Программа шаг за шагом ее характеристика. Общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа "шаг за шагом" рабочая программа на тему. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом»

  1. Пояснительная записка.
  2. Диагностический инструментарий.
  3. Уровни адаптации детей к дошкольному учреждению.
  4. Учебно-тематический план.
  5. Содержание образовательной деятельности.
  6. Информационно-методическое обеспечение.
  7. Приложение 1. План работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
  8. Приложение 2. Картотека игр и конспекты занятий во время адаптационного периода.
  9. Приложение 3. Правила проведения занятий с детьми в адаптационный период.
  10. Приложение 4. Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
  11. Приложение 5. Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых условиях».
  12. Приложение 6. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

Пояснительная записка

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации - на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.

К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.

Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Цель Программы : успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.

Задачи Программы:

  1. Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
  3. Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.

Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.

I этап. Подготовительный.

Работа с родителями:

  1. знакомство с группой во время постановки на очередь;
  2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
  3. анкетирование (социальное, медицинское);
  4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • коммуникабельность;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • наличие навыков самообслуживания;
  1. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.

Медико-психолого-педагогическая служба:

  • прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
  • выявляет группу «риска»;
  • разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
  • разрабатывает последовательность приема детей в группу;
  • определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

II этап. Наблюдение.

  1. поэтапный прием детей в группу;
  2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  3. наблюдение за поведением детей;
  4. консультирование родителей;
  5. оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.

III этап. Анализ и выводы.

  1. Обработка результатов:
  • анализ адаптационных листов;
  • анализ индивидуальных карт развития.
  1. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
  2. Индивидуальная работа с детьми.
  3. Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
  4. Внесение изменений в существующую модель работы.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.

Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
  • процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
  • невротические реакции отсутствуют,

(Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).

  • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.

Анкета-прогноз для родителей

“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла;

Неустойчивое - 2 балла;

Подавленное - 1 балл.

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла;

Долго не засыпает - 2 балла;

Неспокойно - 1 балл.

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?

Да - 1 балл;

Нет - 3 балла.

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла;

1 ч - 1 балл.

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла;

Избирательный - 3 балла;

Неустойчивый - 2 балла;

Плохой - 1 балл.

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла;

Отрицательно - 1 балл.

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла;

Нет, но бывает сухой - 2 балла;

Нет, и ходит мокрый - 1 балл.

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл;

Нет - 3 балла.

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла;

Иногда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Не играет сам - 1 балл.

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла;

Избирательно - 2 балла;

Трудно - 1 балл.

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла;

Не всегда - 2 балла;

Нет - 1 балл.

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла;

Тяжело - 1 балл.

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл;

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
  • условно готов - 39-24 балла;
  • не готов - 23-16 баллов.

Полную версию работы можно .

Программа «Шаг за шагом» («Сообщество») — это международный проект, реализуемый в настоящее время в 25 странах мира. Написана она коллективом авторов «Центра международных детских программ», который находится в Вашингтоне и занимается внедрением успешных педагогических методик. В основу данной программы положены идеи Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже, М.Монтессори.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Это становится возможным, благодаря предметно — развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них — Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Важным принципом реализации Программы является принцип индивидуализации, который означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает интересы и потребности каждого ребенка, при этом он сам может выбирать вид деятельности, активные действия или отдых.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Посредством Программы в практике дошкольного образования семья приобретает статус главного педагога, оказывающего решающее влияние на развитие ребенка. При этом на первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья — детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. В этом смысле особую ценность в Программе представляют подробно расписанные стратегии и технологии взаимодействия педагогов и семьи.

В России Программа начала срою работу в 1994 году, она начиналась как проект для детей 3-7 лет. В настоящее время существует программа, ориентированная на ребенка от рождения до 10 лет и состоит из трех блоков: «Ранний возраст», «Дошкольный проект», «Начальная школа», что обеспечивает преемственность в рамках «Детский сад-школа».

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

Ключевые положения Программы:

- конструктивизм —

Обучение происходит, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. Дети конструируют или строят свое понимание мира. Они осмысливают происходящее, синтезируя новый опыт с тем, что они поняли ранее. Обучение становится интерактивным процессом, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а также окружающий мир.

- учет особенностей развития ребенка —

Вся деятельность дошкольного учреждения основывается на знании этих особенностей, то есть понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок индивидуален и уникален. Программа включает такие виды деятельности, которые отвечают интересам детей, уровням их когнитивного функционирования, степени их социальной и эмоциональной зрелости. Такие виды деятельности обращены к природному любопытству детей, к удовольствию, которое они получают от сенсорного опыта и желанию проверить на практике собственные идеи.

- прогрессивное образование —

Образование рассматривается не как подготовка к дальнейшей жизни, но как сама жизнь. Методы прогрессивного обучения опираются на принципы развития и конструктивизма. Особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Рамочный принцип

  • Любая «рамочная» программа включает педагогические технологии, однако они представлены в виде общих подходов к решению педагогических задач. В программе «Сообщество» такими технологиями можно считать планирование и наблюдение, которые вместе призваны обеспечить основную задачу образования в дошкольном возрасте - индивидуализацию.

Термин <индивидуализация> часто используется в российском дошкольном образовании и хорошо известен педагогам. Им обозначен один из ведущих принципов, который, к сожалению, носит лишь декларативный характер, поскольку должным образом не обеспечен конкретными педагогическими технологиями. Программа <Сообщество> выгодно отличается от других дошкольных образовательных программ, поскольку значительная её часть посвящена психолого-педагогическому обоснованию индивидуализации образования и очень подробному описанию различных техник, в том числе, наблюдения и планирования.

Ещё раз подчеркнём: с точки зрения развития ребёнка такая образовательная стратегия не только правомерна, но и совершенно необходима - особенно в дошкольном возрасте.

Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребёнком.

Согласно программе <Сообщество>, развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Задача педагога заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Конечно, в реальной жизни совсем не приходится так уж сильно акцентировать индивидуальность содержания образования буквально для каждого ребёнка. Как правило, если дети развиваются нормально, то существует некое магистральное русло, и в него обычно вписываются те варианты содержания, один из которых будет интересен конкретному ребёнку. А поскольку, согласно программе, темы планируются педагогом совместно со всеми детьми, то вероятность возникновения такого интереса многократно повышается.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных строительных элементов как фантастические, так и реалистические сооружения.

Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких <сокровищ>

Открытая площадка - это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

Еще о программе

I . Роль педагога
Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей.

II . Среда обучения
В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

III . Планирование
В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

IV . Оценка
Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Программа воспитания

«Шаг за шагом»

Период реализации: 2015 - 2019г.

Учитель начальных классов Мурзина Светлана Николаевна

Мухоршибирь, 2015

    Пояснительная записка.

    Информационная карта программы воспитания.

    Аналитическая справка о классном коллективе.

    Ведущие направления деятельности.

    Формы работы.

    Социальные партнёры.

    Сотрудничество с родителями.

    Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

10. Список используемой литературы.

1. Пояснительная записка.

Данная программа адресована учащимся 1-4 классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2». Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с её основными направлениями, целями и задачами.

Актуальность.

По концепции ФГОС НОО, становление личностных характеристик выпускника начальной школы отражает его ценностные ориентации: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

Целью создания воспитательной программы класса стала необходимость организации непрерывного воспитательного процесса в отдельно взятом классе в соответствии с требованиями нового стандарта ФГОС НОО к достижению личностных результатов в освоении образовательной программы начального общего образования. В основу данной системы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, обеспечивающие формирование у обучающихся гражданской идентичности.

2. Информационная карта программы воспитания

Название программы

«Шаг за шагом»

Мурзина Светлана Николаевна, МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2», первая кв. категория

Период реализации системы

2015 – 2019 годы

Сроки этапов реализации системы

2015 – 2016уч.год: 1 класс

2016 – 2017уч.год: 2 класс

2017 – 2018уч.год: 3 класс

2018 – 2019уч.год: 4 класс

Участники

Администрация школы; классный руководитель; учащиеся класса и их родители; педагоги дополнительного образования, представители социума.

Создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.

    создать условия для системной и многоаспектной деятельности обучающихся класса, включающей построение межличностных отношений, выбор форм общественного поведения, формирование побуждающих мотивов, как потребности действовать в соответствии с нравственными образцами;

    создать условия для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциалов личности каждого обучающегося;

    создать условия для формирования активной позиции по каждому из реализуемых направлений деятельности.

Ожидаемые результаты

3. Аналитическая справка о классном коллективе.
(По состоянию на 1.10.2015г)

Дети 1 «а» класса поступили в МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» 1 сентября 2015 года в составе 23 человек. Из них 8 девочек и 15мальчиков.
Большинство детей воспитывается в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. В классе 3 многодетные семьи. Трое детей проживают в неполной семье, но их воспитанию уделяется большое внимание. Имеется семья, требующая особого внимания, как многодетная и малообеспеченная.
Все родители обеспечили детей необходимыми принадлежностями для учебы, регулярно интересуются жизнью класса и достижениями своих детей.
Учащиеся имеют хорошие успехи в освоении учебных дисциплин. Большая часть класса имеет положительную мотивацию учения. Есть дети, которые испытывают трудности, хотя, все имеют неплохой потенциал и способны добиться хороших результатов в освоении образовательной программы.
Некоторые учащиеся обладают хорошими творческими способностями, имеют опыт публичных выступлений, участия в различных конкурсах ДОУ.
Взаимоотношения между учащимися дружеские, доброжелательные, т.к. многие были знакомы друг с другом ещё до школы, посещали одно и то же дошкольное учреждение. Проблемы во взаимоотношениях между мальчиками и девочками не выявлены. Но были случаи проявления немотивированной агрессии в отношении друг к другу, однако это не имеет систематического характера и не связано с антипатией по отношению к одноклассникам. Дисциплина на уроках удовлетворительная. Но есть серьёзные проблемы в поведении некоторых учащихся вне уроков, культура поведения требует серьёзной корректировки.
Состояние здоровья учащихся – находящихся на инд.обучении нет, инвалидов нет. 87% детей имеют основную группу здоровья.

Вывод: необходимы мероприятия, направленные на

    Поддержание и укрепление здоровья;

    сплочение детского коллектива;формирование уровня культуры класса;

    духовно-нравственное воспитание учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки, воспринимать окружающий мир.

    выявление умственного и творческого потенциала детей;

    организацию эффективной работы с родителями.

4. Ведущие направления деятельности

В работе с классом выделено5 приоритетных направлений :

    «Здоровье»

    «Духовно-нравственное воспитание»

    «Мои способности»

    «Культура»

Цель: создание психолого-педагогических условий для формирования личности ученика, ориентированной на устойчивое развитие и самосовершенствование.
Каждое из направлений призвано решать свои задачи :

    « Здоровье»

Формировать физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы и класса, экскурсии, походы, клубы выходного дня. Прививать гигиенические навыки. Направить работу на воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Использовать различные формы работы для воспитания гражданского чувства школьников: уважения к своей семье, своему народу, интерес духовным ценностям современного мира, формирования нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине, развития коммуникативных качеств личности.

    «Мои способности»

Создавать условия для продвижения каждого ребенка в интеллектуальном развитии, через сотрудничество с внешкольными учреждениями (ЦДОД, РДК, ДЮСШ, библиотеки села). Расширять круг знаний и интересов путем вовлечения во внеклассную работу, обогащать представления детей об окружающем мире, выявлять индивидуальные творческие способности детей.

    «Культура»

Создавать условия для сплочения детского коллектива. Строить отношения в классе на принципах доброжелательности, ответственности, взаимном уважении. Прививать этические нормы поведения и общения.

    «Семья»

Организация психолого – педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации и беседы.Создание благоприятной атмосферы на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель». Организация внеклассной работы и совместного досуга.

Воспитательная работа построена по принципу концентричности : по выбранным направлениям ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых -1 класс к более сложным по содержанию во 2-м, 3-м, 4-м

1 класс. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, селе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.

2 класс. Образовательный уровень: поисковый. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.

3 класс. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.

4 класс. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.

Вся работа соотносится с общешкольным воспитательным планом. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом школьных, районных, региональных мероприятий и рекомендаций Министерства образованияи науки РФ, Министерства образования и науки Республики Бурятия.

«Здоровье»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В течение всего года

Гигиена каждый день. Опрятный внешний вид. Чередование труда и отдыха. Правила безопасного поведения. Инструктажи по технике безопасности.

Сентябрь

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс букетов.

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс

Общешкольный поход.

День здоровья. Конкурс фотографий «Золотая осень».

Общешкольный поход.

День здоровья. Кулинарный конкурс.

Праздник

«В гостях у Мойдодыра»

Встреча с работниками ЦРБ

«Болезни грязных рук»

Интерактивная игра

«Если хочешь быть здоров»

Стенгазета

«Здоровье – это здорово!»

Беседа «Осторожно, гололёд»

Азбука безопасности. Тематическая подборка сюжетов про обращение с электроприборами.

Нужные и ненужные тебе лекарства. Поговорим о домашней аптечке.

Азбука безопасности

Классный час

«Некультурные автомобили»

«Что такое перекрёсток»

Классный час

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»

Экскурсия по селу

Классный час.

Пожарная безопасность в школе и дома.

Урок-презентация

«Когда огонь друг»

Классный час.

«Детские шалости с огнём»

«Огонь – друг,

огонь - враг»

Зимние забавы.

Час здоровья, катание на лыжах, санках.

Вредные привычки.

Взросление без курения.

Эстафета

«А, ну-ка, мальчики!»

Спортивные состязания

«Богатырская наша сила»

Участие в мероприятиях месячника патриотического воспитания.

Игра-путешествие с Карлсоном

«Наше питание»

«Что мы знаем о вредных продуктах»

Экскурсия

на предприятие

(отв. Родители)

Встреча с медсестрой «Генномодифицирован

ные продукты и их влияние на организм человека»

Весёлый урок здоровья.

Что вокруг нас может быть опасным.

Путешествие в страну здоровья.

Устный журнал

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Игры на свежем воздухе «Весёлые старты»

Урок-практикум

Мы – водители (управление велосипедом)

На водоёме, в лесу, в горах.

Природа и безопасность.

«Духовно-нравственное воспитание»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Классный час

«Мы школьниками стали»

Классный час

«Мои права и обязанности»

Классный час

«Учёба-наш главный труд»

Единый классный час

«Начинаем учебный год»

«День добра и уважения»

открытка для бабушки

Классный час с приглашением бабушек, дедушек.

Акция «Согрей теплом своей души»

Неделя добрых дел

«Спешите делать добро»

День народного единства

Конкурс рисунков

«Портрет моей мамы»

Праздник

«День матери»

Праздник для мам. Концерт, подарки. Чаепитие.

Письмо маме.

Классный час

Россия – Родина моя

Классный час

Классный час

«Люби и знай свой край»

Наш край. Живём в мире и согласии.

Классный час

«Друг – это слово большое»

Викторина

Мои четвероногие друзья

Классный час
«О дружбе и друзьях»

«Мир мальчишек и девчонок»

Праздник

«День защитника отечества»

Традиции нашего народа

«Сагаалган», «Масленица».

«Широкая Масленица»

участие в школьной ярмарке.

Конкурс чтецов

Стихотворения о маме.

Поздравление девочек и мам с праздником. Чаепитие.

«А, ну-ка.девочки!»

Стенгазета

«Маме с любовью».

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку.

Классный час

От добрых слов к добрым делам.

Доверительный разговор

«Хочу» и «Надо»

Классный час

«Детям о Великой Отечественной войне»

Тематическая презентация

Юные герои сороковых

Герои нашего села.

Заочная экскурсия «Памятники землякам»

Классный час.

Герои Республики Бурятия

«Мои способности»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

В течение всего года

Запись в кружки по интересам в ДК, ЦДОД, ДЮСШ, МСОШ №2, Школы искусств. Участие в школьных конкурсах. олимпиадах, занятия на учебном портале Учи.ру,

Сентябрь

Общешкольный праздник «Осенний калейдоскоп» - конкурсы поделок, букетов.

Сентябрь

Викторина

«В гостях у сказки»

Выставка поделок

«Ах, какая осень!»

Викторина

«Её величество природа»

Операция «Листопад»

(трудовые дела)

Проект «Моя малая родина»

(с помощью родителей)

Экскурсия в школьную библиотеку «Как хорошо уметь читать»

Интерактивная игра

«Своя игра»

Проект «Моё село»

Конкурс рисунков «Зимушка-зима»

Интеллектуальная игра

Путешествие в страну Снежной королевы

Изготовление кормушек

Каждой пичужке наша кормушка

Час логики «Эрудит»

Разучивание стихов, песен и игр к празднику

Классный час

«Новый год в разных странах»

Конкурс новогодних украшений.

«Новогодняя мишура»
подготовка к празднованию Нового года

Конкурс загадок о профессиях.

«Большая книга профессий»

Классный час

«В мире профессий»

Экскурсия на предприятия села

«Все работы хороши»

Изготовление сувениров для пап.

Посещение библиотеки.

Знакомство с выставкой книг.

Конкурс рисунков

«Честь и слава защитникам Отечества»

Беседа с мальчиками «Настоящие мужчины»

Презентация

Моя земля-

земля отцов и дедов

«Я мамин помощник»

Чтение книг о маме

«Милым мамам»
выставка творческих работ

Выпуск стенгазеты

«Легко ли быть мамой»

Мы рисуем космос.

Классный час

«Полёт в космос»

Викторина

«Что я знаю о космосе»

Подготовка презентаций«Покорители космоса»

Путешествие в

«Книжкино царство»

Читаем книги

о родном крае

Познавательная игра «Возникновение фамилий на Руси»

«Я талантлив»

«Культура»

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Сентябрь

Как мы приветствуем друг друга.

Культура поведения на перемене

«Вежливость помогает или мешает жить?»
(чтение-рассуждение)

День добрых дел

Такое нужное слово «спасибо»

Классный час

Путешествие по городу вежливости и доброты

Игра-практикум

«Будь внимательным к тем, кто рядом»

Классный час«Добро не должно быть с кулаками»

Ролевая игра

«Школа вежливых наук»

Классный час

«От улыбки хмурый день светлей»

«Что такое честность?»

Классный час

Я и общество. Как мы общаемся.

Неделя хороших манер. Маленькие леди и джентльмены.

Классный час

«Культура речи»

«Особенный мир»

(ко дню инвалида)

Тренинг общения.

Давайте говорить друг другу добрые слова

Весёлые перемены.

Игры для сплочения коллектива.

Доверительный разговор

«Чем опасно сквернословие»

«Умение владеть собой»

«Нет друга – ищи»

«Уважай старших»

Час общения

«Интернет в моей семье»

Выпуск стенгазеты.

Мой класс-моя семья

«Учимся правильно жить и дружить»

(Практические игры)

Круговая беседа

«За что дразнят?»

«Сказка о вежливости»

Виртуальная экскурсия

«Встреча с прекрасным»

Конкурсная программа

«Приключения в стране доброго волшебника»

Игровое занятие

«С другом веселее»

Классный час «Возьмёмся за руки.друзья»

Презентация

«Мы-одноклассники»

Игровая программа

Вот и стали мы на год взрослее.

Классный час

«Пойми меня правильно»

(язык жестов)

Экскурсия на предприятие (организуют родители)

Прощание с начальной школой «Парад Звёзд»

Направление «Семья» рассмотрено в разделе «Сотрудничество с родителями»

    Формы работы.

Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как:

    Классный час

  • творческие конкурсы

    экскурсии

    спортивные игры и соревнования

    общешкольные мероприятия

    олимпиады

    интерактивные игры

    ролевые игры

    трудовые десанты

    занятия внеурочной деятельности

    проектная деятельность

Это позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.

    Социальные партнёры.

Для всестороннего развития личности школьников, для получения учениками возможности реализовать свои интересы и потребности, предполагается использовать другие ресурсы, внутренние и внешние связи.

    Сотрудничество с родителями

Включает три основных направления:

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Основные направления

Формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

творческие конкурсы

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет, родительский комитет школы.)

Родительские собрания.

Срок проведения

Тема собрания

Подготовительный период

Условия приёма детей в 1 класс.

1 класс

I четверть

В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?

Трудности адаптации первоклассников.

II четверть

Родителям о внимании и внимательности.

III четверть

Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

IV четверть

Перелистывая страницы учебного года.

2 класс

I четверть

Особенности обучения во 2 классе.

II четверть

Давайте начнём с себя.

III четверть

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

IV четверть

Трудовое воспитание в семье.

3 класс

I четверть

Развиваем самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий.

II четверть

Как не отбить у детей желание учиться.

III четверть

Формирование у детей ответственности.

IV четверть

Плохие слова.

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

    Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

В данной воспитательной системе прослеживается системный подход к формированию личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств учащихся.

Ожидаемые результаты:

    Приобретение и присвоение каждым обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе нравственных категориях и т.д.);

    Получение каждым обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества;

    Получение каждым обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

Критерии оценки эффективности воспитательной системы:

    Уровень сформированности классного коллектива.

    Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик, наблюдения, тестирования.

    Уровень вовлеченности учащихся в коллективно-творческую деятельность.

    Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

    Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей.

Литература.

    Архарова Л.И. . Гребенкина Л.К./Сценарии классных часов для начальной школы/. - М.: Центр «Педагогический поиск»

    Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. – М.: «ВАКО», 2015.

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

    Посошенко Е.В. /Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников/- М: АРКТИ, 2011.

    Интернет-ресурсы.

Диагностика детского коллектива.Приложение 1.

Мониторинг формирования коммуникативных УУД.

1 класс.

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия : коммуникативные действия.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Критерии оценивания:

Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

    умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

    взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

    взаимопомощь по ходу рисования;

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания :

Низкий уровень

(не пытались договориться, каждый сделал своё)

Средний уровень

(частичное сходство)

Высокий уровень

(рисунок одинаковый или очень похож)

Трухан М. и Павлов М.,

Щербаков М. и Казарян А.,

Марданова Г. и Багаева П.,

Антонов Т. и Дульский С.

Мальцев Д. и Путинцев Д.

Головачева С. и Симухина Н,

Фёдоров С. и Нимав А.

Соловьёва Н. и Томилов Г.

Сажин Ю. и Гусляков Д.

Богомазов А. и Евхузин А.

Брылёва р. И Варфоломеева А.

Приложение №2

Диагностика изучения детского коллектива «Аукцион»

2 класс (конец года)

Цель: изучение социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов.

Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс.
Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.
Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем поработать.

Результат: 2 а класс, 22 учащихся.

недружный

грустный

организованный

неорганизованный

ответственный

безответственный

активный

неактивный

Преобладает положительная характеристика класса.

Приложение 3.

Методика для выявления школьной мотивации Н. Г. Лускановой

«Анкетирование» 3 класс

1. Тебе нравится в школе или не очень?

Не очень

Нравится

Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

Остался бы дома

Пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

Не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

Нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

Нравится - не очень - не нравится.

Ключ для анализа анкеты:

Вопросы Оценка за 1ответ за 2 ответ за 3 ответ

Характеристика

Ведущий мотив

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

Познавательный мотив.

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10 – 14 баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе

Игровой мотив

«Анкетирование» 3 класс (начало года)

Кол-во баллов

Багаева Полина

Богомазов Андрей

Брылёва Руслана

Варфоломеева Арина

Головачева Александра

Гусляков Дима

Дульский Саша

Евхузин Артём

Казарян Артём

Мальцев Данил

НимаевАмгалан

Павлов Максим

Путинцев Дмитрий

Сажин Юрий

Симухина Анастасия

Соловьёва Анастасия

Томилов Глеб

Фёдоров Сергей

Фёдорова Ангелина

Хомяков Георгий

Щербаков Максим

4 учащихся

но среди них есть дети, которые не соответствуют харатеристике прилежного и успешного ученика.

10 учащихся

4 учащихся

3 учащихся

но эти дети занятия не пропускают и даже вполне успешно учатся (Казарян А., Фёдоров С.)

Но не все учащиеся, имеющие хорошую школьную мотивацию, являются успешными учениками и не все успешные ученики имеют хорошую школьную мотивацию.

  • 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
  • 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  • 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
  • 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
  • 1. Методы эмоционального стимулирования.
  • 2. Методы развития познавательного интереса.
  • 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
  • 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
  • 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
  • 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
  • 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
  • 20. Типы и структура уроков.
  • 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
  • 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
  • 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
  • 25. Рациональная организация учебного труда.
  • 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
  • 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
  • 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
  • 1. Методы формирования сознания личности.
  • 2. Методы организации деятельности и формирования опы­та общественного поведения.
  • 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
  • 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
  • 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
  • 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
  • 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
  • 33. Эстетическое воспитание школьников.
  • 34. Трудовое воспитание.
  • 35 Профессиональное самоопределение школьников.
  • 36. Воспитание физической культуры школьников.
  • 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
  • 38. Организация самовоспитания школьников.
  • 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
  • 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
  • 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
  • 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
  • 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
  • 44. Критерии выбора педагогической технологии:
  • 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
  • 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
  • 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
  • 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
  • 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
  • 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 54. Технология проблемного обучения
  • 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
  • 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
  • 58. Технология программированного обучения.
  • 59. Технология дифференцированного обучения
  • 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
  • 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
  • 62. Технология групповой деятельности
  • 63. Технология модульного обучения.
  • 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
  • Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
  • Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
  • Раздел III. Написание перспективного плана:
  • Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
  • 69.Технология мастерских.: целевая направленность, этапы работы в мастерской.
  • 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
  • Классификация видов одарённости
  • Классификационные параметры технологии
  • Акценты целей
  • Концептуальные позиции
  • Выявление (диагностика) одарённости
  • Особенности содержания и организации
  • Предтечи, разновидности, последователи
  • 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
  • 73. Технология само (м.Монтессори)развития
  • 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
  • 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
  • 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
  • 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
  • 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».

    В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников. Продолжением модели «Первый шаг» стала образовательная модель «Шаг за шагом» для начальной школы (1996 год)

    Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют техно­логией семейно-общественного взаимодействия. Работа с семьями воспитанников строится по следующим направлениям:

    1.Знакомство с семьёй с целью первичного сбора информации о ней, разъяснения направленности работы детского сада, ознаком­ления с особенностями paботы в группах, работающих по техноло­гии «Первый шаг».

    2. Изучение семьи .

    – опрос родителей;

    – наблюдение;

    – посещение на дому.

    – анкетирование;

    – интервьюирование;

    – тестирование;

    – проективные методики.

    3 . Дальнейшее семейно-обшественное взаимодействие представ­лено следующими формами:

    3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.

    Вовлекая родителей в педагогический про­цесс, мы задействуем их в праздниках, развлечениях и других зрелищ­ных мероприятиях, при работе в центрах деятельности; привлекаем к пополнению предметно-образовательной среды группы (через учас­тие в смотрах, конкурсах и т. п.), совместному созданию проектов для изучения детьми.

    Консультативно-просветительская работа с родителями.

    Выбор форм этой работы зависит от уровня психологической, педа­гогической культуры родителей, их запросов, творчества самих педаго­гов и других причин. На практике опробованы следующие формы:

    посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления доверительных, теплых отношений с семьей;

    групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации (вос­питателями и другими специалистами дошкольного учреждения);

    выпуск информационных бюллетеней (тематических, проблемных);

    использование тренинговых технологий;

    групповые собрания и мини-собрания (с просветительской це­лью и для изучения опыта семейного воспитания);

    выставки (работ детей, воспитателей, родителей; литературы):

    смотры-конкурсы;

    презентации семей (с целью активизации родителей, распро­странения опыта семейного воспитания, выработки единой направлен­ности в работе по проблеме и т. д.);

    праздники «Родители -детям»;

    совместные развлечения;

    совместные экскурсии, прогулки;

    спортивные праздники;

    издание тематических газет, оформление папок;

    «ящик идей и предложений» от сотрудников детского сада (мож­но выделить разделы «Каши идеи», «Творческие планы в области вос­питания, развития, обучения детей»):

      ведение папок индивидуального развития ребенка (прил. 5);

      организация дополнительных услуг (бесплатных или на плат­ной основе).

    4. Важным направлением в работе с семьей является также изуче­ние опыта семейного воспитания, которое включает такие формы наглядного представления семейного опыта, как:

      семейные альбомы;

      семейные газеты;

      визитные карточки семей;

      выступление родителей на семейных праздниках, презента­циях семей:

      выставки.

    Работники дошкольного учреждения должны всегда помнить, что конечная цель их деятельности - создание максимально благоприят­ных условий для воспитания, развития ребят в семье и детском саду. Нужно стремиться к "ому. чтобы родители были не формальными участ­никами мероприятий, а активными помощниками.

    Представляем!Ъч чекоторые мероприятия, которые практикуют­ся в работе дошкольного учреждения 4 к Могилева» работающего по образовательной модели «Первый шаг». При желании они могут быть исполмованы и в Вашем дошкольном учреждении при осуще­ствлении взаимодействия с семьями воспитанников.

    Согласно концепции образовательной программы “Шаг за шагом” в центр педагогической деятельности ставится именно ребёнок. Это становится возможным благодаря реализации индивидуального подхода. Крайне ценно при этом то, что практика развития, предложенная в данной программе, рассматривает ребёнка как единое целое, а не ориентирует на развитие отдельных (индивидуально-отличающихся) психических процессов.

    Яркие отличия данной программы от других заключаются в следующем:

    – предполагается непосредственное, активное участие семьи в обучении ребёнка;

    – образование носит индивидуальный характер;

    – построение учебных планов подчинено центрам обучения (чаще всего их от 5 до 9);

    – в образовательные стандарты включены не только академические области.

    Перечисление образовательных областей показывает и подчёркивает приоритеты каждого из стандартов. Воспитание, развитие, коммуникативные, социальные, этические и эстетические категории преобладают в подходе к образовательным областям с точки зрения концепции “Шаг за шагом

    Главной целью авторов было: разработать практику преподавания, в которой обязательным является уважение в каждом ученике создающего знание мыслителя, уже живущего, а не готовящегося к жизни и причём живущего во взаимозависимом мире.

    Таким образом, видны принципиальные отличия данной программы. Приглашение детей в доброжелательной манере, через убедительную и искреннюю веру в их способность добиться успеха, а не через внешние требования к ребёнку.

    Как, каким образом предлагается этот принцип осуществлять?

    Через исполнение детьми множества различных, но не случайных, а вполне конкретных ролей: мыслителя, деятеля, регистратора, слушателя, участника диалога, организатора, партнёра, друга

    Ключевым и основополагающим положением концепции “Шаг за шагом” является создание в классе атмосферы, позволяющей детям выполнять конкретные роли в процессе обучения. Изначально закладывается, что ребёнок находится в центре учебного процесса и к нему осуществляется комплексный подход, в том числе при принятии учителем решений относительно учебных планов, преподавания оценки результатов.

    Гуманистические взгляды авторов “Шаг за шагом” выражены и в том, что в программе “Шаг за шагом” по начальной школе перечисление общих целей программы начинается с вычленения общих целей формирования характера и только потом цели обучения грамоте, математике, изобразительному искусству, естественным наукам и, наконец, социальной ориентации. Нет ничего противоречащего нашим взглядам в том, что необходимо использовать наглядные пособия, личный практический опыт ребёнка и возможность отманипулировать на физическом уровне с новыми идеями для повышения эффективности учебного процесса. В рамках программы “Шаг за шагом” предложена конкретная система организации деятельности младших школьников в учебных центрах.

    49 .Технология творческого развивающего обучения И.П.Волкова.

    Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ. Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

    По уровню применения: общепедагогические.

    По основному фактору развития: психогенные.

    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

    По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей).

    По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

    По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

    По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.

    По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

    По преобладающему методу: творческие.

    По направлению модернизации: альтернативные.

    Акценты целей:

    Выявить, учесть и развить творческие способности;

    Приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

    Школа творчества И. П. Волкова

    Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

    Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

    Блочно-параллельная структура учебного материала.

    Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

    Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

    Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

    Особенности содержания по И.П. Волкову

    Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

    Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

    Приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).

    В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

    Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

    В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

    50. Альтшуллер Генрих Саулович (Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

    Классификационная характеристика технологий творчества (см. И.П. Волкова).

    Акценты целей:

    Обучить творческой деятельности.

    Ознакомить с приемами творческого воображения.

    Научить решать изобретательские задачи.

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера

    Теория - катализатор творческого решения проблем.

    Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

    Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

    Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

    Особенности содержания:

    Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

    Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

    В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

    К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

    Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

    Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

    Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

    Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

    Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» - международный проект, написанный коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.

    Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

    ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

    Цель программы «Сообщество» - заложить личностные качества, развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире.

    К числу способностей и качеств, необходимых ребенку для дальнейшей жизни, можно отнести следующие: Уметь принимать и осуществлять перемены; Критически мыслить; Осуществлять выбор; Ставить и решать проблемы; Проявлять творчество, фантазию; Быть самостоятельным и инициативным.

    Программа основана на сочетании научно-обоснованных и подтверждаемых позитивной практикой методов.

    ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

    В основе программы лежит теория развития , где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени.

    Успешность развития зависит от: наследственных факторов и индивидуальных особенностей ребенка; степени удовлетворения насущных потребностей ребенка; среды, в которой растет и развивается ребенок; стиля и содержания взаимодействия взрослых с ребенком.

    Согласно теории развития, дети: проходят через закономерные стадии развития; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе; активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр; нуждаются в общении для успешного развития.

    Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка, поэтому основой программы является индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на комплексной диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его развития.

    В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира. Поэтому в группах создается продуманная предметно - развивающая среда , побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах активности» . Основные из них - Искусство, Наука и Природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария, Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку был гарантирован успех.

    Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры , постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья - детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

    В образовательную программу детского сада включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка.

    Социально – эмоциональное развитие: развитие самосознания и самооценки (кто я, что я хочу, люблю, умею); усвоение правил и норм поведения среди сверстников и взрослых; развитие активности, самостоятельности; развитие навыков самопрезентации; развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

    Интеллектуальное развитие: развитие психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения; развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия); формирование системных знаний об окружающем мире; развитие познавательного интереса.

    Развитие речи: формирование правильного звукопроизношения; развитие активного словаря; развитие диалогической и монологической связной речи.

    Развитие творческих способностей: развитие интереса к творческим видам деятельности; развитие умения выражать свои идеи и чувства различными средствами; формирование умения проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного; развитие умения решать проблемы.

    Физическое развитие: развитие крупной и тонкой моторики; развитие координации движений; формирование навыков гигиены и здорового образа жизни.

    Развитие учебных навыков: предграмоты и чтения (звуковой состав слова, послоговое или слитное чтение); владения элементарными математическими представлениями; счетной деятельности; подготовка руки к письму.

    Программа способствует тому, что дети вырабатывают свое собственное понимание: физического мира с помощью таких занятий, как измерение и взвешивание предметов, строительство, игра с песком и водой, смешивание красок; социальной и культурной информации с помощью ролевых игр, приготовления пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях; законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивания порядка и последовательности, сортирования, классификации; письменной и устной речи с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражения собственных мыслей.

    В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

    24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».