Сюрпризные моменты в доу. Конспект занятия по математике в старшей группе: «Шкатулка с сюрпризом Сюрприз, сюрприз! Да здравствует сюрприз

Программное содержание:

— закреплять состав чисел в пределах 10, знания о плоскости, объемных геометрических фигурах, находить формы в окружающем мире;

— продолжать учить дошкольников измерять жидкие, сыпучие вещества и длину с помощью условных мерок;

— углублять знания о временах года и месяцах, календаре и часах;

— упражнять в умении составлять и решать арифметические задачи по сюжетным рисункам;

— развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию;

Воспитывать усидчивость, желание прийти на помощь ближнему.

Материал: ящик с орешками, письмо, карточки-билеты с геометрическими фигурами, плоскости и объемные геометрические фигуры, карточки с предметами разной формы; карты и знаки для решения примеров, цветные палочки Кюизенера, картинки-ассоциации месяцев, цветовой круг с временами года, часы, счетные палочки, перловка, манка, вода, дощечка, условные мерки для измерения.

Ход занятия воспитателя в старшей группе детского сада:

Воспитатель. Дети, сегодня утром почтальон принесла письмо, в котором адрес нашей группы и этот ящик. Давайте прочитаем это письмо.

«ДОРОГИЕ ДЕТИ! МЫ, ЗВЕРИ ЛЕСНОЙ ШКОЛЫ, ПЕРЕДАЕМ ВАМ ЯЩИК С СЮРПРИЗОМ. А ЧТОБЫ ЕГО ПОЛУЧИТЬ НАДО ВЫПОЛНИТЬ НАШИ ЗАДАЧИ.»

Воспитатель. Дети, а вы любите сюрпризы? Тогда выполним задачи лесных зверюшек? А чтобы дальше работать нам надо разделиться на команды. Мы сделаем это с помощью карточек с изображением геометрических фигур. Каждый из вас возьмет карточку, и подойдет к столу с изображением такой геометрической фигуры, которая изображена на вашей карте.

Задача №1

Вот первое задание: На столах стоят коробки с геометрическими фигурами. Надо выбрать геометрические фигуры, которые похожи на вашу геометрическую фигуру, изображенную на карточке.

Задача №2

Решите примеры. (Дети с помощью знаков и цифр решают примеры и задачи)

1. Из-под ворот видно восемь кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Две)

2. Летела стая гусей, двое впереди, одна сзади. Двое позади, одна впереди. Сколько было гусей? (Трое)

3. По небу летели воробей, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (Двое)

4. Какую посуду нельзя наполнить? (Полную)

5. Что будет с вороной, когда пройдет пять лет? (Пойдет шестой год)

Задача №3

Палочки цветовые уже ждут вас.

Числовой ряд из них нужно выложить сейчас

(Дети с помощью палочек Кюизенера выкладывают цифровой ряд, подсчитывают его прямым и обратным счетом, и выкладывают цифровой ряд)

Воспитатель. Что же, видимо, пришла пора, немного отдохнуть.

Хочу всех вас пригласить на физкультминутку и немного размяться.

Физминутка

Раз — подняли руки вверх,

Два — склонились все вниз.

Руки — в стороны!

Прыг — прыг — скок!

Наклонились, повернулись,

Друг другу улыбнулись.

Покрутились вправо — влево

Чтобы ничего не болело.

Раз, два, три, четыре!

Набираемся мы силы

Наклонились, повернулись

И товарищу улыбнулись.

Задача №4

Воспитатель.

Круг цветной дали нам зверьки,

Чтобы это значило малыши?

(Цветной круг — это четыре времени года: синий — зима, зеленый — весна, красный — лето, желтый — осень, у каждого времени года 3 месяца;)

Где еще можно увидеть месяцы? (В календаре)

Какие бывают календари? (Перекидные, настенные, настольные, отрывные)

С помощью чего еще можно определять время? (С помощью часов)

Задача №5

Чем измеряется длина? (Сантиметрами, метрами)

Объем — литрами;

Масса — килограммами.

Каждой группе нужно измерить что-нибудь условными мерками.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы, дети, все задачи вы выполнили. А сейчас ящик откройте, и сюрприз получите. (Дети открывают ящик, внутри орехи)

Это орешек не простой, а очень обаятельный, «орехом знаний» его назвали, чтобы вы умными росли.

Марина Харькина
Варианты сюрпризных моментов в младшем возрасте

Варианты сюрпризных моментов 1 мл. гр.

Варианты сюрпризных моментов 2 мл. гр.

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, мамы-животные перестали заботится о своих детях. Мишутка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса прогнать старуху -Лень. В конце дня сорока приносит детям письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в страну сказок. Для этого протягивается леска от любого шкафа

до более низкой опоры. Игрушка привязывается к леске, прячется за шкаф, в нужный момент она слетает (потянуть за леску).

3. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает игрушка, когда дети скажут ласковое слово или сделают доброе дело.

4. Прилетает Каркуша с письмом любого содержания от своих друзей.

5. В группе вырастает необычный цветок - цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков задание для ребят.

6. Вносится Волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открытии сундучка.

7. Из леса приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой (из цветной бумаги). Цвет шляпки меняется в зависимости от дел детей или ответов на вопросы.

8. К детям приходят персонажи кукольного театра - дедушка и бабушка. Они рассказывают о своей внучке. Дети оценивают ситуации, с которыми она сталкивается.

9. Педагог вносит книгу (с ручками и ножками, который учит детей.

10. Появляются воздушные шарики, за нитки к ним привязываются задания для детей.

11. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки и предлагает отправиться в путешествие.

12. Педагог вносит две маски - одна с веселым лицом, другая с грустным. Маски реагируют на ответы детей или их поведение.

13. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

14. Вырастает чудо-дерево, на которое дети вешают свои поделки, придумывают рассказ или сказку.

15. К детям в гости приходит курочка (игрушка, которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти.

16. Дети с воспитателем отправляются в царство Тишины, где нельзя двигаться, разговаривать, а можно только слушать.

17. Слышится плач в раздевалке. Ищем с детьми, находим котенка-игрушку (положить его предварительно на улицу, чтоб был холодный). Котенок рассказывает, что потерял свою маму и очень замерз. Мы его успокаиваем, чтоб развеселить, берем во все игры, позже находим его маму и просим пожить у нас.

18. К воздушному шарику привязать письмо от Незнайки, который просит детей разобраться, зачем нужен папа и что он умеет делать?

19. Въезжает Винни - Пух на большой машине, просит детей научить его быть настоящим медведем, также ходить, рычать. Остается с детьми на целый день,

наблюдает или участвует в играх детей.

Праздник в детском саду – это смена будничной деятельности, яркое, радостное событие в жизни ребенка.

Трудно представить себе праздник без сюрпризных моментов. Именно они вносят в праздничный сюжет элемент неожиданности, загадочности и мистификации.

Содержание сюрпризного момента определяется частью праздника. Например, в начале утренника – это может быть письмо или таинственный предмет. В середине праздника (основной части) – сюрпризом является появление персонажей, с которыми дети путешествуют, выполняя различные поручения. В этой же части активно используются различные инсценировки, подготовленные детьми в индивидуальной работе, игры, танцы и т.д..

В конце праздничного утренника сюрпризный момент, как правило, связан с раздачей детям подарков.

К сюрпризным моментам также относятся световые и звуковые эффекты, которые сопровождают весь ход праздничного мероприятия.

Для того, чтобы сюрпризный момент прошел удачно необходимо:

  • Его заранее спланировать и тщательно отрепетировать.
  • Четко продумать использование световых и звуковых эффектов, чтобы не переутомить детей и не вызвать перевозбуждения.
  • Учесть возрастные особенности детей, а также индивидуальную картину группы и особенности конкретного сценария.
  • Продумать материал, из которого будут изготовлены атрибуты к сюрпризному моменту, а так же условия их дальнейшего хранения.

Новый год – это любимый праздник и для детей, и для взрослых. В основе новогоднего сценария, как правило, лежит сказочный сюжет, в котором немало волшебных сюрпризов. Однако самым долгожданным моментом является появление подарков.

Вот некоторые из новогодних сюрпризных моментов, которые понравились и детям, и взрослым. Идеи позаимствованы из разных методических источников, однако модифицированы в соответствии с особенностями сценария.

1. “Волшебная свеча”

Это декоративный светильник “Camelion”, работающий на пальчиковых батарейках. При встряхивании он сам загорается, а если на него подуть – гаснет. Данный светильник можно использовать и как “волшебный фонарь”, который поможет найти дорогу в сказочном лесу и т.д. Данный светильник не является игрушкой для детей и используется исключительно взрослым героем. Например…

Д.М. Ай-да, елка, просто диво!
Так нарядна и красива!
Во многих я садах бывал –
Краше елки не видал!

Вед. Да, только огни на ней потухли, пока мы путешествовали.

Д.М. Это не беда! Вот моя волшебная свеча.
Дед Мороз достает свечу, свет приглушается.

Д.М. Ваши улыбки в свечу соберу, от улыбок этих свечу я зажгу. Свечка, свечка, раз, два, три – огнями елочка – свети!

Когда на елочке зажигаются огоньки, дети хлопают, затем свет включается полностью.

Вед. Огнями весело елочка сияет и на танец новогодний всех нас приглашает!

2. “Падающий снег”

Красиво смотрится при включенном зеркальном шаре. Под потолком протянуть леску по длине зала. Сделать из бумаги почти плоские кулечки-тарелочки и повесить их на нитках длиной 20-30 см на основную нить. В кулечки насыпать конфетти или резаную мишуру. Дергая за нить у стены, можно добиться вибрации основной нити и снег будет сыпаться. Например…

Дети исполняют танцевальную композицию “Елка, шарики, хлопушки…”

Эстрадная мелодия

Д.М. Молодцы, ребятишки! Славно с вами я плясал. Вы отличные ребята – смелые, надежные, веселые. Я хочу поздравить вас с Новым годом и порадовать подарками.

Вед. Д.М., а где твой мешок?
Дед Мороз достает мешок.

Вед. Дедушка, ведь он пустой!

Д. М. Я же волшебник! Сейчас я буду колдовать, снег в подарки превращать

Ветер посильней гуди, вьюга снежная, мети! “(идет снег”). Снег в мешок я наберу (Мороз набирает снег в мешок), вокруг елочки пройду (идет вокруг елочки, там меняет мешок и выносит большой). Всем подарки подарю!

Дед Мороз раздает подарки.

3. “Ледяной мешок”

Д.М. Вы нам пели и плясали,
А теперь нам, детвора,
В петь дороженьку пора!

Снегурочка. Слушай, Дедушка Мороз,
А подарки ты принес?

Д.М. Вот так горе, вот беда –
Их забыл в сугробе я!

Ну, да ладно! Вот волшебная веревочка, мы ее закинем в сугроб и без труда достанем мешок с подарками!

Дед Мороз закидывает веревку, с той стороны елки, где занавес и вытаскивает мешок с подарками, завернутый в большой целлофановый пакет.

Д.М. А вот и ваши подарочки!

Снегурочка. Так они же во льду!

Д.М. Давайте Саши, Даши, Сережи и Наташи,
Будем дружно дуть!
От вашего дыханья растает быстро лед,
И каждый на прощанье подарок унесет!

Дети дуют на мешок “во льду”, свет приглушается, раздается треск льда, свет гаснет, мешок “освобождается от ледяной корки”, свет включается полностью, Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки.

4. “Волшебные конфетки”

Д.М. Вы много пели, танцевали,
Красивые стихи читали,
А сейчас на радость вам
Я подарочки раздам!

Дед Мороз роется в карманах, достает маленькую конфетку, показывает.

Д.М. Вот! Нашел!

Снегурочка (огорченно). Дедушка, посмотри как много деток, а твоя конфетка совсем малюсенькая!

Д.М. (строго). А ты что, забыла про волшебный посох?!

Сейчас я посохом ударю,
Волшебные слова скажу
И эту – крошечку-конфетку,
Я в великана превращу!

А вы, ребята мне помогайте и за мною повторяйте!

Д.М. 1, 2, 3 – крошка – конфетка – расти!

Заклинанье произносится 3 раза, так же постепенно гаснет свет, вноситься большая конфета, свет включается, раздаются подарки.

5.“Волшебный снежок”

Д.М. Дед Мороз с детьми играл?

Дети. Играл.

Д.М. Возле елочки плясал?

Дети. Плясал.

Д.М. Дед Мороз детей смешил?

Дети. Смешил.

Д.М. Что еще я позабыл?

Все. Подарки.

Д.М. Я – веселый Дед Мороз,
Всем подарочки принес,
Но куда их положил?
Нет, не помню, позабыл…
Чтоб подарки вам раздать,
Нужно нам их отыскать,
Может быть они под елкой!
Загляну - ка я в мешок,
Там лежит большой,
(Дед Мороз вынимает бутафорский снежок.)
Да красивый он какой!
И, наверно, не пустой.
Там подарки могут быть,
Только как снежок открыть?
Знаю… Палочкой волшебной
Нужно тихо постучать,
А потом в ладошки хлопнуть,
Вместе всем снежку сказать:
“Раз, два, три! Снежок подарки нам – дари!”.
Дед Мороз и Снегурочка раздают детям подарки.

6. “Киндер-сюрприз”

Д.М. Вы – такие молодцы! Поиграл я от души!

Снег. Да, ребятки постарались
И теперь пришла пора
Для подарков детвора!

Д.М. Ох! Про них чуть не забыл! Вот мешок красивый, яркий, всех поздравлю, кто тут был (достает маленький мешочек).

Снег (растерянно). Дедушка, мешочек-то маловат – детей вон сколько!

Д.М. (Сердито). А я что – не волшебник?! (Достает из мешка “киндер”). Киндер маленький катись, да большим сюда явись!

Яичко катится под волшебную музыку, под веселую танцевальную музыку выходит большой киндер сюрприз.

Д.М. Вот волшебный мой сюрприз – здесь каждый свой получит приз!

Детям раздают подарки.

7. “Волшебный орешек”

Славно праздник мы встречали –
Пели и стихи читали,
Пришла пора прощаться нам,
Я вам подарочки раздам.
Есть у меня орех волшебный
Его в большой я превращу
И каждому из вас подарок
С огромной радостью вручу.

А вы, ребята, не зевайте, и колдовать мне помогайте.

Мы скажем дружно: “Раз, два, три – скорей лесной орех расти!”

Выключается свет, звучит “волшебная” музыка, орех “вырастает”. Дед Мороз и Снегурочка раздают подарки.

8. “Волшебный колпачок”

Д.М. Вот спасибо вам, певцы, все вы, дети молодцы! Что ж пришло время и мне вас порадовать. Какой же Новый год без подарков. Снегурочка, где мой волшебный колпачок?

Снегурочка подает Д.М. колпачок.

Д.М. Буду я колдовать, а колпачок – вырастать.
Станет он большой – а под ним – мешок мой!
Колпачок расти скорей,
В мешке подарки для детей!
1, 2, 1, 2 - будет рада детвора!

Во время колдовства свет приглушается, потом выключается совсем, колпачки меняются местами, свет включатся – под колпачком ничего нет. Колдовство продолжается: “1, 2, 1, 2 – мешок с подарками - живо сюда!”. Свет включается, из-под колпака достают подарки. Снегурочка, Д.М. раздают их детям. Ведущая и дети благодарят Деда Мороза за подарки.

9. “Волшебный мешочек”

Д.М. А теперь пора подарков. Где-то был мешочек яркий (достает из кармана мешочек). Помощь ваша мне нужна, повторяйте-ка слова: 1, 2, 3 - мешочек – расти!

Под сказочную музыку дети проговаривают слова, мешочек “вырастает”, детям раздают подарки.

Литература

  1. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. для студ. высш. учеб.заведений – Дубна: Феникс +. 2011.- 345 с.
  2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста – Шуя. 1993. – 280 с.
  3. Михайлова М.А. Детские праздники Игры, фокусы, забавы – Ярославль: “АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ”, “АКАДЕМИЯ К”. 2000. – 237 с.
  4. Морозова Е.И. Зимние праздники в детском саду – Москва: “Издательство АСТ”, “Сталкер”. 2007. – 286 с.

ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать...

4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках - таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). Дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

11. В группе «вырастает» необычный цветок - цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

12. Присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).

17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих - черные.

18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.

19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.

20. К детям приходят персонажи кукольного театра - дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.

21. Входят персонажи - Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.

22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.

23. В группе присутствует добрый Домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки.

24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.

25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.

26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.

27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, - подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).

28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.

29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.

30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.

31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.

32. Педагог вносит две маски - одна с веселым лицом, другая - с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.

33. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.

34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.

36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.

37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.

38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.

Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.

40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.

41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.


Инна Прокофьева
Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется.

Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты я включаю в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей детского сада.

Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку-дошкольнику интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей.

«Пусть удачи, неудачи,

Пусть полет и вверх, и вниз.

Только так, а не иначе.

Да здравствует сюрприз!»

Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии. На занятиях с детьми, пользуясь своей картотекой, я включаю поэтические строки, стихи и загадки для создания образа героя, для сюрпризного момента и подачи нового материала. Кроме того, я использую картотеку музыкальных приветствий с сюрпризными моментами. Для внесения сюрприза я сделала волшебную коробочку, из которой каждый раз появляется сюрприз-игрушка, с помощью которой я разыгрываю игровую ситуацию. Например, к малышам пришла в гости собачка:

Музыкальный руководитель: «Посмотрите, кто появился из нашей волшебной коробочки?»

Дети: «Собачка!»

Музыкальный руководитель: «Давайте поприветствуем собачку хитрым голосочком (вежливым, важным, по-собачьи «гав – гав)»

С детьми старшего дошкольного возраста при слушании музыки «Клоуны» Д. Кабалевского я использую появление клоуна на занятии как сюрпризный момент.

Тема сюрприза, сюрпризных моментов в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста тесно связана с игрой – основным и ведущим видом деятельности дошкольников. Каждая игра дает возможность проявить свои творческие способности, фантазию и может иметь неожиданный поворот в развитии действия, удовлетворить любопытство ребенка. При проведении игр с детьми, при разучивании новых песен, при смене природных явлений я использую дидактические пособия: «Тучка», «Капелька», «Солнышко», «Веселые ладошки».

В сценариях и развлечениях сюрпризные моменты всегда желаемы. Сюрпризность проявляется либо в необычности появления чего-то или кого-то, либо в необычности самого предмета, явления. Сюрприз часто приносят герои праздника: например, сказительница, которая неожиданно появляется в начале утренника и ведет детей в сказку. Также замечательным сюрпризом могут быть полюбившиеся герои из мультипликационных фильмов: Маша и Медведь, Карлсон, Винни Пух, Айболит, Фрекен Бок и другие.

Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершить спектакль. Например, в завершении сценария новогоднего утренника я включила сюрприз «Живой мешок», причем мешок появился огромного размера, говорящий.

Дед Мороз: Ах ты, батюшки, мешок,

Сам по себе сюда идет.

Ты куда ж запропастился?

Мешок: Путешествовать пустился.

Дед Мороз: Должен ты стоять на месте,

Или ходить со мною вместе.

Мешок: А сегодня, в Новый год,

Будет все наоборот!

Детям было очень удивительно, что мешок может танцевать и говорить, и быть такого большого размера.

В досуге «Путешествие по королевству «Будь здоров!» воспитатели исполняли роли Гребешка, Тетушки Мочалки, а в празднике мыльных пузырей – Веселушки, Тучки Плакучки, Бармалея, доктора Айболита.

Из чего же может складываться сюрприз? Конечно, это эффекты: сверкающие иллюминации (светящиеся месяц, звезды, различного рода подсветки, звуки гремящего грома, шума ветра, дождя и другие музыкально-шумовые эффекты.

В утренниках и досугах я тоже использую музыкальные шумовые эффекты: шум богатырского сражения (при появлении богатырей, звуки вьюги (при появлении матушки Зимы, шум ручья (изображение весеннего леса, топот копыт (Иванушка на коне, скрип (при поворачивании избушки на курьих ножках, шум вертолета (появление Карлсона…

Особую роль наряду с сюрпризными моментами играет в действии спектакля сама музыка. Например, в сценарии «Веселый огород» очень большой сюрпризный эффект создает тревожная музыка в момент нападения мышей на грядки. «Овощи» буквально цепенеют, когда появляются крадущиеся мыши. Под жесткую, настороженную музыку движутся мыши. Музыка предвещает и появление мышиного короля, героя определенного характера, образ которого нарисован звуками. В новогоднем утреннике под настороженную музыку происходит превращение большого Деда Мороза в маленького Деда Мороза.

В младшем дошкольном возрасте чаще используется показ кукольного театра, приход различных игрушек и кукол на праздник, развлечение. Если малыши в большей степени зрители, созерцающие действие, то в старшей группе дети сами с удовольствием принимают участие в сюрпризных моментах. Им доставляет удовольствие не только порадовать себя, но и других людей. Например, роль «Красной шапочки» на новогоднем утреннике в младшей группе исполняла девочка старшего дошкольного возраста. В сценарии «Два Деда Мороза» Дед Мороз-взрослый персонаж играл главную роль вместе с Дедом Морозом-ребенком.

Придя работать в это дошкольное учреждение, я увидела, что в этом коллективе работают творческие и талантливые педагоги, которые имеют настоящие актерские способности, желание приносить радость и дарить положительные эмоции взрослым и детям. Вместе с руководителем ДОУ мы создали творческую группу из коллектива детского сада. Мы объединились единой идеей, чтобы каждый праздник и досуг в детском саду был настоящим праздником души у детей и взрослых. Мы создали творческую группу, в которой обсуждаем проекты праздников и развлечений: составляем и обсуждаем сценарии, продумываем декорации и атрибуты, оформляем их, создаем эскизы моделей костюмов и изготавливаем их самостоятельно.

Очень важна роль костюма каждого персонажа, приходящего на праздник. Костюм одновременно служит средством раскрытия образа и украшением действия. Например, восторг и удивление было и у детей, и у зрителей, когда появился Кощей Бессмертный на новогоднем утреннике. Костюм и грим Кощея вызвали общее восхищение и ощущение того, что пришел настоящий «Кощей» из сказки. Фея в воздушном блестящем платье из новогоднего утренника по сказке Ш. Перро «Золушка» создавала настоящее ощущение доброй волшебницы.

Сюрприз в конце праздника зависит от содержания самого спектакля: удивительным сюрпризным моментом в завершении летнего праздника было появление мыльных пузырей для всех детей от Хохотушки. Дети получили удовольствие и эмоциональное наслаждение. На осеннем празднике «Осень в деревне» Дедушка и Бабушка угощают детей пирогами. На новогоднем празднике Дед Мороз раздает волшебные снежинки. Дети загадывают желания и подбрасывают снежинки вверх. После этого подарки появляются в зале.

У детей вызвал большой интерес сюрприз с избушкой на курьих ножках. Примером может служить отрывок из сценария:

Баба Яга: Нет у меня никаких подарков, и все тут! (закрывает окно, и избушка со скипом отворачивается от Деда Мороза )

Дед Мороз: Избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом! (избушка поворачивается )

Баба Яга: Куды повернулась? К лесу передом, а к деду задом! (избушка так поворачивается 2-3раза ).

Баба Яга: Ах, я устала! Спать, хочу! (Изба поворачивается и приседает )

Дед Мороз подзывает к себе детей. Предлагает весело потанцевать, похлопать в ладоши, разбудить бабулю. Под веселую музыку дети и Дед Мороз танцуют, избушка присоединяется к ним.

Баба Яга: Ой! Все бока поотбивало, все косточки переломало! Все не могу больше! Отдам подарки!

Сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях несут большой эмоциональный заряд, украшают действие, сплачивают коллектив артистов и зрителей в единой радости. Заканчиваю свой творческий отчет словами из песни:

«А мы бросаем скуке вызов,

Потому что, потому,

Жить на свете без сюрпризов

Невозможно никому!»

Публикации по теме:

Формы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой.

Использование развивающей среды в организации спортивных игр, их элементов с детьми старшего дошкольного возраста Спортивные игры (хоккей, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, городки) требуют от детей большой самостоятельности, быстроты,.

Доклад на тему: «Закаливание детей - как одна из форм организации режимных моментов в ДОУ». ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 3 Тарановой Л. В. Работаю.

Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры – комплексность.