Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

Итак, вашему малышу исполнилось девять месяцев. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны, любознательны и готовы с утра до вечера исследовать окружающий мир. Родителям важно знать, как происходит физическое и психическое развитие крохи, что он умеет и какой должен быть его распорядок дня. Чтобы ребёнок легче осваивал новые возможности своего тела и ума, необходимо развивать его навыки.

Физическое развитие на десятом месяце жизни

Развитие малыша в 9 месяцев направлено на подготовку детского организма к самостоятельному хождению. Календарь развития ребёнка поможет следить за тем, как кроха растёт и достаточно ли он прибавляет в весе и росте?

За девятый месяц масса тела ребёнка увеличивается на 450–500 г

За девятый месяц масса тела ребёнка увеличивается на 450–500 г, а рост - на 1,5–2 см.

Рост и вес 9 месячных мальчиков и девочек - таблица

Психологическое и речевое развитие

Девятимесячный ребёнок всё ярче проявляет эмоции, используя мимику и осознанные жесты: весело смеётся, издаёт возгласы ликования, хлопает в ладоши, капризничает. А также малыш может отворачиваться от предложенной еды, которая пришлась не по вкусу. Или отодвигать ложку с кашей и закрывать рукой рот, когда наелся. Может проявлять недовольство, если отбирают игрушку. В девятимесячном возрасте можно также научить кроху махать рукой на прощанье или гладить кошку.

Тактильный контакт всё ещё очень важен. Малыш сильно привязан к маме и ждёт от неё общения, утешения и защиты. Иногда капризы и плач без видимых причин могут означать недостаток внимания. Поэтому во время общения с ребёнком внимание родителей должно полностью принадлежать младенцу.

К 9 месяцам осознанный словарный запас ребёнка увеличивается. Лепет становится более отчётливым. В нём появляются отдельные слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «га-га-га». Малыш понимает значение многих слов: названия знакомых предметов, игрушек, животных, имена близких людей. Он также реагирует на своё имя и начинает подражать незнакомым звукам.

Родители могут помочь ребёнку развивать речь такими способами:

  • показывать и называть знакомые предметы, а затем просить малыша, чтобы он сам их показал;
  • произносить различные стишки и потешки, побуждая ребёнка повторять отдельные слова;
  • выполнять с малышом гимнастику для мышц речевого аппарата (надуть щёки, открыть и закрыть рот, высунуть и спрятать язык).

Что должен уметь делать 9-месячный ребёнок

Большинство детей девятимесячного возраста умеют быстро ползать, опираясь на ладошки и колени. Некоторые малыши перемещаются на четвереньках с выпрямленными коленями. Бывает, что карапуз активно ползает на животе, «по-пластунски». А некоторые передвигаются на «пятой точке», отталкиваясь одной ножкой. Каждый такой вид передвижения является нормой. Ребёнок владеет своим телом всё более уверенно и уже легко меняет позу во время движения .

Малыш уже обладает следующими навыками:

  • хлопает в ладоши;
  • умеет разворачиваться назад, когда ползёт;
  • хорошо сидит;
  • уверенно держит различные предметы;
  • подражает жестам взрослых.

Следует помнить, что каждый малыш развивается индивидуально. Кто-то делает первый шаг в семь месяцев, а кто-то в начале второго года жизни. Один ребёнок в этом возрасте уже произносит несколько слов, а другой скажет первое слово лишь в полтора года. И это не обязательно отклонения, связанные с серьёзными нарушениями. Дети, с которыми постоянно разговаривают, начинают говорить раньше тех, кому не хватало общения. А те, кто активно развивался физически, начнут ходить раньше детей, родители которых не уделяли внимания данному аспекту.

Поводом для беспокойства может стать отсутствие у малыша сразу нескольких ключевых умений. Внимательно наблюдая за поведением ребёнка, можно вовремя выявить и исправить проблему.

Видео: навыки и умения детей в возрасте девяти месяцев

Уход за малышом

Для активного развития крохи необходимо правильно организовать уход за ним.

Гигиена

Гигиена ребёнка основывается на тех же процедурах, что проводились в предыдущие месяцы: утреннее умывание, подмывание после смены подгузника, ежедневное вечернее купание. А также малыша следует умывать после еды и мыть ему руки после прогулки.

Чистка зубов

Малыши к этому времени часто уже обладают четырьмя зубками. Обычно, если пища ребёнка здорова, чистить их нет необходимости. Но некоторые родители желают заботиться о ротовой полости своего крохи чуть ли не с рождения. Для этого существуют специальные щёточки и пасты. Если на молочных зубах ребёнка есть выраженный налёт, нужно обратиться к детскому стоматологу или педиатру.

Стрижка ногтей

Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания. Педиатры советуют проводить эту процедуру раз в 5–7 дней. Нельзя использовать взрослые маникюрные ножницы, так как ими можно поранить ребёнка. Лучше приобрести детский маникюрный набор.

Если малыш не любит стричь ногти, нужно отвлечь его от этой процедуры: рассказать сказку, спеть песню. Постричь ребёнку ногти можно и тогда, когда он уснёт.

Стрижка волос

Большинство деток к девяти месяцам ещё не нуждаются в стрижке волос. Но бывает, что уже к этому возрасту у крохи пышная шевелюра, которая мешает ему. В этом случае можно аккуратно подстричь концы волос ножницами, пока малыш будет чем-то увлечён. Не рекомендуется стричь ребёнка машинкой «под ноль», так как это может повредить структуру пушковых волос. В итоге такая процедура может повлиять на высоту линии роста волос.

Питание

Грудное молоко всё так же необходимо для нормального развития крохи, поэтому оснований для прекращения грудного вскармливания нет. К этому возрасту основные продукты прикорма уже введены и остаётся лишь расширять рацион малыша новыми блюдами.

На десятом месяце жизни также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока, моркови, сушки. А также в 9 месяцев можно начинать учить ребёнка пользоваться ложкой. Но если кроха будет пытаться брать еду пальчиками - не нужно отказывать ему в удовольствии.

Режим дня 9-месячного ребёнка

Режим дня ребёнка в 9 месяцев практически не отличается от режима восьмимесячного малыша. Некоторые изменения возможны лишь в рационе, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса. Периодичность сна неизменна. Нормой считается сон общей продолжительностью до 14 часов в сутки.

Примерный распорядок дня:

  • 7.00 - подъём, умывание, кормление;
  • 8.30 - 10.00 - сон;
  • 10.00 - 12.00 - кормление, прогулка;
  • 12.00 - 14.00 - сон;
  • 14.00 - 16.00 - кормление, игры;
  • 16.00 - 18.00 - сон;
  • 18.00 - 21.00 - кормление, прогулка, купание;
  • 21.00 - 7.00 - сон;
  • 23.00 - последнее кормление.

Массаж и гимнастика для младенца

Задача гимнастики и массажа в 9 месяцев - укрепить тело малыша, подготовить его к самостоятельной ходьбе, разнообразить движения крохи . Массаж выполняется методом поглаживаний, похлопываний, разминаний и растираний. Последовательно разминаются руки (от кисти к плечам), живот, спина и ноги (снизу вверх).

Для разминки подойдут такие упражнения:

  • сгибание и разгибание рук;
  • скользящие шаги;
  • вращения руками;
  • приседания с поддержкой;
  • ходьба с поддержкой.

Видео: гимнастика и массаж малышам 9–12 месяцев

Динамическая гимнастика - комплекс упражнений, направленных на развитие вестибулярного аппарата ребёнка.

Видео: динамическая гимнастика - мастер-класс

Как заниматься с ребёнком и чему его учить дальше

Для маленького человека игры - это основной способ познать мир. Поэтому яркие, красивые и увлекательные игрушки для ребёнка просто необходимы. В 9 месяцев малыш может сам выбрать игрушку, которую он хочет. Её же кроха потом положит, когда она станет ему неинтересна.

Для девятимесячного малыша подойдут развивающие игрушки: пирамидки, конструкторы, кубики

Занимаясь и играя с малышом, можно усилить эмоциональный контакт и помочь ребёнку развить интеллект и способности. Большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики пальцев. Для этой цели подойдёт перебирание фасоли, орехов, макарон, пуговиц, бусин. Можно также лепить различные фигурки из солёного теста, мять и рвать бумагу. Во время таких занятий нужно внимательно следить за малышом и не оставлять его одного.

Видео: игры и упражнения с ребёнком 9–10 месяцев

Для игры 9 месячному ребёнку не обязательно предлагать только игрушки. Различные бытовые предметы могут стать частью увлекательной игры. Яркие книги также очень интересны малышам, которые с увлечением могут самостоятельно переворачивать страницы, чтобы просмотреть картинки. Но стоит учитывать тот факт, что бумажные издания малыши попросту рвут, поэтому лучше выбирать книги из плотного картона.

Видео: игры без игрушек

С помощью развивающих игр можно стимулировать работу мозга, развитие логического мышления, воображения, фантазии и памяти ребёнка.

Фотогалерея: с чем может играть малыш, кроме игрушек

Игры с едой получаются естественно и спонтанно, хотя и не всегда по душе родителям Предметы взрослого мира очень интересны ребёнку Детям нравится листать книги, но бумажные страницы они могут легко порвать С мелкими сыпучими предметами малыши должны играть только под присмотром родителей Вода и лёд могут стать увлекательной забавой для крохи

Видео: доктор Комаровский о том, в возрасте скольких месяцев и как развивать детей

Завершился этап беспомощности в развитии ребёнка. Теперь он способен самостоятельно действовать, выражать своё отношение к происходящим событиям, делать выбор, становясь всё более независимым в своих решениях. Но кроха всё ещё остаётся крайне уязвимым и требует повышенного внимания родителей.

Правильное развитие ребенка до года обременено множеством сложностей. И если в первые месяцы малыш является своего рода «беспомощным» маленьким человечком, то ближе к году он становится более самостоятельным. Девять месяцев – подготовительный период к первым шагам, вступлению в новый жизненный этап. Потому родители, дабы определиться, правильно ли развивается их чадо, задаются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 9 месяцев?»

Этому периоду характерен резкий скачок активной деятельности. Каждый организм индивидуален, потому не существует строгих понятий, умений, которыми должен владеть малыш к 9 месяцам. Все навыки обусловлены не только физиологическими особенностями малыша, они зависят от того, занимаются ли со своим чадом родители, как они это делают.

Диагностика развития

Развитие малыша отражается в поведении. Он уже умеет сидеть, не опираясь, пробует ползти. Делать ребенок это может не только на четвереньках, но и по-пластунски, а некоторые малыши пятятся назад, опираясь на ручки.

Что умеет ребенок в 9 месяцев? В таком возрасте наступает особый этап подготовки к ходьбе. Происходят физиологические изменения в теле. Активно развиваются, укрепляются опорно-двигательный аппарат, связки, нервно-мышечная система. Это проявляется, когда из положения лежа на животике кроха пытается подползти к игрушке, дотянуться до нее. В положении сидя он умеет делать полуобороты и даже достать вещь сбоку или позади себя.

У него активно развивается хватательный щипковый рефлекс. Он пытается взять игрушку не всей ладошкой, а пальчиками. Как правило, малыш может задействовать сразу три пальчика.

Определить эмоциональное развитие можно следующим образом. Если попытаться забрать у ребенка любимую игрушку, он должен выразить свое недовольство. Например, ребенок крепко хватает ее, старается не отпускать, при этом выражает свое недовольство мимикой, звуками.

У ребенка в 9-месячном возрасте речь уже более осмысленная. Он пытается повторять слоги за взрослыми, подражая им. Повторяет он не только слоги, но и движения. В этот период необходимо учить его новым движениям: имитируя бой барабанными палочками, в играх «ладушки», прятки. Прячась, обычно малыш закрывает лицо ручками. Он также должен пытаться найти спрятавшихся папу или маму. Ребенок должен откликаться на свое имя, узнавать близких ему людей.

Кроме того, он уже умеет перелистывать страницы детских книжек, которые для самых маленьких сделаны из плотного картона, нанизывать кольца на пирамидку в любом порядке, рвать бумагу на клочки, отрывать небольшие кусочки от пластилина.

Игра у детей данного возраста больше носит разрушительный характер. Они с радостью ломают построенную башню из кубиков, а собрать ее заново, пусть даже в хаотичном порядке, им пока не под силу.

Это маленькие любознайки, активно познающие мир. В этот период активно развиваются все органы чувств: именно на 9 месяцев приходится момент, когда в доме можно встретить дверцы шкафчиков с перевязанными ручками.

Физические показатели

Физические нормативы усреднены Всемирной организацией здравоохранения. В среднем, из-за своей активности малыш набирает от 350 до 500 граммов веса, а рост его увеличивается на 2 с половиной сантиметра.

Мальчик имеет больший вес и рост, чем девочка. Связано это с природой человека. Вес мальчика варьируется в пределах от 7 до 11 килограммов при росте от 67,5 до 76,5 сантиметров. Усредненной нормой считается вес от 6,5 до 10,5 килограмма при росте 65-75 сантиметров. Окружность головы увеличивается на один сантиметр, а груди — на два.

Если имеются отклонения от указанной нормы, это может быть связано с генетической предрасположенностью. По данным заметно, что маленький человечек замедляется в наборе веса, но продолжает расти. Главное, чтобы эти показатели увеличивались в сравнении с предыдущими данными. Потому дети до годовалого возраста проходят мониторинг у педиатра ежемесячно.

Питание малыша

Ребенку очень важно получать полноценное питание, соответствующее его возрасту. Если здоровье мамы позволяет, то крайне необходимо продолжать грудное вскармливание. Мамино молоко составляет примерно четверть рациона малыша в сутки.

Далее приведены усредненные нормы рациона питания в день. Каши составляют примерно 180-200 граммов. Фруктовые, овощные пюре – 250 граммов. При этом основная часть приходится именно на овощи. Масло растительного происхождения и сливочное – 5 граммов в день. Кисломолочные продукты в виде детского кефира, творожка – 40 граммов.

Хлеб или сухарики – не более пяти граммов. Ребенку необходимо раз в неделю давать половину отварного куриного желтка, так как он содержит железо, что благотворно влияет на уровень гемоглобина. Некоторые дети отказываются от него: можно пойти на хитрость — перемешать желток с теплым молоком.

Для малыша в 9 месяцев — идеальное время, чтобы добавить в его основной рацион мясо, рыбу в отварном виде, нежирных сортов. Ребенок должен получать эти продукты примерно по 50 граммов каждого вида раз в неделю.

Режим дня

Ребенку в этом возрасте важно соблюдать режим. Ему также необходимо спать 11 часов ночью и примерно 4 часа днем. Однако именно сейчас нередко можно заметить за маленьким, что у него нарушается режим сна. Дело в том, что ребенок уже понимает разницу между днем и ночью. Он знает, что в ночное время все спят, а днем играют, занимаются другими делами.

  • При первом пробуждении, обычно оно бывает в 6-7 утра, малыш пьет молоко или смесь. Далее проводят утренние процедуры, делают с малышом зарядку.
  • Второе кормление с применением каш или фруктовых пюре, а после этого можно выводить ребенка на прогулку. Если погода позволяет, желательно, чтобы первый дневной сон прошел на открытом воздухе.
  • Примерно в час дня – обед, состоящий из овощного пюре, мяса, некрепкого диетического бульона. Можно дать ему банан на десерт.
  • Затем следуют занятия, игры, а потом снова прогулка, второй дневной сон.
  • Ужин рекомендуется давать ребенку не позднее шести часов вечера, чтобы его неокрепший желудочек смог переварить и усвоить пищу. Ужин может состоять из творожка или безмолочной каши с рыбой.

Общение в кругу семьи – важный этап для гармоничного развития малыша.

  • Кормление грудью или молочной смесью должно быть не позднее девяти часов вечера. Многие дети просят грудь в ночное время. Правда, данный аспект больше носит психологический характер.
  • Вечерние процедуры. Кормление молоком можно провести и после умывания. На девятый месяц, ребенка можно купать через день. Малыша следует укладывать не позднее 10 часов вечера. Режим дня в каждой семье свой.

Поводы для беспокойства

Несмотря на индивидуальное развитие и определение усредненных навыков ребенка в 9 месяцев, существует несколько признаков, которые должны насторожить родителей. При их обнаружении малыша нужно показать педиатру:

  1. Ребенок не может удержать равновесие в положении сидя.
  2. Он не может переворачиваться, не пробует передвигаться.
  3. Не проявляет эмоций в виде недовольства, когда у него пытаются забрать игрушку.
  4. Не пытается повторять слоги.
  5. Дети в этом возрасте часто пытаются самостоятельно снять с себя шапочку, выпить из бокальчика, кружки. Если ребенок не делает этого, следует обратиться к врачу.
  6. Не стучит своими игрушками.
  7. Не может определить, где родные люди, а где — чужие. Проявляется момент, когда ребенок не боится посторонних, с легкостью идет к ним на ручки.

Игры – главные помощники

Родителям необходимо знать, что существуют множество игр, занятий, способствующих обретению новых навыков в психологически-эмоциональном, в физическом плане. Все занятия должны быть направлены на то, чтобы развивать сенсорное восприятие ребенка. Это могут быть детские самые простые музыкальные инструменты, машинки со звуком, куклы для девочек. Домики с тоннелями подойдут малышам, которые уже умеют ползать. Необходимо включить в ежедневные игры пирамидки, кубики, показывать ребенку, как они собираются, что можно из них сделать.

Игры с крупой, в которой спрятаны небольшие игрушки, являются началом развития мелкой моторики, напрямую влияющей на формирование речи. В этом возрасте можно познакомить ребенка с гимнастическими снарядами, мячиком, кольцами и прочими атрибутами подвижных игр.

При выборе всех элементов внимание следует обращать на качество материалов, способы их изготовления, обработки. В 9 месяцев у малыша режутся зубки, позаботьтесь об этом.

Развитие ребенка в 9 месяцев, родившегося раньше предполагаемого срока, отличается от доношенных детей. Для них существует свой календарь развития, отличающийся от общепринятых нормативов. Его правильно составить поможет врач, учитывая все нюансы здоровья малыша.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

Девятимесячный возраст малыша является, по своему, показательным. В это время оцениваются все его достижения – новые навыки, физическое и нервно-психическое развитие. Напомним, что установленных нормативов в этом плане быть не может и средние стандартные показатели – это только ориентир для родителей, желающих знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Небольшое отставание не должно беспокоить взрослых, а опережение ровесников, порою, напрямую связано с тем, что с детьми проводятся регулярные развивающие занятия и специальная гимнастика.

В возрасте 9 месяцев для ребёнка очень важно равномерное наращивание и укрепление мышечной и жировой ткани. Если первая нужна ему для улучшения двигательной функции, повышения выносливости и силы, подкожно-жировой слой необходим для амортизации при падениях и других повреждениях. Это, действительно, актуально, так как дети уже начинают потихоньку ходить и нуждаются в укреплении мускулатуры рук, ног, бёдер и плеч, соединительной ткани, являющейся основой связок.

Врачи настаивают на тщательно продуманном и сбалансированном рационе в этот период, ведь переизбыток жировой ткани может негативно сказаться на иммунитете малыша и формировании его нервной системы.

Пищеварительная система маленького человека продолжает интенсивно развиваться, и претерпевает некоторые изменения, из-за чего кишечник неестественно активен. Это может стать причиной затруднения его опорожнения и даже непроходимости. Этот момент очень важен, и родители должны уделить ему особое внимание. На фоне того, что у деток прорезываются вторые резцы на верхней, а затем и нижней челюсти, и им постоянно требуется что-то жевать, с выбором продуктов нужно быть, крайне осмотрительными.

К этому возрасту у малышей уже прекрасно развиты все основные органы чувств, они хорошо слышат и могут безошибочно различать разные звуки. Улучшается зрение, его острота и дальность. Ребёнок уже хорошо понимает форму и цвет предметов, повышается и его тактильное восприятие.

Девятимесячный карапуз обладает высокой эмоциональностью, может проявлять самые разные чувства, которые сразу отражаются на его личике и в поведении.

Прибавка в росте и весе у ребёнка такая же, как и в 8 месяцев – 500 грамм и 1,5 сантиметра, примерно на 1 сантиметр увеличивается его головка и окружность груди.

Не стоит забывать, что всестороннее развитие ребенка в 9 месяцев зависит от таких факторов, как наследственность, питание, активное времяпровождение, наличие или отсутствие заболеваний.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Различные способности детей проявляются у кого-то раньше или позже, но большинство малышей, в этом прекрасном возрасте, обладает следующими умениями:

  • садиться из положения «лёжа» и стоя, находиться в сидячей позе более 10 минут, одновременно с этим дотягиваясь до игрушек и манипулируя ими;
  • забираться на диван, стул или кресло;
  • самостоятельно, пользуясь опорой, вставать и делать маленькие шажки, перемещаться на ходунках до 5-10 минут, применяя устройство, подпрыгивать и приседать;
  • ловко брать мелкие детали двумя пальчиками, нагибаясь, поднимать с пола нужные вещи;
  • доставать из коробок, контейнеров и баночек игрушки и складывать их обратно;
  • танцевать под музыку, топая ножками и хлопая в ладоши;
  • отзываться на своё имя, по просьбе взрослых находить знакомые предметы, подражать родителям, повторяя несложные действия;
  • имитировать звуки, издаваемые животными, произносить слоги и короткие слова;
  • бросать и толкать мячи, машинки, мять и рвать бумагу;
  • проявлять интерес к другим детям, пытаться познакомиться;
  • понимать вопросы «Кто» и «Где».

Зная, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, родителям нужно постоянно стимулировать малыша к активному бодрствованию и общению, и иметь представление, отсутствие каких навыков является признаком отставания или даже серьёзных нарушений в детском организме.

Поскольку основная, игровая деятельность малыша перемещается на пол, родителям необходимо ежедневно проводить влажную уборку – иммунитет ребёнка ещё не сформирован полностью, и любой предмет, который он попробует на зуб, может стать источником инфекции.

Отклонения в развитии: как определить

Какие навыки обязательно должны присутствовать в этом возрасте, и что должен уметь 9 месячный малыш – основные вопросы, которые волнуют взрослых, когда они начинают видеть разницу между состоянием, поведением своего малыша и других детей – его ровесников.

Стоит насторожиться в таких ситуациях:

  • ребёнок не может усидеть самостоятельно более 5-8 минут;
  • не ползает, а лёжа, не переворачивается на бок, спинку и живот;
  • не пытается вставать и, тем более, делать шаги;
  • плохо реагирует на своё имя, или такая реакция отсутствует полностью;
  • не умеет держать кружку и пить из неё самостоятельно;
  • не старается подражать взрослым, не произносит слоги;
  • не отличает близких и посторонних людей;
  • у малыша отсутствует вполне нормальная негативная реакция, если у него отнять игрушку.

Всё это тревожные признаки, а если, к тому же, малыш вялый, безразличный к играм, плохо ест, не выказывает привязанности к близким, это уже сигнализирует об серьёзных нарушениях.

У детей разных полов также могут быть различия в играх, привычках и общем восприятии мира, но это совсем другой аспект. Разбираясь, что надо уметь в 9 месяцев девочке, надо учитывать, что малышки более эмоциональны и привязаны к матери. В то же время, они раньше, чем мальчики, овладевают речевыми способностями, обожают общение, внимательно прислушиваются к звукам голосов и более склонны к увлечениям музыкой. Благодаря этому, их лексикон быстро обогащается новыми словами, пусть даже, на первых порах, самыми простыми и короткими.

Из-за такой особенности, как боковое (периферийное) зрение, девочкам всегда интереснее контактировать с живыми людьми, получая от них одобрение и ласку. Безусловно, это делает их более коммуникабельными и социальными уже в этом возрасте, но это касается только родственников и знакомых сверстников.

Каким же растёт девятимесячный мальчик, уметь в 9 месяцев он может много, но его больше интересуют игрушки и неодушевлённые предметы. На фоне девочек, у малышей мужского пола довольно быстро формируется глубинное, пространственное зрение, позволяющее им раньше воспринимать мир в трёхмерном измерении.

Игры для развития ребенка в 9 месяцев

Девятимесячные младенцы очень быстро впитывают различную информацию, поэтому задачей родителей является её подача – понятная и соответствующая интеллектуальному уровню этого возраста.

Развивающие занятия можно проводить в нескольких направлениях:

  1. Для развития мелкой моторики можно заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой, использовать для этого игры и потешки со стихами. Можно занять ребёнка пересыпанием мелких предметов – пуговок, фасоли, бусин из одного контейнера в другой, а также складыванием крупных кубиков, пирамидок.
  2. Для общего физического развития малышу полезно много ползать. Для этого можно прибрести разборный тоннель или домик, соорудить препятствия из коробок и подушек. Чем больше малыш будет тренироваться, тем раньше и увереннее он начнёт ходить.
  3. Словарный запас развивать необходимо, постоянно разговаривая с ребёнком, читая ему книги со сказками и короткими стишками. Если ребёнок научится их повторять за родителем, он быстро продвинется в устной речи, а также расширит свой кругозор.
  4. Девятилетнему карапузу нужно много играть, чтобы учиться разным навыкам и для этой цели подойдут самые разные игрушки – резиновые и массажные мячики, пирамидки с колечками, игрушечный телефон, детские музыкальные инструменты, куклы, резиновые зверушки, пластиковые книжки с яркими иллюстрациями, конструкторы и кубики для самых маленьких.

Хорошо, если у ребёнка уже есть свой игровой уголок или домик, который можно обустроить так, чтобы мама могла контролировать действия ребёнка, и в то же время, заниматься своими делами.

Важные составляющие жизни ребёнка: отдых и питание

Что должен уметь делать ребёнок в девять месяцев – отнюдь не праздный вопрос, ведь от того, насколько успешно пройдёт развитие малыша до года, во многом, зависит его дальнейшая жизнь, неразрывно связанная с физическим здоровьем и умственными способностями. И большую роль в этом играет правильное питание и сон. Оптимальным решением для пап и мам является грамотно составленный режим дня, в котором каждому действию крохи отведено чётко обозначенное время.

Основными пунктами дневного режима остаётся:

  1. Сон, который составляет примерно 14 часов в сутки. Ночью малыш должен отдыхать не менее 9-10 часов, а днём ребёнка дважды укладывают в кровать на 2-2,5 часа. Нарушения нормального сна могут происходить из-за прорезывания зубов, поэтому детям потребуется приобрести специальные прорезыватели и детские обезболивающие сиропы и пастилки. Груднички ночью просыпаются, чаще всего, по привычке, но явление это временное.
  2. Кормление детей осуществляется 5 раз в день с промежутками в 3, 5-4 часа. Как и в 8 месяцев детям дают молоко утром и перед сном. В рационе малышей уже присутствует кефир, детский творожок, каши, приготовленные на молоке со сливочным маслом. Деткам ещё некоторое время будут запрещены такие продукты, как сахар, шоколад, конфеты, орехи, грибы и цитрусовые фрукты. В сутки ребёнок съедает 1-1,2 л пищи.
  3. Уличные прогулки составляют около 4-5 часов в день – гулять с ребёнком требуется утром и после обеда. Конечно, в летнее время и тёплые дни, с малышами, желательно, гулять больше – свежий воздух способствует хорошему аппетиту, более лёгкому засыпанию и крепкому сну. В зимнее время можно ограничиться менее продолжительными выходами на улицу, а в сильные морозы этого, вообще, лучше не делать. Независимо от времени года, малыша следует обезопасить от холода, ветра, дождя, насекомых и ультрафиолета.
  4. Уход за ребёнком девяти месяцев предусматривает гигиену в виде умываний, подмываний и купаний по вечерам, упражнения для улучшения кровообращения и укрепления мышц, ежедневный лёгкий массаж.

Развитие ребенка в 9 месяцев: видео

Выяснив, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, родителям нельзя забывать, что их малыш с каждым днём всё больше стремиться к самостоятельности, и это желание нужно стимулировать. Следует понимать, что для развития маленького человека важна не только элементарная забота и уход, но и внимание, любовь и постоянное общение.