Семейная психология воспитание детей учебные пособия. Психология воспитания в семье. Типы и стили семейного воспитания

Семья - это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

Основа супружеской семьи - это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное - это успеть их вовремя исправить.

Литература l l Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спб. : “Речь”, 2000. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : “Сфера”, 2000. Стили родительского поведения// Школьный психолог. – 2000. - № 25. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМОПресс, 2000. - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).

Требования к знаниям: студент должен знать социально – психологические особенности семьи как социальной институции, типы и виды семей и семейных отношений, социально – психологические проблемы создания и развития семьи, взаимоотношения родителей и детей, их типы и психологическую природу, специфику семейного воспитания. l Требования к умениям: студент должен уметь анализировать социально – психологические аспекты семейного воспитания l

Содержание учебного материала Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья» . Историческая эволюция брачно – семейных отношений. Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи. Перспективы семьи. l Социальная психология семьи. Создание семьи. Мотивы вступления в брак. Статусно – ролевые и позиционные отношения в семье. Динамика функционально – ролевых, эмоционально – оценочных и ценностно – смысловых отношений в семье. Семейные нормы, традиции, ценности. Условия стабильности и качества брака. Семейные конфликты. Причины распада семей. l Возрастная динамика семейных отношений. Молодая семья. Особенности начального периода семейной жизни. Ценности молодой семьи. Рождение и воспитание детей. Семья и проблемы профессиональной и индивидуальной реализации. Социально – психологические закономерности и этапы развития семьи. Трудности в совместной жизни супругов и их преодоление. l Типы семей и семейного воспитания. Семья как симбиоз и тактика опеки в воспитании детей. Семья как формальная кооперация; тактики диктата и невмешательства во взаимоотношениях родителей и детей. Семья как событийная общность и тактика сотрудничества, доверия в отношениях детей и родителей. Межпоколенные взаимоотношения в семье. l

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис и др.). l В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. l Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина. l

Семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. l Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев) l Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале. l Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами (С. И. Ожегов) l

l l l l Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики: семья – малая социальная группа общества; семья – важнейшая форма организации личного быта; семья – супружеский союз; семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально- значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

Семью создают отношения «родители-дети» . Семья основа на единой общесемейной деятельности. Она характеризуется общностью людей, связанных узами супружества, родительства, преемственностью семейных поколений, а так же социализацией детей и поддержанием существования членов семьи. l «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества - родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп. l Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающие в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. l

В настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья (В. Сатир) l l l l l В зрелой семье можно получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь есть уважение и любовь. Члены семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность. l l l Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы. люди страдают, это наблюдается по их выражению лица, по языку тела. Лица в данном случае могут быть печальными, мрачными или ничего не выражать, не эмоциональные, напоминающие маски. Как будто они отстранены от происходящего и находятся в своем внутреннем мире. В таких семьях не расположены по отношению друг к другу, как будто они вместе живут случайно. В таких семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим близким.

Положительные характеристики благополучных семей (К. Г. Роджерс) : l преданность и сотрудничество, l общение, предполагающее открытое самовыражение, l гибкость отношений, l самостоятельность.

в дисгармоничных семьях положительных моментов, моментов радости меньше, чем отрицательных. l Причем положительных моментов к другим людям, вне своей семьи проявляется больше, чем в собственной семье. l Установлению честных искренних отношений в семье мешают предубежденности, семейные мифы, которые могут передаваться из поколения в поколение. l Есть дети, родители, члены семей, у которых низкая самооценка. Одна из причин низкой самооценки может быть наличие физического, интеллектуального или психического дефекта. Такие люди неуверенны, ожидают подвоха, унижения, оскорбления со стороны других людей. Своим поведением они начинают защищаться и создавать ситуации, которые провоцируют людей именно на такое поведение, которое они ожидают и провоцируют. После чего уходят в свой закрытый мир, в одиночество, в изоляцию, становятся апатичными, равнодушными и депрессивными. Такие люди строят отношения по типу деспотичных и властных, либо по типу покорности и принижения. Такие люди всего боятся, так как одиночество и недоверие всегда рождает страх. Они чувствуют себя неполноценными, безнадежными, неперспективными. l

l Вступление в брак и создание семьи ныне настолько заурядное явление, что кажется, так было всегда. l Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие и многие тысячелетия.

Традиционные брачносемейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений 1. законные (юридически оформленные, фиксированные) 1. 1. одиночество 1. 2. незарегистрированное сожительство 2. обязательно с желанием и наличием детей 2. 0. сознательно бездетный брак 3. стабильные 3. 0. разводы, повторные брачно-семейные отношения 4. мужская идеология (установка на главенство мужчины) 4. 0. открытый брак 5. сексуальная верность партнеров 5. 1. внебрачный секс 5. 2. свингерство 5. 3. интимная дружба 6. гетеросексуальность 6. 0. гомосексуальность 7. диадичность 7. 0. групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи

Незарегистрированное сожительство - эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак» , что терминологически является неверным, т. к. именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС). l Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу. l Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. l

l l l l В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это: домашнее хозяйство, распределение бюджета, воспитание ребенка (детей), проведение совместного досуга, общение. В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.

Э. Эриксон l Особенности переживания ребенком стадий своего созревания зависят от того, сумел ли реализовать основные потребности в любви и доверии, самостоятельности, в предприимчивости и признании.

Д. Боумрин, изучение особенностей родительского поведения у трех групп детей Компетентные – с устойчиво хорошим настроением, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения в группе, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. l Избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций. l Незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустационных ситуациях. l

параметры родительского поведения l l Родительский контроль: предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также более успешное освоение родительских стандартов и норм. Родительские требования: побуждающие к развитию у детей зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

параметры родительского поведения l l Информирование над контролем. – способы общения, стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения, и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, готовы выслушать их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко свои требования, чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани. Эмоциональная поддержка. – Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей. Испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

Компетентность ребенка l Адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку.

родительский стиль а) контроль: степень использования родителями власти для достижения согласия, а также оценка ими послушания как положительного качества. Один полюс был назван “контроль”, а противоположный “поддержка автономности”; l б) структурированность: обеспечение родителями детей ясными и последовательными принципами и правилами поведения; l в) вовлеченность: степень, в которой родители интересуются, знают и принимают активное участие в жизни своего ребенка. l

“поддержка автономности” 1) автономность как ценность; родители видят в автономности ребенка важную цель и условие воспитания в противовес признанию приоритетности послушания и конформности; l 2) воспитательные приемы: насколько применяемые методы мотивационного и дисциплинарного воздействия способствуют формированию автономности. Низко оценивались такие контролирующие методы, как физические наказания, использование поощрения для контроля поведения ребенка (вымоешь пол- пойдешь в кино). Высоко оценивалиь такие параметры, как аргументация и убеждение, ободрение и доброжелательная форма установления ограничений; l 3) недирективность, благодоря которой ребенок включается в принятие решения по поводу тех или иных проблем. l

Структурированность оценивалась по двум шкалам: l 1) наличие явных правил и норм поведения; l 2) последовательность применения этих правил.

Вовлеченность l оценивалась по трем шкалам: l 1) родительская информированность, степень знакомства с психологическими и поведенческими особенностями жизни ребенка; l 2) затраты времени на общение с ребенком; l 3) радость и удовольствие от общения с ребенком.

влияния родительских установок на мотивацию достижения - влияние подкреплений на мотивацию достижения, начиная с младшего школьного возраста опосредуется уровнем задаваемого родителями стандарта в отношении достижений ребенка, а также уровнем соответствия этого стандарта его индивидуальным возможностям; l -влияние подкреплений опосредуется также сроками формирования самостоятельности ребенка: слишком ранние и слишком поздние сроки неблагоприятны для становления мотивации успеха; l - большее значение, чем подкрепление имеет общая атмосфера воспитания- принятие родителями своего ребенка; l -недирективность в общении, отказ от контролирующих в пользу информирующих средств взаимодействия оказывает значимое положительное влияние на становление внутренней мотивации ребенка l

Гарбузов В. И. : 3 типа неправильного воспитания: А. Непринятие, эмоциональное отвержение, попытки «коррекции» , «улучшения» , Регламентация, навязывание ему единственно правильного поведения, непринятие до реального отказа, жесткий контроль, наряду с этим попустительство, равнодушие; l Б. (гиперсоциализация) – тревожно –мнительная концентрация внимания на ребенке, концентрация внимания на социальном статусе, на здоровье, ожидание успехов, стремление к многопрофильному обучению, недооценка реальных возможностей ребенка. l В. (эгоцентрическое) – кумир семьи, единственный смысл жизни, внимание всех членов семьи. l

А. В. Петровский l l l Диктат – систематическое подавление инициативы другого. Опека – отношения, при которых родители обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребёнка. Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей» . Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.

А. Е. Лично, Э. Г. Эйдемиллер: l l l Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением ребенка доходящей до полной безнадзорности, скрытая Г. – при формальном контроле, реальная невключенность в жизнь ребенка, недостаток тепла и заботы. Фрустрация потребности в любви и принадлежности. Провоцирует бродяжничество, праздный образ жизни. Доминирующая гиперпротекция – обостренное внимание и забота с мелочны контролем, обилием запретов и ограничений, что усиливает безинициативность и нерешительность, неумение постоять за себя. Сензитивные, астено-невротические подростки, гипертимы - протест Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу кумир семьи, потакание желаниям, обожание – высокий уровень притязаний, стремление к превосходству, с недостаточным упорством, психопатия истероидного круга.

А. Е. Лично, Э. Г. Эйдемиллер: l l Эмоциональное отвержение игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Постоянное недовольство. Иногда преувеличенная забота, но недостаток искренности, раздражение в общении, стремление избежать тесных контактов. Повышенная моральная ответственность – повышенные требования, не учитывающие возможности ребенка. Требования безкомпромиссности, честности, порядочности… Возложение на ребенка ответсвенности за жизнь и благополучие близкий (декомпенсация по психастеническому типу).

А. Я. Варга и В. В. Столин l l l «Принятие – отвержение» . Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. Выражение любви: l Контакт глаз l Физический контакт l Пристальное внимание l Дисциплина

Стиль родительского поведения - особенности темперамента Р. и семейные стереотипы l 9 независимых переменных темперамента. l Активность: степень, темп, частота, с которой моторный элемент – в поведении. ритмичность: регулярность в проявлении основных биологических функций – сна, дефекации, приема пищи. Приближение- избегание: первая реакция на новые стимулы. Адаптивность – легкость изменения начальной реакции в требуемом направлении. Интенсивность реакций: энергетический уровень на эмоциогенные стимулы Качество настроения: количество положительных по отношению к отрицательным (плач, волнение, страх). порог чувствительности, реактивности: уровень внешней стимуляции для возникновения реакции. Отвлекаемость: в какой степени внешние раздражители меняют поведение. Концентрация внимания, выносливость, какое время способен заниматься, несмотря на отвлекающие факторы. l l l l

Тема 1. Понятие техники семейного консультирования (срс – 20 часов).

Понятие о процессуально-технических параметрах семейного консультирования. Общие техники консультирования. Социометрические техники: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Семейное пространство», «Соломенная башня». Структурные техники: «Семейный ритуал», Поведенческие техники: «Родительский семинар», «Конструктивный спор», «Супружеская Конференция» «Семейный совет». Техники, основанные на использовании воображения: «Семейные фотографии», «Метафора», «Завершение предложений», «Сравнение ценностей». Парадоксальные техники. Техники организации беседы в семейной терапии. Техники прослеживания последовательностей взаимодействия. Циркулярное интервью.

Основная литература:

Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – С.291-333.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г.Силяевой.- М., 2002.

Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. - М., 2003.- С. 169-194.

Дополнительная литература:

Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара, 2002.

Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89», 2005.

Вопросы к экзамену (4 курс, 8 семестр) курс «Психология семьи и семейного воспитания»

    Объект и предмет психологического консультирования.

    Понятие «психологическое консультирование».

    Различные типы и уровни консультирования.

    Основные цели, задачи консультирования.

    Принципы психологического консультирования.

    Этапы психологического консультирования.

    Методы и приемы, используемые в консультировании.

    Требования к личности психолога-консультанта.

    Организация консультативной беседы (пространство, время)

    Первая фаза расспроса клиента. Способы и приемы работы на 1 фазе.

    Вторая фаза расспроса клиента.

    Гипотезы в психологическом консультировании. Способы их проверки.

    Организация психолого-коррекционного воздействия в беседе.

    Завершение беседы.

    Технологии ведения беседы.

    Рефлексия в психологическом консультировании.

    Эмоциональные техники консультирования.

    Использование альтернативных формулировок в консультировании.

    Перефразирование в психологическом консультировании.

    Техника интерпретации в психологическом консультировании.

    Использование парадоксальных вопросов в психологическом консультировании.

    Уточнение и углубление формулировки как техника в психологическом консультировании.

    Техника структурирования и руководство в психологическом консультировании.

    Техника молчания в психологическом консультировании.

    Фрустрация в психологическом консультировании.

    Активное слушание в психологическом консультировании.

    Признаки «плохого» и «хорошего» слушания.

    Невербальное общение в консультировании.

    Особенности индивидуального консультирования родителей по проблемам детей.

    Характеристика группового психологического консультирования родителей.

    Цели, нормы, принципы, отличительные особенности группового консультирования родителей.

    Перенос в психологическом консультировании.

    Контрперенос в психологическом консультировании.

    Сопротивление в психологическом консультировании.

    Способы организации взаимодействия с родителями в психологическом консультировании.

    Раппорт в психологическом консультировании.

2. Выберите верное определение понятия «семья»:

3. В классификации Дж.М. Болдуина стиль родительского отношения, при котором

«Существуют значительные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер и четком понимании ребенком смысла ограничений. Требования предъявляются постоянно и последовательно и признаются ребенком, как справедливые и обоснованные» называется

4. М.Ю. Арутюнян выделяет 3 типа семей с соответствующим родительским отношением, каких из них перечислены ниже?

5. По классификации Д. Баумринд инициативные общительные добрые дети воспитываются

6. В классификации Э. Г. Эйдемиллера повышенными заботой и контролем с большим количеством запретов характеризуется следующий стиль воспитания:

8. Для каких возрастных периодов характерны следующие оптимальные взаимодействия родителей и ребенка? Мать полностью подчиняет режим своей жизни режиму жизни ребенка, так как ребенок ни одной своей потребности не может удовлетворить самостоятельно.

9.Для каких возрастных периодов характерны следующие оптимальные взаимодействия родителей и ребенка? Мать доступна для ребенка, но не навязывается ему. Ребенок впервые в жизни завоевывает автономность от мамы, и сам определяет степень близости. Отец физически и эмоционально доступен ребенку.

10.Для каких возрастных периодов характерны следующие оптимальные взаимодействия родителей и ребенка? Ребенок отделяется от семьи, и между родителями и ребенком устанавливаются прочные эмоционально-теплые взаимоотношения, основанные на взаимном уважении и гордости родителей за достижения ребенка.

11. Какая стадия жизненного цикла семьи связана с проблемами привыкания супругов друг к другу, новым родственникам, организацией своего быта, планированием рождения детей и пр.?

12. Что является благоприятным результатом эдипова развития в дошкольном возрасте?

13. В чем заключается специфика семейного воспитания?

14. Нормативный кризис семьи, связанный с переживанием взросления и отделения детей от семьи, переживанием старения и чувства одиночества, чаще всего относится к

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.

Влияние семьи:

· семья осуществляет социализацию личности;

· семья обеспечивает преемственность традиций;

· важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

· существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Составные компоненты семейного воспитания:

· физическое - основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

· нравственное - стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

· интеллектуальное - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

· эстетическое - призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

· трудовое - закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь - поиск «легкой»» жизни.

Основные методы семейного воспитания:

· убеждение (объяснение, внушение, совет);

· личный пример;

· поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

· наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.

Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

Признаки: 1. наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. 2.такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. 3. особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Категории: неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, наконец, просто дети из неблагополучных семей.

а) неуспевающие дети. Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Психологические причины неуспев.: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Среди психологических причин первой группы выделим следующие три: 1) несформированность приемов учебной деятельности; 2) недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка; 3) неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности. Также причиной, лежащей в основе неуспеваемости, могут быть различные соматические заболевания, перенесенными ребенком в детстве.Другой распространенной причиной неуспеваемости - нежелание ученика учиться. Из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяет успех борьбы с недисциплинированностью.

б) недисциплинированные дети. Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей, мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс, срывают различные внутришкольные мероприятия, дерутся.

Главной причиной нарушения дисциплины подростки называют скуку, отсутствие интереса к выполняемой работе

в) дети с аффективным поведением

По мнению психологов, аффект - это низшая стадия эмоционального развития, характеризующаяся привязанностью к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью и яркой внешней выраженностью. У детей дошкольного возраста аффекты проявляются безудержным смехом или плачем, сильным страхом, асоциальным поведением. Часто такое поведение сопровождается прекращением начатой деятельности, отказом от выполнения задания и т.п.

Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

Если воспитание - формирование качеств личности «с нуля», то перевоспитание - переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности.

Процесс перевоспитания предполагает:

Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.

Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.

Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и стимулирования.

К задачам перевоспитания относят:

Применение таких социальных условий и воспитательных возможностей социума, которые способствуют ликвидации различных отрицательных влияний со стороны окружения;

Использование лечебной и воспитательно-педагогической работы в совокупности, с тем чтобы изменить или предотвратить возникновение внутренних предпосылок трудновос-питуемости;

Коррекцию последствий неправильного воспитания в семье и школе;

Коррекцию процесса психического развития подростка, которая включает в себя ликвидацию промежутков в интеллектуальном и нравственно-этическом развитии, определение и организацию целесообразного гигиенического режима в обществе;

Использование социально-правовых мер исправления или изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей;

Психологическую подготовку трудновоспитуемого подростка к самовоспитанию.

Функции перевоспитания:

Ликвидация отрицательных условий и обстоятельств окружающей среды, а также предупреждение возникновения оснований для трудновоспитуемое, целью, которой является усиление положительного развития подростка;

Коррекция самооценки и понимания себя как личности, которая осуществляется в соответствии с нормами, диктуемыми обществом, а также устранение недостатков формирования личности;

Ликвидация результатов неправильного и антисоциального воспитания в семье трудновоспитуемого подростка;

Активизация внутренних ресурсов личности с целью преодоления ею отрицательных стилей поведения.


Похожая информация.