Детский развивающий коврик: варианты и композиции, правильные решения, изготовление. Развивающий коврик своими руками: элементы, принципы, идеи

Шить развивающий коврик своими руками может быть очень приятным и увлекательным занятием для мамы во время беременности или в первые месяцы после рождения малыша.

Конечно, коврик можно просто купить, но сделав его своими руками, вы не только экономите, но и вкладываете душу в развитие вашего малыша.

Он может быть совсем простеньким, но содержащим разные элементы для познания окружающего мира, или вы приложите к его созданию очень много сил и фантазии – всё зависит от вашего желания.

В этой статье мы собрали основные принципы создания элементов развивающего коврика и идеи применения подручных средств для развития ребенка.

Как правило, такой коврик используется для малышей с 1-2 месяцев. Ребенка выкладывают туда на спинку (если коврик с дугами) или на животик. Главное требование к коврику – он должен быть теплым и уютным и иметь множество разнофактурных элементов, которые кроха может потрогать, попинать, поймать, понажимать, отправить в рот.

Тканый материал и элементы должны быть разнообразными на ощупь – гладкими, шероховатыми, меховыми, ворсистыми, холодными, с пупырышками и т.д.

Общая идея и материалы

Для начала придумайте общую идею цветовую гамму, настроение. Будет ли на коврике изображена целая история, или представлены различные явления (стихии, времена года), или он будет просто сшит из квадратов или треугольников разных тканей. Нарисуйте эскиз.

Цвета не должны быть очень кричащими, но и не слишком бледными. Маленький ребенок хорошо различает лишь контрастные цвета, поэтому сшить весь коврик в разных оттенках розового – это плохая идея. А ткани и разные элементы не должны представлять опасности для малыша.

Подумайте, что у вас имеется – обрезки тканей, пуговицы, ленточки, бахрома, тесьма, молнии, липучки, аппликации, изображения животных на ткани, что-то вместо дуги. Всё может стать элементами развивающего коврика, главное это надежно пришить.

И не забывайте, что коврик надо будет стирать, поэтому ткани и все элементы должны выдерживать стирку, либо крепиться таким образом, чтобы перед стиркой их можно было снять.

Чтобы сшить развивающий коврик своими руками за основу предлагаем взять старое одеяло или синтепон, чтобы ребеночку было тепло и мягенько. Одеяло может быть квадратным 1х1 м или 1,5х1,5 м, или любой другой формы и размера.

Одеяло вы обошьете основным материалом с уже нашитыми элементами в виде какого-то рисунка, или сшейте внешнюю поверхность коврика в технике лоскутного шитья из кусочков тканей разнообразной фактуры и цвета.

Дуги для развивающего коврика можно сделать из обруча, который режется длиной в зависимости от размера коврика. Как прикрепить их, наглядно показано в видео в конце статьи. Дуги обшиваются тканью, затем на них можно повесить игрушки – магазинные или самодельные (например, ).

Есть и другой вариант, чем заменить дуги для коврика:

Тематика оформления и элементы развивающего коврика

Оформление коврика может быть посвящено теме животных, цветов, фруктов, сказок. Это может какой-то сюжет или городок с домиками, машинами, рекой и деревьями. Попробуйте разделить игровую поверхность коврика на сектора, посвященные временам года, времени суток или стихиям – воде, земле, воздуху и т.д.

Если вы просто сошьете коврик из разных тканей, то возьмите самые разные цвета и фактуры, принты в горошек и полосочку. Подаются и ткани с рисунками, вы можете подобрать подходящий сюжет и сшить всё из одной ткани, главное чтоб она хорошо стиралась.

В некоторые игровые элементы вшейте шуршащий полиэтилен или конфетные фантики. Используйте атлас, тюль, искусственный мех для развития сенсорики малыша.

Некоторые элементы пусть будут выпуклыми и мягкими, набейте их синтепоном или холлофайбером. Пришейте накрепко разные пуговицы, можно сложить узор из них, использовать пуговицы различной формы.

Дождик или лучи солнца можно изобразить с помощью бахромы, нашить разноцветные ленточки в виде радуги. Где-то можно вшить шнуровку и молнию, чтобы ребенок тренировал свою мелкую моторику и научился ими пользоваться, когда подрастет.

Какие-то элементы коврика пусть крепятся на липучках – например, так могут открываться и закрываться двери в домике. Спрячьте какие-то сюрпризы в кармашках, малышу будет интересно, как они прячутся и находятся вновь. В карманчик вшейте какие-то игрушечки на резинках.

Придумайте звуковые эффекты . Кроме шуршащих фантиков, вшитых в элементы коврика, на дуги можно повесить колокольчик или музыкальные игрушки. Из старых игрушек попробуйте вынуть музыкальный блок и вшить его в коврик.

А теперь видео, которое наглядно покажет, как с технической точки зрения исполнить сам развивающий коврик с дугами своими руками, как изготовить и прикрепить игрушки:

А также читайте:


Приветствую вас, дорогие читатели! — отличная игрушка и развивающее пособие для малышей. Сегодня поговорим о том, как сделать развивающий коврик своими руками .

Как сделать развивающий коврик своими руками

Эту игрушку можно выполнять в разнообразных формах: в виде развивающего коврика, панно, мягкой книжки или подушки. Здесь вы можете дать волю фантазии и придумать что-то своё. Но чаще всего она делается в виде коврика. Суть в том, чтобы дать ребёнку максимально разнообразные тактильные ощущения, а также учить его выполнять действия, развивающие мелкую моторику.

Что можно разместить на развивающем коврике:

  • Много различных пуговиц. Их можно трогать, изучать цвета, размер (большая или маленькая пуговица), считать пуговки.
  • Петельку (сделать петлю из шнурка), которую нужно надеть на пуговицу.
  • Липучки. Из ткани можно вырезать различные фигурки (круг, квадрат и т.п.), пришить к ним одну сторону липучки. Точно такие же фигурки пришить на основную ткань вместе со второй частью липучки. Задача – сопоставить фигурки и приклеить липучки. Можно выполнить кармашки на липучках и многое другое.
  • Замочки, молнии, всевозможные кармашки с замочками, где лежит какой-то сюрприз.
  • Шнурки. Пробить на плотной ткани отверстия для шнурков (лучше используя специальную металлическую фурнитуру). Задача зашнуровать рисунок. Можно выполнить в виде пришитого мягкого тапочка (тогда можно ногу туда просунуть).
  • Кармашки всевозможные.
  • Брелки для ключей, колечки и т.п. мелочи.
  • Маленькую перчатку или варежку, чтобы туда можно было засунуть ручку.
  • Большую прорезную петельку и большую пуговицу.
  • Пластиковое зеркальце, можно оформить в виде солнышка.
  • Разнообразные «шуршалочки» — малыши с удовольствием ими играют и слушают необычный звук.
  • Можно пришить кнопки и крючки, пряжки, застежки, например от бюстгальтера, в общем, всё, что можно открыть, закрыть, застегнуть, прицепить и т.д.

Самодельный развивающий коврик для мелкой моторики должен быть ярким, красочным, можно сделать его даже сюжетным (например, лесная полянка или город). И, конечно, необходимо помнить о мерах безопасности, все детали пришивать очень прочно, ведь ребёнок непременно захочет попробовать всё на зубок!

А сейчас несколько фотографий развивающих ковриков своими руками .

Любая мама хочет, чтобы ее ребенок всесторонне развивался с самого детства. Сейчас есть множество самых разных игр для развития детей, но очень часто они не по карману родителям.

Выход из этой ситуации есть – можно сшить развивающий коврик своими руками. Мамочки, которые умеют шить, вязать, могут самостоятельно сделать коврик для развития малыша из материала пособий по развитию детей.

Разберем как и из чего можно соорудить коврик для ребенка от 0 до 2 лет своими силами. Данная статья поможет мамочкам, которые только увлеклись рукоделием, создать развивающий коврик своими руками для малыша, и смастерить очень достойный индивидуальный, игровой тип игрушки.

Из этой статьи вы узнаете

Суть методики

Мягонький, разноцветный коврик с огромным количеством развивающих элементов применяют для занятий с малышом. Со скольки месяцев он подходит ребенку?

Кроху 3-4 месяцев кладут на него на животик. Кроха постепенно учится фокусировать свой взгляд на разных объектах, рисунках ткани, старается поднимать голову и удерживать ее.

Такой предмет вызывает у детей огромное увлечение. Благодаря дополнительным висящим модулям, находясь на спине, кроха имеет возможность смотреть на разнообразные предметы, пытается прикоснуться к ним.

При этом он начинает развивать координацию движений. Постепенно развиваясь, ребенок пытается перевернуться к понравившейся игрушке, потрогать ее ручками, доползти к ней, и наконец-то, взять ее в ручки и изучать дальше.

Малыш в этом возрасте изучает окружающий мир на ощупь. Его крохотные ручки – это сложнейший механизм по изучению того, что его окружает. При ощупывании разных тканей он развивает сенсорный вид восприятия.

Они являются целым комплексом не только для развития мелкой моторики, но и крупной, визуального и тактильного восприятия окружающего мира с помощью шуршащих компонентов, для развития слуха и фонетической памяти малыша с помощью музыкальных компонентов.

Малыш подрастает и осваивает следующий этап, который помогает расширить ему логические познания. Малыш уже понимает, что если затронуть определенную часть коврика, то будет играть именно эта музыка или издастся определенный звук.

Становясь еще старше, малыш начинает больше работать над мелкой моторикой рук: расстегивает разные замки, пуговички, открывает карманы и другие элементы.

Он учится мыслить и добиваться своих первых целей. Когда ребенок подрос, то интерес к нему уже пропадает, поэтому он прекрасно подходит для игры на полу.

Подходящий возраст

Преимуществом таких ковриков в том, что использовать их можно практически после появления на свет. А время его использования зависит исключительно от родителей.

Если собираетесь соорудить развивающий коврик своими руками крохе до годика, тогда нужно сделать побольше сенсорных и тактильных предметов, маленьких деталек, чтобы развивать моторику.

Если коврик для детей постарше, тогда он становится предметом обучения и развития. Чем сложнее сшить коврик, тем дольше он будет служить средством обучения.

Он станет помощником не только при изучении разных форм, цветов и размеров, но и во время изучения тем про животных, материков, цифр, буковок. Мальчик будет в восторге от машинок, техники, а девочка от цветов, кукол.

Некоторые дети и в 5, 6 лет не желают прекращать играть с ним. Важно помнить, что при маленьком возрасте малыша необходимо уменьшать время работы с ковриком.

Он вызовет много эмоций, интереса и потому может скоро надоесть. А вот чем старше малыш, тем больше необходимо заниматься на ковре, так появится и большее число разных игр.

Игры

Детский развивающий коврик включает разные идеи по его использованию, все зависит от наличия воображения и идей вашего крохи.

Личным примером Вы поможете понять малышу, сколько всего можно узнать интересного, захватывающего только с помощью легкого задействия простых элементов развивающего коврика своими руками. Так Вы сможете помочь развить ему воображение.

Варианты игр на коврике, позже Вы сами сможете дополнить данный список:

  • Рассматривание, наблюдение. В самом начале этого будет вполне достаточно, чтобы ребенок узнал новые знания.
  • Знакомство. Продемонстрируйте ребенку, что может издавать звуки, что может открыться, отстегнуться.

Делая это, рассказывайте стихи, потешке, скороговорки. Со временем кроха научиться всем этим действиям.

  • Секреты и сюрпризы. Это поможет ребенку быстрее научиться работать с разными замочками.
  • Собираем урожай. Предметы на липучке можно снимать. К примеру, цветы в букеты, овощи или фрукты в корзину.
  • Изучение цвета, форм и размеров.
  • Счет – сколько треугольников, сколько цветочков, красных предметов и тому подобное.
  • Ролевые игры.
  • Можно также сочинять собственные сказки, играть потом вместе. Через некоторые время Вы удивитесь его фантазии и воображению.

Шьем детский развивающий коврик своими руками. Для этого Вам понадобиться:

  • основа
  • материал, чтобы обтянуть коврик и украсить его
  • дополнительные компоненты

В основу развивающего коврика своими руками, как правило, используют поролон, старое детское одеяльце, мягкую, но плотную ткань.

Для основы обтягивания берите натуральную ткань, потому что кроха будет на коврике играть много времени. Ткань не должна провоцировать возникновение каких-либо аллергий, раздражения.

Цветовая гамма может быть насыщенной. Все зависит от Вашего желания. Но чересчур ярких и неоновых цветов лучше не брать.

Чтобы изготовить дополнительные компоненты коврика Вам пригодятся:

  • Пуговки разные по цвету и размеру. Можно их взять в виде зверушек, транспорта, цветочков.
  • Цветные нити, чтобы сшивать элементы.
  • Несколько молний. Выбирая их, обратите внимание на их безопасность, так как малыш будет ними играть.
  • Разнообразные резинки, липучки.
  • Шнурки, веревочки.
  • Пластиковые компоненты (кольца, погремушка и другое)
  • Предметы, которые издают много шума и звука.

Делаем поэтапно

Над тем, как сделать развивающий коврик задумались многие мамы. Но ничего сложного в этом нет. Когда приобретен весь необходимый материал, можно приступать делать детские развивающие коврики своими руками. Работа делится на 2 половины: работа с большими элементами, и работа с мелкими деталями.

Шаг 1

Делаем основу. Она включает два куска ткани. Для верхней части, обычно, выбирают однотонную плотную ткань. К ней очень просто пришить все компоненты.

Для нижней части необходимо выбирать плотную ткань, к примеру, джинс. Это необходимо для того, чтобы коврик не скользил, когда малыш ползет по нему.

Между этими отрезками помещают слой синтепона, поролона или иного наполнителя. Если у вас дома холодно, приходится утеплять коврик, значит необходимо поместить больше одного слоя, чтобы ребенку было тепло.

Шаг 2

Делаем фон. Для этого нужно взять большие части ткани, пришить их можно к основе. Фоном может быть любой пейзаж, все, что Вам нравится, что считаете уместным.

Можно просто приколоть части к основе, а можно и наметать. Потом прострочите на машинке. Если ткань приклеить к основе, то такой коврик прослужит намного дольше.

Потом на фон прикрепляем большие части ткани (цветы, дом, животных и другое), и прикрепляем их с помощью машинки.

Шаг 3

Готовим дополнительные компоненты. Это кропотливый процесс, поскольку каждая деталь выполняется очень тщательно.

Компоненты следует пришивать очень крепко. Но некоторые можно оставлять подвижными, чтобы ребенок мог ими играть.

Шаг 4

Крепим компоненты к фону. Лучше сделать эскиз коврика, разложив все компоненты на нем. Так Вам будет легче ориентироваться в добавлении новых элементов, и если что вовремя их поменять.

Элементы немного большие в размере стоит пришить на машинке, некоторые из них станут объемными. И цвет нитей подберите заранее.

Если брать во внимание все эти аспекты, тогда Вам будет намного легче выполнить работу.

Шаг 5

Работа руками. На этом шаге Вам пригодятся такие качества как усидчивость и терпение. А если помнить, что он крайний, то этому можно набраться.

На этом шаге и мама будет развивать мелкую моторику, это можно делать на протяжении всей жизни. Достаньте все ваши заготовки, разложите на коврике, и если Вам все нравится, значит можно пришивать.

За ним нужен постоянный уход. Стирать его можно только руками, отсоединив все движущиеся детали. Если заметили, что ткань расползается, значит поменяйте ее или подшейте.

Развивающий коврик для детей своими руками хорош тем, что он похож на живое существо – может меняться с Вашими детьми. Что не нужно, а что пригодится – будете решать уже вместе с ребенком.

Этот коврик просто находка для всех родителей. Кажется, что одна и та же игрушка, но постоянно изменяется, а пользы только больше. И малышу она не надоедает.

Этот коврик стоит сделать, он понравится и ребенку, он сможет играть на нем с друзьями, тем самым будет учиться и у Вас появится немного свободного времени, чтобы заняться делами или уделить это время себе. Поэтому не пожалейте времени и сделайте его.

Чтобы создать этот развивающий коврик своими руками не обязательно нужно уметь хорошо шить. Главное условие - желание и много терпения, так как процесс этот достаточно долгий и кропотливый.

Материалы и инструменты:

  • куски различной ткани
  • ткань хлобчатобумажная,
  • флис,
  • синтепон,
  • флизелин,
  • прозрачная ткань (органза),
  • тесьма,
  • контактная лента,
  • бусы, декоративные пуговицы,
  • нитки, иглы, швейная машина

Размер готового изделия - 140 на 170 сантиметров

Для различных участков коврика понадобятся хлопчатобумажные куски тканей, размером около 46 на 60 сантиметров. Все данные буду указывать без припусков. Хотя Вы можете делать размер какой Вам удобнее.
Я разделила коврик на четыре части

Прострачиваем каждую зону. Накладываем кусок голубой ткани, которая будет озером.

Озеро проложено синтепоном и за счет этого оно мягкое. Прострачиваем по краю.

Ствол дерева я сделала из старого ненужного свитера. Для этого я пришила на кусок от свитера волнистую тесьму.

Думаю, что ребенку будет интересно водить по тесьме маленькими пальчиками.

Крона дерева сделана из двух видов ткани: лицевую сторону я сделала из шелка, а изнанку - из хлопчатобумажной ткани.

В первую очередь пришиваем ствол, а затем траву. В роли травы - присборенная лента.

Траву пришиваю декоративной строчкой

Делаем крону для дерева, складывая её из нескольких деталей.

прострачиваем крону дерева в нескольких местах каждую деталь.

Рисуем шаблон ракеты. На второй фотографии - изнанка ракеты, а на третьей - иллюминатор

Делаем запчасти для крыльев ракеты и для её носовой части. Примеряем, прикладывая на корпус. Прокладываем слоем синтепона. У меня не синтепон, а какой-то материал плотнее синтепона

Теперь ракета стала объемной и еще к ней пришился фирменный логотип. Пришивала ракету к ткани основе показанной на второй фотографии строчкой.

Ну вот и всё - можно взлетать!


Теперь будем делать лужок -пришиваем ленту-липучку для жителей луга - объемных жуков и растущих на лужке объемных цветов.

Сделаем домик на берегу озера - наверное в нем кто-нибудь захочет поселиться! Делаем красивое окошко, приметываем его на ткань и пристрачиваем


Теперь сделаем море с морскими жителями в морской глубине.

Вырежем из флиса волнистый контур и положим под него прозрачную ткань. Сметаем прозрачную ткань красивыми складками и вернем флис на место, прикрывая им край прозрачной ткани

Отгибаем прозрачную ткань на флис, поправляем наши складки и пришиваем присобранное кружево, имитируя пену

Заселим коврик животными - жителями Африки

Подкладываем для создания объемности синтепон

Приметываем на синтепон шелестящую пленку от цветочной упаковки.

Пристрачиваем синтепон с пленкой к ткани. Шелестит просто великолепно - ребенку очень нравиться!

Следующий этап - создание морских волн. Пришиваем к участку с морской глубиной ткань, которая будет изображать небо и сверху укладываем синий флис, который станет в последствии волнами. Ширина (высота) нашего небесного участка - 24 сантиметра.

Подготавливаем обитателей морских глубин

Помещаем морских жителей под прозрачную ткань. Очень удобно использовать картинки-апликации

Пристрачиваем с обратной стороны участок неба и волн.

Прикладываем шаблон для выкройки изгибов волн, обводим шаблон мелом. После этого можно отрезать лишнюю синюю ткань.

Окончания волн прикрепляем в с помощью декоративной строчки.

Такой же высоты как и небо (24 сантиметра) делаем космос.

В небесах над лугом и лесчом у нас будут обитать пчелы. Картинки с пчелами делаем по той же технологии как и жителей Африки.

Различная живность на берегу моря и на лужке - это готовые аппликации. Их мы просто приклеиваем горячим утюгом.

Пристрачиваем ленту с оипучками для фигурок, которые можно будет переклеивать с места на место.

Расскладываем развивающий коврик на ровной поверхности и по нему меряем сколько нам нужно материала на обратную сторону. Можно воспользоваться готовой основой одеяла для ребенка. Далее нам нужно сшить и вывернуть коврик.

Прошиваем для укрепления и сохранения формы по главным стыкам тканей.

Прячем в кроне нашего дерева разные секретики!

Следующим этапом разбрасываем на нашем морском берегу разноцветные камушки.

Для прикрепления на липучки я сделала такие фигурки как цветок, облачка, тучу с дождём и солнце.

В центр цветка я положила пластмассовые шарики

Внешняя сторона облаков сделана из белой ткани с рельефной поверхностью. Сверху на ткань нашита органза. Внутренняя сторона облаков - хлопчатобумажная ткань.
Органзу кладем на облако, формируем в складки по краю облачка, наметываем. Прокладываем синтепон для объемности. На внутреннюю сторону нашиваем липучку
Наметываем, прошиваем, выворачиваем на лицо, зашиваем дырочку, через которую выворачивали с помощью потайного стежка.

Вы можете дополнительно красиво сформировать складки, пришив их ниточкой в нескольких местах. Вот такие пушистые облака:

Для того чтобы сделать солнышко, нужно взять красивую блестящую ткань. Также можно использовать какую-нибудь фактурную ткань, желательно в желтых тонах. Вырезаем два круга из ткани и два меньшего диаметра из синтепона. Также нам понадобится несколько квадратов - столько, сколько лучей у солнца Вы планируете сделать.
Прокладываем круги синтепоном и прометываем. На одну сторону пришиваем ленту-липучку.

Из квадратов формируем лучи. Можно внутрь вставить шелестящую упаковку от цветов.
Лучи пришиваем к кружочку выкроенному из любой ненужной ткани. Прокладываем синтепоном для объема.


Для изготовления тучки мы возьмем хлопчатобумажную ткань на оборотную сторону, любую фактурную ткань на лицевую и нашьем поверх полупрозрачную ткань типа органзы по тому же принципу, как мы делали облака. Шить тучку надо так же как шьют косметички. Единственно - не вшиваем молнию.


Вот наконец-то наш коврик полностью сшит!

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.