Конспект нод для средней группы "откуда берется песок". Детско-родительский образовательный проект «Чудесный песок

Елена Стадник
Беседа в старшей группе «Как люди используют песок»

Цель :

Формирование представлений об .

Задачи :

Развивать коммуникативные способности;

Формировать представление об использовании песка в природе ;

Воспитывать любознательность.

Интеграция :

Коммуникация, познание.

Используемый материал :

Иллюстрации, медведь – строитель.

Ход беседы:

Домовенок Кузя :

Доброе утро. Я к вам так долго добирался, очень устал. Целыми днями работаю и работаю, даже отдохнуть некогда. Слышал я, что вы изучаете свойства песка и решил вам поведать о том, где применяется песок в природе . Хотите узнать?

Дети :

Кузя :

В зимний период песком посыпают дорогу, чтобы не было скользко. Песок очень широко используется в составе строительных материалов. На основе песка делается раствор для кладки кирпича. Песок находится и в основе вашего дома - фундаменте. И в отделке стен - штукатурке и ещё во многих местах. Поэтому при строительстве дома без песка не обойтись. Песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи. На дно аквариума люди засыпают песок , чтобы рыбы чувствовали себя как в реке.

Вот, ребята теперь вы знаете где применяется песок и как он не обходим для людей.

Воспитатель :

Спасибо тебе, домовенок. Ты так много знаешь, приходи к нам еще. Мы будем рады послушать твои рассказы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

НОД ОО «ПОЗНАНИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПЕСОК?»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Познакомить опытным путем с образованием песка в природе.

Материал: модель пустыни, модель побережья, Кусковой сахар, тарелочка, ложка столовая, свеча, вода в кувшине, пипетка. Соломинки для коктейля, увеличительные секла на каждого ребенка. Презентация.

Организация. Сидя и стоя вокруг стола.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня плохая погода, на улице дождь и мы не пойдем гулять. Приготовила вам песок для игры в группе, и он куда-то исчез. Осталось совсем чуть-чуть, ничего из него не построишь. Жаль, теперь не поиграем. Вот игрушечки маленькие, а песка нет. А так хотелось поиграть. Что делать? Не знаю. А как вы думаете где можно взять песок? (Ответы). В песочнице, на реке, на пляже, в пустыне…

А откуда там столько песка? (Ответы) Давайте обратимся к нашему компьютеру Робитоксу, что он нам скажет по этому поводу, откуда берется песок?

Песок - это частицы пород, входящих в состав почвы. Песок получается,

когда распадается камень - под воздействием воды, погодных условий, ледников.

Давайте проверим так ли это?

Опыт1. (демонстрационный) Как образуется песок.

  • Вот кусочек сахара. Можно сказать, что он похож на камень? Можно, он такой же твёрдый. Даже если его сильно сжать он не сломается. А что же с ним произойдет, если на него упадут капли воды? Вода просачивается в кубик и разрушает связи, которые держат частицы сахара вместе, и он разрушается, ломается. С камнями происходит все тоже самое только медленнее.

Вывод: под воздействием воды камни разрушаются.

  • Не только вода разрушает камни, но и солнце. Вы знаете, что солнце очень горячее. Посмотрите, что происходит с кусочком сахара, если его нагревать. (Ответы) Правильно, он начинает таять, плавиться.

Что происходит с его формой? Она начинает изменяться. Точно также и камни.

Вывод: под воздействием солнца камни разрушаются, меняют свою форму.

  • Но вот солнышко спряталось, стало прохладно. Что происходит? (Ответы) Камень-сахарок затвердел. А что произошло с его формой? Она изменилась. А как вообще изменился камень-сахарок? (Ответ) Да, изменился цвет. А еще что? Толщина его такая же? (Ответ) Нет, разная, где-то толще, а где-то тоньше. В каком-то месте камень становится хрупким, может легко сломаться. Также происходит и с камнями.

Робитокс еще хочет что-то нам сказать.

Существует два места, где можно обнаружить самые большие залежи

песка, - это пустыни отлогие морские берега, где обычно бывают пляжи.

Опыт 2. Вот у меня модель пустыни.

  • Возьмите соломинки и подуйте на песочек. Что произошло? (Ответы) Он разлетелся, переместился. На нем образовались песчаные волны, появились песчаные холмики.

Не во всех пустынях один песок, в некоторых одни камни.

  • А если сильный ветер дует, что происходит с песчинками, камнями? (Ответы)Они разлетаются, ударяются друг о друга. Как вы думаете, при сильном ударе они могут сломаться? (Ответ) Могут. Вот мы свами доказали, что песок может получаться путем выветривания.

Вывод: Под воздействием ветра камни разрушаются. Ветер переносит песок, образуя песчаные волны и холмы.

Физкультминутка . Давайте немного поиграем.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Если почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, по которой вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже. Пустыни практически открыты для выветривания.

В пустынях не всегда бывает жарко, иногда там случаются дожди, и не просто дожди, а сильные ливни. А на побережьях случаются приливы и отливы.

Опыт 3. (демонстрационный) Вот у меня модель побережья с песчаным пляжем. Кусочки пластилина – скалы. Часть модели, заполненная песком – это пляж. Оставшуюся часть я заполню водой. Кусочком картона я буду изображать волны. Что происходит с песком? (Ответы) Вода смывает песок и остаются видны скалы, камни. А что происходит с камнями под воздействием воды уже знаете. Что происходит? (Ответ) Они разрушаются и превращаются в песок. А водные потоки разносят частицы песка по всему свету.

Вывод: Камни разрушаются под воздействием воды и превращаются в песок.

Опыт 4. Как выглядит песок. Возьмите увеличительные стекла и рассмотрите его. Можно пересыпать ручками. Расскажите, как выглядит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? (Ответы) Песчинки прилипают друг к другу? (ответы) нет песчинки не прилипают друг к другу.

Если внимательно посмотреть на горсть песка, можно увидеть, что песчинки имеют различный цвет. Это потому, что песок образуется из нескольких пород различных видов. Песок может выглядеть коричневым, желтым, белым и даже черным (если он образовался из определенной вулканической породы). На некоторых пляжах песок может содержать зерна органического происхождения, источником которых являются остатки живых существ, например, кораллы, раковины, а не скальные породы.

Вывод: песок состоит из маленьких разноцветных крупинок, которые между собой не слипаются.

Вот мы свами и поиграли. И не просто поиграли, но узнали много интересного о песке. Что вам показалось наиболее интересным и что больше всего запомнилось? (Ответы) Молодцы. Получайте медали «Самый любознательный ребенок»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты. Развивать творческие способности, моторику пальцев.
Материал: Кружечки с песком, стаканчики с водой, одноразовые тарелочки, ложечки, деревянные палочки, ватные палочки, магниты, лупы,марля, воронки, подносы, ноутбук для просмотра фильма «Рисуем песком», диск с музыкой.
Ход занятия: Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята у меня « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: сегодня мы будите исследовать песок, познакомимся с его свойствами. А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: и мы сейчас отправляемся в лабораторию для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: дети перечисляют оборудование
Воспитатель: начинаем наши исследования.
Опыт № 1. «Что какое песок, из чего он состоит?»
Возьмите немного песка насыпьте пальцами на тарелочку и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотрим их.
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.
Опыт № 2. Давайте пересыплем сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.
Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3. Возьмите горсть песка и пустите его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Подуйте на песок, имитируя ветер, частички песка передвигаются.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
(под музыку проводится физкультминутка)
Начинается разминка

Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4.Возьмите баночку с водой и опустит в нее горсть сухого песка, не размешивая его. Понаблюдаем, что произойдет. Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5.В воронку кладем кусок марли и насыпаем песок, наливаем воду, вода проходит через песок (некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь). Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к. воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Воспитатель: Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. А где можно его встретить, где его можно применить? (Варианты ответов детей).
Его применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Мы сейчас посмотрим, как создают картины из песка.
Просмотр фильма «Рисуем песком».
Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песчаные картины.
Выбирайте необходимые для творчества предметы и песчаное полотно или (Палочки, ватные палочки)
(Играет музыка). А музыка поможет вам создать интересные песчаные шедевры.
Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции, приемы, используемые в рисовании.
Закончив свои работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.
Воспитатель: Вика, я увидела в твоем рисунке необыкновенный сюжет, расскажи о нем.
Матвей, я удивилась, глядя на твой рисунок, ты нарисовала необычных животных, назови их.
Рита, опиши нам свою песчаную картину.
Ваши картины показывают, что вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты.
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Каждому из вас присваивается звание юного ученого.

Цель: Обобщить знания детей о песке и его свойствах. Уточнить знания детей о происхождении песка в природе.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности.
  • Развивать устную речь детей, обогащать словарь: рыхлый, сыпучий, песчинки.
  • Знакомить с последовательностью явлений в природе.
  • Стимулировать собственные высказывания детей.
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, закреплять умение выкладывать мозаику на основу.
  • Закреплять навыки работы с увеличительным стеклом, защитными очками.
  • Закреплять представления о свойствах песка, знакомить со способом получения песка путём трения между собой двух камней и измельчение ракушек.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, активность, интерес к объектам неживой природы.

Оборудование: Фартуки и нарукавники у детей, защитные очки, бархатная бумага, черный картон, лупы, пластиковая ложка, ракушки тонкие, маленькие в файле, по два камня на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, разрезанная картина с фоном из пластилина, кусочки ракушек.

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей.

(Дети здороваются).

А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку.

Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте кто такой!

(Воспитатель читает загадку).

Дети, скажите, о чем эта загадка?

Дети: Это загадка о песке.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами снова поговорим о песке и вспомним его свойства.

Песок – какой он?

Дети: Сухой песок сыпучий.

Песок может двигаться.

Мокрый песок, может принимать любую форму.

Песок рыхлый.

Песок хорошо пропускает воду.

Воспитатель: Дети, вы молодцы, правильно назвали свойства песка.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кажется кто–то стучится. Войдите.

Незнайка: Здравствуйте, это группа “Ягодка”?

Воспитатель: Да, это группа “Ягодка”.

Незнайка: Тогда я к вам.

Воспитатель: Дети, вы догадались кто это?

Дети: Это Незнайка.

Незнайка: Да, я Незнайка. И пришел к вам, так как узнал, что вы проводите какие–то экспери менты?

Воспитатель: Незнайка, ты правильно слышал, только не экспери менты, а экспериме нты.

Незнайка: Я понял, (медленно проговаривает) эк-спе-ри-мен-ты.

Воспитатель: Вот теперь ты произнес это слово правильно.

Незнайка: Я не знаю, что такое эксперимент и поэтому, хотел бы посмотреть, как вы их проводите?

Воспитатель: Оставайся с нами и мы тебе всё расскажем и покажем. Присаживайся, пожалуйста, вот на этот стульчик, делай все, что будут делать дети.

Незнайка: Хорошо, я согласен. А можно я задам вам еще один вопрос?

Воспитатель: Да, конечно.

Незнайка: Я сегодня наблюдал, как дети играют в песочнице, и задался вопросом. Откуда он взялся, песочек?

Воспитатель: Незнайка, это ты очень удачно зашел. Мы сегодня и хотели выяснить, как образуется песок в природе. А для этого и будем проводить эксперименты.

Незнайка: Ой, как интересно. Мне можно присесть за этот столик?

Воспитатель: Да, да. Здесь есть все, что нужно для работы.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран).

Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это?

Дети: Это море.

Сильный шторм.

Волны бьются о берег, о скалы.

Воспитатель: Обратите внимание на то, с какой силой волны бьются о скалы.

Дети: Посмотрите, волны выносят на берег ракушки.

Они разбиваются о камни на мелкие кусочки.

Воспитатель: Да, дети, это вы правильно подметили, волны выносят ракушки на берег и они разбиваются о камни на очень мелкие кусочки. Давайте и мы попробуем разбить ракушки. Как можно это сделать?

Бросить на пол.

Растоптать ногами.

Незнайка: Если ракушка очень тоненькая, то можно ее просто раздавить пальцами.

Воспитатель: Все это правильно, но мы не будем топтать ракушки ногами. Тем более не будем стараться раздавить их пальцами. Скажите, почему?

Дети: Ракушки очень тонкие и острые.

Воспитатель: Правильно. И что может произойти?

Дети: Можно поранить пальцы.

Воспитатель: Правильно, поэтому мы сделаем совсем иначе. Посмотрите, у меня есть ступка, сюда я уже насыпала ракушки. Я беру пестик и начинаю им давить ракушки. Послушайте, как они (скрипят, шуршат.......). А теперь посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Ракушки разломились на мелкие кусочки.

Воспитатель: Правильно. Если мы будем продолжать их разминать, что произойдет?

Незнайка: Можно я скажу.

Воспитатель: Мы тебя слушаем, Незнайка.

Незнайка: Они, наверное, превратятся в песок.

Воспитатель: Правильно. Дети, хотите получить из ракушек песок?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Хорошо, но у нас всего лишь одна ступка, поэтому нам придется сделать это как – то иначе.

Дети: Мы готовы.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат целлофановые пакетики, в них я уже насыпала ракушки. Посмотрите, какие они?

Дети: Они совсем мелкие и тонкие.

Воспитатель: А что еще лежит рядом с пакетиком?

Дети: Пластмассовая ложечка.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?

Незнайка: Я кажется, догадался. С помощью ложки мы попробуем раздавить ракушки.

Воспитатель: Правильно. Дети, обратите внимание, у вас на столах лежат еще очки? Для чего они могут нам понадобиться?

Дети: Их надо надеть.

Воспитатель: Для чего?

Дети: Чтобы случайно кусочек ракушки не попал нам в глаз.

Воспитатель: Вы молодцы. Все правильно сказали, а теперь надевайте очки и сейчас приступим к работе.

(Дети надевают очки).

Я вижу, что вы все готовы и теперь вы должны меня очень внимательно слушать и выполнять все, что я буду вам говорить.

Все дети и ты Незнайка, зажмите ложку в кулачок так, чтобы большой палец находился в ее углублении. Посмотрите, как это сделала я.

(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

А теперь осторожно нажимаем на целлофановый пакет и начинаем аккуратно надавливать на ракушки. У всех получается?

(Если кто-то из детей затрудняется, то воспитатель подходит и помогает им).

Воспитатель: Ну вот, я вижу, что все справились с заданием. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бархатной бумаги, положите их к себе поближе и постарайтесь аккуратно высыпать все, что у вас в пакетиках на этот лист.

(Дети выполняют задание).

Дети, наверное, нам очки будут пока не нужны, поэтому давайте их снимем. Ну, вот все очки сняли и можно продолжать наше занятие. Дети, посмотрите, что еще у вас есть на столах?

Дети: У меня на столе еще лежит лупа.

Правильно. А для чего нужна лупа?

Дети: Через лупу можно рассмотреть что-то очень мелкое.

Незнайка: Я знаю, что лупа, это увеличительное стекло. А у моего друга Знайки есть тоже лупа, только он через нее на звезды смотрит.

Дети говорят Незнайке, что это - телескоп.

Воспитатель: Все это правильно. Поэтому берите каждый свою лупу и рассматривайте через нее, то, что у нас осталось от ракушек.

Дети: Ракушки рассыпались на мелкие частички.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На песчинки.

Воспитатель: Они все одинаковые?

Дети: Нет, они разные?

Есть песчинки большие, а есть совсем мелкие.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?

Дети: Мы их не смогли раздавить.

Воспитатель: Почему?

Незнайка: Можно я отвечу.

Воспитатель: Отвечай, конечно.

Незнайка: Наверное, это те части ракушки, которые были более твердые.

Воспитатель: Правильно, Незнайка.

Физкультминутка “Рыбки”:

(дети под музыку выполняют движения и проговаривают слова)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.(повторяют 2-3 раза)

Воспитатель: Дети посмотрите на экран. Как вы думаете что изображено здесь. (на заставке песок увеличенный в 250 раз)

Ответы детей. (камешки, стеклышки, ракушки, кораллы...).

Воспитатель: Это песок, только увеличен под микроскопом, во много раз.

Незнайка: А песок образуется только из ракушек?

Воспитатель: Дети, кто из вас скажет, из чего еще может образовываться песок?

Дети: Песок получается из камешков.

Они разбиваются и крошатся, когда их волны перекатывают с места на место. А камни откуда?

Дети: Скалы разрушаются под воздействием природных явлений, то солнышко, то ветер. От скал отламываются большие куски, потом эти куски разламываются и так получаются камни.

Незнайка: Это, наверное, не просто получить песок из камней, ведь они такие твердые?

Воспитатель: Ты прав, Незнайка. Но ведь в природе песок получается не за один день, а проходят многие годы, прежде чем камень превратится в песок. Дети, давайте покажем Незнайке, как можно получить песок из камня?

(Дети вместе с Незнайкой и воспитателем трут камни друг об друга над черным картоном).

Воспитатель: Я вижу, что у всех получился песочек, ведь вы так старались. А теперь аккуратно пересыпьте его на наш бархатный листок. Возьмите снова лупы и сравните песок, который вы получили сейчас и песок, который вы получили из ракушек.

Дети: Песок из ракушек получился крупнее.

Воспитатель: Почему?

Дети: Его надо было дольше растирать.

Воспитатель: Они похожи между собой.

Дети: Похожи.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки маленькую баночку, которая у вас на столе. Как вы думаете, что в ней?

Дети: Это песок.

Воспитатель: Правильно. А если точнее, то это морской песок. Обратите внимание на то, какой он светлый. Как вы думаете почему?

Дети: В море очень много ракушек.

Их выносит на берег.

Они разбиваются и превращаются в песок.

Воспитатель: Правильно. Откройте баночку, насыпьте немного песка на наш бархатный листок и сравните опять с помощью лупы песок, который мы получили и песок, который привезли с моря.

(Дети высказывают свои наблюдения).

Дети, мы с вами выяснили, как в природе получается песок. Но только ли песок можно получить из ракушек.

Дети: Они очень красивые, из них можно сделать коллекцию.

Есть ракушки жемчужницы, в них есть жемчуг.

Можно сделать различные поделки.

Незнайка: Ой, ребятки, я совсем забыл передать вам посылку!

Дети: Какую посылку?

А где она?

Незнайка: Когда я шел к вам и проходил мимо почты, то меня попросили доставить посылку вот по этому адресу.

(Достает листок с адресом детского сада и читает).

Это ваш адрес?

Воспитатель: Правильно. Адрес наш. Незнайка, давай ее откроем.

(Воспитатель вместе с Незнайкой открывает посылку).

Дети, посмотрите здесь письмо. (Приложение 2) Сейчас я его прочитаю.

(воспитатель достает из посылки картину и рассматривает ее вместе с детьми. (Приложение 3))

Воспитатель: Дети, посмотрите, картина состоит всего из двух цветов. Каких?

Дети: Голубого.

И сиреневого.

Воспитатель: Как вы думаете, голубой цвет, это цвет чего?

Дети: Это цвет моря.

Воспитатель: Правильно. Значит, мы его мозаикой выкладывать не будем. А вот, то, что окрашено в сиреневый цвет мы выложим мозаикой и тогда увидим, что же изображено на этой картине. Открывайте свои баночки, в которых у вас разбитые ракушки и приступайте к работе. Незнайка, а ты, если хочешь, можешь помогать детям.

Незнайка: Конечно, очень хочу.

(Дети делают аппликацию на пластилиновой основе из разбитых ракушек).

Воспитатель: Я вижу, что все дети с заданием справились. Давайте теперь из ваших работ составим картину. Подходите, пожалуйста, все к моему столу попробуем вместе составить картину из нескольких частей. (Дети составляют картину).

Незнайка, ты знаешь, кто изображен на этой картине?

Незнайка: Я так думаю, что если картину прислал царь Нептун, то это, наверное, кто-то из морских обитателей, а точнее сказать не могу.

Воспитатель: Дети, подскажите Незнайке, кто это?

Дети: Это медузы.

Незнайка: Медузы? Никогда не видел, но они мне очень нравятся. Надо куда-то повесить картину.

Воспитатель: Сейчас мы ее пока оставим на столе, а потом мы склеим её и оформим в рамку.

(Незнайка смотрит на часы).

Незнайка: Дети, мне пора уходить. Спасибо за то, что вы разрешили мне быть на вашем занятии. Я узнал очень много нового и интересного. До свидания.

Дети: До свидания, Незнайка.

Воспитатель: Дети и нам пора заканчивать наше занятие. Давайте подведем его итоги.

(Воспитатель вместе с детьми подводит итоги занятия, рефлексию)

Программные задачи:

Образовательные задачи.

— Познакомить детей со свойствами песка, установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

— Дать знания о том, что сухие песчинки легко двигаются, сдуваются.

— Закрепить знания о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются.

Развивающие задачи.

— Уточнять знание о том, что песок и глина – неживая природа.

— Закреплять знания об обитателях пустыни, уметь различать и называть: ящерица, паук, змея, верблюд, тушканчик и т.д.

— Систематизировать знания о неживой природе.

— Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Воспитательные задачи.

— Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

— Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.

— Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа.

— Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы о том, как человек использует песок и глину.

— Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Серебрянное копытце», А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» и д. р.

— Рассматривание Детской Энциклопедии.

— Наблюдения и игры на прогулке, в природе.

Словарная работа:

— Учить, грамматически правильно строить предложения, при ответах на вопросы воспитателя.

Активный словарь: высыпается, слипается, увеличительное стекло (лупа), сыпучий, просочилась, пустыня.

Пассивный словарь: воздушный поток, вьючные мешки, емкость, «Корабль пустыни».

Используемое оборудование:

— Ворота с надписью «Страна знаний», костюм верблюда, макет верблюда, зеленый листочек.

— Две трехлитровые банки с пластмассовыми крышками. 2 резиновые груши. Три пластмассовые бутылки с отрезанным дном, заполненные: 1-я – песком, 2-я – камешками, 3-я — глиной. В горлышки бутылок вставлен поролон. Бутылки установлены в штативы. Лоток для сбора воды. Емкость с водой. Желтая ткань с песком. Игрушки: ящерица, медведь, паук, черепаха, лиса, еж, змеи, заяц, верблюд.

Оборудование для опытов:

— разноцветные стаканчики с глиной и песком, индивидуальные подносы,

— лупы, прозрачные одноразовые стаканчики по 2 на каждого ребенка, 2 трехлитровые банки с крышками, резиновая груша,

— бутылки с отрезанным дном, заполненные 1 – песком, 2 – камешками, 3 – глиной, в горлышко бутылок вставлен поролон. Бутылки установлены в штатив, под ними лоток для сбора воды, емкость с водой,

Макет с изображение пустыни. Животные к нему: ящерица, медведь, паук, черепаха, лиса, еж, змея,

Мешок с набором для игры с песком,

— фартуки по количеству детей, ворота с надписью «Страна знаний»,

— стулья, столы, макет верблюда,

Электронный образовательный ресурс: стереомагнитофон, запись спокойной музыки.

Интеграция областей:

Социально – коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

— Игровая деятельность

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Дети входят в зал.

Воспитатель обращает их внимание на красивые ворота и читает надпись: «Страна знаний»

Воспитатель — Дети, сейчас мы с вами пройдем в эти ворота и попадем в страну знаний.

За воротами на стуле сидит верблюжонок (подготовленный ребенок-школьник) и плачет.

Воспитатель — Что, здесь происходит? Ты кто? И почему ты плачешь?

Верблюд – Меня зовут, Тима. Я не слушался маму, убежал от нее, и потерялся. Где живу, не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка. А где моя Родина, я забыл.

Воспитатель – Дети, давайте познакомим верблюжонка с песком и расскажем, где больше всего встречается песок. Тима, а ты внимательно слушай и запоминай. Дети, вместе с Тимой, подойдите к столам, наденьте фартуки и садитесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что перед вами на столе. (Дети – песок и глина)

— Правильно! Давайте познакомиться с ними поближе. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос.

— Легко ли высыпается сухой песок?

— А теперь попробуйте высыпать сухую глину.

Что легче высыпать?

— Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий. (Повторить с детьми)

— А глина? Она слипается в комочки, ее нельзя так легко высыпать. Песок рыхлый, в отличие от глины.

— А сейчас возьмите лупу (увеличительное стекло ) и давайте внимательно рассмотрим песок.

— Из чего состоит песок? (из отдельных зернышек-песчинок)

— Как выглядят эти песчинки?

(Они маленькие, круглые, полупрозрачные, цвет может быть и белый, и желтый и красно-оранжевый и серый).

— А почему так, вы узнаете, когда будете учиться в школе.

— Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи? А чем отличаются?

— А теперь рассмотрите глину.

Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки?

Помните, в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине все слиплось в один комок.

— На что похожа глина? (На пластилин).

— Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Воспитатель — А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы. Тима, делай вместе с нами.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель — Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

— Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.

— А что мы видим в банке с глиной? Комочки сдуваются труднее, а многие и просто не двигаются. Какой же вывод можно сделать?

— Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель – Дети, где на планете больше всего песка?

Дети — В пустыне. (Уточнить и дополнить ответы детей)

Воспитатель — Движение песка в пустыне под натиском ветра надувает песчаные сугробы.

Верблюд – Я знаю, как они называются — «барханы». Барханы могут двигаться.

Воспитатель — Внешне они похожи на морские волны, потому часто пустыню называют песчаным морем.

Воспитатель — А теперь я приглашаю всех к другому столу, где мы проведем другой эксперимент.

— Посмотрите на эти емкости (3 бутылки, с обрезанным дном, перевернуты горлышком, заткнутым поролоном, вниз) и назовите, что в каждой из них находится. Правильно, в одну бутылку я насыпала песок, в другую мелкие камешки, в третью глину.

— В эти бутылки мы нальём воды, и мы понаблюдаем, где быстрее просочится вода.

Дети по очереди наливают в бутылки немного воды и внимательно смотрят, как вода просачивается в лоток под бутылками.

— Итак, в какой из бутылок вода просочилась быстрее всего и почему?

(Там где мелкие камешки, между ними больше свободного пространства, вода быстрее убегает).

— Как вы думаете, песок и глина – это живая природа или неживая?

— Почему? (Живое рождается, растет, развивается, стареет и умирает)

Воспитатель – А сейчас я вам вместе с верблюжонком предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

Подвижная игра» Песок и глина»

Воспитатель — Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина» . «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

После 2х повторов команды меняются местами. Верблюжонок играет вместе с детьми.

Воспитатель – Дети, давайте напомним Тиме, где на нашей планете больше всего песка? (В пустыне)

В нашей удивительной стране Знаний мы можем быстро оказаться в любом месте. Давайте перенесемся, хотя бы ненадолго, в пустыню.

Дети присаживаются на корточки, закрываю глаза, звучит музыка. В это время выставить макет пустыни и верблюда с вьючными мешками на горбах. По окончании звучания музыкального фрагмента дети открывают глаза.

Верблюд (стоит у макета ) — Дети подойдите ко мне. Я вспомнил, это моя страна, меня по праву называют «Кораблем пустыни», ведь я удивительный!

Кто может рассказать обо мне? (Дети рассказываю о верблюде)

Верблюд — Все правильно вы рассказали, мне понравилось. Вот хочу показать вам мою Родину.

Указывает на макет пустыни, а на нем фигурки разных животных.

— Кажется, не все животные попали сюда правильно, может быть кто-то, находится здесь по ошибке? Давайте поможем животным разобраться.

Оставим в пустыне только тех, для кого она является родным домом.

Воспитатель — Сейчас мы по очереди уберем, тех животных, кто не может жить в пустыне.

Дети по очереди подходят, показывают и называют животное, которое в пустыне не живет. Фигурку этого животного с макета убирают.

Оставшихся животных называют и показывают еще раз.

Верблюд — В пустыне нам все нравится. Это наша Родина и мы ее любим, и не сможем жить в другом месте.

Воспитатель — Мы теперь много знаем про песок, и будем его беречь. Дети, давайте расскажем Тиме, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Верблюд — Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. Снимите вьючные мешки и достаньте подарки.

Воспитатель вместе с детьми снимет мешки и достает наборы для игр с песком.

Воспитатель — Спасибо большое тебе, Верблюд Тима за подарки. Мы с ребятами на участке много интересного еще узнаем о песке и его свойствах. А теперь нам пора возвращаться в свою группу и попрощаться с гостеприимной страной Знаний.

Верблюд – Да, и мне пора возвращаться к себе на Родину. До новых встреч!

Дети с подарками возвращаются в группу.

Литература:

1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» творческий центр Москва. 2007 г.

2. А.И. Иванова «Живая экология» Творческий центр Москва. 2007 г.