортежей стреляют в воздух? А превращение ряда окраинных районов города в некое подобие аулов, где селятся уже не по национальностям даже, а по тейпам?.. В горы, друзья мои, в горы! Там и баранов можно, и из автомата в небо пульнуть, и на юной деве восьми лет жениться(даже на четырех сразу!), и мечетей понастроить больше, чем больниц, - там вы дома, там можно всё! А здесь вы, увы, в гостях.

Когда это поймем мы, когда это поймут они - тогда и наступит настоящая дружба между народами. Разными народами, это надо подчеркнуть отдельно.

lychizarnaja27 :
Это ужасное зрелище((((

vlad_dolohov :
Не менее ужасное, чем само явление. Если вы сходите по приведенной ссылке, вас ожидают еще более жуткие кадры.

oreninga :
факты не полные и пропущенные через призму негатива и неприятия другой культуры,без изучения вопроса обычаев и религии.Знаю немного,но:брачный договор может заключаться опекуном девочки и будущим супругом только с разрешения родителей обоих.половая жизнь начинается,когда девочка созревает(считается приход первой менструации) и тогда же меняется образ жизни и одежды.на фото,где девочки в бальных платьях-это харам.Они должны быть с закрытыми лицами.женское обрезание может и проводится где то далеко в скалах Ёмена,где до сих пор считают,что земля плоская.
Считаю,что пост этот заказной и глупый.

vlad_dolohov :
женское обрезание может и проводится где то далеко
Угу, в Европе, например. В Египте же это до сих пор носит массовых характер, хотя там со скалами напряженка)

oreninga :

я про Йемен говорила.там,мне говорили есть такое.Про Египет не знаю.
и потом всё эти ужасы с обрезанием-атавизм,типа самосжигания наших староверов.Оно есть,но у полудиких плёмён и фанатичных сектантов.которые в любой части света присутствуют к сожалению.

vlad_dolohov :
Re: женское обрезание может и проводится где то далеко
Приведенные цифры(не мной, заметьте) - восемьдесят четыре миллиона случаев в год - ужас отнюдь не локальный.