Познавательное развитие фэмп в старшей группе сентябрь. Конспект нод «познавательное развитие» фэмп (математическое развитие) в старшей группе "очаровашки" - «волшебное путешествие. Лексическая тема «Насекомые»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, игровая.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

2. Продолжить развивать умение сравнивать по длине предметы, по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, ещё уже, самый узкий (и наоборот), самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий (и наоборот).

3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себе: вперёд, назад, слева, справа, сверху, внизу.

4. Закрепить представления о знакомых геометрических фигурах.

Материалы и оборудование: колокольчик, наборы полосок - "ступенек" разной ширины и длины (на каждого ребёнка); геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), елочки 7 штук, грибочки 7 штук, разрезная на геометрические фигуры картинка "ключик"; ноутбук, проектор мультимедийный, интерактивная доска, магнитная доска.

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение).

2. Сказка.

Дети, вы любите слушать сказки? А сами хотите попасть в сказку и помочь всем сказочным героям?

Хорошо, сегодня я хочу рассказать вам сказку. Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.

А чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова: "1, 2, 3 - сказку покажи".

Открываем глазки, и вот мы попали в сказку.

Жил был царь. И была у него дочь-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять. Вдруг вокруг потемнело, появились чёрные грозовые тучи, которые закрыли солнышко. И тут налетел сильный ветер, подхватил нашу царевну и унёс в тридесятое царство. Пошел её искать Иван Царевич. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там жила Баба-Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду ей, и Баба-Яга обещала помочь ему, если только Иван Царевич ее развеселит.

Ребята, давайте поможем Ивану Царевечу развеселить Бабу-Ягу?

Мы с вами поиграли в игру, которая называется "угадай, где колокольчик?".

Закройте глазки. Сейчас вы должны определить, где звенит колокольчик.

(Воспитатель проходит около ребенка и звенит кол-м. Ребенок определяет и называет: справа-слева, сверху-внизу, сзади-спереди.)

Ой до чего же осталась довольной наша Баба-Яга. Она дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. Клубочек покатился и царевич пошел за ним.

Прикатился клубок к болоту. А посередине болота стояло дерево, где сидела Кикимора. Кикимора хотела спуститься к Ивану Царевичу, чтобы выслушать его беду, но не смогла. Она попросила царевича выстроить к ее жилищу ступени, чтобы та смогла спуститься.

Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу?

Надо выложить ступени в правильном порядке, т.к. они разбросаны.

(Один ребенок раскладывает полоски разной длины и ширины на магн. доске в ряд, а остальные дети выкладывают полоски у себя за столами.)

Что мы можем сказать о ширине ступенек? Назовите! (Дети называют ширину каждой ступени: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая.)

А наоборот?

Самая узкая, шире, еще шире, самая широкая. Молодцы!

А это мы можем сказать о длине ступеней? Назовите!

(Дети называют: самая длинная, короче, еще короче, самая короткая.)

И наоборот?

Самая короткая, длинная, еще длиннее, самая длинная?

Молодцы!

Смотрите, ребята, какие красивые ступени мы выложили к жилищу Кикиморы.

Она поблагодарила Ивана Царевича, выслушала его и помогла ему, показав дорогу в сказочный лес.

А в лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание, но чтобы с ним справиться, они посоветовали набраться сил. Надо набраться сил, чтобы выполнить его.

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Иван Царевич раз-нагнулся, разогнулся,

Два-нагнулся, разогнулся,

руки в сторону развёл и пошёл, пошёл, пошёл за царевной в глушь лесную.

Вдруг пенёк он увидал, тихо сел и задремал. (Закрыли глаза.)

А теперь открыли глазки. Посмотрели направо, налево. а теперь мы поморгали, чтобы глазки наши не устали.

Чтобы войти в этот волшебный лес, надо посчитать сколько росло елок и грибов в нем. Ну вот беда! Наш Иван Царевич не умел считать.

Давайте, поможем царевичу, ведь мы умеем с вами считать?

(Воспитатель отсчитывает 6 елочек и раскладывает их на верхние ступени. Затем отсчитывает столько же грибочков, раскладывая их на нижние ступени.)

Ребята, что можно сказать о количестве елочек и грибов? сколько их? (Поровну.)

Если мы к 6 елочкам добавим ещё 1 елочку. Сколько стало? (7.)

Как получилось чисто 7.

Что теперь больше: елочек или грибочков? Какое число меньше:6 или 7? на сколько? (1.)

Как сделать так, чтобы елочек и грибочков стало поровну?

(К 6 грибочкам добавить 1 грибочек, или от 7 ёлочек отнять 1 елочку.)

Молодцы! Ребята. Мы помогли Ивану Царевичу попасть в сказочный лес.

Вот шел, шел Иван Царевич и наконец-то вышел на прекрасную поляну. И что же мы видим? перед нами стоит замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завалена камнями. Чтобы войти в него, надо разобрать камни.

Давайте посмотрим на камни. Какие геометрические фигуры они напоминают?

Назовите эти фигуры? (Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал.)

Молодцы!

Вход в замок мы разобрали, дверь мы очистили от камней. А под камнями спрятан вот такой хрустальный ключ, которым Иван Царевич должен был открыть дверь, где ждала его прекрасная царевна.

Но камни раздавили наш хрустальный ключ, и Иван Царевич не знает, как ему открыть дверь. Давайте поможем царевичу собрать ключ.

Из каких фигур состоят части ключа (треугольник, прямоугольник, квадрат).

Сложите у себя на столах из этих фигур наш хрустальный ключ.

Получилось? Давайте сравним наши ключи с оригиналом. Наш ключ подошёл к двери замка, и Иван Царевич с лёгкостью открыл дверь, и от туда вышла прекрасная царевна.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза: 1,2,3-сказка, в детский сад верни.

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

а) Где мы с вами сегодня побывали?

б) Что вам понравилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»

НОД в области «Познавательное развитие. ФЭМП»

в старшей группе

Тема: «Сказки в гости к нам пришли»

Подготовила:

воспитатель

НОД в старшей группе в области «Познавательное развитие. ФЭМП»

Тема: «Сказки в гости к нам пришли»

Цель: формировать элементарные математические представления по средством жанра «сказка» у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные

1.Отрабатывать навык счёта чисел от 1 до 7; закреплять способ образования чисел от 1 до 7;закреплять умение сравнивать числа при помощи дидактического пособия "Палочки Кюизенера".

2. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете, соотношение геометрических фигур с предметами окружающей действительности.

Развивающие

1. Развивать способности к моделированию и конструированию

2. Развивать словесно-логическое мышление

3. Развивать пространственные отношения (слева, справа, вверх, вниз, выше, ниже)

4. Развивать внимание, воображение, память.

Воспитывающие

1. Прививать детям веру в силу добра и справедливости.

2. Воспитывать нравственность, любовь и сострадание к ближнему.

Предварительная работа.

Просматривание мультфильмов и прочитывание сказок «Под грибом», «Волк и семеро козлят», «Каша из топора», «Простоквашино. Клад», «Маша и медведь», «Винни-Пух и его друзья». Аппликация «Грибы». Театрализация сказки «Под грибом».

Демонстрационный материал:

Дидактическое панно сказка «Волк и семеро козлят», презентация «Сказки в гости к нам пришли». Карта кота Матроскина «Клад», атрибуты для инсценировки сказки «Суп из фигур» или «Каша из топора» (кастрюля, овощи, фигуры, хлеб, ложка)

Индивидуальный счётный материал:

Палочки Кюизенера, два гриба, схема «Заяц», карандаш, фишка «Кот Матроскин», карта «Клад».

Оборудование:

Дерево-экран, проектор, ноутбук с аудиозаписью «Маша и медведь. Зарядка»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети входят в зал, обращают внимание на гостей.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, к нам в гости пришли сказочные герои, давайте с ними поздороваемся. (здороваются)

(вбегает опоздавший Винни-Пух)

Винни: - Ой, ой, ой… извините, что я опоздал.

Восп.: - ничего, ничего. Проходи и присаживайся к гостям. (проходит напевая кричалку «Кто ходит в гости по утрам…»

Восп. : А вы узнали этого героя? (Винни-Пух) Из какой он сказки? («Винни-Пух и его друзья»)

Восп. : - Ребята, вам нравятся сказки? (да)

Мы сегодня будем путешествовать по сказкам и встретимся с некоторыми героями. А поможет нам в этом дерево-сказок. Посмотрите какое красивое, а что там красуется под деревом? (гриб)

2. Палочки Кюизенера

А вы знаете сказку про гриб? («Под грибом» В. Сутеева)

Давайте сядем на свои стульчики и вспомним всех героев этой сказки.

Перед вами гриб. Вспомните, кто к грибу пришёл первым? (муравей). Найдите в корзинке палочку которая соответствует числу один и положите её справа от гриба. Какого она цвета? (белая).

Кто пришёл вторым? (бабочка) Найдите палочку которая соответствует числу два и положите следом за белой палочкой. Какого она цвета? (розовая)

Кто пришёл третьим? (мышка)…(голубая)

Кто пришёл четвёртым? (воробей) … (красная)

Кто пришёл пятым? (заяц) … (жёлтая)

Ребята, а когда заяц пришёл, гриб каким стал? (большим) Почему? (вырос под дождём) Замените маленький гриб на большой. (мал. убрали в корзинку)

А кто пришёл к грибочку пятым? (Заяц) Почему он решил спрятаться под гриб? (от дождя, от лисы). А лиса какая по сравнению со всеми героями? (большая) А шёрстка у неё каким цветом? (рыжая) Давайте найдём самую длинную рыжую палочку и положим её слева от грибка.

Уберите все палочки в корзинки. Посмотрите у меня в руках схема. Кто это на схеме? (заяц). Положите перед собой схему зайца и выложите на столе такого же зайца палочками, правильно подбирая по цвету и размеру.

Молодцы. Уберите палочки и гриб в корзинку.

Как вы думаете кто помог зайчику? (гриб, все…)

Давайте, подойдём к нашему дереву-сказок и оно нам покажет отрывок из этой сказки… (презентация «В гостях у сказки. Слайд 2»)

3. Физминутка. (аудиозапись «Маша и медведь. Зарядка»)

А теперь всем предлагаю превратиться в зайчиков и энергично подвигаться.

Кто нам пел про весёлую зарядку? (Маша) Из какой сказки? (Маша и медведь)

(садятся на стульчики)

4.Сценка «Суп из фигур». (Воспитатель одевает платок, фартук, очки, ставит стол с кастрюлей и ложкой. Под музыку входит солдат)

Солдат: - Здравствуй, бабуля!

Бабка: - Здравствуй, служивый. Зачем пожаловал?

С: - Да вот, проголодался в дороге, есть что у тебя поесть?

Б: - Нет, родимый, сама голодная… одна вода в кастрюле.

С: - Тогда я суп сварю из фигур.

Б: - Как так из фигур?

С: - Сейчас увидишь… (Достаёт из своего мешочка фигуру)

С: (детям) - Какая фигура? (овал) Какого цвета? (коричневого). Вот сейчас бы чего-нибудь похожего и съедобного в суп добавить…

Б: (детям) - А что это съедобное овальное и коричневое для супа подойдёт? (картофель). Да, есть, есть у меня картофель, сейчас подам…(достаёт спрятанную картофелину и даёт солдату, солдат кладёт в кастрюлю)

(по такому примеру обыгрываются все фигуры: оранжевый треугольник – морковь, красный круг – помидор, фиолетовый овал – баклажан, зелёный большой круг – капуста, бордовый круг – свёкла, коричневый прямоугольник – буханка)

С: - Ох, супец, ароматный. Какая у меня фигура осталась? (прямоугольник) Какого цвета? (коричневый). А с чем суп едят? (с хлебом)

Б: - И хлеб у меня есть. (подаёт солдату, солдат ест, накрывает крышкой, благодарит, прощается и уходит под музыку. Воспитатель быстро переодевается)

Восп. : - Ребята, вам понравилась сказка? (да) Что варил солдат сейчас? (суп) Из чего хотел сварить варить? (из фигур) На какую сказку похожа эта сказка? («Каша из топора») Кто написал? (народ. русская нар. сказка)

Давайте подойдём к нашему дереву-сказок и оно нам покажет отрывок из этой сказки. (смотрят)

Дерево-сказок, покажи нам ещё один отрывок из сказки, а вы, ребята, скажите мне потом, что это за сказка. (смотрят. «Волк и семеро козлят») Кто написал? (русская народная сказка)

5. Панно «Коза и козлята» . Математическая сказка. - А хотите я вам расскажу, какая ещё приключилась история с козой и козлятами. (хотим) Предлагаю полукругом сесть вам на ковёр у панно.

Жила-была коза и было у неё семь козлят. В один солнечный день, когда коза гуляла со своими козлятами набежала туча, спрятала солнце и стало темно. Козлята испугались и спрятались кто куда. Два козлёнка под елью спрятались, три под кустом притаились, а ещё двое под клёном укрылись. Стала коза их искать. Вдруг увидела ёжика и спросила его:

К – Ёжик, ты не видел моих козлят? (Видел, скажу где они, но сначала помоги мне сосчитать мои грибочки. Два впереди и один позади)

Ёжик поблагодарил козу и сказал, что два козлёнка спрятались под елью. Коза позвала их и они к ней прискакали. Пошла коза искать остальных козлят и по дороге встретила белочку.

К – Белочка, ты не видела где мои козлятки спрятались? (Видела, скажу где они, но сначала помоги мне…мне нужно 6 орешков, а я только 5орешков нашла, сколько мне ещё нужно найти?)

(Даша, помоги козе… сколько орешков белочка должна ещё найти чтобы получилось 6? (1) Почему? (6 это 5 и 1)

(Никита, где орешек искать? (под елью). Положи белочке на пенёк и давайте пересчитаем орешки. (6)

Белочка поблагодарила козу и сказала, что три её козлёнка спрятались под кустом. Коза позвала их и они к ней прискакали.

(Нина, сколько всего козлят нашла коза? (2 и 3 будет 5 или пересчитав)

Коза пошла искать оставшихся козлят и по дороге встретила двух зайцев с большой корзиной морковок.

К – Зайчики, вы не видели где мои два козлёнка спрятались? (Видели, скажем где они, но сначала помоги нам разделить все морковки каждому поровну.)

(Лёша, подойди к корзине. Как ты разделишь? (буду давать по одной). Сколько у этого зайца? (2). А у другого? (2) Одинаково? (да).

Поблагодарили зайцы козу и сказали, что два её козлёнка спрятались под клёном. Коза позвала их и они к ней прискакали.

(Ребята, сколько козлят нашла коза? (7) Всех нашла? (всех).

6. Кот Матроскин. Коза довольная хотела уже идти домой, как вдруг навстречу ей выпрыгнул кот и жалобно стал просить о помощи. (Вот коза я вижу ты всем помогаешь, помоги и мне. Я клад свой зарыл под деревом каким-то, а разобраться в карте не могу, где право и лево не знаю).

Ребята, кто узнал кота? (Кот Матроскин) Поможем коту? (да) А дерево сказок поможет нам увеличить карту. (карта на экране и на магнитной доске)

Садитесь на стульчики и положите перед собой листы «карта», фишку кот Матроскин поставьте на красный овал.(Аня выполняет на магнитной доске) Следуйте моей инструкции:

1. Сделайте три шага вверх

2. Сделайте два шага вправо

3. Сделайте два шага вверх. Здесь клад!

Ребята, у какого дерева кот зарыл клад? (У ели)

Теперь кот Матроскин по вашим картам узнает под каким деревом его клад.

Кто знает из какой сказки он к нам пришёл? (Простоквашино)

Верно. Давайте, подойдём к дереву-сказок поближе и посмотрим отрывок из этой сказки. (смотрят).

Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам? (да)

Какие сказки к нам в гости приходили? (перечисляют)

Саша, тебе какая сказка больше всего понравилась?...

А вы ребята, молодцы, что не бросили сказочных героев в беде и помогли им. Спасибо. Вы хотели бы поиграть с нашими сказочными героями? (Да) Давайте их возьмём с собой… (Забирают у гостей сказочных героев и уходят в группу)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «РОСИНКА»

КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП)

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ

КОЛУМБАЕВА Э.А.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК, 2016

Задачи:

    Учить ориентироваться во временном пространстве: различать и называть времена года, зимние месяцы, дни недели, части суток.

    Учить решать математические примеры, используя счетный материал.

    Развивать умение сравнивать количество предметов в двух группах, понимая отношение смежных чисел, использовать при сравнении знаки «больше», «меньше», «равно».

    Развивать умение понимать символическое обозначение предметов.

    Закрепить знания о числовой последовательности цифр от 1 до 10, понимать отношение между числовой карточкой и цифрой.

    Закрепить умение делить целое на части.

    Развивать внимание и мышление.

    Воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи.

Методы и приемы:

    Наглядный: показ, рассматривание, наблюдение, сравнение.

    Словесный: рассказ, объяснение, вопросы, художественное слово, указание, пояснение, подсказка, намек, поощрение, похвала, оценка.

    Практический: выполнение заданий за столом - решение примеров с помощью счетного материала (палочек), деление квадрата на 8 частей, сравнение двух групп предметов с помощью математических знаков.

    Игровой: путешествие на автобусе, ходьба по кочкам, посещение страны Математики, помощь жителям математической страны, физкультминутка.

Оборудование и материал:

Демонстрационный: Стулья; игрушка- лиса, руль для шофера; зимнее панно; картинки с изображением елочек, берез, зайцев, снегирей; цифры от1 до 10; обручи; картины с изображением двух домиков; геометрические фигуры; цифры от 0 до 9; изображения 8 гномов, торта, музыкальные композиции «Три белых коня», «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы», «Замечательный сосед», «Веселые друзья».

Раздаточный: Числовые карточки от 1 до 10; счетные палочки; квадраты бумажные; простые карандаши; карточки для сравнения двух групп предметов.

Предварительная работа:

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе», сравнение по количеству двух групп предметов, работа с математическими знаками «больше», «меньше», «равно»,

работа с символами, решение примеров с помощью счетных палочек, деление фигур на несколько частей, разучивание физкультминутки.

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Ход занятия:

Вос-ль: Сегодня я предлагаю отправиться в страну Математики. Но чтобы туда попасть нам надо правильно ответить на вопросы. Ведь настоящий путешественник должен знать время отправки в дальний путь. Слушайте вопросы:

    Назовите, какое сейчас время года.

    Как называются зимние месяцы.

    А какой сейчас месяц.

    Какой сегодня день недели.

    Какие части суток вы знаете.

    Какое сейчас время суток.

Вос-ль: Значит, мы отправляемся в путь зимой, в январе, в четверг, утром. Молодцы, справились с заданием, можем отправляться в путь. Вот и автобус подъехал, а автобус не простой, а сматематическими заданиями. Повезет нас лисичка – она все дорожки в лесу знает. Чтобы правильно найти свое место, нужно сосчитать количество кружков на вашем билете и выбрать цифру, которая обозначает это количество. Предлагаю вам занять места. Дети работают с числовыми карточками. Вос-ль помогает. (Звучит песня «Три белых коня»). Вос-ль спрашивает, почему дети заняли то или иное место. (ответы детей).

Вос-ль: А в пути поиграем, задачи порешаем.

    Сколько спинок у трех свинок? (3)

    Сколько хвостов у двух котов? (2)

    Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)

    Сколько рогов у двух быков? (4)

    Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

    Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

    Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

Вос-ль: Молодцы, на все вопросы ответили. (Звучит песня «Зимняя сказка»). Вот мы и приехали, выходите из автобуса. Перед нами зимний лес, полон сказочных чудес. Давайте внимательно посмотрим и ответим на вопросы. (Дети подходят к панно с изображением зимнего леса)

    Сколько в лесу елочек? (9)

    Сколько в лесу берез? (8)

    Каких деревьев больше, берез или елочек? (елочек)

    На сколько елочек больше, чем берез? (на 1)

    Сколько зайчиков? (6)

    Сколько снегирей? (7)

    Кого меньше: снегирей или зайчиков? (зайчиков)

    На сколько зайчиков меньше, чем снегирей? (на 1)

Вос-ль: Вы были очень внимательными, молодцы. Но впереди у нас снежное поле. Чтобы не провалиться в сугробы, нам надо правильно пройти по снежным кочкам от цифры 1 до цифры 10. Звучит музыка «Кабы не было зимы». (дети прыгают по кочкам соблюдая порядок цифр)

Вос-ль: Молодцы, никто не провалился в сугроб. А вот и страна Математика. Присаживайтесь за столы. Как вы думаете, кто живет в желтом доме? (ответы детей). В желтом доме живут Цифры. Они вышли погулять и забыли номера своих квартир. Помогите им ребята найти своё место. Но чтобы найти квартиры, нужно правильно решить примеры. Дети работают со счетными палочками и расставляют цифры в окошечки домиков.

Вос-ль: Молодцы. С заданием справились, цифры говорят вам спасибо.

Вос-ль: Кто живет в оранжевом доме? (ответы детей). А в оранжевом доме живут геометрические фигуры. Они тоже просят нас помочь им найти свои квартиры. Внимательно посмотрите на значки, и определите, где живут фигуры. Но сначала вспомним, что они обозначают. Вос-ль вспоминает с детьми обозначения символов. (дети расставляют геометрические фигуры).

Вос-ль: Молодцы, мы помогли фигурам найти свои квартиры и они благодарят нас.

Физкультминутка.

Вос-ль: Жители страны Математики любят делать зарядку. Давйте мы им покажем, что мы тоже знаем много разных упражнений. Звучит музыка «Замечательный сосед».

Мы не будем торопиться - р азминаем поясницу. (наклоны туловища)
Вправо, влево повернись - и соседу улыбнись. (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.(вращение головой)
Раз, два, раз, два- закружилась голова.

Наши руки не для скуки, поднимаем выше руки. (руки вверх в стороны)
Раз-два-три-четыре-пять, ноги надо нам размять. (выпады вперед)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (ходьба на месте)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (дети садятся)

Вос-ль: Наши упражнения понравились жителям страны.

Вос-ль: А что это за шум? Это математические знаки запутались в счете предметов. Давайте поможем им сосчитать предметы и правильно расставить знаки «больше», «меньше», «равно». Не забудьте, что узкий носик знака показывает на меньшее количество предметов, а широкий носик – на большее количество предметов. Звучит музыка «Кабы не было зимы».

Дети в карточках записывают знаки и рассказывают, каких предметов больше, меньше, поровну.

Вос-ль: Молодцы, и тут мы помогли нашим математическим знакам.

Вос-ль: Посмотрите, гномики о чем-то спорят. Я слышу, что они купили торт и не могут его поделить поровну. Давайте им поможем. Но сначала скажите, на сколько частей мы будем делить торт, почему вы так думаете? (ответы детей). Вос-ль: Правильно, на 8 частей, потому что гномиков восемь. Возьмите квадрат и согните его так, чтобы получилось 8 одинаковых треугольников. По линиям сгиба проведите простым карандашом, чтобы гномы увидели, как нужно делить торт.

Дети делят квадраты на 8 треугольников с помощью простого карандаша.

Вос-ль: Молодцы, ребята, мы справились с заданием. Я думаю, они больше не будут ссориться, а будут жить дружно, как и мы с вами.

Вос-ль: Настала пора возвращаться обратно. Давайте попрощаемся с интересной страной Математикой. Занимайте свои места в автобусе, поехали. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну Математики? Что вам запомнилось? Хотели бы вы еще туда попасть? (ответы детей). Мне тоже понравилось наше путешествие, особенно вы, потому что вы помогли жителям этой страны и они остались очень довольны. Чтобы наш путь был веселее и короче споем песенку. Звучит песня «Веселые друзья». Вот мы и приехали, давайте поблагодарим нашу лисичку за интересную поездку и попрощаемся с ней.

МБОУ «Центр образования № 29»

«Познавательное развитие» (ФЭМП)

Старшая группа коррекционной направленности

Лексическая тема «Насекомые»

Подготовила
воспитатель высшей категории
Шапкина Надежда Алексеевна

Цель:
Формирование проявления речевой инициативы детей; стремление высказывать свои мысли, рассуждать.

Задачи:
1. Учить детей объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять отдельные предметы, отличные от основной группы.

2. Развивать умения детей ориентироваться на плоскости, в пространстве с использованием условных обозначений объектов, развитие компонентов логического мышления, внимания, памяти.

3. Формировать навыки устного счёта в пределах 10; умение выявлять характерный признак предмета (геометрических фигур); умение правильно ориентироваться на числовой прямой в пределах 10.

4. Воспитывать желание работать в команде, слушать других, совместно добиваться поставленной цели.

Участники:
Дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатель,
учитель-логопед

Материалы и оборудование:


  • 4 замка.

  • Письмо от Карабаса.

  • Конверт-карта (где обозначены двери, окна, мебель группы и спрятанные конверты с заданиями)

  • Клубочек крупных ниток.

  • 4 конверта с заданиями.

  • 4 коробочки со спрятанными в них ключами от замков (коробочки сделаны из футляров от DVD дисков т.к. ребёнку сложно его открыть. Цифры крепятся на липучки. Если ребёнок не верно прикрепил комбинацию из цифр (код), то коробочка не откроется и ключик не достать) .

  • Схема «4 лишний». Приложение 1

  • Дощечки с цифрами. Приложение 2

  • 2 обруча, мячики из сухого бассейна.

  • Коробочка с конфетами (Сюрприз)

4
2
1

Учитель-логопед Елена Анатольевна, закрыт в своём кабинете, на дверях висят 4 замка, ключи к которым сделаны в форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, овал и круг и крепятся в ходе занятия к замкам на липу.

Дети заняты свободной деятельностью.

Ребята, что случилось, я не могу открыть дверь и выйти к вам.

Дети вместе с воспитателем собираются у кабинета и строят предположение, что случилось:
- Дверь заперта. Сколько замков висит. Ребята, а у вас есть ключи к этим замкам?... И у меня нет, что же делать?... Как же нам открыть дверь?....
Если дети не замечают письмо верху двери, воспитатель указывает на письмо
- Смотрите, какое-то письмо, странное. Хотите узнать, что в нём?....

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам злой волшебник Карабас. Спешу предупредить вас, что не люблю умников и умниц. Поэтому устроил вам испытания. Освободить Елену Анатольевну (Учителя-логопеда) сможете, если отгадаете коды к закрытым сундучкам. В этих сундучках я спрятал ключи от замков».
- Посмотрите, в конверте ещё что-то есть!!! Что это?....
Воспитатель вешает лист на доску и все его рассматривают:
- Что же это такое?...Что здесь изображено?... Я думаю это карта нашей группы и на ней указаны места, где Карабас спрятал конверты с заданиями. Чтобы освободить Елену Анатольевну (Учителя-логопеда), нужно сделать все задания правильно, вместе, дружно отгадывать загадки Карабаса, а главное не шуметь и не отвлекаться.

А у меня есть для нас волшебный клубочек: (воспитатель, идя в середине круга, говорит слова) «Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, справиться с заданием ты нам помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! (лента обматывается вокруг пальца всех стоящих в кругу) Давайте посмотрим, где спрятан конверт №1?

Дети, ориентируясь по карте, находят место конверта №1

Воспитатель читает задание: «Если вы читаете это письмо, значит, разгадали карту. Ну что ж вот вам первое задание – в конверте 3 листа, найдите лишнюю фигуру и ответьте почему».

Воспитатель достаёт листы с заданием и крепит их на доску. (Схемы игры «4 лишний» по лексической теме недели – «Насекомые». Каждая картинка подписана цифрой. Лишний предмет является кодом для сундучка, в котором лежит ключ). Приложение 1
Дети думают и отвечают, обязательно называя названия насекомых на картинках.

Молодцы! Ура мы с вами открыли первый сундучок и получили ключ! На какую геометрическую фигуру похож ключ?- ….. (треугольник)! Почему вы так думаете?...

Дети находят конверт № 2 , и воспитатель читает задание: «Задачи, которые я придумал для вас не простые! Сколько спинок у трёх свинок? ….Сколько хвостов у двух котят?... Сколько ушей у двух мышей?... дети отвечают.

Молодцы мы справились и теперь у нас есть второй ключ! Какая это геометрическая фигура? (круг) Почему вы так думаете?...

Физминутка:
Встали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг,
Дружно сделали прыжок,
Над головкою – хлопок!
А теперь все дружно,
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идём по кругу,
Улыбаемся друг другу!

Посмотрим на нашей карте, куда Карабас спрятал следующий конверт? С какой цифрой мы будем искать конверт? ….. 3 !

Дети с воспитателем находят конверт, и воспитатель читает задание: «Вы откроете сундучок и получите третий ключ, если правильно отгадаете загадки». (На полу лежат 2 обруча, внутри которых маленькие мячики из сухого бассейна)
Сколько мячей внутри жёлтого обруча?
Сколько мячей внутри белого обруча?
Сколько мячей за обручами?

Дети выполняют задание и крепят цифры на коробочку.

Ура, мы открыли третью коробочку и собрали три ключа! Третий ключ похож на..? Правильно квадрат ! Почему вы так думаете? Где Карабас спрятал четвёртый конверт?
Дети находят конверт 4 , и воспитатель читаем здание.
«Не видать вам ключа, я приготовил для вас самое трудное испытание. Открыть последний сундучок можно только построив мост, который я сломал. Хи-хи-хи!!!»

Ребята, из чего строят мосты?...(Деревянный, бетонный, каменный). Давайте посмотрим, может что-то осталось от моста? (Дети находят дощечки с цифрами). Из какого материала был построен этот мост? (из дерева) Что на них написано? (Цифры) Приложение 2. Возьмите каждый по дощечке и начнём строить. Дети выстраиваются в числовую прямую от 1 до 10. (Дети выстраиваются самостоятельно, только после выполнения задания воспитатель может корректировать ошибки. Например: Ребята, а разве цифра 5 стоит после 3? И т.п.)

Ребята, а вот задание для нахождения кода:
Какое число стоит между цифрами 3 и 5?
Какое число, следующее после числа 6?
Какое число предыдущее перед числом 3?

Вот и последний ключ у нас в руках! Какая это геометрическая фигура?.... Овал . Давайте поскорее откроем Елену Анатольевну!

Последний ключ вставляется в дверь, выходит Елена Анатольевна и подводит итог занятия, спрашивая о приключениях детей. Что было самым сложным? Что самым простым? Благодарит детей за спасение!

У меня для вас есть подарок!!! Угадайте что в этом сундучке? (трясёт коробочкой) Дети на слух определяют, что это конфеты.

Конечно конфеты! Угощайтесь и пожелайте всем людям, такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… Примеры высказывания детей: пусть они избавятся от болезней, пусть все долго живут, пусть у всех будет дом, пусть все дружно живут, пусть все будут счастливы.

Список литературы:


  1. А. К. Звонкий. Малыши и математика: Домашний кружок для дошкольников / Рис. М. Ю. Панова. М.: МЦНМО; МИОО, 2006. 240 с.

  2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Конспект НОД

по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП

(математическое развитие)

в старшей группе ДОУ

«Волшебное путешествие»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки.

Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: Отгадывание загадок, индивидуальные занятия дидактическая игра «Неделька», игровое упражнение «Дорисуй».

Демонстрационный материал: Лепестки семи цветов, вагончики разной длины, вазы для цветов, цветы, мяч, сундучок.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта, конверт с набором Цветиков –Семицветиков.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?

Дети: Это Цветик-Семицветик.

Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей).

Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей)

Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться.

Ума, разума набраться,

Лепестки все отыскать,

Чтоб желанье загадать.

А на чём мы отправимся - отгадайте загадку.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь – далёк,

Лишь оставили гудок.

Дети: Это поезд .

Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и оправимся в путь. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного.

Сколько всего вагонов у поезда?

Каким по порядку стоит голубой?

Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым?

Каким по порядку стоит зелёный вагон?

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь.

Вправо-влево посмотри,

Что увидишь – назови!

Всё в пути случиться может

Надо быть внимательным.

Всё у нас получится,

Будет замечательно!

Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток красного цвета.

Вагончики весёлые

Бегут, бегут, бегут.

Их круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук.

Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук - ту-туууууууууууу

Воспитатель : Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе.

(Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток)

Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток – оранжевый.

Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка.

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

Надо мост построить нам,

Чтоб проехали мы там.

Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»

Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.

Дети строят мост и находят третий – жёлтый лепесток.

Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть.

Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее

Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.

Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»

Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.

Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

Солнце светит днём. А луна….(ночью)

Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Какой сегодня день недели? (Среда)

Какой день недели был вчера? (Вторник)

Как называется первый рабочий день? (Понедельник)

Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета?

Дети: Лепесток зелёного цвета.

Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.

Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей)

Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают их по порядку.

Беритесь, ребята, скорей за работу –

В одном из конвертов дети находят ещё один лепесток голубого цвета.

Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?

Дети: Мы нашли пять лепестков.

Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?

Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.

Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков?

Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.

Воспитатель: Отправляемся дальше в волшебную страну.

Посмотрите, как на этой полянке весело, сколько там зверей, птиц и насекомых.

Тут затеи, и задачи, игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час!

Математические загадки.

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял.

Сколько морковок у зайца осталось? (4)

В сад девять пчёлок прилете

Одна из них на клумбу села,

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчёл летит из сада?

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Сколько малышей в саду?(8)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7)

Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета.

Дети: Лепесток синего цвета.

Воспитатель: Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает.

Дети: Нам не хватает одного лепестка, фиолетового.

Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь ещё какой –то сундучок. Как же его нам открыть?

Дети: Надо найти ключ и открыть сундучок.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая –

Руки всем нужны друзья.

Графический диктант «Ключик»

8 клеточек вправо, 2 – вверх, 4 – вправо, 5 – вниз, 4 – влево, 2 – вверх, 4 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.

Воспитатель: Вот и ключик отыскали, можем сундучок открыть.

Дети открывают сундучок и находят там последний фиолетовый лепесток.

Они складывают из всех лепестков Цветик – Семицветик.

Воспитатель : Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Посмотрите, здесь в сундучке лежит, ещё какой – то конверт, что там может быть?

Дети достают конверт и находят там на каждого ребёнка по волшебному цветку. Теперь у каждого из вас есть Цветик – Семицветик, вы сможете загадать свои заветные желания.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)

Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.