Первая мед помощь детям. Как оказать первую помощь ребёнку. Утопление и солнечный удар

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Основные принципы оказания первой помощи: 1. правильность и целесообразность 2 .быстрота 3 .обдуманность, решительность и спокойствие

4 слайд

Описание слайда:

ССАДИНЫ И ЦАРАПИНЫ – поверхностное повреждение наружных кожных покровов Помощь: 1. Удалить с кожи загрязнения, промывая любым раствором антисептика (перекись водорода, мирамистин, водный раствор хлоргексидина) 2. Смазать йодом или зеленкой края раны. 3. Накрыть поврежденный участок стерильными бинтом, марлей или салфеткой, сложенной в 4 раза.

5 слайд

Описание слайда:

Ушиб - результат повреждения мягких тканей и органов тела тупым предметом. Симптомы: наличие ссадины или синяка на месте ушиба, образование кровоподтека, нарастает припухлость (отек), боль. Помощь: 1. Создать покой поврежденному органу. 2. Придать этой области возвышенное положение. 3. Применить холод (пузырь со льдом), который вызывает местный спазм сосудов, значительно уменьшает кровоизлияние в мягкие ткани, наложить давящую повязку.

6 слайд

Описание слайда:

ПЕРЕЛОМЫ Нередко при сильном ушибе может произойти перелом кости. В этих случаях в первую очередь необходим полный покой поврежденному участку тела. Для создания неподвижности (иммобилизации) в области перелома ногу надо уложить на доску, фанеру или плотный картон и прибинтовать его к ноге. При повреждении позвоночника пострадавшего кладут на твердый щит. При переломе костей рук иммобилизация может быть достигнута при помещении руки, согнутой в локтевом суставе, на широкую косынку, концы которой завязываются на шее или поврежденная конечность прибинтовывается к туловищу. Благодаря иммобилизации уменьшается боль, состояние больного улучшается, и он должен быть срочно доставлен к врачу, в травматологическое отделение.

7 слайд

Описание слайда:

Рана - повреждение тканей организма вследствие механического воздействия, сопровождающиеся нарушением целости кожи и слизистых оболочек Рана бывает: колотая ушибленная резаная огнестрельная укушенная рана. Она сопровождается кровотечением, болью, нарушением функции поврежденного органа и может осложниться инфекцией.

8 слайд

Описание слайда:

Помощь Если рана небольшая и неглубокая (кровотечение небольшое) – промыть рану большим количеством чистой воды, при возможности продезинфицировать, наложить чистую повязку. Если рана достаточно обширная и крови много, необходимо наложить давящую повязку, которая будет препятствовать кровопотере; если повязка пропитывается кровью, снимать ее нельзя, нужно наложить сверху еще одну и т.д. Очень большая рана, из которой кровь бьет фонтаном, требует наложения жгута на ближайшую к ней артерию (предплечье, плечо, бедро); Если в ране есть посторонний предмет (в том числе торчащий) повязку накладывать вокруг него, постараться зафиксировать посторонний предмет;

9 слайд

Описание слайда:

Кровотечение – излитие крови во внешнюю среду, естественные полости тела, органы и ткани. Может возникать при нарушении целостности сосуда или повышении проницаемости сосудистой стенки; развиваться вследствие травм или заболеваний Кровотечения бывают: Артериальные (кровь ярко-алая, изливается напряженной пульсирующей струей) Венозные (кровь темная, с вишневым оттенком, течет ровной струей) капиллярные кровотечения (кровь выделяется отдельными каплями Симптомы: слабость, головокружение, бледность, тахикардия, снижение АД, обмороки

10 слайд

Описание слайда:

Первая помощь при носовом кровотечении: 1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища; 2. Нельзя наклонять голову назад!! Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот; 3.При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение! 4.Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, сухие или смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3см и толщиной 1-1,5см, детям - толщиной 0,5см); 5.Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20мин

11 слайд

Описание слайда:

Ушибленные раны – следствие удара тупыми предметами. Края раны могут быть разорваны, окружающие ткани раздавлены, синюшны, пропитаны кровью. Помощь: Для того, чтобы обезвредить место ушиба или провести профилактику, предотвращающую попадание микробов в рану, следует применить антисептик. Антисептики имеют два преимущества: снимать воспаление ускорять заживление Самые распространенные антисептики, которые можно использовать для детей, это: раствор зеленки йод

12 слайд

Описание слайда:

Вывих- это изменение положения или формы суставных поверхностей костей, которое может произойти из-за внутренних или внешних причин 1. Необходимо зафиксировать сустав. Он должен остаться в том положении, в котором находился в момент травмы. 2. Охладите место вывиха. Чтобы уменьшить болевые ощущения приложите к месту травмы влажное полотенце или кусочек льда, завёрнутый в платок. 3. Вызовите скорую помощь или самостоятельно отвезите ребёнка в травмпункт. Врач поставит сустав в правильное положение и назначит восстанавливающие процедуры. Не стоит сильно переживать, вправлять вывих не занимает много времени и не причиняет сильную боль. Опытный врач ставит на место сустав буквально за пару секунд. Малыш даже не успеет испугаться. Зато спустя буквально 2-3 минуты он сможет свободно двигать пострадавшей ручной или ножкой.

13 слайд

Описание слайда:

Растяжение связок Растяжение связок стопы у детей возникает из-за непривычных и патологических положений ноги в процессе движения. При ношении неправильной обуви (с точки ортопедии), тренировок в неправильной обуви, плоскостопии и косолапости, при избыточной массе тела или чрезмерном напряжении мышц стопы при физической активности. Очень часто травмы у детей происходят из-за попыток ходить на носочках, вытягивая стопу и ставя ее на внешнее или внутреннее ребро.

14 слайд

Описание слайда:

Первая помощь при растяжении связок После травмы поврежденную конечность необходимо обездвижить, если произошло растяжение связок шеи, то ребенка лучше уложить и обеспечить неподвижность. К месту растяжения прикладывают лед или холодный компресс для устранения отечности и болевых ощущений. На поврежденный сустав накладывают фиксирующую повязку (для голеностопного сустава, стопы и руки). При сильных болях ребенку рекомендуется дать обезболивающее средство, согласно возрастной дозировке и обратиться за медицинской помощью.

15 слайд

Описание слайда:

Первая помощь при укусе насекомых Укусы пчёл, ос, слепней: При укусах возможна только местная реакция, проявляется жгучей болью, покраснением и отёком в месте укуса. Наиболее ярко это выражено при укусе лица и шеи. Особенно опасны и болезненны укусы в глаза и слизистую рта, губы. При этом возможно серьёзное повреждение органов зрения. Отёк, развивающийся при укусах в губы и слизистую рта, может привести к удушью и смерти. Симптомы: озноб, повышение температуры, одышка, головокружение, головная боль, учащение сердцебиения, боли в области сердца, тошнота, рвота, обмороки. Помощь: удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод, дать антигистаминное средство. При развитии удушья ребёнок нуждается в немедленной госпитализации

16 слайд

Описание слайда:

Первая помощь при укусе клеща. Симптомы: покраснения кожи, головокружение и затруднённое дыхание, рвота и повышение температуры. После осмотра ребёнка необходимо: Удалить клеща - перед тем как начать удаление клеща, его нужно аккуратно смочить спиртом, мыльным раствором или подсолнечным маслом. Измерить температуру; - при отсутствии повышенной температуры – дать рекомендации родителям по измерению температуры в течение 14 дней; 3. При повышении температуры – немедленно госпитализировать больного в инфекционный стационар; - провести разъяснительную беседу с родителями

17 слайд

Описание слайда:

Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути Признаки: внезапное ухудшение состояние на фоне полного благополучия, чаще во время еды или игры; мучительный кашель с рвотными позывами; свистящее дыхание; изменение голоса; цианоз кожных покровов; затруднение дыхания

18 слайд

Описание слайда:

Оказание первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути: Если нет признаков удушья: вызвать скорую помощь; открыть окно; попросить ребенка покашлять и дать занять более удобное положение, если ребенок не может сидеть – предпочтительное положение лежа на боку.

19 слайд

Описание слайда:

Обморок - это внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более. Симптомы:: головокружение, слабость, потеря сознания, побледнение и похолодание кожных покровов, замедленное, поверхностное дыхание, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту). ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Пострадавшего уложить на спину (ноги должны быть выше головы), освободить шею и грудь от стесняющей одежды, укрыть пострадавшего, положить грелку к его ногам. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе.

20 слайд

Описание слайда:

Симптомы солнечного удара у ребёнка: чувство недомогания, резкой слабости, усталости; постепенно нарастает головная боль или головокружение. тепловой удар сопровождается серьёзным повышением температуры тела (до 40 градусов). нередки чувство тошноты или рвота. цвет кожи достигает ярко-розового оттенка, очень заметного, отмечается повышенное потоотделение; в отдельных случаях - обмороки и судороги.; у детей, сосуды которых расположены близко, могут быть носовые кровотечения; иногда наблюдаются нарушения сердцебиения, бред, галлюцинации

21 слайд

Описание слайда:

Помощь при солнечном ударе: сразу же перенесите ребёнка в прохладное место в тень положите его на пол, скамейку или просто на траву или асфальт так, чтобы ноги были слегка приподняты. если ребенок находится в помещении, обеспечьте ему приток свежего воздуха, это необходимое условие; расстегните ворот рубашки, ослабьте пояс. снимите верхнюю одежду; напоите ребёнка минеральной или кипяченой водой, если сознание помутнено, дайте понюхать ватку, смоченную нашатырём; чтобы охладить кожные покровы, воспользуйтесь хлопчатобумажной тканью, намоченной тёплой водой. Холодной водой пользоваться нельзя - это серьёзный стресс для организма; при солнечном ударе можно протереть ребёнка мокрой губкой, а воду давать по чайной или столовой ложке, в зависимости от возраста ребенка; если у него повысилась температура, нет смысла давать жаропонижающее; в этот день ребёнка нельзя оставлять без присмотра, убедите его соблюдать диету из лёгких кисломолочных продуктов и больше пить.

22 слайд

Описание слайда:

Тепловой удар - патологическое состояние, обусловленное общим резким перегреванием организма в результате воздействия внешних тепловых факторов. Причины - нарушение терморегуляции, возникающее под влиянием поступления избыточного тепла из окружающей среды., высокая влажность и неподвижность воздуха, физическое напряжение, длительное ношение одежды из синтетической, кожаной ткани в условиях повышенной температуры окружающей среды, недостаточный прием внутрь жидкости. Симптомы: Расстройство сознания, расширение зрачка, носовое кровотечение, рвота, жажда, одышка, учащенный пульс, повышение температуры до 39.0, мышечные боли, сухая горячая кожа. Помощь: такая же, как и при солнечном ударе

23 слайд

Описание слайда:

Первая помощь при эпилептическом припадке. Эпилептический припадок - проявление эпилепсии или хронического заболевания головного мозга. Симптомы: Внезапная потеря сознания, одновременно начинаются судороги. Возможна кратковременная (на 10-30 секунд) остановка дыхания. Бледное сначала, лицо становится темно-красным, синим. Изо рта выделяется вспененная слюна. Если больной травмирует зубами язык, то слюна окрашивается в красный цвет. В 80% случаев наблюдается непроизвольное мочеиспускание.

24 слайд

Описание слайда:

Если начались судороги, надо обойти сзади и страховать голову, чтобы он не ударился ею. Если ребенок большой, надо повернуть на бок весь плечевой пояс и навалиться на него всем телом. Ребенок во время приступа становится очень сильным. Иногда усилий одного взрослого явно недостаточно. Следующее действие - освободить от стесняющей одежды: расстегнуть воротничок, если приступ произошел в квартире – открыть форточку. Не надо стараться разжать зубы и тем более вставлять в рот палец или другой предмет. В первом случае Вы повредите свой палец, во втором – можно сломать зубы больного. В крайнем случае, можно воспользоваться носовым платком, свернутым в несколько раз. Во время приступа больной может посинеть, у него может остановиться дыхание. В этом случае придется делать искусственное дыхание рот в рот. Искусственную вентиляцию легких делают только в случае отсутствия дыхания после прекращения судорог. Пока ребенок не придет в сознание, необходимо быть рядом. Нельзя оставлять больного одного. Не стоит давать ребенку лекарство, пока он не пришел в себя.

25 слайд

Описание слайда:

Переохлаждение и обморожение Терморегуляция у детей еще не совершенна, поэтому переохлаждение может наступить и в холодном помещении, и когда одежда не соответствует температуре окружающего воздуха, и когда ребенок мало двигается. Обморожение обычно наблюдается при сухой ветреной морозной погоде. При развитии переохлаждения могут наблюдаться: Дрожь; Бледность, сухость кожи; Сонливое состояние либо апатия, неадекватное поведение; Редкий, слабый пульс; Редкое поверхностное дыхание; Может наблюдаться: вначале - покалывание, поврежденная часть становится бледной и затем немеет. Кожа на ощупь твердая, становится белой, потом покрывается пятнами, синеет и в конце концов темнеет. Воспитатель должен: Предотвратить дальнейшую потерю тепла. Согреть. Для этого ребенка необходимо уложить в кровать и хорошо укрыть; дать горячее питье или высококалорийную пищу.

26 слайд

Описание слайда:

При обморожении пальцев, ушных раковин или других частей тела следует принять следующие меры: Укрыться от холода. Согреть руки, спрятав их в подмышках. Если обморожением затронуты нос, уши или участки лица, согреть эти места, прикрыв их руками в сухих тёплых перчатках. Не тереть поврежденные места. Никогда не растирать обмороженные участки кожи снегом. Если есть риск повторного обморожения, не допускайте оттаивания уже пострадавших участков. Если они уже оттаяли, укутайте их так, чтобы они не могли вновь замерзнуть. Если при согревании обмороженных участков чувствительность в них не восстанавливается, обратитесь за неотложной медицинской помощью. Если профессиональная помощь в ближайшее время недоступна, согревайте сильно обмороженные кисти или стопы в теплой (не горячей!) воде. Другие пострадавшие участки (нос, щеки, ушные раковины) можно согревать, приложив к ним теплые ладони или подогретые куски ткани.

Описание слайда:

Воспитатель должен: Успокоить и подбодрить ребенка. Вызвать неотложную помощь. До приезда врача: Посадить ребенка, поддерживая спину и успокаивая его. Сделать так, чтобы воздух вокруг ребенка был влажным - это облегчит ему дыхание и поможет предотвратить повторение приступа. Для этого пройдите с ребенком в ванну или в кухню и включите кран с горячей водой. В ванну, куда льется горячая вода, можно добавить питьевую соду

29 слайд

Описание слайда:

Полные счастья дни первого года жизни малыша могут омрачить серьезные проблемы со здоровьем, от которых никто не застрахован. Ребенок может сильно обжечься, удариться, порезаться или отравиться. Каждый родитель обязан знать. как следует себя вести в таких ситуациях и как грамотно помочь младенцу, пока едет скорая помощь.

Порезы и ссадины

Как бы вы ни оберегали грудничка, он всегда «найдет возможность» удариться. В таких ситуациях не нужно ругать дитя или обвинять себя в невнимательности, важно сразу приступить к оценке характера раны и оказать ребенку первую помощь.

  1. Неглубокие нарушения целостности кожного покрова достаточно обмыть перекисью водорода, а края ран смазать зеленкой или йодом. Обрабатывать спиртовыми растворами непосредственно саму рану нельзя.
  2. Если младенец повредился на улице, и его рана была полна песка и грязи, лучше перестраховаться и отправиться после того, как была оказана первая помощь в виде обработки, в травмпункт, чтобы там ребенку сделали вакцину от столбняка.
  3. Глубокие раны ребенку следует обработать, а затем наложить на них стерильные марлевые салфетки, прибинтовать их или закрепить с помощью пластыря. Не нужно промакивать рану кусочками ваты, поскольку ее волокна налипнут на поврежденные ткани и вызовут нагноение. После того, как вы защитили глубокую рану дитя от загрязнения, отвезите его в травмпункт.

Укусы животных

Ни один малыш не застрахован от укусов животных, тем более — неопытный грудничок, который доверчиво тянется ко всем собачкам и кошечкам. При укусе уличного животного вам нужно обработать рану младенца, а затем отправиться с ребенком в травмпункт. Там малышу введут две вакцины — от столбняка и от бешенства.

Если кроху покусала домашняя собака или кошка, вам необходимо взять с собой в травмпункт паспорт животного, в котором обязательно проставляются все сделанные ему в ветклинике прививки. Если с документами вашего «обидчика» будет все в порядке, вакцину от бешенства вам делать не станут, если же животное давно не прививалось — ребенку придется потерпеть укол.

Перелом

Несмотря на известный всем факт о пластичности детских костей, сломать их очень легко, например, дернув дитя за ручку на себя. При этом кость разломится в месте активного роста: чаще всего травматологи диагностируют переломы лучевых костей у малышей до года.

Если вы обнаружите, что дитя словно бережет свою ручку, не двигает ей, а сам постоянно плачет — осторожно осмотрите сустав и припеленайте его ниже и выше перелома к телу, чтобы обездвижить. После того, как окажете ребенку помощь, отвезите его в травмпункт.

Ушиб и сотрясение

Дети часто ударяются головой, особенно когда начинают ходить. Иногда ушибы бывают такой силы, что приводят к сотрясениям головного мозга. Такие травмы проявляются не сразу, поэтому, если дитя ударилось головой, обеспечьте ребенку полный покой, без укачиваний, и наблюдайте за его состоянием. Если у крохи в течение суток начнется рвота — немедленно отправляйтесь в травмпункт.

Если уже удар головой был очень сильным, у малыша выскочила шишка и он долго плачет, — ничего не ждите, а сразу поезжайте в травмпункт. Специалисты оценят состояние крохи, рекомендуют лечение, а в случае необходимости даже отправят вас в стационар под наблюдение врачей.

Ожоги

Ожоги — одна из распространенных травм у малышей до года. Ребенок, научившись ходить, может дотронуться до горячего утюга, также дети часто опрокидывают на себя тарелки и кастрюльки с их содержимым. Чтобы последствия от ожога были минимальными, вам нужно действовать быстро и правильно и незамедлительно оказать грудничку адекватную первую помощь.

  1. Если ожог у малыша располагается под одеждой — вам нужно сначала оценить характер повреждений, а затем принять решение о том, нужно ли раздевать дитя. При образовании пузырей (2 степень) лучше не травмировать лишний раз кожу младенца сниманием вещей, а аккуратно их разрезать, открыв травмированный участок. Если же покровы просто покраснели — одежду можно снять.
  2. Затем участок ожога нужно охладить. Лучше для этого использовать проточную воду и удерживать травмированное место в холоде как можно дольше, так вы сможете охладить ребенку даже глубокие пострадавшие слои кожи.
  3. После охлаждения ожог не нужно ничем обрабатывать, тем более нельзя использовать масляные средства, такие как пантенол и облепиховое масло. Их вы будете применять позднее, на этапе заживления кожных покровов. А пока ожог ребенку нужно прикрыть стерильной марлевой салфеткой и закрепить ее с помощью бинта или пластыря.
  4. Для облегчения боли у малыша дайте ему обезболивающее (подойдет сироп от температуры, содержащий парацетамол) и обязательно запишите время приема лекарства и дозировку. Эти данные вы скажете врачам в травмпункте, они помогут медикам скорректировать собственное лечение.

Электротравмы

Если на ваших розетках не установлены специальные заглушки, и они находятся на доступной для крохи высоте, ребенок вполне может попробовать засунуть в интересные дырочки металлический предмет. Также малыши не застрахованы от ударов током при контакте с оголенными проводами. Электротравмы очень опасны, могут привести к ожогам и остановке сердца.

  • Прежде чем оказывать первую помощь дитя, вам нужно разомкнуть электрическую цепь, которая образовалась, когда кроха схватил оголенный провод или засунул проводящий предмет в розетку. Если есть время — выверните предохранители в щитке или выньте штепсель оголенного провода из розетки. Если действовать надо срочно — возьмите любой деревянный сухой предмет (стул, палку или швабру) и оттолкните малыша в сторону.
  • Когда ребенок будет в безопасности, вызывайте скорую помощь, попутно проверяя наличие сердцебиения и дыхания у грудничка. Если они отсутствуют — сообщите об этом диспетчеру и приступайте к реанимационным мероприятиям. Если кроха дышит, вы прощупали его пульс, но он потерял сознание, аккуратно уложите его в наклонное положение, когда ноги находятся выше груди и головы. Такая поза обеспечивает приток крови к головному мозгу, и младенец быстрей придет в сознание.
  • Найдите на коже грудничка места прохождения тока и охладите эти обожженные участки.

Вывих

Малыш может вывихнуть ручку, когда вы сильно ее одергиваете, или когда он, пытаясь за что-то удержаться, падает. Положение сустава нижних конечностей также может нарушиться при неудачном падении или перевороте. При травмировании возникает сильная боль, а узел суставов распухает, иногда можно визуально увидеть, что кость стала располагаться неправильно.

Если вы боитесь навредить крохе — вызовите скорую, а чтобы младенец не страдал от боли, ожидая бригаду СМП, дайте ему жаропонижающий сироп с парацетамолом, а отекшее место охладите.

Прежде чем везти кроху с вывихом в травмпункт для выправления положения суставов, вам нужно максимально обездвижить травмированную конечность. Не изменяя положения руки или ноги зафиксируйте ее с помощью бинтов на теле или, в случае с повреждением нижней конечности, — на доске или картонке. При этом суставы нужно приматывать выше и ниже места вывиха, но никак не поверх него.

Отравление

Безусловно, вы оберегаете дитя от некачественных продуктов и кормите его исключительно свежеприготовленной пищей. Но никто не застрахован от беды, и малыш, оказавшийся даже на минуту без присмотра, может попробовать то, что для него совершенно не предназначено: съесть испортившиеся продукты, отхлебнуть из бокала алкоголь, чистящие жидкости из флаконов или наесться таблеток.

  1. Заметив, что младенец съел или выпил что-то вредное для него, вызовите скорую, а затем действуйте сами. Первая помощь ребенку будет заключаться в немедленном провоцировании у грудничка рвоты. Заставьте его выпить соленой воды (3 ч.л. на стакан) и нажмите на корень языка.
  2. До приезда бригады СМП дайте малышу «раствор» активированного угля: 1 ст.л. растолченных таблеток вымешайте в 1 стакане воды и поите младенца с ложечки.
  3. Обязательно сообщите о своих действиях прибывшим медикам и расскажите, чем отравился кроха.

Но не всегда мы замечаем сразу, что грудничок съел что-то «запретное». К сожалению, часто случается, что мы видим уже признаки нарастающей интоксикации, и при этом должны действовать четко и слаженно, стараясь оказать первую помощь младенцу и обнаружить, чем именно он отравился.

Признаки отравления

  • Слабость и бледность;
  • рвота;
  • при сильной интоксикации появляются судороги, и кроха теряет сознание.

Ситуация с отравлением младенца осложняется тем, что маленький ребенок, особенно чувствующий себя плохо, зачастую не может объяснить и показать, что он выпил и съел. Если в поле видимости нет пустых бутыльков, блистеров от таблеток или емкостей от моющих средств, принюхайтесь к малышу. Если от него пахнет бензином, скипидаром, хлоркой или уксусом, вызывать рвоту нельзя, поскольку эти вещества при повторном прохождении через пищевод могут вызвать сильнейшие химические ожоги. В таких случаях лучше позвонить в скорую и проконсультироваться с диспетчером.

Ожидая бригаду СМП, уложите младенца на бок и постоянно контролируйте его пульс и дыхание, чтобы в случае их остановки приступить к реанимационным мероприятиям. Если после вызова скорой вы выяснили, чем именно отравился грудничок, не бойтесь позвонить снова и уточнить у диспетчера, чем вы можете помочь своему ребенку до приезда медиков.

Ложный круп

Из-за особенностей строения гортани малышей до года, каждый из грудничков во время ОРВИ может пережить эпизод ложного крупа. Особенно часто испытывают трудности с дыханием дети-аллергики. Во время обычной болезни узкий участок гортани над голосовыми связками отекает, что приводит сначала к «лающему кашлю», а затем и к сложностям со вдохом. Малыш начинает испытывать кислородное голодание, синеет. Любой родитель в такой ситуации растеряется, но, чтобы ваши действия не были сумбурными и ошибочными, важно знать, какой должна быть первая помощь дитя при ложном крупе, чтобы грудничок дожил до приезда бригады СМП.

  1. В первую очередь важно успокоить и отвлечь ребенка, ведь плач увеличивает отечность.
  2. Щелочные ингаляции хорошо справляются с отеками. Высыпьте на дно ванной горсть соды, включите горячий душ и постойте с младенцем на руках в помещении, дыша щелочными парами.
  3. Если крохе не хватает кислорода, быстро укутайте его, чтобы он не замерз, и вынесите его на балкон или же откройте настежь окно в комнате. Свежий уличный воздух способствует спазму сосудов, и отек гортани быстро уменьшится.
  4. Хорошо если у вас есть небулайзер, тогда вы сможете в домашних условиях значительно уменьшить отек, с его помощью. Ингалации с использованием специальных лекарственных препаратов (например Пульмикорт) в кратчайшие сроки снижают отечность. Проконсультируйтесь у своего участкового педиатра, какие средства и в каком количестве лучше использовать в таких случаях.

Захлебывание

Сейчас многие родители практикуют методику раннего плавания в домашней ванной или в бассейне под руководством инструкторов. Это, безусловно, полезное для развития крохи начинание может обернуться трагедией. Несмотря на действие инстинктов самосохранения, грудничок, даже на пару секунд оставшийся без присмотра, способен захлебнуться.

  1. В первую очередь, грудничка нужно вытащить из воды. Если он в сознании и активно откашливается, держите его на руках, слегка наклонив, но так, чтобы желудок был по уровню ниже головы.
  2. Если малыш потерял сознание — следует уложить малыша, повернув его головку набок и приподняв верхнюю часть тела, и вызвать скорую. Одновременно вы должны произвести оценку состояния ребенка: нащупать пульс и удостовериться в наличии дыхания. При их отсутствии приступайте к реанимационным мероприятиям.

Реанимационные мероприятия

Реанимационные мероприятия оказываются при отсутствии у младенца дыхания или биения сердца. Важно освоить нужные методики до наступления необходимости их применения, ведь заранее отточив все действия, вы не растеряетесь, когда вашему малышу потребуется помощь.

Приступать к реанимационным мероприятиям нужно незамедлительно, попросив присутствующих взрослых вызвать скорую. Если же вы оказались с ребенком без дыхания и сердцебиения наедине, звоните диспетчеру в перерывах между оказанием помощи, отводя поочередно по минуте на разговор по телефону и на реанимацию младенца.

Инородное тело

Часто остановки дыхания происходят из-за того, что младенец задыхается из-за инородных предметов или веществ. На проверку дыхательных путей нужно потратить не более 15 секунд до начала искусственного дыхания. Если вы приступите к легочной реанимации, но грудная клетка не будет двигаться, несмотря на изменения положения головы, значит прохождению воздуха что-то мешает.

  • Попробуйте отсосать изо рта и носовых ходов молоко, слизь или инородные предметы с помощью резиновой груши;
  • переверните дитя вниз головой, удерживая его за ноги одной рукой, другой надавите на низ грудной клетки;
  • если инородный предмет застрял в гортани, можно попробовать извлечь его пальцами или протолкнуть глубже, освободив часть просвета дыхательных путей для прохождения кислорода.

Легочная реанимация

Если дыхательные пути у младенца чистые, есть пульс, но дыхания нет и нарастают признаки недостатка кислорода в тканях (малыш синеет), приступайте к легочной реанимации. Также она требуется, если ребенок дышит нерегулярно.

  1. Положите дитя на спину, под лопатки ему подложите пеленку, чтобы голова слегка откинулась назад. Такое положение сделает просвет дыхательных путей больше, и воздух будет беспрепятственно поступать напрямую в легкие.
  2. Наберите в легкие воздух и вдыхайте его в ребенка, захватывая своим ртом и нос, и раскрытый ротик младенца. Не нужно вдыхать и выдыхать слишком много воздуха — легкие грудничка в разы меньше наших, достаточно дышать в «полвдоха».
  3. Повторяйте вдохи и выдохи каждые две-три секунды, при этом следите за реакцией тела малыша на ваши действия: при правильной легочной реанимации грудная клетка младенца должна приподниматься, а его кожные покровы из-за поступления кислорода должны розоветь. Если легкие не раскрываются, и грудь малыша не движется, попробуйте поменять положение его головы.
  4. Контролируйте частоту пульса. Лучше, если этим будет заниматься ваш «ассистент». Через каждые 10 секунд следует считать, сколько ударов делает сердце грудничка за 10 секунд. Если за это время пульс будет меньше 13, приступайте к одновременному проведению сердечной и легочной реанимации.
  5. Раз в минуту останавливайтесь и смотрите, не начал ли ребенок дышать самостоятельно. В случае успеха, легочную реанимацию надо прекратить, но нужно продолжать контролировать состояние крохи.

Непрямой массаж сердца

Сердечная реанимация проводится, если у крохи отсутствует пульс или его частота недостаточно быстрая, чтобы обеспечить нормальный кровоток. При нормальном пульсе проводить сердечную реанимацию категорически запрещено, поскольку это может привести к остановке органа и повреждении грудины и ребер.

  1. Обхватите младенца обеими руками так, чтобы по 4 пальца каждой из них лежали сзади на лопатках, а большие пальцы были на грудине.
  2. Определите среднюю треть грудины (немного ниже сосков) и надавливайте на нее обоими пальцами с частотой 2 раза в секунду. При этом важно рассчитать силу, чтобы и ваши действия были достаточно эффективными, и у младенца не сломались кости. Считается, что в идеале грудина должна прогибаться при нажатии на 2-2,5 см.
  3. Совмещайте легочную и сердечную реанимацию — после 5 нажатий на грудину, произведенных в течение 3 секунд, следует делать один вдох воздуха в ребенка.
  4. Каждую минуту останавливайтесь и проверяйте биение сердца у малыша. Если пульс появился — наблюдайте за грудничком.

Евгения Гусева

Цели занятия:

1. Показать детям, что оказание первой помощи – дело не трудное и под силу даже 4-летнему ребенку

2. Усвоить с детьми, что первая помощь начинается с команды «СТОЙ!»: главное – безопасность для самого себя)

3. Запомнить с детьми алгоритм действий при возникновении ЧС

4. Отработать навык укладывания человека в безопасное стабильное положение

5. Определить, что необходимо сообщить в службу спасения

Форма проведения: занятие проводится в подгруппах 6-12 детей от 4 до 14 лет; с одной группой работает один инструктор и два помощника.

Продолжительность: 20-25 минут.

Оборудование на одну группу: стулья по количеству детей; 2-4 коврика, имеющие дорожную разметку, наклеенную скотчем так, чтобы выглядеть как участок дороги с двумя тротуарами, два телефона.

Ход занятия:

Инструктор: Наше занятие посвящено первой помощи и тому, как помочь человеку, если ему вдруг стало плохо. В первую очередь, и это самое главное, вам надо позвать взрослых и вызвать службу спасения. Кто знает, по какому телефону надо позвонить, чтобы вызвать помощь (скорую?

Дети: 03, 01.

Инструктор: Правильно. Это все правильные телефоны. Но их много, и чтобы в них не путаться, давайте мы с вами запомним только один номер: 112 . Давайте все вместе повторим еще раз, чтобы хорошо запомнить: 112. А теперь давайте попробуем позвать на помощь взрослых. Покажите, как вы это будете делать.

Дети показывают. Затем инструктор объясняет и показывает, как это делать правильно:

Подняв руки вверх (руки надо поднимать, чтобы казаться выше и быть заметнее, громко кричать: «Помогите, человеку плохо!»

Если находишься в закрытом помещении (например, в комнате, выйти в коридор

Если видишь человека (без разницы, много людей вокруг или мало, надо подходить конкретно к нему, брать его за руку, ему говорить: «Дядя\тетя, помогите, там человеку плохо!» и за руку отводить его к пострадавшему

Дети по очереди отрабатывают этот навык.

Инструктор: Молодцы. Теперь все отворачиваются (все дети поворачиваются спиной к классу ). Представьте, что вы идете по улице, гуляете с другом…

Пока дети стоят спиной, один из помощников инструктора ложится на коврик с разметкой дороги лицом вверх, изображая пострадавшего без сознания, так, что дети стоят на одной стороне дороги, пострадавший – на другой.

Инструктор: Теперь поворачивайтесь… и вдруг увидели: человеку плохо. Что будете делать?

Дети зовут взрослых так, как только что тренировались.

Инструктор: Хорошо, молодцы. Но на помощь к нам пока никто не пришел. Что же вы тогда будете делать?

Дети: Помогать сами.

Инструктор: Хорошо, тогда помогаем. Покажите, что вы будете делать.

Обычно в этой ситуации дети (как впрочем, и взрослые) всей толпой сразу подбегают к пострадавшему и трясут его за плечо, руку или ногу, в зависимости от его положения.

Инструктор: Все, ребята! К сожалению, вы больше никому не поможете, т. к. вы сами пострадали! Посмотрите внимательно: наш потерпевший лежит не просто на ковре, он лежит на ДРУГОЙ СТОРОНЕ ДОРОГИ ! Это значит, что когда вы побежали к нему, вы стали перебегать дорогу в неположенном месте, а машины-то ездят! Это опасная ситуация?

Дети: Опасная.

Инструктор: И в такой ситуации помощь нужна будет вам самим! Из этой истории мы делаем вывод: прежде, чем оказывать помощь кому-то другому, надо убедиться, что ТЕБЕ САМОМУ НИЧЕГО НЕ УГРОЖАЕТ ! Когда что-то случается с другим человеком, мы всегда сразу бежим ему помогать, а на бегу мы не можем понять, опасно там или нет. Для того, чтобы в этом убедиться, надо выполнить простую команду: «СТОЙ! » и топнуть ножками, как солдаты: «Раз, два!». Все повторяем за мной: «СТОЙ! Раз, два! ».

Дети все вместе репетируют этот нехитрый прием, сначала под команду инструктора: «СТОЙ! Раз, два!», а потом командуя каждый сам себе.

Инструктор: Если ты один увидел, что произошла беда, то достаточно только топнуть ножками. Но если вас несколько человек? Вот вы уже знаете, что нужно остановиться и топнуть, но другие этого могут и не знать, а значит они, как и вы в начале, сразу побегут вперед. Поэтому вам нужно не только самим остановиться, но и других остановить ! Для этого нужно, выполняя самому команду: «СТОЙ! Раз, два!», расставить руки в стороны и не дать другим пройти вперед.

Инструктор показывает, и дети репетируют.


Инструктор: После того, как мы остановились, надо проверить, есть ли опасность вокруг. Для этого мы смотрим по сторонам. Посмотрели все вверх: на нас что-нибудь падает сверху?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь посмотрели вправо: там есть что-то опасное?

Дети: Нет.

Инструктор: Теперь влево: там что-то опасное есть?

Дети: Нет.

Инструктор: Обернулись назад: а там?

Дети: Нету.

Инструктор: А теперь посмотрели на самого пострадавшего: есть ли вокруг него что-то, что может быть опасным, например, провода или большая злая собака?

Дети: Ничего нет.

Инструктор: Мы убедились, что ничего опасного вокруг нет, и только теперь мы можем пойти помогать человеку. Давайте еще раз отрепетируем, что надо делать.

Дети вместе с инструктором снова повторяют все команды: «СТОЙ! Раз, два! Посмотри вверх, вправо, влево, назад, вперед на пострадавшего».

Инструктор: Теперь, когда опасности вокруг нет, давайте пойдем помогать нашему пострадавшему. Первое, что нужно сделать, это позвать самого человека, вдруг он просто спит, а мы уже зовем на помощь. Итак, мы зовем: «Тетя, тетя!» (или «Дядя, дядя!», если лежит мужчина).

Дети подходят ближе и повторяют все действия и слова за инструктором. Если дети сами не подходят, инструктор приглашает их подойти поближе.

Инструктор: Позвали – она \ он не откликнулась, наверное, крепко спит! Теперь давайте позовем еще раз и аккуратно дергаем за плечо: «Тетя, тетя!».

Дети снова повторяют все движения.

Инструктор: Все равно не откликается, значит точно не спит, а что-то случилось. Поэтому мы сразу зовем на помощь: поднимаем ручки вверх и кричим: «Помогите, человеку плохо!».

Дети выполняют действие.

Инструктор: Пока к нам на помощь никто не пришел, давайте проверим: дышит человек или нет. Для этого садимся на корточки (дети садятся на корточки вокруг пострадавшего ) и внимательно смотрим на его грудную клетку и живот. Нам надо насчитать три вдоха.

Дети смотрят на пострадавшего и вместе с инструктором считают вдохи.

Инструктор: Три вдоха насчитали, значит человек дышит сам. Но лежа на спине ему дышать не удобно. Лучше перевернуть его на бок. Теперь отойдите немного в сторону, я покажу, как это сделать.

Дети встают и отходят немного в сторону. Инструктор показывает, как повернуть человека в безопасное стабильное положение.




Инструктор: Теперь нашему пострадавшему будет легче дышать и он ничем не подавится. А нам остается только вызвать скорую помощь и сообщить, что произошло. По какому номеру будем звонить?

Дети: 112.

Инструктор: Правильно.

Инструктор берет телефон и дает его одному ребенку. Ребенок набирает номер, а инструктор изображает оператора службы спасения.


Инструктор: Але. Это служба спасения. Я вас слушаю.

Ребенок: Здесь человеку плохо.

Инструктор: Опишите, что случилось.

Ребенок: Человек лежит на земле.

Инструктор: Он откликается, когда вы его зовете?

Ребенок: Нет, но он дышит.

Инструктор: Хорошо. А где вы находитесь?

Ребенок: .

Здесь инструктор объясняет, что для того чтобы вызвать скорую помощь, надо знать адрес, где вы находитесь, и рассказывает, как его можно узнать (спросить у взрослых, посмотреть на углу дома). Затем инструктор называет адрес места проведения занятия и просит ребенка повторить его по телефону.

Инструктор: Отлично. Мы с вами научились всему, что нужно сделать, если человеку стало плохо. Теперь, чтобы хорошо запомнить, давайте по очереди сделаем все с самого начала.

Все дети возвращаются на стулья. Помощники инструктора ложатся на коврики на некотором расстоянии друг от друга. Дети по очереди по одному подходят к пострадавшим (если времени остается мало, а группа большая, то по парам) и самостоятельно повторяют весь алгоритм: стой, проверка опасности, проверка сознания, позвать на помощь, проверка дыхания, поворот в боковое положение, звонок в скорую. При необходимости инструктор подсказывает, помогает, поправляет.

Когда все дети отработают самостоятельно, инструктор еще раз кратко повторяет алгоритм и затем благодарит за участие.


Это мини-занятие было с успехом проведено в рамках проекта "Стань врачом вместе с ЕМИАС" 1-9 ноября 2014 года на ВДНХ в Москве.

Для проведения этого занятия педагогам желательно предварительно самим пройти обучение первой помощи.

Все мы помним свое детство: царапины, вывихи, порезы, кровоподтеки. Дети - очень активный народ, который постоянно сталкивается с такими недоразумениями. И если родители без труда могут помочь малышу с этими проблемами, то сам малыш зачастую даже не знает, что необходимо делать в таких случаях.

Задача родителей - обучить ребенка этому навыку, поскольку ребенок часть дня проводит в школе, бегая по коридорам на переменах, а затем идет гулять с друзьями. Безусловно, взрослые не могут всегда находиться рядом с малышом, поэтому придется постараться обучить его азам первой помощи.

Психологическое препятствие.

Зачастую малыши начинают рыдать и тревожиться, когда испытывают боль . Даже незначительный ушиб может нарушить спокойствие и тишину. Однако когда поблизости нет взрослых людей, которые по первому зову прибегут и помогут, ребенок должен проанализировать ситуацию и найти выход из нее.

Расскажите ему, что получение травмы не является катастрофой. Это может произойти с каждым человеком. По этой причине в первую очередь необходимо успокоиться, пересиливая болезненные ощущения, осмотреть полученную рану и оценить степень ее сложности. Объясните, что в некоторых случаях своевременная помощь может стать решающей для сохранения жизни или же значительным образом облегчить его состояние.

Научите своего ребенка различать травмы и действовать в зависимости от их вида.

Если малыш ударился головой.

Принимая участие в играх или детских драках, ребенок может удариться. Если удар пришелся на голову и на ней стремительными темпами появляется шишка, малыш должен приложить к ней что-то холодное - любой предмет, который окажется под рукой. Главное, чтобы он не был грязным, иначе может в рану попасть инфекция.

Если же ребенок чувствует головокружение или резкую головную боль, тошноту, пусть незамедлительно вызовет скорую помощь.

Что делать при ушибе?

Если малыш ударился и при этом образовался кровоподтек, место удара немного отекло, то, скорее всего, это обычный ушиб. В большинстве случаев у детей страдают локти, колени, попа и остальные мягкие ткани. К месту ушиба нужно прикладывать на несколько минут холодный предмет, потом убирать, а затем снова прикладывать. Это позволит избежать обморожения. После этого ребенок должен зафиксировать место ушиба при помощи эластичного бинта. При этом важно не перетягивать его, поскольку можно нарушить ток крови.

Ребенок и ожог.

Если ребенок нечаянно схватился за горячий предмет или же облился горячей водой, у него может появиться покраснение кожи, жжение и болезненные ощущения на том участке кожи, который пострадал. Это ожог . Расскажите малышу, что он не должен снимать с пораженного участка тела одежду, в противном случае не избежать инфицирования.

Место ожога необходимо подержать в холодной воде, пока не малыш не почувствует облегчения. Если образовались волдыри, их нельзя прокалывать, поскольку в рану может попасть инфекция и ситуация только усугубиться. Ожог следует спрятать под стерильной повязкой и отправиться в больницу. Если ребенок не может терпеть боль, следует позвонить в скорую помощь.

Кровь из носа.

У детей это встречается часто. Многие малыши испытывают страх при виде крови , что она течет так сильно и трудно остановить. Важно чтобы ребенок запомнил, что в этом случае нужно оставаться в вертикальном положении, не запрокидывая голову, поскольку кровь может пойти в носоглотку.

Ребенок должен взять что-то холодное и приложить к переносице. Потом нужно зажать нос руками и подержать несколько минут.

Порез.

Иногда случаются и довольно серьезные травмы . Если малыш сильно порезался, необходимо быстро остановить кровотечение. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, он может объяснить своим друзьям, которые находятся рядом, как правильно это сделать.

Ребенок должен знать, что если из раны вытекает алая кровь - это артериальное кровотечение . Для того чтобы ее остановить, необходимо наложить немного выше пореза жгут. Если нет жгута, можно воспользоваться ремнем или тканью.

Если из раны вытекает густая кровь темного, насыщенного цвета - это венозное кровотечение . В данном случае необходима повязка на ранку, которая будет ее сдавливать. При этом повязка должны быть стерильной. Обязательно положите в карман малыша бинт, который может пригодиться при таких травмах.

Если в ране есть стекло или другое инородное тело, ребенок должен сжать место вокруг пореза.

Чтобы эти действия не вылетели из головы ребенка, периодически напоминайте ему, что они могут спасти его. Однако при этом не перегибайте палку, так как ребенок может испугаться.

Каждый ребенок должен иметь хотя бы элементарные знания по оказанию помощи , ведь это может спасти жизнь не только ему, но и другим людям, попавшим в беду.

Дети есть дети: они активно познают мир, все пробуют, носятся, падают, разбивают коленки, экспериментируют со своим телом. Родителям иногда даже трудно догадаться, что может сделать ребенок из любопытства или просто по неосторожности. На всякий случай родителям нужно быть готовыми ко всему, и если случилось что-то экстренное – уметь оказать помощь до приезда врачебной бригады.

Если ребенок:

– подавился

Подавиться ребенок может хоть пищей, хоть каким-то мелким предметом. В первую очередь нужно освободить рот от пищи и рвотных масс, или извлечь предмет, если он досягаем. Делать это можно прямо пальцами или платочком. Если кусочек пищи или предмет не получается достать – не нужно усердствовать, дабы не протолкнуть его еще глубже. Нужно уложить ребенка на свою руку лицом вниз, придерживая подбородок и спину и произвести до 5-ти резких хлопков по спине.


Положите ребенка на руку лицом вниз так, чтобы голова находилась ниже туловища.
Основанием ладони свободной руки сделайте 5 хлопков подряд между лопатками ребенка.
После каждого хлопка проверяйте, не удалось ли устранить закупорку дыхательных путей.
Если инородное тело не удалось удалить, переверните ребенка на спину. Положите два пальца на грудину ребенка и произведите 5 нажатий, вдавливая грудину на глубину 1-2 см и давая грудине распрямляться после каждого нажатия, не снимая с нее пальцев.
Если эти меры не помогли, еще раз позвоните в скорую помощь, убедитесь, что вызов был принят. До прибытия скорой продолжайте оказывать первую помощь, чередуйте похлопывания по спине и сдавливание грудной клетки. Если в какой-то момент ребенок потеряет сознание, начинайте делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Если освободить дыхательные пути не получилось – уложите ребенка на колени или подхватите руками так, чтобы его голова была опущена вниз. Кончиками пальцев резко надавливайте ему на грудь (точка приложения силы – на 1 палец ниже линии сосков). Важно давить именно на грудь, а не на живот.

Параллельно с самостоятельным оказанием помощи вызовите скорую, и до приезда бригады чередуйте первый и второй способ избавления от инородного предмета.

– принял ядовитое вещество

По возможности попробуйте узнать, какое вещество попало ребенку в желудок – это определит дальнейшие действия. Если ребенок выпил кислоту, щелочной раствор или неизвестную жидкость – не делайте промывание желудка, может стать хуже. Так же нельзя поить ребенка водой или пытаться нейтрализовать выпитое вещество кислотой или щелочью.

Если ребенок наглотался каких-то лекарств – наоборот, промывание желудка показано, поэтому ребенка нужно напоить большим количеством воды. Никакие дополнительные средства для нейтрализации принятого давать не надо.

Если ребенок потерял сознание – положите его на горизонтальную поверхность и поверните голову на бок, чтобы он не захлебнулся, если будет рвота.

Независимо от того, чем отравился ребенок, вызывайте скорую помощь. Если получится – захватите с собой в больницу образцы рвотных масс или ядовитого вещества, которое принял ребенок.

– ожегся или ошпарился

Получить ожог можно от горячего предмета, пара, горячей воды или химического вещества. Если ожог не химический – нужно подержать место ожога под холодной водой. Держать нужно достаточно долго, потому что, если ожог глубокий – он может продолжать распространяться вглубь. Обожженную часть тела нужно накрыть стерильной салфеткой. Если есть волдыри и раны – не трогать их, не пытаться обработать, не прокалывать волдыри и не убирать прилипшую к ране одежду.

При серьезных ожогах обязательно нужно вызвать скорую помощь. Пока едет бригада – не поите и не кормите ребенка. При сильных болях можно дать обезболивающий препарат.

Небольшие и поверхностные ожоги не требуют госпитализации, поэтому можно просто обратиться в травмпункт.

При ожоге химическим веществом нужно хорошо промыть место ожога водой. Если вещество попало внутрь и обожженным оказался пищевод – нужно вызывать скорую. Промывать желудок или поить ребенка водой нельзя.

– получил обморожение

Главное правило при обморожении: отогревание должно происходить изнутри. Обмороженные ткани тела как бы лишены питания, если их «отогреть» снаружи, а питание еще не восстановилось – они могут омертветь. Когда согревание происходит естественным образом изнутри, питание в тканях восстанавливается по мере их отогрева, то есть постепенно, от внутренних слоев к наружным. Кроме того, интенсивное отогревание снаружи может привести к ожогам (например, если греть конечности в горячей воде).

Чтобы отогревание происходило плавно, нужно наложить на обмороженный участок термостойкую повязку (например, из ваты и пищевой пленки). Это поможет не допустить резкого перепада температуры. Дополнительно можно давать согревающее питье. Все эти меры нужно предпринимать, пока едет скорая помощь.

– стукнулся головой

Если ребенок ударился головой – к месту ушиба нужно приложить что-нибудь холодное (например, пакет со льдом, завернутый в ткань или полотенце). Обязательно нужно следить за состоянием ребенка: если он заторможен, жалуется на головную боль и тошноту – обязательно вызывайте скорую помощь. То же самое нужно сделать, если ребенок без сознания. Обратите внимание, не затруднено ли дыхание ребенка после удара.

– ударило током

Самое главное – прервать контакт ребенка с источником напряжения. Если не получается выключить электроприбор, нужно убрать его от ребенка. Для этого используются предметы, которые не проводят ток: сухая деревянная палка (швабра, ножка стула), пачка газет. После этого вызовите скорую помощь.

Если ребенок без сознания и без признаков жизни – делайте искусственное дыхание и закрытый массаж сердца до тех пор, пока не приедет реанимационная бригада.

– перелом или растяжение связок

Без снимка отличить перелом от растяжения сложно, поэтому ребенка должен осмотреть травматолог. Пока ждете скорую помощь, чтобы поехать в травмпункт, зафиксируйте место повреждения (например, с помощью свернутых простыней). Обычно место перелома или растяжения опухает, поэтому можно приложить «холод» (лед, смоченную в ледяной воде повязку). Если травма открытая – сделайте стерильную повязку. Поврежденную часть тела можно слегка приподнять для лучшего оттока крови и уменьшения отека.

– поранился и идет кровь

Если кровь алого цвета и вытекает пульсирующей струей – повреждена артерия. Чтобы остановить кровотечение, нужно перевязать место выше раны (подойдет скрученный лоскут ткани или жгут – специальная резиновая трубка).

Если кровь темного цвета и медленно вытекает – повреждена вена. Перевязывать нужно саму рану.

При капиллярном кровотечении, зажмите рану, и если возможно, поднимите поврежденную конечность. Наложите на кровоточащее место стерильную давящую повязку, по возможности с гемастатической губкой. Если повязка пропиталась кровью, менять ее не рекомендуется. Положите поверх повязки пакет со льдом.

Если из раны что-то торчит (стекло или другой предмет) – не вытаскивайте его самостоятельно. Зажмите место вокруг раны и ждите скорую.

Если у ребенка кровь из носа – посадите его, приложите «холод» к переносице. В носовые проходы можно вставить ватные тампоны, пропитанные раствором перекиси водорода 2%.

– пребывает в состоянии шока

Шоковое состояние – реакция нервной системы на сильные потрясения. У ребенка шок может быть следствием травмы, несчастного случая (кровотечения, ожогов, или обычного страха). Признаки шокового состояния:

  • бледность кожи;
  • холодный пот;
  • озноб;
  • головокружение;
  • тошнота или рвота;
  • ччащенное дыхание.

После несчастных случаев дети часто впадают в шоковое состояние, поэтому при любых несчастных случаях должны быть срочно приняты противошоковые меры, даже тогда, когда у ребенка нет никаких признаков потрясения.

Положите ребенка на бок и убедитесь, что он дышит. Расстегните одежду в области шеи, груди и пояса. Укутайте ребенка, но не перегревайте его. Ребенок должен оставаться в покое, а Вы должны находиться рядом с ним и успокаивать его до приезда скорой помощи.

– тонет в воде

Нужно постараться вытащить ребенка из воды, но если ситуация критическая – не тратьте время и оказывайте помощь прямо в воде. Рот ребенка должен находиться на поверхности. Если дыхание нарушено – делайте искусственное дыхание «рот в рот», не пытаясь убрать воду из желудка или легких. Вынося ребенка из воды, проследите, чтобы его голова была наклонена вниз (так вода не попадет в легкие).

На суше ребенка нужно уложить на горизонтальную поверхность, освободить дыхательные пути от воды, убедиться, что ребенок дышит и у него есть пульс.

Когда дыхание будет восстановлено – освободите ребенка от мокрой одежды и укройте чем-нибудь сухим и теплым. Обязательно нужно показать ребенка врачу, даже если его ничего не беспокоит.

– повреждены глаза

Глаза очень чувствительны и повредить их легко, к тому же, любые травмы глаз очень болезненны.

Если в глаз что-то попало – уберите инородное тело кусочком смоченной в воде ваты. Если не получается сделать это самим, или получилось убрать, но глаз продолжает болеть – обратитесь к врачу.

Если ребенок ушиб глаз – срочно отправляйтесь в больницу. Глаз необходимо прикрыть стерильной салфеткой.

Если в глаза попали химические вещества – тщательно промойте их холодной чистой водой (в течении 15 мин), закройте чистой марлевой повязкой. Везите к врачу.

– ужалило насекомое

Комариные укусы, укусы пчел, ос, москитов, мошек очень болезненны. Место укуса обычно отекает, краснеет, иногда сильно чешется. Некоторые дети на укусы пчел реагируют сильной аллергией, которая проявляется в отеке дыхательных путей. Если ребенок начал тяжело дышать – немедленно вызывайте скорую.

Если в коже осталось жало – уберите его пинцетом. Убрать нужно полностью, чтобы яд не проникал дальше в кожу. К месту укуса можно приложить «холод», чтобы снять отек, а затем намазать его средством от зуда (например, зеленкой – она помогает от комариных укусов). Читаем очень подробно: Что делать, если ребенка покусали комары, мошки, пчелы, осы – первая помощь при укусах насекомых >>>

Еще:

Вовремя оказанные меры доврачебной помощи в экстренных ситуациях помогут избежать серьезных последствий, а в некоторых случаях даже спасут ребенку жизнь.

Список книг