Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Россия. Патриотическое воспитание в ДОУ. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Не гаснет памяти свеча!» Открытое занятие п

Задачи:

  1. Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; закрепить знания о природе родного края, желание беречь и охранять ее.
  2. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность через экспериментирование, кругозор, мышление, внимание, память. Обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать у детей нравственно — патриотические чувства, любовь и гордость к малой Родине. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал:

Презентация (видео письмо, муз. «Ветерок», муз. «Ба –ба – ба» (шуточная), видеофильм «История города Барабинска»); карта Новосибирской области, карта города Барабинска; штативы с воронками, глина, песок, салфетки, стаканчики с водой; картинки животных, растений и рыб; фотографии достопримечательностей города, картины местных художников, татарский костюм, гелиевый шар с корзинкой.

НОД

Мотивация с сюрпризным моментом:

Ребята, к нам в детский сад пришло видеописьмо, давайте посмотрим!

Появление на слайде героя.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёша. Я учусь в первом классе. В школе мне дали задание: записать в словарь значение нового слова «Бараба». В библиотеке я не смог найти книги по данной теме. И вдруг я вспомнил о вас! Я знаю, что вам в детском саду рассказывают об истории города Барабинска. Ребята, помогите мне, пожалуйста, выполнить домашнее задание».

— Ребята, поможем Алёше? (Да) Я очень рада, что вы такие отзывчивые!

— В чём ему нужно помочь? (Найти значение нового слова «Бараба»)

— Сможем ли мы помочь сейчас? (Нет)

— Почему нет?

— А где и как мы можем узнать? (В книжках, энциклопедиях, спросить у Вас)

— Чтобы узнать значение слова «Бараба» я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по родному краю.

— А чтобы отправиться в путешествие нам понадобится карта. Ребята, давайте подойдем к ней и рассмотрим.

— Как называется область, в которой мы живем? (Наша область называется Новосибирская.)

— Покажите Новосибирскую область на карте.

— А теперь покажите на карте наш родной город, нашу малую родину! Как она называется? (дети показывают и называют)

Ребята, на чём могли бы мы отправиться в путешествие? (ответы)

Я вам предлагаю отправиться на воздушном шаре! Согласны?

— Во время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок. Из названия каждой остановки возьмём первые буквы, которые нам помогут узнать значение слова Бараба.

(выношу гелиевый шарик с корзинкой)

— Наша первая остановка « Суглинок» . (Дети самостоятельно читают название остановок)

Какое слово прячется внутри этого названия? (Глина)

— Как вы думаете, почему эта остановка так называется?

— Суглинок – этот вид почвы, в которой содержится глина, она способствует возникновению болот.

— Наш край богат лесами, полями и озёрами, но особенно много в нашей местности болот.

— Ребята, а кто знает, как возникают болота? (Болота образуются от избыточной влаги, вода застаивается на поверхности почвы, так как в ней находится много глины).

— А давайте посмотрим, как это происходит?

— У вас на столе, у каждого по два стакана с воронками, в одну воронку насыпан песок, а в другую наложена глина. Сейчас нужно налить в обе воронки воду доверху и понаблюдать: куда впитывается вода быстрее: в песок или в глину.

— Куда впитывается вода быстрее – в сухой песок или в сухую глину? (в песок)

— Почему? (Песок хорошо пропускает воду, так как песок сыпучее вещество.)

— Почему глина плохо пропускает воду? (Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду).

— Глина плохо пропускает воду, задерживает её, вода накапливается на поверхности почвы, не успевает испариться, и так образуются болота.

Ребята, какую букву мы заберём с собой? (Букву «С»!).

Беру букву, обращаю внимание, на цифру 1, кладу в корзинку воздушного шара.

— Вторая остановка «Окружающий мир». Посмотрите, здесь собралось много животных, растений и рыб разных географических областей, климатических зон, в том числе, обитающие и в Барабинском районе.

— Я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и растения родного края»!

Анализ игры: Ребята, вы каких обитателей нашли? Где они живут?…..(обращаю внимание на пропущенные детьми карточки, если они будут, и сама добавляю).

Молодцы! Теперь мы смело можем взять первую букву слова и отправиться дальше! (дети называют первую букву – «О», кладут её в корзинку шара).

Остановка «Историческая». Ребята, нам повезло! Именно сегодня на этой станции показывают видеофильм «Наш город Барабинск», в котором рассказывается об истории возникновения нашего города. Предлагаю вместе посмотреть его, вы согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Презентация (видеофильм)

— Ребята, вам понравился фильм? Как вы думаете, когда наш город наиболее красив – в прошлом или в наши дни?

— Что послужило главной причиной развития нашего города? (Главной причиной развития города послужило строительство железной дороги).

Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Поезд».

Физ. минутка «Поезд» (объясняю правила игры). На полу разложены вагоны (на один меньше, чем детей). Это поезд. Вы – пассажиры. Пока звучит музыка, свободно перемещаетесь по полянке и собираете ягоду (дикие яблоки, идут по кочкам, переступают через колючие кусты). Как только музыка остановилась, вы должны занять любой «вагон». Пассажиру, которому не хватило вагона, выбывает.

(Игра проводится 2-3 раза).

— Хорошо повеселились, отдохнули, не забудем взять букву! (Букву «И», кладу в корзинку шара ). Отправляемся дальше.

Остановка «Культура города». Предлагаю провести экскурсию по нашему уже более современному городу. (На мольберте карта города; фотографии зданий и памятников, обозначающие главные достопримечательности города).

— Кто будет экскурсоводом?

— О чём ты хочешь рассказать, Соня? (Соня берёт фотографию Дом культуры)

— Почему Дом культуры является достопримечательностью нашего города?

Это Дом культуры – центр досуга всех возрастов: детского, молодежного, среднего и пожилого, расположенного на улице Карла Маркса. Здесь проводят различные мероприятия, посвященные знаменательным и праздничным датам. В настоящее время сложилась целая программа мероприятий: это – народные гуляния, концерты, фестивали, праздничные и юбилейные вечера, детские игровые программы, а так же занятия в любимых кружках.

— Молодец! Кто ещё хочет побыть в роли экскурсовода?

Краеведческий музей. Музей это здание, где хранятся и показываются старинные вещи, поделки, картины. Краеведческий музей – хранит память об истории нашего родного города. В настоящее время в музее много экспонатов. Самое интересное в нашем музее – предметы из коллекций дерева, металла, прикладного творчества, а также документы. В музее можно узнать о природе родного края, а также о том, как жили крестьяне и горожане 50 и 100 лет назад.

Богат наш город и самым главным – людьми. В музее хранятся труды их творчества. Посмотрите на эти картины: это наши родные земли, написанные нашими земляками. Владимир Петрович Орлов написал картину «У светлого озера», картину «Пейзаж». Художник Геннадий Фёдорович Мельников «Конец марта». Картина В. Е. Гужва «На закате».

Славится Барабинск и своими поэтами, такими как: Леонид Бойков, Николай Турнаев, Василий Разливинский, Владимир Балачан.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину. Скульптурное произведение, посвящённое известному политику, изменившему жизнь всех людей в стране. Памятник создали в память любимого революционера-вождя.

Памятник борцам за власть Советов. Композиция состоит из 3 фигур. У всех бойцов мужественные лица. Их взгляды устремлены вперёд, в будущее. Композиция символизирует союз 3 слоев населения: рабочего, крестьянина, солдата в борьбе за права на свободу, на лучшую жизнь. (эту информацию можно прочитать в словаре.!!!)

Мемориал воинской славы. В честь воинов освободителей, участников В.О.В. был возведён мемориал с вечным огнём. Вечная память им за то, что они отстояли свои земли от захвата немецких врагов, дали нам свободно жить и учиться.

— Аллея славы героям Советского Союза и герою России.

— Построена Часовня во имя Георгия Победоносца. Храм в честь иконы Божией Матери.

Культуру своего города нужно обязательно знать, кто нам может в этом помочь? (В этом нам могут помочь музей краеведческий, школьные музей, книги, и наш словарь).

— Любите свой город! Возьмём букву «К» (кладём в корзинку).

Остановка «Алсу». Ребята, что за странное название остановки?

(выходит девушка в татарском костюме):

Алсу: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алсу! В давние времена татарское население было единственное в Барабе, здесь жил только татарский народ. А русские стали расселяться здесь намного позже. Посмотрите, какой на мне красивый, яркий костюм. Состоит он из платья, украшенного вышивкой и штанов, а сверху я надела жилетку расшитую золотистыми нитками. На голове у меня калфак. Мужчины носили тюбетейку. А ещё мы любим поиграть. Поиграем?! Игра так и называется «Одень тюбетейку».

— Нужно встать в круг. Пока играет музыка, передаём тюбетейку по кругу, одевая соседу на голову. Как только музыка останавливается, у кого оказывается тюбетейка, тот в центре круга изображает любое животное, а вы должны будите его угадать!

«Алсу — старинное женское татарское имя. В районе современного города Барабинск с давних времён жил народ – татары, который говорил на своём языке, носил особую одежду и жил по-своему».

— Сейчас в нашем городе живут люди разных национальностей. Все мы живём в мире и согласии!

(девушка отдаёт букву). До свидания!

Подходим к карте.

— Ребята, посмотрите, вот мы и вернулись обратно. Достанем буквы. (Достаю)

— Что будем делать с буквами? (составим слово обозначающее название нашего города).

— Выложим буквы в том порядке, в котором мы их собирали. Первая буква была «С» (дети крепят на карту), и т. д.

— Прочитаем. Какое слово получилось? (СОЙКА)

— На древнем языке, на тюркском, слово «СОЙКА» звучало как «БАРАБА».

— В стародавние времена, когда ещё не было ж. дороги, домов, здесь обитало очень много птиц – особенно много было СОЕК. По названию этих птиц и назвали всю местность – БАРАБА.

— Ребята, мы сегодня узнали много нового, интересного! Теперь мы сможем помочь Алёше выполнить домашнее задание?

— Как мы сможем ему помочь, он же далеко живёт ? (Отправим ответ по электронной почте, видеописьмо)

— Давайте сделаем с вами видеописьмо с помощью этой видеокамеры, а потом отправим его по электронной почте!!!

— Ребята, посмотрите, у меня есть картинки, которые помогут нам вспомнить о тех местах, где мы с вами побывали. Кто желает поучаствовать в видео съёмке? Выбирайте картинки, которые больше всего вам нравятся! (Дети рассказывают)

Вот видите, какое замечательное видеописьмо у нас получилось для Алёши!

— Как вы думаете, мы помогли Алёше?

— На память о нашем путешествии, я дарю птичку Сойку, которая дала название нашему городу! Давайте определим ей место в нашей группе, она будет напоминать нам о нашем путешествии.

Занятие в детском саду. Подготовительная группа ДОУ. Путешествие по России

Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам России – флаге, гимне, гербе и их отличительных особенностях; развивать познавательный интерес к истории государства; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Материалы : Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне.
Предварительная работа : Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия

Дети читают стихи с письмом от инопланетянина: «Здравствуйте ребята! Я с планеты Марс! Я – марсианин! Я давно наблюдаю за вашей планетой. На планете Земля много разных стран. И мне хочется узнать в какой стране вы живете. Расскажите о вашей стране все что вы знаете»
Дети предлагают отправиться марсианину в путешествие.
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель : А какая она наша Россия?
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель: Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”?
Дети: Родина – место, где мы родились, живем. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
Воспитатель: Чему учат эти пословицы.
Дети: Добру, любви к Родине, умению ее защищать.
– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.
– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь сутки.
Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите дни недели? Назовите части суток?
– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка “Паровоз”.)
Воспитатель : Станция называется “Государственная”
Воспитатель: Назовите какие вы знаете города России.
- Назовите столицу России (Москва.)
– А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя
Воспитатель : Президентом нашей страны является…? (В.В. Путин)
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
– Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: А какие вы знаете версии цвета российского флага? (Это единство моря, земли и неба. Это содружество трех славянских нарядов: белый-вера, чистота; синий –небо, благородство, верность; красный –героизм, отвага, смелость. Это-вера, надежда, любовь)
Воспитатель : А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)
– Кто знает стихотворение про герб?
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Кто изображен на гербе? (Двуглавый орел. Орел – символ, солнца, небесной силы, огня и бессмертия).
- Почему у него две головы? Что они держат в лапах? (Жезл и державу. Жезл – служит символами власти, почетного положения. Держава –государство.)
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея.
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это главная песня страны. Гимн слушают стоя.)
- В каких случаях исполняют гимн?
Дети исполняют гимн.
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.

Воспитатель: Какое дерево является символом России? (береза)
– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.
Мы приехали на станцию “Народный промысел”
Воспитатель: Россия всегда славилась мастерами? Кто знает стих про русских мастеров?
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.

2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.

3. Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

5. Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

Д/игра «Собери слово» (Россия, Москва, герб, флаг, гимн, береза, президент, земля, Родина, держава, планета, Марс)
– Наше путешествие продолжается. Заняли места? Поехали.
Станцию называется “Историческая”.
Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей, а сегодня расскажу о царе, который очень много сделал для России. Это царь Петр Первый (показывает портрет). Царем в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Отец Петра Первого умер рано, его воспитывала мать. Маленький Петр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский и Семеновский полки.
В то время, когда у власти встал царь Петр Первый, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную.
Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота.
Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.
- А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр? Многое, что сделал Петр Первый в России, - впервые
новый год стал начинаться с первого января, а раньше начинался в сентябре;
в России в каждом доме стали наряжать новогоднюю елку;
впервые стали выпускать газеты и журналы;
все дети, и богатые, и бедные, стали учиться в школах;
Петр Первый завез в Россию картофель, раньше русские люди его никогда не пробовали.

Давайте сделаем герб нашей группы
Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Путешествие по России"

Муниципальное автономное дошкольное Образовательное учреждение города Калининграда Детский сад № 104

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия столицы, город в котором мы живем, города и реки России; воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства. Закреплять названия деревьев, диких животных, птиц живущих в России.

Материалы: Изображения герба, флага и карта России. Гимн России, музыка «Летит самолет» , «Звуки леса» . Плакаты деревьев, дик. животных, птиц живущих на территории России. Плакат ко Дню Победы. Маска льва:

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений о Родине. Знакомство с картой России. Рассматривание фотографий Москвы, Калининграда, беседы. Беседы о празднике День Победы, чтение стихотворений на эту тематику. Конкурс детских рисунков к 9 мая..

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите сколько гостей в нашем зале. Давайте поздороваемся.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Сегодня у нас необычное занятие по патриотическому воспитанию на тему: «Мы - россияне» . На планете много разных стран, но самая большая наша страна, в которой мы живем... Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Дарина расскажет стихотворение, почему у нашей страны такое название?

Стихотворение:

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали Россия.

– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель: стихотворение о Родине расскажет Ростислав

Стихотворение:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Соня расскажет что мы Родиной зовем

Стихотворение:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Воспитатель: Дети, скажите еще раз, как наша страна называется… Россия.

Граждане России называются …россияне.

Воспитатель: – Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на самолете. Отправляемся. Садимся в самолет и полетели!

(Звучит музыка “Летит самолет”.)

Воспитатель: Станция называется “Государственная”

– Назовите столицу России. (Москва.)

– Валентин расскажет стихотворение о Москве.

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В. В. Путин)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

–Расскажите, как выглядит наш флаг и какой цвет, что символизирует…– Молодцы!

(Флаг – это государственный символ страны. Государственный флаг обозначает единство страны. Полотнище флага состоит из трех полос (белого, синего, красного цвета) . Белый цвет обозначает - мир и чистоту, синий – небо, правда и верность, красный – огонь, отвагу и красоту, любовь. Российский флаг можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолетах.)

Ангелина расскажет стихотворение о флаге

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А кто расскажет о гербе нашей страны?.

(Герб – это отличительный знак государства. На гербе изображен золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Золотой двуглавый орел – символ солнца и образ солнечной колесницы. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл с двумя головами означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина, родина у нас общая. В правой лапе орла -скипетр, в другой держава. Скипетр в современном понимании-знак государственности, держава- знак законности и права.

Значок в центре орлов - это всадник, его называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея (дракона) . Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Всадник-знак неустрашимости.

Государственный герб устанавливают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Герб страны печатают на российских монетах. Герб нашей страны используют на печатях, которые подтверждают подлинность документов.)

Воспитатель: –Егор расскажет стихотворение про герб.

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн?

(Гимн это самая главная песня страны. О том, как мы её любим. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Гимн включают на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

– Правильно! Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна. Все встают)

Станция называется “Лесная”

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

– Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)

– Но в лесу растут не только деревья. Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных, вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)

– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)

– А теперь встаньте в круг, мы с вами поиграем. Из зоопарка сбежал лев…

Физкультминутка: «Мы охотимся на льва.»

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

– А наше путешествие продолжается. Садимся в самолет и полетели..

Воспитатель: Станция называется “Географическая”

– Здесь нам надо отгадать загадки. Слушайте мою первую загадку про реку, кто угадает ее название?.

  1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
  2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
  3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

Воспитатель: Молодцы! Загадки мои отгадали. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Енисей, Амур, Иртыш.)

– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете, сейчас вспомним. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

В каком городе живет Сева и 100 Поль (Севастополь)

Этот город славится пряниками и оружием (Тула)

А этот город славится красивыми платками (Оренбург)

Город с мужским именем. (Владимир)

Город где проходила олимпиада (Сочи)

Город который называется как птица (Орел)

Тридевятое царство. (39 регион-Калининград)

В этом городе очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (Санкт-Петербург)

Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”

Воспитатель:

– А теперь мы прилетели на станцию “Праздничная”.

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

Воспитатель: - Правильно! Это День Победы в Великой Отечественной Войне, которая длилась четыре года и закончилась победой нашего народа. Давайте еще раз вспомним, что это была за победа, над кем? (над фашистами)

Воспитатель: Да, это была очень страшная война. Фашисты очень хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает. День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 70 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. А вечером в день победы -9 мая, в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта.

Леша расскажет стихотворение о Дне Победы:

Стихотворение «День Победы»

Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Марина: Что такое День Победы?

Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?

Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

Воспитатель: – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.

Воспитатель: “Если дружба велика – будет Родина крепка”

Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали... Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло!

Поблагодарим наших гостей… Приходите к нам еще… До свидания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 1

Конспект занятия в

подготовительной группе

на тему «Мы патриоты»

Подготовила:

Педагог-психолог

Озерова Е.Н.

МБДОУ д/c № 1

г. Новочеркасск, 2015 г.

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему «Мы патриоты»

Цель: развитие патриотических чувств через игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, восприятия.

Задачи:

1. Формирование гражданственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к своей стране.

2. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

3. Воспитание чувства патриотизма у детей, через игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, восприятия.

Оборудование: карточки с заданиями на каждую команду, на каждого ребенка: красные звездочки, листы в клеточку, карандаши.

Ход занятия. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте, поприветствуем друг друга. Упражнение «Подарим улыбку друг другу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Педагог-психолог: Ребята, какой приближается великий праздникответ детей. Правильно, День Победы.

Педагог-психолог: А как вы считаете, можно ли назвать День Победы самым главным и великим праздником? Почему? (наши дедушки, прадедушки вставали на защиту Родины, боролись за мир на земле).

Педагог-психолог: В этот день вспоминают тех, кто стойко защищал нашу Родину, мирное небо над головой. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня.

Основной момент.

Педагог-психолог: А вы бы хотели сегодня побыть защитниками - внимательными, смелыми, ловкими, отважными? Ответ детей.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы быстро справились с разрезными картинками. Как вы уже догадались, команды будут называться «Танкисты» и «Летчики».

Разъясняю правила игры для участников.

Педагог-психолог: Ребята, прежде чем мы начнем игру, послушайте правила. Каждой команде будут по очереди задаваться вопросы и задания, когда задается вопрос одной команде, и она затрудняется ответить, другая команда не должна помогать при ответе, пока вопрос не будет передан другой команде. За каждый правильный ответ начисляют красные звездочки. Как вы думаете, что означала красная звезда у солдат в годы ВОВ? (ответ детей : красная звезда была знаком отличия, в первую очередь, она необходима для того, чтобы с первого взгляда и издалека отличать своих бойцов, от вражеских фашистских войск, а также отличать боевую технику своего войска от вражеской. Кроме того, его часто используют в качестве обозначения воинских званий. Он присутствует во всех атрибутах военного обмундирования, наносится на оружие и документы, изображается «на память» на видном месте).

Педагог-психолог: первый конкурс называется «Трудно в учении – легко в бою». Это викторина. Я буду задавать вопросы, поочередно, каждой команде. Вы готовы- начинаем. Первый вопрос команде… (смотреть по результатам, чья команда первая собрала разрезные картинки).

1. Как называется война, победу которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

3. Сколько лет она продлилась? (Война продолжалась 4 года.)

4. Кто напал на нашу страну? (Фашистская Германия.)

5. В войне участвовали военные различных направлений. Какие? (летчики, моряки, танкисты, снайперы).

Знаете ли вы, где воевали:

6. военный флот? (На море, на воде.)

7. авиация? (В небе, в воздухе.)

8. пехота? (На суше, на земле.)

9. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)

10. Что мы можем сделать, если 9 мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить за победу.)

Педагог-психолог: молодцы, дети. Вы много знаете о ВОВ, на все вопросы смогли ответить.

Педагог-психолог: ребята, пора и отдохнуть. Вы согласны? Игра «Будь внимателен»

Цель игры: стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Оборудование: свисток, помещение с достаточным пространством для проведения игры.

Описание игры: дети стоят в кругу. По сигналу (хлопок) 1 раз - идут по кругу, по сигналу (хлопок) 2 раза - становятся летчиками, раздвигают руки в стороны и перемещаются по кругу, по сигналу (хлопка) 3 раза - дети становятся автоматчиками, изображают в руках автоматах, сопровождая звуками.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какие главные качества помогали защитнику в бою? (ответ детей: смелость, отважность, самоотверженность и быть внимательным). Следующий конкурс называется « Внимательные защитники». Раздаю командам листы с заданиями.

Педагог-психолог: перед вами лежат карточки с заданиями, на которых изображены картинки, у них не хватает одного фрагмента. Ниже вы увидите фрагменты, которые подходят именно к тем картинкам, у которых его не хватает. Ваша задача выбрать правильный фрагмент. Первая выполнившая команда, поднимает руку вверх. Потом мы все вместе проверяем. После выполнения задания, обсуждение и награждение красной звездой.

Педагог-психолог: ребята, а как вы думаете? Что чувствовали солдаты, когда поняли что наступила война, (страх, испуг, злость, удивление), а когда наступила победа над фашистами (радость, гордость, грусть). Следующий конкурс будет называться «Изобрази эмоциями и жестами». Я каждой команде буду читать стихотворение, а вам нужно будет изобразить прочитанное сообщение с помощью мимики и жестов.

Навек запомни!

М. Исаковский

Отрывок

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты -

Рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

«День победы» (Т. Белозёрова)

Майский праздник - день Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Педагог-психолог: Какие эмоции выражают прочитанные мной стихотворения? Вам было сложно выразить без слов стихотворение? Вы справились, молодцы.

Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, какая главная опасность на земле поджидала солдат? (Ответ детей- мины ). Конечно, защитникам нужно было внимательно смотреть, нет ли на их пути опасных мин. Следующий конкурс называется «Саперы». Вы знаете, кто такие саперы? (люди, которые занимаются поиском мин). Сейчас мы с вами будем саперами, на листе бумаги постараемся проложить путь, так, чтобы не наткнуться на мины.

У детей на листе бумаги стоит точка в середине клетки. …..

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вот мы и побыли саперами, внимательными, ловкими, смелыми защитниками. Подведение итогов, подсчет звездочек. Вы много знаете о предстоящем празднике, были активными, внимательными - настоящие защитники, в память о ВОВ я вам дарю эти звездочки.

Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята, а для чего использовалась красная звезда на технике, войск, документах?

Когда отмечает страна праздник День Победы?

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир самоваров»

Воспитатель: Казакова Н.С., МАДОУ «Детский сад №79» г. Саратов.

Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи».

Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к русской истории.
- Заинтересовать детей происхождением самовара на Руси.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.
Итоговая работа: Посещение уникального музея самоваров.

Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация, самовар, монеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети играют на коврике.
Воспитатель : (обращается к детям) Ребята, я слышу какой-то звук.
А вы слышите что-то необычное. (в магнитотофоне запись жужжания мухи постепенно нарастает)
ответы детей : Да,мы слышим звук.(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель : Ребята,давайте встанем вкруг и прислушаемся.
Воспитатель :Да,ребята,вы правы, это муха. А как вы думаете,почему мы слышим именно ее?
Дети : Высказывают свое мнение
Воспитатель : Ребята, давайте попробуем воспроизвести этот звук, может тайна и откроется! Набираем вохдух и при выдохе говорим з-з-з, Сначала тихо, потом громче и в конце опять тише, не торопимся. (2 раза). Молодцы, ребята!
Воспитатель : Ребята посмотрите вокруг ничего в группе не изменилось.
(Ребята находят в природном уголке коробку, открывают, а там лежит письмо и предмет)
Воспитатель : Ребята давайте я вам помогу прочитать письмо.
Письмо: «Здравствуйте, ребята! В сундучке есть предмет (монеты). Догадайтесь как меня зовут? И для чего мне нужны монеты?»
Дети : Муха-Цокотуха. Монеты нужны,чтобы купить самовар.
Воспитатель: Ребята, вы помните кто эту сказку написал?
Дети : Эту сказку написал Корней Иванович Чуковский

Воспитатель: Правильно эту сказку написал Корней Иванович Чуковский.
(на м/м появляется изображение персонажа)

Воспитатель : Молодцы, давайте присядем и послушаем историю.
(Дети садятся полукругом на стульчики)
Воспитатель:Ребята вы знаете,что такое самовар и для чего он нужен.
(Дети дают свои ответы)
Воспитатель : Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Это сейчас мы ставим чайник на газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. И проводили за чаем иногда по несколько часов. Выпить 5-6 чашек этого ароматного напитка, заедая его конфетами, расписными пряниками и баранками было в порядке вещей.
Чай из самовара пила вся страна. Но больше всего его употребляли в купеческих семьях.
Вообще-то это просто так говорится «чашек», а на самом деле, в основном, по русской традиции, чай пили из блюдечек. Сыпать в чай сахар было не принято. Им пользовались, как правило, вприкуску. Когда кто-то заканчивал чаепитие, то переворачивал блюдечко или чашку вверх дном и клал сверху остатки сахара.
Пузатыми самоварами пользовались и в домах простых людей, и в царском дворце.(На м/м царский самовар)

Этот прибор был очень удобным. Во-первых, вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно. Во-вторых, на вершине прибора было предусмотрено специальное место для заварочного чайника, который тоже благодаря этому долго не остывал. А в-третьих, самовар как будто притягивал всех к общему столу, вести рядом с ним неторопливые, задушевные разговоры было очень удобно.(На м/м самовар купеческий)


Самовар так долго являлся символом русского застолья, что многие считают это изобретение российским. На самом деле приборами, отдалённо напоминающими самовар, пользовались ещё древние римляне. Но больше всего современный самовар похож на старинное китайское устройство, имеющее и трубу, и поддувало.(На м/м Китайский самовар)


Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Именно при нём русские люди узнали, например, о существовании картофеля и подсолнечника. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной».
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

А самый первый русский самовар был сделан из меди в 1739 году на Урале. Но там их производилось очень мало. Первую в стране мастерскую, которая занималась только изготовлением самоваров, организовал в городе Туле в 1778 году слесарь Лисицын.
(На м/м Тульский самовар)

Вскоре потребность в «чайных машинах» достигла таких размеров, что подобные производства открылись во многих городах России.
Это уже позже появилось единое определение «самовар», а сначала его называли по-разному: в Курске это был «самокипец», в Ярославле – «самогар», в Вятке – «самогрей».
Интересно, что некоторое время в России производились и так называемые самовары-кухни. Внутри они были разделены перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая.(На м/м самовар-кухня)


Можно было купить тогда самовар, рассчитанный на один стакан чая, а можно было приобрести и такой, в который вмещалось и 50 литров воды.
На смену медным пришли со временем самовары из сплава цинка и меди. Можно было купить и серебряные или никелированные, но стоили они гораздо дороже.
Самый большой в мире самовар изготовлен на Украине. Его высота почти 2 метра, весит он 205 кг, и вмещается в него 360 литров воды.
(На м/м самовар-гигант)


Самый маленький на нашей планете самовар был сделан в Москве. Его высота меньше четырёх миллиметров. А вскипятить в нём можно лишь одну каплю воды.
(На м/м самый маленький самовар в мире)


Любителей «чайных машин» осталось теперь не так уж и много. Да и они, в основном, предпочитают не возиться с растопкой, а приобретать электрические самовары.
Раскупают их и как сувениры, напоминающие о старинном русском обряде – неторопливом чаепитии под пироги и варенье.

Физкультминутка:
Я чайник - ворчун
Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Хлопаем в ладоши.)
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте.)
Воспитатель : Ребята давайте вместе выучим пословицы про самовар.
ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.
Самовар кипит, уходить не велит.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Воспитатель : А сейчас ребята предлагаю подойти к столам и слепить самовар.(воспитатель объясняет технику).


Воспитатель : Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились! За такие хорошие труды вас завтра приглашает в гости «Музей самоваров».