Конспект нод в средней группе доу по экспериментированию с песком. Тема проекта: «От песчинки к песку» Подготовила: Гребенникова В.Д. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Буратино»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ПО ТЕМЕ «СВОЙСТВА ПЕСКА»
Воспитатель: Суханова Татьяна Васильевна
г.Когалым, 2014
Тема: Свойства песка
Цель: развитие познавательно – экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать у детей представление о том, что песок – неживая природа, о свойствах песка;
- развивать воображение, умение сосредотачиваться, доводить до конца начатое дело, соотносить свои действия с действиями других, добиваться их согласования; закреплять правила безопасности во время проведения экспериментов;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать и развиватькоммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: беседа о песке, просмотр презентаций «Что мы знаем о песке?», «Пустыня», «Животные пустыни», рассматривание иллюстраций о пустыне, барханах, письмо родителям, открытая площадка (игры, наблюдения, экспериментирование).
Словарная работа:
- обогащение словаря – песочное, живое – неживое, барханы, конус, экспериментирование, пастель;
- активизация словаря – песочные часы, лупа, мокрый, сухой, куличики, волны, рецепт.
Материалы и оборудование:
Центр искусства: пастель, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, мелки, соль, листы бумаги, иллюстрации с изображением пустыни, клей, изображения животных, мелкие игрушки (киндер), заготовки бумажных пирамидок, трафареты с животными пустыни, природный материал, пластилин.
Центр кулинарии: формочки для печенья, ингредиенты для теста, клеёнка на стол, фартуки, скалки, противень.
Центр науки: песок, тарелочки, вода, соломинки для коктейля, лупы, песочные часы, карточки – схемы.
Методы и приёмы: словесные - беседа, разгадывание загадок, объяснение; игровые – пальчиковые игры; наглядные – показ иллюстраций, наблюдения, показ способа действия; практические – трудовые действия, опыты.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная.
Утренний сбор:
Звучит музыка, дети садятся на подушки в круг.
Я. – Сели дети, сели в круг
Слева друг и справа друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Приветствие.
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Предлагаю выбрать детям способ поприветствовать друг друга.
3.Обмен информацией. Делятся (2 – 3 человека), у кого в руках микрофон,
делятся своими новостями.
4.Групповая деятельность
Загадки (2-3 штуки о неживой природе)
Из камней он появился, Зёрнами на свет явился: Жёлтый, красный, белый Или светло-серый. То морской он, то – речной. Отгадайте, что это? (Песок)
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал (Песок)
Пальчиковая игра «Песок»
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.

Коля лепит колобок, - имитация лепки.
А Иринка теремок - сделать «крышу» из рук.

Люба лепит разных рыб, - имитация движения рыб.
Ну а Вера – белый гриб - сжать одну руку в кулак и
накрыть ладошкой второй.
5. Новости.
Календарь. Сегодня у нас четверг, 20 ноября. Заканчивается поздняя осень и приближается зима. Кто из вас знает приметы зимы?
На улице выпало очень много снега. Помните, мы с вами недавно на нашем участке лепили из снега. Кого мы лепили? Правильно, снежную бабу. Зимой мы можем лепить на улице из снега, а летом мы можем лепить? (из песка). Ребята, а что такое песок? Где мы его можем встретить?
6.Работа со стендом «Модель трёх вопросов».
7.Презентация центров. Сегодня у нас открыты центры: центр искусства. В центре искусства вам предложены различные художественные материалы, с которыми вы сможете поэкспериментировать и нарисовать песок в пустыне. Также вам предоставлены трафареты с животными пустыни и изображения животных при помощи, которых вы сможете оживить свой рисунок. В центре искусства сегодня свободно 5 мест. В центре искусства вас ждёт Анна Владимировна. Центр кулинарии. В центре кулинарии вы сегодня сможете сделать песочное тесто. Вас ждут: мука, сахар, соль, формочки, карточки с рецептом приготовления песочного теста. Здесь вы сможете поэкспериментировать с песочным тестом. В центре кулинарии свободно - 5 мест. В этом центре вас ждёт Лилия Вилевна, мама Алины. И откроется центр науки. В центре науки вам сегодня предложены: песок, лупы, песочные часы, вода, различные тарелочки, карточки для экспериментирования. Вы узнаете - какой песок бывает, что из него можно сделать, какими свойствами обладает песок и в центре науки сегодня свободно 7 мест.
9. Самостоятельный выбор центров активности детьми.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Центр искусства
Рисование «Пустыня».
Дети выбирают различные материалы для рисования и выясняют, как лучше нарисовать песок, лучше передать палитру оттенков песка, чем лучше дополнить рисунок. Дети работают в парах, учатся договариваться.
Центр кулинарии
Дети с помощью взрослого замешивают песочное тесто, экспериментируют с ним – сколько муки надо, чтобы тесто замесить и раскатать, и чтобы оно не прилипало? Сколько сахара, чтобы тесто стало сладким? Сколько масла и сахара положить, чтобы тесто стало песочным.
Центр науки
Совместная деятельность детей и взрослых, по выявлению свойств песка.
Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).
В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песок, воспитатель выясняет его свойства:
-сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;
-состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;
-из него нельзя лепить куличики.
Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка:
- пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.);
-мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;
- он темнее, чем сухой песок;
- из влажного (мокрого) песка можно лепить.
Опыт 2. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого и вязкость влажного песка.
Опыт 3. «Силач» - определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).
Опыт 4. «Волшебный материал» - слепить из влажного песка фигурки при помощи формочек, после чего проверить прочность изделия и сохранения его формы после высыхания.
Опыт 5. «Песочные часы» - посчитать сколько секунд сыпался песок (знакомство с песочными часами с различным содержанием песка, что соответствует определенному времени: 30 сек., 1 мин., 2 мин.). Наблюдения за песком, что пересыпается в часах, обмен ощущениями, которые возникают при этом завораживающем зрелище.
Задача «Волны на песке»: превратиться в ветер - не сильно, но долго дуть на песок через соломинку для коктейля, имитируя в тарелочке с песком песчаные волны.
Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.
«Открытый временной конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось, все это подводится на вечернем (итоговом) сборе.

Елена Стадник
Беседа в средней группе «Что у нас под ногами?»

Цель :

Знакомство детей с определением «песок» .

Задачи :

Развивать коммуникативные способности;

Формировать обобщенное представление о песке.

Воспитывать интерес к изучению свойств песка.

Интеграция :

Коммуникация, познание.

Используемый материал :

Песок, иллюстрации, моряк Федор, музыка (звуки морского прибоя) .

Ход беседы:

Воспитатель :

Доброе утро, детки. Я очень рада всех сегодня видеть. Вы слышите, что-то шумит? (включается шум морского прибоя) . В группе появляется моряк .

Моряк Федя :

Здравствуйте, мальчики и девочки. Я – путешественник. К вам приплыл из далеких стран. Мне пришлось побывать даже в пустыне Сахара. Ой, даже не представился, я – Федя.

Воспитатель :

Так прекрасно, вы очень много видели и много можете нам рассказать интересного. Нам бы очень хотелось узнать, что такое песок?

Федя :

Хорошо, я вам расскажу. Вы живете в поселке, где все улицы заасфальтированы, по ним ездят машины, ходят люди, но есть места, где растут цветы, деревья, трава – это живая земля, она называется почвой. В почве присутствует песок, о котором я вам расскажу поподробней. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на маленькие кусочки. Эти частички называются песком. Песок можно обнаружить везде, где горы подвергаются природному воздействию. Одно из мест с наибольшим залеганием песка – морской берег, пустыня. Он туда нанесен ветром. В садике мы можем увидеть песок в песочнице.

Скажите, ребята, а как вы играетесь с песком? Что вы можете из него строить? Вам нравиться песок на ощупь?

К сожаленью, мне пора отправляться в плаванье, но завтра я к вам опять приду и мы с вами проведем опыты с песком. Вы будете меня ждать?

Воспитатель :

До завтра, моряк Федя. Обязательно приходи к нам, мы будем ждать. Счастливого тебе пути!

Дети, вам понравился рассказ морского путешественника Феди? Кто мне скажет, что такое песок?

А теперь я предлагаю пойти на улицу и попробовать построить с песка черепаху.

Программное содержание:

- закрепить знания детей о свойствах песка , как природном компоненте, его разновидностях, через игры и опыты научить детей определять состав и физические свойства песка;

Закрепить знания детей о климатических условиях жарких материков, растительном и животном мире, понимание того, что для сохранения природы ее нужно беречь;

Быть наблюдательными, уметь рассуждать, делать самостоятельные выводы по результатам наблюдений; развивать речь детей;

Вызвать интерес к рисованию цветным песком воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать ее.

Словарь: оазис, дюны.

Материалы: мультимедийный проектор, песок, вода, пластиковая посуда, салфетки, камни, перхоть, белая бумага, песочница, клей, влажные салфетки, тарелочки, мерные ложки, весы, передники, шапочки.

Предыдущая работа: наблюдение за неживой природой, чтение загадок, проведение бесед о песке и его пользе, проведение опытов с песком, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Угадай, где спрятано», «Узоры на песке».

Ход занятия в старшей группе детского сада

Приветствие.

Сюрпризный момент

Звук смс

Воспитатель. - Дети нам пришла смс, интересно от кого она?

Читает письмо.

Здравствуйте дети! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и ухаживает за растениями в пустыне. Пишет он, что в его доме везде удивительный песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок у нас он тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.

Ваш Незнайка.

Воспитатель: Ну, что поможем Незнайке узнать, чем же удивителен песок. (Проходим в нашу лабораторию и одеваем специальную одежду)

Что вы видите в лотке? (Песок)

Итак, мы с вами будем исследовать песок.

Где мы с вами можем встретить песок? (на море, на строительстве, на пляже)

По вашему мнению, следует быть осторожными с песком? (Да)

Вспомним вместе с Незнайкой правила обращения с песком?

1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!

2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей

3. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!

4. После игры с песком - помой руки!

Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим деткам.

Дети, как вы думаете, откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)

№1 «Откуда берется песок»

Как мы можем это проверить. (Надо взять два камня и потереть их)

Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)

Какой же мы можем сделать вывод. Откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)

Какие разновидности песков вы знаете?

Где их добывают?

(Речной - добывают со дна рек; строительный - песок, который образовался от естественного разрушения скалистых гор, карьерный - в карьере, песок с примесями глины, кинетический) (спросить у детей, где добывают каждый из видов песка)

Внимательно посмотрите на экран и назовите, какой здесь песочек природный, а какой искусственный?

Итак, песок бывает естественным и искусственным.

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: лоток с песком, листы белой бумаги.

Ход эксперимента:

Дети, а как можно проверить из чего же состоит песок? (Взять лупу и рассмотреть его)

Из чего же состоит песок? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие)

А как же узнать, какой он на ощупь?

Прикоснуться кончиками пальцев

Прикоснуться внутренней стороной ладони, а потом внешней

Идут медвежата (кулачками переступают)

Ползут змеи (ребром ладони волнистые линии)

Идет лисичка (дети пальцами шагают)

Бегут жучки (ребенок двигает всеми пальцами)

Какой же вывод можно сделать? (Песок теплый, холодный, рыхлый)

А сейчас проведем еще один эксперимент и узнаем о свойствах песка .

№3 «Свойства сухого и мокрого песка»

Материал: стаканы, песок, вода, ложечки.

Ход эксперимента:

Почему говорят, что сухой песок сыпучий? (Потому, что если взять его в руку и высыпать, то он будет сыпаться занятия в детском саду с детьми)

Давайте проверим (дети берут сухой песок в горсть и сыплют)

Возьмите в руку песочек, какой он? (Сыпучий)

Как вы думаете, есть у сухого песка запах (нет)

Вылепить фигурки из сухого песка...

Что нужно сделать, чтобы песок был мокрым? (Смочить его)

Имеет ли запах мокрый песок? (Он имеет специфический запах)

Куда исчезла вода? (Она уютно устроилась между песчинками).

Что случилось с песчинками? (Песчинки прилипли друг к другу, поэтому он лепится)

Вылепить фигуры из мокрого песка.

Какие свойства сухого и мокрого песка мы обнаружили? (Сухой песок сыпучий, он не имеет запаха, а мокрый песок лепится и имеет специфический запах)

Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Мокрый)

Как мы можем проверить?

№4 «Какой песок тяжелее»

Материал: стаканы с сухим и мокрым песком, 2 весов (на двоих детей)

(Двое детей на весах проверяют сколько весит песок сухой и мокрый и выясняют, что тяжелее песок мокрый)

Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а в мокром - вода, а вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее сухого.

№5 «Можно ли заморозить песок?»

У меня есть два стакана песка, сухой и мокрый, я хочу проверить, замерзает ли песок, что мне для этого надо сделать? (Взять стаканы и поставить их в холодильник, проверка)

Какой же можно сделать вывод: сухой песок не замерзает, потому что в нем есть воздух, а он не замерзает, а мокрый замерзает, так как вода в холодильнике замерзает)

Дети, а вы помните откуда пришло письмо (из пустыни)

Что вы знаете о пустыне? (Ответы детей)

(Рассказ ребенка: Самая большая пустыня на Земле называется Сахара)

Здесь везде песок. Местные жители называют ее «Морем без воды»

В пустыне очень жарко, в песке даже можно сварить яйцо (выяснить, какой песок), выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака.)

Но если облака собрались в темную кучу, то это очень опасно. Поднимается ветер, который образует дюны. Посмотрите, какие дюны? Пожалуй здесь и живет друг Незнайки.

Если в пустыне, так мало осадков, как там растут растения?

(Рассказ ребенка. У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой. Вода через песок проходит очень быстро, практически не задерживаясь на поверхности. Итак, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то растениям нужно за ней глубоко тянуться)

Как вы думаете, если вместо земли у нас был бы песок, было бы у нас так много растений? Почему?

А как это можно проверить? (Надо в стакан с землей посадить растение, а в другой стакан с песком посадить такое ​​же растение и понаблюдать, какое растение быстрее примется)

Дети сажают растение.

Как вы думаете, какие животные живут в пустыне?

(Рассказ ребенка о верблюдах)

Вот на нашем пути появился настоящий рай в пустыне. Это - оазис, водоем с роскошной зеленой растительностью вокруг.

Поиграем вместе с верблюдами.

Физкультминутка

Верблюд детенышей на полянку

На зарядку вывел с спозаранку.

Всем сказал: - стройтесь, смирно!

Сам сел и поднялся быстро.

Верблюжата повторяли:

Сели - встали, сели - встали

Детеныши делают упражнения:

Ногу влево, ногу вправо.

Наклонились, поднялись,

Затем хорошо потянулись.

Верблюжата отдохнули

И за столы все дружно сели.

Дидактическая игра «Человек и песок»

Дети как вы думаете, зачем людям нужен песок? (Дети выходят по очереди к доске, где висят пазлы с цифрами, отвечают, переворачивают пазл... и в конце получается картина, где дети играют песком)

1. Песок используют для изготовления кирпича

2. В строительстве домов

3. Для изготовления стекла

4. Для песочниц

5. Для тушения огня

6. Для посадки цветов

7. Песком зимой посыпают дорожки

8. Для песочных часов

9. Из песка делают скульптуры

10. Для рисунков

14. Для декора

Я предлагаю сделать друзьям Незнайки необычные подарки. А поможет нам в этом цветной сухой песочек.

Показ воспитателем

Сначала намазываем изображения клеем, посыпаем его песком, а лишний песок стряхиваем на поднос.

(Сообщение детей, Незнайка уже купил билет на самолет, поэтому чтобы он не опоздал на самолет используем песочные часы)

Самостоятельная работа детей

(составляем работы в посылку и отправляем Незнайке)

Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель. - Дети, как вы думаете помогли ли мы выяснить Незнайке удивительные свойства песка? Давайте вспомним о них.

Откуда берется песок? (Ветер и вода разрушают камни и появляется песок)

Из чего он состоит? (Из маленьких песчинок)

Какой бывает песок на ощупь?

Что происходит с водой, когда она попадает в песок? (Вода быстро впитывается в песок)

Что тяжелее сухой или мокрый песок? Почему?

Что вам понравилось на занятии?

Что можно сделать из сухого песка, а из мокрого?

Елена Стадник
Беседа в старшей группе «Как люди используют песок»

Цель :

Формирование представлений об .

Задачи :

Развивать коммуникативные способности;

Формировать представление об использовании песка в природе ;

Воспитывать любознательность.

Интеграция :

Коммуникация, познание.

Используемый материал :

Иллюстрации, медведь – строитель.

Ход беседы:

Домовенок Кузя :

Доброе утро. Я к вам так долго добирался, очень устал. Целыми днями работаю и работаю, даже отдохнуть некогда. Слышал я, что вы изучаете свойства песка и решил вам поведать о том, где применяется песок в природе . Хотите узнать?

Дети :

Кузя :

В зимний период песком посыпают дорогу, чтобы не было скользко. Песок очень широко используется в составе строительных материалов. На основе песка делается раствор для кладки кирпича. Песок находится и в основе вашего дома - фундаменте. И в отделке стен - штукатурке и ещё во многих местах. Поэтому при строительстве дома без песка не обойтись. Песок является основным компонентом при изготовлении стекла. Песочные почвы идеально подходят для таких культур, как арбузы, персики, орехи. На дно аквариума люди засыпают песок , чтобы рыбы чувствовали себя как в реке.

Вот, ребята теперь вы знаете где применяется песок и как он не обходим для людей.

Воспитатель :

Спасибо тебе, домовенок. Ты так много знаешь, приходи к нам еще. Мы будем рады послушать твои рассказы.

Цель: Обобщить знания детей о песке и его свойствах. Уточнить знания детей о происхождении песка в природе.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности.
  • Развивать устную речь детей, обогащать словарь: рыхлый, сыпучий, песчинки.
  • Знакомить с последовательностью явлений в природе.
  • Стимулировать собственные высказывания детей.
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, закреплять умение выкладывать мозаику на основу.
  • Закреплять навыки работы с увеличительным стеклом, защитными очками.
  • Закреплять представления о свойствах песка, знакомить со способом получения песка путём трения между собой двух камней и измельчение ракушек.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, активность, интерес к объектам неживой природы.

Оборудование: Фартуки и нарукавники у детей, защитные очки, бархатная бумага, черный картон, лупы, пластиковая ложка, ракушки тонкие, маленькие в файле, по два камня на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, разрезанная картина с фоном из пластилина, кусочки ракушек.

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей.

(Дети здороваются).

А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку.

Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте кто такой!

(Воспитатель читает загадку).

Дети, скажите, о чем эта загадка?

Дети: Это загадка о песке.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами снова поговорим о песке и вспомним его свойства.

Песок – какой он?

Дети: Сухой песок сыпучий.

Песок может двигаться.

Мокрый песок, может принимать любую форму.

Песок рыхлый.

Песок хорошо пропускает воду.

Воспитатель: Дети, вы молодцы, правильно назвали свойства песка.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кажется кто–то стучится. Войдите.

Незнайка: Здравствуйте, это группа “Ягодка”?

Воспитатель: Да, это группа “Ягодка”.

Незнайка: Тогда я к вам.

Воспитатель: Дети, вы догадались кто это?

Дети: Это Незнайка.

Незнайка: Да, я Незнайка. И пришел к вам, так как узнал, что вы проводите какие–то экспери менты?

Воспитатель: Незнайка, ты правильно слышал, только не экспери менты, а экспериме нты.

Незнайка: Я понял, (медленно проговаривает) эк-спе-ри-мен-ты.

Воспитатель: Вот теперь ты произнес это слово правильно.

Незнайка: Я не знаю, что такое эксперимент и поэтому, хотел бы посмотреть, как вы их проводите?

Воспитатель: Оставайся с нами и мы тебе всё расскажем и покажем. Присаживайся, пожалуйста, вот на этот стульчик, делай все, что будут делать дети.

Незнайка: Хорошо, я согласен. А можно я задам вам еще один вопрос?

Воспитатель: Да, конечно.

Незнайка: Я сегодня наблюдал, как дети играют в песочнице, и задался вопросом. Откуда он взялся, песочек?

Воспитатель: Незнайка, это ты очень удачно зашел. Мы сегодня и хотели выяснить, как образуется песок в природе. А для этого и будем проводить эксперименты.

Незнайка: Ой, как интересно. Мне можно присесть за этот столик?

Воспитатель: Да, да. Здесь есть все, что нужно для работы.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран).

Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это?

Дети: Это море.

Сильный шторм.

Волны бьются о берег, о скалы.

Воспитатель: Обратите внимание на то, с какой силой волны бьются о скалы.

Дети: Посмотрите, волны выносят на берег ракушки.

Они разбиваются о камни на мелкие кусочки.

Воспитатель: Да, дети, это вы правильно подметили, волны выносят ракушки на берег и они разбиваются о камни на очень мелкие кусочки. Давайте и мы попробуем разбить ракушки. Как можно это сделать?

Бросить на пол.

Растоптать ногами.

Незнайка: Если ракушка очень тоненькая, то можно ее просто раздавить пальцами.

Воспитатель: Все это правильно, но мы не будем топтать ракушки ногами. Тем более не будем стараться раздавить их пальцами. Скажите, почему?

Дети: Ракушки очень тонкие и острые.

Воспитатель: Правильно. И что может произойти?

Дети: Можно поранить пальцы.

Воспитатель: Правильно, поэтому мы сделаем совсем иначе. Посмотрите, у меня есть ступка, сюда я уже насыпала ракушки. Я беру пестик и начинаю им давить ракушки. Послушайте, как они (скрипят, шуршат.......). А теперь посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Ракушки разломились на мелкие кусочки.

Воспитатель: Правильно. Если мы будем продолжать их разминать, что произойдет?

Незнайка: Можно я скажу.

Воспитатель: Мы тебя слушаем, Незнайка.

Незнайка: Они, наверное, превратятся в песок.

Воспитатель: Правильно. Дети, хотите получить из ракушек песок?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Хорошо, но у нас всего лишь одна ступка, поэтому нам придется сделать это как – то иначе.

Дети: Мы готовы.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат целлофановые пакетики, в них я уже насыпала ракушки. Посмотрите, какие они?

Дети: Они совсем мелкие и тонкие.

Воспитатель: А что еще лежит рядом с пакетиком?

Дети: Пластмассовая ложечка.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?

Незнайка: Я кажется, догадался. С помощью ложки мы попробуем раздавить ракушки.

Воспитатель: Правильно. Дети, обратите внимание, у вас на столах лежат еще очки? Для чего они могут нам понадобиться?

Дети: Их надо надеть.

Воспитатель: Для чего?

Дети: Чтобы случайно кусочек ракушки не попал нам в глаз.

Воспитатель: Вы молодцы. Все правильно сказали, а теперь надевайте очки и сейчас приступим к работе.

(Дети надевают очки).

Я вижу, что вы все готовы и теперь вы должны меня очень внимательно слушать и выполнять все, что я буду вам говорить.

Все дети и ты Незнайка, зажмите ложку в кулачок так, чтобы большой палец находился в ее углублении. Посмотрите, как это сделала я.

(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).

А теперь осторожно нажимаем на целлофановый пакет и начинаем аккуратно надавливать на ракушки. У всех получается?

(Если кто-то из детей затрудняется, то воспитатель подходит и помогает им).

Воспитатель: Ну вот, я вижу, что все справились с заданием. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бархатной бумаги, положите их к себе поближе и постарайтесь аккуратно высыпать все, что у вас в пакетиках на этот лист.

(Дети выполняют задание).

Дети, наверное, нам очки будут пока не нужны, поэтому давайте их снимем. Ну, вот все очки сняли и можно продолжать наше занятие. Дети, посмотрите, что еще у вас есть на столах?

Дети: У меня на столе еще лежит лупа.

Правильно. А для чего нужна лупа?

Дети: Через лупу можно рассмотреть что-то очень мелкое.

Незнайка: Я знаю, что лупа, это увеличительное стекло. А у моего друга Знайки есть тоже лупа, только он через нее на звезды смотрит.

Дети говорят Незнайке, что это - телескоп.

Воспитатель: Все это правильно. Поэтому берите каждый свою лупу и рассматривайте через нее, то, что у нас осталось от ракушек.

Дети: Ракушки рассыпались на мелкие частички.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На песчинки.

Воспитатель: Они все одинаковые?

Дети: Нет, они разные?

Есть песчинки большие, а есть совсем мелкие.

Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?

Дети: Мы их не смогли раздавить.

Воспитатель: Почему?

Незнайка: Можно я отвечу.

Воспитатель: Отвечай, конечно.

Незнайка: Наверное, это те части ракушки, которые были более твердые.

Воспитатель: Правильно, Незнайка.

Физкультминутка “Рыбки”:

(дети под музыку выполняют движения и проговаривают слова)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.(повторяют 2-3 раза)

Воспитатель: Дети посмотрите на экран. Как вы думаете что изображено здесь. (на заставке песок увеличенный в 250 раз)

Ответы детей. (камешки, стеклышки, ракушки, кораллы...).

Воспитатель: Это песок, только увеличен под микроскопом, во много раз.

Незнайка: А песок образуется только из ракушек?

Воспитатель: Дети, кто из вас скажет, из чего еще может образовываться песок?

Дети: Песок получается из камешков.

Они разбиваются и крошатся, когда их волны перекатывают с места на место. А камни откуда?

Дети: Скалы разрушаются под воздействием природных явлений, то солнышко, то ветер. От скал отламываются большие куски, потом эти куски разламываются и так получаются камни.

Незнайка: Это, наверное, не просто получить песок из камней, ведь они такие твердые?

Воспитатель: Ты прав, Незнайка. Но ведь в природе песок получается не за один день, а проходят многие годы, прежде чем камень превратится в песок. Дети, давайте покажем Незнайке, как можно получить песок из камня?

(Дети вместе с Незнайкой и воспитателем трут камни друг об друга над черным картоном).

Воспитатель: Я вижу, что у всех получился песочек, ведь вы так старались. А теперь аккуратно пересыпьте его на наш бархатный листок. Возьмите снова лупы и сравните песок, который вы получили сейчас и песок, который вы получили из ракушек.

Дети: Песок из ракушек получился крупнее.

Воспитатель: Почему?

Дети: Его надо было дольше растирать.

Воспитатель: Они похожи между собой.

Дети: Похожи.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки маленькую баночку, которая у вас на столе. Как вы думаете, что в ней?

Дети: Это песок.

Воспитатель: Правильно. А если точнее, то это морской песок. Обратите внимание на то, какой он светлый. Как вы думаете почему?

Дети: В море очень много ракушек.

Их выносит на берег.

Они разбиваются и превращаются в песок.

Воспитатель: Правильно. Откройте баночку, насыпьте немного песка на наш бархатный листок и сравните опять с помощью лупы песок, который мы получили и песок, который привезли с моря.

(Дети высказывают свои наблюдения).

Дети, мы с вами выяснили, как в природе получается песок. Но только ли песок можно получить из ракушек.

Дети: Они очень красивые, из них можно сделать коллекцию.

Есть ракушки жемчужницы, в них есть жемчуг.

Можно сделать различные поделки.

Незнайка: Ой, ребятки, я совсем забыл передать вам посылку!

Дети: Какую посылку?

А где она?

Незнайка: Когда я шел к вам и проходил мимо почты, то меня попросили доставить посылку вот по этому адресу.

(Достает листок с адресом детского сада и читает).

Это ваш адрес?

Воспитатель: Правильно. Адрес наш. Незнайка, давай ее откроем.

(Воспитатель вместе с Незнайкой открывает посылку).

Дети, посмотрите здесь письмо. (Приложение 2) Сейчас я его прочитаю.

(воспитатель достает из посылки картину и рассматривает ее вместе с детьми. (Приложение 3))

Воспитатель: Дети, посмотрите, картина состоит всего из двух цветов. Каких?

Дети: Голубого.

И сиреневого.

Воспитатель: Как вы думаете, голубой цвет, это цвет чего?

Дети: Это цвет моря.

Воспитатель: Правильно. Значит, мы его мозаикой выкладывать не будем. А вот, то, что окрашено в сиреневый цвет мы выложим мозаикой и тогда увидим, что же изображено на этой картине. Открывайте свои баночки, в которых у вас разбитые ракушки и приступайте к работе. Незнайка, а ты, если хочешь, можешь помогать детям.

Незнайка: Конечно, очень хочу.

(Дети делают аппликацию на пластилиновой основе из разбитых ракушек).

Воспитатель: Я вижу, что все дети с заданием справились. Давайте теперь из ваших работ составим картину. Подходите, пожалуйста, все к моему столу попробуем вместе составить картину из нескольких частей. (Дети составляют картину).

Незнайка, ты знаешь, кто изображен на этой картине?

Незнайка: Я так думаю, что если картину прислал царь Нептун, то это, наверное, кто-то из морских обитателей, а точнее сказать не могу.

Воспитатель: Дети, подскажите Незнайке, кто это?

Дети: Это медузы.

Незнайка: Медузы? Никогда не видел, но они мне очень нравятся. Надо куда-то повесить картину.

Воспитатель: Сейчас мы ее пока оставим на столе, а потом мы склеим её и оформим в рамку.

(Незнайка смотрит на часы).

Незнайка: Дети, мне пора уходить. Спасибо за то, что вы разрешили мне быть на вашем занятии. Я узнал очень много нового и интересного. До свидания.

Дети: До свидания, Незнайка.

Воспитатель: Дети и нам пора заканчивать наше занятие. Давайте подведем его итоги.

(Воспитатель вместе с детьми подводит итоги занятия, рефлексию)