Короткая история про хвастовство. Сказка о хвастовстве. Вопросы по сказке «Хвастливый комар»

Басня Сергея Михалкова

Арбуз, что из земли тянул нещадно соки, Что более других лежал на солнцепёке И вырос до такой величины, Что все другие кавуны С ним оказались не равны, Перед собратьями своими возгордился: «Я тяжелее всех, каков же я на вкус?! Всяк скажет про меня: ...

  • 2

    Байки рыбака и охотника Русская притча

    Встретились рыбак и охотник и разговорились. - Раз, - сказал рыбак, - у меня клюнула щука. Я её тащить, а она такая сильная да большая, - думаю, её мне в лодку не втащить. Взял топор, тюкнул - и разрубил пополам. Голова ушла, а хвост остался. Ну, взял...

  • 3

    Белка в колесе Басня Ивана Крылова

    В деревне, в праздник, под окном Помещичьих хором, Народ толпился. На Белку в колесе зевал он и дивился. Вблизи с берёзы ей дивился тоже Дрозд: Так бегала она, что лапки лишь мелькали И раздувался пышный хвост. «Землячка старая, - спросил тут Дрозд, - ...

  • 4

    Беседа двух женщин Притча от Дмитрия Колганова

    Один мудрец в дороге как-то раз Про святость чувств поведал мне рассказ: «Хвалилась пред подругою одна (Неважно чья) сварливая жена: «Любым моим капризам муженёк Боится молвить слово поперёк. А любит так, что в небе без меня Ему не светит солнце среди...

  • 5

    Благородство и происхождение Даосская притча

    У одного знатного вельможи был очень гордый сын. День ото дня он становился всё высокомернее и заносчивее. Дело дошло до того, что он даже начал перечить своему отцу. - Благородство у меня в крови, - как-то раз расхвастался сын вельможи. - Я достоин...

  • 6

    Богачу не подобает быть мелочным Аварская притча

    Один богач часто хвастался: - Я не мелочный человек и терпеть не могу людей, которые считают медяки. Что для меня сто или сто пятьдесят туманов! Я их даже не подниму, если найду на дороге. Вот двести туманов - другое дело… Нет! Нет! Меньше хоть на один...

  • 7

    Болезнь Суфийская притча

    Соловей сказал однажды павлину: - Стоит мне лишь завести трель, как люди собираются слушать чистоту и красоту моего голоса. Человек может быть убийцей, но одновременно он эстет. Павлин послушал и решил, что с помощью своего сказочно прекрасного оперения...

  • 8

    Вечный спор Христианская притча

    Заспорила Синица с Соловьём, кто лучше поёт. Звери и птицы принялись её отговаривать: - Да ты сама послушай себя и его и сравни! Но та - ни в какую, для неё ведь главным был сам процесс спора. Словом, поспорила и проиграла, но особо и не огорчилась, ...

  • 9

    Владыка Самарканда Притча от Максима Горького

    Нет человека, который не хотел бы владеть Самаркандом! Шир-Али, кривой нищий, тоже мечтал об этом, особенно по ночам, когда тихий степной ветер пахнет травами, опьяняя, возбуждая безумные мечты. Но и днём нищий нередко говорил беднякам, друзьям своим: - ...

  • 10

    Волк-отец Басня Владимира Шебзухова

    Заслушались, как-то, лисята волчонка. Хвалился волчонок им волком-отцом. Глядел сверху вниз, лишь взобрался на горку, Не выглядеть дабы таким же мальцом. «Отец слыл в лесу настоящим героем! Отправил немало врагов на тот свет! Хвалу воспевают и в честь...

  • 11

    Воробей и Жаворонок Притча от Николая Бутенко

    Сидит Воробей на дереве и взахлёб хвастает перед стаей лесных птиц: - И каких только знаменитостей не было в моём роду: и горных Орлов, и зорких Соколов, и храбрых Коршунов, и голосистых Соловьёв, и знаменитых путешественников-первооткрывателей далёких...

  • 12

    Ворон и Орёл Притча от Николая Бутенко

    Хвастался Ворон перед Орлом: - Куда тебе до меня? Я триста лет проживу! А на утро Орлу донесли печальное известие: «Не дожил Ворон до утра. На заре попался на глаза браконьерам».

  • 13

    Вызов на бой Притча от Павла Федотова

    Как-то раз неуязвимый мастер Цзи Ши медитировал за чашкой душистого чая с мастером Ли Цзы. Вдруг откуда ни возьмись - Би Цзин появился, пьяный, как свинья, и давай неуязвимого мастера Цзи Ши грязью поливать, всякие колкости говорить. - Ну, - говорит Би...

  • 14

    Вылететь из гнезда ещё ничего не означает Притча от Александра Выженко

    Как-то летом на пасеку к Старчику пришла целая ватага бурсаков-философов, выпускников Киево-Могилянской Академии. Каждый из них старался «блеснуть» перед седым мудрецом уровнем знаний, полученных в храме наук. Внимательно, учтиво Старчик выслушивал их...

  • 15

    Вьюн и ящерица Басня Леонардо да Винчи

    Пышно разросшийся вьюн поднял ввысь свою нежно-изумрудную листву, сверкающую на солнце. Любуясь собственной красотой, он так возгордился, что с трудом переносил соседство других растений. Особенно досаждал ему своей невозмутимостью старый, высохший...

  • 16
  • Дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво;

    Учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведению;

    Упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-;

    Развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям;

    Учить пословицы, учить понимать их значение;

    Закреплять знания о величине предметов.

    Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

    Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, варежкин театр «Заяц-Хваста» (см. в Приложении).

    Предварительная работа

    1. Дидактическая игра «Оцени поступок».

    2. Чтение сказки «Заяц-Хваста».

    3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Заяц-Хваста».

    Ход занятия:

    1. Игровой момент

    Дети сидят полукругом на ковре. Заходит Петрушка.

    Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости, хочу посмотреть, что вы умеете делать, узнать, что вы знаете. Л нот я умею все-все делать. И все-все знаю. Хотите, я сейчас сто раз присяду?

    Дети: Хотим.

    Петрушка приседает десять раз. У него болит спина.

    Петрушка: Ладно, потом доприседаю. А хотите, я перепрыгну через эту планку?

    Дети идут в игровой уголок, там заранее приготовлено препятствие. Петрушка прыгает и сбивает планку.

    Петрушка: Ай, ладно. Это я не с той ноги прыгнул. А я знаю, как называется ваш детский сад: «Золотой колокольчик».

    Дети: Нет, «Золотой ключик».

    Петрушка: А группа ваша называется «Заинька».

    Дети: Нет, «Красная Шапочка»!

    Петрушка: Ну, это я что-то перепутал с названиями.

    Воспитатель: Ребята, хорошо ли поступает Петрушка? Что он делает? Как его можно назвать? Правильно - хвастунишка. Петрушка, а хвастаться некрасиво. Если бы ты все, что говорил, сделал, мы бы тебя похвалили. А так мы тебя постыдим.

    Дети говорят, что хвастаться некрасиво.

    2. Дидактическая игра «Придумай слово»

    Воспитатель: Теперь я предлагаю всем поиграть. Послушайте слова, которые я произнесу: книжище, днище, чемоданище, альбомище, столище. О каких по величине предметах идет речь? Покажите. Нарисуйте глазами маленький круг, а потом большой, огромный. Ребята, а вы сможете назвать такие слова? (Да). Сможете, или вы просто хвастаетесь? Назовите другие слова, похожие на эти (за правильный ответ дается фишка). Молодцы, вы все правильно придумали. Значит, вы не хвастались.

    3. Физкультминутка

    В хоровод встал серый зайка

    Раз, два, три, четыре, пять –

    И присесть могу и встать.

    И поэтому с утра

    Я кричу: «Ура! Ура!»

    Повторяется 2-3 раза .

    4. Рассказывание сказки «Заяц-Хваста»

    Петрушка: А хотите, я вам сказку расскажу и покажу. Воспитатель: А ты, Петрушка, сможешь или опять хвастаешься? Петрушка: Нет, нет, нет. Слушайте и смотрите.

    Рассказывание и показ сказки «Заяц-Хваста» с использованием варежкина театра.

    5. Краткая беседа по содержанию

    Воспитатель: Как рассказывает о себе заяц? Ответы детей.

    Воспитатель: У меня не усы, а усищи, на лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

    Воспитатель читает цитату, дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ-.

    Воспитатель: Должно быть, в сказке речь идет и зайце-великане?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Так хорошо ли хвастаться? Почему это плохо? Ответы детей.

    Воспитатель помогает детям: Потому что это некрасиво. В конце концов, тебе никто не будет верить. И дружить с таким хвастунишкой никто не захочет. Если хвастаться, то и делать нужно все, о чем говоришь, т.е. отвечать зa свои слова. Если сказал, что сто раз присядешь, то надо присесть его раз. Понял, Петрушка?

    Петрушка: Да.

    Воспитатель: Наш герой зайчик, в конце концов, перестал хвастаться И стал храбрым. Кто из вас помнит, как ворона отблагодарила зайца? («Вот ты и молодец. Не хвастунишка, а храбрец»). Давайте повторим (дети повторяют). И запомним правило: не хвастайся даже красивым поступком. Давайте выучим об этом пословицу «Хорошее дело само за себя говорит». Ребята, а как вы понимаете значение этой пословицы?

    Ответы детей.

    6. Работа в тетрадях «Нарисуй то, что умеешь»

    Разминка для рук: счет пальчиков до 5 и обратно. Самостоятельная работа детей. Итог занятия.


    На одной улице большого города располагался крупный микрорайон. В этом микрорайоне стояли такие высокие дома, что когда поднимаешь голову и смотришь на верхние этажи, то кружится голова. А обычные девятиэтажные и четырнадцатиэтажные дома казались спичечными коробками по сравнению с этими гигантами. Иногда даже пролетавшие тучи оказывались ниже их крыш. Вот какие высокие они были!

    И вот, приходит однажды девочка во двор. Увидела она на площадке играющих детей и присоединилась к их игре. А потом, когда все они немного устали от забав, девочка им и говорит:

    Я вчера познакомилась с одним мальчиком, он очень смелый и храбрый!

    А её друзья по играм внимательно слушали и радовались, что она теперь знает такого мальчика, о которых обычно снимают кино и пишут в книжках.

    Они немного завидовали маленькой девочке, и каждому хотелось рассказать эту новость тому, кто о ней ещё не слышал, и гордиться своим знакомством с нашей девочкой.

    А девочка спешила их порадовать:

    Сегодня мальчик с мамой должны прийти в клинику, которая у нас на первом этаже дома. Я вас с ним познакомлю.

    Прошло немного времени. И вот идёт мальчик с мамой. Дети узнали от девочки, что это он, и позвали мальчика поиграть с ним. Мальчик подошёл к ним, пока мама ходила узнавать о приёме к врачу.

    Все дети наперебой начали называть свои имена и предложили мальчику дружить с ними, а он нехотя согласился:

    А вы мне подарите что-нибудь? Чтобы я мог считать вас своими друзьями. Или угостите вкусным? Я не могу дружить с вами просто так.

    Дети смотрели на него и удивлялись. Они такого ещё не слышали и не видели. Очень диковинно звучали для них слова этого мальчика. А он продолжал говорить:

    Я маленький, но храбрый и очень смелый, – расхваливал он себя. – И буду за вас заступаться.

    Но только за тех, кто мне понравится.

    Дети выслушали его и призадумались. Вроде, всё верно говорит храбрый мальчик, но всё равно они такого никогда ещё не слышали. Дети пообещали, что в следующий раз обязательно ему что-нибудь подарят или чем-нибудь угостят. Ведь у многих из них не нашлось с собой ничего, что можно было бы ему дать. Но половина хороших и добрых детей протянули мальчику свои игрушки, чтобы теперь он считал их своими друзьями. А он складывал все подаренные игрушки вокруг себя и радовался новым приобретениям.

    Один мальчик, Артур, который подарил храброму мальчику радиоуправляемую машину, спросил у него:

    А ты что подаришь мне на память? И научишь ли меня, как стать храбрым!

    Тот ему кивнул и пообещал:

    Конечно, научу! Только не сразу. Я ведь не за один день таким стал.

    После чего он подошёл к маленькой крохотной девочке. Такой крохотной и очень похожей на маленькую красивую куклу. Взял у неё из рук совочек, отдал маленькому Артуру и говорит:

    На, бери! Тебе на память. А заодно смотри, какой я смелый!

    Детям не понравилось, как он это сделал.

    Вдруг, откуда ни возьмись, бежит маленькая собачка Бася. Эта белая собачка только и умела, что прыгать от радости и хвостом вилять. Ну ещё подавать лапу детям, когда её просили. Даже когда и не просили, она тоже могла дать лапу. Потому что она была добрая. А ещё она очень смешно бегала за мячом.

    И вот бежит эта собачка Бася к детям, машет хвостом, торопится и подпрыгивает от счастья, от того, что сейчас наиграется с мальчиками и девочками.

    А храбрый и смелый мальчик, увидев её, закричал:

    Караул, караул! Спасите!

    И побежал к высокой горке, чтобы по ступенькам забежать на верх и там спрятаться от собачки Баси.

    Собачка Бася сама-то испугалась этого мальчика и не могла понять, почему он так громко кричит.

    Все дети смотрели и не понимали, что с храбрым мальчиком стало. Очень они тогда удивились.

    А потом мальчика позвала мама:

    Сыночек, пойдём к доктору. Он, как известный доктор Айболит, посмотрит тебе в рот. Нет ли у тебя кариеса.

    Что тогда началось.

    Он так сильно расплакался от испуга и даже сопротивлялся, лишь бы не ходить к врачу.

    А все дети не выдержали и засмеялись. Никакой он не смелый и не храбрый. А просто – хвастунишка!

    Дети, конечно, его простили. Ведь дети должны прощать. А то дружиться не с кем будет.

    А без дружбы, ребята, никак нельзя.

    Но при условии, что тот мальчик никогда больше не будет хвастаться, отнимать игрушки у слабых и бояться врачей. Потому что врачи не страшные. Они, правда, давно об этом знали и ходили каждые полгода к докторам на осмотр. Потому что знали, что за здоровьем надо следить с детства.

    Они взяли с него честное слово, которое он им дал.

    Я этих мальчиков и девочек встречал уже много лет спустя и тоже с некоторыми из них дружусь. Один из них и рассказал мне эту историю. Когда они повзрослели, никто никогда не вспоминал о той старой смешилке, так они её называли.

    С их разрешения я и написал эту сказку. Уж не знаю, понравилась ли она вам. Но тем детям очень понравилась, даже когда они стали взрослыми.

    Эту терапевтическую сказку можно рассказать тем детям, которые считают, что они могут делать что-то лучше других и поэтому предпочитают сделать это сами, чем в команде.

    За иллюстрацию спасибо Жене Ясной !

    Сказка про хвастливого муравья

    На лесной полянке, залитой солнечным светом, стоял муравейник. Жила в нём дружная и работящая муравьиная семья. Время шло, семья разрасталась, и скоро муравьи поняли, что в старом муравейники им не хватает места, и нужно строить новый.

    Собрались муравьи вместе, чтобы решить, кто чем будет заниматься на строительстве нового муравейника. Кто-то палочки, веточки и травинки таскает, кто-то их с землёй и песком смешивает, другие строят ходы, выходы, комнаты и лабиринты коридоров.

    Жил в муравьиной семье муравей по имени Быстроножка. Среди других муравьёв считался он хорошим строителем. Ну а сам он вообще был уверен, что лучше его в лесу никто не умеет строить муравейники.

    Муравей начальник решил, что Быстроножка с отрядом других десяти муравьёв отправится на строительство западной части муравейника.

    — И зачем они все мне там нужны? - спросил его Быстроножка. - Копошатся, толком ничего не делают, только мне мешают, лучше бы я сам всё построил. Я ведь самый лучший муравей строителем в нашем лесу!

    — Ты, конечно, хороший строитель, Быстроножка, — кивнул муравей-начальник, но один с такой работой не справишься. Это дело для отряда муравьёв.

    — Я?Да не справлюсь? - воскликнул Быстроножка. - Да я смогу построить западную часть в одиночестве лучше и быстрей, чем отряд муравьёв!

    Муравей-начальник был старым опытным строителем. Ему, конечно, не понравилось поведение Быстроножки. Он не любил хвастунов, поэтому решил преподать молодому муравью урок.

    — Ну, что ж, если ты так считаешь, то отправляйся сам строить западную часть, — сказал он Быстроножке. Через три дня она должна быть готова.

    Обрадовался Быстроножка. Он потирал лапки и думал, что он покажет всем муравьям, какой он замечательный строитель. Он не только западную часть, да и весь муравейник сможет сам построить!

    Недолго думая, взялся Быстроножка за строительство. Из смеси веточек и палочек с землёй, он принялся строить коридоры и комнатки. Да вот беда, смесь быстро сохла, так что он не успевал использовать её для постройки. Если бы Быстроножка работал с другими муравьями, то каждый из них был бы занят строительством отдельной комнаты, но он-то был один.

    — Я просто буду строить быстрей! — решил Быстроножка. - Смесь не успеет высохнуть.

    Мы-то с вами понимаем, что быстрей не означает лучше. Быстроножка стал торопиться, и комнаты и коридоры стали выходить у него как попало, да и время поджимало. Ведь на строительство западной части было отведено всего три дня.

    — Ничего! Я самый лучший строитель! - говорил себе Быстроножка. - Даже если я не буду очень стараться, у меня всё равно выйдет лучше других.

    Можете себе представить, он, действительно, закончил строительство западной части к концу третьего дня?! Утром на проверку строительства пришёл муравей-начальник.

    — Да, ты успел построить западную часть, — сказал он Быстроножке. - Но вот достаточно ли она крепкая? Выдержит ли муравейник, если на него, например, сядет тяжёлая птица?

    — Я самый лучший строитель! Моя часть - самая крепкая! - снова стал хвастаться Быстроножка.

    Но начальнику не достаточно было слов хвастливого муравья. Он позвал тысячу муравьёв из муравейника и попросил их всех сразу взобраться на крышу западной части. Как вы думаете, выдержала ли западная часть тяжести тысячи муравьёв? Конечно, нет! Крыша рухнула, все коридоры и комнаты оказались засыпаны землёй.

    Как же стыдно стало в тот момент Быстроножке! Он вдруг понял, какую ошибку совершил, как ужасно себя вёл и подвёл свою семью. Захотелось Быстроножке убежать и спрятаться под какой-нибудь листок, но тогда бы он стал не только хвастуном, но и трусом.

    Пристыжено опустив голову, Быстроножа сказал:

    — Я был не прав, и вёл себя как ужасный хвастун, а не член дружной муравьиной семьи.

    — Я рад, что ты это понял, — кивнул муравей-начальник.

    — Прошу вас простить меня и дать мне команду муравьёв для строительства западной части муравейника! Ведь правда в том, что со строительством муравейника под силу справится только команде муравьёв, — попросил Быстроножка.

    Конечно, муравьи простили своего хвастливого товарища. Как только Быстроножка перестал хвастаться, они сразу же забыли об этом случае, и все дружно отправились на строительство западной части.

    Через несколько дней муравейник был достроен, а муравей Быстроножка очень гордился работой своей команды.

    Сказка про зайчика для детей, которые часто хвалятся и не слушаются

    Наступила снежная зима. Весь лес покрылся сугробами, а деревья надели снежные платья. Зайчики и белочки уже успели сменить свои летние шубки на теплые зимние. Только зайчик Тимошка никак не хотел расставаться со своей серой шубкой, уж очень она ему нравилась.

    — Тимошка, все звери оделись в теплые шубки. А нам зайцам белая зимняя шубка еще и помогает прятаться среди снега от волка и лисицы. В серой они тебя легко обнаружат.

    — Тимошка, послушайся маму, — говорят ему братья, — зима холодной бывает, ты замерзнешь.

    Но Тимошка ни в какую не хотел подчиняться.

    — Ха, что мне волк и лиса, — храбрился зайчик. — Я самый быстрый заяц в округе. Пусть сначала догонят!

    Тут в окошко кто-то бросил снежок. Это бельчата звали зайчат играть.

    — Тимошка, видимо, мне придется не пускать тебя на прогулки, пока ты не послушаешься, — сказала мама-зайчиха, — выходить зимой зайчику в летней шубке в лес не безопасно.

    Но Тимошка был настолько непослушным зайчиком, что даже не стал слушать мамины предупреждения, а сразу выскочил за дверь.

    — Сынок, только не уходи далеко от дома, — крикнула ему мама вслед.

    Но услышал ли ее Тимошка? И послушается ли он маму?

    Зайчата и бельчата лепили снеговика. Кто-то даже принес морковку для носа, орешки для глаз. Потом всей гурьбой строили снежный город, играли в снежки и прятки. Весело они проводили время, и день был таким чудесным, солнечным.

    Вдруг один бельчонок, который прятался на дереве, увидел, как на опушке леса появилась лиса.

    — Берегитесь! Лиса! — крикнул он.

    Зверята бросились врассыпную, но лиса уже мчалась в их сторону. Ближе всех и заметнее оказался Тимошка. Зайчонок старался бежать быстрее обычного, но лиса не отставала. Вскоре силы начали покидать Тимошку.

    — Какой удачный день, — произнесла лиса, когда зайчонок упал без сил возле дерева. — Сам зайчишка-хвастунишка! Сегодня у меня будет праздничный ужин.

    Тимошка весь дрожал от страха. Еще никогда он не видел хищницу так близко. Зайчонок зажмурил глаза и…

    — Ах, вы маленькие негодники, — услышал он голос лисы. — Вот доберусь я до вас, погодите у меня!

    Это друзья-бельчата бросали с деревьев снежки в лису. Они не оставили своего друга в беде одного. И Тимошка, воспользовавшись моментом, бросился бежать. Возле дома его ждали братья и бельчата.

    — Тимошка, ты в порядке? — беспокоились они.

    — Да, все хорошо, — ответил зайчонок с грустью. — Спасибо вам друзья. Без вас бы я пропал, — и поспешил домой, чтобы никто не видел его слез.

    А дома он бросился в объятия мамы и горько заплакал. Мама погладила зайчонка по голове:

    — Тимошка, мой любимый сыночек!

    Ему не нужно было ничего рассказывать маме, она все поняла бы сама. И мама-зайчиха не стала ругать своего зайчонка, для нее важнее было то, что он жив и здоров.

    Иллюстрация: Petra Brown