Правдивость и честность классный час (3 класс) на тему. Классный час.doc - Классный час на тему: "Честность" Классный час легко ли всегда быть честным

Конспект классного часа для 2 класса на тему «Честность - прежде всего!»

Цели : воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честными.

Действующие лица : ведущий (учитель, вожатый или кукла, например сова, - символ мудрости), Петрушка.

Кто не стыдится своего поступка, тот вдвойне виноват.

Публилий Сир, римский поэт

Ход классного часа

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Петрушкой хотели поговорить с вами о честности, но... Что-то он опаздывает! Скажите мне, ребята, только честно: кто из вас говорил родителям или учителям неправду? Или, может быть, ваши знакомые вам рассказывали о таких случаях?

(Рассказы детей. Можно дать детям какую-нибудь куклу, чтобы они как бы от лица куклы рассказали свой случай.

Ведущий коротко подводит итог сказанному. Появляется Петрушка.)

Ведущий. А вот и Петрушка! Куда ты запропастился? Я уже начала разговор с ребятами.

Петрушка. Я был занят. Ой!

Ведущий. Что такое?

Петрушка (тихо). Я обещал говорить только правду...

Ведущий. Скажи громче!

Петрушка. Мне стыдно. Я стесняюсь.

Ведущий. Значит, обманул?

Петрушка. Я... опоздал, потому что заигрался и... очень не хотел идти в помещение.

Ведущий. Но ты признался нам в этом, значит, тебя не будет мучить совесть. В следующий раз ты преодолеешь себя: сначала сделаешь дело. Ведь ты обещал мне прийти к ребятам, а потом уж играть.

Петрушка. Я и ребятам это советую. Потому что все равно ложь откроется. Я это испытал на себе.

Ведущий. Неужели? Может, ты расскажешь нам?

Петрушка. Ну, слушайте! Однажды я проснулся в прекрасном настроении. И так не хотелось в школу идти! А-а-а, думаю, один день прогуляю - ничего страшного. У меня были карманные деньги. Я сходил в музей, цирк, по магазинам прошелся, хотя там ничего не купил. На аттракционах в парке покатался. И наконец пришел домой. Мама спросила: «Как дела в школе?» Тут я разошелся... Взял и ляпнул (настроение-то было чудесное!): «По всем предметам пятерки!» Кто ж об этом не мечтает! Но поскольку у меня пятерки - редкость, мама позвонила Марии Ивановне. А я... я, довольный, что ничего не открылось, пошел играть с ребятами в футбол. Когда пришел домой, мама сказала, что если я сказал неправду, то это раскроется. Я пропустил это мимо ушей. Ох, как тяжело рассказывать дальше!

(Смотрит на ведущего.)

Ведущий. Рассказывай, Петрушка, все рассказывай. Легче на душе станет.

Петрушка. На следующий день я пошел в школу. Сел за парту, как ни в чем не бывало. А потом Мария Ивановна поднимает меня и спрашивает: «Почему тебя вчера в школе не было?» Вы понимаете, что было дальше? Да-да, ложь всегда обрастает, как ком снега, и я опять стал врать. Говорю: «Болел я». «И что же у тебя болело?» - спросила учительница. «Зуб!» «Вот что, не надо больше обманывать!» - сказала Мария Ивановна и... рассказала все ребятам.

Ведущий. Видишь, Петрушка, и сегодня ты не удержался, соврал, а это уже плохая привычка. Знаешь, Петрушка, наукой доказано: чтобы в себе что-то исправить, нужно, например, как тебе, не врать 21 день, то есть три недели нисколечко не обманывать. Тогда можно избавиться от любой вредной привычки.

Петрушка. Ох, как трудно даже один день так прожить!

Ведущий. Да, очень трудно! Но стоит попробовать! Ведь характер надо вырабатывать самому. Никто не сможет изменить тебя, если ты этого сам не захочешь.

А сейчас мы покажем вам сказку про козу Козюлю. Называется она «Обманом не проживешь!»

Сказка «Обманом не проживешь!»

Действующие лица: Сказительница, Дед, Бабка, внучка Аленка, Жучка, коза Козюля, Заяц, Белка, Лиса, Волк, Медведь.

На заднем плане сцены - небо, облака, солнце (лучше подвижное, чтобы его можно было поднимать и опускать), на переднем плане - крестьянская изба, трава, кусты.

Действие первое

(На сцене сидит Сказительница в крестьянской одежде, вяжет что-то.)

Сказительница. Здравствуйте, дети! А расскажу-ка я вам сегодня сказочку про козу Козюлю. Слушайте и смотрите!

Итак, жили-были Дед, Бабка да внучка Аленка. И были у них собака Жучка и коза Козюля. Вот такое смешное у козы было имя - Аленка назвала. Подросла уже козочка, и надо было ее пасти. И вот отправляет Дед внучку.

Дед. Ну, Аленка, иди попаси нашу Козюлю. Пусть принесет нам молочка побольше, а уж Бабуля ватрушек испечет, а я приготовлю сметаны, сыра, творога. Да и сама тоже нагуляешься вдоволь!

Бабка. Вот тебе пирожки на дорожку, Аленушка.

Аленка. Хорошо, Бабуля! Хорошо, Дедуля!

(Аленка гонит козу веточкой через сцену за кулисы.)

Сказительница. И вот наступил вечер.

(Солнце опускается.)

Аленка довольная возвращается домой: Козюля-то вдоволь травы наелась, водицы напилась. И будет у них теперь все: молоко, сметана, творог и даже маслице.

(Аленка, напевая, гонит веточкой козу к дому, навстречу им выходит Дед.)

Дед. Ну как, Козюля, ты довольна? Хорошо ли ела, хорошо ли пила?

Коза. Ох, Дед... Голодна я! Все гнала меня Аленка да гнала! Сама- то нагулялась вдоволь, набегалась, а я... Ме-е-е...

Дед. Да как же так, Аленка? Как ты могла?! Заигралась, забегалась, а нашу кормилицу голодной оставила!

Аленка (плача). Обманывает она, Дедушка! Вдоволь она наелась, вдоволь напилась.

Дед. Нуты, Аленка, и негодница! Придется мне дать козе травы, что на зиму припасена была!

Действие второе

(Утро (солнце поднимается). Из дому выходят Дед, Бабка и Аленка.)

Дед. Сегодня ты, Аленка, дома останешься! Бабулю пошлем нашу козу пасти. А я пойду траву косить на зиму.

Сказительница. И пошла Бабка пасти козу.

Бабка (ведя козу). Пойдем, родная моя! Пойдем, кормилица ты наша! Хоть ноги у меня нынче и не быстрые, зато не спеша наешься вдоволь.

(Бабка гонит козу веточкой через сцену за кулисы.)

Сказительница. Вот и вечер наступил. Солнце к земле клонится. Коза идет домой довольная.

(Бабка гонит веточкой козу к дому, на крыльцо выходит Дед.)

Дед (козе). Ну теперь-то ты, Козюля, довольна? Вижу, наелась, напилась нынче вдоволь: вымя-то тяжелое...

Коза (жалобно). Ме-е-е... Да голодная я, Дед! Бабуля идет медленно, а я пробежалась. Успела лишь несколько листиков съесть да несколько глотков водицы испить... Пришлось Бабулю искать!

Бабка (Козе, возмущенно). Ах ты, негодница! Ах ты, обманщица! Как тебе не стыдно?!

Дед (Бабке). Опять придется кормить козу дома...

Действие третье

(Утро. На крыльце дома Дед, Бабка и Аленка.)

Дед. Пойду-ка я сегодня сам козу пасти! Нет от вас толку!

(Дед гонит козу веточкой через сцену.)

Сказительница. Но решил Дед схитрить...

Дед (отпуская козу). Ну, коза, иди сегодня пастись сама.

Сказительница. Пасется коза и радуется, что самостоятельная. А Дед-то из-за кустов за ней и наблюдает. Коза вдоволь всякой травы наелась, вдоволь водицы напилась, вдоволь за бабочками погонялась. А вечером идет домой довольная, но виду не подает. Встречает ее Дед и спрашивает...

Дед. Хорошо ли попаслась, Козюля? Вымя-то тяжелое!

Коза. Да что ты, Дед?! Голодная я! Мухи налетели! Пастись не дали! Я только и отбивалась весь день от них!

Дед. Ах ты, негодница! Ах ты, обманщица! Мы все дружно жили, да ты нас перессорила, мы друг другу верить перестали! Уходи вон от нас, лгунья!

Сказительница. И пошла коза, гордо голову задрав.

Коза. Я и без вас проживу!

Действие четвертое

Сказительница. И вот идет коза по лесу, а навстречу ей Заяц. Сразу сделала вид Козюля, что плохо ей, заблеяла так жалобно-жалобно.

Заяц. Привет, коза! Ты что такая грустная? Плачешь что?

Коза. Да вот жила я у Деда, Бабки и внучки их Аленки. Кормили меня там плохо, а потом и вовсе выгнали! Ме-е-е...

Заяц. Надо же... А еще говорят, у людей хорошо. Иди ко мне жить.

Сказительница. Стали жить они вместе. Коза целый день гуляет в свое удовольствие, ест, пьет. А Заяц работает, запасы на зиму делает: зимой-то снегу много, а пропитания мало. Так коза еще и запасы его съедать стала. Заметил это Заяц...

Заяц. Это что такое? Куда мои запасы пропадают?

Коза. Незна-а-а-ю-ю!

Заяц. Как не знаешь?! А что это у тебя вокруг рта крошки от морковки? Такты меня обманываешь?! Да еще и воруешь! Уходи, коза, прочь!

Действие пятое

Белка. Ты что, коза, плачешь? Потерялась? Ведь ты должна у людей жить.

Коза. Жила я у людей, да только не поили они меня, не кормили, а потом еще и выгнали. Жила я и у Зайца, да и он тоже меня выгнал.

Сказительница (зрителям). А за что выгоняли козу?

(Ответы детей: за обман и воровство.)

Белка. Я тебя могу приютить, внизу, под деревом, в большом дупле, где я запасы на зиму делаю.

Сказительница. И стала коза жить у Белки. Живет день, живет другой, пасется вволю, но и про белкины запасы не забывает. Поняли, ребята? Повторилась история. В один прекрасный день Белка глянь в дупло, а запасов-то ее и нет!

Белка. Куда же запасы мои делись?

Коза. Не зна-а-а-ю-ю! Ме-е-е...

Белка. А кто знает?! Обманщица ты и воровка! И лентяйка к тому же! Вон в лесу сколько корма! Ешь - не хочу! Уходи от меня прочь!

Действие шестое

Сказительница. Идет Козюля по лесу, жалобно блеет. Обидно! Ей кажется, что она хорошая, а ее только ругают все. И тут навстречу козе выходит Лиса. А козочка-то наша молоденькая, глупенькая, не знает, откуда несчастья ждать.

Лиса (козе). Ой какая хорошенькая! Какая беленькая! Какая гладенькая! Почему ты плачешь? Потерялась? Да?

Коза. Жила я у людей, но они меня плохо кормили, плохо поили, еще и выгнали. Заяц тоже меня выгнал. Выгнала и Белка.

Лиса (зрителям). Хороша, видно, штучка! Вот обманщица! Разве была бы она такая упитанная?

(Мечтательно облизываясь.)

Ох и отличный у меня ужин будет - м-м-м-м...

(Козе.) Бедненькая ты моя! Пойдем ко мне жить, у меня хорошо. Как тебя зовут?

Коза. Козю-ю-ю-ля-я-я.

Лиса. Ах, какое нежное имя - Козю-ю-ля!

Сказительница. Так ласковыми словами и заманила Лиса Козюлю к себе домой, сразу же угощать стала, траву да цветочки даже в дом принесла, чтобы ужин свой не потерять. А сама и думает: «Ох и знатно же я сегодня покушаю!» Козочка расслабилась, а Лиса только и приговаривает: «Ешь, моя хорошая! Ешь, моя красивая! Ешь, моя Козю-ю-ля!»

Действие седьмое

(Дом Лисы. Стук в дверь.)

Лиса. Кто там?

Волк. Открывай, кума! Я в гости пришел.

Лиса. Проходи, куманек, проходи. Ужином угощу.

Сказительница. Лиса Волка в дом приглашает, а сама ему незаметно подмигивает. А коза-то и думает про себя: «Сейчас еще меня подкормят, ведь гость пришел. У людей-то так всегда и бывает!» Растопила печь Лиса, приговаривает: «Ох, и вкусный ужин у нас сегодня будет, куманек».

(Снова стук в дверь.)

Лиса. Кто там?

Медведь. Это я, Лиса. Открывай! Поговорить надо!

Лиса. Проходи, Медведь, проходи. У меня кум в гостях. Ужин у нас намечается.

Сказительница. Опять подмигивает Лиса. Волк даже хохотнул довольно. Тут коза-то все и поняла!

Коза. Я ведь у людей жила, у них всегда весело бывает, когда гости в доме. Давайте перед ужином поиграем в жмурки. Кто меня поймает, тому молока много достанется. Волк, Лиса и Медведь завязали глаза и бегают друг за другом. А коза побегала, побегала с ними, да и выбежала из дому, толстой палкой дверь подперла. Лиса первая додумалась, в чем дело, сорвала с глаз повязку, а Козюли-то и нет.

Лиса. Ушел, ушел наш ужин! Снимайте повязки, дуралеи!

Сказительница. Бежит коза со всех ног домой. А тем временем у калитки вся семья, пригорюнившись, стоит. Плачет Бабка, плачет внучка Аленка. Только Дед крепится, украдкой слезу вытирает. Даже Жучка жалобно так воет.

Дед (увидев козу). Да не плачьте вы! Вон наша красуля бежит! Полное вымя молока несет!

Коза. Ме-е-е! Здравствуйте! Я так соскучилась! Я все поняла! Возьмите меня снова к себе жить. Не буду я больше обманывать, не буду красть больше.

Бабка. Так ты еще и воровством занималась?!

Коза (виновато опустив голову). Да-а-а...

Аленка. Ну, ничего... Она же правду сказала, раскаялась... Пусть снова у нас живет. Только будем называть ее теперь не Козюлей, а Красулей. Хорошо?

(Дед, Бабка, Аленка обнимают Красулю).

Красуля (радостно). Ме-е-е!

Сказительница. Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

(Обсуждение сказки. Выслушать мнение всех желающих.)

Подведение итогов

Почему надо говорить всегда правду?

Пословицы

Без правды люди не живут, а только маются.

Где правда, там и счастье.

За правду стой горой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Неправда всегда выйдет наружу.

Тема: «Честен тот, кто работает на совесть» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Воспитывать этические качества личности учащихся;

— способствовать осознанию детьми таких важных нравственных категорий, как честность, верность слову и обещаниям.

Ход классного часа

Обсуждение рассказа о честности

Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.

Затем учитель читает рассказ:

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена, увидев шпаргалку, быстро поднял ее и прочитал — вся задача была решена...».

Учитель : Выскажите свое мнение по поводу того, что же произойдет дальше.

Выслушав мнение ребят, продолжить чтение:

«... Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка — это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».

Учитель предлагает учащимся вопросы:

1. Как вы оцениваете поступок Гены?

2. Почему Гена решился на нечестный поступок?

3. Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?

4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?

5. Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

6. Почему? (Ответы учеников)

Чтение и обсуждение рассказа Е. Мари «Ложка»

О Василии Ивановиче Чапаеве, герое Гражданской войны, известно много. И про знаменитую папаху Чапаева ребята, верно, знают. Даже про шашку, быть может, слышали. А тут речь пойдет о ложке, об обыкновенной солдатской ложке. Инструмент для солдата, конечно, необходимый. Но не сравнишь ее с винтовкой или шашкой.

И все же история с ложкой запомнилась многим чапаевцам, которые и рассказали ее мне. А я только записал их рассказ.

В дивизии Чапаева сражалась школьница из Самары Лида. Переодевшись мальчишкой, Лида ушла из захваченного белыми города и попала к Василию Ивановичу.

Вместе с другими ходила девочка-боец в походы, стреляла по врагу и даже была ранена. Рана у Лиды быстро зажила, и она о ней скоро забыла. Но вот случилась другая неприятная история с девочкой-бойцом: потеряла она свою солдатскую ложку.

Подумаешь, велика беда — ложку потеряла. Но без ложки в самом деле плохо бойцу. Подвезут полевую кухню, выдадут порцию каши или супа, и, если ложка при тебе, ешь из котелка все горячее. Ну, а потерял ложку — жди, когда поест товарищ. Невесело это, когда живот от голода подводит.

Шли однажды чапаевцы по деревне. Подбежала Лида к крестьянской избе, попросила попить. И пока пила, заметила у кастрюлек да мисок ложку с красивой витой ручкой.

Хозяйка ушла в дом. А Лида оглянулась — никого нет, взяла и сунула ложку в сапог и пошла своей дорогой, как ни в чем не бывало.

Когда сели обедать, бойцы на привале спрашивают: откуда у Лиды ложка такая интересная.

Лида ест да помалкивает. А иному скажет: нашла на дороге. И все тут.

Но случилось вскоре Лиде зайти в избу, в которой остановился сам Чапаев. А у Чапаева дом всегда полон гостей. Вместе с ним за стол усаживались и командиры, и бойцы, и чапаята-разведчики — их было немало в дивизии.

Увидев Лиду, Чапаев и говорит:

— Садись и ты, боец, за стол с нами!

Молча похлебали щей. Подали кашу. Тут Василий Иванович и заприметил блестящую ложку в руках девочки-бойца.

— Откуда у тебя такая красивая ложка? — спросил Василий Иванович и как-то особенно посмотрел на Лиду.

А Чапаеву врать нельзя: он все равно узнает правду. Это всем было ведомо. Лида встала, тихая, бледная, и говорит:

— Да в деревне одной... Столовкой называется. С крылечка взяла.

— А что, пустой дом, брошенный?

— Да нет, — ответила, потупясь, — не брошенный.

Рассердился Чапаев вовсе. Встал из-за стола да как крикнет:

— На коня — в Столовку! Отдашь ложку и расписку принесешь. Без того не являйся!

Помчалась Лида в темень по лесной дороге. Хотя нетрусливого была десятка, но страшно ей показалось в этом лесу. Потому страшно, что совесть была у нее нечиста, что нарушила она закон чапаевцев: не трогать чужого.

Доскакала все же девочка до Столовки. Робко постучалась в окошко того дома, где ложку взяла. Хозяйка долго не могла понять, про какую ложку речь идет.

И только когда Лида рассказала про Чапаева и его приказ, отворила хозяйка дверь и при свете лучины написала каракулями расписку под диктовку Лиды: «Получена металлическая ложка в единственном числе». Дальше шла подпись.

Погоняя усталого коня, возвращалась Лида к дому, где остановился Чапаев. Василия Ивановича она не застала. Но ей передали:

— Чапаев, мол, спрашивал, доставила ли девочка-боец расписку на какую-то ложку.

Чапаев никогда не забывал проверять свои приказы. И не прощал тем бойцам, кто брал крестьянское имущество. Одного молодого солдата даже отдал под суд за то, что тот залез в хозяйскую банку с вареньем.

— Нам такие любители чужого варенья не нужны, — сказал Чапаев. — Пусть судят по закону этого сладкоежку.

Про Чапаева сказывали, что он был отдан мальчиком в лавку к купцу. Доволен был купец расторопным продавцом. Все Вася понимал с полуслова. Летал стрелой, считал — мигом. Только обвешивать да обманывать не умел, да и не хотел. Хотя хозяин и учил его: будто греха в том нет, а без обмана и прибыли не будет. Но не мог Вася Чапаев лгать.

И от своих бойцов Чапаев всегда требовал быть честными.

Храбрость да честность — словно два пехотинца, лежащие в окопе, или два конника, что в одном строю конь о конь мчатся на врага. Они всегда должны быть вместе.

Учитель: Какие качества характера особенно ценил Чапаев? Почему?

Чтение рассказа Е. Мари об А. Гайдаре и его вере в слово. «Арбузы и волки»

Жили мы в лесу на берегу реки Урал — я, Аркадий Гайдар, еще три наших товарища и девушка Наташа. Жили хорошо и весело, охотились и ловили рыбу.

Но однажды Гайдар вернулся в лагерь задумчивый и грустный. Мы сразу поняли: что-то случилось. Даже маленького щенка Кутьку Гайдар не погладил. Обиделся Кутька, отошел в строну и лег под кустом, накрыв морду лапами.

Наташа взглянула на Гайдара и вздохнула, а я спросил по нашему обычаю прямо и просто:

— Кто тебя огорчил, друг?

Тогда Гайдар расстегнул патронташ, повесил его рядом с ружьем на кол у палатки и сказал:

— Огорчило меня, товарищи, чрезвычайное событие. Знаете ли вы в лесу большое высокое дерево, у которого молния расщепила верхушку?

— Есть три дерева в том лесу с расщепленными верхушками, — сказал я.

— Одно упало вчера, когда ветер был, — сказала Наташа.

— Правильно говоришь, моя хорошая!—обрадовался Гайдар, потому что радовался он каждому верному слову. — Но не о том дереве разговор. Мое дерево стоит на краю большого оврага, и наверху у него в расщепе гнездо большого орла с белой головкой и разными глазами.

— Знаем, — сказали мы все вместе.

— Так, хорошо... — сказал Гайдар. — А теперь, охотники, расскажу я вам про самое главное. Вышел я на охоту на рассвете и возле того самого дерева сел отдохнуть. Я сидел так тихо, что старый тетерев-косач подобрался ко мне на пять шагов и полчаса ходил вокруг, бормотал, ругался: кто-то оборвал на том месте самую лучшую ежевику.

— Ежевику я собирала, — сказала Наташа. — Только нечего ругаться старому косачу — ее вон там сколько...

— Не знаю, — сказал Гайдар, — но только вдруг шарахнулась эта птица через кусты в большом страхе. А я, заметьте, не шевелился и увидел, как из-под яра на тропинку вылезает волк...

— Подумаешь, невидаль! — сказали мы. — Рассказывай, не волнуйся. Каждую ночь волки воют на Толстой гриве.

— Но этот волк был не простой, — сказал Гайдар.

— Какой же? — спросили мы. — Синий, черный, белый? Ростом с лошадь?

— Волк был серый и даже немного облезлый, — сказал Гайдар, — но дело в том, что шел он по дну пересохшей старицы и катил впереди себя арбуз...

— Понятно, — сказали мы. — Хорошо, что не воз с сеном.

— Так я и знал, что вы мне не поверите, — грустно сказал Гайдар.

Покрутили мы головами и больше ничего товарищу не сказали. Но никто из нас не слышал, чтобы волки катали по лесу арбузы.

И не верить Гайдару мы не привыкли, и поверить ему тоже не могли.

Всем лагерем мы вышли к старой осине, шли долго. Мой охотничий пес два раза делал стойку, и я убил старого тетерева с белой лирой и огненными бровями. Но серого облезлого волка мы так и не встретили. А через неделю приехал к нам в лагерь из поселка Коловертного дед Захар — старый рыбак и колхозный сторож.

— Помогите, охотники, отбиться от волков! — сказал он. — Бахчи разоряют, спасу нет. Полное наступление открыли на колхозные арбузы. Не столько едят, сколько портят. Сорок арбузов разгрызет серый черт и только сорок первый съест.

Гайдар подошел поближе к старику.

— А бывает так, что волки с бахчи арбузы укатывали? — спросил он.

— Почему же не бывает? — сказал дел. — В позапрошлом году я сидел под яром, ловил сазанов, так он меня чуть не убил арбузом. Докатил до яра да спихнул арбуз в воду. Как бомбой ударил!

— Ну, а ты что?

— А я его удилищем.

— А он что?

— Убег, — сказал дед.

С вечера мы сели в засаду на колхозных бахчах, сами увидели, как волки грызут арбузы, а на рассвете попросили прошения у Гайдара за то, что не поверили его рассказу о лесной встрече.

— То-то, — сказал он, крепко пожимая руку. — Как же можно товарищу не верить, если вы сами настоящей правды не знаете!

Учитель : Почему А. Гайдар вернулся однажды в лагерь такой грустный? (Ответы детей.)

Обсуждение пословиц о честности и долге

Учитель предлагает учащимся несколько пословиц:

— Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

— Нет большего позора, как не выполнить уговор.

Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? (Ответы детей.)

— Приведите еще пословицы о честности и долге.

Подведение итогов классного часа

Классный руководитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаем в обществе.

Классный час «Зачем человеку быть честным?»

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:
Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Подготовительная работа:
Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.
Анкетирование учащихся по теме классного часа.
Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).

Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер.
Свеча, столик для свечи, скатерть.
Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

Честность есть простейшее выражение правды
С. Смайлс
Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.
Ф. Бэкон

Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.
Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на общение.
Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?

Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном качестве человеческого характера, как честность. (слайд №1, тема классного часа)
Готовясь к этому разговору, я на прошлом классном часе провела анкетирование.
Первый вопрос звучал так: (слайд №2, открываю постепенно шторку) что значит быть честным человеком?
В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.
Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.
Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.
Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.
Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.
По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? (слайд №1, показываю на тему классного часа)
«Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)
Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?
Справедливость, правда, смелость, порядочность.
А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).
Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф (слайд №1)
О чем эти высказывания, как вы их понимаете?
Задание «Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена»
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
А как бы вы поступили в подобной ситуации?
(слайд № 3 Круг)
это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?
(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)
Сценка «Лгун» (слайд № 4)
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.
Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.
Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)
Решил он пошутить и стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).
Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.
М: Волк! Помогите, волк!
Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)
Р: Но вот и вправду прибежал волк. (слайд № 5) Мальчик стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (слайд №6) (мальчик плачет)
Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.
(участники сценки садятся на свои места)
Вопросы для обсуждения:
Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)
Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)
Слайд №3 с кругом
Ребята, давайте запишем, что еще будет иметь честный человек: доверие (записываю на интерактивной доске)

Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.
1 группа: представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?
Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (слайд №3 круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)
2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:
-промолчите;
-поссоритесь;
-поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)
3 группа: Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?
(слайд №3 с кругом, пишу «не берет чужого»)
Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (слайд № 7 , ребята работают на интерактивной доске)
- Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы. (слайд № 8 с пословицами)
- Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)
Сказка о честном Зайчике и лгунье-Лисе
(слайд №9) Давайте составим сказку про честного зайчика и лгунью-лису, выбирая те слова, которые подходят нашим героям. Жил – был честный зайчик. Он был(на интерактивной доске дети выбирают подходящие определения). А по соседству жила лгунья – лиса. Она
- Какой совет нужно дать лисичке, чтобы изменилось к ней отношение?
Заключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
-Если мы честны, то (слайд №3 с кругом) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)
- Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать (слайд 10,солнце)
И подарить его людям! (Сергей Островский)
(показываю на солнце, слайд 10)
Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.
Домашнее задание:
Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.
Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?
Сочините стихотворение о честности, о честных людях.
Рефлексия
(слайд № 11) На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.
«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» Л.Вовенарг.«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым» В.Гюго.«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь» А. Дюма (сын).

Классный час «Зачем человеку быть честным?» - страница №1/1

Классный час «Зачем человеку быть честным?»
Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:


  1. Формировать у детей представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).

  2. Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.

  3. Помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.

  4. Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Подготовительная работа:

  1. Презентация классного часа, работа с интерактивной доской.

  2. Анкетирование учащихся по теме классного часа.

  3. Подбор материалов (афоризмы, сценка, ситуации для разыгрывания в группах, пословицы и т.д.).
Оборудование:

  1. Интерактивная доска, компьютер.

  2. Свеча, столик для свечи, скатерть.

  3. Организация пространства (стулья стоят полукругом, в центре круга горит свеча).

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон


  1. Вступительное слово классного руководителя, эмоциональный настрой.
Я рада всех вас видеть и рада сегодняшней нашей встрече. Давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг другу, настроимся на общение.

Ребята, в центре нашего круга горит свеча. Свеча – символ нашей открытости, честности, правдивости, искренности, символ того, что мы настроены на честный, откровенный разговор. Вы настроились?


  1. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о таком важном качестве человеческого характера, как честность. Готовясь к этому разговору, я на прошлом классном часе провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Ребята, давайте подберем синонимы к слову честность?

Справедливость, правда, смелость, порядочность.

А теперь подберите антонимы к слову честность? (Ложь, нечестность, обман, трусость).

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читаю эпиграф.О чем эти высказывания, как вы их понимаете?


  1. Задание «Неоконченный рассказ»
Ребята, послушайте, пожалуйста, очень внимательно один рассказ.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена…»

«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,-сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:


  1. Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

  2. Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

  3. Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

  4. А как бы вы поступили в подобной ситуации?
Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )


  1. Сценка «Лгун»
А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

Решил он пошутить и стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

М: Волк! Помогите, волк!

Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.(участники сценки садятся на свои места)

Вопросы для обсуждения:


  1. Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

  2. Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека) Ребята, давайте запишем, что еще будет иметь честный человек: доверие (записываю на интерактивной доске)

  1. Работа в группах
Ребята, а сейчас объединитесь в группы. Каждая группа получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

(пишу «не берет чужого»)


  1. Собери пословицы
А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу.

Давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы.

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)


  1. Сказка о честном Зайчике и лгунье-Лисе
Давайте составим сказку про честного зайчика и лгунью-лису, выбирая те слова, которые подходят нашим героям. Жил – был честный зайчик. Он был…(на интерактивной доске дети выбирают подходящие определения). А по соседству жила лгунья – лиса. Она…

Какой совет нужно дать лисичке, чтобы изменилось к ней отношение?


  1. Заключительная часть
Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

Кл. рук-ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность. Домашнее задание будет выборочным, оно напечатано на карточках, которые вы возьмете па перемене.


  1. Домашнее задание:

  1. Расскажите о своем поступке, где, на ваш взгляд, проявилась ваша честность.

  2. Расскажите, кого из ваших родственников, знакомых вы считаете честным человеком?

  3. Сочините стихотворение о честности, о честных людях.

  1. Рефлексия
На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»


Л.Вовенарг.
«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.
«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

Наш час общения закончен, идите на переменку отдыхать.

МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»

Зачем человеку быть честным?

час общения

(5 класс)

Классный руководитель:

Никифорова Лариса Александровна

Березовка, 2010

Тема: Легко ли быть честным и правдивым?

Цели:

1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь», учить детей говорить правду;

2) формировать нравственные качества человека: «честность», «правдивость»;

3) развивать коммуникативные качества, сотрудничество.

Оборудование: презентация, сердечки, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, карточки с заданием, шаблоны кукол.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Создание положительного настроя на занятие.

"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"

Упражнение «Комплимент».

- Ребята встаньте в круг. У меня в руках клубок настроения. Передавая этот клубок, вы говорите своему соседу по плечу комплимент.

Легко ли вам было говорить другу хорошее?

(Дети встают в круг. По кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток. По окончании упражнения весь класс оказывается «сшитым» вместе.

Порой, плохое, даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше хороших слов. Пройдите на свои места.

II . Постановка темы и задач занятия.

А сейчас посмотрите небольшую сценку. (Рассказ Л.Толстого «Правда всего дороже.)

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришел и спросил:

Кто разбил?

Мальчик задрожал от страха и сказал:

Отец сказал:

Спасибо, что правду сказал.

Почему отец сказал такие слова?

О каком нравственном качестве говорится в этом рассказе? (Правдивость, честность)

- О чем мы сегодня будем говорить? (О честности и правдивости)

- Тема нашего занятия «Легко ли быть честным и правдивым?» (Слайд 2 )

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”. Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет.

III . Беседа по теме занятия.

1.Структура «МИКС – ПЭА - ШЭА»

    Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.

    Учитель объявляет «Встаньте в пары!».

    Ученики образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

    Учитель задает вопрос и дает 3-5 секунд на размышление

    Ученики делятся мнениями со своими партнёрами, используя:

РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы), ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов)

    Фраза на завершение: Мне понравилось слушать о ….

    МИКС. Поднимите руку, найдите пару.

МИКС: Вопрос 1: - Что такое честность? (Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу).

Обсудите в ТАЙМД-ПЭА-ШЭА , свой вариант ответа.

Начинает партнёр, который выше ростом. У вас 20 секунд. 20 секунд. (слайд № таймер)

- Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с партнёром.

МИКС: Вопрос 2: - Что такое правдивость? (Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом).

Обсудите в ТАЙМД-ПЭА-ШЭА , свой вариант ответа.

Начинает партнёр, у которого светлее волосы. У вас 20 секунд. Включаю таймер. Время другого партнёра. У вас 20 секунд. (слайд № таймер)

- Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с партнёром и пройдите на свои места.

Легко ли быть честным и правдивым? (ответы детей)

- (Олег) Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать - в любом случае низко и глупо.

Лев Николаевич Толстой сказал:

Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.

2. Игра «Сердечко честности».

Структура «РАУНД РОБИН» обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос 1 раз.

На столах у вас лежат фломастеры. Каждый возьмет по 1 фломастеру. У каждой группы на столах лежит «сердечко честности», оно разделено на клеточки. Работаем в структуре РАУНД РОБИН. Получивший сердечко рассказывает, о своём честном поступке, затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу. Начинает партнёр №2. У вас 3 минуты.

Повесьте свои сердечки на доску.

Почему у вас получились такие красивые сердечки?

Потому что вы вложили в них всю свою душу, и каждый из вас внёс в них свою частичку честности.

3. Обсуждение ситуаций.

У меня в руках несколько вопросов. Я вам предлагаю ответить, как бы вы поступили в данных ситуациях. Выходим по одному, выбираем ситуацию и отвечаем на неё.

1. Вы покупаете продукты, и кассир дает Вам лишние деньги в виде сдачи. Вернёте ли Вы их?

2. Вы потратили сдачу от денег, которые дала мама на покупку продуктов, на какую-то вещичку, подумав, что мама всё равно не заметит.

3. «Я расскажу Вере о Любиных проблемах. А что в этом плохого? Может она и сама уже рассказала».

4. Вы нашли мобильник. Обрадуетесь находке, присвоив её, или попытаетесь найти хозяина?

5. Раздается звонок и выясняется, что это звонит человек, с которым Вы не хотите говорить. Попросите ли Вы маму сказать, что Вас не дома?

4. Пословицы и поговорки.

- Из двух частей составить пословицу о честности и правдивости. Одна часть на доске, вторая у меня на столе. Объяснить, как вы их понимаете.

Кто правдой живёт, что дрова руби.

Правду говори, да не всяк её творит.

Всяк правды ищет, тот добро наживёт.

(Кто правдой живёт, тот добро наживёт, Правду говори, что дрова руби, Всяк правды ищет, да не всяк её творит)

Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение .

5. Изготовление коллажа «Правда и ложь».

Сейчас вы будете работать в группах. Я предлагаю вам изобразить правду и ложь в виде девочек. У вас на столах лежат заготовки для девочек. Ваша задача раскрасить их так, чтобы было понятно, где девочка «Правда», а где «Ложь». В своей работе вы можете использовать цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы. Затем вы должны рассказать, почему именно так вы изобразили правду и ложь.

IV . Рефлексия.

Какой совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?

Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей...

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?

О чём заставил задуматься?

2.Выскажите свое мнение о нашем занятии. Закончи предложения:

    Занятие показалось интересным ……..

    Меня заставило задуматься……….

    Я хочу поблагодарить

Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, вспомните о своей кукле честности и не говорите неправды.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только