Материал (младшая группа) на тему: Беседа с детьми на тему" Зима". Беседа с детьми «Зимние игры

«Приметы зимы»
Воспитатель:
Ибрагимова Г.М.
2018 год

Задачи:
­знакомить с зимними приметами (холода. Заморозки, снегопады, сильные ветры,
зимними видами спорта;
­ обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта,
прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
­ вызвать положительный отклик на игровые действия.
Оборудование: демонстрационный материал («Зима», «зимние виды спорта», 2
снежинки с загадками, картинки­помощники к загадкам, мяч, ледяная шкатулка с
сюрпризом, презентация «Время года – Зима», игрушки.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимней
тропинке.
Дети по снежной тропинке идут в музыкальный зал, украшенный снежинками,
елями, заснеженными пеньками, макетами сугробов, дикими животными (игрушки).
Ребята, а куда нас привела тропинка?
Дети. В зимний лес.
Воспитатель. А по какой тропинке мы сюда пришли? Как можно её назвать?
Дети. Снежная.
Воспитатель. Проходите, пожалуйста, садитесь на волшебные снежные комочки.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
О каких трёх скакунах говорится в этой загадке? (о зимних месяцах)
Воспитатель. Какие это месяцы? Назовите, пожалуйста?
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Как вы думаете, что за царица сидит в санях?

Дети. Зима.
Воспитатель. Как вы думаете, почему зиму называют царицей?
Дети. Она холодная, у неё свои владения, все деревья покрывает серебром.
Воспитатель. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме?
Зима какая?
Дети. Снежная, холодная, морозная, студёная.
Воспитатель. Молодцы. Как можно зиму назвать ласково?
Дети. Зимушка.
Воспитатель. Вы описали зиму. Послушайте, как описывают зиму поэты.
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялась пыль и вьюга,
Не видать и свету. (И. Никитин)
Ребята, какое время года описал поэт И. С. Никитин в своём стихотворении?
Дети. Зиму.
Воспитатель. Какое явление природы описывается в этом стихотворении?
Дети. Метель, вьюга.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какое время года здесь
изображено? Почему вы решили, что на картине зима? (ответы детей). Посмотрите,
пожалуйста, на картинки и скажите, какие изменения происходят с природой,
животными, людьми, птицами? (ответы детей). Ребята, зимой некоторые птицы
остаются зимовать, но под снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как
им можно помочь?

Дети. Люди делают кормушки.
Воспитатель. А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края, а
остаются зимовать?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой сугроб! Интересно, что там под сугробом,
давайте посмотрим.
Под сугробом дети находят коньки, санки, клюшки, шайбу.
А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?»
Клюшка нужна… (хоккеисту)
Коньки нужны… (конькобежцу)
Санки нужны … (саночнику)
Лыжи нужны (лыжнику)
Шайба нужна (хоккеисту)
В какое время года можно заниматься этими видами спорта?
Дети. Зимой.
Воспитатель. Значит, к каким видам спорта они относятся?
Дети. К зимним.
Воспитатель. Правильно, люди зимой тоже занимаются спортом. И для этого им
необходимо спортивное снаряжение: коньки. Санки, клюшка, шайба.
Скажите, а что вы любите делать зимой?
Дети. Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.
Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Дети встают в круг, проводится физкультминутка.
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжах встанем

И с горы кататься станем.
Снег пушистый всё летает,
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём
И в снежки играть пойдём.
Ребята, посмотрите, какие большие и красивые снежинки опустились мне на
ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё скользят пушинки­
Серебристые (снежинки)
На посёлки, на лужок
Всё снижается (снежок)
Вот веселье для ребят,
Всё сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть (в снежки)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка ­ (снегурка)
На снегу­то, посмотри –
С красной грудкой (снегири)

Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик)
Так без чего не бывает зимы?
Дети. Без снега.
Воспитатель. Ребята, снеговик приготовил для нас физкультминутку для глаз.
Выполним её.
Проводится физкультминутка для глаз, дети сидят на ковре в удобных позах.
А сейчас попробуйте сами задать с помощью картинок по опорной схеме загадку
про снег.
Холодный, но не лёд,
Белый, но не сахар,
Лёгкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое?
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Люди много наблюдали за
явлениями природы. Так появились народные приметы, которые
помогали «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в
игру «Вспомни примету».
Дети встают в круг, игра проводится с мячом.
Зима морозная – лето … (жаркое).
Много снега – много (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть … (морозу).
Белее земля – зеленее (лето).
Много воды ­ много … (травы)
Снег прилипает к деревьям – к (теплу).
В феврале два друга ­ (метель да вьюга)
Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?
Дети. О зиме.
Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?
Дети. Играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, с горки.

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая ледяная шкатулка. (Открывает
шкатулку, там снежинки.) Я очень рада, что вы знаете так много интересного о зиме,
и хочу подарить вам снежинки.

Конспект беседы о Зиме для детей старшей группы в детском саду

Программные задачи:
1. Обобщить и уточнить знания о зиме как времени года, зимних приметах
2. Закрепить названия зимних месяцев
3. Развивать познавательный интерес
4. Помочь детям увидеть, почувствовать красоту зимней природы

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года. Догадайтесь, о каком?

Загадка
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила»
Воспитатель: О каком времени года идет речь
Дети: О зиме
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т.д.
Воспитатель: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Подойдите к столу, на столе лежат карточки с зимними явлениями. Каждый из вас должен взять карточку и пояснить что происходит зимой.
Дети берут карточки и полным предложением говорят о том, что там нам нарисовано.


Зимой медведь, суслик и еж впадают в спячку.


Зимой дети могут лепить снеговика.


Зимой звери меняют шубку.


Зимой вода в реке замерзает.


Зимой бывает снегопад.


Зимой мороз рисует на окнах узоры.


Зимой бывает метель.


Зимой люди одевают теплую зимнюю одежду.


Зимой день короче, чем ночь.


Зимой можно кататься на санках, коньках и лыжах.


Зимой наступает новый год.
Воспитатель: Молодцы! Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал И. З. Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Воспитатель: Домашнее задание: Нарисуйте «Зимушку», а завтра на занятии каждый из вас расскажет о своем рисунке.

Тема: Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Образовательные области:

Приоритетная : формирование целостной картины мира

В интеграции : коммуникация, познавательно-исследовательская деятельность, музыка.

Цель : создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе.

Задачи:

1) Обучающие:

Изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения

2) Развивающие : развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.

Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам,высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени года,сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы :рассматривание иллюстраций,наглядностей,беседа,объяснение создание проблемной ситуации,поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Заучивание стихов о зиме.

Материалы и борудование для педагога : фланелеграф, иллюстрации с изображением зимушки-красавицы;

ЦОР: мультимедийная презентация "Зимние месяцы".

Оборудование для детей : мяч, иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,клей,детали снеговика из бумаги.

Виды детской деятельности: продуктивная,игровая деятельность,коммуникативная,музыкально-художественная,трудовая.

Формы работы с детьми :коллективная,индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей.

Вводная

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года.

(Дети играют).

Основная

Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

(Ответы детей: Зима)

Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее),

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла "Зимушка-красавица" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-красавица"), и принесла Вам загадки:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: (Слайд № 1). Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

(Слайд №2) Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

(Слайд №3)Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали!

Физминутка: "Снежок"

Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)

Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Воспитатель: А сейчас какой у нас зимний месяц? Кто ответит? (Ответы детей: январь). Кто расскажет стихотворение про месяц Январь? (ребенок читает стишок).

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Дидактическая игра: "Признаки зимы"

Ход игры

На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.) Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки? (Ответы детей: звездочки, цветочки). Молодцы!

Воспитатель: Ребята а знаете что такое оттепель?(Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда греет солнышко и снег начинает таить,снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки.А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед.на деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь,все становится красивым.Чем тише морозная погода,тогда снежинки падают медленно и красиво.А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.

Посмотрите у меня есть конверт с пословицами от Зимушки-красавици,я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.

Новый год к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Мороз велик да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Молодцы!

Подведение итога:

Воспитатель: А теперь скажите чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было?Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки -красавици".Все вмести мы склеим картину со снеговиком.

Давайте перечислим все зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают всё вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов. Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.

Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Конечно, иногда бывают и оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются и не растут, как бы погружаются в глубокий сон (зимой мало влаги, света и питательных веществ, столь необходимых растениям). А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева воду и воздух. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Зимой в лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.

Вы узнаёте зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Вопросы и задания

1. По каким приметам вы узнали зиму?

2. Составьте рассказ о времени года, опираясь на план:

— Зимние месяцы.

— Приметы зимы.

— Животный мир.

— Зимние забавы детей.

Игра «Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Декабрь, январь, февраль, сентябрь;

б) береза, клен, ель , дуб;

в) синица, дятел, кукушка , сорока;

г) воробей, клёст , галка, снегирь (появляются зимой птенцы);

д) шуба, свитер, платье , валенки;

е) гирлянда, кубики , шарик, хлопушка.

Выучите и выразительно расскажите стихотворение (на выбор).

С Новым годом

Поздравляем с Новым годом!

С зимней снежною погодой,

С ясными деньками,

С лыжами, коньками!

С белою метелью,

С новогодней елью

Поздравляем ребятишек —

Всех девчонок и мальчишек!

Дед Мороз спешит на праздник

Поднялся спозаранку

Сегодня Дед Мороз,

Запряг оленей в санки,

Большой мешок принес.

Кругом березы, ели

Застыли в серебре,

А сани полетели

На праздник к детворе.

Кто подарок мне принес?

Встану утром рано,

Поцелую маму

Загляну под елку —

Уколюсь иголкой.

Кто подарок мне принес —

Мама или Дед Мороз?

Новогодние подарки

Новогодние подарки!

Мы их ждали целый год.

Что лежит в пакете ярком?

Сердце радостно замрет...

Что там? Кукла или мишка,

Может, мячик или книжка?

Может, там лежит машина?

Я о ней давно мечтал!

Кузов, руль, большие шины

Настоящий самосвал!

Новогодние подарки

Дед Мороз мне принесет.

Разверну пакетик яркий...

Как люблю я Новый год!

Снежинка-балеринка

Жила-была на свете

Снежинка-балеринка.

Кружил январский ветер

Веселую снежинку.

С огромным белым бантом,

В крахмальной пелеринке

Вставала на пуанты

Снежинка-балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

Снежинка-балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Обобщающая беседа о зиме.

Цель: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе, закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

«Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга –

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром –

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину,

Нет веселее той поры! –

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней –

Вы узнаете зиму?

По каким признакам вы узнали зиму? Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой? Сравним с природой осенью. Какая была погода осенью, а какая зимой?

Обобщающие знания о погоде зимой: Зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нём облака, тучи, из которых идёт снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает позёмка, метель, вьюга. Реки, озёра покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Как зимуют растения?

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон, потому что зимой мало влаги, света, питательных веществ, которые необходимы растениям. Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Почему мы не встречаем зимой насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и в землю. Некоторые бабочки улетели в тёплые края, как перелётные птицы.

Почему зимой мало птиц?

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека, потому что здесь легче найти корм и теплее. Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Как живут зимой звери в лесу?

По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах и норах. Ёжик тоже спит.

О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины. На полях люди делают снегозадержание.

Нравится ли вам зима? Чем?

Дети перечисляют зимние забавы.

Как можно сказать о зиме?

Зима – волшебница, кудесница, кружевница, красавица, искусница. Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку, поэтов – стихи.

Запись музыки Чайковского «Времена года».

Стихотворение С.Д.Дрожжина:

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.