Развитие речи у детей 2 лет. Пальчиковые и жестовые игры. Количество месяцев от рождения

Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»

Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.

Наиболее активное развитие речи ребенка происходит в два года - он оставляет позади детский лепет, переходя к полноценным словам и предложениям. В этот период очень важно помочь крохе и как можно больше заниматься с ним

Среднестатистические нормы

Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: ). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.

По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.

Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками - это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.

Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.

Условия для развития речи

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» - ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.



Если в возрасте около 3 лет или немного меньше ребенок не может выражать свои эмоции либо вообще продолжает лепетать на своем языке, необходимо посетить специалиста для консультации

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

  1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
  2. Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
  3. Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
  4. Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
  5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
  6. Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: )). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
  7. Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
  8. Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
  9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.


Художественное чтение «с выражением» преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь

Упражнения

Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

  • Летающая снежинка

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

  • Бабочка порхает

Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

  • Заборчик (артикуляционная гимнастика)

«Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы»

  • Хобот слоненка (артикуляционная гимнастика)

«Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять»

  • Веселый кораблик

Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.



Запуск на воду легкого самодельного кораблика станет для ребенка настоящей игрой, которая заодно сопряжена с артикуляционной гимнастикой на тренировку дыхания

Игры на развитие моторики

  • Игры по развитию общей моторики

Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.

«Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.»

  • Активные игры со стихами

Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

  • Логопедические и ритмические игры с самомассажем

Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.

«Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: Ква! Прыгать весело, друзья»



Ритмические активные игры с обязательным проговариванием фраз и движениями - отличный вариант для развития речи (подробнее в статье: ). Их можно использовать для детишек любого возраста, просто совсем маленьким понадобится больше помощи

Игры со звукоподражанием

Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

  • «Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

  • Возьмем тренировку гласных звуков:
    • а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
    • о-о-о (удивление, восхищение);
    • у-у-у (летит самолет);
    • и-и-и (ржет лошадка).

Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

Пальчиковые игры

Самое популярное и любимое всеми детками занятие - помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.

«На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).

Игры с различными предметами и материалами

Используйте различные игрушки и предметы круглой формы, которые можно катать в ладонях. Для этой цели отлично подойдут специальные массажные мячики, клубочки ниток.

Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

  • «Крутись карандаш» (карандаш должен быть ребристым). Катание карандаша по столу вперед- назад, чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.

Доктор Комаровский напоминает: играя с детками в речевые игры, не забывайте об их развитии в социальном плане. Дети должны уметь общаться и играть с другими людьми, находить компромиссы, проигрывать.

Подобные занятия будут нелишними и в более старшем возрасте, поэтому смело играйте в них с детками 4 и 5 лет. Набраться опыта вам помогутвидео уроки, на которых представлены занятия для формирования правильной речи у детей с 2 до 5 лет, они быстро помогут научить вашего ребенка разговаривать.

Чтобы помочь заговорить малышу, можно пользоваться обучающими мультиками, направленными на формирование умения общаться друг с другом. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научите своего ребенка разговаривать и общаться со сверстниками.

Развитие речи ребёнка в 2 года. Научить знакомиться с ребятами на... Проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же. Важно включать в речь...

Речь – важнейший инструмент человеческого общения. Начало речевой деятельности связано с появлением активного говорения. К первому году жизни активный словарь ребенка может составлять от трех до пятидесяти слов: это время накопления пассивного словарного запаса.

К двум годам словарь активно пополняется, малыш начинает выстраивать первые простые предложения. Что касается количества используемых слов, то единой нормы не существует. Каждый малыш развивается индивидуально, и часто упоминаемая норма в 200-300 слов не может считаться обязательной. Кто-то имеет в активном запасе пятьдесят словоформ, а кто-то использует больше тысячи слов. Если физическое и психическое здоровье малыша в норме, переживать по поводу небольшого словарного запаса не стоит.

Тематический материал:

Но это не значит, что речь не нужно развивать. Именно речь ребенка наряду с интеллектуальным и физическим развитием должна стать основной задачей родителей и педагогов.

Особенности речевого развития крохи 2 лет

Первые попытки двухлетнего малыша связать слова в простейшие предложения «Нет дома сока», «Мама ушла» радуют родителей. Однако нужно обращать внимание на неправильно произношение или «проглатывание» звуков, поправляя чадо, давая ему четкий артикуляционный образец. Если этого не делать или, хуже того, сюсюкать с малышом, неправильное произношение закрепится, потребуется переучивать малыша, заниматься с логопедом.

Особенностью речевой деятельности в этом возрасте является то, что ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Он знает простейшие формулы вежливости и умеет правильно использовать их. Может описать простые предметы, внешность знакомого человека, свои действия, ощущения, прочесть одно-два четверостишия, рассказать сказку.

Задачи развития речи у детей 2-3 лет следующие:

  • научить малыша говорить о себе в первом лице, использовать личные местоимения «я», «мы», «ты», «он»;
  • строить правильные фразы;
  • правильно изменять формы глаголов по лицам и числам;
  • правильно произносить согласные «р», «м», «л».

Работать над речью можно только в игровой форме. Например, совместная деятельность поможет освоить глагольные премудрости («Я рисую домик, ты рисуешь домик, бабушка тоже рисует домик!»). Игра с куклами-животными прекрасно тренирует логическое и образное мышление, а «озвучивание» игрушек помогает отрабатывать звуки («Как говорит собачка? Р-р-р-р!», «Индюк бормочет: «Бу-бу-бу!»).

Важно начать и социализацию малыша: научить его знакомиться с ребятами на детской площадке, задавать вопросы и отвечать на них. Каждая совместная прогулка – это драгоценное время, которое можно и нужно использовать для развития крохи. Вариантов работы множество: описание состояния природы, проговаривание своих действий и чувств, изучение новых предметов, слов, названий, имен.

Способы развития речи

Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?

Способ №1

Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.

Способ №2

Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.

Способ №3

Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).

Способ №4

Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься , тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».

Тематический материал:

Способ №5

Использовать слова всех основных частей речи.

Способ №6

Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.

Способ №7

Важность речевой практики

Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.

Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.

Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)

Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.


Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются.
Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребёнка, чувствуют, что с ним становится интереснее общаться. Ниже пойдёт речь о том, какими критериями можно пользоваться при оценке у 2-3-летних детей речевого развития, и что считается здесь отставанием от нормы.

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться. Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?». К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок), но и просто ради вербального общения.
К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов .
Когда малыш начинает строить первые фразы, то родители замечают, что грамматически слова в них ещё между собой не связаны. Это и естественно, поскольку ребёнку ещё предстоит научиться выражать свои мысли полноценно. После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.
Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются. Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков. Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.

Диагностика речевого развития 2-3 летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребёнок должен уметь:

  • Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
  • Здороваться и прощаться.
  • Составлять предложения из 2-4 слов.
  • Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
  • Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).

Улучшение речевого развития

Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»).
Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться. Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает. Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у»: во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у».
При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.
Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи. Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего - ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.

В последние годы у всё большего количества детей происходит нарушение речевого развития. Обычно в два года многие дети способны составлять из слов про...

Упражнения для развития речи

«Дудочка и свистулька»

Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку - получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

«Умывашка»

Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей - корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

«Кто дальше?»

Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

«Повторяй за мной»

Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.
Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

«Проводи мишку»

Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушкаданном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша. Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д. Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш - ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

«Больше слов»

Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

«Угадай животное»

Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

«Закончи слово»

Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

13 1

В наше время серьёзной проблемой стали речевые нарушения у детей. Перед отправкой чада в школу изумлённые родители всё чаще замечают, что оно не научи...

«Голоса животных»

Данная игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображённое животное и вспомнить издаваемые им звуки:


Не следует спрашивать ребёнка обо всех животных сразу.

«У меня зазвонил телефон»

Игра пополняет словарный запас и развивает речь. В ней имитируется разговор по телефону, функцию которого может выполнять любой предмет, например, деталь от конструктора, палочка, кубик. Родитель и ребёнок должны по очереди изображать разговор по телефону. Старший от своего имени задаёт простые вопросы, а малыш отвечает. Затем они меняются ролями. Можно также говорить с малышом от имени животного или игрушки.

«Чем заняться?»

С ребёнком можно поговорить на тему, чем можно заняться в разных ситуациях. Например, что можно делать в лесу (слушать птиц, отдыхать, гулять, искать грибы), на реке (ловить рыбу, купаться) и т. д. Пусть малыш подумает, что можно делать с цветочками (поливать, рвать, нюхать), что делает дворник на улице (подметает, убирает снег). Вопросы нужно задавать так, чтобы при ответе на них малыш каждый раз использовал разные лица, числа и времена.

8 1

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.

Возрастные нормы развития речи в 2-3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость. К 2-3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.

Нормы речи у детей 2-3 лет :

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200-300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000-1200. Больше половины - это существительные, на втором месте - глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2-3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой - маленький), цвет, вкус (сладкий - соленый - кислый), форму (круг - квадрат), качество (плохой - хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша - это фрукты, туфли, тапочки, сапоги - обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка - копатка, вазелин - мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные - л, р.

Общение с родителями и близкими - это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Совет
В возрасте 2-3 лет у малыша усиливается внимательность, он начинает прислушиваться к речи окружающих. Дети очень чувствительны к нормам языка, поэтому важно говорить с ними правильно: четко выговаривать звуки, не «сюсюкать», употреблять понятные слова, не торопиться, говорить с выражением.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Развитие речи 2-3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

  1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
  2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
  3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
  4. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
  5. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
  6. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
  7. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
  8. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10-20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
  9. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
  10. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
  1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая - мяч большой, груша желтая - кубик желтый.
  2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
  3. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! - кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
  4. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
  5. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2-3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
  6. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
  7. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме . Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2-3 лет:

  1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
  2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
  3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
  4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
  5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2-3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
  6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Совет
Ребенку будет интересно и полезно поменяться с родителями. Пусть он возьмет на себя главную роль: загадает загадку, задаст вопрос, спрячет предмет или переоденется.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ . Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

  1. Вытянуть губы трубочкой.
  2. Растянуть рот в улыбке.
  3. Улыбнуться, показав зубы.
  4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

Совет
Если малыш не может дать ответ на загадку, дайте ему немного подумать, а затем четко назовите правильный ответ. Со временем он запомнит его.

Чем полезны пальчиковые игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества

Педиатры всегда рекомендуют родителям массировать ручки малыша, а когда он подрастет, играть с ним в пальчиковые игры. Дело в том, что упражнения на руки будут стимулировать те области головного мозга, которые отвечают за речь. Чем гибче ручки малыша, тем быстрее он начинает произносить внятные слова, быстрее учит новые, конструирует предложения, реагирует на речь взрослых.

Игры могут начинаться с обычного массажа, растирания, постукивания. В 2-3 года с ребенком можно поиграть в потешки. Родитель рассказывает стишок, а в это время ребенок выполняет какие-либо действия руками. Самые популярные игры-потешки: «Ладушки», «Мы делили апельсин».

На мелкую моторику заметно влияют такие виды деятельности, как рисование, лепка из пластилина, вырезание из бумаги и т.д. Давайте малышу простые задания: нарисовать шарик, солнце, тучку, цветок. Расскажите сказку и нарисуйте вместе ее главного героя. Контакт с мелкими предметами тоже помогает развить речь. Пусть ребенок берет в ручки пуговицы, бусины, карандаши, .

Рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику. Она насыщает детский организм кислородом, заряжает энергией. Дети, которые правильно дышат, активнее двигаются, лучше соображают, а значит, стремительнее развиваются, в том числе и в речи. Дыхательную гимнастику тоже выполняют в форме игры. Всем детям нравится надувать мыльные пузыри и шарики. На праздничном торте установите свечи: пусть малыш попробует их задуть, загадав желание.

Какие могут быть использованы игрушки, книги и пособия для развития речи

В помощь родителям есть специальные пособия, которые ускорят речевое развитие малыша. Чаще всего это карточки с картинками. Очень полезно сопровождать занятия изображениями предметов. Глядя на карточку, ребенок сначала назовет то, что изображено на ней. Потом можно вместе придумать небольшую историю про это животное или предмет.

Развивают детей кубики, пазлы, игрушки, конструкторы, в том числе, «Лего». Начинать нужно от 3-4 частей, с возрастом увеличивая их количество. Игрушки обязательно включаются в развивающие игры. Самый удобный предмет - мяч. Любимая детская игра - «Съедобное - несъедобное» невозможна без этого предмета. Пусть ребенок ловит мяч, когда вы называете то, что съедобно, и отбивает его в противоположном случае.

Другие игры с мячом:

  1. Мама бросает мяч и называет букву. Ребенок ловит его, придумывает слово на названую букву, произносит его и бросает мяч маме.
  2. С детьми постарше попробуйте поиграть в антонимы. Мама бросает мяч и называет слово, а ребенок придумывает противоположное: день - ночь, свет - тень, быстро - медленно, черный - белый и т.д.

В занятия нужно включать прослушивание звуков. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в зоопарк.

Полезные книги для развития речи:

  1. Е. Янушко «Развитие речи у детей 1-3 лет».
  2. С. Батяева, Е. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  3. Л. Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет».
  4. А. Астахова «Моя первая книга».
  5. О. Жукова «Первый учебник малыша».
  6. Все книги с народными сказками и картинками, азбука.

Сложности с речевым развитием: как определить

Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

  1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
  2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
  3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4-5 слов.
  4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
  5. Частая замена слогов и звуков в словах.
  6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
  7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
  8. Ребенок говорит слишком быстро.
  9. Ребенок отказывается говорить.

Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.

Что делать, если ребенок не говорит

Когда возникает такая проблема, многие родители начинают бить тревогу. Прежде чем делать выводы, нужно показать ребенка специалисту - логопеду, а иногда и неврологу. Среди возможных проблем, мешающих заговорить, могут оказаться дефект прикуса, неврологические патологии, проблемы со слухом. Логопед должен определить задержку речи уже на ранней стадии, чем раньше начнется коррекция, тем успешней и легче она пройдет. Можно показывать ребенка специалисту уже в 2-3 года. Занятия по развитию речи необязательно будут включать в себя тренировку дикции. Они могут быть направлены на решение проблем со слухом, внимательностью, расширение словарного запаса.

Развитие речевых навыков до 3 лет - важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются. Даже если у малыша нет признаков отставания в развитии, домашние занятия и игры будут не менее важны.

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.